К приведенной цитате требуются некоторые пояснения. Варви – это, очевидно, искажение русского имени «Варя». Кстати, Л. Миллер считает, что родные Елизаветы Федоровны хорошо знали сестру Варвару и называли ее Варей . Вера Услова же не встречается среди известных нам сестер Марфо-Мариинской обители милосердия. Автор не ссылается на источник, откуда взяты эти сведения, поэтому считаем, что данная версия не находит документального подтверждения и не может рассматриваться в качестве серьезного аргумента. Описывая внешний вид Варвары (Яковлевой), вне всякого сомнения, автор использовал групповую фотографию 1914 г. великой княгини Елизаветы Федоровны и двух сестер милосердия среди раненых воинов, которая помещена в его книге . Эта фотография хранится в Саутгемптонском университете в Англии. Кстати, такая же фотография висит на стене в одной из комнат Марфо-Мариинской обители. Недавно она была опубликована в книгах Л. Куликовой и игумена Дамаскина (Орловского) . Нужно отметить, что до этого времени единственной прижизненной фотографией Варвары (Яковлевой) считалось фото 1913 г., впервые напечатанное в зарубежном издании в 1995 г Фотография 1913 г., на которой изображена пожилая женщина в монашеском одеянии, послужила основанием для определения возраста инокини Варвары. Считалось, что она родилась около 1850 г., т. е. в 1918 г. ей должно было исполниться 68–70 лет. В настоящее время более достоверной считается фото 1914 г. В каком году родилась Варвара? Откуда она родом и из какой семьи? Отчасти ответы на эти вопросы могут дать документы, обнаруженные среди материалов органов полицейского сыска в ГА РФ . Речь идет, прежде всего, о материалах Московского охранного отделения (ф. 63). Последнее, как известно, было создано в Москве в 1880 г. для обеспечения общественной безопасности и порядка в Москве. Действовало оно под началом московского градоначальника вплоть до февраля 1917 г. Московская охранка отвечала и за безопасность царствующих особ во время их пребывания в Москве. Поэтому в поле зрения охранного отделения вошла и основанная великой княгиней Елизаветой Федоровной Марфо-Мариинская обитель милосердия.

http://sedmitza.ru/lib/text/8883185/

  6 августа 1914 г. Ее Императорское Высочество великая княгиня Елисавета Феодоровна в 9 час[ов] утра вышла в Покровский храм обители за обедню. По окончании обедни в 10 час[ов] 30 мин[ут] ушла в покои. В 5 час[ов] вечера изволил посетить Его Императорское Величество государь император с Августейшим семейством Марфо-Мариинскую обитель, через 40 мин[ут] отбыл в Кремль благополучно. В течение дня по охране все благополучно. Мордвинов, Семенова.   2 декабря 1914 г. Ее Императорское Высочество великая княгиня Елисавета Феодоровна в 9 час[ов] утра выехала из обители на Александровский вокзал. В 5 час[ов] дня изволила прибыть в обитель с Ее Императорским Величеством государыней императрицей Александрой Феодоровной. По прибытии в обитель прошли в больничный храм, где прослушали молебен. По окончании молебна посетили больничный лазарет. В 6 час[ов] 10 мин[ут] вечера изволили выехать в Николаевский дворец в Кремле. В течение дня по охране все благополучно. Мордвинов, Семенова.   3 декабря 1914 г. Ее Императорское Высочество великая княгиня Елисавета Феодоровна в 8 час[ов] 40 мин[ут] утра вышла в больничный храм обители к обедне. По окончании обедни в 9 час[ов] 20 мин[ут] утра вернулась в покои. В 9 час[ов] 30 мин[ут] утра выехала из обители в Кремль. В 5 час[ов] 20 мин[ут] вечера изволили прибыть в обитель с Ее Императорским Величеством государыней императрицей Александрой Феодоровной, где изволили пробыть 1 час 10 мин[ут]. Изволили выехать по направлению к Серпуховской площади. В 10 час[ов] 20 мин[ут] вечера изволили [прибыть] на Александровский вокзал. По выходе из автомобиля подошла [к] выстроившимся в подъезде солдатам слабосильной команды, поздоровалась и подошла к офицеру команды, с которым беседовала 5 минут, и подала ему руку, и поклонилась, и пошла в парадные комнаты. А великая княгиня вернулась в автомобиле в обитель. В течение дня по охране все благополучно. Мордвинов, Семенова.   15 февраля 1915 г. Ее Императорское Высочество великая княгиня Елисавета Феодоровна в 9 час[ов] утра выехала из обители в автомобиле на освящение нового кладбища в селе В 1 час 45 мин[ут] дня возвратилась в обитель. В 7 час[ов] вечера вышла в Покровский храм обители, где слушала религиозную беседу, прочитанную священником Смирновым. По окончании беседы в 8 час[ов] 15 мин[ут] вечера вернулась в покои. В течение дня по охране благополучно. Мордвинов, Семенова.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

