Мф.25:13 .  13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа. Я всегда убеждаю благоразумного читателя, чтобы он не успокаивался на суеверных толкованиях и [на том] что с решительностью высказывается вследствие желания измышляющих их; но чтобы он понимал 587 предыдущее, среднее и последующее и связно представлял себе все, что написано. Итак, из того, что Он говорит: «Бодрствуйте, потому что вы не знаете ни дня, ни часа», объясняется все, что Он сказал, т. е. и о двух, которые были на поле, и о двух мелющих, и о домохозяине, который доверил рабу своему свое имущество, и о десяти девах, и что притчи эти предпосланы для того, чтобы, так как мы все не знаем дня судного, то заботливо приготовили себе свет добрых дел и чтобы судья не пришел, пока мы находимся в беспечном состоянии. Мф.25:14–15 .  Ибо [это произойдет подобно тому], как человек, отправляющийся в далекую страну, призвал рабов своих и передал им благосостояние свое. И одному дал пять талантов, а другому – два, а третьему – один, каждому по силам его, и вслед за тем отправился. 588 Человек этот домохозяин есть, несомненно, Христос, Который по Воскресении, восходя к Отцу как Победитель, призвав апостолов Своих, передал им учение евангельское, не соображаясь с широтой или узостью в том отношении, чтобы дать одному больше, а другому меньше, но подавая соответственно силам получающего; таким же образом и апостол говорит, что не могущих принимать твердой пищи он поит 589 молоком ( 1Кор. 3, 2 ) 590 . Поэтому, в конце концов, Он с одинаковой радостью принимает и того, который из пяти талантов сделал десять, и того, который два таланта обратил в четыре. Под пятью, двумя и одним талантом мы должны понимать или различные дары (gratias), которые даны каждому, или в первом случае все подвергнутые испытанию чувства, во втором – разум и дела, в третьем – разум, которым люди отличаются от животных. Мф.25:16 .  Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов Получив земные чувства он усвоил себе познание о небесном, познавая Творца через тварей, бестелесное – через телесное, невидимое – через видимое и вечное, – через кратковременное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

6 ст. Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: 7 ст. мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Мы могли бы среди вас явиться и вести себя сообразно со своим высоким званием Апостолов Христовых, но мы были тихи, т. е. кротки в обращении с вами и любвеобильны по отношению к вам, подобно тому, как кормилица – мать всю любовь и все заботы отдает нежно любимому дитяти, которого она кормит. 8 ст. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны. Подобно матери кормилице мы по любви к вам не только восхотели передать вам благовестие Божие, но и готовы ради спасения вашего пожертвовать и самой жизнью нашей. 9 ст. Ибо вы помните, братья, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие. Не щадя своих сил и здоровья, изнуряя себя, мы, когда были среди вас и проповедали вам Евангелие, чтобы только не быть вам чем-либо в тягость, дабы кто-либо не сказал, что мы живем на чей-либо счет, работали ночью и днем. 10 ст. Свидетели вы и Бог, как свято и праведно, и безукоризненно мы поступали пред вами верующими, 11 ст. потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, 12 ст. мы просили и убеждали, и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу. Вы, Солуняне, и сам Бог свидетели всей нашей у вас деятельности. Как свята пред лицом Бога, была наша деятельность среди вас, как праведно, т. е. равно одинаково, руководясь духом возвещаемого нами божественного учения, мы вели себя по отношению ко всем вам и как безукоризненно, так что нас нельзя ни в чем упрекнуть, мы поступали среди вас уверовавших во Христа, вы и Бог свидетели. Вам более чем кому-либо известно, как мы каждого из вас, как отец своих детей, с любовью упрашивали оставить идолопоклонство, убеждали начать новый образ жизни и умоляли вас, уверовавших уже во Христа и вставших на путь правый и спасительный, ходить достойно Бога, т. е. жить по заповедям и не уклоняться с этого истинного пути, пути Божия, Который призвал вас в свое Царство и славу, т. е. к вечному блаженству и прославлению с Собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

