Дванадесяти Апостол повелением Благочестивейшаго Императора первого, отца отечества, Великого Петра Алексеевича Всероссийского, благословением же Святейшего Правительствующего Синода, освятися свыше благодатию Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа 1723 года». Тогда церковь сия, бывшая в два света, разделена деревянным потолком, над коим теперь в особой палате помещается библиотека. Этот храм первый в Москве освящен Членами Правительствующего Синода. В 1808 году церковь сия и иконостас ее возобновлены и украшены на иждивение М. П. Салтыковой. В 1828 году в трапезе ее сооружен Прокурором Синодальной Конторы В. М. Михайлова придел во имя Всемилостивого Спаса. Там в алтаре над жертвенником вставлен в стену образ Спаса с Патриарших ворот, писанный 1658 года Симоном Федоровым; дска его, вышиной в 3 четв. 1 вер. шириной 3 четверти, образовалась из массы кирпичей, которые не распались при сломке этих ворот. Пред крестовою палатою и большим сходом к собору находилась церковь во имя Трех Святителей Московских Петра, Алексия и Ионы, построенная первым Патриархом Московским Иовом, учредителем праздника сим Иерархам; в 1763 г. она обрушилась, а потом разобрана. 688 Позади храма XII Апостолов стояла колокольня, сломанная в конце XVIII века. Дела Патриаршего приказа упоминают на Святительском дворе церковь во имя Соловецких Чудотворцев, сооруженная в 1566 году С. Филиппом Митрополитом, пострижеником Соловецкого монастыря. 2 . Крестовая, или мироварная и членская палаты Они составляют особенную связь в два этажа, отделенную от церкви Дванадесяти Апостол папертью, или сенями, с каменной лестницей, ведущей на площадь. Одна из палат, со сводами, длиною 18 саж. с 1 арш., а шириною 8 сажен и 1 арш. освещается с южной и северной стороны окнами. Она называлась прежде Патриаршею, Крестовою, а потом Синодальною. Там устроена деревянная резная и вызолоченная сень на столпах, где совершается мироварение, по чиноположению Церкви, в первые дни Страстной седмицы. Подле этого места в углу устроены стоянцы, на коих тогда выставляется Патриаршая серебряная и золотая посуда с разными мастями, благовонными травами и цветами, входящими в состав мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Наконец, по примеру Ветхозаветной Церкви, в которой принимали помазание и цари, Св. Миром помазуется Благочестивейшие Государи наши при Священном их Короновании и также Благочестивейшей Государыни, Их супруги. Затем, кроме выше показанных ни в каких других священнодействиях, совершаемых чрез помазание, Св. Миро не употребляется; а употребляется только елей, освящаемый пред священнодействием 1 . II В Ветхом завете Священное Миро для помазания Скинии Свидения и всех принадлежностей богослужения, также Первосвященников и Священников, для освящения их на служение в Скинии, заповедано было составлять из лучших благовонных веществ, именно: смирны, благовонной корицы, благовонного тростника, кассии и оливкового масла. При этом под страхом смерти запрещено было делать подобный состав для другого употребления, и составленное из означенных веществ Миро Священного помазания должно было навсегда считаться святыней для народа Израильского. ( Исх.30:23–33 ). Подобно сему и в Церкви Новозаветной, со времен Апостолов, по свидетельству Дионисия Ареопагита , Св. Миро составлялось из многих благовонных веществ в ознаменование благодатного благоухания многоразличных даров Св. Духа, сообщаемых чрез Миропомазание. В Греческой и Русской Церквах определенного количества благовонных веществ для составления Св. Мира назначено не было. Обыкновенно употреблялись такие вещества, какие можно было найти в том и другом месте. Из чина