Я хотел бы обратить внимание еще на два аспекта этого празднования — на международную и научную его составляющие. Масштабный крестный ход, посвященный князю Владимиру, прошел в Киеве. Для нас это событие значимо не просто потому, что на крестный ход собралось много людей. Действительно, практически никто не остался равнодушным к этому празднованию. Но не следует забывать, что каноническая Украинская Православная Церковь находится под постоянным давлением, у нее незаконно отнимают храмы, обвиняют в отсутствии патриотизма, называют «пятой колонной» Москвы, и так далее. И в этой ситуации десятки тысяч людей собираются на крестный ход, чтобы от памятника князю Владимиру пройти к Киево-Печерской лавре и там вместе совершить Божественную литургию и помолиться о примирении украинского народа. Ведь сейчас за каждой Литургией во всех храмах Русской Православной Церкви возносится молитва, с надеждой, что прекратится тяжелая и трагическая ситуация, которая сегодня сложилась на украинской земле. Второй аспект — это научная составляющая, потому что 1000-летие со дня преставления князя Владимира мобилизовало наших ученых на проведение научных конференций, написание научных трудов, на очень интересные открытия, которые были сделаны в течение этого года. Прошла потрясающая, на мой взгляд, выставка в Государственном Историческом музее, где было представлено единственное прижизненное изображение князя Владимира на двух золотых монетах, отчеканенных при его жизни. Состоялось множество научных конференций, симпозиумов, в том числе та конференция , в которой Вы приняли участие в восстановленном здании Общецерковной аспирантуры и докторантуры , которую открывали Святейший Патриарх и председатель Государственной Думы Сергей Евгеньевич Нарышкин. Все это, конечно, тоже заслуживает внимания и, безусловно, в уходящем году мы не можем не вспомнить об этих событиях. А. Беглов: В 2015 году была создана координационная площадка на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Вы сейчас упомянули о конференции. Я считаю, что такая конференция послужила началом для той дискуссионной и координационной площадки, которая дала бы возможность высказаться абсолютно всем историкам, научным деятелям на любую историческую тему. Важно, что благодаря этой конференции пришло понимание, что нельзя и невозможно отделить светскую историю от христианской, ибо это история нашей единой страны. Да, она имеет свои особенности, свои аспекты во времени, но делить ее нельзя.

http://patriarchia.ru/db/text/4311473.ht...

21. Воробьева Н.В. Образ патриарха Никона в вузовских учебниках//Исторические исследования в Сибири и на Дальнем Востоке: проблемы и перспективы: Сборник материалов II региональной молодежной научной  конференции. Новосибирск: Параллель, 2008.  – 312 с. С. 78–85. (0,5 п.л.) http://history.nsc.ru/publ/1/html/vorobeva.htm 22. Воробьева Н.В. Эсхатологические воззрения патриарха Никона//XIV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». М., 2007. (0,15 п.л.) 23. Воробьева Н.В. Историко–канонические и богословские воззрения патриарха Никона//Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Научный информационно-аналитический, культурно-просветительный журнал 2 (47)   М.: РАГС при Президенте РФ, 2009.   С. 238-258 (1,5 п.л.) http://www.rags.ru/node/3209 Книга посвящена анализу образа патриарха Никона (1605-1681), который складывался на протяжении нескольких столетий и в итоге запечатлелся в исторической памяти. Влияние идеологии как императорского, так и советского времени определило формирование ряда историографических стереотипов в отношении событий и отдельных действующих лиц церковно-государственных отношений XVII в. Такие клише прочно утвердились применительно к фигуре патриарха Никона. Образ церкви и священства в общественном сознании - один из наиболее важных для понимания сущности раскола. Вокруг него преломлялись все остальные историографические сюжеты XVII в.: причины возникновения раскола, его характерные черты и идеи, эсхатологическая составляющая, последствия " споров о вере " для жизни церкви и государства. Большинство трудов, посвященных рассмотрению личности и деяний патриарха, сосредотачивается на т.н. " деле Никона " и событиях, тесно связанных с ним. Напротив, биографическая сторона оказывается менее представленной необходимыми архивными данными и, соответственно, разработанной. Что же касается оценки деятельности патриарха Никона, то литература вопроса разделяется на два прямо противоположных направления, отражающие симпатий/антипатии, питаемые к замыслам патриарха, а равно и средствам, коими он претворял их в жизнь.