4. Но раз я не откуда-то извне, а из самой сущности Отца 15 произвожу Сына, Который ничего не делает без воли Отца и получает от Отца всякую власть, то как же я могу разрушить веру в монархию, которую сохраняю в Сыне как переданную Сыну от Отца? Здесь мне следует сказать и о Третьей степени [Божества], ибо я считаю, что Святой Дух происходит не от кого-нибудь другого, а от Отца через Сына. Итак, посмотри, не ты ли скорее всего разрушаешь монархию, упраздняя её расположение и распределение, установленное в стольких именах, в скольких захотел Бог ? И пока [монархия] сохраняет свой статус, подобает быть и Троице, чтобы монархия была возвращена Сыном Отцу, как пишет Апостол о конце всего, когда Сын передаст власть Богу и Отцу: Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои ( 1Кор.15:25 ), – то есть согласно Псалму: Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ( Пс.109:1 ), – Когда же (...) Ему всё покорено (...) кроме Того, Который покорил Ему всё (...) тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог всё во всём ( 1Кор.15:27–28 ). Итак, мы видим, что Сын не препятствует монархии, даже если ныне она пребывает у Сына. Ибо она пребывает у Сына, сохраняя свой статус, и вместе с этим статусом будет возвращена Сыном Отцу. Таким образом, никто не разрушит её, то есть монархию, этим именем [Сына], (если) допустит Сына, Которому, как известно, она передана от Отца, и от Которого она в своё время должна будет возвратиться Отцу. Мы могли бы и с помощью одной этой главы апостольского послания показать, что Отец и Сын суть Двое. Но кроме того, [об этом говорят] сами имена Отца и Сына, и то самое, что Один есть Тот, Кто передал царство, а Другой – Тот, Кому Он передал, а также Один – Тот, Кто покорил, а Другой – Тот, Кому Он покорил. Глава 4. Рождение Сына от Отца. Разум и Слово как два момента бытия Сына (§5–8) 5. Но так как еретики хотят, чтобы Двое были Одним, и чтобы Одним и Тем же считались Отец и Сын, следует полностью изучить всё о Сыне: есть ли Он, Кто Он есть, каким образом есть, и, таким образом, само дело обнаружит свою суть с помощью Священных Писаний и толкований, которые их защищают.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

Алексей Парфеныч, не дождавшись вопроса, опять заговорил: – Не могу терпеть. – Вы всё не по Библии говорите. Про какое-то Христово священство толкуете... Да разве у Христа есть священство? Я уже не удивлялся возбужденности Алексея Парфеныча. Я насторожился и ждал от него «перебивок». Поэтому я спокойно ответил: – Есть, друг, и у Христа священство. В посл. к Евреям мы читаем: «Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» ( Евр.7, 24 ). Видите, у Христа есть даже «непреходящее священство»! Другими словами: священство Аарона было временное ( Евр. 7:11–12 ); Христово же священство – вечное . От Христа это священство, чрез Апостолов, передано служителям Его истинной, правой Церкви. У Ап. Павла мы читаем: «напоминаю тебе, – пишет он Тимофею, – возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 2Тим. 1, 6 ). Этот «дар» или «дарование», по словам того Апостола, передается верующим «с возложением рук священства» ( 1Тим. 4, 14 ). Значит, и после Христа, в Церкви Его есть священство , которое передается чрез правильное , преемственное рукоположение. Это священство в Слове Божием именуется иначе пресвитерством . Так мы и читаем в кн. Деяний Апостольских: «рукоположивши им пресвитеров к каждой Церкви, Павел и Варнава помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали ( Деян. 14, 23 ). О пресвитерах же многократно говорит в посланиях Ап. Павел ( 1Тим. 5, 17 ; Тит. 1. 5 ). Убеждены ли вы, что без истинных пресвитеров Церковь Божия не может стоять на земле? – Да убеждены, веруем в это... У нас в Церкви есть истинные пресвитеры, – те самые, про которых написано в посл. Ап. Павла к Тимофею ( 1Тим.3:1–7 ). Я возразил: – У Ап. Павла в прочитанном вами месте не о преосвитерах говорится, а о епископах . Это – не одно и то же... – По нашему убеждению, епископ и пресвитер – одно и то же... – Неправда. В посл. к Коринфянам Апостол пишет: «сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения» ( 1Кор. 14, 10 ). Это замечание Апостола истинно, а, следовательно, истинно и то, что епископ и пресвитер – не одно и то же. Иначе бы они назывались одним именем .