Если в храме вам люди мешают, то проблема – внутри вас. Заставьте себя выстоять службу И этот день терпения даст больше, чем сорок лет в свободном и уютном месте 15 марта, 2019 И этот день терпения даст больше, чем сорок лет в свободном и уютном месте Белорусская земля богата святынями: Жировицы, Полоцк, Туров… Однако мало кто слышал о таком местечке, как Лавришево. Оно окружено лесами, как будто его кто-то специально спрятал от суеты для монашеского делания. 21 апреля 2007 года решением Синода Белорусской Православной Церкви Лавришевская обитель была возобновлена для иноческой жизни. Сейчас в монастыре около 10 насельников. Предлагаем беседу наместника Лавришевского монастыря игумена Евсевия (Тюхлова) с посетителями выставки «Радость», ежегодно проходящей в Минске. – Как начинался ваш путь к Богу? – Я признателен за свою веру священнику, который меня воспитывал с детских лет; а также бабушке, которая проявляла терпение и побуждала ходить в храм. Хоть и неосознанно, но я потянулся к Богу, глядя на добрый пример этих людей. А когда пришло время, мне самому захотелось стать христианином. Я начал молиться. Утренние и вечерние молитвы читал минут сорок – час. Казалось бы, что там читать – 10-15 минут. Но я заметил закономерность, что чем глубже я проникался словами молитвы, тем быстрее шло время. Бывало, жалел себя, прочитывал за пятнадцать минут, но как тогда они долго тянулись… И я стал упражняться молиться не торопясь. Я учился в сельскохозяйственном техникуме на пчеловода. В тот период шло мое духовное становление. Тогда я читал схиигумена Савву (Остапенко). Он глубоко раскрывал сущность жизни христианина, его добродетелей. Мне захотелось так жить самому. Я ходил по деревням, искал бабушек, чтобы рубить им дрова – начинал с этого. О монашестве я не думал, считал, что это не для меня. Когда я посетил отца Николая Гурьянова, он назвал меня по имени и сказал, кем я буду. Я понял, что мое предназначение должно быть связано с монастырем. Я не скажу, что дошел до Бога – я еще на пути к Нему. И, может, я еще очень далеко от Него.

http://pravmir.ru/esli-v-hrame-vam-lyudi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Записки юного паломника 22.11.2005 494 Время на чтение 32 минут ОТ РЕДАКЦИИ: Владыка Иоанн с юности вел дневник, в который записывал свои впечатления от событий и встреч, душевных переживаний и духовных опытов. Сегодня мы предлагаем читателям " РП " отрывок из его ранних записей - о первом посещении Москвы в 1946 году. В то время будущему митрополиту - тогда иподиакону - не исполнилось еще и девятнадцати лет. Благочестие, искренность и непосредственность юного паломника придает этим нехитрым строкам особый духовный аромат, особую назидательность и сердечную трогательность, теплоту... ДОРОГА В МОСКВУ Мой старец [владыка Мануил] ( 1 ) по Божьему изволению благословил меня на паломничество в Москву. В среду, в Неделю жен-мироносиц, в 4 часа мы благополучно сделали посадку в вагон, ожидая отправления поезда. Сначала в вагоне было очень тесно и суетно, но потом все утряслось и успокоилось, и мы Божией милостию поехали в направлении Москвы. Поезд шел быстро, и от этого нам было веселее. Мелькали телеграфные столбы и деревья, одни за другими проносились села и деревни. С первых же минут моего путешествия враг рода человеческого - диавол - начал возбуждать во мне плотские страсти: то влагал мне блудные мысли, то напоминал мне о моей греховной жизни, которую я вел с тринадцати лет, и всячески старался, чтобы я нарушил заповедь Божию. Только любовь Божия к падшему человеку ограждала меня от падения, и милостию Господнею все утихало в моем бренном теле. Примерно в 10 часов вечера мы подъехали к станции Сорочинск, где живут мои родители. Я вышел из вагона, зная, что меня придут встречать; и я не ошибся, меня встретили папа, мама и мои близкие знакомые. Только мне пришлось с ними поговорить совсем немного, так как поезд стоял всего 15 минут. Я испросил родительское благословение, простился и вошел в свой вагон. Тут меня задержал на время кондуктор и спросил: " Кто же ты такой, почему у тебя длинные волосы? " Я ему ответил: " Я - художник " . " Нет, ты, наверное, не художник " , - сказал кондуктор. И тогда я открыл ему мое звание, желая, чтобы он не донимал меня.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Скачать epub pdf Краткое описание пребывания Святейшего Патриарха Тихона в Сергиевой Лавре с 7 по 19 ноября 1917 года Высокопреосвященнейший митрополит Тихон, нареченный в Патриарха города Москвы и всея России, выехал из Москвы в обитель Преподобного Сергия в сопровождении отца наместника Лавры архимандрита Кронида 1 и члена Всероссийского Собора протоиерея П. Н. Лахостского 7 ноября в 2 часа 10 минут пополудни и прибыл в Лавру в 4 часа 30 минут. На вокзале в Сергиевом Посаде Высокопреосвященнейший Владыка был встречен благочинным Лавры. При полном звоне лаврских колоколов прибыл в обитель, к Скорбященской паперти при Троицком соборе, где и встречен был ранее прибывшим с вокзала наместником Лавры архимандритом Кронидом со всею старшею братиею в облачении и святою водою. Нареченный Патриарх, окропив себя святою водою, прошел к царским вратам собора и, приложившись к местному чудотворному образу Святой Троицы и Богоматери, направился к раке святых мощей Преподобного Сергия. Склонившись на колена, он долго молился пред ракою и, приложившись к святым мощам, выслушал краткий молебен Преподобному Сергию. После молебна он подошел к царским вратам и преподал стоящей в соборе братии и всему народу общее архипастырское благословение. Певчие пропели «Исполла эти деспота». Наместник Лавры, держа в руках святую икону «Явление Богоматери Преподобному Сергию», сказал нареченному Патриарху краткую приветственную речь, после которой вручил икону Владыке. Приняв святую икону, Владыка, в свою очередь, сказал прочувствованную речь, в которой благодарил братию и народ за радушный прием. После сего нареченный Патриарх, благословив братию и народ – каждого в отдельности, прошел в часовню трех мощей и храм преподобного Никона. Из сего храма Владыка направился в свои покои для пребывания в Лавре. В 6 часов вечера Владыка прибыл в Троицкий собор ко всенощной, выходил на величание Архангелу Михаилу и на другой день служил Литургию. 9:10, а также 15 ноября он ежедневно посещал все церковные богослужения в Троицком соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

