Беседа 12 «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак (и) употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» ( 1Тим. 4:1 – 5 ). Еретики, постоянно заблуждаясь, впадают в погибель. – Манихеи, энкратиты, маркиониты. – Когда идоложертвенное бывает нечисто. – Против корыстолюбцев 1. Как держащиеся веры утверждаются, как бы на некотором безопасном якоре, так напротив, те, которые отпали от веры, не могут ни на чем остановиться, но, постоянно блуждая туда и сюда, наконец впадают в бездну погибели. И это (апостол) уже показал, сказавши, что некоторые уже претерпели кораблекрушение в вере. И теперь говорит то же самое. «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителями учениям бесовским». О манихеях, энкратитах, маркионитах и обо всех сборищах говорит он это, – что в последние времена некоторые отступят от веры. Видишь ли, что вина всех последующих зол есть отступничество от веры? Но что значит: " ясно»? Очевидно, ясно, беспрекословно, так что вовсе не остается места сомнению. Не удивляйся, говорит он, если теперь отступившие от веры придерживаются иудейских заблуждений. Будет время, когда даже те, которые сделались причастниками веры, будут творить (дела) более достойные осуждения, подавая гибельные советы не только касательно пищи, но и касательно браков и всех тому подобных (предметов). Не об иудеях он говорит, – какое отношение к ним могут иметь выражения: «в последнее времена» и «отступят некоторые от веры»? – но о манихеях и их главных вождях. Он назвал их духами льстивыми, – и справедливо, потому что, побуждаемые этими последними, они проповедовали (такое учение). Что значит: «через лицемерие лжесловесников»? То, что они лживо проповедуют не по неведению и не потому, что не знают, напротив они знают истину, а притворяются лжецами, сожженных в совести своей, то есть будучи порочной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Благодать вам и мир, скажу словами апостола, от Бога Отца нашего (343) и Господа Иисуса Христа, Надежды нашей ( Гал.1:3 ), за Которого и ради Которого это гонение, скорбь и притеснение, удаление в пустыни и ссылка, заключения под стражею и мучения и все прочие ежедневные бедственные обстоятельства и события. Поэтому, возлюбленные братия мои, желая доставить какое-нибудь утешение за отсутствием смиренной нашей особы, мы посылаем вам это послание, извещая, что непрестанно воспоминаю о вас в смиренных молитвах наших ( Рим.1:9, 10 ), воспоминая и представляя себе каждого из вас, со слезами и воздыханиями воздевая руки к Богу, чтобы мы как приняли на себя подвиги за истину и [Col. 1132] вышли с одним духом и одной душою, как бы из гнезда, из наших священных мест подвижничества, так и пребывали до конца силою Господа, имея ту же веру, ту же любовь... единодушны и единомысленны ( Флп.2:2 ) и содержа учение истины, проповеданное и написанное перед глазами и в слух всей твари поднебесной, именно: поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу, преславной и блаженной Троице, по богословскому учению; исповедовать, что одно из [Лиц] Троицы, Сын и Слово Божие, Господь наш Иисус Христос , уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек ( Флп.2:7 ), в образе нашем представляется и изображается в телесном виде, так как Он есть совершенный Бог и вместе человек, столько же подлежащий описанию, подобно нам, которых и естество Он принял, сколько чуждый этого по неописуемому естеству Божескому. Ибо не Ангелов, говорит где-то Писание, восприемлет, хотя и им свойственно принимать образ, как видели те, кто взирал Духом, но восприемлет семя Авраамово. Посему он должен был во всем уподобиться братиям ( Евр.2:16–17 ). Пусть же скажут христоборцы, как возможно семени Авраамову не изображаться на иконе? Как Он будет во всем подобным нам, братом которых Он назвался, если оказывается, что Он не получил свойства описуемости, подобно нам, братьям Его? Тогда Он не будет ни братом, ни подобным нам, поэтому Он и не человек. Такое (344) заключение следует из их слов, что Христос не изображается на иконе, подобно нам; так они разрушают спасительное Домостроительство, подобно манихеям, валентинианам и маркионитам.