Мироварение (Исторический очерк) Через каждые два-три года в Москве и в Киеве совершается приготовление и освящение мира. Это редкое и торжественное священнодействие имеет свою историю, к сожалению, у нас не исследованную и не установленную во всех подробностях. Не задаваясь целью пополнить этот существенный пробел в нашей литературе, мы намерены познакомить читателя лишь в общих чертах как с прошлой историей священнодействия, так и с современным совершением освящения мира. I Употребление св. мира в Церкви Христовой восходит ко временам самой глубокой, можно сказать, апостольской древности. Еще в «Пастыре» мужа апостольского Ермы можно находить указание на особое действие низведения Св. Духа на крещаемого, в каковом действии нельзя не видеть именно таинства миропомазания. В творениях св. Иринея лионского , ученика мужа апостольского св. Поликарпа смирнского , уже прямо содержится некоторый намек на тот чувственный знак, через который сообщался в его время Св. Дух в таинстве миропомазания. В чем выражался этот видимый знак таинства – это определенно указано Оригеном , который в объяснении таинства миропомазания заметил, что «дар благодати Духа обозначается чрез образ елея» (per olei imaginem) 7 . Очевидно, так же рано началось и особое приготовление, и освящение мира. Св. Кирилл иерусалимский в тайноводственном слове о миропомазании весьма ясно свидетельствует о существовавшем в его время особом освящении мира через призывание Святого Духа. «Но смотри, не подумай, – говорит он, – что сие есть миро простое. Как хлеб евхаристии, по призвании Святаго Духа, есть уже хлеб не простой, но тело Христово, так и святое миро сие, по призвании, не простое уже или, как бы сказал иный, обыкновенное миро, но дарование Христа и Духа Святаго, от присутствия Божества Его соделавшееся действенным». Понятно само собой, что «призывание» могло совершаться лишь священными действиями и молитвами. Яснее и подробнее об этом говорит св. Дионисий Ареопагит в своем творении «О церковном священноначалии». Приступая к подробному объяснению всех знаменований и действий св. мира, он так описывает его освящение или «совершение»: «По совершении обхождения по всему храму с благоуханием и по священнословии псалмов и по чтении божественнейших словес, таким же образом и здесь, как в причащении, чины несовершенных отлучаются. Потом священноначальник, прияв миро, возлагает на божественный жертвенник, дванадесятию священными крилами покровенное, при пении от всех, святейшим гласом, богодухновенных пророков песней богодухновения: и исполнив над оным совершительную молитву во всех святейших для освящаемых (людей) совершениях, его употребляет на всякое почти священноначальное совершение».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

В Московской духовной академии прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Юстиниановские чтения» 01.12.2023 20:56:25 МОСКВА 27 ноября 2023 года в Московской духовной академии прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Юстиниановские чтения». Ежегодная конференция приурочена ко дню памяти святого византийского императора — покровителя канонического права и церковного гимнографа. Основная тема заседания нынешнего года — «Автокефалия как каноническая норма и историческая практика (к 575-летию установления автокефалии Русской Православной Церкви)». Конференцию открыл доклад ректора Коломенской духовной семинарии доктора богословия протоиерея Вадима Суворова «Право самостоятельного приготовления святого мира как признак автокефалии», в котором была рассмотрена актуальная церковная проблематика, возникающая в связи с данным вопросом. На основании историко-канонического обзора практики освящения и использования в Церкви святого мира докладчик пришел к основному выводу, что право на самостоятельное мироварение не является достаточным признаком автокефалии, но должно быть ее необходимым признаком. Навязываемое Константинопольским Патриархатом требование к новым автокефальным Церквам получать святое миро из Константинополя отражает проблему различного понимания автокефалии в современных Православных Церквах. Позиция Константинопольского Патриархата в данном вопросе в большей степени соответствует католической, а не православной экклезиологии и модели церковного устройства. Помимо прочих аспектов, автор также затронул вопрос экклезиологического и канонического значения освящения святого мира предстоятелем автокефальной Церкви и возможности отступления от этой практики в отдельных случаях. Академик Российской академии художеств и Российской академии естествознания доктор исторических наук профессор О.Г. Ульянов представил доклад о XI и CXXXI новеллах императора Юстиниана об автокефалии, справедливо указав на недостаточное внимание исследователей к вопросу их влияния на корпус канонического права.

http://radonezh.ru/2023/12/01/v-moskovsk...

