Научно-практическое значение и новизна исследования. Диссертация является первым как в отечественной, так и в зарубежной науке монографическим исследованием, посвященным трактату «Apologeticus atque Antirrhetici», а также одной из немногих работ по византийскому иконоборчеству, в которых используется метод комплексного историко-филологического анализа (в их числе, в первую очередь, исследования Д. Е. Афиногенова и М.-Ф. Озепи 21 ). При этом впервые после открытия П. Александера (1958 г.) трактат рассматривается во всей полноте, т.е. с учетом всех четырех частей и опубликованного отдельно патристического флорилегия. В результате работы были достигнуты важные результаты, касающиеся как литературной природы рассматриваемого текста (композиционная организация, риторические приемы, средства формирования негативного образа противника, жанровое своеобразие и др.), так и ряда исторических и историко-философских вопросов: богословие иконоборцев первого и второго периодов, своеобразие учения Константина V, сохранение и искажение исторической памяти об иконоборчестве в поздневизантийский период. Выявленные в ходе исследования критерии, позволяющие провести границу между действительными фрагментами иконоборческого источника и их интерпретацией, в дальнейшем могут быть использованы при реконструкции иных византийских произведений, признанных еретическими и сохранившихся исключительно в составе опровержений. Апробация . Диссертация обсуждена на заседании кафедры византийской и новогреческой филологии филологического факультета МГУ. Основные положения были представлены в виде докладов на научных конференциях: Ежегодная конференция молодых специалистов по византинистике и неоэллинистике (Москва, МГУ, 2004–2009), Международная конференция «Сон и реальность» (Санкт-Петербург, СПбГУ, октябрь 2008), XVIII Всероссийская научная сессия византинистов «Русь и Византия» (Москва, ИВИ РАН, октябрь 2008), XXI Чтения памяти В. Т. Пашуто (Москва, ИВИ РАН, 2009), XIII Чтения памяти И. М. Тронского (Санкт-Петербург, ИЛИ РАН, 2009), Международный конгресс медиевистов (International Medieval Congress, Leeds, Institute for Medieval Studies, 2009). Содержание диссертационной работы отражено в девяти публикациях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Были и другие интересные выступления, посвященные творчеству Гоголя, например, доклад В. Ш. Кривоноса (Елец), в котором рассматривалась символика произведе-ний этого писателя в контексте христианской традиции, но все-таки больших откровений в этой части конференции не было: тема разработана глубоко. Хотя докладов, посвященных Достоевскому, набралось больше чем на два секцион-ных заседания, здесь мало что можно назвать открытием. Сама тема “Достоевский и хри-стианские идеалы и ценности” стала до такой степени традиционной в философии и филологии, что все чаще и чаще рассуждения по этому поводу превращаются в повторение противоположных общих мест, а обсуждения сводятся к вопросу, был ли Достоевский под-линным христианином или искажал православие. Среди наиболее интересных докладов можно назвать выступление Н. А. Ефимовой, профессора университета Гэйнсвилл (Флорида, США) “Ветхий Завет в контексте Божьего мира героев романа Достоевского “«Братья Карамазовы»”, в котором серьезно и убедительно прозвучало сопоставление идей Достоевского со смыслом книги Иова; акцент был сделан на иррациональное, на тайну как основу примирения Иова с Богом; присутствие этой тайны прослеживается и в финале ро-мана Достоевского. Интересен был доклад Е. В. Степанян (Москва) “Иоанно-Предтеченская тема в романе Достоевского «Братья Карамазовы»”. На уровне трансформа-ции агиографических мотивов в романе “Идиот” удержалась Т. Новикова (Гэйнс-вилл), продемонстрировав подлинно филологический подход, построив серьезные выводы на основе квалифицированной интерпретации художественного текста. К сожалению, многие докладчики-филологи, стремясь построить законченную систе-му мировоззрения Достоевского на основе достаточно поверхностного подхода к специфи-ке литературы, забывали именно о тексте. Заранее предсказуемым был и характер докладов о Л. Н. Толстом. Его отношения с Церковью не всеми поняты, и поэтому его позднее творчество анализируется не всегда кор-ректно. Были, конечно, и доклады взвешенные, глубокие, хотя и посвященные частным проблемам, как, например, выступление Л. Д. Опульской (Москва) “Толстой и ду-хоборы”, в котором тема раскрыта с блеском и эрудицией. К экстравагантным, но небезын-тересным выступлениям можно отнести доклад профессора университета Осаки (Япония) Екота Мураками “Религиозные взгляды Тостого на сексуальность”. Все же, на наш взгляд, Толстой как критик еще совершенно не оценен, и данная конференция не про-демонстрировала объективной оценки его творчества.

http://pravmir.ru/mezhdunarodnaya-nauchn...