http://bogoslov.ru/person/424363

В связи с юбилейной датой 600-летия преставления преподобной Евфросинии (Евдокии) по инициативе Московской Патриархии, Правительства Москвы и фонда великой княгини Евдокии Московской 11 апреля 2007 года в зале церковных соборов храма Христа Спасителя прошла международная научная конференция «Великая княгиня Московская Евдокия и другие русские женщины в историческом формировании российской государственности». Конференция открыла череду мероприятий, посвященных празднованию юбилея. Первым выступал епископ Истринский Арсений с докладом «Святость как идеал образа жизни и мысли». Выступление владыки началось с зачитывания приветствия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II участникам конференции. В своем приветствии Святейший Патриарх подчеркнул, что в наше время важно восстановить историческую память об этой замечательной женщине, истинной христианской подвижнице, неутомимой спутнице великого князя благоверного Димитрия Донского. Евдокия, многодетная мать, впоследствии монахиня-строительница, служила образцом для окружающих и в великокняжеских чертогах и в тиши монастырских стен. Святейший Патриарх отметил особое место Евдокии в истории святых женщин Руси, поскольку она находилась у истоков новой, объединенной Москвой Руси. В заключение приветствия Святейший Патриарх еще раз обратил внимание на то, что сегодня, когда роль женщины в общественной и государственной жизни возрастает, нужны образы чистые, подвижнические, которые бы свидетельствовали о самых лучших проявлениях качеств женской души в истории и задавали идеалы, к которым следует стремиться. В докладе доктора богословия, профессора архимандрита Макария (Веретенникова) «Особенности церковной жизни в конце XIV века» речь шла об особом значении эпохи Сергия Радонежского в жизни Руси. Докладчик показал, что появление целого сонма подвижников в эту эпоху, и среди них Ефросинии, закономерное следствие духовного развития Руси к началу XV столетия. На примере Димитрия Донского и Евфросинии архимандрит Макарий также коснулся смысла особой категории святости, которую представляют святые пары.

http://pravoslavie.ru/3334.html

Ведется подготовка концепции Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический». Разрабатывается его научная, миссионерская и катехизическая составляющие; ведутся проектные и строительные работы. 9 марта 2016 г. учреждено Общество русской словесности (ОРС), проведен I съезд, готовится II съезд, к-рый должен состояться осенью 2019 г. При активном содействии ОРС и Минпросвещения проведены работы по созданию и внедрению нового стандарта преподавания рус. языка и лит-ры в средней школе. Исследование «екатеринбургских останков» В сент. 2015 г. создана церковная комиссия по изучению результатов исследования екатеринбургских останков под председательством С.-Петербургского и Ладожского митр. Варсонофия (Судакова) . 27 нояб. 2017 г. под председательством Патриарха Кирилла проведена конференция «Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и архивные материалы. Дискуссия». Текущая работа ведется силами ПСК. К работе привлечены ведущие эксперты, осуществляется взаимодействие со Следственным комитетом России. Назначено 34 экспертизы, проведено 18. Состоялось 10 расширенных совещаний и более 50 рабочих. В 2018 г. к 100-летию расстрела царской семьи Автономной некоммерческой орг-цией «Дирекция президентских программ» и ПСК был создан и 21 дек. того же года вышел на экраны документальный фильм «Новомученики», посвященный памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. С 29 нояб. до 20 дек. 2017 г. в московском храме Христа Спасителя работала подготовленная ПСК историческая выставка «100-летие Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 годов и восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви». Международные проекты ПСК реализует культурные проекты, направленные на популяризацию в Европе истории РПЦ. Так, мультимедийные выставки «Новомученики и исповедники Церкви Русской» с успехом прошли в Русском духовно-культурном православном центре в Париже (16 апр.- 6 мая 2018), в Латеранском дворце в Риме (30 мая - 13 июня 2018), в муниципальном музее г. Сиракузы на Сицилии (18 окт.- 16 нояб. 2018).