Архив Пн В Московской духовной академии прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Юстиниановские чтения» 1 декабря 2023 г. 14:50 27 ноября 2023 года в Московской духовной академии прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Юстиниановские чтения». Ежегодная конференция приурочена ко дню памяти святого византийского императора — покровителя канонического права и церковного гимнографа. Основная тема заседания нынешнего года — «Автокефалия как каноническая норма и историческая практика (к 575-летию установления автокефалии Русской Православной Церкви)». Конференцию открыл доклад ректора Коломенской духовной семинарии доктора богословия протоиерея Вадима Суворова «Право самостоятельного приготовления святого мира как признак автокефалии», в котором была рассмотрена актуальная церковная проблематика, возникающая в связи с данным вопросом. На основании историко-канонического обзора практики освящения и использования в Церкви святого мира докладчик пришел к основному выводу, что право на самостоятельное мироварение не является достаточным признаком автокефалии, но должно быть ее необходимым признаком. Навязываемое Константинопольским Патриархатом требование к новым автокефальным Церквам получать святое миро из Константинополя отражает проблему различного понимания автокефалии в современных Православных Церквах. Позиция Константинопольского Патриархата в данном вопросе в большей степени соответствует католической, а не православной экклезиологии и модели церковного устройства. Помимо прочих аспектов, автор также затронул вопрос экклезиологического и канонического значения освящения святого мира предстоятелем автокефальной Церкви и возможности отступления от этой практики в отдельных случаях. Академик Российской академии художеств и Российской академии естествознания доктор исторических наук профессор О.Г. Ульянов представил доклад о XI и CXXXI новеллах императора Юстиниана об автокефалии, справедливо указав на недостаточное внимание исследователей к вопросу их влияния на корпус канонического права.

http://patriarchia.ru/db/text/6081650.ht...

Разделы портала «Азбука веры» 4 Дек 2023 В Московской духовной академии прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Юстиниановские чтения» В Избранное Фото: mpda.ru 27 ноября 2023 года в Московской духовной академии прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Юстиниановские чтения». Ежегодная конференция приурочена ко дню памяти святого византийского императора — покровителя канонического права и церковного гимнографа. Основная тема заседания нынешнего года — «Автокефалия как каноническая норма и историческая практика (к 575-летию установления автокефалии Русской Православной Церкви)». Конференцию открыл доклад ректора Коломенской духовной семинарии доктора богословия протоиерея Вадима Суворова «Право самостоятельного приготовления святого мира как признак автокефалии», в котором была рассмотрена актуальная церковная проблематика, возникающая в связи с данным вопросом. На основании историко-канонического обзора практики освящения и использования в Церкви святого мира докладчик пришел к основному выводу, что право на самостоятельное мироварение не является достаточным признаком автокефалии, но должно быть ее необходимым признаком. Навязываемое Константинопольским Патриархатом требование к новым автокефальным Церквам получать святое миро из Константинополя отражает проблему различного понимания автокефалии в современных Православных Церквах. Позиция Константинопольского Патриархата в данном вопросе в большей степени соответствует католической, а не православной экклезиологии и модели церковного устройства. Помимо прочих аспектов, автор также затронул вопрос экклезиологического и канонического значения освящения святого мира предстоятелем автокефальной Церкви и возможности отступления от этой практики в отдельных случаях. Академик Российской академии художеств и Российской академии естествознания доктор исторических наук, профессор Олег Германович Ульянов представил доклад о XI и CXXXI новеллах св. императора Юстиниана об автокефалии, справедливо указав на недостаточное внимание исследователей к вопросу их влияния на корпус канонического права.

http://azbyka.ru/news/v-moskovskoj-duhov...

