сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Иногда приходится обсуждать людей за глаза Ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение – близки. ( Иов. 36:17 ). Язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. ( Иак. 3:8–10 ). Кто про кого за глаза говорит, тот того боится. Грязью играть – руки марать. В глаза не льсти, а за глаза не брани. Русские пословицы. Никого не должно осуждать и судить, также и хвалить бессмысленно; ибо не знаем, что у кого в сердце кроется, и часто безумно называем того злым, кто внутри и на самом деле добр, и того добрым, кто внутри зол, и так судьями неправедными бываем. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Услышав слово, порицающее и осуждающее ближнего, остерегись, чтобы через слух не принять участия в грехе чужого языка. Святитель Филарет, митрополит Московский (1783–1867). Не желай слышать о чужих лукавствах, потому что при этом черты тех лукавств написываются и в нас. Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.) Не люби слушать о чужих падениях, чтобы и твой грех не был выслушиваем всеми. Не должно доверять говорящим худо, потому что часто бывает клевета по зависти; но надобно лучше доискиваться истины. Человек, который хвалит ближнего в его отсутствие, то же, что собирающий доброе в свою сокровищницу. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Если в беседе уклоняешься в осуждение, перемени разговор на полезную беседу. Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн (VI век). Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего; но лучше скажи ему: «Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи, и как могу его осуждать?» Преподобный Иоанн Лествичник († 649). Если ты не в состоянии заградить уста осуждающему друга своего, то, по крайней мере, остерегись вступать с ним в общение. Преподобный Исаак Сирин (VII век). Если пред тобою брат будет оклеветывать брата, то не скажи и ты: да, точно так; но или молчи, или скажи: «брат! Я сам грешен: будучи в числе осужденных, никак не могу судить другого». Так спасешь и себя и душу говорящего с тобою от осуждения. Неизвестный старец, из «Отечника». Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Для чего нужны скорби? Только для вразумления наказывает Господь приближающихся к Нему. (Иудифь, 8:27). Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его. ( Прем. 2:19 ). Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает. ( Рим. 5:3–5 ). Без муки нет и науки. Кушанье познается по вкусу, а святость по искусу. Золото не золото, не побывав под молотом. Русские пословицы. Всякий грех совершается для наслаждения, и всякое прощение грехов получается чрез страдание и печаль. Преподобный Фалассий (VII век). Как счастье возносит, так беда смиряет и в познание себя приводит человека. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Прискорбный случай разумному подает воспоминание о Боге; того же, кто забывает о Боге соразмерно с тем огорчает. Смотри на исход всякой невольной скорби, и найдешь в ней отъятие грехов. Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.) Неудобства в здешней жизни некоторым образом необходимы: откуда можно узнать, насколько преуспел ты в надежде на Бога, если всё сбывается по твоему желанию? Откуда будет известно, что ты любишь нищету, если изобилуешь богатством? Откуда узнаешь, что имеешь мужество переносить бесчестие, зависть человеческую, если проводишь свою жизнь в радости без всяких ограничений? Святитель Иоанн, митрополит Тобольский († 1715). Ничто столько не располагает души к любомудрию, как скорбь. Спасение не в том состоит только, чтобы не делать зла, но и в том, чтобы самим мужественно терпеть зло. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Всякий христианин чем-либо да испытывается: один бедностью, другой болезнью, третий разными нехорошими помыслами, четвертый каким-либо бедствием или уничижением, а иной разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры, и надежды, и любви Божией, то есть к чему человек более склоняется, или еще пригвожден к земному, чтобы человек-христианин чрез подобные испытания сам видел, в каком он находится положении и расположении, и невольно смирялся.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Отчего мы осуждаем других? Не судите, да не судимы будете. ( Мф. 7:1 ). Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?.. ( 1Кор. 2:11 ), Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. ( Рим. 2:1 ). Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. ( Рим. 14:4 ). Не ищи правды в других, коли ее в тебе нет. Над кем посмеешься, тот над тобою поплачет. Русские пословицы. Ум, стяжавший духовную любовь, ничего такого не думает о ближнем, что не приличествует любви. Преподобный Фалассий (VII век). Опасное, братие, искушение – без нужды рассматривать недостатки и грехи других людей и прельщать себя мыслью, что мы не таковы, как они. Точно, это значит прельщать самих себя. Глумясь над пороками ближних, мы нарушаем заповедь любви к ближним, оскорбляем Бога, их милующего, оскверняем наш ум нечистыми представлениями, подвергаемся опасности быть порицателями невинных и даже будущих святых. Святитель Филарет, митрополит Московский (1783–1867). Христиане не должны осуждать ни явную блудницу, ни грешников, ни людей бесчинных, а простодушно взирать чистым оком. Преподобный Макарий Великий (IV век). Осуждая, не терпя других, ты не позволяешь Владыке быть снисходительным и к твоим грехам. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Малодушие и порицание ближнего смущают мысль и не допускают ей видеть свет Божий. Кто презирает нерадивых, тот разрушает в себе покаяние. Преподобный Исаия Отшельник († 370). За какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает. Судить значит бесстыдно похищать сан Божий; а осуждать значит погублять свою душу. Преподобный Иоанн Лествичник († 649). Чего хотим мы от чужой тяготы? Есть у нас, о чем заботиться, братья! Каждый да внимает себе и своим грехам. Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поскольку Он знает и душевное устроение каждого и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение, и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он сам Один знает.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Необходимо ли наказывать ребенка? Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей. ( Притч. 29:17 ). Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе. Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его. ( Сир. 30:12–13 ). Много учен, а недосечен. Не побивши, не выучишь. Русские пословицы. Недостаточно только сказать или предложить увещание, но должно оградить многим страхом, чтобы пресечь беспечность юности. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Возможно ли получить хорошего человека из того ученика, которого не наказывали?.. Диавол всех слуг своих по головке гладит: только иди, мол, моим широким путем, зато после вдоволь накормлю всякою теснотою, особенно в аду. А Господь как ведет к Царствию Небесному? Путем тесным и шероховатым. Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Соломон учит: Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его ( Притч. 19, 18 ). Наказывай – значит, учи, давай полезные наставления; но также и собственно: наказывай за проступки. Но премудрый поставляет предел суровости наставления и строгости наказания: не действуй с досадою и раздражением и не возбуждай досады и раздражения. Раздраженный наставник не наставляет, а раздражает. Шумом раздражения заглушается голос истины. Наставляй добродушно; обличай кротко и мирно; наказывай умеренно и с сожалением. Соломон побуждает к такому действованию, обещая от него добрые плоды. Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей ( Притч. 29:17 )… Премудра и спасительна та родительская любовь, которая, стесняя саму себя, несколько удерживает ласку к детям, несколько скупится на утешения им, чтобы сберечь сие в поощрение и в награду их послушанию или успехам в полезном учении… Наконец, Евангелие, которое вообще вместо духа страха пред законом, господствовавшего в Ветхом Завете, распространяет дух любви и свободы, и в правилах воспитания смягчает древнюю строгость. Св. Апостол Павел пишет: отцы, не раздражайте чад ваших, но воспитывайте их в наказании и учении Господни ( Еф. 6:4 ). И в другом послании: отцы не раздражайте чад ваших, да не унывают ( Кол. 3:21 )… Из того, что в ветхозаветном учении о воспитании видно более строгости, а в евангельском более свободолюбивой кротости, естественно, рождается вопрос: должно ли следовать исключительно последнему и совсем отложить первое? Чтобы разрешить сей вопрос, обратимся к изречению св. Апостола Петра: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного ( Гал. 4:1–2 ). Видите, он говорит о строгом воспитании как не предосудительном, обыкновенном и должном. Святитель Филарет, митрополит Московский (1783–1867). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1: 2, 5,7). Не пора ли и нам прислушаться к богодухновенным словам, " примерить " их на себя? Господь воспитал и возвысил Россию благодатью Своей, хранил ее, пока предки наши хранили верность Православию и соблюдали чистоту исповедания. Возмущение против этих исконных начал народной жизни стало отправной точкой на пути к катастрофе семнадцатого года. Это очевидно - так почему же мы до сих пор упорствуем в равнодушии, спим, вместо того, чтобы поспешить с покаянным признанием собственной вины и приложить все старания к исправлению? Исчахло русское сердце, лишившись потоков благодати Божией, напоявших его, покуда жили в нем благочестие и страх Божий. Русские земли опустошены, как после вражеского нашествия. Города наши, ставшие рассадниками растления физического и нравственного, горят в смрадном пламени порока. Чужие голоса поучают нас по радио. Чужие лица врываются в наши дома с экранов телевизоров. Во что нас надо бить еще, чтобы мы поняли, осознали наконец гибельное свое положение? Чтобы мы обратили взоры свои на небо, к Тому, Кто сказал: " Призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя... " (Пс. 49: 15).      И сбудутся тогда на нас иные пророчества: " На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь " (Ис. 54: 7-8). Да будет так!      Восстанем же, братия! Будем бдительны. Облечемся в святую ревность, отринем уныние и робость. Приведем свою жизнь в соответствие со спасительным вероучением Православной Церкви. Се, ныне Господь призывает нас поработать на ниве Своей, да не услышим осуждающий глас Его: " Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих... Итак, будь ревностен и покайся " (Апок. 3: 15-16,19).      Покаемся же в нерадении своем и поревнуем святому делу Божию - возрождению Дома Пресвятой Богородицы, Православной России.      Сие и буди, буди! Аминь. Конец, и Богу Слава! < >< назад >

http://zavet.ru/book/ioanns03.htm

И вот читаем в послании – апостол Павел предупреждает, что «будут те, кто имеет вид благочестия, будут отвержены». Так и тут видно, что Господь откололся от них. Как будто служба идет в основных своих чертах такая, как у нас, но это только внешность. «К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих в грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» ( 2Тим. 3:6, 7 ). Среди женщин больше, чем среди мужчин, бывает таких, которые, как будто бы интересуются духовными вопросами, читают священные книги, ведут беседу со старцами, с подвижниками, с монашествующими и т.д. однако, остаются при своем, в своей греховной суете. Когда-то одной искренней, как будто бы благочестивой женщине, написал святитель Феофан Затворник . Та ему писала о том, как она ищет благочестивой жизни, а святитель Феофан говорит: «Вы только толкуете да разговариваете, а не ищете, как следует». «Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине» ( 2Тим.3:8 ) Кто это такие Ианний и Иамврий, которые противились Моисею? Ианний и Иамврий были волхвы фараона. Когда Моисей творил чудеса, то эти волхвы сами творили чудеса. Помните, Моисей бросил свой жезл, и он обратился в змею. Те тоже бросили, их жезлы тоже обратились в змеи. А что получилось дальше? Жезл Моисея поглотил их жезлы. Так Ианний и Иамврий противились Моисею. Имена этих волхвов только отсюда мы и знаем, в Библии их нет. В Ветхом Завете говорится только о том, как они сопротивлялись Моисею, но имена не названы. Вероятно вы помните, что они сумели сделать две или три казни, подобно Моисею. А на какой-то казни они остановились, сказали: «Нет! Это – перст Божий!» " Как они противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они немного успеют; ибо их безумие обнаружится пред всеми, как и с теми случилось» ( 2Тим. 3:8, 9 ). История с принятием автокефалии показала насколько духовно разложилось человечество. Многие разложились и из нашей эмиграции. Ведь, пока существовала Американская Митрополия, Зарубежной Церкви с ней еще можно было говорить. Там сидели другие русские, которые как-то призывали к единению. Но когда они заявили о своей автокефалии, то те, у кого еще русская душа есть, должны были сразу выйти. Ясно, эта автокефалия была получена от патриарха Алексия, который не сам ее дал, а Куроедов. Московская Патриархия в своих действиях, особенно заграницей, сразу выступить не может без благословения советской власти. Так что эта автокефалия принята от товарища Куроедова. А он через советскую иерархию непосредственно царит над всеми.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