Андрей Рублев в цикле миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского»//Международная научная конференция «Преподобный Сергий Радонежский и традиции русской духовности» 2 октября 1992 г. М., 1992. Ульянов О. Г. Вопросы творческой биографии преподобного Андрея Рублева в свете новейших исследований//Алпатовские Чтения РАХ. Вып. IV. М., 1994. Ульянов О. Г. Преподобный Андрей Рублев в Спасо-Андрониковом монастыре//Материалы итоговой научной конференции ЦМиАР. М., 1994. Ульянов О. Г. Судьба Иерусалимского устава на Руси//Уваровские чтения - II. Муром, 1994. Ульянов О. Г. Проблемы семантики древнерусской миниатюры//Материалы научной конференции РГБ «Искусство русской книги XI-XIX в.». М., 1994. Ульянов О. Г. Вопросы творческой биографии прп. Андрея Рублева в свете новейших открытий//Научный совет РАН по истории мировой культуры. М., 1995. Ульянов О. Г. От Троицы Ветхозаветной к Троице Вечного Совета//XXVIII Випперовские чтения. М., 1995. Ульянов О. Г. Благовещенский собор Московского Кремля в свете новейших открытий//Материалы научной конференции памяти Г.К. Вагнера. М., 1995. Ульянов О. Г. Цикл миниатюр лицевого " Жития Сергия Радонежского " о начале Андроникова монастыря//Памятники культуры: Новые открытия: ежегодник. 1995; Научный совет РАН " История мировой культуры " . М., 1996. С. 181-192. Ульянов О. Г. Древнейшая история некрополя Спасо-Андроникова монастыря//Московский некрополь: история, археология, искусство, охрана. М., 1996. C. 24-27. Ульянов О. Г. О работах преподобного Андрея Рублева при дворе митрополита Киприана//Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Вып. IV. Можайск-Терра, 1996. Ульянов О. Г. Изучение семантики древнерусской миниатюры//Макариевские чтения. Вып. IV. Ч. II. Почитание святых на Руси. Можайск-Терра, 1996. С. 108-119. Ульянов О. Г. Особенности средневековой пространственной семантики на основе византийских и древнерусских памятников IX-XV вв.//Научная конференция ИВИ РАН и МГУ «Наука и просвещение в греческой и славянской культуре IX – нач.

http://bogoslov.ru/person/616055

Группа докладов была посвящена революционно-демократической линии в русской литературе: проф. С. С. Конкин (Саранск) — “Идеалы христианства в творчестве Н. П. Огарева” и проф. В. В. Кусков (МГУ) — “Православные мотивы в творчестве Некрасова. У обоих звучала мысль о глубинных христианских источниках творчества этих бунтарей, о христианской идее мученичества и подвижничества, владевшей ими. Мало было тургеневских докладов, из которых выделялось сообщение В. М. Головко (Ставрополь) “Концепция самоотвержения и роль библейских мотивов в «Странной истории» Тургенева”. Особо хочется отметить прекрасный доклад Е. Н. Пенской (Москва, РГГУ) “Мо-тив страшного суда как этическая и художественная проблема в трилогии Сухово-Кобылина”: обильно представленный архивный материал, яркая концепция, — всего этого и хочется ждать от филологической работы. Доклад “Церковь и христианские ценности в художественном мире Островского” профессора МГУ А. И. Журавлевой запомнился точностью филологического анали-за, глубиной мысли и яркостью формулировок. Среди немногочисленных докладов, посвященных Лескову, выделялось выступление доцента МГУ А. А. Пауткина “Апокриф и древнерусская живопись в творчестве Лес-кова”, в котором методологически корректно анализировались влияния на литературный текст произведений другого вида искусства. Неожиданностью стал доклад редактора “Вестника русского христианского движе-ния” А. Н. Богослоского “Русская классика на страницах «Вестника РХД»”. Сде-ланный как простое информационное сообщение, он произвел колоссальное впечатление: даже для специалистов информация о многочисленных научных статьях, целых дискуссиях по вопросам русской классической литературы, опубликованных на страницах этого изда-ния, оказалась ценным подарком. В заключение отметим, что, вне всякого сомнения, конференция удалась. Было по-ставлено больше вопросов, чем дано ответов, проявились и позитивные, и негативные яв-ления в современной российской филологии. Удалось выявить приоритетные направления, организовать полноценное научное общение, — а на большее вряд ли может рассчитывать научная конференция.

http://pravmir.ru/mezhdunarodnaya-nauchn...

