В качестве элементов богослужебного культа хлеб и вино известны уже в Ветхом Завете. Мелхиседек, царь Салимский, который был «священником Бога Всевышнего», выносит навстречу Аврааму хлеб и вино (см.: Быт. 14:18 ): в христианской традиции Мелхиседек воспринимается как прообраз Христа, а хлеб и вино – как прообраз Евхаристии. «Хлебы предложения» находились в Иерусалимском храме на золотом столе (см.: 3Цар. 7:48 ); рядом с хлебами стоял сосуд с вином (см.: Чис. 4:7 ). «Хлеба возношения» были частью жертвенного ритуала: они приносились в жертву Богу вместе с агнцами (см.: Лев. 23:17–18 ). Вино также использовалось в качестве одного из элементов жертвоприношения (см.: Исх. 29:40 ; Лев. 23:13 ; Чис. 15:5, 10, 28:7, 14 ; Ос. 9:4 ). В христианской Церкви хлеб и вино с самого начала были основными элементами евхаристического богослужения. Для Евхаристии должно употребляться чистое виноградное вино, в которое добавляется вода. В практике Русской Православной Церкви вино для Евхаристии употребляется только красное, притом, как правило, сладкое (десертное). В некоторых других Поместных Православных Церквах используются также розовые и белые вина. В Католической Церкви принято для Евхаристии употреблять белое вино. Употребление красного вина обычно объясняют его внешним сходством с человеческой кровью, однако такое сходство не требуется ни святоотеческой традицией, ни каноническими предписаниями. Более существенным фактором, чем цвет вина, является его качество: вино должно быть без примесей. Недопустимо поэтому употребление для Евхаристии тех сортов вина, в которых присутствуют спирт, сахар, ароматические добавки. Некоторые раннехристианские секты (эвиониты, энкратиты, маркиониты, манихеи, акварии и др.) практиковали совершение Евхаристии на хлебе и воде, однако Церковь решительно отвергла такую практику. Церковные каноны запрещают совершение Евхаристии на ягодных и фруктовых соках, однако в некоторых исключительных случаях отклонения от правила допускались. Святоотеческое учение о Евхаристии

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Несовпадение в употреблении слова «еретики» в 1-м правиле Василия Великого и 7-м правиле Константинопольского Собора не связано с каким-либо действительным расхождением между этими правилами, ибо совершенно очевидно, что принимаемые через Миропомазание и проклинающие «всякую ересь, не мудрствующую, как мудрствует Святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь,» ариане, македониане, новациане и прочие (7-е прав. II Вселенского Собора) - это те, кого святой Василий в Каноническом послании к Амфилохию Иконийскому назвал «раскольниками.» Сравнивая правила, надо исходить не из их неустойчивой терминологии, а из их реального содержания, и в случае с правилами о присоединении отступников - из чиноприема. Характерно, что в 7-м правиле Второго Вселенского Собора говорится не о приеме в Церковь, а о «присоединяющихся к Православию и к части спасаемых.» Можно думать, что слова «Церковь» Отцы Собора не употребляли потому, что не желали еретиков, принимаемых чрез Миропомазание, то есть раскольников, тем самым объявлять вовсе чуждыми Церкви, но словами «присоединяющихся... к части спасаемых» Собор вполне определенно предостерегает остающихся в отделений от Кафолической Церкви о грозящей им духовной опасности, ибо не там, где они, пребывают «спасаемые.» В 419 году состоялся Поместный Карфагенский Собор, который принял 133 правила, признанных Вселенской Церковью. Ряд правил этого Собора (прав. 57, 67-69, 91 и др). касается присоединения к Кафолической Церкви донатистов, главным образом священнослужителей, рукоположенных в схизме. 89(68)-е правило гласит: «Рукоположенные донатистами, аще исправясь, восхотят приступити к кафолической вере, да не будут лишаемы принятия в своих степенях.» Завершением канонического законодательства Древней Церкви относительно воссоединения еретиков и раскольников явилось постановление Трулльского Собора, именуемое 95-м правилом. В этом правиле почти буквально воспроизводится текст большей части 7-го правила Второго Вселенского Собора. Из 19-го правила I Никейского Собора добавлено положение о перекрещивании павлиан, а из первого правила святого Василия - о перекрещивании «манихеев, валентиниан, маркионитов и им подобных еретиков.» Но Отцы Трулльского Собора сделали и очень важное дополнение в каноны о «присоединении к Православию и к части спасаемых:» «Несториане же должны творити рукописания и предавати анафеме ересь свою, и Нестория, и Евтихия, и Диоскора, и Севира, и прочих начальников таковых ересей, и их единомышленников, и все вышесказанныя ереси; и потом да приемлют Святое Причащение.» Речь здесь идет о присоединении через Покаяние, без Крещения и Миропомазания, что впоследствии стало именоваться третьим чином.