10 минут духовного чтения. Сколько укоров, наветов и гонений терпит пост! Почему же пост такой строгий, – когда Господь Сам говорит, что не входящее в человека сквернит его? 23 марта, 2016 Почему же пост такой строгий, – когда Господь Сам говорит, что не входящее в человека сквернит его? Как много толков о посте, как восстают на него и говорят: «Почему же пост – и такой строгий, – когда Господь Сам говорит, что не входящее в человека сквернит, но исходящее из сердца (Мф. 15:11), и апостол учит: не ядый ядущаго да не осуждает» (Рим. 14:3), и святой Златоуст в день Святой Пасхи призывает к веселию всех, и постившихся, и не постившихся? Думаю, что после того, что писал прежде, настоящее мудрование не затрудняет уже вас. Бедный пост ! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот всё, по милости Божией, стоит. Да и как иначе-то? Подпора крепка! Господь постился, апостолы постились, и притом немало, но, как говорит о себе апостол Павел: «в пощениих многащи» (2 Кор. 11, 27), и все святые Божии держали строгий пост, так что если б дано было нам обозреть обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует. Нарушением поста потерян рай – подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Святая Церковь, сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же… Да и все, хотящие спастись, покоряются… Посмотрите вокруг. Мало-мальски у кого западет забота о душе – сейчас начинает поститься , и чем сильнее у него забота, тем строже он постится. Отчего бы это? Оттого, что при посте успешнее идет дело и легче совладать с душою. Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение. Уж где чрево пишет законы, там Бог – чрево. Кому Бог – чрево, тот враг Креста Христова. Кто враг Креста, тот враг Христа, Спасителя нашего и Бога. Вы вот как вперед поступайте. Когда кто станет восставать на какое-нибудь подвижническое установление Божие, начинайте его спрашивать: какое же принимает он кроме этого, отвергаемого? Например, кто пост отвергает, спросите: ну а в церковь нужно ли ходить? нужно ли домашнее держать молитвенное правило? нужно ли исповедоваться? и прочее… И уж наверно найдете, что он откажется от всего.

http://pravmir.ru/10-minut-duhovnogo-cht...