В Православной Церкви в Америке главные торжества прошли в Свято-Владимирской православной семинарии с 31 октября по 1 ноября. Божественную литургию в Трехсвятительском храме семинарии возглавил Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон. 3 ноября на Боровицкой площади Москвы Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение закладного камня на месте установки памятника князю Владимиру. На церемонии присутствовали министр культуры Российской Федерации, председатель Российского военно-исторического общества В.Р. Мединский и мэр Москвы С.С. Собянин. 10 ноября Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия и пленарное заседание XIX Всемирного русского народного собора на тему «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве. С 9 по 11 ноября по благословению ректора Витебской духовной семинарии архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия состоялась Международная научная конференция «Святой равноапостольный князь Владимир: духовные основы Святой Руси от Крещения до наших дней». 18 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в открытии международной научно-практической конференции «Князь Владимир. Цивилизационный выбор» в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия. В завершение церемонии открытия состоялось гашение памятной почтовой марки «Святой князь Владимир — Креститель Руси», выпущенной тиражом 320 000 экз. В работе конференции, продлившейся три дня, приняли участие ведущие специалисты по наследию святого князя Владимира из Белоруссии, России, Украины и дальнего зарубежья. В течение всего года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла юбилейные празднования в митрополиях Русской Православной Церкви возглавили постоянные члены Священного Синода. С 27 по 29 марта митрополит Волоколамский Иларион посетил Татарстанскую митрополию, возглавив праздничные богослужения, приняв участие в научной конференции в Казанском (Приволжском) федеральном университете, побывав на открытии епархиального Духовно-просветительского центра «Апостол» и открытии всероссийской фотовыставки, посвященной святому равноапостольному князю Владимиру.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4304775...

В 2004 г. в Москве была освящена домовая ц. во имя Е. Д. (Севастопольский проспект, дом 15/1). В р-не Котловка (на месте с. Котлы, у к-рого Е. Д. с Василием I встречала в 1390 митр. Киприана) идет строительство каменного храма, посвященного святой. 11 апр. 2007 г. в храме Христа Спасителя в Москве прошла международная научная конференция «Великая княгиня Московская Евдокия и другие русские женщины в историческом формировании российской государственности». На заседании Свящ. Синода РПЦ 21 авг. 2007 г. были учреждены посвященные Е. Д. награды - орден и медаль прп. Евфросинии Московской. Ими награждают женщин за особые заслуги в деле укрепления духовно-нравственных традиций в обществе и развития социального служения Церкви. В 2007 г. Региональный благотворительный общественный фонд им. вел. кнг. Евдокии Московской учредил общественную награду - знак вел. кнг. Евдокии Московской, к-рый вручается Патриархом Московским и всея Руси женщинам, внесшим особый вклад в возрождение России. 13 июля 2015 г. постановлением Свящ. Синода РПЦ установлено празднование общей памяти святых благоверных князя Димитрия Иоанновича Донского и кнг. Евдокии 19 мая Ист.: Муравьёв А. Н. Житие св. блгв. кнг. московской Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1871; Акафист св. блгв. вел. кнг. Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1893; Введенский Д. И. Знаменательные дни под сению кремлевских святынь. Серг. П., 1907; АСЭИ. Т. 2. 223; Т. 3. 92а; ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 408-411 [«Въмале сказание»]; Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконстр. текста. СПб., 20022. С. 384, 443-444, 445, 465; Московский патерик: Древнейшие святые Моск. земли. М., 2003. С. 232-234, 276-288; Покровительница: Прп. Евфросиния, вел. кнг. Московская: Житие, акафист/Сост.: Л. Бамблевский. М., 2005. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Июль. С. 43-51; СИСПРЦ. С. 90-91; Беляев И. В. Блгв. Евдокия, вел. кнг. Московская, во инокинях Евфросиния. М., 1866; Барсуков. Источники агиографии. С. 176; Пшеничников А. И., свящ. Соборный храм Вознесения Господня в Вознесенском девичьем мон-ре в Москве. М., 1886; Св. блгв. кнг. Евдокия, во инокинях прп. Евфросиния, основательница Вознесенского девичьего мон-ря. М., 1886; Леонид (Кавелин). Св. Русь. Стб. 128-129; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Июль. С. 73-76; Голубинский. Канонизация святых. С. 323, 572-573; Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1962. Т. 2; Lenhoff G. D. Unofficial Veneration of the Danilovichi in Muscovite Rus,//Московская Русь (1359-1584): Культура и ист. самосознание. М., 1997. С. 411-414; Мазуров А. Б. Средневековая Коломна в XIV - 1-й трети XVI в.: Комплексное исслед. регион. аспектов становления единого Рус. гос-ва. М., 2001 (по указ.); Панова Т. Д. Кремлевские усыпальницы: История, судьба, тайна. М., 2003. С. 98-100, 114-118, 194-195.