http://pravenc.ru/text/2579764.html

Епископ Карагандинский Севастиан напомнил участникам конференции основные моменты из жизни старца в «Шахтерской столице» страны и затронул тему главных духовных качеств Карагандинского подвижника. «Нам важно знать для подражания, за какие добродетели благодать Божия прославила этого угодника. С удивлением рассматривая жизнь святого, мы замечаем, что причина этого лежит в глубочайшем смирении и духовном самоотвержении. Основание еще пожизненного почитания преподобного давало людям пример как нужно отречься от себя. Он обладал и милосердием, и благостью, и смиренномудрием, и кротостью. Хотя он не имел крепкого физического здоровья, но Дух Святой, пребывающий на нем, подкреплял его, и он каждодневно принимал людей и каждому давал правильное наставление», — сказал, в частности, архиерей. «Митрополит Питирим (Нечаев) так воспоминает: " В нем было удивительное сочетание физической слабости и духовной — даже не скажу, силы, но — приветливости, в которой растворялась любая человеческая боль, любая тревога " . Когда смятенный, возмущенный чем-то человек ехал к святому, думая выплеснуть всю свою ярость, все раздражение, он успокаивался уже на пороге, а встретившись со старцем, уже спокойно объективно излагал ему свой вопрос, и тот спокойно его выслушивал, иногда даже предупреждая его раздражение, и давал четкий ответ», — рассказал владыка Севатиан. «Молитвами святых стоит земля. Согласно народной мудрости, не стоит село без праведника, а город без святого. Дух Божий не только изменяет святых, но через них изменяет нас. Мы не только подражаем им, как они Христу, но и просим их молиться о нас. В этом году мы отмечаем 50-летие кончины преподобного и некоторые люди спрашивают, почему мы так торжественно отмечаем дату смерти, разве может это быть причиной празднования. " Конечно " , — отвечаем мы, ведь его кончина — это не смерть, а рождение в вечности. Когда он жил на земле, его молитвы спасали сотни людей, сейчас они спасают тысячи», — отметил епископ Севатиан. С докладом на тему «Священнослужители — узники Карлага» выступил епископ Петропавловский Владимир.

http://patriarchia.ru/db/text/4698031.ht...

