Это - свидетельство отсутствия помех для нормальных личностных взаимоотношений, невзирая на мировоззренческие различия. Подобное преобладание в общественном мнении толерантных рациональных начал можно считать серьезным показателем демократичности нашего общества, отсутствия предубежденности против представителей других этноконфессиональных общностей. Таким образом, анализ ответов на вопросы, касающиеся межнациональных и межконфессиональных отношений, свидетельствует, что большинство респондентов всех мировоззренческих и конфессиональных групп сохраняет приверженность межнациональной и межконфессиональной толерантности как на социально-политическом, так и на межличностном уровнях. Наиболее важным представляется выявленное в результате ряда опросов отсутствие ярко выраженной напряженности между русским народом, исторически исповедующим православие, и народами мусульманской культуры. Примечательно, что реинтеграция постсоветского пространства путем воссоздания единого государства, имеющая наибольшее число сторонников среди верующих в Бога, в конфессиональном разрезе находит большую поддержку как среди православных, так и особенно среди мусульман. В целом для верующих респондентов как православных, так и мусульман в большей мере, чем для других категорий опрошенных, характерно стремление к отождествлению единой исторической России со всем постсоветским пространством и желание его реинтегрировать путем воссоздания единого государства. При этом именно мусульманская группа наиболее поддерживает принцип национального равноправия российских народов. Следует отметить, что свыше половины представителей православной группы также являются сторонниками равных прав для всех народов России, а наличие более значительного процента приверженцев иной позиции говорит скорее не о националистических настроениях последователей православия, а лишь отражает объективную роль русского народа, исповедующего в своем большинстве православное христианство, в становлении российской цивилизации. Таким образом, большинство респондентов во всех мировоззренческих и конфессиональных группах нацелено на сохранение исторически сложившихся толерантных отношений между национальными общностями как внутри России, так и на всем постсоветском пространстве. При этом верующие в Бога более активно выступают за реинтеграцию республик СССР вплоть до воссоздания единого государства, и одновременно в целом в большей степени стремятся к равенству между нациями. Особенно это характерно для мусульман, у которых желание вновь восстановить СССР сочетается с абсолютным преобладанием идеи национального равноправия.

http://religare.ru/2_10368.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Сенегал: впервые имам осужден за оскорбление христиан 11.12.2020 Сенегальский суд приговорил 10 декабря местного имама и проповедника к шести месяцам лишения свободы условно и к денежному штрафу, эквивалентному 185 долларам США, за оскорбление христиан . Такой приговор впервые вынесен в Сенегале , где долгие годы между мусульманским большинством и христианским меньшинством царили мир и взаимоуважение. Дело на Гуаладио Ка было заведено после жалобы «Коллектива сенегальских христианских стражей» (CVCS), которые были оскорблены заявлениями имама в адрес католиков. В ходе публичного выступления в сентябре 2018 года он, в частности, сказал: «Говорят, что 95% населения Сенегала составляют мусульмане. И вот – остальным 5% удалось добиться легализации алкоголя, прелюбодеяний, гомосексуализма, ростовщичества, танцев». В ходе процесса прокурор требовал осудить Гуаладио Ка на два года тюрьмы, в том числе на шесть месяцев строгого режима и к штрафу размером 50 000 франков КФА (чуть более 900 долларов США). Обвинитель утверждал, что антихристианские выпады имама были «постоянными» и представляли собой опасность для общества. «Граждане должны подчиняться законам Сенегала, который является светским государством. Мы не можем позволить такого рода речи. Нельзя искушать дьявола», – заявил прокурор. Со своей стороны, 54-летний имам заявил о своей невиновности, отметив, что в той проповеди, которая стала причиной обвинения, он не упоминал конкретно «никакую религиозную общину». «Я не хотел никого оскорблять. Я хотел объяснить, что среди этих 95% мусульман есть люди, которые игнорируют предписания ислама , но при этом не хотел обидеть кого бы то ни было, – сказал Гуаладио Ка. – Я хотел обратить внимание на то, что поступки, запрещенные религией, не запрещаются светскими законами». Суд над имамом начался 12 ноября и оказался в центре внимания сенегальского общества по причине своей беспрецедентности. По словам президента CVCS Эфрема Манжа, процесс имеет символическое значение, поскольку его целью было сохранение добрых отношений между последователями разных религий. «Это был сигнал: нельзя покушаться на наследие наших предков, которые жили в мире друг с другом», – подчеркнул он, выразив надежду, что вердикт суда даст сенегальцам повод задуматься о том, какие последствия для их страны может повлечь нарушение мира между общинами. Как отмечают сенегальские СМИ, суд состоялся на фоне роста религиозной нетерпимости в этой западноафриканской стране. Некоторые эксперты высказывают мнение, что межконфессиональный мир в Сенегале находится «в состоянии агонии». Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 11.12.2020 19:35:04