Наш день Хмурое субботнее утро. Жду на остановке автобус, и неожиданно звонит подруга Лина, которую мне сейчас почему-то ну никак не хочется выслушивать. Вернее, причину нехотения знаю точно: Лина снова в депрессии, снова будет поток сознания, надо чтобы я срочно отправилась разгонять грусть – например, присоединилась вместе с ней к шопингу. 22 апреля, 2010 Хмурое субботнее утро. Жду на остановке автобус, и неожиданно звонит подруга Лина, которую мне сейчас почему-то ну никак не хочется выслушивать. Вернее, причину нехотения знаю точно: Лина снова в депрессии, снова будет поток сознания, надо чтобы я срочно отправилась разгонять грусть – например, присоединилась вместе с ней к шопингу. В Москве  стартовала миссионерская акция , посвященная дню памяти жен-мироносиц, организованная  Комиссий по делам молодежи при Епархиальном совете города Москвы и Марфо-Мариинской обителью милосердия. Акция продлится всю неделю – православные активисты будут поздравлять девушек и женщин на улицах города, у станций метро, храмов, в социальных учреждениях, а  так же в московских вузах – РГМУ и МГПУ. Наш день В обитель Хмурое субботнее утро. Жду на остановке автобус, и неожиданно звонит подруга Лина, которую мне сейчас почему-то ну никак не хочется выслушивать. Вернее, причину нехотения знаю точно: Лина снова в депрессии, снова будет поток сознания, надо чтобы я срочно отправилась разгонять грусть – например, присоединилась вместе с ней к шопингу. Так и есть. Лина, наконец, заканчивает свой гневный спич о том, как несправедлива к ней жизнь фразой: — Поехали в Мегу! — Слушай, извини, но сегодня никак. Я работаю, еду по делам. — И как называются дела? А когда освободишься? — Я еду в Марфо-Мариинскую обитель, – сухо отвечаю я.  — Хочешь – поехали со мной. Это продуманный ход, чтобы Лина, наконец, отстала — конечно, она со мной не поедет: подруга на дух не переносит ничего, что связано с церковной жизнью. На другом конце трубки замолкают. — Хм. Сейчас мне – хоть в окопы. В обитель, так в обитель.

http://pravmir.ru/nash-den/

Синодальный отдел по церковной благотворительности проводит сбор рождественских подарков для нуждающихся детей Москвы и российских регионов 13 декабря 2010 г. 12:34 В Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви начался сбор рождественских подарков для нуждающихся детей. Центром сбора подарков стала Марфо-Мариинская обитель милосердия . Ежедневно с 8.00 до 20.30 по адресу: ул. Большая Ордынка, 34 принимаются: В сортировке и распределении подарков примут участие сестры милосердия и православные добровольцы. Сбор подарков продлится до 31 декабря. «Каждый год православные добровольцы поздравляют детей-сирот, больных, одиноких людей в больницах, детских домах и других социальных учреждениях Москвы, — рассказывает заместитель председателя Синодального отдела по благотворительности Марина Васильева. — В этом году подарки будут собраны для нуждающихся не только Москвы, но и других регионов. К нам обратились представители Православного центра духовного возрождения города Тулы, которые попросили передать их подопечным подарки». Православный центр духовного возрождения города Тулы проводит ежегодные рождественские и пасхальные праздники для детей из многодетных семей, детских домов, детей-инвалидов. В Центре проходят праздничные концерты и чаепития, выездные акции, около тысячи детей получают подарки. По всем вопросам, касающимся сбора подарков, можно обращаться по телефону горячей линии Синодального отдела: +7 (495) 542-00-00. В начале XX века Марфо-Мариинская обитель прославилась трудами преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны, которая организовала в обители больницу, приют, бесплатную столовую. Сегодня в обители возрождается социальное служение. Обитель стала местом организации всероссийской ассоциации сестричеств. Каждый вторник сестры милосердия собираются на молебны об умножении любви, в которых часто принимает участие председатель Синодального отдела епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. После молебнов для всех желающих проходят беседы с епископом или известными московскими священниками. На базе медицинского центра, специализирующегося на оказании помощи детям с ДЦП, в обители появится центр, предназначенный для помощи ментальным инвалидам. Кроме того, в обители планируется проводить специальные богослужения для детей-инвалидов. Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному  служению /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1340595.ht...

