Не менее интересны также послания, письма и резолюции митр. Сергия по различным вопросам церковной жизни, в том числе связанные с расколами и разделениями, происходившими в 1930-х гг. в СССР и в русской церковной диаспоре. То же относится к определениям Священного Синода (наряду с текущими печатались и некоторые постановления за 1928-1930 гг.), касающимся конкретных дисциплинарных проступков священнослужителей (таких определений больше всего), общих вопросов канонической дисциплины, вопросов богослужебной практики и оргвопросов. Определения по каноническим вопросам особенно ярко характеризуют сложную обстановку 1930-х гг., в том числе характерное для тех лет расстройство церковно-епархиальной жизни, падение церковной дисциплины, понижение уровня богословской подготовки и упадок канонического сознания в среде пастырей и архипастырей, зачастую не прошедших академической школы; по этой причине большое место в синодальных определениях отводилось мотивировке принимаемых решений, отчего некоторые определения превращались в настоящие богословские экскурсы, например, определение «О мироварении» (о дне освящения св. Мира) от 29 марта 1932 года 9-10). В 1935 г. с усилением в СССР государственного давления на религиозные организации издание было прекращено. В 1943 г. в условиях изменившегося отношения власти к Русской Православной Церкви Журнал был возобновлен; символично, что первый номер вышел 12 сентября 1943 года, в день восшествия на Первосвятительский престол, пустовавший почти два десятилетия, Святейшего Патриарха Сергия. С тех пор и до сего дня Журнал выходит ежемесячно (исключением являются 1994-1996 гг.). Его тираж, составлявший в 1940-х годах 15 000 экз., постепенно увеличивался, дойдя к 1989 г. до 32 000 экз.; в последующие годы в связи с экономическими трудностями начального периода перестройки тираж снизился, составив в 1995 г. всего 3000 экз.; далее вновь начал возрастать (в 2008 г. — 9000 экз.). В 1940-х гг. объем каждого номера варьировался в зависимости от наличного материала от 22 до 104 стр., составляя в среднем 60 стр.; в 1950-х гг. — в среднем 72 стр.; в 1960-1980-х гг. — 80 стр.; в 1990-х гг. — 88 стр.; к 2008 г. он достиг 96 стр.

http://patriarchia.ru/db/text/5306940.ht...

А один из наблюдателей религиозного возрождения Церкви еще в 1920 г. написал в книге «Русская Церковная смута» следующее: «Церковная жизнь к 1920 году восстановилась полностью, а может быть, да­же превзошла старую, дореволюционную. Вне всякого сомнения, что внутренний рост церковного самосознания верующего русского общества достиг такой вы­соты, равной которой не было за последние два столетия русской церковной жизни» (Профессор Стратонов, Берлин, 1931 г.) Еще многое можно бы рассказать в этом отделе о внутренней жизни в Церкви; в заключение упомяну о чине священного мироварения. Как и прежде, так и теперь святое миро приготовляется при усердных молитвах, архиерейскими богослужениями в течение трех дней варилось благо­вонное миро, а на четвертый день оно было торжественно освящено за Боже­ственной Литургией митрополитом Сергием при сослужении еще восьми архиереев. Не будет излишним упомянуть еще и об одной незначительной вещи, но характерной для Церкви и русской, и заграничной. Как известно, здесь в Америке, а отчасти и в Европе духовные лица не носят открыто присвоенных им специальных одежд - так сильно влияние мира. Не так в России. Вот что пишет в своей книге «Неделя в Патриархии» очевидец митрополит Елевферий про встречу его в Москве членом Синода архиепископом Алексием: «Смотрю, и с немалым удивлением, не скрывшимся от Владыки, вижу, что против двери вагона стоит в меховой, с бобровым воротником, рясе, в клобуке и с архиерейским посохом в руках А. Алексий. Сели в такси. - А Вы, Владыка, видимо, удивились, видя меня в рясе, в клобуке и с посохом. Вы, вероятно, думали, что мы, архиереи, здесь ходим с бритыми бо­родами, стрижеными волосами и, конечно, без клобуков и посохов, в светских костюмах, - обратился ко мне А. Алексий. - Да, почти что так. - Как видите, мы все сохранили у себя и всюду являемся в прежнем виде. - Ну, слава Богу, Это очень хорошо, - ответил я. Но не одни лишь архиереи, а и священники ходят в рясах, как и прежде. Я видел это и на фотографиях и слышал от бежавшего из России священника: обычные длинные волосы, прежняя шляпа, старенькая, поношенная ряса; и никто этому не дивится, как делу привычному.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Архив Пн В Великий понедельник Святейший Патриарх Кирилл совершил в Малом соборе Донского монастыря Литургию Преждеосвященных Даров и молебен на начало чина мироварения 9 апреля 2012 г. 14:06 9 апреля 2012 года, в понедельник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Малом соборе Донского ставропигиального монастыря . Его Святейшеству сослужили: архиепископ Истринский Арсений ; епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл , председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством , наместник Донской обители; архимандрит Лука (Ионов), благочинный Донского монастыря;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя; протоиерей Олег Воробьев, благочинный Даниловского округа; духовенство г. Москвы. За богослужением молился руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий . Пел хор Московских духовных школ под управлением иеромонаха Нестора (Волкова). На малом входе за усердное служение Церкви Божией и в связи с приближающимся праздником Святой Пасхи Предстоятель Русской Церкви возвел в сан протодиакона диакона Александра Бережанова, клирика храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецах в Москве. Проповедь за богослужением произнес насельник Донского монастыря иеросхимонах Валентин (Гуревич). По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил в Малом соборе Донского монастыря молебен на начало чина мироварения. На протяжении нескольких недель Великого поста насельники Троице-Сергиевой лавры и Донского монастыря, а также сотрудники художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино» готовили емкости для чина мироварения и заготавливали различные компоненты для изготовления святого мира. 21 марта, в среду 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий совершил в Малом соборе Донского монастыря  водосвятный молебен и окропил освященной водой приготовленные для мироварения ингредиенты. Затем благовония были смешаны со специально подготовленным елеем.