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Бог явился во плоти. Так как Павел, давая наставление о священниках, ничего не сказал такого, что находится в книге Левит, - то, говорит, пусть никто не удивляется, если я не рассуждаю о таких маловажных вещах. Великое - наше, и ничего там такого нет. Здесь Бог явился. Каким образом? Во плоти; Ибо по Божественности Он невидим. Оправдал Себя в Духе. Или говорит то, что совершив все для спасения людей, хотя Он и не убедил некоторых из непреклонных, однако оправдал Сам Себя, как исполнивший Свое дело; или - то, что Он не сотворил греха, и не было лести в устах Его (Ис.53:9). И праведники по закону духом находились в рабстве. Ибо закон заключал в себе угрозы и наказания, а духа усыновления не имел. Господь же исполнил всякую правду в Духе Святом, будучи с Ним единосущен и имея Его в Себе по природе, а чрез Себя и нам даруя возможность оправдаться чрез Него. Ибо праведники по Евангелию, будучи духовными, далеко превосходят тех, которые некогда оправдывались в законе. Показал Себя Ангелам. О таинство! С нами и ангелы увидели Сына Божия, не видевши Его прежде. Ибо говорит Евангелие: и ангелы приступили и служили Ему (Мф.4:11). И не здесь только, но от самого рождения до вознесения они служили Ему. Во время рождения ангелы поют песнь Ему и благовествуют о Нем пастырям; и во время вознесения служат Ему. Проповедан в народах, принят верою в мире. Проповедан в народах, находившихся в отчаянии и обольщении, и не только проповедан, но и принят верою в мире, что служит великим знамением силы Проповеданного и истины проповеди. Вознесся во славе. То есть на облаках, когда Ему служили и ангелы. Конечно, вознесся на небо не как Илия, как бы на небо, чтобы не сказать, что и самое вознесение есть слава. ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Дух же ясно говорит. То есть очевидно, ясно и не прикровенно, как закон и пророки. Что в последние времена отступят некоторые от веры. Так как выше апостол сказал, что некоторые потерпели кораблекрушение в вере, то не удивляйся, говорит, что теперь некоторые придерживаются иудейских заблуждений. Будет время, когда считающие себя христианами будут творить дела еще худшие. Это апостол говорит не об иудеях, ибо они были в древние времена, как и в то время, а о маркионитах, энкратитах, манихеях и обо всех их такого рода сборищах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1041...

Далее еретик присовокупляет к сему следующие слова: Господь в Евангелии от Луки во время молитвы изображается, как бывший в подвизе. Он покрывался потом; и бысть, говорится, пот Его, яко капли крове каплющия на землю; и явися ему Ангел Господень укрепляя Его ( Лк.22:43,44,45 ). Итак, эти ловцы слов, как бы нашедши предлог для нападения на врага, быстро устремившись на нас, возражают, говоря: видишь ли, что Он нуждался и в силе Ангелов; ибо Ангел укрепил Его, ибо Он был в подвизе. Но не знают они, что если бы с Господом не было всего этого и не изрек бы Он: да будет не моя воля, а твоя; если бы Он не был в подвизе, если бы у Него не изливалось пота на теле, то пришествие Христа во плоти было бы кажущимся и мнение Манихеев и Маркионитов о призрачности оного было бы благовидным; плотское пришествие Его было бы только по видимости, а не в самой истине. Но все это, для утверждения нашей жизни, всецело восприял на себя Господь по домостроительству и произносил некоторые выражения, как подобострастный человек, не притворно, но по истине, как например: не моя воля да будет, дабы показать, что Он принял истинную плоть, и дабы обличить тех, которые говорят, что Он не имел человеческого ума, равно как и тех, которые не признают, что Он имел действительную плоть. О! как божественное Слово, стоя посреди сынов мрака, освещает сынов истины! Посмотри, как много полезного в этих словах. У существ бесплотных не бывает пота; а тем, что Он имел его, показал, что у Него истинная плоть и что не видимость только плоти соединилась с божеством; ибо без души и ума не бывает подвига. Тем, что Он был в подвиге, показал, что Он совмещал в Себе и душу, и тело, и ум, – от чего и является подвиг. И опять словами: не Моя воля, но Твоя, показал, что в Нем по истине ум человеческий, но безгрешный. Ибо Божество Его, так как Он всегда во Отце и Отец в Сыне и Сын в Святом Духе, имеет все в совершенстве и ничем не разнится мысль Сына от мысли Отца, так же как и мысль Отца от мысли Сына: равно как и мысль Духа Святого ни чем не отлична от мысли Отца и Сына. Ибо если бы Сын хотел того, чего не хочет Отец, то Он был бы, как и мы, простым человеком, и по воле меньшим Отца. Но не так на самом деле; да не будет сего. Повествуя о себе, как о подобострастном человеке, Он показывает, что пришествие Его во плоти было истинным и вочеловечение совершенным, для того, чтобы наше спасение было полным, и мы не понимали одно вместо другого и не уклонялись от истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Если же есть в человеке или демоне (ибо просто в природе мы не знаем зла) какое-нибудь зло, т.