http://drevo-info.ru/news/26406.html

Как напоминают эксперты, мусульмане составляют 48% населения Боснии и Герцеговины – одного из новых независимых государств, образовавшихся после распада союзной Югославии, чьи " европейские перспективы " выглядят даже более определенными, чем у Турции, и в случае ее приема в ЕС боснийские мусульмане станут первой в Европе " неэмигрантской " мусульманской общиной. И, как показывает анализ новостей, по поводу перспектив интеграции боснийских мусульман в европейское общество Мустафа Черич волнуется не зря: недавно председатель Конференции католических епископов Италии кардинал Камилло Руини призвал представителей церкви остерегаться волны исламского возрождения в Европе. " Вызов, который представляет собой международный терроризм, .. есть лишь одна сторона гораздо более широкой проблемы, которую можно обозначить как религиозное, социальное и политическое возрождение ислама и стремление стать новыми главными героями на мировой арене, разделяемое, хотя бы частично, представителями мусульманского мира " , – заявил кардинал на закрытии IV Национального церковного конгресса в Вероне. По его мнению, результатом этого является увеличение поводов для конфликтов и потребность в срочных активных мерах по сохранению мира, сообщает " Интерфакс " со ссылкой на католический сайт CWN. Справедливости ради отметим: так думают и рассуждают далеко не все католические епископы Италии, и в то же время видный представитель Ватикана, председатель папских советов по культуре и по межрелигиозному диалогу кардинал Поль Пупар в поздравительном обращении к мусульманам по случаю завершения Рамазана выразил уверенность в необходимости объединения усилий приверженцев христианства и ислама в разрешении " серьезных проблем наших дней – несправедливости, бедности, насилия и конфликтов " , подчеркнув, что " насилие и терроризм являются особенно болезненным бичом " современности. " Разве не нам, верующим христианам и мусульманам, следует первыми предложить наш особый вклад в разрешение этих сложных проблем? " – цитирует П. Пупара катарская газета Gulf Times со ссылкой на агентство France Press.

