В 1992 году постановлением правительства Москвы комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской патриархии. Однако главный Покровский храм был возвращён Центром имени И. Э. Грабаря лишь в конце 2006 года, поскольку выезжать ему было некуда. В настоящее время в обители работает приют для девочек-сирот, благотворительная столовая и патронажная служба. Сёстры работают в военных госпиталях, НИИ скорой помощи имени Склифосовского. В 2010 году на территории Марфо-Мариинской обители открыт медицинский центр «Милосердие», специализирующийся на реабилитации детей-инвалидов с диагнозом ДЦП. В октябре 2011 года открылась детская паллиативная выездная служба, осуществляющая обучение родителей уходу за неизлечимо больными детьми, а также медицинское наблюдение. Марфо-Мариинская обитель имеет около двадцати отделений, работающих по её уставу, в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке, на европейской части России, в Белоруссии и на Украине. 29 сентября 2010 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл поручил епископу Орехово-Зуевскому Пантелеимону (Шатову) совершать богослужения в Марфо-Мариинской обители, наблюдать за духовной жизнью сестер, принимать участие в решении текущих дел обители. 30 мая 2014 года решением Священного синода Русской православной церкви Марфо-Мариинская обитель милосердия преобразована в ставропигиальный женский монастырь с сохранением особого уклада жизни, восходящего к основательнице обители преподобномученице Елизавете. При этом было определено, что в вопросах социального служения и дел милосердия обитель подчиняется Патриарху Московскому и всея Руси через Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, а в вопросах монашеской жизни — через Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Социальное служение [ править править код ] Сегодня в обители действуют: Пожертвовать на помощь подопечным Обители – детям с неизлечимыми заболеваниями и людям в тяжелой жизненной ситуации можно по ссылке (доступна функция подписки на регулярную помощь).

http://azbyka.ru/palomnik/Марфо-Мариинск...

«Особую признательность хотелось бы выразить благотворителям, – сказал далее Святейший Владыка. – Благодаря их стараниям грандиозные ремонтно-восстановительные работы были проведены в обители за короткий срок. Я сердечно вас всех благодарю… Вы занимаетесь не только восстановлением Марфо-Мариинской обители, а несете еще огромное попечение о других восстанавливающихся храмах, монастырях, оказываете помощь в сфере религиозного образования, социальной работы». Состоявшееся заседание Попечительского совета по возрождению Марфо-Мариинской обители – одна из последних подобных встреч перед торжественным празднованием 100-летия основания обители, подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. В связи с этим было принято решение разработать подробный план и программу праздничных мероприятий и начать их подготовку. «Теперь, после того, как обитель воссоздана, необходимо продолжить совместную работу по сохранению памяти о великой княгине Елизавете Феодоровне, по развитию духовных и социальных учреждений обители, а также по распространению опыта социальной деятельности этой обители в России и за рубежом. Очень важно, чтобы эти замечательные стены, с такой любовью и с таким вкусом восстановленные, содействовали созданию духовной и культурной атмосферы, в которой будут воспитываться девочки», – отметил Его Святейшество, выразив убеждение, что тогда Марфо-Мариинская обитель станет одним из мест, где совершается высокое духовное и культурное воспитание детей, молодежи. «Создание Марфо-Мариинской обители было новым словом в социальной работе Русской Православной Церкви, и ничего подобного практически до ее создания во всей великой Русской Церкви не существовало», – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, добавив: «Сегодня, возрождая церковную жизнь и делая акцент в том числе на образовательных, социальных, культурных программах, мы должны иметь «пилотные» учреждения и проекты». Как подчеркнул Его Святейшество, воссозданная обитель может стать таким «пилотным» учреждением». В заключение Предстоятель Русской Православной Церкви поблагодарил членов Попечительского совета по возрождению Марфо-Мариинской обители за труды и пожелал им помощи Божией.