Русские православные самодержцы являются единственными в мире независимыми правящими православными монархами и ктиторами Православного Востока, находящегося под мусульманским игом. И, конечно же, для духовно-нравственного самодержавного стержня, для жизни Церкви весьма органично было иметь празднование Собора Русских святых. Но, как известно, произошло далее в истории усиление смуты, разрыв великого русского народа на разные княжества, иногда враждующие между собою. Следующая попытка введения этого праздника в РПЦ предпринималась при Патриархе Никоне. Он как идеолог соединения Великороссии с Малороссией стремился, чтобы празднование Киево-Печерских и Московских святых выпадало в один день! Свержение патриарха остановило воплощение этих идей на долгий период. Эта идея забылась. И только в 1918 году на Соборе РПЦ эта идея нашла воплощение. Кровавые многомиллионные жертвы безбожного режима, а далее чудесное спасение Руси в период ВОВ от фашистской орды с помощью покровительства Матери Божьей (откровение митрополиту Илии Гор Ливанских) вновь возвратило народ к Церкви. В 1946 году было восстановлено торжественное празднование «Собора всех святых в земле Российской просиявших» – вторая неделя после Троицы. Говоря о происхождении русской православной цивилизации и возникновении празднования «Собора всех святых в земле Российской просиявших», нужно отметить, что это не только каноническая территория Русской Церкви от Закарпатской Руси (Пудкарпатская Русь на местном наречии) до Приморской Руси (Владивостока), от Севера – Поморской (Голубой) Руси до древней Тавриды (Крыма) и Кавказа, но и в первую очередь это духовный и метафизический феномен – Святая Русь – Цивилизация Христа. Это нравственный идеал христианина. По словам апостола Павла: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр. 12:23-24)

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/23/na...

Это ли не Торжество Православия?! Ободритесь малодушные, соберитесь с силами растерянные, соединитесь воедино рассеянные, утрите слезы плачущие, замолчите не знающие правды, вразумитесь бесчинные... Не бойтесь, русские люди, - Суд Божий вершится над нашим возлюбленным Отечеством! Услышите, родные мои, исполненный неизреченной Любви глас Того, с именем Которого наши славные предшественники жили и умирали, боролись и побеждали: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32). Россия - не Содом, где даже и десяти праведников не нашлось. Миллионы православных шли и идут за Христом на Голгофу! И сегодня, в последние времена, несмотря на весь смрад и ужас, казалось бы, повсеместно господствующего зла, лицемерия, лжи, стяжательства, измены, трусости, духовного распада и нравственного растления, без всякого сомнения, есть еще на Руси отважные воины Христовы, способные насмерть встать на защиту православных русских святынь, осуществить Божий замысел о России, восстановить попранное и, запечатлев своей кровью верность Спасителю, с честью завершить трагическую и героическую Русскую историю. Нас, Русских, можно обмануть, предать, ограбить, оклеветать, покалечить, даже убить. Но победить Русских невозможно. И не из-за нашей этнической «исключительности», а потому, что мы с Тем, Кто сказал: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь... Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10). «Вы опытны, изворотливы и хитры, - властно обличает и предупреждает «творцов катаклизмов» митрополит Иоанн. - Вы знаете, что всякий народ - это дитя. Русский же народ, сверх того - дитя доверчивое, доброе и простосердечное. Вы дурачите его сказками о «народовластии», мутите его разум с помощью «средств массовой дезинформации», вымогаете - ложью и лестью - на всяких «выборах» и «референдумах» его согласие на собственную смерть, предлагая оказать вам доверие и одобрить вашу подлую, безнравственную политику уничтожения России. Вы - в который уже раз - надеетесь обмануть всех и вся, но... «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение» (Лк. 10, 21). Так поучал учеников Своих Иисус Христос, свидетельствуя о том, что великое сокровище истинной духовной и необоримой веры дано будет тем, кто младенчествует злобой и завистью, коварством и лицемерием. Да будет так! И свершится тогда над народом русским древнее пророчество, гласящее: «Не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей. Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою» (Ис. 41, 10-11). Пусть же свершится на нас воля Божия - всеблагая и всесовершенная...»

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/...

