иллюстрирует предание, возникшее в Зап. Грузии, согласно к-рому Илорский Г. (патрон ц. св. Георгия в Илори в Абхазии) посылал на празднества Латальскому и Ленджерскому Георгиям (В. Сванети) жертвенного быка, а Латальский и Ленджерский Георгии посылали Илорскому свечи и ладан. Все трое считались братьями, старшим и наиболее могущественным был Г. Илорский, с храмом к-рого в Илори связано значительное число чудес, легенд и преданий. Празднование Илорского Г. (Илороба) отмечалось 2 раза в год: 23 апр. и особенно пышно 10 нояб., когда происходило Илорское чудо: в ночь накануне праздника в каменной ограде Илорской ц., двери к-рой были запечатаны и скреплены печатями царя и католикоса, появлялся живой бык, приведенный великомучеником. Самое раннее описание этого праздника принадлежит миссионеру XVII в. А. Ламберти. Он сообщал, что в этот день со всей Грузии съезжалось множество народа с разными подношениями святому (шелковые платки, украшения, деньги, свечи) и жертвенными животными (быки, овцы, козлята). Илорского Г. также почитали в Сванети, Гурии, Раче, Лечхуми. В Гурии Илороба справляли в четверг Масленой недели. Считалось также, что Илорская икона Г. разрешала споры тяжущихся сторон посредством золотых весов правосудия, висевших посреди церкви. Противники становились под весами и молились перед иконой, к-рая склоняла чашу весов над головой праведного. Но однажды один нечестивец решил обмануть икону. Он занял у соседа деньги и не возвращал их. Когда они оба предстали перед иконой, должник передал соседу посох, куда спрятал деньги, и чаша оправдала его. Тогда он взял свой посох и вышел из церкви. Илорская икона «обиделась» на мошенника, и весы чудесным образом вознеслись на небо. В Мегрелии до наших дней сохранился обычай «гиночама» (мегрел.- передача), согласно к-рому на суде должна была присутствовать икона Г. Как правило, это был список с Илорской иконы Г., к-рый носил на шее приставленный к иконе человек - мехатули (дословно - прислужник иконы, от груз. хати - икона).

http://pravenc.ru/text/162188.html

Тяжущиеся стороны клялись перед иконой в правоте, и обманщик подлежал проклятию Г. До последнего времени в Илорской ц. хранились чудотворные атрибуты и реликвии Г.: железный лук высотой 1 м, труба и пожертвованные святому стрелы с раздвоенными концами, к-рые в большом количестве находят во время археологических раскопок в Зап. Грузии. Одним из крупных центров почитания Г. в Вост. Грузии считалось с. Ацкури. Праздник Ацкурского Г.- Тетри Гиоргоба - отмечается 15 авг., в день Успения Пресв. Богородицы, что отражает их совместное почитание. Братьями Ацкурского Белого Г. считались Лашарский Г., Бочормский и др. Образ Г. в грузинском фольклоре В хевсурской мифологии Г. спускается в страну каджей (преисподнюю) с целью освобождения груз. богини плодородия 3-ликой Самдзимари, а также похищает наковальню, золотой 9-струнный пандури (национальный груз. инструмент), золотое сито, угоняет скот. Самдзимари становится его нареченной сестрой, а похищенное золото, в т. ч. и золотую чашу Таси (нек-рые исследователи связывают этот мотив с преданиями о чаше Грааля в средневек. Европе), Г. отдает хевсурским святилищам. Г. впитал черты языческого божества солнца, воскресающего и умирающего бога, бога-громовержца. В народных поверьях он выступает как мученик, воин, всадник, борец со злом, охотник, стреловержец (мегрел. Джеге Мисарони, Джеге Моисари - Георгий Стреловержец), громовержец, копьеносец (мегрел. Джеге Хангарами - Поражающий копьем), странник, гарант урожая и размножения скота, целитель, страж морали, судия; с ним ассоциируется белый цвет, поэтому его называют Тетросани, Теросани, Торосани (грузинско-мегрел.- Обладатель белого коня). В то же время Г. считается похитителем быков, за что получил прозвание Харипария (груз.- быкокрад). В мифах Г. выступает как божественный солярный герой, к-рый крадет на рассвете быков, шутя показывая свою силу. В его почитании превалирует солярный элемент, он ассоциируется со светом, его просят о сохранении света очей. По мнению акад. И. А. Джавахишвили, Г.