приготовления и освящения мира, изложенного в древней Греческой рукописи, хранящейся в Патриаршей Библиотеке 150) видно, что в Греческой Церкви для составления Св. Мира употреблялось до 50-ти разных веществ. У нас в России в разные времена употреблялось неодинаковое количество веществ для составления Мира. Так в 1631-м году, при патриархе Филарете Никитиче для составления Мира из Аптекарского Приказа были требованы: янтарь добрый, корица, перетрун, корень азар, ладон росный, мед дивий, гуляфная (розовая) водка (Акт. Ист. 3. стр. 472); да из келейной казны Патриаршей выдано: смирну 12 ф. 35 зол. и кассии 3 ф. 32 зол. (0пис. кел. казны патр. Филар. 1639 г. л. 27, рукоп. Н. Г. Головина). Но здесь очевидно не показаны те вещества, которые можно было достать в других местах, так как не помянуто и о главном веществе – елее. В 1671-м и в 1681-м годах при патриархах Иоасафе 2-м и Иоакиме, для той же цели из Аптекарского Приказа требовалось и отпущено было 53, а в 1691-м году при патриархе Адриане 55 разного рода и названия веществ (рук. патр. Библ. 426. В последствии, как видно из чина мироварения 1767 г., количество употребляемых для составления Мира веществ сокращено было до 25-ти. В настоящее время на основании содержащихся в находящемся в Патриаршей Библиотеке бумажном свитке XVII в. четырёх росписей материалов, отпущенных для составления Мира из Аптекарского Приказа в 1681 и 1691 годах, в состав Миро употребляется до ЗО-ти разных веществ.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Таким образом, изначально миро использовалось для помазания скинии (скиния — переносной походный храм евреев) и священников, которые будут в ней служить Богу. В дальнейшем миром помазывали не только их, но и ветхозаветных пророков и царей. В истории Русской Церкви В XVII веке подбором ингредиентов для приготовления мира занимался Аптекарский приказ , в ведении которого находились аптеки и больницы. Именно от его сотрудников зависело количество ингредиентов для мира. С XV по XVIII век в Русской Православной Церкви миро варилось в Патриарших палатах Московского Кремля. В 1763 году для мироварения специально была выделена Крестовая палата Кремля, позднее переименованная в Мироваренную. Печь и сосуды для приготовления мира сохранились в ней по сей день. Донской монастырь С 1946 года основным местом приготовлением мира в Русской Церкви становится Донской монастырь, в Малом соборе которого установлена мироваренная печь. В современной практике Русской Церкви В состав мира входят оливковое масло , белое вино и около 40 благовоний, таких как ладан, корни калгана и имбиря, лепестки роз, гвоздичное, розовое, лимонное масло. Количество благовоний меняется в зависимости от имеющихся ингредиентов. Фотографии пресс-службы Патриарха Московского и Всея Руси Миро варится один раз в несколько лет в строго определенном для этого месте и рассылается в епархии, во все храмы и монастыри всей поместной — Русской Православной Церкви. Чем больше территория поместной Церкви, тем чаще варится миро. Приготовлять и освящать миро имеет право только Предстоятель автокефальной (само стоятельной) церкви — Патриарх (4)   или митрополит. В Русской Православной Церкви самостоятельно приготовлять и освящать миро начали с 1448 года, после отделения от Константинопольского Патриархата. Миро варится в специ альной печи (2) Предстоятелем Церкви с понедельника по среду Страстной седмицы Великого поста. Во время мироварения священники непрерывно читают Евангелие. В Великий Четверг во время Литургии совершается освящение мира (4) . Во время него из алавастра добавляется несколько капель древнего мира и алавастр пополняется новым миром.