http://pravenc.ru/text/187095.html

37. Сефербеков Р.И. О персонификации ветра у народов Дагестана//Вестник Института истории, археологии и этнографии. Махачкала, 2005. 3. С. 102-106. 38. Сефербеков Р.И.  Языческие боги и демоны хунзахских аварцев//Народы Дагестана: этнос и политика. Махачкала, 2005. 6. С. 49-52. 39. Сефербеков Р.И. Верховные боги (-громовержцы) народов Дагестана//Вестник Института истории, археологии и этнографии. Махачкала, 2005. 4. С. 66-92. 40. Сефербеков Р.И. Верховные боги  народов Северного Кавказа (сравнительно-сопоставительный анализ общего и особенного)//Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону, 2006. 1. С. 72-76. 41. Сефербеков Р.И. Хозяева стихий: «Мать воды» у народов Дагестана//Вестник Института истории, археологии и этнографии. Махачкала, 2006. 3. С. 86-103. 42. Сефербеков Р.И. Мифологический образ радуги в верованиях народов Дагестана//Вестник Дагестанского научного центра. Махачкала, 2006. 25. С. 71-76. 43. Сефербеков Р.И. Из демонологии табасаранцев (типологическая классификация и характеристика)//Дагестанский этнографический сборник, посвященный памяти С.Ш.Гаджиевой. Махачкала, 2006. Вып. 2. С. 132-139. 44. Сефербеков Р.И. Языческие боги и демоны аварцев-хунзахцев//Дикаревские чтения: Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2005 год: Материалы северокавказской научной конференции. Краснодар, 2006. Вып. 12. С. 310-314. 45. Сефербеков Р.И., Омаров Ш.И. Мифологические образы солнца и луны в верованиях народов Северного Кавказа//Новейшие археологические и этнографические исследования на Кавказе: Материалы международной научной конференции «Археология, этнография и фольклористика Кавказа». Махачкала, 2007. С. 351-353. 46. Сефербеков Р.И. Мифологические образы солнца и луны в верованиях народов Дагестана//Лавровский сборник: Материалы среднеазиатско-кавказских исследований «Этнология, история, археология, культурология 2006-2007»/Отв. ред. Ю.Ю.Карпов, И.В.Стасевич. СПб., 2007. С. 162-164. 47. Сефербеков Р.И. Список опубликованных научных трудов О.М.Давудова//Вестник Института истории, археологии и этнографии. Махачкала, 2007. 3. С. 127-140.

http://bogoslov.ru/person/426785

В 2015 году V Международную научно-практическую конференцию мы проводили совместно с Правительством Москвы, МГУТУ им. Разумовского, Министерством иностранных дел РФ в здании Правительства Москвы. В конференции приняли участие 610 человек из 88 епархий Русской Православной Церкви, 43 регионов России. Прибыли также участники из стран ближнего и дальнего зарубежья: Украины, Беларуси, Киргизии, Казахстана и Молдовы, Франции, Германии, Китая, Канады, Швейцарии. Среди них были семь архиереев Русской Православной Церкви и один архиерей из Русской Православной Церкви Зарубежом  — архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил . Подготовлено 129 докладов. Всего за пять лет в конференциях приняли участие 1428 человек, подготовлено 432 научных доклада и практических выступлений. По итогам работы конференций издано четыре сборника общим тиражом 2150 экземпляров, которые вручались бесплатно всем участником конференций; в электронном виде размещены на интернет-сайте Синодального комитета в разделе Методические материалы. Мы получаем много благодарностей от участников конференций, а также предложений для формирования программы следующих конференций. Считаем, что эти мероприятия позволяют накапливать и обобщать опыт по вопросам духовно-нравственного развития казачества как одной из активных и созидательных сил нашего славного Отечества. Конференции, по словам самих казаков, помогают им осознать, какую ответственность они несут сегодня — на благо Православия и России. Все участники увозили с собой бесценный опыт, новые контакты и благословение на новые дела. — Если кратко, то 2013 год запомнился npobeдehueм I Большого съезда казачьих духовников в Москве, в Храме Христа Спасителя. В 2014 году были организованы историко-мемориальные проекты и научная конференция, посвященная 95-летию начала политики расказачивания, совместно с РГАСПИ и Правительством Москвы; форум «Социально-экономические и духовно-нравственное развитие казачества: опыт Ставропольского края» в городе Ставрополе, содержательные поездки к потомкам казаков в Германию и Францию. Чем будет отмечен 2015 год?

http://patriarchia.ru/db/text/1463444.ht...