http://pravenc.ru/text/162188.html

занял место груз. божества луны ( Джавахишвили. С. 37, 44). По народным поверьям, широко распространенным в Зап. Грузии, Г. во время грозы мчится на белом коне по небу, поражая раздвоенной на конце стрелой нечистую силу. Там, где ударила его молния, находили раздвоенную стрелу или крест, пораженное молнией место называлось наджварлени (мегрел.- место, где упал крест). Считалось, что т. о. святой предупреждал виновного или выбирал его в «рабы». Такой «избранник» облачался в белые или пестрые одежды (даже во время траура) и ежегодно обходил церкви Г. по порядку празднования и приносил подношения. Если молния поражала дом, это воспринималось как наказание Г. за нарушение обета, лжесвидетельство, кражу и т. д. Пораженные молнией предметы становились неприкосновенными. В случае нарушения табу грешника повторно поражала молния или же Г. карал его др. способом. «Выкуп», или восстановительный ритуал, справлялся через 3, 7, 9 лет, в противном случае считалось, что Г. покарает всю семью. Г. также молились бездетные супруги, жертвовавшие ему серебряные модели люльки. Ист.: Вахушти (Багратиони). История Грузии. Тифлис, 1885. С. 22-23 (на груз. яз.); Хаханов А. Груз. извод сказания о св. Георгии. М., 1892; Ламберти А. Описание Мингрелии. Тб., 1938 (на груз. яз.); Шарден Ж. Путешествие в Персию и другие страны Востока: Сведения о Грузии/Пер., коммент. М. А. Мгалоблишвили. Тб., 1975 (на груз. яз.). Лит.: Джавахишвили И. А. История груз. народа. Тб., 1928. Т. 1. С. 37-38, 43-55; Макалатиа С. И. Культ «Джеге-Мисарони» в Древней Грузии. Тб., 1938 (на груз. яз.); Кекелидзе К. С. История древнегруз. письменности. Тб., 1951. Т. 1. С. 183-184, 504 (на груз. яз.); Лазарев В. Н. Новые памятники станковой живописи XII в. и образ Георгия-воина в визант. и древнерус. искусстве//ВВ. 1953. Т. 6. С. 186-223; Бардавелидзе В. В. Древнейшие религиозные верования и обрядовое графическое искусство груз. племен. Тб., 1957; Джанашиа Н. С. Статьи по этнографии Абхазии. Сухуми, 1960; Очиаури Т. А. Мифологические предания горцев Вост.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Поминальная трапеза, как обычно, кончилась поздно, и меня пригласила к себе ночевать верующая семья, которая до этого не раз приезжала с другими богомольцами в Илори. Отец семейства — мегрел, скромный и даже застенчивый человек, в молодости каким-то образом, непонятным для меня, попал в заключение в Сибирь и там познакомился со своей будущей супругой. У них было двое детей, пяти и семи лет. В комнате на нижнем этаже, похожей на полупустую залу, горел бухар, спать никому не хотелось, и мы долго беседовали. В то время не было духовных школ и почти не осталось духовной литературы. Люди учились христианской вере по рассказам друг от друга, схватывая слова на лету. Разговор зашел о сухумских пустынниках. Хозяева спрашивали у меня, зачем надо людям уходить в горы, что они делают там. Я в ответ стал как мог рассказывать им о непрестанной Иисусовой молитве, которой занимаются в безмолвии пустынники. Мои радушные хозяева просили меня объяснить подробнее, что такое Иисусова молитва. Беседа продолжалась до полуночи. Мне казалось, что дети уже спят, но они, притаившись, слушали нас. На другой день перед отъездом хозяйка сказала мне: «Мой сын сегодня утром рассказал мне, что, послушав нашу беседу, он стал читать Иисусову молитву и повторял ее долго, пока не заснул. Он с удивлением говорил: “Как хорошо мне было этой ночью и утром, когда я проснулся, до сих пор у меня радость на сердце”». Мы попрощались, как родные. Меня отвезли назад в Илори, где я обнаружил сюрприз: в машину положили полную сумку провизии от поминального стола. В Мегрелии не принято готовить на похороны мясо, так что у нас была монашеская трапеза. Я рассказал отцу Георгию (Булискерия) эту маленькую историю об Иисусовой молитве, и он сказал: «Очень хорошо, ребенок будет часто вспоминать эту молитву». Мне рассказывали другой случай. Одна девушка поехала в Загорск , где старцы научили ее Иисусовой молитве, и она с тех пор старалась всегда иметь молитву в сердце и на устах. Через несколько лет она вышла замуж, но среди мирских забот и попечений не оставляла Иисусову молитву.