http://foma.ru/miro.html

Евангелие Христово, а не злые и льстивые слова века сего, руки – для воз- деяния в молитве и благодарении, ноги – чтобы ходить по стопам заповедей Господних, грудь – чтобы противостоять козням врага и облечься во Христа. Да будут (помазываемые им) людьми избранными, со-помазанниками Сына Божиего, царским священством, народом святым, одушевленным храмом, запечатленным печатью дара Духа Святого в этом Таинстве, (и) да носят в своих сердцах Христа. По окончании молитвы патриарх произносит: «Мир всем». Певцы отвечают: «И духови твоему». Диакон возглашает: «Главы ваша Господеви приклоните». Читается еще одна молитва на освящение мира: Тебе Богу всех и Царю, выю сердца благодарящее приклоняем, яко достойных нас служителей быти Божественным сим сотворил еси тайнам, и милость проповедаем, юже на нас обильно излиял еси, и прияти освящение от Тебе, яко миро на главе, молим: зане миро излиянное, имя Единородному Твоему Сыну, Христу Богу нашему, в немже благоухается весь видимый и невидимый мир. Тебе, Богу всего и Царю, приклоняем шею сердца, благодаря за то, что ты удостоил нас быть служителями этих Божественных тайн, и проповедуем милость, которую Ты обильно излил на нас. И молимся о том, чтобы принять освящение от Тебя, как миро на голову, ибо имя Единородного Твоего Сына, Христа Бога нашего, есть разлитое миро, от которого распространяется благоухание на весь видимый и невидимый мир. Последние слова содержат аллюзию на библейский стих: имя твое, как разлитое миро ( Песн. 1:2 ). Этот стих в восточнохристианской традиции со времен Оригена толкуется применительно к имени Иисуса Христа. Подобно миру, разлитому и распространяющему благоухание, имя Христа разлито во всей вселенной, говорит Ориген . Вслед за Оригеном Иоанн Златоуст толкует слова Песни Песней о «разлитом мире» применительно к имени Иисуса Христа, подчеркивая его универсальное значение и чудотворную силу: Где имя Господа, там все благополучно. Если имена консулов скрепляют грамоты, то тем более имя Христово... Дивно и велико имя Его...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

На 1-м часе после тропаря (нач. " Заушенный за род человеческий " ) бывает чтение (прокимен из Пс 82, паремия Иер 11. 18-12. 15, прокимен из Пс 75). После отпуста 1-го часа 4-й по старшинству священник читает на Голгофе Евангелие от Иоанна; на 3, 6 и 9-м часах - тропарь " Егда славнии ученицы " и кафизмы не стихословятся. Патриарх же по окончании утрени раздает ругу (денежное вознаграждение) клирикам. Вечерня в Великий Четверг поется на Голгофе или в Сионской горнице. Кафизмы нет, после стихир на " Господи, воззвах " (4 стихиры и славник) - " Свете тихий " и чтения (прокимен из Пс 139, Исх 19. 10-19, прокимен из Пс 58, Иов 38. 1-42. 5, прокимен из Пс 2. 2b, Ис 50. 4-11); затем " Сподоби, Господи " и стиховные стихиры (3 и славник), " Ныне отпущаеши " ; после Трисвятого - тропарь " Егда славнии ученицы " . По окончании вечерни Патриарх отправляется в Сионскую горницу или в главную базилику, где совершается Литургия, во время которой бывает чин освящения мира. Литургия начинается со входа, после которого поются стихира и кондак, Трисвятое и чтения (прокимен из Пс 54; Исх 30. 23-33; 1 Цар 16. 1b-13; Ис 61. 1-6; Песн 1. 1-3a); следуют отпуст оглашенных и новозаветные чтения (прокимен из Пс 22; Рим 11. 13-36; аллилуиарий; Мф 26. 