http://pravoslavie.ru/30332.html

  Покровский собор Марфо-Мариинской обители возвращен Церкви . Марфо-Мариинская обитель. Покровский собор 10 ноября Алексей Владимиров, директор научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря, занимавшего собор, передал ключ от Покровского собора Марфо-Мариинской обители милосердия и.о. начальницы обители Наталье Молибога, после чего стороны подписали соответствующий акт. Все помещения, которые центр занимал на территории обители, включая хозяйственные постройки, будут освобождены им в течение ближайших нескольких дней. Помимо ключей директор центра передал представителям Церкви отреставрированные надвратную икону, напрестольный крест, принадлежавший этому храму, несколько резных фрагментов старого иконостаса и кресло первой настоятельницы великой княгини Елизаветы Федоровны. Марфо-Мариинская обитель милосердия была основана в феврале 1909 году Великой княгиней Елизаветой Феодоровной Романовой. Духовным центром обители являлся собор Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в 1913 году. В 1926 году собор был закрыт большевиками и переделан в клуб. С 1944 года здесь расположилась мастерская научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря. Коллективу художников удалось восстановить роспись храма. Возрождение же Марфо-Мариинской обители милосердия началось в 1992 году .   Русская Православная Церковь оказывает помощь беженцам на территории Чечни. Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата осуществил осенью 2006 года на территории города Грозного специальную гуманитарную программу – были открыты и укомплектованы оборудованием три благотворительные швейные мастерские. Более семисот семей беженцев смогут бесплатно изготавливать здесь одежду . Это не разовая акция – а один из этапов постоянной программы Русской Православной Церкви, цель которой – помочь людям, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций в различных регионах страны. На Северном Кавказе с 1995 года Церковь осуществила целый ряд действий по оказанию помощи беженцам, а также пострадавшим от наводнений 2002 года на Юге России и жертвам теракта в Беслане.

http://pravoslavie.ru/4993.html

Посещение имп. Николаем II и его семьей Марфо-Мариинской обители. Фотография. 1912 г. Посещение имп. Николаем II и его семьей Марфо-Мариинской обители. Фотография. 1912 г. Два раза в неделю духовник проводил с сестрами катехизические беседы, 4 раза в неделю в храме читали акафисты. Сестры при посвящении получали кипарисовый крест на белой ленте (с изображением Нерукотворного образа Спасителя и Покрова Пресв. Богородицы, на обратной стороне - образы св. жен Марфы и Марии) и четки. Ежедневно каждая насельница должна была вычитывать 100 Иисусовых молитв. Вел. кнг. Елисавета Феодоровна стремилась создать такую обитель, в уставе к-рой сочетались бы монашеский уклад жизни и деятельная помощь ближним. Прообраз будущего мон-ря она увидела в служении 2 евангельских сестер, труженицы Марфы и молитвенницы Марии (Лк 10. 38-42). Вел. княгиня обратилась также к опыту древней Церкви - к служению диаконисс , считая приемлемой для сестер обители только 1-ю, начальную ступень посвящения в диакониссы по одеянию. В 1911 г. она подала в Синод ходатайство о присвоении старшим сестрам звания диаконисс. Синод отложил решение вопроса до Поместного Собора (см.: Постернак. 2001. С. 212-219). Но на Поместном Соборе 1917-1918 гг. чин диаконисс восстановлен не был. Впосл. вел. княгиня предполагала выстроить вне Москвы скит, куда потрудившиеся сестры милосердия по желанию и с согласия совета обители могли бы удаляться, приняв мантийный постриг. Для престарелых сестер милосердия, не принимавших монашеского пострига, планировалось устроить приют при обители. Вел. кнг. Елисавета Феодоровна и сестры Марфо-Мариинской обители в лазарете. Фотография. 1915 г. Вел. кнг. Елисавета Феодоровна и сестры Марфо-Мариинской обители в лазарете. Фотография. 1915 г. Насельницы осуществляли 3 вида служения: деятельное, попечительное и просветительное. Были устроены больница, аптека, амбулатория (с 25 янв. 1910), столовая, воскресная школа для взрослых женщин, трудовой приют для девочек-сирот и общедоступная б-ка. Вне обители, на Донской ул., размещалось помещение для чахоточных женщин, главная цель которого состояла в утешении умирающих и предоставлении им христианского напутствия.