http://sedmitza.ru/lib/text/432476/

д. (Ancor. 83. 3-5). Языческие писатели также знали и приводили повествования о воскресении людей или возвращении их из преисподней - напр., Алкесты, Пелопса, Амфиарея, Главка, Кастора и др. (Ibid. 85. 2-4). В Свящ. Писании неоднократно говорится о воскресении (Ibid. 94. 3-98. 1). Но главное доказательство возможности воскресения тел Е. К. видит во всемогуществе Бога, Который если мог в начале сотворить несуществовавшее тело и дать ему бытие, то, конечно же, может вновь его воскресить и дать ему его душу (Ibid. 88. 1-6; Adv. haer. 64. 71). Не меньшее доказательство заключается в факте воскресения Христа, к-рое есть «первообраз нашего воскресения» (Adv. haer. 64. 68). Е. К. критикует нелепое мнение еретиков (в частности, манихеев, маркионитов и иеракитов ) о воскресении души, а не тела, поскольку бессмертная душа не может ни умереть, ни воскреснуть (Ancor. 86. 1; Adv. haer. 42. 5; 64. 63; 67. 5). По мнению Е. К., души умерших до воскресения их тел пребывают не в могилах, а в «некоторых назначенных от Бога для каждой души хранилищах (ν ταμιεοις τισν), сообразно достоинству того, что они соделали в своей жизни» (Ancor. 86. 8; ср.: 99. 5). Особое внимание Е. К. уделяет критике оригеновского учения о воскресении (Ancor. 87-100; Adv. haer. 64. 63-72); при этом в своих рассуждениях он опирается не на труды самого Оригена, а на сочинения предшествующих критиков Оригена - свт. Петра Александрийского, свт. Евстафия Антиохийского и особенно сщмч. Мефодия Олимпийского (см.: Kelly. 1968. P. 475; Dechow. 1988. P. 108-124), отчего его критика бывает не всегда справедливой ( Dechow. 1988. P. 390). Согласно Е. К., Ориген и его последователи учили, что воскреснет не то же самое тело, к-рое умерло, но какое-то иное, ставшее нематериальным и утратившее те члены и функции, к-рые не нужны для буд. жизни. Однако, как замечает Е. К., в таком случае «неправеден будет Суд Божий, судящий другую плоть вместо согрешившей или другое тело приводящий к славе наследия Царства Небесного вместо тела, трудившегося в постах, бдениях и гонениях за имя Божие»; невозможно также, чтобы была судима одна душа без соединения с грешившим вместе с ней телом ( Epiph.

http://pravenc.ru/text/Епифаний ...

Еретики, которых называли манихеями, энкратитами, евставианами, татианитами, маркионитами, сатурнитами, прискиманитами, говорили, что мясо всех животных нечис­то. Читайте об этом в книге святого Епифания «О ересях», о ереси 1, а также у Сократа в книге 2, в главе 33. Некоторые же не только мясо, но и вино считали нечистым и отвергали его. Таковыми были манихеи, о которых пишет Августин в ереси 46. Таковы и ныне мусуль­мане и вновь появившиеся раскольники. Манихеи верили в двух богов, одного доброго, другого злого, и считали, что от доброго происходит все доброе, а от злого – злое. Таким образом, они приписывали злому богу мясо, вино, брак и так далее. Обращаясь к таковым, Апостол Павел говорит: Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением (Тим. 4. 4). Смотрите по этому поводу толкование Зла­тоуста на Первое Послание к Тимофею, на главу 4, в Беседе 12, где он говорит следующее: «Как держащиеся веры утверждаются, как бы на некотором безопасном якоре, так напро­тив те, которые отпали от веры, не могут ни на чем остановиться, но, постоянно блуждая туда и сюда, наконец, впадают в бездну погибели. И это (Апостол) уже показал, сказавши, что некоторые уже претерпели кораблекрушение в вере. И теперь говорит то же самое: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским ( 1Тим. 4, 1 ). О манихеях, энкратитах, маркионитах и обо всех сборищах говорит он это, – что в последние времена некоторые отступят от веры». Видишь ли, что вина всех последующих зол есть отступничество от веры?» и прочее, и прочее читайте в этой Беседе вселенского учителя, которую я здесь далее не продолжаю. Наша Православная Церковь в согласии с этим вселенским учителем, а также с Апосто­лом Павлом, исповедует, что не должно отвергать никакую пищу, принимая ее с благодар­ностью. Человека, гнушающегося вина, мяса или брака, Церковь отвергает, как еретика, в соответствии с Апостольским правилом 51, которое гласит: «Если какой-либо церковный служитель или мирянин гнушается вина, мяса или брака, если только не ради воздержа­ния, и не исправляется, да будет извергнут». Смотри Кормчую книгу, лист 13, на обороте. А если пребывающие в монашеском чине воздерживаются от брака и от мясной пищи, то они делают это не потому, что почитают за скверну брак или мясную пищу, а из-за своего добровольного обещания безбрачной и постнической жизни и стремящихся к усмирению плоти. И что за безумие из-за нескольких человек возводить клевету на всю Церковь! Тот, кто говорит, что монахи удаляются от мясной пищи и от брачной жизни, потому что Вос­точная Церковь почитает за скверну мясо и брак, рассуждает, как лишившийся разума.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