http://religare.ru/2_34047.html

Прибыли они к ней в среду 22 мухаррама 611 и не нашли там ни наместника, ни войска... и вошли в нее в пятницу на рассвете, после того как сожгли великие ворота ее, и свирепствовали над людьми ее, убивали мужчин и забирали богатства, и хватали женщин и детей. На все воля Аллаха, высокого, величайшего... И когда утром в среду пришли войска (?) египетские, то отплыли оттуда франки – да проклянет их Аллах – и угнали много людей, говорят, четыре тысячи. И взяли богатства – золото, и шелк, и пряности, и прочее, чего не описать» 612 . Мусульманское войско, не имея флота, было вынуждено просто стоять на берегу и смотреть, как мимо проплывали корабли крестоносцев. «И вышли вперед султан и амир аль-кабир Яльбуга 613 в то время... как корабли со всей добычей уходили в море, – пишет Ибн Кассир. – И слышны были плач, и стенания, и жалобы [пленников], и вопль к Аллаху, и призывание в помощь Его и мусульман. И разрывало это печень и исторгало [слезы] из глаз и угнетало слух. Воистину Аллаху принадлежит воздаяние» 614 . Как известно из источников, неделю (10–18 октября) крестоносцы оставались в Александрии. Однако, когда из Каира подошло мамлюкское войско во главе с амир аль-кабиром Яльбугой, союзники и вассалы короля Пьера не проявили никакого желания оборонять полуразрушенный город и увели свои отряды на корабли. Кипрский флот уплыл, и нерастраченный гнев мусульман обрушился на христиан Египта и Сирии. Война Кипра с Мамлюкским султанатом продолжалась до осени 1370 г. Атаки крестоносных эскадр на прибрежные города сменялись переговорами и сложными дипломатическими интригами. Всё это достаточно подробно описано хронистами и изучено историками 615 , но внутренняя ситуация в Мамлюкском государстве в эти годы известна не так хорошо. То, что Яльбуга после разорения Александрии стал вымещать злобу на сиро-египетских христианах, выглядит не столь уж неожиданным. Межконфессиональная напряженность в Мамлюкском государстве существовала всегда, и мусульманские власти имели все основания считать своих христианских подданных потенциальной ‘пятой колонной’.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Государственное ведомство по делам религий здесь возглавил лидер местных мусульман, а его заместителем был назначен чиновник РПЦ (благочинный приходов Туркменистана Среднеазиатской епархии). Двенадцать других конфессий не были перерегистрированы, хотя прежде, даже в царское и советское время, часть из них существовала вполне легально. Затем последовали административные меры: массовое закрытие и частичный снос " неправильных " храмов (в том числе адвентистов седьмого дня и кришнаитов), депортация проповедников и разгон молитвенных собраний. А ведь во всех регионах Туркмении (кроме, может быть, столицы) общее число протестантов и свидетелей Иеговы превышало число Архиепископ Владимир (Иким), глава Среднеазиатской епархии, в которую входят и приходы Туркменистана, создал теоретическую концепцию, оправдывающую действия властей и собственное поведение: " Первый клин. в отношениях между исламским и христианским мирами был вбит отнюдь не мусульманами, – а средневековыми военными авантюрами Римских пап, так называемыми " крестовыми походами " . Вторым ударом по межрелигиозному миру стал " желтый крестовый поход " монгольских несториан " Согласно историософским изысканиям архиепископа Владимира (вдохновляемого, по всей видимости, идеями Л. Гумилева), отношения между христианским и мусульманским мирами в раннем Средневековье были безоблачны. Однако несториане (сектанты с точки зрения православных), контролировавшие в ту пору все христианские общины Центральной Азии, сумели направить мощь монгольской империи против мусульман. Тем самым они не только на многие века разрушили межконфессиональную идиллию, но и погубили христианство в этом Проводя аналогию между несторианами и современными протестантами, в другом своем тексте Владимир утверждает: " Необходимо разоблачать сектантскую ложь, предостерегать людей от " волков в овечьих шкурах " , несущих с собою вечную гибель. В отличие от лжехристиан-сектантов, мусульманские народы Средней Азии всегда были дружественны к православию. В наши дни мы знаем, какую щедрую помощь оказывают не только мусульманству, но и православной епархии президенты Ислам Каримов, Сапармурат Ниязов, Аскар Акаев "

http://religare.ru/2_7411.html

Вызывает тревогу, что для некоторых людей любая религия становится главным врагом, с которым надо если не покончить, то вести борьбу по всем направлениям. Для этого намеренно подчеркиваются в СМИ и публичных заявлениях некоторых политиков и общественных деятелей экстремистские формы или негативные стороны той или иной религии, и при этом абсолютно за кадром остается весь ее позитивный потенциал. На таком фоне порой предлагают просто вывести само упоминание о религии за пределы общественной жизни. Так, накануне Рождества Европейская комиссия издала 300 тысяч ежедневников «Европа» для подарков школьникам, в которых были отмечены мусульманские, иудейские, индуистские и сикхские праздники, но не помещен ни один христианский, включая Рождество. Многие политические и общественные деятели в Европейском союзе возмутились явной дискриминацией в отношении религиозного большинства европейских стран. Однако еще большее недоумение вызвала реакция, высказанная пресс-секретарем Европейской комиссии, который заявил, что данная ошибка будет исправлена в следующем году с помощью изъятия всех религиозных праздников из новой редакции ежедневника. Наверное, в данном случае такая страусиная позиция свидетельствует скорее о профессиональной растерянности еэсовского чиновника, чем о негативном отношении к религии. В то же самое время напомню, что несколько лет назад в текст преамбулы европейской конституции отказались внести упоминание христианства как части европейского наследия. Гораздо более эффективной реакцией на возрастающую роль религии в жизни людей является поиск нестандартных решений для ее интеграции в общественную жизнь. Именно в этом направлении сегодня развиваются некоторые тенденции в России с принятием решений об обучении детей религиозной культуре в общеобразовательной школе по выбору родителей, о служении капелланов в армии и работе религиозных организаций в различных социальных сферах. Развивается диалог между традиционными религиями России, в том числе в рамках Межрелигиозного совета. Работу также ведет Христианский межконфессиональный консультативный комитет .

http://patriarchia.ru/db/text/1386557.ht...