Философия науки, пытаясь говорить о ПВЕ, обходит, на наш взгляд, главное: именно стремление к Пределу знания – Богу – вдохновляет великих ученых от древности до наших дней. Таким образом, в научном мире возникает ситуация, когда наиболее значимые вопросы для человеческого духа – проблема пределов этого мира, и вопрос: Кто стоит за этими пределами? – оказываются без рассмотрения в силу царящего в мире богоборчества, равнодушия или теплохладности к религиозной вере [xvi] . Международная научная конференция «Картины мира: концептуальный и ценностно-смысловой строй» (V-e Лойфмановские чтения, посвященные 85-летию И. Я. Лойфмана) 2012 г. Екатеринбург Конт О. Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении) Ростов н/Д: Феникс, 2003. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. М.: ТЕРРА, 2000. С. 3: «Научному здравому смыслу (который я принимаю) ясно, что познана только бесконечно малая часть вселенной …». Витгенштейн Л. Tractatus Logico-Philosophicus/Избранные работы. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2005. С. 14: «… чтобы провести границу мышлению, мы должны были бы быть в состоянии мыслить по обе стороны этой границы (мы должны были бы, тем самым, быть в состоянии мыслить о том, о чем мыслить нельзя). Стало быть, граница может быть проведена лишь внутри языка. То, что лежит по ту сторону границы, будет просто лишено Смысла». [iv] Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2010, С. 387: Но и сегодня диапазон философских доктрин, не чуждых агностическим выводам, довольно широк — от неопозитивизма до феноменологии, экзистенциализма, прагматизма и др. Их агностицизм обусловлен не только причинами гносеологического порядка, внутренней логикой, но в определенной степени и традицией, восходящей к философии Д. Юма и И. Канта. [vii] Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции. М.: АСТ, 2008. [viii] Кант И. Предисловие к первому изданию «Критики чистого разума»/Сочинения в шести томах. Т.3. M., " Мысль " , С. 73: «На долю человеческого разума в одном из видов его познания выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой; но в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят все его возможности».

http://bogoslov.ru/article/3863278

фото blagovest-info.ru 24 апреля 2013 г. 14:40 В Москве состоялась научная конференция, посвященная наследию христианского теолога и философа Блаженного Августина Мероприятие было приурочено к Международному Дню книги, который отмечается 23 апреля и состоялось во Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы. В нем приняли участие представители Православной и Католической Церквей, богословы, ученые, послы, преподаватели и учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры. «Блаженный Августин является одним из тех Отцов и Учителей Церкви, чье значение и чей вклад в историю мировой культуры и цивилизации является определяющим, именно по причине своей исключительной универсальности, - отметил в своем докладе митрополит Волоколамский Иларион. - Он не был лишь богословом или философом, он был отцом новой цивилизации и культуры. Несмотря на блестящее по тем временам образование ритора, он не создал собственной философской школы, однако стал родоначальником целого направления в европейской мысли и культуре называемого августинизмом. Не будучи тонким богословом и даже знатоком наиболее развитого по тем временам греческого христианского богословия (Августин даже не знал греческого языка), – он, благодаря своей харизме и благочестию, стал одним из величайших столпов Западной Церкви». Время, в которое жил и творил блаженный Августин, добавил митрополит Иларион, было воистину переломным. Совершался переход от старого, умиравшего, но еще не сдававшегося языческого общества, к новому, христианскому. Каким оно должно стать, – этот вопрос, несомненно, задавали себе тысячи христиан той эпохи, и скорее всего, большинство из них терялось в недоумениях. Нужна была личность, харизматический лидер и, не в последнюю очередь, интеллектуальный гений, который мог бы совершить этот назревший переход, и Западная Церковь его давно ждала. Архиепископ Алжира Анри Тесье (на покое) посвятил свой доклад территориальным аспектам наследия Блаженного Августина. По его словам вселенский масштаб личности Бл. Августина ни в коей мере не мешал ему осознавать себя «африканцем». «Afer sum» – писал Бл. Августин в своих сочинениях. «Августин - «гражданин мира», один из творцов и основателей западно-европейской культуры, но при этом - помнящий и искренне любящий свою Родину «африканец», - подчеркнул докладчик. 

http://e-vestnik.ru/news/nasledie_blagen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010