В 1850 г. работу на территории совр. Н. начала Американская баптистская миссия, созданная Южной баптистской конвенцией. Ее представитель Томас Дж. Боуэн вместе со своими чернокожими помощниками из юж. штатов США создал миссионерские общины в Иджайе и Огбомошо. Чернокожие миссионеры лучше находили общий язык с коренным населением и были менее подвержены малярии и проч. заболеваниям. Однако при каждой баптист. миссии находился белый суперинтендант. В сер. XIX в. в Гвинейском зал. возобновили работу католич. миссионеры (из Об-ва африканских миссий, созданного Парижским об-вом заграничных миссий специально для проповеди в Африке). Деятельность католич. миссионеров распространялась в регионе к западу от р. Нигер до р. Вольта среди переселившихся сюда бывш. рабов. В 1860 г. был основан апостолический викариат Дагомея. Постепенно создавались католич. миссии в Лагосе, Абеокуте, Ибадане и Ойо. В 1885 г. монахи Конгрегации Св. Духа приступили к работе среди народа игбо в Восточной Н. В 1887 г. пресвитерианин Самуэл Александр Билл из Сев. Ирландии отправился в Н. для проповеди среди народа ибено. На берегах р. Ква-Ибо он основал миссию, которая в 1891 г. стала независимой орг-цией. В 1893 г. пресвитерианские проповедники Ролланд Бингем, Уолтер Гауанс и Томас Кент начали проповедь в Северной Н. В 1904 г. Суданская объединенная миссия соединилась с Суданской внутренней миссией для проведения миссионерской работы в регионах Адамава, Бенуэ и Борну. Мн. миссионеры не могли приспособиться к африкан. климату и умирали от тропических болезней. Языковой барьер преодолевался с помощью переводчиков из местных племен и благодаря изучению миссионерами африканских языков. С кон. XIX в. африканцы, получившие христ. образование, становились проповедниками и помогали в управлении общинами, в организации образовательных и медицинских учреждений. С кон. XIX в. в Н. в миссионерских церквах коренные жители активно стремились получить доступ к управлению общинами. Мн. африканцы чувствовали себя чужими внутри иностранных миссий и организовывали протестные движения, стремясь показать, что христианство не противопоставлено африкан.

http://pravenc.ru/text/2565194.html

А. А. Королёв, О. В. Шаталов Сочинения К. в основном относятся ко времени его миссионерской деятельности в Азии (между 1541 и 1552). Они написаны на кастильском и португ. языках, отдельные фразы и выражения - на латыни. Как правило, К. писал небрежно и с перерывами, в текстах нередко встречаются длинные и трудные для понимания фразы, повторы и пространные отступления. Большинство сочинений миссионер диктовал помощникам, но 8 сохранившихся автографов показывают, что он смешивал лат., кастильские и португ. слова и не заботился об орфографическом единообразии. Мн. письма сохранились в неск. отличающихся друг от друга версиях (viae). Среди сочинений К. выделяются пространные письма-отчеты о проповеди христианства в Азии, приватные письма Лойоле, Родригишу, кор. Жуану III и др. лицам, а также инструкции и распоряжения миссионерам-иезуитам. Лойола велел К. как можно чаще отправлять в Рим отчеты, адресованные всем членам Об-ва Иисуса и предназначенные для публикации с целью привлечь внимание широких кругов европ. общества к проповеди христианства. Как правило, К. ежегодно составлял открытое письмо-отчет о своей деятельности и неск. приватных писем со сведениями, не предназначенными для оглашения. Среди инструкций К. миссионерам, работавшим в Азии, выделяется пространное наставление Барзею (Epistolae. 1945. T. 2. P. 80-101), важное для изучения пастырских методов ранних иезуитов. Вероятно, в 1548 г. К. составил «Правило и установление, которые нужно соблюдать ежедневно, чтобы поручить себя Богу и спасти свою душу» (Ibid. 1944. T. 1. P. 441-460), адресованное как иезуитам, так и мирянам. В нем описан распорядок дня христианина, перечислены темы молитв и медитаций, указаны методы ежедневного испытания совести. В «Правило...» включены краткие поучения о борьбе с разными видами грехов, о поведении в церкви и т. д. Подобные указания содержатся в инструкции иезуиту-новицию Жуану Браву, основные темы к-рой - вдумчивая молитва, медитация, обновление обетов, испытание совести и борьба со страстями (Ibid. 1945. T. 2. P. 161-166).