http://pravoslavie.ru/36931.html

Краснодарский край в большинстве своем русский. Но в хадыженской школе классы были многонациональными. И хотя все говорили по-русски, Юрий с исследовательским жаром фиксировался на нетипичных фамилиях. Как-то раз в местной библиотеке нашел переводную монографию Б.О. Унбегауна «Русские фамилии». В ней подробно рассматривались типы фамилий и объяснялось, как по «внешнему виду», особенно по окончанию, определить происхождение. Три кавказца-одноклассника Эдик Абшилава, Нико Микадзе и Сачик Саарян тут же были классифицированы как мегрел (-ава), грузин (-дзе) и армянин (-ян). С тех пор, приезжая в крупные города, первым делом он бежал по книжным магазинам и просил маму покупать карты и словари разных языков: шведский, греческий, финский, венгерский, пушту, дари, лаосский. Однажды в 9-м классе в журнале «Наука и жизнь» он прочитал про конкурс на поступление в заочную математическую школу МГУ. Поступил. Проучился два года. Его пригласили на Олимпиаду по лингвистике, хотя все предыдущие годы в ней участвовали только москвичи. Юрий занял первое место, и завкафедрой лингвистики позвал одиннадцатиклассника поступать. Меньше всего Юрий собирался в Москву. Для хадыженского школьника это было как улететь на другую планету. Не без труда, на полупроходном балле, поступил и остался в столице заниматься наукой. Семья, дом и моя маленькая общинка – Вы росли без отца… – Да, но он присутствовал в семье. Это была осязаемая, любимая, почитаемая фигура. Авторитет – вот точное слово. Его нет, но он есть. Наверное, мама восполняла собой отсутствие отца. Всегда интересовалась моей жизнью, во всем поддерживала. Так, после 9-го класса мне вдруг взбрендило поехать в другой город поступать в педучилище, вместо того, чтобы закончить школу. Мама безропотно собрала вещи и поехала со мной. Уже на экзаменах я понял, что это как-то совсем не мое. Мама так же безропотно вернулась домой, ни разу меня не укорив. Считается, что для мальчиков расти без отца плохо, мол, они вырастают какие-то неправильные. Может, я и неправильный. Действительно, я мягкий, не кричу, не дерусь.

http://pravmir.ru/v-mire-detey-tyi-dolzh...

