Елагин Сергей Иванович (1824–1868), военный историк, капитан 1-го ранга (1866). Служил на Балтийском флоте, с 1850 был прикомандирован к К-ту по пересмотру Морских уставов, правитель канцелярии Морского ученого к-та (с 1854); Елагина Анна Ильинична (1882–1942), преподавательница московской женской гимназии Н. П. Хвостовой, жена М. С. Елагина; Елеонская Елена Николаевна (1873–1951), этнограф и фольклорист, преподаватель МВЖК, секретарь фольклорной комиссии ОЛЕАЭ; Елизавета Петровна (1709–1761), российская императрица с 1741; Елизавета Федоровна (Елизавета Александра-Луиза Алиса) (1864–1918) великая княгиня, благотворительница. Дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV, сестра императрицы Александры Федоровны, супруга великого князя Сергея Александровича (с 1884). В 1892 основала и возглавила Елизаветенское благотворительное об-во, с 1895 председательница московского Дамского благотворительно-тюремного к-та и др. благотворительных учреждений. После гибели мужа приняла монашество, в 1909 основала Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия в Москве (в 1910–1918 ее настоятельница). В апреле 1918 арестована, вместе с членами бывшей императорской фамилии доставлена в г. Алапаевск, казнена в ночь с 17 на 18.07.1918 (заживо сброшена в шахту рудника). Канонизирована РПЗЦ (1981) и РПЦ (1992); Елистратов Аркадий Иванович (1873–1955), юрист, магистр (1906), доктор (1909) полицейского права. Профессор юридического ф-та (1910–1918), проректор (1910–1913) М. у., позже действ. член Ин-та советского права, профессор ФОН (1922–1925), ф-та советского права (1925–1930) МГУ; Елов, владелец магазина; Ермолова Мария Николаевна (1853–1928), актриса Малого театра, народная артистка Республики (1920); Ефремов Иван Николаевич (1866–1945), государственный и общественный деятель, депутат I, III, IV Государственных дум, один из создателей и лидеров партии мирного обновления, председатель фракции прогрессистов в III и IV Государственных думах. Министр юстиции (10–24.07.1917) и министр государственного призрения (24.07–24.09.1917), с 24.09.1917 чрезвычайный посланник и полномочный представитель Временного прав-ва в Швейцарии. С 1925 жил в Париже, читал лекции по вопросам международных отношений на юридическом ф-те Сорбонны, в Гаагской академии международного права и во Франко-русском ин-те социальных и политических наук. Организатор Союза Возрождения России. Один из учредителей Международной дипломатической академии в Париже. Председатель К-та помощи русским писателям и ученым во Франции (с 1925);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Священнослужители 20 епархий прошли в Москве стажировку по пастырским вопросам социального служения 9 сентября 2015 г. 17:32 После завершения основной программы V Общецерковного съезда по социальному служению  22 участника съезда — руководители епархиальных социальных отделов и их помощники — прошли в Москве дополнительную обучающую программу, посвященную пастырским вопросам социального служения. Целью стажировки было знакомство с успешно действующими московскими социальными проектами, а также обмен опытом пастырского окормления подопечных. Среди участников были священнослужители из России, Белоруссии, Казахстана и Литвы. 3 сентября после пленарного заседания под председательством Святейшего Патриарха Кирилла участники пастырской стажировки посетили Марфо-Мариинскую обитель милосердия . Гости познакомились с православной службой добровольцев «Милосердие», группой работы с просителями, медицинским центром, детской выездной паллиативной службой и службой помощи больным БАС. Участники стажировки обсудили со священниками, окормляющими подопечных этих проектов, роль пастыря и духовника в социальной работе. В этот же день состоялась встреча участников пастырского семинара с председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном . В ходе беседы были затронуты сложные вопросы, возникающие в пастырской практике священников, занимающихся социальным служением. 4 сентября участники стажировки встретились с руководителем Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности епископом Каменским и Алапаевским Мефодием . На встрече обсуждались пастырские вопросы окормления наркозависимых и их родственников, а также развитие межъепархиального сотрудничества в сфере профилактики наркомании. С 3 по 7 сентября участники стажировки побывали в детском доме для детей-инвалидов 15 и детском доме для слепоглухих в Сергиевом Посаде, в Российской детской клинической больнице (РДКБ), познакомились с работой Синодального отдела по благотворительности. Также они посетили кризисный центр для женщин «Дом для мамы» и низкопороговый центр помощи бездомным «Ангар спасения» — проекты православной службы помощи «Милосердие».

http://patriarchia.ru/db/text/4214699.ht...