Детям очень тяжело стоять неподвижно более 15 минут и тем более внимательно слушать непонятные песнопения. Не потому что они бесноватые или грешники, а потому, что такова их психика, моторика, нервная система. У детей энергия фонтанирует, им жизненно необходимо двигаться. Поэтому, если с ребенком мама пришла к началу службы, то через полчаса возникнет необходимость его развлекать. В итоге дети начинают бегать по храму, рисовать на листочках для записок, листать книжки с витрины, шуметь и мешать молящимся. Такое пребывание на службе “целиком” никак не способствует привитию уважительного отношения к дому Божию. Вместо того чтобы привыкать к службе, ребенок привыкает к тому, что в храме скучно, что здесь можно заниматься чем угодно, лишь бы убить время. Это лучший способ воспитать в ребенке отношение к церкви, как к чему-то второстепенному, не стоящему уважения. Номинально-то службу ребенок отбудет от и до, но это как раз случай телесного нахождения в храме, а вот помыслы и действия будут весьма далеки от божественного. Какой прок в посещении богослужения, когда матери стоят в центре храма на молитве, а дети, оставленные без присмотра, играют, громко болтают и смеются, рисуют, бегают в трапезной части храма, создавая шум. Разве так воспитаешь благоговейное отношение к богослужению? В этом вопросе лучше гнаться не за количеством, а за качеством: пусть вы пробудете с детьми в храме полчаса, но это будут полчаса душевной тишины, а не безделья. Дети должны усвоить, что в дом Божий идут молиться, а не болтать с друзьями, не рисовать и не играться. Необходимо сохранять интерес ребенка к храму и богослужению. В зависимости от возраста и особенностей нервной системы время сохранения интереса у разных детей колеблется от 10 до 30 минут. Если вы видите, что дитя начало маяться, что ему плохо, тяжело — надо уходить. Некоторые матери выходят с уставшим ребенком на улицу, а затем, когда он развеется, вновь возвращаются в храм. По мере взросления ребенка время нахождения в храме увеличивается.

http://azbyka.ru/deti/osnovnye-problemy-...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Я поворачиваюсь к зоне и кричу: “Ад! Где твоя победа?!”» Беседа с христианским правозащитником Александром Огородниковым. Часть 5 10.12.2019 865 Время на чтение 15 минут Источник: Православие.Ru Александр Огородников Часть 1: «У меня была идеальная советская биография» Часть 2: «Отец Иоанн принимал меня так, что я плакал как ребенок» Часть 3: ««На допросе в КГБ я ощутимо понял: СССР идет к концу» Часть 4: «И вдруг вся камера, как одно существо, произносит: есть Бог!”» 9 лет – с 1978 по 1987-й – в советских лагерях… За веру, за «не могу молчать»… Что помогло выстоять, не сломиться? Об этом – в продолжении беседы с богословом, диссидентом, правозащитником Александром Иоильевичем Огородниковым. А еще о «горячих» вопросах современности: почему Церковь теряет сегодня кредит доверия, был ли Сталин «защитником веры», и какой урок преподают нам исповедники и новомученики. Пасха в карцере – Александр, что помогало вам выдерживать все ужасы заключения? – Расскажу вам об одной Пасхе. Власть преследовала меня за всякое религиозное высказывание. Например, если в зоне где-то у кого-то находили молитву « Отче наш », написанную от руки (а только от руки и могла быть она написана), автоматически мне давали 15 суток карцера. Потому что знали: это могло быть сделано только Огородниковым. И для меня была честь – за написанную молитву отсидеть 15 суток. И тут надо объяснить, что такое карцер. Это бетонный мешок, где вы по диагонали можете сделать небольшой шаг. Где кормят по «пониженной норме» раз в день, а на второй день вам дают только 250 граммов хлеба и воду. И все. Потом, на следующий день – снова по «пониженной норме» и т.д. Надевают на вас карцерную робу, очень тонкую, и, конечно же, и речи нет ни о каких одеялах или телогрейках… А нары, на которых вы спите, – это специальный кусок железа. И смутный электрический свет, который и день, и ночь не отключается. И даже чтобы выйти в туалет, вам нужно очень долго стучаться, чтобы вам открыли воду (ее открывает надзиратель, чтобы слить воду). И такой сумрак, в котором вы как бы заживо погребены.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/10/ya_pov...