Прежде всего, будучи членами тела Христова, членами Его Святой Церкви, мы должны чувствовать себя не чужими друг другу, не предоставленными самим себе одиночками, невнимательными к другим и болезненно обидчивыми, когда дело касается нашей собственной личности, но должно поступать «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг к другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» ( Еф. 4: 2–3 ). Живя в обществе, где не все являются христианами, но все составляют предмет заботливого попечения Божия, Который »хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины«, мы должны проводить »жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте« ( 1Тим. 2:4, 2 ). Именно такой жизнью будет святиться великое и всеспасительное имя Божие, будет расти и укрепляться добрая слава Церкви, возвышаться наше христианское достоинство. Будучи плотью от плоти и кровию от крови своего народа, христианин должен с особенным достоинством исполнять свой патриотический долг. Этот священный и радостный долг должны выполнять и мы, русские люди, научаясь лучшим примерам подлинно христианского патриотизма у великих святых Божиих, таких как святой благоверный великий князь Александр Невский, святитель Алексий, митрополит Московский, преподобный Сергий Радонежский, святой священномученик патриарх Гермоген, и памятуя, что великое множество известных своей святостью верных сынов нашего Отечества на протяжении многих веков усердно молилось о том, чтобы наша страна всегда была богохранимой и Святой Русью. В нашей семейной и частной жизни мы также призваны являть достоинство нашего звания, создавая вокруг себя атмосферу любви и мира, следуя замечательному завету преподобного Серафима Саровского : «Стяжи себе мирный дух, и тысячи спасутся вокруг тебя!» Звание христианина есть то бесценное сокровище, которое несравненно превосходит все ценности мира сего. Оно есть та драгоценная жемчужина ( Мф. 13:45–46 ), ради приобретения которой слышащий слово Христово и разумеющий готов пожертвовать всем, что имеет, как пожертвовал когда-то всем своим прошлым великий просветитель нашего народа святой равноапостольный великий князь Владимир. Этим званием дорожили и с достоинством несли его бесчисленные сонмы святых мучеников, исповедников, преподобных и праведников, ведомых миру и неведомых, всем сердцем возлюбивших Господа, помышлявших о горнем более, чем о земном, всегда помнивших слова нашего Спасителя: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф. 10:32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

23 октября 1914 года Николай Ярушевич был пострижен в монашество ректором академии епископом Анастасием (Александровым) - иерархом, оказавшим большое влияние на духовное развитие будущего митрополита. 24 октября Ярушевич уже рукоположен во иеродиакона, а 25-го - в сан иеромонаха. Вскоре он выехал на фронт - началась Первая мировая война. Ярушевич служил духовником-проповедником в санитарном поезде, а с ноября 1914-го - священником лейб-гвардии Финляндского полка. На фронте отец Николай тяжело заболел: у него развился ревматизм с осложнением на сердце. Впоследствии болезнь сказалась роковым образом... Ярушевич, отозванный с боевых позиций, возвратился к научно-педагогической работе в академии. С 19 августа 1915 года преподавал в Санкт-Петербургской духовной семинарии литургику, гомилетику, практическое руководство для пастырей, церковную археологию и немецкий язык. В декабре 1916 года он был назначен священником церкви Святителя и чудотворца Николая при Николаевской детской больнице. Грянула Октябрьская революция. О судьбах верующих людей нашей страны в целом и Николая Ярушевича в частности можно сказать словами Нового Завета: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр., 2:13). Возможно ли было сохранить веру в Бога под игом воинствующего атеизма? Кому-то покажется, что нет. Но не зря великие философские русские умы считали русский народ «богоносцем», единственно сохранившим полноту сердечного постижения Христа. Именно на Русской земле сбылось предрекание Спасителя: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф.,7:18). История Русской церкви в ХХ веке ещё раз подтверждает эти слова. Несмотря на то что Троцкий и его последователи со знанием дела лепили из Церкви образ врага и сделали всё для её уничтожения, врата ада не одолели её. Невзирая на тревожные годы, Ярушевич не оставлял научных занятий: в 1917 году он защитил диссертацию «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г.», став магистром богословия и удостоившись Макарьевской премии. Следом Ярушевич подготовил докторскую диссертацию на тему «О бессмертии души», но не успел её защитить. Рукопись погибла во время блокады Ленинг рада.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010