Сёстры и настоятельница в обители носили особые одежды, схожие с монашескими и удобные для ухода за больными. В воскресные и праздничные дни они надевали одежды белого цвета, а для работы носили серое платье, скроенное по подобию рясы. На рукавах носились белые манжеты. Крестовые сёстры надевали на голову белые апостольники монашеского покроя, на шее на белой ленте носили кипарисовый крест с изображением Нерукотворного образа Спасителя, Покрова Божией Матери и святых жён Марфы и Марии и с надписью: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всем умом твоим, и всею крепостью твоею; возлюбиши ближнего своего, яко сам себе». Одежда настоятельницы от одежды крестовых сестёр не отличалась ничем. Только великая княгиня носила свой кипарисовый крест не на белой ленте, а на деревянной цепочке. Сёстры обители строго соблюдали все посты, то есть четыре поста в год. Они несли самые разные послушания: церковное, медицинское, просфорное, аптечное, рукодельное, по хозяйству, по закупке материалов, школьное, по уборке помещений и прочие. Под руководством настоятельницы и опытных врачей все сёстры получали элементарные медицинские знания. Эти сведения им были необходимы при посещении квартир и углов бедняков, чтобы можно было оказать первую медицинскую помощь. Те сёстры, которые работали в госпитале, проходили более глубокую медицинскую подготовку. Хирургическая больница Марфо-Мариинской обители, которой руководил доктор медицины А.И. Никитин, считалась в ту пору образцовой во всей Москве. Елизавета Феодоровна пригласила сюда лучших специалистов города. В обитель со всех московских госпиталей направляли самых тяжёлых больных. За ними ухаживала настоятельница, келья которой выходила в главную палату. Результаты ухода и методы лечения изумляли авторитетных докторов, воочию убеждавшихся, что под присмотром матушки Елизаветы выздоравливали самые безнадёжные больные. Известные хирурги города просили великую княгиню помогать им в других госпиталях при совершении трудных операций. Она помогала им с удивительным спокойствием и вниманием, поборов в себе естественный для человека страх и отвращение перед ранами и кровью. Подвижница руководствовалась сознанием того, что она приносит помощь человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но бабушка умерла. И остались дома несколько книжек конца прошлого века, лампадка, да простенькие иконки. И то, не по необходимости, а скорее как память. Только лет пять назад, на Дальнем Востоке, я случайно узнала, что бабушка была не единственным верующим человеком в нашей семье. Разбирая свой походный рюкзачок, в одном из кармашков наткнулась я на туго скрученный, обтрепанный по краям рулончик бумаги. Осторожно развернув его, я увидела выцветшие строчки, написанные маминой рукой. Это был 90-й псалом " Живый в помощи " - оберегающая молитва отъезжающим, путешествующим. Сколько лет я провозила с собой этот крохотный сверточек, даже и не подозревая, что езжу с молитвой. И не он ли отводил от меня беды и несчастья, и дорога всегда была легкой и удачной? С Белгородского вокзала наша группа из десяти человек загрузилась в маршрутное такси и отправилась прямиком в село Зимовеньки в Марфо-Мариинскую обитель. Мои страхи о составе группы развеялись еще в поезде. В основном это были московские девчонки после диплома или студентки. Самой младшей шестнадцать, самой старшей чуть за сорок. Оказалось, что большинство едет по объявлению, из любопытства. Были в группе и некрещеные, и такие же " верующие " как и я. Водитель маршрутки всю дорогу одолевал нас вопросами. Видимо, никак у него не вязался вид нашей веселой компании и пункт назначения. А тут еще на подъезде к монастырю мотор стал стучать, а как довез до ворот, так и совсем сломался. Ходит он вокруг машины и расстраивается: " Надо, - говорит, - машину загнать и мотор посмотреть, а то как обратно ехать? " А мы обступили его и говорим: " А может, уже и не надо никуда ехать, может, вы уже приехали и ваше место здесь? " Такое у него лицо сразу стало, будто его сейчас удар хватит. Но когда мы входили в монастырские ворота, похоже, что и кое у кого из наших такие же лица были. Отец Александр в этот день уезжал. Как раз на две недели. И очень сокрушался, что не получится с нами пообщаться. Я опять удивилась тому, как не совпадают картины, нарисованные моим воображением, с реальностью.

http://foma.ru/dve-nedeli-v-monastyire.h...