— Тема, которую мы будем обсуждать, — это защита христианства на Ближнем Востоке, которое сегодня подвергается насилию и гонениям. ИППО как старейшее в России неправительственная организация стремится внести в свой вклад в процесс мирного урегулирования в Сирии, не допустить разрастания масштабов гуманитарной катастрофы в этой стране и поддержать христиан, — говорит глава императорского православного палестинского общества. — Мы должны противостоять тому, что случилось в Ливии, Ливане, и особенно в Сирии, где уничтожаются православные святыни и христианские храмы и из-за веры идут гонения на людей, где убивают священников и похищают монахинь. Это беда, с которой нужно бороться сообща. Сергей Степашин подчеркнул, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл проинформирован об этой встрече, однако пояснил, что едет в Рим как представитель гражданского общества в качестве главы международной общественной организации, под эгидой которой создан общественный Центр ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Он заявил, что Императорское православное палестинское общество занимается гуманитарной миссией в Сирии с марта прошлого года. За это время было отправлено, в том числе бортами МЧС РФ, восемь грузов с лекарствами, продовольствием, предметами первой необходимости, детским питанием, которые собрали наши граждане  в поддержку жителей Сирии. Помощь распределялась как между христианами, так и между мусульманами. — Мы передавали гуманитарную помощь не через правительственные организации, а через православную и мусульманскую общины Сирии. Мы выступаем за межконфессиональное согласие и последовательно отстаиваем эту позицию, именно это и сплачивает народ Сирии против террористов, у которых нет религии, — говорит Степашин. ИППО — старейшая общественная организация в России, зарегистрированная 132 года назад в 1882 году, которая не прекратила свою деятельность после 1917 года. Задачи общества, которые были сформулированы в его уставе, — помощь паломникам на Святой земле, изучение истории христианства и Святой земли, гуманитарное присутствие России на Ближнем Востоке и в Африке, а также просветительская функция: возрождение русских православных обителей и строительство русских школ.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Швейцарский выпад. Как жители маленькой альпийской республики всколыхнули весь мир Источник: Столетие.Ru Большинством голосов, около 57 процентов, швейцарцы в ходе референдума высказались за введение запрета на строительство в стране новых минаретов. Швейцария, не входящая в ЕС, обладает уникальным по сравнению с остальными европейскими странами механизмом принятия внутренних решений, построенным на принципах прямой демократии и институте референдумов. Последние проводятся по любому мало-мальски волнующему население вопросу, причем с периодичностью чуть ли не каждые три месяца: с 1848-го, когда состоялся первый общенациональный референдум, таких прошло уже более пяти сотен. Сегодня в стране, численность населения которой составляет порядка 7,5 миллиона человек, проживает около 400 тысяч мусульман, из которых практикующих примерно 50 тысяч. Речь идет, в основном, о выходцах из Турции и бывшей Югославии. Как и в большинстве европейских стран, ислам – вторая по распространенности религия в Швейцарии после христианства. Многие обозреватели отмечают, что мусульманская община в стране ведет себя, в общем-то, довольно спокойно, ее представители стараются не привлекать к себе излишнего внимания. Этому внешнему межконфессиональному спокойствию могут только позавидовать некоторые соседи Швейцарии. Скажем, граждане Франции, которые еще долго будут помнить события конца 2005-го, когда разъяренные толпы молодчиков арабского, по большей части происхождения, в течение двух недель громили пригороды Парижа. Нет, «войны предместий» для Швейцарии – это из разряда экзотического. Тем более, вердикт швейцарцев, на первый взгляд, многим кажется неожиданным. Парадокс еще и в том, что непосредственных неудобств минареты, вроде бы, и не приносили: в стране действует, по разным подсчетам, от полутора до двух сотен мечетей, но только у четырех из них имеются минареты. В таком количестве эти башни, какими бы высокими они ни были, вряд ли способны заслонить собой знаменитые на весь мир пейзажи швейцарских гор и альпийских лугов. Более того, даже существующие минареты, с которых в странах мусульманского мира принято призывать на молитву исповедующих ислам, в Швейцарии безмолвствовали – из-за местных законов о защите граждан от чрезмерного шума.