http://pravenc.ru/text/2462095.html

обр. выходцы из Республики Кореи, стран Юго-Вост. Азии и Африки. В 2016 г. был рукоположен 1-й священник-монгол. Католическая миссия активно участвует в социальных проектах: содержит детский сад, техническую школу, столовые для бездомных, 2 фермы. Центр им. Ф. Вербиста оказывает помощь бездомным детям. Протестантизм Протестантский миссионер из Шотландии Дж. Гилмор. Фотография. 2-я пол. XIX в. Первые попытки проповеди протестантизма в М. предпринимались с севера - из Бурятии, и с юга - из Китая (Внутренняя М., Калган (ныне Чжанцзякоу)). Миссионеры старались общаться с монголами, приезжавшими в Китай по торговым делам или в паломничество, передавали им Библии. В нач. XIX в. моравские братья начали работу над переводом Библии на калм. язык. Для этого они привлекли Я. И. Шмидта, к-рый к 1826 г. перевел НЗ на монг. и калм. языки (в 1829 вышло исправленное издание перевода). В 1817-1841 гг. в Бурятии работали протестанты Лондонского миссионерского об-ва (Эдвард и Сара Сталибрас, Корнелиус и Бетти Рамн и др.), завершившие перевод Библии на монг. язык. С 1870 г. миссионерской деятельностью в степных районах М. занимался шотл. миссионер Дж. Гилмор. В нач. 1884 г. он обратил в христианство одного монгола, к-рый в течение последующих 4 лет распространял Библию в М. После смерти Гилмора (1891) и до восстания ихэтуаней в 1900 г. миссионеры Т. Кокрейн и др. проповедовали в Чаояне (Китай), куда по торговым делам приезжало много монголов. В 1893 г. в М. прибыл шведский миссионер Ф. А. Ларсон. В основном проживая в Ордосе (Внутренняя М.), Калгане (Китай) и Кяхте, он тем не менее провел ок. года в Урге и бывал там почти ежегодно по делам. Начав как представитель Миссии Скандинавского альянса, в 1902 г. он примкнул к Британскому и зарубежному библейскому об-ву. С 1896 г. в Урге работали неск. норвежских миссионеров. В 20-х XX в. шведские миссионеры начали деятельность в Халун-Ус (Внутренняя М.). В нач. XX в. протестантские миссионеры, работавшие в Китае (напр., Р. Стерт), неоднократно выезжали в М., распространяя там Библию. В 1919 г. шведка Г. Нильсон открыла в Урге клинику. Однако все попытки христианизации монголов в XIX - нач. XX в. приводили к весьма скромным результатам, что было связано с сильными позициями буддизма и кочевым укладом жизни коренного населения. В 20-х гг. ХХ в. протестант. орг-ции в М. оказались вне закона, монг. правительство провело против них ряд репрессий.