Священническая риза называется по-гречески φαιλνης 533 – фелонь но её собственное название есть φαινλης, φαινλον 534 – феноль (лат. paenula) 535 , из которого первое образовалось через перестановку букв. Название не может быть объяснено этимологически из греческого языка, (не от φανω) и по всей вероятности есть какое-нибудь иностранное, заимствованное вместе с самой одеждой (в житейский быт, из которого потом и в церковь ,– по некоторым древним – персидское) 536 . Нынешняя риза или фелонь в существе своём есть древняя, но с одной стороны значительно урезанная, а с другой надбавленная: Древняя фелонь получится, если, во-первых, к вырезке нынешней фелони спереди приставить совершенно такой же глухой перед как её зад, и во-вторых, если обрезать её верх сзади, так чтобы отверстие лежало кругло по шее. Древняя фелонь представляла собой колоколообразную одежду, которая закрывала всего священника с головы до ног и как сзади, так и спереди, так что он был в ней как бы в дому, от чего по латыни фелонь и называется (кроме собственного названья paenula ещё) casula – домик, от casa – дом: «фелонь круговидная,– говорит один древний греческий писатель,– заключает внутри себя все члены (тела) как бы стена и изображает вхождение со страхом Божьим во внутренний дом ума и там собеседование с Богом» 537 . Для священных действий перед фелони был поднимаем руками, и именно известным образом, κ πλαγου, т. е. с боков, так чтобы концы поднятого переда, спускаясь на стороны по рукам, представляли собой как бы крылья, напоминая об ангельском служении священников 538 . Древняя фелонь изменена у нас (а равно и у Греков) в нынешнюю посредством вырезки переда не только после периода до-монгольского, но вообще в позднейшее время 539 . В настоящее время на священнический фелони нашиваются у нас кресты, но этого не было не только в древнее время, но и, по крайней мере, до первой половины XV века, до Симеона Солунского , который говорит, что никто кроме архиерея не может носить на фелони крестов 540 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Таким образом, пришедшие утешать Иоанна, сами получили от него утешение и наставление. Господь же вскоре послал Иоанну вдвое больше прежнего. Иоанн подавал нищим большую милостыню и особенно помогал терпящим какую-либо обиду. Однажды, ко-гда он шел в церковь святых мучеников Кира и Иоанна 23, к нему подошла бедная вдова и, рассказав о вели-кой обиде, причиненной ей зятем, просила защиты у святого патриарха. Сопровождавшие Иоанна сказали ему: - Владыко, выслушай просьбу сей вдовицы уже тогда, когда возвратишься домой! Святой отвечал: - Как же ныне Бог услышит мою молитву, если я не выслушаю ее немедля? И он не тронулся с места, пока не выслушал вдовицу и не защитил ее от обиды. Один юноша, по смерти своих родителей, остался без всяких средств к существованию. Иоанн, узнав об этом, спросил находившихся при нем, каким образом этот юноша впал в нищету (ибо он слышал, что его ро-дители были весьма богаты). Боголюбивые мужи рассказали ему, что родители сего отрока были весьма ми-лостивы и все свое имущество раздали убогим, а своему сыну оставили только десять литр золота. Но перед смертью отец юноши (мать его умерла раньше), позвав его, предложил ему на выбор золото и образ Пречис-той Богородицы и сказал: - Любезный сын! Из всего нашего имущества осталось только десять литр золота; все остальное мы переда-ли в руки Христу. Отвечай же мне: чего желаешь ты: золото ли, или образ Владычицы нашей Богородицы, твоей помощницы и питательницы? Отрок, презрев золото, взял икону Пречистой Богородицы, а золото просил раздать бедным. И вот нищим было отдано и последнее имущество. Когда отец умер, отрок остался бедняком, и теперь испытывает все-возможные лишения. Несмотря на это, он каждый день и ночь молится в церкви Пресвятой Богородицы. Выслушав этот рассказ, преподобный Иоанн подивился добродетели и разуму сего отрока, душевно полюбил его и с того времени, как истинный отец сирот, имел попечение о нем и размышлял, какое бы оказать ему благодеяние. Однажды он тайно призвал своего эконома и сказал ему:

http://pravicon.com/info-2475

Патриарх очень интересовался храмом, полетами в космос, отнесся ко всем нам как чадолюбивый отец. На освящение пришло очень много людей. Не все могли уместиться в храме, и на улице мы поставили экран размером примерно 3 на 4 метра, чтобы они могли видеть происходящее. А вообще прихожан у нас человек 100-150, на Пасху приходило 500-600 человек. - Рядом с космодромом «Байконур» тоже есть храм? - Да, в городе Байконур есть храм Георгия Победоносца, который был освящен в июне 2005 года, но вообще история Церкви в Байконуре началась в начале 90-х годов. Это закрытый город, в советское время в нем было около 200 тысяч жителей, после распада СССР многие уехали и сейчас осталось примерно 60 тысяч. Это те, кто обеспечивает функционирования стартовых площадок, и русские, и казахи. Сейчас в храме служит протоиерей Сергий Бычков. Он начал строить храм с помощью Федерального космического агентства «Роскосмос», чтобы у людей, которые живут и работают в Байконуре, появилась возможность молиться и испрашивать помощи Божией. Сейчас отец Сергий освящает почти все старты, которые совершаются на «Байконуре». Обычно его приглашают за 3-4 дня до запуска. - Вы тоже бываете на «Байконуре»? - Да. Но в основном у меня связь с космонавтами, учеными, конструкторами, которые трудятся в Звёздном городке, в Москве и рядом с Москвой, например, в Королёве. Как правило, в Байконур я приезжаю, если перед запуском ребята хотят исповедаться и причаститься. А так обычно они приезжают в Лавру, мы открываем мощи преподобного Сергия, служим молебен. Так что здесь я провожаю всех. На космодром космонавты едут за 2 недели до запуска, я приезжаю дней за 5. У ребят очень напряженный график подготовки и нет возможность быть на вечернем богослужении и литургии, поэтому я беру с собой Запасные Дары. Служу молебен, и после Таинства исповеди они принимают Пречистое Тело Христово. Переда запуском я часто провожаю ребят до космического корабля. - Как называется ракета в чине освящения? - «Ракета» или «космический корабль». Если освящается спутник, «спутник», так что ничего особенного.