http://patriarchia.ru/db/text/2149950.ht...

Предстоятель Русской Церкви возглавил начало совершения чина мироварения Москва, 25 апреля 2005 г. 25 апреля, в понедельник Страстной седмицы, в малом соборе Донского монастыря Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил молитвы на начало чина мироварения. После совершения молитв Предстоятель Русской Православной Церкви окропил святой водой печь, котел, сосуды со специями, вином и маслом. Затем Его Святейшество, взяв трикирий, поджег специальные дрова в печи для мироварения. Затем в котел были влиты часть святой воды, полсосуда вина, елей и часть специй. Все вливаемые ингредиенты были благословлены Святейшим Патриархом, сообщает Седмица.Ru. По окончании богослужения Патриарх Алексий рассказал о чине мироварения. Варится святое миро «по разсуждению искусство ведущего». В первый день миро доводят до кипения и потом все время варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах. Затем состоялась беседа Патриарха Алексия с префектом Южного округа Петром Павловичем Бирюковым. Префект передал Его Святейшеству набор юбилейных медалей с изображениями русских военачальников, выпущенный к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Предстоятель Русской Православной Церкви выразил благодарность лично П.П.Бирюкову и сотрудникам префектуры Южного округа за развитие взаимодействия с Донским и Даниловым монастырями, а также за вклад в реставрацию галереи Большого собора Донского монастыря. В память о возрождении древней святыни Патриарх Алексий подарил префекту картину с изображением Большого собора Донского монастыря. 25 апреля 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/13361.html