http://pravenc.ru/text/2564110.html

4 июля 1796 г. Синод доложил императрице о состоянии миссионерской деятельности в Сев. Америке и подтвердил своевременность направления туда епископа. Согласно имп. указу от 19 июля 1796 г., было повелено, «способствуя обращению народов, в части Северной Америки обитающих, к познанию и принятию православной нашей веры с толикими успехами производимому... учредить для сего епископа викарного Иркутской епархии с именованием епископа Кадьякского и прочих прилежащих к тому в Америке островов, назначая на содержание его с домом и потребными служителями противу прочих викарных архиереев из казны нашей по 4030 руб. 18 коп. ежегодно. В сей сан епископский посвятить отправленного на помянутые острова для учения евангельского архимандрита Иоасафа в Иркутске» с тем, чтобы хиротония совершена была Иркутским епископом единолично из-за удаленности епархии (РГИА. Ф. 13. Оп. 2. Д. 52. Л. 118-121; РНБ ОР. Ф. 1000. Оп. 3. Д. 1178). Новому епископу вменялось в обязанность заботиться об устройстве новых церквей и о привлечении местных жителей к изучению рус. языка и грамоты. 30 сент. 1797 г. Святейший Синод обратился к имп. Павлу I за разрешением пригласить И. в С.-Петербург для хиротонии во епископа, объясняя это тем, что И. покинул колонии летом 1798 г., прибыл в Иркутск только 30 нояб. 1798 г. и не смог бы отправиться обратно на Аляску до весны следующего года. Император отказал Синоду в приглашении в столицу архимандрита для хиротонии по финансовым причинам. В ответ на запрос Синода о своей деятельности И. не позднее сер. 1798 г. составил «Топографическое, климатическое, статистическое и нравственное описание о-ва Кадьяка». Это первое описание Америки на рус. языке, сделанное на основе изучения местной природы, быта и нравов, было напечатано в окт. 1805 г. в ж. «Друг просвещения» (сохр. ркп. текста в расширенном варианте). В работе И. даны точные географические координаты острова, «климатерическое» описание, статистическая сводка и «эстетическое» описание быта и нравов местных жителей. И. писал о полезных ископаемых, морских промыслах, условиях для занятий сельским хозяйством, об обычаях, о религии и погребальных обрядах островитян. Труд архимандрита вызвал интерес имп. Александра I, который рекомендовал президенту С.-Петербургской АН барону А. Л. Николаи напечатать его.

http://pravenc.ru/text/578080.html

Церкви в жизнь совр. общества. Понимая неэффективность сдерживающих и запретительных мер в борьбе с секуляризацией, распространявшимися неверием и религиозной индифферентностью, Л. призывал способствовать развитию новых форм миссионерской деятельности в католич. Церкви, а также повышать уровень католич. образования. В противовес концепциям материализма и научного позитивизма Л. предложил развивать католич. философию на основе томизма , т. к. учение Фомы Аквинского обосновывало взаимосвязь между философией и религ. верой. Возрождению томизма как философской системы католич. Церкви была посвящена энциклика «Aeterni Patris» от 4 авг. 1879 г. В том же году 15 окт. Л. основал в Риме папскую Академию Фомы Аквинского (см. ст. Академии папские ), одним из президентов к-рой он назначил своего старшего брата Джузеппе Печчи, возведенного 12 мая 1879 г. в достоинство кардинала. Брат Л. способствовал объединению теологов из ордена доминиканцев и из Об-ва Иисуса в деле развития неотомизма . Папа поддержал начало полного критического издания трудов Фомы Аквинского (1-й том опубликован в Риме в 1882). Для противодействия популярным в то время критическим исследованиям Библии Л. положил начало развитию католической библеистики. В энциклике «Providentissimus Deus» 18 нояб. 1893 г. папа указал на допустимость использования при изучении Библии научных методов, если они согласуются с верой в богодухновенность Свящ. Писания. 30 окт. 1902 г. апостольским письмом «Vigilantiae studiique» Л. учредил папскую Библейскую комиссию, занимавшуюся католич. экзегетикой Свящ. Писания, в т. ч. путем ответов на вопросы о понимании текста Библии; комиссия также занималась цензурой текстов, связанных со Свящ. Писанием, чтобы избежать публикаций выводов, противоречащих католич. вероучению. В 1880 г. с целью поощрения научно-исторических исследований Л. разрешил ученым, чьи труды получили одобрение Папского престола, доступ в Ватиканский секретный архив , который до этого был практически закрыт для исследователей.