е. грех , противный воле Божией, то это зло происходит или от человека, или от диавола. Ибо то совершенно истинно и не подлежит никакому сомнению, что Бог не может быть виновником зла, и что посему совершенная справедливость требует не приписывать оного Богу» (Посл. восточ. патриарх. о прав. вере, член 4). Священное Писание действительно и подтверждает – а) с одной стороны, что все, созданное от Бога, создано совершенным. Так священный Бытописатель, повествуя о днях творения, неоднократно делает замечание: И увидел Бог, что он (то, что Им сотворено) хорош ( Быт. 1:4; 10:12,18,21,25 ), а в заключение всего говорит: и увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (31). Последующие писатели повторяют туже мысль в разных выражениях; например, Псалмопевец: как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро ( Псал. 103:24 ); Екклезиаст: все соделал Он прекрасным в свое время ( Еккл. 3:11 ; срав. Прем. 11:25 ); премудрый сын Сирахов: все дела Господа весьма благотворны ( Сирах. 39:21 ); святой апостол Павел: всякое творение Божие хорошо ( 1Тим. 4:4 ). б) с другой – что если есть зло в некоторых разумных созданиях, именно: в демоне и человеке, то это зло не от Бога, а от них самих. Он был человекоубийца от начала, сказал Спаситель о диаволе, не устоял в истине: ибо нет в нем истины: когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Иоанн. 8:44). Одним человеком грех вошел в мир, говорит так же Апостол, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим. 5:12 ); или: кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил ( 1Иоан. 3:8 ). В следствие того и заповедуется нам: уклоняйся от зла и делай добро ( Пс. 33:15 ); омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло ( Ис. 1:15 ) и т.п. Святые Отцы и учители Церкви раскрывали все эти мысли о со­вершенстве творения и начале зла в мире особенно в двух случаях: во-первых, когда опровергали лжеучение гностиков, маркионитов, манихеев и других еретиков, будто мир не совершенен и исполнен зла, и будто виновник этого зла есть сам Бог, или особое, злое начало, противоположное доброму; а во-вторых, когда писали толкования на Шестоднев.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

И вновь, как это уже было в Южном Ханаане, подвергается, во исполнение заповеди Моисеевой ( Втор. 20:16–18 . Ср. Исх. 23:32–33 ) заклятию все дышущее (11:11,14), умерщвляются все обитатели захваченных городов. Асор разрушен и сожжен огнем, прочие захваченные города разграблены (11:14) и заселены. Как повелел Господь Моисею, рабу Своему, так Моисей заповедал Иисусу, а Иисус так и сделал; не отступил ни от одного слова во всем, что повелел Господь Моисею (11:15). Далее (11:16–23) писатель подводит итог всему, описанному в предыдущих главах: вся Обетованная земля завоевана, война завершена. Палестина – от горы Халак, простирающейся к Сеиру, до Ваал-Гада в долине Ливанской, подле горы Ермона (11:17) 403 – перешла во владение потомков Иакова. Исполнились древние обетования, данные Богом патриархам. Уже в древности библейские повествования о поголовном истреблении обитателей ханаанских городов вызывали соблазн у читателей. Древние секты, в частности маркиониты и манихеи учили о двух богах – «злом» Ветхого Завета и «добром» Нового. Как древняя Церковь отвечала на подобные претензии к Писанию? «Ни в коем случае не следует думать, – рассуждает блаженный Августин , – что была какая-то жестокость в том, что Иисус не оставлял в живых никого из жителей городов, захваченных им, потому что так заповедал Бог . Однако те, которые на основании этого повеления думают, что Сам Бог был жесток и посему не хотят веровать, что истинный Бог был автором Ветхого Завета, судят ложно как дела Божии, так и грехи людей, не зная того, что всякая вещь достойна страдания, и считая великим злом то, что разрушаются здания, предназначенные к падению и умирают существа, подверженные смерти» 404 . Августин рассуждает с позиции вечности. Только с этой позиции имеют смысл все земные события, кажущиеся порой такими несправедливыми, все суды Божии, совершающиеся на земле по предопределению Божию. Мера беззаконий, совершенных хананеями исполнилась и посему им надлежало быть истребленными с земли, дабы своим примером не развратить прочие народы и, прежде всего, Израиля. Поэтому, желая совершить Свой суд над развращенными и проклятыми ( Быт. 9:25 ) потомками Хама, Бог попустил хананеям воевать против Израиля – а значит против Бога – чтобы не иметь им оправдания. Ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля, для того, чтобы преданы были заклятию и чтобы не было им помилования, но чтобы истреблены были так, как повелел Господь Моисею (11:20). «Сказание сие научает нас, – пишет блаженный Феодорит , – что Бог, располагающий все весом и мерою, попустил народам сим вести войну с израильтянами, чтобы не заслуживали они никакой пощады, но были истреблены по определению Божию» 405 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