19:40); и сборища еретиков Маркионитов, Манихеев и других можно в собственном и подлинном смысле назвать всякому церковию лукавнующих; то по сему самому исповедание веры осторожно преподает нам ныне: “во едину святую, соборную Церковь”, чтобы ты убегал скверных еретических сборищ, пребывая же всегда в святой соборной Церкви, в которой ты и возрожден. И когда приходишь в какой город, не просто спрашивай: где дом Господень? Ибо и нечестивые еретики осмеливаются называть домами Господними вертепы свои, и просто также: где Церковь? но: — где Церковь соборная? Ибо это есть отличительное имя сей святой общей всем нам матери, которая есть невеста Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия (ибо написано: “как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее” и т. д. (Еф. 5:25); имеет же образ и подобие вышняго Иерусалима, “а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам” (Гал. 4:26). Она прежде была неплодною а ныне многочадна. По отвержении Церкви первой, в другой Церкви соборной, как говорит Павел: “И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во — вторых, пророками, втретьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки” (1 Кор. 12:28) и всякую добродетель всякого рода, разумею же мудрость и разумение, целомудрие и правду, милостыню и человеколюбие, и непреоборимое терпение в гонениях. Она — “с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии” (2 Кор. 6:7:8), прежде во время гонений и скорбей святых мучеников украшала преиспещренными и многоцветными венцами терпения, а ныне, во времена мира, по благодати Божией, приемлет должную честь от царей, от начальствующих, и от людей всякого чина и рода. И цари отдельных народов имеют пределы власти, одна святая соборная Церковь имеет неограничиваемою пределами силу в целой вселенной; потому что по написанному: “утверждает в пределах твоих мир” (Пс. 147:3). Если бы я вознамерился сказать о ней все; то потребовалось бы более часов на беседование о сем.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

1 . О том, что было, – говорит апостол Иоанн, – от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам ( 1Ин.1:1–2 ). Видишь, как старые доказательства подтверждаются новыми и новые предсказания подтверждают древние пророчества? Исаия сказал: (309) «Отстаньте от человека, дыхание которого в ноздрях его, ибо он сам счел себя выдающимся» (ср. Ис.2:22 ; Вульг.). Но сам Иоанн говорит: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши ( 1Ин.1:1 ). Более древний сказал, что как человек Он был преследуем иудеями, а более поздний объявил, что как человек Он был осязаем руками человеческими. Один предсказал, что Тот, Кого он назвал человеком, есть Всевышний Бог; другой утверждал, что Тот, Кто был осязаем руками человеческими, был Богом в самом начале. 2 . Итак, они оба показали – настолько ясно, насколько это возможно, – что Господь Иисус Христос – и человек, и Бог, потому что после стал человеком Тот же, Который всегда был Богом; таким образом, Он был Богом и человеком, потому что Сам Бог стал человеком. Апостол говорит: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, ибо жизнь явилась, [Col. 110] и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам ( 1Ин.1:1–2 ). 3 . Видишь, сколькими различными и многочисленными свидетельствами и способами самый возлюбленный и самый преданный у Бога апостол проникает в таинство Боговоплощения? В первую очередь он свидетельствует, что Тот, Который был с самого начала, явился во плоти. Вслед за тем, чтобы это не могло показаться недостаточным для неверующих, он говорил о Нем, как видел и слышал, и утверждал, что осязали Его, то есть трогали и касались, как его собственные руки, так и руки других. Действительно, хорошо показал, что Он воспринял плоть, опровергая представление маркионитов и ошибки манихеев, так чтобы никто не мог подумать, что призрак явился людям, поэтому апостол и провозгласил, что Его истинное тело было им самим осязаемо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

