Что делать? Мария – Здравствуйте, Мария! Конечно, неправильно отвлекать от молитвы просьбой передать свечу. Но неверно и так горячо осуждать людей. В конце литургии мы поем «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи», а не «осуждения окружающих». На литургии наиболее важными моментами являются малый вход, чтение Апостола и Евангелия, Великий вход, Евхаристический канон. В это время свечу можно взять, но не беспокоить другого просьбой передать ее дальше. А можно постараться встать в такое место, чтобы не пришлось передавать свечи, или поискать еще какой-то выход. Но не разрешайте гневу и осуждению побеждать Вас. С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко – Есть ли очерёдность или разница, кому вначале ставить свечу за мёртвых, а потом перейти и ставить за живых? Елена – Здравствуйте, Елена! Нет, правил на этот счет нет никаких, ставьте так, как Вам удобнее. С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко – Нужно ли что-то отвечать батюшке при целовании креста на литургии, когда он поздравляет с причастием или с воскресеньем? Так как никто, вроде бы, ничего не отвечает, то и я молчу. Но так и хочется сказать «И Вас с праздником» или что-нибудь подобное. Что полагается делать? Как следует обращаться к женщине, работающей в свечном ящике? А к дьякону? У батюшки при встрече берут благословение, а дьякону просто «добрый день» надо говорить или как-то иначе? Если батюшку встречаю несколько раз за день, нужно каждый раз брать у него благословение? Настя – Здравствуйте, Настя! Все эти вопросы на самом деле второстепенные, а не главные в церковной жизни. Поэтому будьте готовы, что по ним могут быть разные взгляды и мнения. И не слишком ломайте голову над ними. Если хотите поздравить батюшку при целовании креста – поздравляйте. Не хотите ничего говорить – не говорите. По нескольку раз в день благословение брать нет никакой необходимости, достаточно один раз взять. К незнакомым людям обращаться так же, как и в любой другой ситуации вне храма: «извините» или «простите, пожалуйста», к примеру. «Добрый день» диакону вполне нормально сказать, да и священнику тоже.

http://pravmir.ru/pochemu-net-hramov-v-c...

Во время возгласа “Яко подобает…” крестятся, кланяются на Восток (иподиакон с рукомойником только кланяется), кланяются Владыке и идут к кафедре. Подойдя к Архиерею, старший поливает руки Архиерея небольшим количеством воды над рукомойником, старшая пара снимает полотенце с плеч иподиакона, дает его Архиерею, он вытирает руки, благословляет всех, все, находящиеся на кафедре, целуют руку Владыке (правую руку сначала целует протодиакон, потом старший, потом рукомойщик, левую целует только второй иподиакон). Идут на то же место на амвон, крестятся, кланяются на Восток, Владыке и уходят в алтарь (рукомойщик поворачивается по часовой стрелке). Сразу после “Единородный Сыне” старшая пара раскладывает орлецы в алтаре: с четырех сторон престола лицом к престолу, недалеко от жертвенника лицом к нему. На третьем антифоне старшая пара зажигает трикирий и дикирий, вторая пара берет рипиды, становятся лицом друг к другу (лучше, если старшая пара встанет ближе к престолу). Крестятся, кланяются на Восток, кланяются Архиерею (это делается до того, как до них дойдет протодиакон с Евангелием) уходят к северным вратам. На малый вход дикирий выходит после кадила (если его нет, то за посошником), за ним трикирий, рипида, Евангелие, рипида и священники. Иподиакона идут в один ряд. Дикирий остается с левой руки владыки чуть спереди. Трикирий обходит Владыку сзади, становится справой руки чуть спереди лицом к дикирию. Первая рипида становится возле второго иподиакона ближе к алтарю лицом на юг. Вторая рипида обходит кафедру за протодиаконом с Евангелием и становится напротив первой рипиды лицом к нему ближе к алтарю. Все крестятся, кланяются на Восток, Владыке (рипиды только кланяются), становятся лицом друг к другу. После того, как Архиерей благословит вход и приложится к Евангелию, рипиды склоняются над Евангелием, а трикирий и дикирий отдаются в руки Архиерея. Старшая пара уходит к посошнику, предварительно убрав седалище в сторону, и стоит лицом к Архиерею. При пении “Приидите поклонимся…” Архиерей осеняет народ. Как только диакон с Евангелием будет уходить в алтарь старшая и пара с рипидами уходит в алтарь.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-dlya-ipodia...