В Святом Эчмиадзине начинается трехдневный чин мироварения 14 сентября 2008 г. 19:09 14 сентября, в день праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня (Хачверац), после вечернего богослужения в Первопрестольном Святом Эчмиадзине начинается трехдневный чин мироварения. «Церемония мироварения будет сопровождаться чтением молитв, пением псалмов и шараканов (армянских духовных песнопений) в присутствии многочисленных паломников», — отметили в пресс-канцелярии. 40-дневный период подготовки к чину освящения Святого Мира начался 19 августа. Чин освящения Святого Мира будет совершен 28 сентября в Первопрестольном Святом Эчмиадзине. Справка (по материалам сайта Седмица.ru ) Святое Миро — одна из главных святынь Армянской Церкви. По преданию, освященный Иисусом Христом елей принес в Армению апостол Фаддей. Он построил монастырь и спрятал там сосуд со священным маслом. Святой Григорий Просветитель нашел его и смешал елей со своим освященным миром. С того времени только Католикос всех армян имеет право освящать Миро и смешивать старую закваску с новой. Из Первопрестольного Эчмиадзина Святое Миро развозится по всему свету, где живут армянские диаспоры. Основной компонент Мира — цельное оливковое масло, к которому добавляются 40 видов различных ладанов, цветы, корни и листья ароматных растений, а также бальзам — сок особого вечнозеленого дерева, которое растет в Египте. В одном котле варится оливковое масло и бальзам, в другом — ароматные травы, смешанные с оливковым маслом, вином и розовой водой. Горлышко котла с растениями замазывают тестом, чтобы благовоние не испарялось. Так Миро варится три дня и три ночи. Оба котла хранятся отдельно до освящения Мира, и только тогда смешивается их содержимое и в новое Миро вливается старое. За сорок дней до освящения Мира котел покрывается специальной вуалью и устанавливается на главном алтаре кафедрального собора. В день освящения Мира под пение гимна «Дивнославный Боже» Патриарший крестный ход выходит из кафедрального собора и направляется к специально воздвигнутому алтарю святого Трдата. Святые отцы возносят на алтарь священные реликвии Армянской Церкви — пронзившее Господа копье, частицу Древа Животворящего Креста и десницу святого Григория Просветителя. Миро варят и освящают один раз в 7 лет. Очередное освящение Святого Мира состоялось в сентябре 2001 года, в день празднования 1700-летия принятия Христианства Арменией. «Новости-Армения» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/459814.htm...

С XV до XVIII века – Митрополичьи, а затем Патриаршие палаты Московского Кремля (в частности, Крестовая палата). Освящали Миро в кремлевском Успенском соборе. В синодальный период 20 вторым, помимо Кремлевских палат, местом освящения Мира стала Киево-Печерская Лавра. С восстановлением Патриаршества в 1917 году освящение Мира вновь стали совершать только в Москве. С тех пор местом приготовления святого Мира стал Малый собор Донского монастыря. Освящение Мира совершается в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове. В современной практике правом приготовления Мира обладает только глава автокефальной Церкви (Патриарх либо митрополит). В России чин мироварения совершает Патриарх Московский и всея Руси и затем раздает освященное Миро на приходы Русской Православной Церкви. Таким образом, благословение Патриарха получает каждый, кто через Таинство Миропомазания становится членом Церкви. Святое Миро в России приготовляется и освящается приблизительно раз в два года. Предварительное приготовление всех составляющих начинается с Крестопоклонной Недели и заканчивается к Страстной седмице. В среду на Крестопоклонной седмице совершается малое водоосвящение, и все приготовленные для мироварения вещества кропятся этой водой. Часть чистого оливкового масла смешивается с белым виноградным вином, и эта смесь варится в котлах. Затем благовонные вещества мелко толкутся, заливаются сваренной смесью елея и вина и настаиваются две недели. Утром Великого Понедельника Патриарх окропляет святой водой, освящаемой тут же, все приготовленные на Крестопоклонной седмице компоненты Мира и принадлежности мироварения (серебряные котлы и сосуды). Он сам с помощью трикирия 21 зажигает под котлами огонь, который поддерживается священниками и диаконами. Во все время мироварения священнослужители непрерывно читают Евангелие. В Великую Среду в приготовленное Миро кладут ароматы, и оно разливается в 12 сосудов. Освящение Мира . В Великий Четверг, перед чтением Часов 22 Патриарх со всем духовенством торжественно идет в мироварную палату, чтобы забрать приготовленные сосуды с Миром и перенести их в соборный алтарь, на жертвенник. Там же ставится сосуд (алавастр) с Миром, освященным прежде. Его привозят из Крестового храма Московской Патриархии, где хранится Миро, оставшееся в Церкви по преемству от апостолов, и содержащее в себе часть вещества, сваренного и освященного всеми русскими первоиерархами. Во время великого входа 23 священники, сослужащие Патриарху, предносят (несут) сосуды с Миромосвященным, и еще не освященным) и ставят их вокруг Престола. Сосуд же с преждеосвященным Миром ставится на Престоле. После слов: «И да будут милости…», – Патриарх освящает Миро, благословляя трижды крестным знамением каждый сосуд и читая особую молитву. Чинопоследование Таинства Миропомазания