Глава вторая. Чин мироварения и мироосвящения Употребляющееся при Таинстве миропомазания, при освящении храмов, и при помазании государей на царство, Св. миро, приготовляется и освящается теперь у нас, в России, в двух пунктах – в Москве 315 и Киеве 316 . Современный наш чин мироварения и мироосвящения вошел у нас в практику со времени патриарха Иоакима, который в 1683 г. приказал перевести с греческого на славянский язык «Чин сочинения и освящения святого мира, из коих вещей составляется, и как строится, и в кое время, и как святится оное предорогое и великое миро» 317 . В XVI и XVII вв. (до патриарха Иоакима), мироварение и мироосвящение совершалось у нас на Руси по иному (сравнительно с современным) уставу. На основании бывших в нашем распоряжении четырех списков этого Устава 318 мы и постараемся представить полную картину приготовления и освящения мира в старой Руси в указанное время 319 . Прежде самого мироварения, требовалось приготовить соответствующую печь и поставить ее «на месте непроходнем» 320 , а над нею нужно было утвердить котел новый и чистый. И то, и другое освящалось. В Лазареву субботу начинали приготовлять необходимые для мироварения составы, «толчи зелия». На Вербное Воскресение уже нужно было просеивать эти зелья, «черствыя опрочь, а мягкии опрочь«. Реестр благовонных веществ, употреблявшихся для составления мира, в поименованных рукописях помещается в конце чинопоследования. Находим удобным сказать о составных частях мира теперь. Рассматриваемые рукописи, кроме деревянного масла и вина, указывают 15 благововных веществ, для составления мира. Вот перечень их по рукописям: «змирно, то имя ему гречески и русски; абри (абар 321 ), то имя ему и гречески, и русски; Ливан, а русски – белый ладан; кинамомон, а русски – корица; кариофалон 322 , а русски – гвоздика; маскокаридон, а русски – орешки мускатные; родостагман, а русски – гуляфна вода, сиречь цветная (розовая вода); москокоридиоанфос, а русски – мошкатняго орешка цвет; пирофрон 323 , то имя ему и гречески, и русски; зинзивер 324 , а русски – непряное корение; ипери 325 , а русски – перец; мускус, той гречески и русски; асар, здесь растет под лезгою трава, лист у нея плоск и кругловат, как грош 326 , иреони 327 благоуханного мирновой цвет; касиа, а русски – дивий мед». Требовалась наличность всех указанных зелий, «а без одного ничтоже не можеши чинити». Всех этих веществ клали поровну, всего «30 гривенок». На это количество зелий полагалось 5 ведер вина и 5 ведер масла.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Когда диакон произносит: «Прииде к Симону Петру, и глагола Ему той», – первый архимандрит встает и говорит: «Господи! Ты ли мои умоиши нозе?». Архиерей говорит: «Еже Аз творю, ты не веси ныне, разумееши же по сих». Архимандрит говорит: «Не умоеши ногу моею во веки». Архиерей отвечает: «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною». Архимандрит говорит: «Господи, не нозе мои токмо, но и руце и главу». Указав на свои руку и главу, архимандрит садится. Архиерей говорит: «Измовенный не требует, токмо нозе умыти: есть бо весь чист, и вы чисти есте, но не вси», и омывает ноги архимандриту. Затем архиерей восходит на свое место и снимает запон и лентион. В Киеве (в Успенском соборе Лавры) и Москве (в Успенском соборе, в Кремле) в Великий четверток (в некоторые годы, по мере надобности) совершается освящение мира следующим образом. – В первые три дня – понедельник, вторник и среду – производится мироварение. Состав мира приготовляется, по особому чиноположению из разных веществ, в знак многоразличных даров Святого Духа. По «Чину священнослужения и обрядов» Москов. Успенского собора, в состав мира входят следующие вещества; елей, вино белое виноградное, стиракса, ладаны – росной, простой белый и черный, мастика, сандарак, розовые цветы, базилика (трава), бальзам перувиантский, терпентин венецианский, благовонные масла: бергамотовое, лимонное, лавендуловое, гвоздичное, размариновое, лигниродийное, коричневое, маиоранное, померанцевое и мушкатное густое и жидкое. Весь составь мира окропляется св. водой, освященной самим архиереем. Приготовленное вещество влагается в мироваренные сосуды, под которыми сам архиерей возгнетает огонь, поддерживаемый потом священнослужащими иереями и диаконами. Во все время мироварения священники читают непрерывно св. Евангелие, а диаконы в облачении промешивают в котлах положенное туда вещество. Приготовленное таким образом миро в Великую среду разливается потом в двенадцать сосудов (по числу двенадцати апостолов, которые одни имели право низводить на крещаемых благодать Святого Духа чрез возложение рук, вскоре потом замененное миропомазанием) и оставляется в этих сосудах запечатанным до следующего дня вместе с алавастром (круглым, с узким длинным горлышком, без ручки, сосудом), хранящим в себе прежде освященное миро.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