И не искажая слова Божия. Не только, говорит, жизнь наша проста, чиста и свободна от беззакония, но и в учении и в слове нашем нет обмана. Ибо мы ничего не примешиваем к ним из внешней мудрости или что-нибудь льстивое, не собираем деньги от проповеди, и не говорим сегодня одно, а завтра другое, применяясь к временам и лицам, как поступают лжеапостолы. А открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом. Лжеапостолы представляют себя наружно и для вида, и кажутся иными, нежели каковы на самом деле. А я представляю себя, открывая истину, то есть самые дела употребляю во свидетельство. Так, я говорю, что ничего не беру, и имею свидетелями этого вас; так поступаю и во всем прочем. Вот как я представляю себя всем людям, верующим и неверующим, то есть открывая жизнь свою и проповедуя всем открыто, так что все могут разуметь. А так как людей можно обмануть, то присовокупляет: пред Богом, Которого лжеапостолы не принимают во свидетели. Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих. Сказав выше, что хотя на израильтянах лежит покрывало, а мы, верующие, смотрим с непокрытым лицом, теперь говорит, что если Евангелие закрыто, то закрыто для неверующих. Ибо что тогда было с иудеями относительно Моисея, то же самое теперь бывает с неверующими относительно Евангелия. Но в этом виновны они, а не Евангелие, ибо, если бы они уверовали, увидели бы славу Божию без покрова. Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа. В числе погибающих, говорит, которых много и которые различны, находятся и неверующие. Им-то бог века сего ослепил умы. Маркиониты утверждают, что это сказано о демиурге, которого они называют правосудным (смотри свт. Ин. Злат., Беседа 8), но не благим, а манихеи относят это к диаволу, которого они называют и творцом мира. Но ни то, ни другое не справедливо, а сказано это о Боге нашем. Если же Он называется Богом века сего, то в этом нет ничего нового; ибо Он называется и Богом неба, хотя Он есть Бог не его одного; называется он и Богом Авраама, Исаака и Иакова, хотя Он - Бог не их одних, но всех.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1060...

" Ибо, [судя] по времени " , - говорит, - " вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия " (Евр. 5:12). Боюсь, чтобы и о вас не пришлось сказать того же: тогда как, судя по времени, вам надлежало быть учителями, вы даже звания учеников не удерживаете, но, постоянно слушая одно и то же и об одном и том же, находитесь в таком состоянии, как будто бы ничего не слышали; кто спросит вас (о слышанном), никто из вас не в состоянии отвечать, кроме весьма немногих, которые наперечет. А отсюда происходит немалый вред. Невнимательность учащихся часто не дозволяет учителю, хотя бы он и хотел, перейти к дальнейшему, коснуться предметов более таинственных и высоких. Как при изучении грамматики, если дитя, постоянно слыша о буквах, не удерживает их в памяти, то необходимо бывает непрерывно повто­рять ему одно и то же, и учащий не перестает (говорить о них) до тех пор, пока (ученик) не усвоит их себе в точности, - весьма ведь было бы неблагоразумно, пока он не усвоил хо­рошо прежнего, переходить с ним к дальнейшему, - так точно и в церкви: если вы, несмотря на то, что мы постоянно говорим вам одно и то же, нисколько более не научаетесь, то мы никогда не перестанем говорить вам об одном и том же. Если бы наше слово произносилось для славы и из честолюбия, то мы могли бы переходить от предмета к предмету и постоянно простираться вперед, нисколько не заботясь о вас, а только о рукоплесканиях ваших; но так как мы заботимся не об этом, но все старания свои направляем к вашей пользе, то мы не перестанем говорить вам об одном и том же до тех пор, пока вы не приложите этого к своей жизни. Многое можно было бы сказать об языческом суеверии, о манихеях и маркионитах, и при помощи благодати Божией поражать их; но подобные беседы теперь несвоевременны. В самом деле, можно ли говорить о таких предметах тем, которые и своего собственного не знают надлежащим образом, которые еще не убедились, что любостяжание есть зло, - можно ли преждевременно переходить с ними к чему-нибудь другому? Потому мы не перестанем говорить вам одно и то же, хотя бы вы