http://pravenc.ru/text/2463275.html

995 Проф. A.A. Бронзов. Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности. СПб., 1884. С. 175–199. 999 Проф. A.A. Бронзов. Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности. СПб., 1884. С. 175–199. 1023 А. 3-в. Казуистика и судьбы ее в римско-католической церкви/Вера и разум. 1890. Кн. 4. С. 207. 1024 См.: прот. В. Сперанский. Мысли бл. Августина о лжи/Душеполезное чтение. 1876. Август. С. 484. 1026 Учению бл. Августина о лжи по его сочинениям «De mendamio» u «Conmra mendatium» посвящена хорошая статья в январской кн. «Странника» за 1915 год. 1031 H.Cremer. Riblisch – theologisches Wörterbuch der neutestament- lichen Gracitat. Gotha, 1902. S. 122–127. 1052 Таковы, например, Цезарь де Беккария (1738–1794), Шлейермахер (Die christliche Sitte. P. 251; Appendix 13, 121); Толстой (B чем моя вера? Geneve, 1891. С. 36); Вл. Соловьев (Собр. соч. Т. 7. Оправдание добра. Нравственная философия. СПб., 1903. С. 545–550); авторы «Голоса священника» о смертной казни и об убийстве как средстве политической борьбы (Волна. 1906. 4), анонимные авторы статей в «Церковном Вестнике» (1906. 26: В. И. Библия  и смертная казнь; 27: А. Д-ов. Смертная казнь; о. А-в. Думы; 1907. 2 и 3. По поводу полемической статьи о. А-ва); авторы некоторых беглых заметок в “Церковной газете” свящ. Филевского, теперь приостановленной; автор “Письма в редакцию” в “Смоленского вестника”, за 1906; проф. Н.О. Сумцов; (По поводу одного духовного чтения/Южный Край. В.И. Экземплярский (Несколько мыслей по поводу защиты смертной казни в русской богословской литературе последнего времени. Киев. 1907.). 1053 Таковы, например, Кант (Rechtslehre. Bd. 5. S. 168 и дал.; Гегель (Philos. des Rechts. S. 345); Сталь (Fundamente einer christl. Philosophie. S. 150; Philosophie des Rechts. Bd. II. 2, g. 542. 3 Aufl. 1854.); Тренделенбург (Naturrecht. S. 124 и дал.); Роте (Theologische Ethik. 2 Aufl, Bd. 5. S. 278 и дал.); И. Кратиров (Ответ на «Голос священника о смертной казни»/Вера и Разум. 1906. 1 и «Вопрос о смертной казни при свете христианского учения». прот. Е. А-в (Думы о Думе/Церковный вестник. 1906. 21, 25 Против думской отрыжки/Христианское чтение. 1906. Декабрь) И. Мариупольский. К вопросу о смертной казни. По поводу суждения о ней в периодической печати/Миссионерское обозрение. 5; В. Соколов . Нужна ли смертная казнь? M., 1906; проф. прот. Т.И. Буткевич . Речь, произнесенная прот. Т.И. Буткевичем в заседании Государственного Совета 27-го июня 1906 года при обсуждении вопроса об отмене смертной казни/Вера и разум. 1906. 14 и «О смертной казни. По поводу суждений Н.С.Таганцева»/Колокол. 1906. 257); Г. Троянов. Убийство и смертная казнь/Киевские епархиальные ведомости. 1907. 3, 5, 6) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

П. вступил в брак с вдовой А. Г. Гильдебрандт. Во время 2-й ссылки П. крестил неск. новообращенных, проводил религ. собрания и по предложению местного епархиального начальства принимал участие в диспутах с правосл. миссионерами и семинаристами. Перед окончанием ссылки П. получил приглашение стать пастором в русско-нем. баптистской общине г. Тульчи (ныне Тулча, Румыния). В июле 1895 г. он с семьей вернулся в Тифлис, а затем выехал за границу. За 5 лет работы П. община увеличилась на 60 чел. В этот период он написал ряд статей о преследованиях баптистов за веру в Российской империи, к-рые были опубликованы в журналах «Беседа» и «Свободная мысль», издававшихся за границей. В 1901 г. вернулся в Тифлис, где 6 лет прослужил пресвитером в баптист. общине, а затем переехал в Одессу. В июле 1905 г. вместе с Д. И. Мазаевым и В. В. Ивановым представлял русских баптистов на I Всемирном конгрессе баптистов. В 1907 г. принял участие в объединительном съезде баптистов, евангельских христиан и новомолокан-захаровцев в С.-Петербурге, а позднее избран председателем 1-го баптист. миссионерского об-ва. В 1909 г. на съезде в Ростове-на-Дону П. был избран председателем Союза баптистов. В 1910-1911 гг. работал главным редактором ж. «Баптист» - печатного органа баптистов России. В 1911 г. П. стал делегатом II Всемирного конгресса баптистов в Филадельфии. В 1913-1914 гг. совершил миссионерское путешествие по всей европ. части России, Сибири и Дальн. Востоку. В этот период неск. раз попадал под следствие и провел в тюрьме в общей сложности 1 месяц и 20 дней; последний раз он был ненадолго арестован в янв. 1914 г. в г. Благовещенске. В нач. 1916 г. за издание брошюры «Возрождение через крещение» П. был приговорен к 8 месяцам заключения. В том же году Московская община баптистов избрала П. пресвитером и он с семьей переехал в Москву. После Февральской и Октябрьской революций 1917 г. П. продолжал активно проповедовать и участвовать в организационной деятельности Союза баптистов. В течение 1922-1923 гг.