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Церковь Фиатиры Церковь Фиатиры, несмотря на служение Богу, придерживалась и языческих взглядов, за что заслужила обличение Господа. Поэтому, с одной стороны, фиатирская община заслужила похвалу, но, с другой стороны, осуждается за то, что попускает жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное (Откр 2:20). Согласно Толковой Библии профессора А. П. Лопухина, «под этой женой можно видеть и образное обозначение николаитской ереси, и историческую личность, известную женщину Иезавель, которая, ложно выдавая себя за пророчицу. склоняла христиан к поступкам, противным христианской нравственности, к ереси николаитов». За это Церковь Фиатиры постигнет суд Божий, каждому воздастся по его делам. Церковь Сард Пятая Церковь Апокалипсиса — это Церковь города Сарды. Сардийская община пребывала в печальном состоянии: апостол Иоанн передает ей слова Господа: ты носишь имя, будто жив, но ты мертв (Откр 3:1). Несмотря на это, там есть несколько верных христиан. Однако если остальные не задумаются о покаянии, их постигнет праведный суд Божий. Церковь Филадельфии Похвалы от Бога заслужила Филадельфийская Церковь. Се, гряду скоро (Откр 3:11), — передает ей Господь и советует держаться истинного пути, чтобы не потерять заслуженную награду. Церковь Лаодикии Последняя община находилась в Лаодикии. Именно ей адресованы известные слова из Апокалипсиса, указывающие на то, что христианин не может быть равнодушным: ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр 3:15–16). А также другие слова, которые стали иллюстрацией обращения Бога к сердцу каждого человека: Се, стою у двери и стучу (Откр 3:20). Лаодикийская община перестала гореть пламенем веры, чем и заслужила порицание Того, Кто разговаривал с Иоанном Богословом. Эти семь Церквей символически обозначают всю полноту Вселенской Церкви. 7 печатей Апокалипсиса Семь печатей Апокалипсиса — это печати, наложенные на книгу Божественной тайны о последних временах. Семь печатей, которые Агнец-Христос снимает с книги, изображают последние бедствия, которые должны постигнуть христиан семи Церквей. Эти бедствия сопровождают всю историю человечества и понимаются христианами как знаки на пути к концу мира. После того как Иоанн записал послания семи Церквам, он увидел в небе престол, а на нем — Сидящего Бога. Именно у Него в руках была книга, запечатанная семью печатями. Символизм видения необычайно насыщен. 7 печатей Апокалипсиса: толкования

http://foma.ru/7-cerkvej-pechatej-trub-i...

Апостолов, которых касались руки Господа, а продолжение – все последующие епископские руки до наших дней и далее до скончания дней земной Церкви. И по этой цепи беспрерывно льется божественная благодать, которую впервые излил в души св. Апостолов посланный Спасителем Дух Святой, так что тот же Дух Святой, что действовал в блаженных учениках Христовых, действует и в современных служителях Церкви, и дары, сообщенные Им Апостолам, преемственно, путем передачи, переходят на всех преемников Апостольских. Величественная и столько же трогательная картина! Вследствие такой преемственной передачи каждый вновь рукополагаемый, принимая от законного епископа благодать пастырского служения, приемлет ее от первого Пастыреначальника – Иисуса Христа и Им Самим поставляется на дело пастырства. Поэтому ап. Павел говорит: «И он – т. е. Иисус Христос – поставил одних апостолами, других – пророками, иных – евангелистами, иных – пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:11–13 ); «доколе» – т. е. до скончания века. А в другом месте тот же Апостол замечает: «Как проповедовать (слав. «како же проповедят»), если не будут посланы» ( Рим.10:15 ), выражая ту мысль, что проповедничеству, являющемуся частью пастырского служения, должно предшествовать посланничество, т. е. получение законных полномочий на это служение. Православное учение о пастырском служении находит себе подтверждение в апостольском учении о Церкви как теле, как живом организме, члены которого связаны союзом взаимного попечения о спасении. Согласно этому последнему учению Церковь есть живой благодатный организм, имеющим своею главою Иисуса Христа, а членами всех верующих в Него, объединяющихся в любви и обязанных к деятельному содействию друг другу. В теле члены различны по своему служению и по своему значению, но