Научная конференция, посвященная писателю Ивану Шмелеву, открылась 29 мая в Москве. Она организована Российским фондом культуры и Институтом мировой литературы, и приурочена к дням памяти Шмелева, посвященных 50-летию со дня кончины писателя и переносу его праха из Франции в Россию. Имя Ивана Шмелева собрало в эти дни в Москве потомков первой волны русской эмиграции, в полной мере сохранивших национальную культуру. В конференции приняли участие ученый- славист, преподаватель Парижского университета князь Дмитрий Шаховской, автор первой монографии о Шмелеве Ольга Сорокина из Сан-Франциско, вице-председатель объединения русских кадетов в США Алексей Йордан. На встрече выступили председатель комиссии по изучению научного наследия русской эмиграции РАН академик Евгений Челышев, управляющий русскими западноверопейскими приходами Константинопольского Патриархата архиепископ Евкарпийский Сергий. Прозвучало приветствие Александра Солженицына.   Елена Дорофеева (ИТАР-ТАСС)/Православие 2000 Фото: Антон Денисов (ИТАР-ТАСС), Александр Сенцов (ИТАР-ТАСС) http://www.pravoslavie.ru/news/05_29/glav.htm   " СИБИРСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК " ПОЛУЧИЛ ГРАН-ПРИ Таково решение жюри кинофестиваля " Золотой Витязь " , международного кинофорума славянских и православных народов, который проходил в Москве с 24 мая. Вечером 1 июня в Государственном кремлевском дворце объявлены его лауреаты. В жанре художественных фильмов жюри присудило два главных приза " Золотой Витязь " . Их удостоены: лента польского мастера Ежи Гоффмана " Огнем и мечем " и картина сербского режиссера Любиша Самарджича " Небесная удочка " . Еще два югославских фильма удостоены главных наград в категориях документального кино и теле- и видеофильмов. Это - работа Драгана Элчича " Жизнь " и лента Елены Копровицы " Крепость Гарича " . Лучшим анимационным фильмом названа лента белорусского мастера Михаила Тумеля " Волшебная свирель " . Молодой русский режиссер Александр Котт получил главный приз за лучшую студенческую работу. Всего на кинофестивале " Золотой Витязь " было представлено 180 работ кинематографистов из 20 стран мира.

http://pravoslavie.ru/7459.html

«Преподобный Севастиан почитается не только на земле казахстанской, — отметил владыка, — но и на земле кыргызстанской. Есть много живых свидетелей, которые общались с преподобным лично, либо с ним общались их родители. Ежегодно по много раз наши паломники ездят в Караганду для того, чтобы поклониться мощам преподобного, помолиться у его раки. Практически в каждом храме Бишкекской епархии  находится его святая икона и ему возносятся святые молитвы. Я бы хотел отметить очень важный завет, который преподобный оставил всем нам: " Старайтесь жить в мире друг с другом " . Современное Православие Центральной Азии имеет свободу, оно развивается, приумножается, но мир, который так необходим в современное время, очень важен для нас с вами. Преподобный призывает к миру, как к внутреннему, частному, так и к общему. Через наш внутренний мир приобретается и внешний мир наших народов и государств». В рамках конференции состоялась презентация книги «Den ärevördige Sebastian av Karaganda» — сборника материалов о преподобном Севастиане Карагандинском на шведском языке. Инициатором и создателем книги стал посол Королевства Швеции в Казахстане Х. Камилл. В своем выступлении глава Шведской дипмиссии поделился мыслями о значении личности преподобного Севастиана для восприятия образа Русского Православия в Европе и рассказал о своей работе в качестве составителя и переводчика данной книги. За труды по развитию отношений между Православной Церковью Казахстана и посольством Швеции Христиан Камилл был награжден орденом преподобноисповедника Севастиана Карагандинского. Работа форума продолжилась выступлением епископа Каскеленского Геннадия. «Есть память людская и память Божия. Отец Павел Флоренский в начале ХХ века высказал такую мысль: " Когда мы воспеваем нашим усопшим " Вечную память " , то мы не просим, чтобы в памяти поколений сохранялись воспоминания об усопших, мы просим, чтобы Бог помнил усопших " . Это очень верное замечание. " Вечная память " в наших молитвах для того, чтобы Бог нас не забыл. Это то же самое, что молитва, которую за каждой Литургией мы произносим: " Помяни нас во Царствии Своем " . Есть некое глубокое отличие памяти людской и памяти Божией о нас. Я хотел бы показать это отличие на примере событий современника — преподобного Севастиана Карагандинского, 50-летие со дня преставления которого мы отмечаем в эти дни», — так определил тему своего доклада владыка. В докладе епископа Геннадия был дан сравнительный анализ ярких духовных и светских деятелей 60-х годов прошлого столетия — современников преподобного Севастиана, и обозначен их след в человеческой истории. Владыка упомянул святителя Иоанна Шанхайского, поэтессу А.Ахматову, Л.И. Брежнева, А.Н. Косыгина, процесс над советскими диссидентами Андрее Синявском и Юрии Даниэле.

http://patriarchia.ru/db/text/4698031.ht...