http://pravenc.ru/text/2578608.html

Т. С. Денисова История христианства В 70-х гг. XV в. португ. мореплаватели, купцы и сопровождавшие их католич. монахи из Сан-Томе основали первые миссии на гвинейском атлантическом побережье. В 1515 г. 3 священника посетили г. Бенин, где они пробыли 2 года. Действовавшие здесь миссии подчинялись основанному в 1534 г. еп-ству Сан-Томе, первым предстоятелем к-рого был августинец Гаспар Као. В 1577 г. он отправил в Варри 2 миссионеров-августинцев, к-рые жили в городе в течение года и крестили наследника престола, впосл. основавшего католич. династию. В нач. XVII в. на миссионерском поприще августинцев сменили капуцины . Однако католич. проповедь на раннем этапе не принесла существенных результатов: христианство принимали лишь некоторые правители и их приближенные, к-рые по мере ослабления связей с Португалией теряли интерес к новой вере и возвращались к традиц. культам. К кон. XVII в. исчезли последние следы пребывания католич. миссий на территории Н. С. А. Краудер. Фотография. 2-я пол. XIX в. С. А. Краудер. Фотография. 2-я пол. XIX в. В 1-й пол. XIX в. начался новый этап распространения христианства на юж. побережье совр. Н. Отмена работорговли способствовала всплеску религ. энтузиазма среди зап. миссионерских орг-ций, при поддержке к-рых бывш. рабы возвращались из Америки и с Карибских о-вов на атлантическое побережье Зап. Африки. В 1841 г. англикане из Церковного миссионерского об-ва направили в дельту Нигера миссионерскую экспедицию под рук. Самуэла Аджая Краудера. В кон. 50-х гг. XIX в. за счет активного приобщения местных жителей к европ. образованию миссия значительно окрепла. Уже на ранних этапах становления Англиканской Церкви в Н. активную роль в этом процессе играло африкан. духовенство. В 1864 г. был создан 1-й англиканский диоцез с центром в Лагосе, 1-м англикан. епископом стал африканец Краудер. В 1842 г. проповедники Уэслианской методистской миссии Томас Берч Фриман и Хенри Таунсенд прибыли в Бадагри и Абеокуту соответственно для окормления освобожденных рабов-христиан, поселившихся в этих местах. В апр. 1846 г. представитель Шотландской миссии Хоуп Мастертон Уоддел был направлен в Калабар, бывш. центр работорговли, расположенный в Южной Н. на р. Кросс, для создания пресвитерианской церкви. Его работа в этом регионе оказалась успешной, и в 1858 г. была основана пресвитерия Биафры.