С 1933 года до конца жизни Павел Корин проживал в Москве на Малой Пироговской улице, где находилась и его рабочая мастерская. В 1967 году, после кончины художника, в доме на Пироговской, 16 был создан Дом-музей художника (филиал ГТГ).      Жизнь в искусстве, творческий потенциал личности – одна из главных тем, волновавших П.Д. Корина, не случайно им создано так много портретов именно людей искусства. Сам он, блестящий живописец, глубокий знаток древнерусского искусства, тонко чувствовал и литературу, и музыку, понимая глубинные связи разных родов искусства. Характерна запись, сделанная Кориным после концерта Рахманинова в Московской консерватории: «Вчера вечером был на концерте Рахманинова в консерватории. Исполнялись “Утес” – фантазия для оркестра и концерт 2 для фортепиано с оркестром. Какая сила, какая широта и какая серьезность… Гений! Надо такую силу и такую широту в живописи». Рейтинг: 6.7 Голосов: 36 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Воспоминания П.Т. Кориной, жены художника П.Д. Корина, цит. по буклету выставки ГТГ «Спецпроект: Павел Корин. “Реквием”».  См. об этом: Монументальная живопись крипты//Марфо-Мариинская обитель и Реставрационный центр имени И.Э Грабаря. Страницы истории/Ред.-сост. А.А. Горматюк. В 3 т. Т. 1: Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия. М., 2012. С. 126–129. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Masha Klyayn 16 марта 2014, 21:09 Спасибо потрясающая живопись Павла Дмитриевича Корина всем знакома с детства по картинкам в школьных учебниках. Статья очень сильная и интересная. Дина 13 марта 2014, 08:19 Спасибо автору за статью и Анне за дополняющий комментарий. Для православие.ру скоро станет основным образовательным ресурсом, восполняющим лакуны в полученных раньше знаниях) татиана 12 марта 2014, 20:28 Спасибо автору, что расширил мое представление о живописи П.Корина. В советской школе нам рассказывали о нем как о портретисте, а здесь я увидела потрясающие работы православного художника, какой скорбный дух в картине " Русь уходящая " .

http://pravoslavie.ru/69117.html

После смерти мужа Елизавета Федоровна, полностью удалившись от светской и дворцовой жизни, разделила драгоценности на три части: первая была возвращена казне, вторая отдана ближайшим родственникам, третья пошла на благотворительность, и главным образом, на создание Марфо-Мариинской обители. Большой участок с роскошным садом княгиня приобрела на деньги от фамильных драгоценностей и от проданного особняка на Фонтанке в северной столице. «Обитель труда и милосердия» стала беспримерным явлением в истории православной Москвы. По замыслу основательницы, ее сестры совмещали молитву и рукоделие с помощью мирянам, а неимущие люди могли найти себе здесь и утешение, и реальную помощь, прежде всего квалифицированную   лечебную – хорошие московские врачи работали в местной бесплатной больнице, и на специальных курсах при обители, обучали сестер основам медицины. Особо они готовились ухаживать за смертельно больными, не утешая их надеждой на мнимое выздоровление, а помогая приготовить душу к переходу в Вечность. Кроме того, сестры милосердия служили в больнице при Обители, в детских приютах, лазаретах, помогали нуждающимся и бедным многодетным семьям – на это настоятельница собирала благотворительные пожертвования со всей России и никогда не отказывалась от помощи мирян. В обитель же принимались православные девушки и женщины от 21 до 45 лет. Сестры не давали монашеских обетов, не облачались в черное, могли выходить в мир, спокойно покинуть обители и выйти замуж (Павел Корин, трудившийся над росписью соборного храма обители, сам был женат на ее бывшей воспитаннице), а могли и постричься в монашество. Иногда считают, что св. Елизавета изначально хотела возродить древний институт диаконисс.   Духовные власти долго не могли примириться с такой оригинальной идеей обители, где главная цель заключалась в оказании практической помощи бедным мирянам. Замысел св. Елизаветы все-таки реализовался потому, что она была родной сестрой самой императрицы. Ее так и прозвали «высокой матушкой», имея в виду не только сан, но и рост княгини.