Часть докладов касалась изобразительных источников: С. А. Алпатов ( МГУ) поделился новыми результатами исследования надписи на Стерженском кресте, Л. В. Левшун ( Минский государственный лингвистический университет, Республика Беларусь) сделала доклад «Толма бысть любящи учение»: изображения столпников в Спасском храме. О круге чтения прп. Евфросинии Полоцкой», В. Г. Пуцко ( Калужский музей изобразительных искусств) рассказал о русской иконописи XIII в., А. Б. Мазуров ( Государственный социально-гуманитарный университет, Свято-Филаретовский институт) сделал доклад «Почитание чудотворной иконы Николы Заразского в средневековой Руси (XIII–XVI вв.): комплексное исследование». Секция 5 «Переводы и переводчики в эпоху Соборного уложения» включала доклады, посвященные переводческой деятельности. Выступавшие говорили не только о профессиональных переводчиках и толмачах. Задачей секции, в частности, было максимально широко выявить «контактные группы», которые делали возможными коммуникацию между носителями русского языка и представителями других народов. Выступления касалисьпроблем перевода иностранных текстов в России, вопросов отражения личности переводчиков в различных типах источников, исследованы методы их работы, реконструированы биографии, включая и представителей духовенства. Пленарные заседания также включали доклады по историко-церковной тематике. Это доклад Б. Н. Флори ( ИСл РАН) «Два документа 1136 г.о положении церкви в Польше и Руси», И. Тирет ( Государственный университет Кента, США) «Изображения на Святых воротах древнерусских монастырей: предварительные замечания», Е. Л. Конявской (ИРИ РАН) «Тверской Федоров монастырь: факты и гипотезы», В. В. Игошева ( Государственный научно-исследовательский институт информации, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Московская духовная академия) «Древнерусские ковчеги-мощевики: особенности типологии, стиля и техники изготовления». На конференции прозвучали доклады, обнародовавшие последние важные находки – письменных и археологических артефактов. Во многих выступлениях были продемонстрированы новые подходы к изучению различных феноменов Древней Руси, намечены перспективные направления дальнейшего развития междисциплинарных исследований. Сенсацией стало обнаружение в сербской рукописной традиции двух списков канонов и молитвы с именем Парфения, который считался псевдонимом Ивана Грозного ( С. Елесиевич, Белградский университет; А. А. Турилов, ИСл РАН ). Как обычно, с большим интересом аудитория слушала доклад о надписях-граффити, в этот раз – на фасаде Успенской церкви Старой Ладоги ( А. А. Гиппиус, НИУ «Высшая школа экономики», С. М. Михеев,Гейдельбергский университет, Германия ). Прозвучали доклады и на общие темы: М. Гардзанити ( Флорентийский университет, Италия) об идее Востока в раннее Новое время, А. А. Роменского ( Государственный музей-заповедник «Херсонес Таврический») о попытках трактовать «Русскую землю» в качестве империи с самых ранних времен и др.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324908/