Кучмаева И .К. Жизнь и подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны. М., 2004 Отблеск Нетварного света: Материалы VI юбилейных Свято-Елизаветинских чтений, посвященных 140-й годовщине со дня рождения великой княгини преподобномученицы Елизаветы Феодоровны: 1 ноября 2004 года. М., 2005 Максимова Л. Б. «Я принадлежу Москве…»//Московский журнал. 1991. 2. С. 47–54 Марфо-Мариинская обитель милосердия. 1909–2009: К 100-летию создания обители. М., 2009 Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1996 Миллер Л. Святая мученица Российская великая княгиня Елизавета Федоровна. М., 2006 Паломничество великой княгини Елисаветы Феодоровны в Вологодскую и Архангельскую губернии в 1912–1913 гг. Нижний Новгород, 2011 Паломничество великой княгини Елисаветы Феодоровны в Орловскую и Калужскую губернии в 1899–1916 гг. Нижний Новгород, 2012 Паломничество великой княгини Елисаветы Феодоровны в Тверскую губернию на прославление св. блгв. княгини Анны Кашинской в 1909 г. Нижний Новгород, 2011 Письма преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны. М., 2011 Серафим (Кузнецов), игум. Мученики христианского долга. Пекин, 1920   УДК ББК Аннотация. Настоящая публикация документов посвящена отдельным фактам биографии великой княгини Елизаветы Федоровны. Впервые вводятся в научный оборот источники из фонда Московского охранного отделения, хранящегося в ГА РФ, освещающие не только организацию охраны, но и повседневную жизнь, духовное служение, обширную подвижническую, паломническую и благотворительную деятельность одной из наиболее ярких представительниц Дома Романовых последних лет его существования. Публикация включает доклады и докладные записки, донесения, сведения чиновников Московского охранного отделения, начальников губернских жандармских управлений, адресованных руководству и в Департамент полиции, телефонные депеши, телеграммы, маршруты поездок и переписку о великой княгине Елизавете Федоровне, а также дневники наружного наблюдения. Документы охватывают период с конца 1909 по начало 1917 г. Ключевые слова: великая княгиня Елизавета Федоровна, паломнические поездки, благотворительная деятельности, доклады, донесения Московского охранного отделения.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

Фестиваль хорового пения В центральных московских парках пройдет Фестиваль хорового пения. Празднично зазвонят колокола передвижных звонниц — так откроет свою часть фестивальной программы «Школа звонарей». На передвижных звонницах пройдут мастер-классы и показательные выступления в парках: «Красная Пресня», «Сад Баумана», «Сокольники», «Измайлово», «Лианозовский». Расписание выступлений Фестиваля хорового пения: Парк «Красная Пресня» Парк «Измайлово» Парк «Сокольники» Парк им. Н. Баумана Парк «Лианозово» Кинотеатры C 6 по 12 мая в сети городских кинотеатров «МосКино» пройдет Пасхальная неделя, в рамках которой жители Москвы смогут увидеть фильмы и спектакли культурно-исторической и православной тематики: «Андрей Рублев» А. Тарковского, «Остров» П. Лунгина, «Поп» В. Хотиненко и многие другие — всего пройдет более 40 показов. Вход на все мероприятия бесплатный. Праздник благотворительности «Белый цветок» 12 мая на улице Кузнецкий мост в центре Москвы состоится праздник благотворительности «Белый цветок», организатором которого выступает Православная служба помощи «Милосердие». Главным событием праздника станет благотворительная ярмарка. Все собранные во время акции средства пойдут на уход за детьми, тяжелобольными людьми, инвалидами и обеспечение патронажной работы сестер службы «Милосердие». Всем желающим принять участие в ярмарке предлагается приносить свои поделки, сувениры и игрушки, которые могут быть изготовлены любым способом — вышиты, связаны, сплетены, сделаны из войлока, нарисованы на стекле и т.д. Приносить поделки и сувениры для ярмарки можно каждый день с 10.00 до 20.00 по адресу: ул. Большая Ордынка, 34 (Марфо-Мариинская обитель). Сбор поделок для ярмарки будет продолжаться до 10 мая. Новости акции размещаются на сайте Милосердие.ru и на сайте праздника www.flower.miloserdie.ru . По всем вопросам участия в ярмарке можно обращаться по телефону (495) 912-29-05. Акция «Дари радость на Пасху» Дарить подарки сестры милосердия, священники и добровольцы начнут на Пасху, 5 мая.