http://pravoslavie.ru/118.html

Первые 200 обедов для нуждающихся расфасовали в Марфо-Мариинской обители Москва, 18 декабря 2013 г. Уникальный благотворительный проект «Народный обед» стартовал в Москве. Его цель – помочь с продуктами самым уязвимым жителям столицы: многодетным семьям, одиноким старикам, семьям с детьми-инвалидами, сообщает сайт Московской епархии . «Уникальность проекта в том, что в нем участвуют не только российские производители и благотворительные организации, но и те, кто сам нуждается в помощи.– Говорит президент банка продовольствия «Фудбэнк Рус» Роман Златкин. – Первые 200 обедов фасовали инвалиды, которые являются подопечными службы «Милосердие». Для них это тоже возможность кому-то помочь». Только за один год организаторы проекта – православная служба помощи «Милосердие», Марфо-Мариинская обитель и банк продовольствия «Фудбэнк Рус» - рассчитывают обеспечить «народным обедом» более 250 тысяч человек. Ежедневно порцию «народного обеда» смогут получить около 700 человек. В будущем продуктовые наборы планируется также собирать и распространять среди нуждающихся в регионах. Первые порции «народных обедов» состоят из гречневой крупы, сушеных грибов и лука – продуктов, из которых каждому под силу приготовить полноценный обед. В будущем меню «народного обеда» планируется расширить. Себестоимость одной порции «народного обеда» – меньше 8 рублей. «ФудбэнкРус» закупает сертифицированную продукцию у российских производителей по минимальным ценам. Готовые продуктовые наборы служба помощи «Милосердие» уже начала распределять среди многодетных семей, инвалидов, одиноких стариков, семей с детьми-инвалидами, а также добровольческих организаций, которые кормят бездомных в Москве. В будущем продуктовые наборы планируется также собирать и распространять среди нуждающихся в регионах. Только в 2013 году служба помощи «Милосердие» и банк продовольствия «Фудбэнк Рус» обеспечили примерно 500 тысяч человек от Калининграда до Хабаровска гуманитарной помощью общим весом около 73 тысяч тонн. 18 декабря 2013 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/66805.html

Сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Маргарита Нелюбова в докладе «Опыт милосердия и диаконии в личности Елизаветы Федоровны»  подробнее рассказала о периоде, связанном с основанием Марфо-Мариинской обители. Обитель была основана в 1909 году, первые сестры давали обет послушания и нестяжания без пострига; в 1913 году в общине было 97 сестер. Особенность Марфо-Мариинской обители в том, что в ней уделялось большое внимание медицинскому и религиозному образованию сестер. Также важной была духовно-просветительская работа. Каждая сотрудница, даже когда покидала стены, поддерживала связь с общиной. Елизавета Федоровна создала «более расширенную модель» – просветительскую, медицинскую, с индивидуальной помощью. Как говорила сама княгиня, все виды помощи возникали сами собой, в ответ на нужды, с которыми приходили люди. Елизавета Федоровна мечтала превратить общину в обитель диаконис. Она считала важным восстановить чин диаконис по служению, по одежде, но без хиротесии. В дальнейшем Елизавету Федоровну упрекали в том, что она «в попытках восстановления чина диаконис» брала за основу немецкие лютеранские общины. «Тем не менее, ее идеи прижились в нашей стране, за два года обители появились в большинстве крупных городов», – подчеркнула докладчица. «Сама княгиня вела подвижническую жизнь, – отметила М.Нелюбова. – Спала мало, соблюдала посты. Лично ухаживала за больными, на которых врачи ставили крест». Говоря в целом о личности Елизаветы Федоровны, Маргарита Нелюбова отметила ее вовлеченность в благотворительные дела, ее «действие на опережение», ее организаторские качества, педантичность, чувство справедливости. «Она создала актуальную модель – для женщин, не готовых принять обеты, но желающих участвовать в благотворительной деятельности», – подытожила докладчица. В то же время М. Нелюбова предостерегла от «идеализации ее как идеальной личности» – как личность Елизавета Федоровна, по ее мнению, изучена мало. Жан-Франсуа Тири, Маргарита Нелюбова, Петр Гуменюк