http://pravoslavie.ru/45845.html

Ну ладно — того, что на деле случилось в 90-х годах, слушатели и публикаторы этих откровений не знали. Но в какое же место засунул свой разум журналист, пропустивший мимо ушей заверения астролога, о том, будто крестовые походы начались в десятом веке (вместо конца одиннадцатого), а Христос якобы родился за пятьсот лет до императора Августа, то есть в пятом веке до Рождества Христова? Итак, к началу XXI века вновь создались условия для стратегического союза Церкви и науки. Ведь самый простой путь к соединению — это обретение общего врага. Таким общим врагом ученых и священников является оккультизм (трудно подсчитать — кому достается больше бранных слов из уст Е. П. Блаватской — первым или вторым) . Когда-то (в Средние века и в начале Нового Времени) христианство буквально выпестовало рождение научной картины мира. Механицизм (а именно механицистской была первая научная картина мира) был нужен Церкви для того, чтобы изгнать из сознания людей остатки анимизма. Не желания духов и не капризы стихий («природа не терпит пустоты») являются причиной событий, происходящих в мире, но безличностные законы, созданные Творцом и доступные математическому описанию. В XVIII веке наука подросла, и как всякий подросток, начала скандалить с матерью. Сейчас уже достаточно очевидно, что поводов для скандалов нет. Но есть повод для союза: пора осаживать не в меру буйные излияния религиозной фантазии. б. ПРОЩАНИЕ С МИФОМ О ПРОГРЕССЕ Вторая черта, присущая современному массовому сознанию, и делающая его более открытым для диалога с православием, состоит в существенных изменениях в восприятии времени. В разные эпохи человек по-разному ориентируется во временном пространстве. Он по-разному ощущает свое место в потоке времен. Например, в Древнем Междуречьи «прошлое по-аккадски — ум пани, дословно дни лица/переда. Будущее — ахрату, образовано от корня со значением быть позади. Обращенность к прошлому свойственна культурам древности и средневековья» . Это означало, что человек архаического образа мыслей жил, будучи обращенным в прошлое. Для человека архаичного, традиционного склада, допустимо только такое действие в современности, которое имеет свой архетип в прошлом. И поэтому он воспроизводит его сегодня.

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

Из зданий же монастырских осталась доныне одна только связь покоев, в коей ныне помещается духовное правление. При всех вышеупомянутых опустошениях и умалениях города, по третьей ревизии все еще было в оном 347 человек купцов; а по описи города, деланной в 1777 году, было там обывательских 292 двора. После последнего великого пожара 1793 года город весь выстроился по новому плану весьма изрядным деревянным зданием и широкими линями. Ныне в городе сем три каменные церкви и одна деревянная: 1) Собор во имя Преображения Господня с приделом Св. Апостолов Петра и Павла; строен в 1780 году на место бывшего на форштате деревянного Собора крестообразного и двухэтажного, в верхнем этаже коего престол был Преображения Господня, а в нижнем Чудотворца Николая. При нем была и деревянная колокольня. Выше уже сказано, что сей Собор в 1773 году сентября 21 сгорел, и пока не выстроен был нынешний каменный Собор, служба отправлялась в монастырской церкви. Нынешняя каменная Соборная колокольня отделана уже в 1799 году. Придел освящен в 1782 году декабря 4, а настоящая 1786 июля 7. В Соборной церкви, кроме прочей церковной утвари, перевезенной из Азова, сохраняется доныне еще в трапезе иконостас Азовского Собора, писанный хорошей греческой живописью на шелковой материи. Есть еще там любопытная икона Знамения Пресвятой Богородицы, вырезанная обронной работой на большой морской жемчужной раковине. Подпись под иконой извещает, что сия икона найдена в Азове при раскапывании крепостного вала. Главные черты оной иконы выпуклы и подобно как бы наплыли, или изросли на раковине. Другая редкость в сем Соборе по древности своей есть напрестольный крест серебряный и позлащенный, на котором распятие изображено по гладкому полю чертами, а на другой стороне такими же чертами начертано Богоявление Господне, с переда же обложен разноцветными большими каменьями. На задней стороне сего креста под изображением Богоявления вырезана следующая надпись: В лето от воплощения Бога Слова тысяча пятьдесят пятого году, я, раб Божий Федор Данилович, бурмистр места Оршанскова и со своею женою Анною Григоръевною надев сий крест серебряный и с каменьями разного цвету двенадцатью по своей души и жены свой в монастырь Кутенский Паненский на вечное поминовение.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

  001     002    003    004    005    006    007