http://pravenc.ru/text/2562518.html

Последнее письмо Великой Княгини Елизаветы Федоровны сестрам Марфо-Мариинской обители милосердия, 1918 год. «...- Тут есть еще Марфо-Мариинская обитель, - сказала она. Я засмеялся: - Опять в обитель? - Нет, это я так...» Марфо-Мариинская обитель милосердия, один из главных персонажей бунинского «Чистого понедельника», - до сих пор там, на Большой Ордынке. Вот только на нынешней односторонней улице трудно припарковаться. У метро «Третьяковская» работает «McDonald " s». Недалеко располагается Государственное училище эстрадного и джазового искусства. Его часто называют «колледжем», но слово «училище» - дореволюционного, дворянского окраса - звучит на Большой Ордынке более органично. Сюда приезжал рассказчик «Чистого понедельника». Он хотел зайти в обитель, но дворник «загородил ему дорогу», предупреждая, что «там сичас великая княгиня Ельзавет Федровна...» Герой сунул дворнику рубль - тот «сокрушенно вздохнул и пропустил». Но только рассказчик «вошел во двор, как из церкви показались несомые на руках иконы, хоругви, за ними, вся в белом, длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно, истово идущая с опущенными глазами, с большой свечой в руке, великая княгиня...» Читая снова и снова «Чистый понедельник», я бьюсь над загадкой, что же - что конкретно - так поражает читателя и рассказчика (а может быть, и самого Бунина) в этом образе, который ставит в финале рассказа не точку, но многоточие... Говорят, ни один художник, писавший портрет великой княгини Елизаветы Федоровны, не оставался доволен своей работой. Красота - ослепительная в реальности - ускользала, когда ее пытались зафиксировать на холсте. А современники, знавшие княгиню лично, говорили, что в Европе есть только две красавицы - и обе Елизаветы: Елизавета Австрийская, супруга императора Франца-Иосифа, и Елизавета Федоровна, супруга великого князя Сергея Александровича, московского генерал-губернатора, брата императора Александра III. Может быть, потому гениальный Бунин не описывает ее лицо - глаза? губы? скулы? - что эта красота уловима только между строк, в самом духе образа, а попытаться передать ее словами - значит разбить ее?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

Мы знаем о подвиге юродства Василия блаженного, как он отказался от всего, что ищет человек на земле. «Люта зима, но сладок рай», — повторял он, ходя нагой и босой среди зимней Москвы и свидетельствуя, что рай действительно сладок. А в Марфо-Мариинской обители подвизался преподобноисповедник Сергий (Сребрянский) ? духовник преподобномученицы Великой княгини Елизаветы. Вся жизнь его была под покровом Божией Матери. Начал служить, сразу после рукоположения, в храме Покрова города Орла. Когда был призван Великой Княгиней Елизаветой в Марфо-Мариинскую обитель, то снова оказался в Покровском храме. А закончил свое земное служение в храме Покрова села Владычне, куда был выслан после долгого пребывания в концлагере. Под покровом Божией Матери была жизнь всех сестер Марфо-Мариинской обители, многие из которых должны быть прославлены в сонме новых мучеников и исповедников Российских. В материалах обители есть рассказ матушки Любови о том, как накануне праздника Покрова, когда начинались жестокие гонения на Церковь, явилась ей Божия Матерь и сказала: «Если не покаетесь, строго накажу». Это Она говорит людям, которые, от всего отказавшись, избрали путь Креста Христова! Глубина покаяния неизмерима ? требуется приобщение смирению святых до конца, чтобы открылся светоносный Покров Божией Матери, и они могли встать рядом с Нею и апостолом Иоанном Богословом у Креста Христова. В Московской Духовной Академии главный храм — Покрова. В напоминание о том, как обретается истинное богословие. Святитель Филарет Московский когда-то говорил в этом храме, что мы спасаемся не многой ученостью, не многим временем и не многими трудами. Хотя необходима ученость для постижения сокровищ премудрости и требуется много времени, для того чтобы мы восходили к подлинному пониманию глубин жизни. И не многими трудами мы спасаемся, хотя труды у нас должны быть постоянными, каждодневными. Но спасаемся мы, говорит он, напоминая слово Божие, многими скорбями. И можно добавить: многим заступничеством Божией Матери. Потому что где самая великая скорбь ? там Она ближе всего, там тайна Воплощения Божия. Ради спасения всех пришел Господь в наш скорбный мир. Это означает Ее светоносный Покров.