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Архив Пн В Великий понедельник Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен на начало чина мироварения 14 апреля 2014 г. 14:05 14 апреля 2014 года, в понедельник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен на начало чина мироварения в Малом соборе Донского ставропигиального монастыря г. Москвы, где находятся котел и печь для мироварения. Его Святейшеству сослужили секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков ; наместник Донской обители игумен Парамон (Голубка). В богослужении также участвовали руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий и настоятель Богоявленского кафедрального собора протоиерей Александр Агейкин .  Совершив молебен, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения со словом: «Ваше Преосвященство, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с Великим понедельником, с началом Страстной седмицы. Мы вступаем в особое поприще, и замечательно, что в этом году этот день отмечен началом освящения мира. Через миро Господь дает благодать. Как спасение рода человеческого произошло через воплощение Сына Божия, через соединение Божественного и человеческого, так и всё то, что имеет отношение к воплощению Сына Божия и, в первую очередь, Церковь и ее жизнь, строится на совмещении Божественного и человеческого, духовного и материального. Бог пожелал, чтобы дар Его благодати, принадлежащей Ему, принадлежащей миру духовному, принадлежащей небу, реализовывался в человеческой жизни через приобщение к материальному веществу. Традиция освящения святого мира очень древняя. Еще в дохристианскую эпоху на главу царей возливали миро, свидетельствуя об особом божественном помазании. А в христианскую эпоху миро получало особое освящение с глубокой древности. Через этот материальный носитель раздавалась Божественная благодать и, в первую очередь, при Таинстве Крещения, когда крещаемый человек соединялся с Божественным миром, обретая дар благодати через помазание святым миром.

http://patriarchia.ru/db/text/3625552.ht...

Вторичное метрическое свидетельство выдается не иначе, как по представлении законных доказательств об утрате прежнего (Уст. Д. К. ст. 273). Примечание. Метрические свидетельства о незаконнорожденных детях, отдаваемых в С.-Петербургский воспитательный дом, вкладываются в конверт с надписью: «метрическое свидетельство незаконнорожденного младенца такого-то по имени (фамилия не означается), выданное таким-то священником. Конверт этот должен быть непременно запечатан церковною печатью (Ук. Св. Син. 18 января 1868г.). 3) О Таинстве Миропомазания §32. О св. мире (мироварение: приобретение и хранение св. мира при церкви) В русской церкви, по древнему обычаю, мироварение и освящение мира совершается только при двух митрополиях – московской и киевской. В состав св. мира входит до тридцати благовонных веществ, заготовление которых начинается в Великий пост , преимущественно с недели Крестопоклонной. Самое же мироварение начинается с понедельника Страстной недели и оканчивается в среду вечером, а в четверг освящается во время обедни, после освящения Св. Даров. Примечание. В Москве приготовление мира бывает в мироварной палате, что при церкви дванадесяти апостолов. Для этого утром в Великий Понедельник туда отправляется митрополит или один из епископов с высшим духовенством, совершает там малое водосвятие и окропляет все приготовленные вещества и принадлежности мироварения. Затем, по благословению святителя, священнослужители вливают в серебряные котлы масло, влагают туда некоторые другие вещества и вставляют эти котлы в очаг в другие железные котлы, под которыми сам святитель возжигает огонь. Во время мироварения священники читают Евангелие, а диаконы в облачении промешивают в котлах положенные туда вещества. В среду вечером, когда мироварение бывает уже окончено, в приготовленное вещество влагают ароматы, потом разливают его по серебряным сосудам, посреди которых ставится на новом столе алавастр: 24 с прежним освященным миром, всегда остающимся в запасе от одного года на другой. В четверг, пред литургией, приготовленное миро переносится священнослужителями, с крестным ходом, в Успенский собор и поставляется в алтаре вокруг жертвенника. Во время Великого выхода, все сосуды с миро переносятся, вместе с приготовленными дарами, из алтаря к народу и затем обратно в алтарь: алавастр ставят на престол вместе с дарами, прочие же сосуды – по сторонам престола. После освящения Св. Даров и произнесения слов: «и да будут милости великого Бога и Спаса нашего» и пр., архиерей благословляет каждый сосуд трижды крестным знамением во имя Отца и Сына и Св. Духа, потом во всеуслышание произносит молитву освящения над миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