http://pravenc.ru/text/2565194.html

Школы были тесно связаны с миссионерскими пунктами, чаще всего они носили конфессиональный характер, хотя при объединенных миссиях, образованных в 30-х гг. XX в., возникали и межденоминационные школы. Как правило, в школах давали начальные знания, учили читать и писать, изучали Библию. Образование способствовало внедрению европ. ценностей и культуры в быт местного населения, обеспечивало миссии квалифицированными сотрудниками: учителями, церковнослужителями, строителями и т. д. Позднее появились местные кадры в сфере сельского хозяйства, торговли, гос. управления и разработки месторождений. Правительство выпустило офиц. постановление об обязательной регистрации школ, местные руководители получили соответствующие полномочия по их инспектированию. Образовательное учреждение должно было подчиняться местной администрации и представителям Генеральной миссионерской конференции, которые создавали прецедент сотрудничества между гос-вом и религ. орг-циями в области образования. С 20-х гг. церкви лишились определяющей роли в образовании. Кодекс местных школ, разработанный в 1927 г., утвердил гос. стандарты в сфере образования в З., после чего количество школ при миссиях значительно сократилось. По окончании второй мировой войны правительство в нек-рых провинциях открыло собственные школы. Хотя нек-рые церкви видели в политике гос-ва попытку исключить религию из образовательных структур и открыто сопротивлялись такому процессу, многие из протестант. миссий вынуждены были передать управление своими школами гос-ву. Первой политической организацией коренного населения стала созданная в 1946 г. Федерация ассоциаций благосостояния. В 1948 г. на ее базе сформировалась партия африканцев - Конгресс Сев. Родезии, переименованный в 1951 г. в Африканский национальный конгресс Сев. Родезии (АНК). В 1952 г. был создан Конгресс африканских профсоюзов Сев. Родезии. Эти политические организации добивались привлечения коренного населения к управлению страной, ставили целью введение всеобщего избирательного права.

http://pravenc.ru/text/182545.html

Еп. Исаакий (Положенский) учредил в 1892 г. епархиальный комитет для заведования противосектантской и противораскольнической миссией, способствовал распространению в епархии внебогослужебных собеседований пастырей с прихожанами. При нем количество церковноприходских школ и школ грамоты увеличилось со 151 до 243. Еп. Неофит (Неводчиков) инициировал открытие в Кишинёве отд-ния Императорского Православного Палестинского об-ва. Еп. Иаков (Пятницкий) ввел должности противосектантских миссионеров в каждом уезде, в 1899 г. открыл миссионерское Христорождественское братство, заменившее епархиальный миссионерский комитет, благотворительное Александро-Невское братство подчинил непосредственно епархиальной власти. В авг. 1901 г. прошел I епархиальный съезд миссионеров. На рубеже XIX и XX вв. еп. Иаков дважды ходатайствовал перед Синодом о разрешении публиковать книги на молдав. языке. В 1900 г. он инициировал издание русско-молдав. краткого молитвослова, русско-молдав. листков нравоучительного содержания. В дек. 1902 г. в Кишинёве усилиями еп. Иакова было организовано Бессарабское церковное историко-археологическое об-во, офиц. открытие которого состоялось 4 апр. 1904 г. В 1907 г. об-во создало церковно-археологический музей. В 90-х гг. XIX в. значительно выросло число церковных школ в Бессарабии, этот рост продолжился и в нач. XX ст. В 1907 г. имелось 606 церковных школ, в т. ч. 8 двухклассных, 176 школ грамоты, 408 одноклассных, 8 воскресных и 6 второклассных, а также 2 образцовые школы - при семинарии и жен. уч-ще. К 1914 г. в К. е. насчитывалось 663 церковные школы (13 двухклассных, 617 одноклассных, 33 школы грамоты). В апр. 1904 г. еп. Иаков одобрил предложение кишинёвского Христорождественского братства ходатайствовать перед Синодом об издании богослужебных книг на молдавском языке. Реализация этой инициативы началась при Кишинёвском еп. Владимире (Синьковском) . Епархиальный съезд духовенства в нояб. 1905 г. принял решение об учреждении молдав. церковной типографии и о введении молдав. языка и молдав. церковного пения в качестве необязательных предметов в Кишинёвской ДС и в духовных училищах, что и было исполнено в 1906 г. В окт.-нояб. 1905 г. в Кишинёвской семинарии происходили революционные волнения, занятия прекратились. В основном протест имел политическую направленность, студенты выступали за «демократизацию» учебного процесса, выдвигалось также требование преподавания молдав. языка и по желанию - болгарского. После возобновления занятий в янв. 1906 г. в учебную программу семинарии был введен молдавский язык.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010