http://moral.ru/pokrov/

И в молодости, и в преклонные лета отец Тихон отличался жаждой знаний. Он успешно учился в университете и был в то же время вольнослушателем Московской Духовной Академии 3 : писал работы на богословские темы, изучал церковную историю, апологетику, экзегетику. Его дневник тех времен изобилует богословскими размышлениями – след раздумий над академическими сочинениями. Углубление в богословие не мешало ему основательно заниматься естественнонаучными дисциплинами. Каждое лето он отправлялся в научные экспедиции и изучал особенности почв засушливых областей Казахстана. Все студенческие годы, несмотря на периодически прокатывающиеся волны репрессий, Тихон был усердным прихожанином московских храмов. Живя в общежитии на Балчуге 4 , он был ночным сторожем и пономарем сначала Марфо-Мариинской обители 5 , затем храма Благовещения Пресвятой Богородицы, что в Пыжах, на Большой Ордынке. Жизнь отца Тихона в эти годы частично отображена в его дневнике, причем в большей степени он пишет о своей внутренней жизни, и из этих записей мы узнаем о становлении христианина, готового к исповедничеству. О внешних же событиях сказано мало, ибо многого автор не мог доверить своей тетради. В такое непредсказуемое, тревожное время он старался не называть имена людей, с которыми его связывали узы духовного родства. Среди них – епископы, иереи разных московских храмов, сестры Марфо-Мариинской обители, близкие Великой княгини Елизаветы Феодоровны, которую отец Тихон трепетно почитал. «По воспоминаниям матери Надежды, последней монахини обители, Елизавета Феодоровна была особенной молитвенницей: стояла на молитве, как изваяние, не шелохнувшись. Часто видели ее во время службы в слезах. Она потом устроила подземный храм, посвященный Небесным Силам бесплотным, прямо под алтарем, и во время литургии ходила туда, чтобы ее не видели» 6 . Сестры обители, жившие напряженной жизнью, чувствовали себя единой семьей. И когда на Пасху 1918 года Великую княгиню, их матушку, забрали красноармейцы и увезли в Сибирь, где и замучили, обитель осиротела. Впрочем, благодаря их неустанным трудам и по молитвам великих праведников обитель простояла еще около десяти лет. Когда почти все монастыри России уже были сметены с лица земли, стены разрушены, а сестры расстреляны, Марфо-Мариинская обитель еще существовала в качестве женской трудовой общины. Но весной 1926 года закрыли и ее. Духовный наставник

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма — Марфо-Мариинский и Покровский, больница, впоследствии считавшаяся лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом. 10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность. 9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон по чину, разработанному Святейшим Синодом, посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве. На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир.., но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих». В Марфо-Мариинской обители великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление? Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность». С начала первой мировой войны великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма — Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом. 10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность. 9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов; + 1934) по чину, разработанному Святейшим Синодом, посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве. На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: « Я оставляю блестящий мир …но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих ». В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты ; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность». Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной Введенской пустыни, других монастырей она ничего не предпринимала. За полное послушание старцу она получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.

http://pravmir.ru/svyataya-prepodobnomuc...

Восточная часть здания, обращенная к улице, наиболее выразительна и пластична Удивительная каменная резьба придает стенам храма легкость и воздушность Легкие арочные входы обрамляют железные двери Каменные цветочные узоры гармонируют с живыми цветами У северной стены храма стоит памятник основательнице обители работы известного скульптора, народного художника России Вячеслава Клыкова, установленный в 1990 г. На пьедестале высечены слова автора: «Великой Княгине Елизавете Феодоровне с покаянием» У подножия памятника всегда горит неугасимая лампада и лежит букет белых цветов. Проходящие мимо кланяются Матушке Елисавете Феодоровне C западной стороны храм венчают две звонницы, выделенные широкими арочными проемами и главками. Купол храма был крыт красной медью. 12 колоколов были настроены под знаменитые Ростовские звоны …и Павла Корина Полотно «Путь ко Христу» было сделано Нестеровым на медных листах В престолы обоих храмов вложены частицы мощей святителя Алексия Московского, праведной Елисаветы, матери Иоанна Крестителя, и преподобного Иоанна Лествичника Возрождение Марфо-Мариинской обители началось в 1992 году В советское время, с 1929 года в обители размещался клуб Санпросвета. Фрески Нестерова закрасили, а в алтаре, на месте престола, водрузили огромную статую Сталина Но росписи храма все-таки сохранились, возможно, благодаря тому, что с 1944 года в обители располагался Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И.Э. Грабаря Хотя возрождение обители началось в 1992 году, ключи от Собора были возвращены церкви только в 2006 Росписи храма поражают не только своей красотой и удивительным мастерством Воздушность и необычайное «свечение» придает внутреннему убранству храма именно то, что росписи не доминируют, они размещены «точечно» — вязь над арками, крест в центре свода, ангел на колонне Рака с частицей мощей прпмц. Елизаветы Федоровны В храме расположены ящики для пожертвований на благотворительные дела Мозаичный лик Спасителя Старинная усадьба на Ордынке всегда славилась своим садом. Обустраивая Обитель, Елисавета Феодоровна сама принимала участие в посадках. Она любила цветы и умела за ними ухаживать. Судя по архивным фотографиям, в саду больше всего было белых цветов. Этими-то фотоснимками и руководствовались архитекторы, приступая к воссозданию ландшафта

http://pravmir.ru/fotoekskursiya-po-marf...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010