все они временно восполняют и поддерживают друг друга, имея общею целью прежде всего «созидание тела», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Во Христе мы имеем Божественное Откровение во всей полноте, потому что Господь сообщил нам все необходимое для спасения. Ветхозаветные пророки говорили многократно и многообразно ( Евр. 1:1 ), поскольку каждый из них сообщал только ту малую часть знания о Боге, которая ему лично открылась. Кроме того, в Ветхом Завете Откровение было опосредованным, так как каждый из пророков свидетельствовал о том, что ему как человеку было открыто о Боге. Во Христе Откровение не фрагментарно, а целостно и полно, потому что Христос не просто тот, кто нечто знает о Боге, а Сам Бог . Это уже не свидетельство человека о своем опыте богопознания – во Христе Сам Бог открывает нам истину о Себе. Господь говорил Своим ученикам, что Он сообщил им все, что слышал от Отца ( Ин. 15:15 ). Апостолы, проповедуя богооткровенное Христово учение, возвещали людям всю волю Божию ( Деян. 20:27 ). Поэтому после Христа в принципе не может быть дарования новых откровений или заключения какого-то третьего завета, отличного от Завета Нового. Всякий, кто пытается нечто изменить в богооткровенном учении Господа Иисуса Христа или сделать некоторое добавление к нему, подпадает под анафему ап. Павла: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8 ). 1. Священное Предание «Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды» 32 . Само слово «предание» (греч. paradosis) означает передачу, оставление в наследство. Оно указывает, прежде всего, на само действие, то есть на процесс передачи. Именно таким образом сохраняется и распространяется среди людей Божественное Откровение. «Я от Самого Господа принял то, что и вам передал» ( 1Кор. 11:23 ), говорит ап. Павел. 1.1. Священное Писание о Священном Предании, понимание Священного Предания у раннехристианских авторов В книгах Нового Завета слово «предание» обозначает не процесс передачи, а само передаваемое, в первую очередь передаваемое учение:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

«Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес. 2:15 ); «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам» ( 1Кор. 11:2 ). Такой же смысл в это слово вкладывают и ранние отцы Церкви. Сщмч. Поликарп Смирнский (156) пишет «о преданном изначала слове» 33 , а сщмч. Ириней Лионский (202) говорит о «предании, которое происходит от апостолов и сохраняется в церквах через преемство пресвитеров», об «апостольском предании», о «церковном предании от апостолов» 34 . Источником Предания является Сам Бог. Господь Иисус Христос в Первосвященнической молитве говорит, обращаясь к Своему Отцу: «Слова, которые Ты дал мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно» ( Ин. 17:8 ). Согласно Тертуллиану , учение веры «церквами принято от апостолов, апостолами от Иисуса Христа, Иисусом Христом от Бога» 35 . Таким образом, Предание по своему содержанию полностью совпадает с содержанием апостольской проповеди 36 и, следовательно, представляет собой Богооткровенное учение, во всей полноте открытое во Христе. 1.2. Божественное Откровение – принцип единства Священного Предания Хотя в Новом Завете ( 2Фес. 2:15 ) и в творениях свв. отцов 37 иногда говорится о «преданиях» во множественном числе, Предание нельзя рассматривать как совокупность отдельных истин веры, различных по своему содержанию. Принципом единства Предания является Божественное Откровение, которым обусловлено как внешнее, формальное единство Предания с точки зрения его происхождения, так и внутреннее единство со стороны его предмета и содержания. Цель Божественного Откровения не сводится к сообщению людям отдельных вероучительных, нравоучительных, исторических, канонических и так далее истин, главная цель – в том, чтобы все уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин. 20:31 ). Первой и центральной истиной Предания является тайна Откровения Бога в Иисусе Христе и спасения через Него человеческого рода. Эта тайна, сокрытая от веков и родов, ныне же открытая святым ( Кол. 1:26 ), выступает в Предании как источник и основание его внутреннего единства 38 . 1.3. Три уровня Священного Предания