http://pravoslavie.ru/37950.html

Владыка Иларион выразил надежду, что подобный ресурс вскоре появится и в русскоязычном сегменте интернета. При этом он подчеркнул: «Очень важно, чтобы такой сайт давал непредвзятый анализ ситуации, чтобы мы узнавали оттуда, прежде всего, факты, получали точную информацию о том, что происходит в этих неблагополучных странах и регионах». Председателю Отдела внешних церковных связей был задан вопрос о ситуации на приходе Русской Православной Церкви в Иране. «В целом ситуация с нашим приходом достаточно благополучная, но в целом по стране случаи преследования по религиозному признаку имеются, сообщения об этом поступают из разных информационных каналов», — ответил митрополит Иларион. Владыка также рассказал, что в рамках собеседований российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-Ислам» вопрос о преследовании христиан не поднимался. «Пока мы этот вопрос не ставили, потому что формат нашего диалога носит, скорее, богословско-теоретический характер: мы говорим о различных богословских темах, например, о христианском и исламском понимании загробного существования. Однако, полагаю, в ближайшее время, в том числе на будущих сессиях этого диалога, нам придется говорить и о конкретных вещах, потому что мы не можем оставлять в стороне такие темы». Митрополит Волоколамский Иларион засвидетельствовал, сколь важно христианским и мусульманским священнослужителям воспитывать верующих в духе терпимости и уважения к традициям друг друга. «Сегодня наблюдаются тревожные тенденции (они, в частности, проявились в событиях на Манежной площади), которые показывают, что есть силы, желающие расшатать межконфессиональный мир, использовать межэтнические противоречия, перевести их в религиозную плоскость и спровоцировать межрелигиозный конфликт, — заметил владыка. — Будет очень жаль, если священнослужители традиционных религий пойдут на поводу у тех, кто использует риторику, которая связана с агрессией и по своей сути деструктивна». Председатель ОВЦС выразил мнение, что данную тему было бы полезным обсудить в рамках Межрелигиозного совета России для того, чтобы выработать четкую стратегию борьбы с фундаментализмом и агрессией внутри религиозных общин и, в частности, с агрессивными лозунгами и призывами, исходящими от религиозных лидеров.

http://patriarchia.ru/db/text/1548395.ht...

Лес исчезнет за деревьями. Однако в данном случае есть и еще одно соображение, которое следует учесть тем, кто учит главу Римско-католической церкви политкорректности. А именно то, что Папа, вообще говоря, не открыл Америки, заявив о том, что представление о Боге в исламе не соответствует христианскому учению о Боге. Странно на него за это обижаться. " Аксиоматика мировых религий несовместима, – поясняет РИА Новости главный редактор журнала " Фома " , член общественного экспертного совета при Комиссии Мосгордумы по межнациональным и межконфессиональным отношениям Владимир Легойда. – Надо понимать, что богословский диалог невозможен, если целью его является объединение. Единственно возможная цель – прояснение позиций " . Достижение понимания, необходимого для того, чтобы в богословских спорах воздерживаться от физической силы и эффективно сотрудничать в социальной сфере, продолжает он. Легойда напоминает слова отечественного религиозного философа и историка Льва Карсавина: " Религиозная терпимость не может довести до признания одинаковой ценности всех, даже противоположных религиозных учений. Тогда она стала бы из религиозной терпимости нерелигиозным равнодушием. О догматически-теоретической веротерпимости говорить совершенно бессмысленно " . О невозможности понять веру другого человека в свете " тусклого фонаря конфессионализма " говорил и виднейший исследователь эллинизма (о котором, кстати, так много говорится в речи Папы) Фаддей Зелинский. " ...Я мог отдаваться религиозному чувству и испытывать религиозный подъем даже в турецкой тюрбе; но зато никогда не удавалось мне познавать ни того, ни другого в вольнодумческом крематории " , – признается он во вступлении к " Религии эллинизма " . И продолжает: " По долгу объективности я должен стараться быть понятным каждому интеллигентному человеку, будь он атеистом или верующим; но суть предмета такова, что первый поймет меня только умом, а второй – и умом, и сердцем " . Не о таком ли просвещении – и понимании – говорит и Бенедикт XVI? Его оппоненты в мусульманском мире, взывающие к ложно понято толерантности, в данном случае парадоксальным образом оказываются " либеральнее " самых закоренелых либералов, табуирующих любое публичное оценочное высказывание на религиозную тему.

http://religare.ru/2_32845.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010