http://patriarchia.ru/db/text/1326738.ht...

Спасибо : Собрали в школу детей, оказавшихся в трудной ситуации. В рамках акции «Собери рюкзак добра!» было собрано 1381953 рубля. В августе и сентябре ее проводила московская Марфо-Мариинская обитель милосердия в поддержку своих подопечных. Благодаря участию в акции огромного количества неравнодушных людей, в том числе и читателей журнала «Фома», дети-сироты и ребята из семей, оказавшихся в трудной ситуации, были обеспечены всем необходимым к школе. Для них приобрели удобные рюкзаки, канцелярские товары, наборы для творчества и красивую школьную форму.Спасибо! Фото. - С.38. 2. Поможем Милане восстановиться после травмы. 19-летняя Милана Беляева живет в небольшом поселке под Рязанью. С самого детства она с любовью относилась к животным и всегда хотела выучиться на ветеринара, собиралась после 9-го класса пойти в колледж. Но несколько лет назад, по нелепой случайности, она выпала из окна. День окончания школы Милана встречала в больнице. Из-за тяжелых травм девушка потеряла возможность нормально двигаться и теперь прикована к инвалидному креслу. Однако от своего желания стать ветеринаром она не отступилась! Ее мама говорит, что Мила старается не унывать и по-прежнему полна надежд и стремлений. В 2020 году Милана начала ездить на курсы реабилитации. И сейчас она может сама управлять инвалидным креслом, есть, чистить зубы и расчесывать волосы, а еще старается рисовать. Мила красивая, улыбчивая и общительная девушка. Глядя на ее фотографии сейчас, трудно представить, что когда-то врачи хотели признать ее безнадежно больным человеком. Но мама продолжает верить, что дочка сможет восстановиться, и пытается найти возможности для ее дальнейшей реабилитации. Недавно женщина обратилась за помощью в фонд «Мои друзья». Его команда открыла сбор средств для Миланы. Как помочь : Номер с текстом для отправления СМС. Также можно сделать онлайн-перевод с банковской карты на сайте фонда «Мои друзья»: my-friends.ru/campaign/milana-beljaeva/, QR-koд. Фото. - С.39. 3. Поможем отремонтировать зал для детской творческой студии при храме.

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-247...

В зависимости от возраста, профессии, жизненного опыта, состояния здоровья и прочих обстоятельств каждый мирянин способен понести разный объем нагрузки, связанной с социальной церковной работой. Исходя из этого, сложились разные организационные формы участия мирян в церковной социальной деятельности: 1. Штатный сотрудник церковного социального учреждения (детского дома, приюта, богадельни, благотворительной столовой и т.д.). Для него церковная социальная работа является основным родом профессиональной деятельности. Пастырское попечение о таком сотруднике – сфера ответственности духовников церковных социальных учреждений. 2. Епархиальный социальный работник. 3. Социальный работник в благочинии. 4. Приходской социальный работник – координатор социальной работы на приходе, состоит в штатном расписании прихода, получает заработную плату из приходского бюджета, являясь при этом активным членом той церковной общины, социальную работу которой координирует. В своей работе подчиняется настоятелю и подотчетен приходскому собранию. 5. Сестра милосердия. Сестринское служение – особый вид участия мирянок в церковной диаконии, сформировавшийся еще до революции 1917 года. Примером православного сестричества милосердия может считаться дореволюционная московская Марфо-Мариинская обитель. Существующие сегодня сестричества руководствуются различными уставами. Можно сказать, что сестричества – это приходские объединения женщин, желающих в той или иной мере посвятить себя служению милосердия, руководимые духовником сестричества, обычно имеющие устав и специальный чин посвящения в сестры. Сестра милосердия может нести свое служение в свободное от основной, светской или церковной, работы время, или же находиться в штате церковного социального или медицинского учреждения. Обычно это служение носит характер регулярных, долговременных обязанностей. 6. Доброволец (волонтер), член приходского сестричества или братства. Волонтером является человек, в свободное время принимающий на безвозмездной основе личное участие в социальной церковной деятельности. Для выполнения добровольческой работы от волонтера часто не требуется специальной квалификации, однако для некоторых видов церковно-социальной деятельности волонтеры проходят специальное обучение. Желательно, чтобы поле добровольческой деятельности максимально отражало личные предпочтения и способности волонтера.