6-16 (указано, видимо, по ошибке - это литургийное Евангелие Великой среды)); после указания о чтениях в Типиконе следует подробное описание порядка освящения мира (см. ст. Мироварение). На случай если чин освящения мира опускается, в Типиконе описан устав Литургии, причем в начале Литургии тогда поется " Единородный Сыне " , читаются иные чтения (восходящие к древней иерусалимской лекционарной системе: 1 Кор 11. 23-32, Мк 14. 12-26 (после этого замечание: " Таков чин [храма] Воскресения, чин же ромеев [т. е. Константинополя] указывает от Матфея " )), вместо херувимской песни поется тропарь 4-го гласа " Вечери твоея тайныя днесь " , приведены на выбор 3 причастна. Описание служб в Великий Четверг в Святогробском Типиконе завершается особой заамвонной молитвой (нач.: " Despota Christe ho theos hemon, ho ton Cheroubim epocho " (греч.) - Владыка Христе Боже наш, на херувимах ездящий) и продолжительным изложением чина умовения ног, который совершается после Литургии, но тем не менее соединен с вечерней (Papadopoulos-Kerameus. Analekta. T. 2. S. 83-116).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Материалы журнала того времени — это уникальное свидетельство о продолжающейся церковной жизни вопреки всевозможным притеснениям со стороны властей. С богословской точки зрения, по мнению специалистов, особенно интересны статьи самого митрополита Сергия: «Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам» 2–4), «Значение апостольского преемства в инославии» 23–24), «Воскресение Христово в отличие от воскресения Лазаря» 16–17) и другие. Заслуживают внимания также послания, письма и резолюции митрополита Сергия по поводу различных событий церковной жизни. Определения Священного Синода по каноническим вопросам особенно ярко характеризуют сложную обстановку 1930-х годов, в том числе характерное для тех лет расстройство церковно-­епархиальной жизни, падение дисциплины, понижение уровня богословской подготовки в среде пастырей и архипастырей, зачастую не прошедших академической школы. Именно по этой причине большое место в синодальных определениях отводилось тщательному объяснению принимаемых решений, отчего некоторые определения превращались в настоящие богословские экскурсы, например определение «О мироварении» (о дне освящения св. Мира) от 29 марта 1932 года 9–10). Из статьи митрополита Николая «Разрушение и смерть»   В Гжатске мы побывали на месте, где стояла взорванная немцами в день ухода церковь, в которой до последних дней при немецкой оккупации совершалось богослужение. Куски искромсанной взрывом церковной утвари разбросаны по всей ограде, застряли в ветвях берез, окружавших храм, и верующие с благоговением собирают их, складывая на земле, и извлекают их из-под груды обломков, оставшихся от прекрасного и благоустроенного храма. Здесь, на развалинах этой церкви, сразу после прихода Красной Армии, верующие, как они рассказали нам, со слезами молились за благодарственным молебном, радуясь своему освобождению. (ЖМП 2, 1943 г.) Патриарх Алексий I (1944–1946) Святейший Патриарх Алексий I (1877–1970) родился в благочестивой дворянской семье, получил хорошее образование — и светское (юридический факультет Московского университета), и духовное (Московская духовная академия). Уже в 1913 году он принял епископскую хиротонию. Но затем более полувека ему пришлось служить Церкви в условиях невиданных гонений на веру со стороны богоборческой власти — не уклоняясь от своего долга, оставаясь верным пастырем христианского стада. Будучи митрополитом Ленинградским, он вместе со своей паствой пережил все 900 дней блокады во время Великой Отечественной войны.

http://e-vestnik.ru/history/zhurnalu_mos...