Закрыть В Москве прошла конференция «Русская Церковь сегодня. К 15-летию интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла» 15.04.2024 27 Время на чтение 10 минут Фото: mpda.ru 9 апреля 2024 года в Елизаветинском зале Московской духовной академии состоялась научно-практическая конференция «Русская Церковь сегодня. К 15-летию интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла». В работе конференции, проведенной в рамках мероприятий Научной образовательной теологической ассоциации, приняли участие представители московских духовных школ и студенты всех магистерских профилей Академии, сообщает Патриархия.ru. Ректор Московской духовной академии епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл в своем приветственном слове отметил, что уже с первых дней своего Патриаршего служения Предстоятель Русской Православной Церкви одним из важнейших направлений этого служения обозначил духовное образование и богословскую науку. К свершениям в этой области относится государственная аккредитация бакалаврской программы и появление множества разнообразных магистерских программ, укрепление сетевого взаимодействия как внутри сообщества духовных школ, так и со светским университетским и научным сообществом, в рамках масштабного проекта создаются новые актуальные учебники по всем дисциплинам бакалавриата. За всем этим стоит благословение и живая заинтересованность Святейшего Патриарха Кирилла. В первом докладе конференции, с которым выступил доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии архимандрит Платон (Игумнов), были рассмотрены новые смысловые горизонты в христианском благовестии Святейшего Патриарха Кирилла. По словам автора доклада, Благая весть несет миру безусловное и жизнеутверждающее признание бытия с его глубинной трансцендентальной надеждой на грядущее всеобщее воскресение и вечную жизнь в Боге. Она нашла свое отражение в историческом пространстве новой эры в судьбах миллионов людей. Благая весть стала одной из центральных тем богословских раздумий Святейшего Патриарха Кирилла. В преддверии Второго славного пришествия Христа Его Святая Церковь остается тем институтом, в котором Благая весть открывается народу Божиему как ключ к постижению вечного человеческого предназначения, как смысловой горизонт понимания бытия.

http://ruskline.ru/politnews/2024/04/15/...

Закрыть Всероссийский пастырь глазами его современников В рамках Пятого Иоанновского фестиваля состоится показ второго сезона проекта «Живые мемории», посвященного в том числе воспоминаниям об Иоанне Кронштадтском 11.06.2022 767 Время на чтение 5 минут Фото: Предоставлены организаторами В среду, 15 июня, в Кронштадте в рамках Иоанновского фестиваля творчества молодежи состоится показ «Живых Меморий. 2 сезон» – продолжения просветительского киноальманаха, основанного на мемуарах о стране. Проект создан при поддержке Фонда президентских грантов. «Живые Мемории» – масштабный медиапроект, он объединяет в себе жанры моноспектакля, анимации и документального сериала. Видеоряд создан ведущими художниками анимации, музыка написана современными композиторами. Все эпизоды составляют единый альманах, который показывается в городах, связанных с героями мемуаров. Лицами и голосами 2 сезона стали Инна Чурикова, Елизавета Боярская, Полина Агуреева, Виктория Исакова, Игорь Петренко, Антон Шагин, Владислав Ветров, Александр Клюквин, Александр Коршунов. Трейлер фильма. Показ состоится в Кронштадском Дворце Молодежи, 15:00 (ул. Советская, 35). Вход свободный. В фильме приводятся в том числе воспоминания об Иоанне Кронштадтском и его современниках. Более подробно о картине рассказала в телефонном интервью «Русской народной линии» автор и руководитель проекта  Ирина Феликсовна Разумовская: На Пятом Иоанновском фестивале в Кронштадте состоится премьерный показ второго сезона проекта «Живые мемории». Наш проект – это уникальный жанр, представляющий собой воспоминания о стране, которые начитывают очень известные артисты. В фильме 70% видеоряда – это авторская анимация. «Живые мемории» - это сборник из 10 серий. Каждая серия – это отрывок из книги воспоминаний. И у каждой серии свой режиссёр и художник анимации. Почему мы, собственно, привозим 15-го июня этот проект в Кронштадт? Каждую серию мы делаем в партнёрстве с тем или иным местом памяти – как правило, это мемориальный музей или университет. То есть, то место, которое связано с автором или героем одной из книг воспоминаний, которая вошла в наш киноальманах. И во втором сезоне есть серия воспоминаний про святого праведного Иоанна Кронштадтского.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/11/vs...