http://religare.ru/2_81742.html

Тогда мы три месяца пробыли в России, встретились со всеми нашими родственниками и очень полюбили эту страну. Я хорошо помню ту поездку: мы прилетели в Шереметьево, я вышел из самолета, смотрю на русские березы и чувствую, что приехал домой. Это было свое, родное, но в то же время что-то новое. После этого мы старались всей семьей приезжать в Россию каждые три-четыре года. Конечно, было страшновато: 90-е все-таки. Но больше всего боялись наши русские родственники: они просили нас не говорить, что мы из Америки, потому что их могли потом ограбить. Наши Церкви не были тогда в каноническом общении, и мы не могли ходить в храмы Московского Патриархата - это было очень болезненно. Папа потом рассказывал, что в один момент в его сознании все перевернулось: в начале 90-х годов Марфо-Мариинская обитель принадлежала Зарубежной Церкви, Московский Патриархат старался ее вернуть. Мой отец был там во время забастовок, когда клирики Зарубежной Церкви стояли перед воротами и не пускали никого. Папа смотрел на все это и думал: это ведь одни и те же, наши люди - и священники, и прихожане! И когда в 2007 году наши Церкви воссоединились, он был по-настоящему счастлив. - Святые места в России посещали? - Я был в Троице-Сергиевой Лавре, Дивеево, полтора месяца подвизался на Валааме. Валаам - одно из самых ярких моих воспоминаний: я туда поехал в переломный момент жизни, хотел молиться так, чтобы Господь показал, куда идти. Все время, проведенное там, я каждый день ходил на службы, работал на кухне. До сих пор вспоминаю это место и это время с большой любовью, возвратился бы с удовольствием - и опять же зимой, когда мало туристов. - Как Вы познакомились со своей женой? - Анастасия из Беларуси, тоже регент, дочь священника, окончила Минскую консерваторию. У нас были общие друзья в музыкальной среде, и один из них решил, что мы во многом схожи и нас надо познакомить друг с другом. Встретились мы в Санкт-Петербурге, и сразу стало понятно, что наш друг оказался прав. Через несколько месяцев мы решили пожениться, свадьба была в ее родном городе Витебске.

http://ruskline.ru/opp/2019/sentyabr/18/...

Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу. Всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе Марфо-Мариинского женского монастыря на Святой Горе Грабарке 19 августа 2012 г. 03:32 Вечером 18 августа 2012 года, накануне праздника Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва прибыли в Марфо-Мариинскую обитель на святой горе Грабарке. У стен соборного храма в честь Преображения Господня Предстоятели Русской и Польской Православных Церквей совершили всенощное бдение. Фото: С. Власов Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу. Всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе Марфо-Мариинского женского монастыря на Святой Горе Грабарке» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу. Всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе Марфо-Мариинского женского монастыря на Святой Горе Грабарке» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу. Всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе Марфо-Мариинского женского монастыря на Святой Горе Грабарке» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу. Всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе Марфо-Мариинского женского монастыря на Святой Горе Грабарке» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу. Всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе Марфо-Мариинского женского монастыря на Святой Горе Грабарке» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу. Всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе Марфо-Мариинского женского монастыря на Святой Горе Грабарке» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу. Всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе Марфо-Мариинского женского монастыря на Святой Горе Грабарке» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу. Всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе Марфо-Мариинского женского монастыря на Святой Горе Грабарке» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу. Всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе Марфо-Мариинского женского монастыря на Святой Горе Грабарке»

http://patriarchia.ru/db/text/2414361.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010