«В православном мире действительно принято считать, что право самостоятельно варить миро является одним из признаков автокефальной Церкви. Но, во-первых, до 1917 года существовала традиция мироварения в Киево-Печерской лавре. Об этом свидетельствуют исторические источники. Я где-то читал, что миро из Киева брали даже некоторые представители балканских Церквей — Сербской, Болгарской… — возможно, потому что b XVIII–XIX bb. им было просто легче доехать до Киева, чем, условно говоря, до Стамбула. Во-вторых, на самом деле с точки зрения сакраментологической, то есть с точки зрения таинств Церкви, миро мог бы освящать даже каждый епископ. Именно епископ является в Церкви главной, сакраментологической единицей: он может совершать все таинства, рукополагать священников, именно епископ благословляет священнику совершать богослужения, выдавая антиминс, и священник служит как раз в силу делегируемого ему епископом на это права. Так было в древней Церкви, и, кстати, в Католической Церкви до сих пор сохранился этот принцип: у них каждый епископ приготовляет себе миро. У нас в Православии исторически сложилось так, что освящение мира — это прерогатива Предстоятеля Церкви. Если говорить о внешних формах существования УПЦ, то, по большому счету, у нас есть все признаки полноценной автокефалии. Не урезанной, не сокращенной, как у некоторых Церквей, а именно полноценной автокефалии. Иными словами, у нас есть всё для совершения полноценной миссии Украинской Православной Церкви в разных сферах деятельности. Теперь, главное, этот статус наполнять содержанием. Именно поэтому принятые на Соборе УПЦ решения объединены одной общей идеей: дать возможность Церкви полноценно осуществлять свою миссию в стремительно меняющихся условиях. Не надо цепляться за формы, нужно смотреть в самую суть, в главный критерий принятия этих решений». Требует ли постановление Собора одобрения Поместными Церквями? «Нет, не требует. Поместные Церкви это воспримут просто как данность, как факт. Нужна больше рецепция внутри нашего церковного сообщества, внутри нашей Церкви. Важно, чтобы люди поняли, что решения Собора принимаются на пользу Церкви».

http://pravmir.ru/chto-na-samom-dele-byl...