Главное вещество, из коего приготовляется Миро, есть чистый елей, или оливковое масло высшего качества, по Французской провинции, в которой оно добывается, именуемое Прованским. Все прочие вещества, входящие в состав Мира, употребляются только для доставления елею надлежащего благоухания. Соответственно вместимости мироварных сосудов, масла употребляется для мироварения каждый раз 20 пуд. Затем в большем, против других веществ количестве, для мироварения употребляется белое виноградное вино (Лиссабонское), именно на 20 пуд масла , употребляется этого вина два анкера 6 ведр. Впрочем, вино собственно в состав Мира не входит; при процессе мироварения оно все испаряется, и потребно единственно для того, чтобы масло и другие вещества во время варения не воспламенялись и не иссушались. Вещества благовонные, входящие в состав Мира и употребляемые в большем или меньшем количестве, именно на 20 пуд. масла от 2 пуд. до 20 зол., суть следующим: стиракса, ладоны: росной, простой, белый и черный, мастика, сандарак, розовые цветы, базилика, корни: фиалковый белый, имбирный, ирный, калганный, кардамонный, масло мушкатное густое, бальзам Перувианский, терпентин Венецианский, благовонные масла: бергамотовое, лимонное, лавендуловое, гвоздичное, Богородицкой травы, розмаринное, лигниродийное, розовое, коричневое, майоранное, померанцевое и мускатное жидкое. 2 III По установлению Святой Церкви, освящение Мира может быть совершено одними только Епископами, как ближайшими преемниками Апостолов, которые сами совершали рукоположение для подаяния верующим даров Св. Духа. Посему и мироварение может быть производимо только там, где имеет пребывание Архиерей. Но как не во всякой местности удобно могут быть приобретаемы потребные для составления Мира вещества, по причине редкости и значительной ценности некоторых из них: то Московским Собором 1675 года постановлено совершат мироварение только в Москве, как столице и центре России, и в Киеве, где оно совершалось прежде Москвы; в других же Епархиях производить мироварение воспрещено.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

На 1-м часе после тропаря (нач.: «Заушенный за род человеческий») бывает чтение (прокимен из Пс 82, паремия Иер 11. 18-12. 15, прокимен из Пс 75). После отпуста 1-го часа 4-й по старшинству священник читает на Голгофе Евангелие от Иоанна; на 3, 6 и 9-м часах - тропарь «      »; кафизмы не стихословятся. Патриарх же по окончании утрени раздает ругу (денежное вознаграждение) клирикам. Вечерня в В. ч. поется на Голгофе или в Сионской горнице. Кафизмы нет, после стихир на «Господи, воззвах» (4 стихиры и славник) - «Свете тихий» и чтения (прокимен из Пс 139, Исх 19. 10-19, прокимен из Пс 58, Иов 38. 1-42. 5, прокимен из Пс 2. 2b, Ис 50. 4-11); затем «Сподоби, Господи» и стиховные стихиры (3 и славник), «Ныне отпущаеши» ; после Трисвятого - тропарь «      ». По окончании вечерни Патриарх отправляется в Сионскую горницу или в главную базилику, где совершается литургия, во время к-рой бывает чин освящения мира. Литургия начинается со входа, после к-рого поются стихира и кондак, Трисвятое и чтения (прокимен из Пс 54; Исх 30. 23-33; 1 Цар 16. 1b - 13; Ис 61. 1-6; Песн 1. 1-3a); следуют отпуст оглашенных и новозаветные чтения (прокимен из Пс 22; Рим 11. 13-36; аллилуиарий; Мф 26. 6-16); после указания о чтениях в Типиконе следует подробное описание порядка освящения мира (см. статьи Мироварение , Миро ). На случай если чин освящения мира опускается, в Типиконе описан устав литургии, причем в начале литургии тогда поется «Единородный Сыне» , читаются иные чтения (восходящие к древней иерусалимской лекционарной системе: 1 Кор 11. 23-32, Мк 14. 12-26 (после этого замечание: «Таков чин [храма] Воскресения, чин же ромеев [т. е. К-поля] указывает от Матфея»)), вместо херувимской песни поется тропарь 4-го гласа «        », приведены на выбор 3 причастна. Описание служб в В. ч. в Святогробском Типиконе завершается особой заамвонной молитвой (нач.: «Δσποτα Χριστ Θες μν, τν χερουβμ ποχος» - Владыка Христе Боже наш, на херувимах ездящий) и продолжительным изложением чина умовения ног, к-рый совершается после литургии, но тем не менее соединен с вечерней ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. T. 2. Σ. 83-116). Соборное богослужение В. ч. в Константинополе в IX-XII вв.