25. Как воспевал прежде Псалмопевец: «В собраниях благословите Бога Господа, вы – от семени Израилева» ( Пс. 67:27 ). Но после того, как иудеи за злоумышление против Спасителя отринуты от благодати, Спаситель создал из язычников вторую, нашу христианскую, святую Церковь , о которой сказал Петру: «И на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16; 18 ). Пророчествуя же о сих обеих Церквах, Давид ясно сказал, и как о первой, отверженной: «Возненавидел я сборище злонамеренных» ( Пс. 25:5 ), так и о второй, созидаемой, в том же псалме говорит: «Господи! возлюбил я обитель дома Твоего» (8); и вскоре за этим: «В собраниях благословлю Господа» (12), ибо как скоро отвержена единая в Иудее Церковь , в целой уже вселенной множатся церкви Христовы, о которых говорится в псалмах: «Пойте Господу песнь новую, хвала Ему в собрании святых» ( Пс. 149:1 ). А согласно с этим и Пророк сказал иудеям: «Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Вседержитель» ( Мал. 1:10 ); и вскоре после сего: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами» (11). О сей святой соборной Церкви пишет к Тимофею Павел: «чтобы, зная, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 ). 26. Поскольку же именование церковь (собрание) употребляется различно, как то и о народном множестве на Ефесском зрелище написано: «Сказав это, он распустил собрание» ( Деян. 19:40 ); и сборища еретиков маркионитов, манихеев и других можно в собственном и подлинном смысле назвать всякому церковью лукавствующих, то поэтому самому исповедание веры осторожно преподает нам ныне: ВО ЕДИНУ, СВЯТУЮ, СОБОРНУЮ ЦЕРКОВЬ , чтобы ты убегал скверных еретических сборищ, пребывал же всегда в святой соборной Церкви, в которой ты и возрожден. И когда приходишь в какой город, не просто спрашивай: где дом Господень? Ибо и нечестивые еретики осмеливаются называть домами Господними вертепы свои, и не просто также: где Церковь ?,– но: где Церковь соборная? Ибо это есть отличительное имя сей святой, общей всем нам матери, которая есть невеста Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, ибо написано: «Как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф. 5:25 ); имеет же образ и подобие вышнего Иерусалима, «который свободен: он – матерь всем нам» ( Гал. 4:26 ). Она прежде была неплодна, а ныне многочадна.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

25 . Сперва псалмопевец воспевал: в церкви в собраниях благословите Бога Господа, вы – от семени Израилева! ( Пс.67:27 ). Но с того времени, как иудеи по причине злого умысла против Спасителя отвержены от благодати, Спаситель создал другую, из язычников, христианскую нашу Святую Церковь , о которой сказал Петру: и на камне сем создам Я Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (ср. Мф.16:18 ). О той и другой из них предрекая, Давид ясно говорил и о первой отверженной: возненавидел я сборище злонамеренных ( Пс.25:5 ). О второй, которая должна быть создана, говорит в том же псалме: Господи! возлюбил я обитель дома Твоего ( Пс.25:8 ), и потом тут же: в собраниях благословлю Господа ( Пс.25:12 ). Ибо когда первая церковь иудейская была отвержена, то по всей Вселенной уже умножаются Христовы церкви, о которых в псалмах сказано: Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых ( Пс.149:1 ). Согласно с этим и пророк иудеям сказал: Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф ( Мал.1:10 ). И потом тут же: Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами ( Мал.1:11 ). О сей Святой Вселенской Церкви пишет Павел к Тимофею: чтобы... ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). 26 . Поскольку же название церкви употребляется в различных случаях, как, например, о народе, бывшем на зрелище эфесском, написано: Сказав это, он распустил собрание ( Деян. 19: 40 ), ( Церковь ); по праву и поистине можно назвать церковью лукавнующих сборища еретиков, то есть маркионитов и манихеев и других, – то посему Символ веры в предосторожность теперь научает тебя так: и во едину Святую Соборную Церковь , дабы ты оных скверных сборищ убегал, а пребывал бы всегда в Святой Вселенской Церкви, в которой ты и возродился. Если когда придешь в город, не просто спрашивай, где храм Господень. Ибо и прочие нечестивые еретики пещеры свои называют храмами Господними; и не спрашивай просто, где церковь , но где Вселенская Церковь . Ибо это собственно имя сей Святой и всеобщей нашей Матери Церкви, которая есть Невеста Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия. Ибо написано: как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее и проч. ( Еф.5:25 ). Она носит образ и подобие вышнего Иерусалима, который свободен: он – матерь всем нам ( Гал.4:26 ). Она прежде была бесплодна, а ныне многих имеет чад (см. Гал.4:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