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Именно таким «монастырем нового типа» стала Марфо-Мариинская обитель милосердия. Ее проект, представленный вел. кнг. Елизаветой Феодоровной в 1908 г., вызвал бурю сомнений в обществе. Многие указывали на обязательную необходимость монашеской принадлежности общины 232 . Великая княгиня «смотрела на свою обитель не просто как на общину сестер милосердия, в которой более строгий устав, близкий к монашеству, но как на новую церковную структуру, которая должна развиваться, расширяться, модернизироваться» С. 78—81]. Для этого она хотела возродить древний институт диаконис, существовавший в первые века христианства 233 . После утверждения Синодом Устава и особо составленного «Чина како приимати обет сестрам и настоятельнице Марфо-Мариинской обители Милосердия» в апреле 1910 г. состоялось торжественное принесение ее сестрами обета проводить жизнь по иноческому примеру в труде и молитве и совершать под руководством и покровительством Церкви дело служения ближним — бедным, темным и больным. Московский митр. Владимир возложил на сестер нагрудные кресты, а вел. кнг. Елизавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. По существу, создавалась монашеская обитель, полностью обращенная на служение людям — бедным, обездоленным и больным 234 . При ней в это время действовали больница для бедных женщин, дом для чахоточных женщин, воинский лазарет на 50 кроватей, амбулатория с бесплатной выдачей лекарств, две странноприимницы, трудовой приют и библиотека. В дальнейшем на их основе при общине был создан комплекс благотворительных учреждений. В 1909 г. Св. Синод принял особые Определения о привлечении монастырей к активной миссионерской деятельности. Акцент ставился на проповеди не только в храмах, но и в странноприимницах и под открытым небом с обязательной раздачей листков и брошюр религиозно-нравственного содержания. Все монашествующие призывались к повышению самообразования, изучению сравнительного богословия и сектоведения, обращая особое внимание на распространенные местные лжеучения. Св. Синод указал на необходимость устроения миссионерских курсов, съездов и школ (для монашествующих и мирян), большей эффективности благотворительной деятельности для чего требовались поиски новых организационных форм, а также придания ей миссионерского характера, усиление общей церковной дисциплины во всех монастырях и приведение монастырей в наилучшее соответствие нуждам и целям миссии. Рекомендовалось привлечение на службу миссии и ученого монашества С. 491].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Архив Пн Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский) 1 июля 2010 г. 12:06 Преподобноисповедник Сергий (Митрофан Васильевич Сребрянский) родился 1 августа 1870 г. в с. Трехсвятском Воронежского уезда Воронежской губернии в семье священника. Как и большинство детей священников в то время, Митрофан Сребрянский закончил духовную семинарию. Затем он поступил в Варшавский ветеринарный институт. В Варшаве Митрофан Васильевич познакомился со своей будущей супругой Ольгой Владимировной Исполатовской, дочерью священника. 29 января 1893 г. они обвенчались. В тот же период Митрофан Сребрянский решил вступить на поприще священнического служения. 2 марта 1893 г. он был рукоположен во диакона, а 20 марта 1894 г. — во пресвитера. После начала Русско-японской войны отец Митрофан вместе с 51-м драгунским Черниговским полком отправился на Дальний Восток. Во время служения в действующей армии отец Митрофан вел дневник, который печатался в журнале «Вестник военного духовенства», а затем вышел отдельной книгой. 15 марта 1905 г. отец Митрофан как опытный пастырь и духовник был назначен благочинным 61-й пехотной дивизии и в этой должности прослужил до окончания войны. За выдающиеся пастырские заслуги, проявленные во время войны, 12 октября 1906 г. он был возведен в сан протоиерея и награжден наперсным крестом на Георгиевской ленте. В 1908 г. великая княгиня Елизавета (ныне прославленная в лике святых) приняла проект отца Митрофана в основу устроения Марфо-Мариинской обители и пригласила его на место духовника и настоятеля храма в обители. Отец Митрофан подал прошение о переводе, и 17 сентября 1908 г. митрополит Московский Владимир (Богоявленский; впоследствии митрополит Киевский и Галицкий, прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских) назначил его настоятелем Покровской и Марфо-Мариинской церквей на Большой Ордынке. Несмотря на трудности и новизну предпринятого дела, обитель благословением Божиим, смирением и трудами настоятельницы, духовника обители отца Митрофана и сестер с успехом развивалась и расширялась. На поприще христианской деятельности великая княгиня Елизавета прослужила до мученического конца. Вместе с ней до самого закрытия обители трудился и отец Митрофан.

http://patriarchia.ru/db/text/1192084.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010