Патриарх Кирилл совершил молебен на начало варения святого мира и благословил ингредиенты для него 9 апреля, 2012. Новостная служба Затем Святейший Патриарх Кирилл прочитал зачало 1-е Евангелия от Матфея. При чтении Евангелия два диакона взошли на помост у котла со специальными веслами для перемешивания ингредиентов мира и приступили к мироварению. 9 апреля. ПРАВМИР. Сегодня, в понедельник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Малом соборе Донского ставропигиального монастыря и молебен на начало чина мироварения, сообщает Патриархия.ru . В Великий понедельник после совершения малого водоосвящения Святейший Владыка окропил освященной водой печь, котел, сосуды со специями, вином и маслом, после чего, взяв трикирий, возжег специальные дрова в мироваренной печи. Предстоятель благословил ингредиенты для приготовления святого мира, и в котел были влиты святая вода, вино, елей и добавлены специи. Затем Святейший Патриарх Кирилл прочитал зачало 1-е Евангелия от Матфея. При чтении Евангелия два диакона взошли на помост у котла со специальными веслами для перемешивания ингредиентов мира и приступили к мироварению. Чин мироварения, во время которого будет непрерывно читаться Четвероевангелие, завершится в Великий четверг освящением мира в Храме Христа Спасителя. Освящение мира — одно из священнодействий Православной Церкви. Этот чин по традиции совершается только Предстоятелем Поместной Церкви, причем не каждый год, а по мере расходования мира, освященного в предыдущие годы. Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. Торжественный чин варения мира для Русской Церкви совершается на Страстной седмице в Малом соборе Донского монастыря (до 1917 года для этих целей использовалась Крестовая (Мироваренная) палата бывшего Патриаршего дворца в Московском Кремле). В Великий понедельник Патриарх в сослужении клириков полагает начало мироварению. В течение трех дней непрерывно читается Евангелие. Освящение мира происходит за Патриаршей Божественной литургией в Великий четверг.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-sovers...

Если и в нашем благословенном Богом отечестве варение мира, современи собора московского 1674 года, было исключительною привиллегиею кафедры московского митрополита, „за неудобовозможное, еже собирати довольно пристоящие вещи на таковое составление, кроме благочестивейшего царя апофеки“ 129 , и лишь с 29 декабря 1731 года дозволено было совершать это таинство и киевскому митрополиту, то гораздо более затруднений встречали всегда иерархи православной восточной церкви, находившиеся под тяжелым игом мусульманских государей, не только не покровитель- ствовавших и не помогавших православным церквам, но грабивших их и всячески притеснявших. Нисколько поэтому не удивительно, что весьма дорого стоющее мироварение, в виду многочпсленного состава предметов, входящих в миро, и их высокой материальной ценности, совершается только в Константинополе в Великой Церкви, и при том и здесь с весьма значятельными промежутками временн. В истекшее столетие мироварение, сколько мы знаем, совершалось в Константинополе в 1856, в 1865, в 1879 и в 1890 годах, т.е. в среднем на каждое десятилетие приходится одно мироварение. Обставляется оно в Константинополе весьма любопытными торжествами и приготовлениями. За два или за тря месяца до начала варения мира, константинопольский патриарх в заседании синода избирает особую епитропию или коммиссию, называемую „епитропиею мира“, которая обязана собрать необходимые для варения мира деньги и закупить или заготовить потребныя для сего вещества. Назначенная епитропия обращается путем рассылки воззваний с приглашением ко всем хрнстианам православного Востока, живущим не только в пределах Турции, но и в Элладе, в России, в Индии и других местах земного шара. Рассеянные по лицу земли христиане греческой национальности – бедные а богатые – охотно отзываются на приглашение епитропии мира и шлют в Константинополь пожертвования предметами, входящими в состав мира, и деньгами, которые иногда достигают почтенных цифр. Присылаемые пожертвования, состоящие из веществ, необходимых при варении мира, хранятся до поры до времени в патриархии, а пред наступлением страстной недели переносятся во временный деревянный, весьма изящный, павильон, находящийся подле северной стены, окружающей патриархию и ее соборную церковь св. Георгия, с левой строны входа во внешний нарфикс (паперт) храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010