4 Посвятить себя монашеской жизни. 5 В разговоре философа Платона: Критон, p. 45. 6 Еврип — бурный пролив у о. Еввеи. 7 Философ Платон в сочинении «Апология Сократа». 8 В Синодальном переводе смысл другой: «не будь страшен для меня, Ты — надежда моя в день бедствия». 9 В Синодальном переводе: «скитальцем и изгнанником будешь на земле». 10 В синодальном переводе «путь» и «мысль» во множественном числе: «Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». 11 В синод. переводе: «Не определено ли человеку время на земле, и дни его не то же ли, что дни наемника?» (Иов.7:1). 12 т. е. двух сыновей фивского царя Эдипа, которых действия драматически изображены в трагедиях Эсхила и Софокла. 13 Горго или Горгона — баснословное чудовище, представляемое греческими поэтами с головою, покрытою змеями вместо волос, и приводившее в окаменение всякого, кто видел ее. 14 Разумеется, вероятно, Иевосфей. См. 2 Цар. 4:7. 15 Тантала, упоминаемого в греческом баснословии. См. Одисс. XI, 582–592. 16 Философ Сократ, по сказанию историка Ксенофонта. См. Достопамятности Сократа, Кн. 1, гл. 3, отд. 9–13. 17 Это славянский перевод, в Синодальном это звучит так: «зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью». 18 Приводимые ниже места св. Писания, принадлежащие двум пророкам, св. Иоанн приводит под именем одного пророка Михея. 19 Так у Златоуста, в слав. тексте смысл другой: «не изыде живущая в Сеннааре, плачитеся дому (сущаго) близ нея», т. е. она не смогла выйти, а вы плачьте над домом близ нее. В Синодальном же переводе: «не убежит и живущая в Цаане; плач в селении Ецель не даст вам остановиться в нем». – и. Н. 20 Ересеначальники сект, известных под именами маркионитов, валентиниан и манихеев, во 2 и 3 веках по Р. Х. 21 Философ Платон в разговоре: Тимей, Отд. 29. 22 Аммиана Марцелл. Истор. Книг. XXIX. 23 Констанций Хлор, Константин, Констанций, Констант, Галл, Юлиан, Иовиан, Валентиниан и Валент (304–378 г. по Р. Х.). 24 Константин и Констанций. 25 Император Грациан. 26 Император Феодосий Великий. 27 Император Валент. 28 Епаминонд — фивский полководец; Сократ — философ; Аристид — афинский правитель; Диоген Синопский — философ–циник; Кратис Фивский — ученик Диогена. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

6. Но не называли себя назареями (Νασαραους), потому что ересь назареев была до Христа и не знала Христа. Всякой же человек, как сказали мы прежде, называл христиан назореями (Ναζωραους), как говорят обвиняющие апостола Павла: «найдя мужа сего губителем, развращающим народ, и представителем назорейской ереси» (Деян.24:5). Святой же апостол не отрицается от имени, не исповедуя ереси назореев, но с приятностью принимая на себя имя, приданное ему за Христа неприязненностью противников; ибо говорит пред судилищем: «ни в святилище не находили меня с кем–либо спорящим или производящим народное возмущение, но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу, веруя всему, написанному в Законе и пророках» (Деян.24:12,14). И неудивительно, что апостол признает себя назореем, потому что все тогда называли христиан сим именем чрез Назарет (δι Ναζαρτ), и не было в то время другого употребления имени, как называть им уверовавших в Христа, о Котором и написано: «ибо назореем наречется» (Мф.2:23). Ибо и ныне все ереси, разумею манихеев, маркионитов, гностиков и других, хотя они и не христиане, у людей подобоименно называются христианами, А равно и каждая ересь, и иначе именуемая, с радостью принимает это название, потому что украшается именем, ибо думают славиться именем Христовым, а не верою и делами. Так и святые ученики Христовы называли себя тогда учениками Иисусовыми, как и действительно ими были; слыша же, что другие зовут их назореями, не отрекались, взирая на намерение зовущих так: потому что называли их по Христу. Ибо и Сам Господь Иисус назывался назореем, как показывают Евангелия и Деяния апостолов, потому что Он в городе, а ныне веси, Назарете воспитывался в доме Иосифа, родившись по плоти в Вифлееме от приснодевы Марии, обрученной с Иосифом, жившим в самом Назарете после того, как, оставив Вифлеем, поселился в Галилеи. 7. А сии упомянутые выше еретики, о которых ведем здесь речь, оставив имя Иисусово, ни иессеями себя не называли, ни именем иудеев, которое имели, за собой не удержали, ни христианами себя не наименовали, но назвались назореями, именно от названия места — Назарет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010