Закрыть itemscope itemtype="" > Важные решения Священного Синода Митрополит Дионисий (Порубай) назначен главой Омской митрополии, митрополит Григорий (Петров) назначен управляющим делами Московской Патриархии, митрополит Тихон (Шевкунов) назначен главой Крымской митрополии 11.10.2023 1716 Время на чтение 12 минут Фото: patriarchia.ru Сегодня в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. Члены Синода слушали сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви (журнал 88). Со времени предшествующего заседания Священного Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: с 23 по 24 августа и с 10 по 12 сентября — Санкт-Петербургскую; с 15 по 17 сентября — Петропавловскую; 24 сентября — Костромскую; 1 октября — Новороссийскую. Члены Синода поблагодарили Предстоятеля Русской Православной Церкви за труды и принесенную радость молитвенного общения архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Санкт-Петербургской, Петропавловской и Костромской епархий, выразили митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию, митрополиту Костромскому и Нерехтскому Ферапонту, архиепископу Петропавловскому и Камчатскому Феодору, епископу Новороссийскому и Геленджикскому Феогносту, а также губернатору города Санкт-Петербурга А.Д. Беглову, губернатору Краснодарского края В.И. Кондратьеву, губернатору Костромской области С.К. Ситникову, губернатору Камчатского края В.В. Солодову — признательность за внимание и теплый прием, оказанные Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и сопровождавшим его лицам. Также члены Синода слушали сообщение Святейшего Патриарха о состоявшемся избрании Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви (журнал 89). 10 августа 2023 года отошел ко Господу митрополит Токийский и всей Японии Даниил. 28 сентября 2023 года в Токио состоялся Собор Японской Автономной Православной Церкви, на котором ее Предстоятелем был избран архиепископ Сендайский Серафим. В тот же день, в соответствии с Томосом об Автономии Японской Православной Церкви (п. 1) и Уставом Русской Православной Церкви (гл. XI, п. 5), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, получив рапорт архиепископа Серафима о принятом на Соборе решении, своим Указом утвердил состоявшееся избрание.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/11/va...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Дай мне ещё этой воды!» 20.01.2023 541 Время на чтение 8 минут Источник: Православие.ру В ту январскую ночь, когда я в очередной раз приехала в Харьков к попавшему в больницу брату, от пожара дотла сгорел деревянный дом, где я жила с кошкой Тигрой и собакой Арни. Животные, к счастью, не пострадали, но огонь испепелил практически всё. Однако он не смог одолеть силу крещенской воды. Посреди выгоревшей кухни и сейчас, спустя 10 лет после пожара, случившегося в ночь с 28 на 29 января 2013 года, прямо накануне моего дня рождения, стоит уцелевший деревянный стол, набитый пластиковыми бутылками с крещенской водой. Уцелели и просфорки, лежавшие рядом с ней, и бумажные листочки с текстом о крещенской воде. Именно крещенская вода стала для меня первым глотком той «живой воды», о которой повествуется в четвертой главе Евангелии от Иоанна. Встретив у колодезя женщину из Самарии, Иисус просит у нее пить, а потом говорит: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4: 10). Об обычной воде Он говорит: «Всякий пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4: 13–14). Когда я устаю молиться, терпеть, верить, ждать и надеяться, когда приходит уныние и отчаяние, все равно в глубине души я точно знаю: придет время, и моя любимая дочь, и племянники, и остальные родственники скажут Господу слова той самарянки: «Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды…» (Ин. 4:15). Эту фразу самарянки я вспоминаю каждый раз, собираясь 18 и 19 января в храм, чтобы в великий праздник Богоявления принести домой крещенской воды, о которой 20 лет тому назад мой умиравший в больнице брат сказал: «Дай мне еще этой воды! Меня впервые не тошнит!» В сказках умершего героя часто оживляют с помощью живой и мертвой воды. Для моего брата, страдавшего от множества осложнений сахарного диабета, эта вода поистине стала той «живой водой», о которой говорится в Евангелии. И для меня крещенская вода – это та «живая вода», в которую непостижимым образом после освящения в храме превращается обычная водопроводная вода. Удивительно, но в течение прошедших десяти лет, приезжая на пепелище, я понемногу пила ту воду, что уцелела во время пожара. Она до сих пор свежа и чиста. Но Промыслом Божиим уже третий год я живу вдали от родного пепелища. Несмотря на огромную помощь добрых людей, среди которых было много читателей сайта «Православие.ру», я так и не смогла построить новый дом. Большая часть пожертвованных денег ушла на лечение брата, оставшаяся – на оплату общежития и другие нужды. 27 января 2013 года я покинула родные стены, и вот уже ровно 10 лет скитаюсь по чужим углам. Но я стараюсь не роптать, а благодарить Бога за всё – за скорби и радости.

http://ruskline.ru/opp/2023/01/20/dai_mn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010