http://pravenc.ru/text/150115.html

Нефедов Геннадий. Святитель Василий Великий о богопознании//ЖМП. 1972. 3. С. 73-75. Нефедов Геннадий, протоиерей. О призвании апостолов и о послушании (Лк. 5, 1-11) (проповедь)//ЖМП. 1976. 12. С. 36. Нефедов Геннадий, протоиерей. О стыде (проповедь)//ЖМП. 1979. 11. С. 45-46. Нефедов Геннадий, протоиерей. Духовное веселие (проповедь)//ЖМП. 1980. 6. С. 30-31. Нефедов Геннадий, протоиерей. Вера и послушание (проповедь)//ЖМП. 1982. 12. С. 84-86. Нефедов Геннадий, протоиерей. О Таинствах Церкви//ЖМП 1983. 1. С. 74-76. Нефедов Геннадий, протоиерей. Пастырь — совершитель Таинств//ЖМП. 1983. 2. С. 78-79. Нефедов Геннадий, протоиерей. Чиновник архиерейского священнослужения. М.: Изд. Московской Патриархии, 1982, кн. 1-я (к 25-й годовщине епископской хиротонии Святейшего Патриарха Пимена)//ЖМП. 1983. 2. С. 80. Нефедов Геннадий, протоиерей. Таинство Крещения. Молитва жене, егда извержет младенца//ЖМП. 1983. 8. С. 79-80. Нефедов Геннадий, протоиерей. Притча о званных на вечерю (проповедь)//ЖМП. 1983. 11. С. 33-34. Нефедов Геннадий, протоиерей; Соколов Феодор, диакон. Чин мироварения и освящение мира//ЖМП. 1984. 6. С. 8-9. Нефедов Геннадий, протоиерей. Таинство Крещения. Погружение крещаемого в воду и облачение в белые одежды//ЖМП. 1984. 6. С. 79-80. Нефедов Геннадий, протоиерей. Таинство Миропомазания//ЖМП. 1984. 7. С. 79-80. Нефедов Геннадий, протоиерей, Бондарев Игорь, священник. Таинство Миропомазания. Помазание Святым Миром новокрещенного//ЖМП. 1984. 10. С. 79-80. Нефедов Геннадий, протоиерей. Таинство Покаяния//ЖМП. 1985. 1. С. 79-80. Нефедов Геннадий, протоиерей. Таинство Покаяния. Священник — совершитель Таинства Покаяния//ЖМП. 1985. 2. С. 78-79. Нефедов Геннадий, протоиерей; Куликов Александр, протоиерей. Таинство Покаяния. Подготовка священника к совершению исповеди//ЖМП. 1985. 4. С. 77-78. Нефедов Геннадий, протоиерей. Таинство Покаяния. Священное Писание в покаянном делании христианина//ЖМП. 1985. 5. С. 79-80. Нефедов Геннадий, протоиерей. Таинство Покаяния. Увещание к кающемуся перед исповедью//ЖМП. 1985. 6. С. 79-80.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245720...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Миро (греч. μρον (мирон) — благовонное масло, благовоние) – 1) ароматное вещество, представляющее собой смесь благовонных веществ ( 1Пар.9:30 ); 2) святое миро – особая (ароматическая) смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – до 50 веществ), используемая в Православии при совершении определенных священнодействий ; 3) чудотворное миро – вещество мироточения . В современной практике миро используется для совершения  Таинства Миропомазания  (также в случаях, когда приобщаются к православию инославные христиане); для освящения храмов  и антиминсов . Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа . Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено Миропомазанием. В Православной Церкви Миропомазание совершает священник , однако само миро (благовонное масло) приготовляется епископом, и в современной практике правом приготовления мира обладает только глава автокефальной Церкви (патриарх, митрополит). В Москве Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения обычно один раз в два года и затем освященное миро рассылается на приходы, таким образом, благословение патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви.  Благословляет начало чина Предстоятель Русской Православной Церкви. В среду Крестопоклонной седмицы Великого поста учинённый епископ совершает водосвятный молебен и освящение приготовленных для мироварения веществ. Затем благовония смешиваются с елеем и настаиваются в течение следующих двух седмиц.  Чин мироварения совершается на Страстной седмице  в Малом соборе Донского монастыря. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения и зажигает огонь в печи с котлом в 350 литров; в этот день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией  в Храме Христа Спасителя , после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.

http://azbyka.ru/miro

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010