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Итак, вот в чем говоря вообще, преимущественно со­стоит содержание и вся цель этой книги. Послушаем же те­перь самое ее вступление. «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала» ( Деян.1:1 .). Для чего (Лука) напоминает Феофилу о Евангелии? Чтобы показать свою точность, так как в начале той книги он говорит: «рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил» ( Лук.1:3 ), и не довольствуется своим только свидетельством, но все возводит к апостолам, говоря: «до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал» ( Деян.1:2 .). Поэтому-то, сделав достоверным свое слово там, он и не нуждается здесь в новом удостоверении, так как однажды приобрел уже себе доверие (Феофила) и тем произведением показал ему свою точность и истинность. А кто был достоин веры и кому дей­ствительно верили, когда он писал то, что слышал, тому тем справедливее верить, когда он излагает не то, что при­нял от других, но что сам видел и слышал. Если, гово­рит, ты принял (мое повествование) о Христе, то тем больше (примешь повествование) об апостолах. Что же? Разве то его произведение (Евангелие) есть только (обыкновенная) история, и слово его не причастно Духа? Отнюдь нет. Почему? Потому, что то, что передали ему «то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» ( Лк. 1:2 .), было от Духа. Но почему же он не сказал: «как передали нам» удостоившиеся Духа Святого, но: «бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова»? Потому, что это, то есть, знание от самовид­цев, всего более придает достоверность (повествованию), а то для людей неразумных показалось бы даже гордостью и хва­стовством. Потому-то и Иоанн так говорил: «и я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» ( Ин.1:34 ). Да и Хри­стос также говорит Никодиму, когда тот был еще груб: «Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете» ( Ин.3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Добавление 6-e ( Эсф.8 :12a-12x) дает точный список указа в пользу иудеев, идейного и разосланного Мардохеем в разрушение силы указа Амана. Текст указа дает несколько достопримечательных подробностей, не выступающих с очевидной ясностью в еврейском тексте. Так, в начале указа намекается, что намерение Амана причинить зло евреям, подданным царя, было вместе некоторого рода покушением на самого царя ( «покушаются строить козни самим благодетелям своим» – Есф.8_12с). Далее эта мысль высказывается и еще определеннее; Аман прямо обвиняется в том, что «замышлял лишить нас, – т.е. особу царя, – власти и души... сделать нас безлюдными, а державу Персидскую передать Македонянам» (Есф.8_12т-12о). Мы уже говорили выше, что мысль о македонском происхождении Амана представляет большую натяжку; нет сомнения, что и обвинение Амана в покушении «державу Персидскую передать Македонянам» – должно быть объяснено лишь неудачным приспособлением автора книги к современному ему значению, росту и успехам греческой культуры и преобладания. Заметно также, что составитель указа слишком переусердствовал в восхвалении иудеев и награждении их от имени царя всевозможными выражениями его благосклонности. В противовес Аману, ( «поистине чуждый персидской крови и весьма далекий от нашей благости» – Есф.8_12к) указ выставляет Мардохея, как «нашего спасителя и всегдашнего благодетеля» (Есф.8_12п), и иудеев – «живущими по справедливейшим законам, сынами Вышнего, величайшего, живого Бога, даровавшего нам и предкам нашим царство в самом лучшем состоянии» (Ecф.8_12p-12q). Все это, конечно, для Иудеи не представляло ничего преувеличенного и неестественного, но – влагаемое в уста царя-язычника и деспота – представляется не совсем естественным и правдоподобным. Таково и предписание: всем подданным (а не одним только иудеям) – «содействовать» (Ecф.8_12s) иудеям в истреблении их врагов, сам день этого истребления проводить «со всем весельем,.. в числе именитых праздников» (Есф.8_12и), причем объявляется угроза, что «всякий город или область вообще, которая не исполня т сего, нещадно опустошится мечом и огнем и сделается не только необитаемою для людей, но и для зверей и птиц навсегда отвратительною» (Есф.8_12х). Это уже чисто иудейская нетерпимость, уступающая разве только позднейшему человеконенавистничеству Талмуда и имеющая, несомненно, общий с ним источник происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010