Сначала Рогожское кладбище было в полном единении с Стародубьем, но спустя лет шесть после основания кладбища между ними произошло разногласие по вопросу о том, как принимать в раскол переходящих из православной Церкви священников. Рогожские раскольники учили, что их нужно перемазывать, т. е. вновь помазывать миром, а стародубские, которые сначала не только перемазывали, а и перекрещивали беглых православных священников, в это время уже оставили и перекрещивание и перемазывание и принимали их только через одно проклятие мнимых ересей православной Церкви. Св. мира у рогожских раскольников конечно не было, и они решили, по примеру ветковцев, сами сварить себе миро. В 1777 г. они купили большой самовар, налили в него деревянного масла, наклали разных благовонных веществ, развели самовар в Лазареву субботу и кипятили вплоть до Великого четверга. Рогожский священник Василий Чебоксарский читал над самоваром архиерейские молитвы, положенные на освящение мира, другие священники стояли вокруг самовара, а бывший дьячок, приписанный в мещане, в стихаре, помешивал в самоваре мешалкою. Случившийся при этом мироварении строитель одного раскольнического скита Сергий заметил варившим, что напрасно они делают то, чего никто, кроме архиереев, не может делать, но его попросили замолчать, чтобы не соблазнять других. Дело однако скоро огласилось. Сварив миро, которого вышло около двух с половиной пудов, рогожские раскольники продали, за ненадобностью, самовар и забыли очистить его от прикипевших к стенкам остатков. Это и выдало тайну, и рогожское мироварение долго служило предметом насмешек над раскольниками. Сваренное миро было разлито в две стеклянный бутыли, но одна бутыль лопнула, и все содержимое в ней погибло. Когда узнали о рогожском мире другие раскольники-поповцы, то в большинстве восстали против московской затеи. Особенно вооружились стародубские поповцы, и между ними и рогожскими возникли жаркие споры. Чтобы прийти к соглашению, решено было сойтись представителям того и другого мнения и рассмотреть дело сообща. Собрание состоялось в Москве, но согласие не было достигнуто, и обе стороны остались каждая при своем мнении. Рогожские раскольники отделились от стародубских и других и стали известны под именем перемазовщины.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями даже до края земли ( Деян.1:8 ), – сказал Христос ученикам перед Своим Вознесением. И как неузнаваемо переменились апостолы, будучи облагодатствованы Духом Господним! Простые, некнижные люди, они заговорили на чужеземных языках, огненным словом Истины низвергая мудрования книжников и философов, обращая к Христу тысячи и тысячи людей, весь мир просвещая Благовествованием вечной жизни. Прежде пугавшиеся даже прислужников и рабов фарисейских, духоносные апостолы противостали надменному иудейскому синедриону, бестрепетно исповедовали свою веру перед лицом земных владык, смело и радостно принимали мучения и саму смерть за Христа Спасителя. И во всех словах и делах, на всех путях живущий в апостолах Дух Божий вдохновлял их, руководил ими. Присутствие Утешителя было настолько осязательно, что апостолы, например, могли сказать: «Идем в Ахайю, и Дух Божий не идет с нами; пошли в Македонию, и Дух Божий идет с нами». И каковы плоды их Благовестия? «Рыбацкие сети» апостолов повсюду на просторах необъятной Римской империи извлекали народы из пучины язычества и влекли их к бессмертному Горнему Свету. Это вселенское чудо стало возможным для учеников Христовых, ибо Утешитель, Дух Святый научил их всему ( Ин.14:26 ) и Любовь Божия излилась в сердца их Духом Святым ( Рим.5:5 ). Среди благодатных дарований Духа Утешителя был дар, драгоценнейший и для окружающих их верующих, и для грядущих поколений христиан, – власть сводить благодать Святого Духа на других людей. Зримое Божественное явление «в огненных языках и дыхании бурном» со дня Пятидесятницы больше не повторялось, зато сами апостолы стали таинственно сообщать дары Духа Божия, возлагая руки на головы христиан. Первоначально через возложение рук апостолы передавали «начаток Духа», «призывающую благодать» Господню всем уверовавшим. Это Таинство необходимо следовало за водным Крещением – без него приобщение к Церкви Христовой не имело спасительной полноты. Затем, когда число обратившихся ко Господу стало стремительно умножаться и Благая весть распространилась «до края земли», Богодухновенные апостолы уже не могли успевать ко всем и всюду, и потому установили Таинство Миропомазания – начали освящать благоуханное миро, и уже руками пастырей христианских общин через помазание стала преподаваться новопросвещенным эта апостольская святыня, сообщавшая им «призывающую благодать» Духа. С тех пор власть от Всевышнего для освящения мира имеют только законные преемники апостолов Христовых (в Русской Православной Церкви мироварение и освящение мира совершает святейший Патриарх). В Православной Церкви Крещение и Миропомазание совершаются сразу одно за другим. В католической же церкви крещение, совершенное в младенчестве, и миропомазание (конфирмация), совершающееся в отрочестве, отстоят друг от друга по времени и дети остаются без дара Духа. Да и есть ли в такой церкви Дух Божий? Это известно одному лишь Богу.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Таким образом Св. Миро, со времен Апостольских, приготовляется и освящается в Православной Церкви, во-первых: для помазания оным крещающихся, то есть для совершения над ними Таинства Миропомазания. Видимое священнодействие сего таинства состоит в том, что приявший Св. Крещение помазуется Св. Миром на челе, очах, ушах, ноздрях, персях, руках и ногах с произношением таинственных слов: печать дара духа Святого. Внутреннее же действие сего таинства состоит в том, что чрез видимое помазание Св. Миром даруется крещаемому невидимое помазание от Св. Духа, благодатное освящение ума и сердца, чувств и помышлений, желаний и дел. Так как Св. Апостолы сообщали крещающимся дары Духа Святого или непосредственно, или в возможной скорости по принятии ими крещения: то по чиноположению Православной Церкви, таинство Миропомазания всегда совершалось и ныне совершается непосредственно по совершении Крещения. А в тех случаях, когда крестившиеся и воспитавшиеся в инославных Христианских исповеданиях, в коих таинство Миропомазания не приемлется и не совершается, изъявляют желание присоединиться к Православной Церкви, таинство Миропомазания совершается тогда, когда лице изъявившее желание присоединиться к православию, вводится в общение Православной Церкви. Кроме сего всеобщего церковного употребления Св. Мира при совершении таинства Миропомазания, по примеру Ветхозаветной Церкви, оно употребляется также: при освящении Христианских храмов, когда это освящение совершается самим Архиереем. При этом священнодействии помазуются Св. Миром устрояемый в каждом храме, для принесения бескровной жертвы Тела и Крови Господней, престол и самое здание храма внутри оного на четырёх сторонах: восточной и западной, южной и северной. Но как, по многочисленности Христианских храмов, не всякий из оных может быть освящаем лично самим Архиереем, то по правилам Православной Церкви, освящение новоустрояемых и возобновляемых храмов и престолов Архиерей может поручать и Пресвитерам, и тогда освящение престола и храма совершается по особому чину, без помазания Св. Миром. В таких случаях Архиерейское освящение престола заменяется св. антиминсом, который уже непременно должен быть освящен Архиереем, и выдается Им для каждого новосозидаемого или возобновляемого престола храма. При освящении антиминсов, они также как и освящаемые Архиереем престолы, помазуется Св. Миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010