слушали, хотя бы нет; только опасаемся, чтобы, часто повторяя вам одно и то же, если вы не будете слушать, не навлечь на неслушающих большого наказания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Как и апостол говорит, «если кто постится и молитву творит, такой да отлучится от жены на время» (ср.: 1Кор. 7, 5 ). Но иноки всегда пребывают в посте и молитве до самой смерти, потому и жен не имеют. Да и в Ветхом законе повелено, чтобы приступающие служить Господу отлучались от жен (ср.: Исх. 19, 15 ). иноки всегда работают Богу, всегда предстоят на службе Его, потому отлучаются они от жен до самой смерти и так в чистоте служат Ему как верные рабы Его. Хотя еретики и уничижают иноков за то, что они якобы гнушаются брака и пищи, и приводят против них слово апостольское: «Ясно сказал Дух, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая учениям бесовским, запрещая жениться и употреблять в пищу то, что Бог сотворил» (см. 1Тим. 4, 1 и 3), однако так апостол пророчествовал о разных еретиках, которые будут после апостолов: о манихеях, маркионитах, евионитах и евтихианах богомерзких. Те, которые назывались манихеями, признавали двух разных богов: одного бога на небе – доброго, а другого на земле – злого миродержителя. И в таком виде, превратно понимая апостольское слово, свою проклятую ересь распространили, гнушались пищи, приготовленной на земле. Потому не есть мяса и не пить вина – это не презрение, а вид воздержания. И еще с самого начала, от создания мира, до потопа мяса не ели и вина не пили. И в законе Моисеевом назореи вина не пили (ср.: Чис. 6, 3 ) и всяких овощей и мяса, так же как и мяса свиного, не ели (ср.: Лев. 11, 7 ; Втор. 14, 8 ). Также и Даниил с тремя отроками гнушались мясной пищи царя Навуходоносора. Моисей, Илия и Сам Господь постились, не вкушая мяса и не употребляя вина сорок дней и ночей. Святой же Иоанн Креститель во все дни жизни своей мяса не ел и вина не пил. И неужели он держался бесовского учения? Скажи мне, еретик! Ты, ныне укоряющий постников! Но знает вся вселенная, что они были исполнены Духа Святого, поскольку воздерживались от хорошего мяса, вина и жены. то же самое говорят древние богословы и о Матфее-евангелисте, и об Иакове Алфееве: они мяса не ели и вина не пили во все дни жизни своей. Они не гнушались тем, что создано Богом, но воздерживались и постом убивали греховные страсти в теле своем. Ибо пост есть дело страшное для демонов, а для Бога любимое и дар честнейший, как свидетельствует пятое правило Никейского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Каких же наказаний должен ожидать тот, который отдаст отчет не только за грехи, совершенные им самим, но подвергнется крайней опасности и за грехи других? Если мы, помышляя об отчете за собственные прегрешения, трепещем, не надеясь избежать вечного огня; то какое мучительное ожидание должно быть у того, кто будет отвечать за столь многих? А что это справедливо, выслушай блаженного Павла, или лучше говорящего в нем Христа: « повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет » (Евр. 13:17). Разве мал ужас такой угрозы? Нельзя сказать этого. Впрочем, всего этого достаточно для убеждения самых недоверчивых и суровых людей в том, что я не по гордости и честолюбию, но единственно устрашась за себя и представив трудность дела (пастырского), обратился в бегство. О СВЯЩЕНСТВЕ. СЛОВО ЧЕТВЕРТОЕ. Возражения Василия, что все сказанное его другом относится к тем, которые сами добиваются священства, а не к тому, кого против воли привлекают к нему. — Опровержение этого возражения. — Примеры Саула, Илии, Аарона и Моисея. — Иуда был призван к апостольству. — Рукополагающие недостойных подлежат одинаковому с ними наказанию. — Необходимо рукополагать с крайней осторожностью. — О церковном служении. — Дар слова, как необходимая принадлежность священника. — Без дара слова не достаточно ни доброго примера, ни даже дара чудотворения. — Слово, как единственное оружие, которым можно отражать врагов Церкви. — Сравнение Церкви с сильной крепостью. — Главные враги, с которыми приходится Церкви иметь дело: иудеи, язычники, манихеи, валентиниане, маркиониты, савеллиане, ариане. — Враги домашние, возбуждатели праздных и неразрешимых вопросов. — Возражения Василия: не презирал ли красноречия ап. Павел? — Нет, он осуждал только легкомысленное искусство риторов своего времени. — Если какой служитель Иисуса Христа мог бы обойтись без дара слова, то именно ап. Павел, обладавший даром чудотворения и несравненной любовью к Господу Иисусу. — Красноречие ап.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010