Неожиданно большое количество докладов посвящено творчеству Чехова. Вопрос о философско-религиозной проблематике у этого писателя, заявлявшего, что он лишен и ве-ры в Бога, и ясно выраженного мировоззрения, поднят не впервые. Совсем недавно в Ба-денвейлере (Германия) прошел международный чеховский симпозиум, целиком посвященный этой проблематике. “Чеховское” заседание на конференции в МГУ прошло крайне интересно. Наиболее содержательным нам показался доклад В. Б. Катаева, за-ведующего кафедрой истории русской литературы филологического факультета МГУ “Эволюция и чудо в изображении Чехова (повесть «Дуэль»)”. Докладчик говорил о своеоб-разном диалоге в структуре повести между идеями христианства и естественнонаучными теориями. Интересен был доклад секретаря Чеховского общества Северной Америки Джу-лии де Щербинин (Водервилл, США) об образах Девы Марии и св. Марии Еги-петской в творчестве Чехова. Остальные доклады мы только перечислим, отсылая читателя к готовящемуся сборнику материалов конференции: Е. М. Сахарова (Москва) — “От Рождества к Воскресению”; З. С. Паперный (Москва) — “О «вознесении» сюжета у Чехова”; С. Н. Кайдаш-Лакшина (Москва) — “Теософские и христианские мо-тивы в пьесе Чехова «Чайка»”; А. С. Собенников (Иркутск) — “Праведники и уче-ники в произведениях Чехова”. Особенно оживленное обсуждение вызвал доклад А. М. Ранчина (Москва) “Образы священнослужителей в творчестве Чехова”. Мало было лермонтовских докладов, так как Лермонтова с точки зрения проблемати-ки конференции рассматривать непросто. Были попытки обвинить его в “заигрывании со злом” (мысль, прозвучавшая в кулуарах). Очевидно, в рамках конференции не удалось най-ти тот тон и стиль, в котором можно говорить о поэте, чье творчество составляет нацио-нальное достояние. Запомнился доклад о Баратынском, сделанный Е. Н. Лебедевым (Москва), в ко-тором творчество этого поэта было представлено как первый опыт философского осмысле-ния религии. Два доклада были посвящены отношению романтизма и христианства. В наиболее общем виде проблему поставили И. В. Карташова и Л. П. Семенов (Тверь) — доклад “Романтизм и христианство”. Один из ведущих специалистов по роман-тизму А. А. Смирнов (Москва) в докладе “Молитва художника как стихотворный жанр в поэзии русского романтизма” предложил для размышления сопоставление “молит-вы” поэта-романтика и православной молитвы.

http://pravmir.ru/mezhdunarodnaya-nauchn...

Открывая пленарное заседание, М.Н. Стриханов выступил с приветственным словом, посвященным традиции проведения главной теологической конференции на базе НИЯУ «МИФИ», а в продолжение огласил приветствие участникам конференции от Российского союза ректоров. Приветствие Президента Российской Федерации В.В. Путина участникам конференции огласил М.В. Белоусов. Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла огласил митрополит Волоколамский Иларион. В продолжение заседания председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С.А. Гаврилов огласил приветствие Государственной Думы ФС РФ. С приветственными словами также выступили Ю.П. Зинченко, протоиерей Валентин Васечко, председатель Совета по исламскому образованию Р.М. Мухаметшин, помощник главного раввина России по связям с госструктурами Г.А. Коган. В продолжение работы заседания состоялось пленарное выступление митрополита Волоколамского Илариона на тему «Теология в перспективе современной науки, культуры, просвещения: итоги и задачи». В своем выступлении митрополит Иларион сосредоточил внимание на успешной реализации поставленных целей по развитию теологии в России, а также необходимости сотрудничества вузов в рамках будущих направлений работы. Он отметил, что Общецерковная аспирантура и докторантура за прошедшие годы стала ведущей площадкой НОТА, центром подготовки и планирования, который за прошедшие годы накопил уникальные образцы методической документации по всем направлениям деятельности вузов. Президент Ассоциации подчеркнул, что сейчас необходимо проанализировать опыт работы теологических кафедр по всей стране, чтобы определить наиболее эффективные модели взаимодействия между учебными заведениями. «Цель — построение общероссийской модели теологического образования в соответствии с задачами, которые ставит перед нами жизнь, глобальные вызовы, стоящие перед страной и человеческой цивилизацией. Открывающиеся или готовящиеся к открытию кафедры в различных регионах и вузах должны обрести свои векторы развития, объединенные этой единой целью», — заявил митрополит Иларион.

http://patriarchia.ru/db/text/5527443.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010