По окончании кафизм на часах чтец говорит аллилуйя 3-жды, Господи помилуй 3-жды, слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу – тропарь святого, и ныне Богородичен часа. По «Отче наш» кондак святого. На 6-м часе после Богородична: «Яко не имамы» читается паримия, пред которой произносится тропарь пророчества и прокимен, и после паримии другой прокимен. Потом читается: Скоро да предварят ны. Трисвятое. По Отче наш» кондак святого, Господи помилуй 40. По Честнейшую на каждом часе 3 поклона великие. По 9-м часе блаженны: «Во царствии Твоем» читаются скоро без пения. Лик небесный... Верую во единого... Ослаби, остави... Отче наш... кондак празднуемого святого, Господи помилуй 40. Слава н ныне – Честнейшую херувим. и 3 поклона великие. После сего, «трисвятого» не глаголем, но по молитве: «Всесвятая Троице» Премудрость Достойно есть Отпуст малый и начинается литургия Преждеосвящениых Даров с вечернею, или, иногда, Литургия Златоустого тоже вечернею. Литургия Литургия Литургия преждеосвящеиная: на вечерни ее бывает рядовая кафизма, с ектеньями на каждом антифоне; стихир на Господи воззвах 10: триоди на 6 и святого празднуемого на 4, (а в понедельник 5 триоди и 5 из минеи), слава святому, и ныне Богородичен или крестобогородичен от меньшпх по гласу славы Вход с Евангелием. Свете тихий, Прокимен и паримии 2 – дня. Пение – Да исправится молитва моя, 3 поклона великие, а после них, малая ектенья, прокимен, Апостол и Евантелие святого. Прочее по чину преждеосвященной литургии. Причастен: Вкусите и видите, и святого. Если совершается литургия Прежде-освященных Даров, то она совершается так же, как и при святом с полиелеем. Если поется Литургия Златоустого, то она также предначииается вечернею, но без стихословия кафизмы: а после великой ектеньи поется прямо «Господи воззвах» во глас стихир триоди; стихир триоди 6, празднуемого святого 4. Вход. Свете тихий Прокимен и 2 паримии дня. После паримий ектенья малая, возглас: Яко свят еси Боже наш Трисвятое, прокимен, Апостол и Евангелие святого. Затем прочее все по чину Литурии Златоустого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Итак, когда они пробыли там вечерний гимн и утренний 489 , и многое сказали и слышали, настаёт и время священной и божественной литургии, и опять названные мужи с царскими князьями входят в достопочитаемый и величайший храм, чтобы быть зрителями бескровного и божественного тайноводства. Достигнув в рассказе моём доселе, изумляюсь человеколюбию Бога, хотящего всем спастись и в познание истины прийти. Итак, когда языческие оные и варварские мужи вошли, как сказано, в превеликий храм, и там стоя всё делаемое в храме смотрели и тщательно замечали, – как сначала был так называемый малый вход, потом с великолепием совершился великий и иподиаконы и диаконы выходили из святого алтаря с лампадами и рипидами, а также весьма многие иереи и архиереи по обычаю со страшными и божественными тайнами и сам, имевший тогда святительство, патриарх, и как все присутствовавшие пали на пол и горячо изливали молитву и взывали: Господи помилуй, а одни только 490 четыре оные языческие мужа с открытыми глазами и не боязненно смотрели и всё совершаемое замечали. Посему и милосердый и человеколюбивый Бог наш открыл очи мужей оных, и видели они нечто страшное и преестественное, вопросив о чём обстоятельно, узнали истину. Ибо когда окончился оный божественный и великий вход и от преклонения все встали, то мужи, видевшие странное видение, тотчас взяли за руки находившихся близ них князей императора и сказали им следующее: „Не отрицаем, всё, что мы доселе видели, страшно и велико, но сейчас виденное нами превыше естества человеческого. Ибо видели мы неких крылатых юношей, одетых в странную (и) прекрасную одежду. Они не ходили по полу храма, но носились по воздуху, поя: свят, свят, свят, что всех нас более всего другого поразило и привело в великое недоумение”. Когда услышали это князья императора, то отвечали им: может быть, вы не знаете всех таинств христиан и никогда не слыхали, что ангелы сходят с небес и священнодействуют с нашими иереями. Они, услышав это, сказали: всеистинно и ясно есть то, что нам говорите, и не нуждаемся в другом доказательстве, ибо мы сами все видели собственными глазами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Литургия оглашенных начинается с молитв священнослужителей у св. престола, затем произносится возглас Ελογημνη Βασιλεα -     и читается мирная ектения (и молитва 1-го антифона: Κριε Θες μν ο τ κρτος -          ). После нее совершается т. н. энарксис - некогда самостоятельное последование, состоящее из 3 антифонов . В совр. рус. практике, за исключением важнейших праздников, имеющих свои антифоны, в этом качестве обычно исполняются Пс 102 и 142 и блаженны , происходящие из чина изобразительных ; в греч. практике - вседневные антифоны . Антифоны перемежаются малыми ектениями и священническими молитвами (они называются молитвами 2-го и 3-го антифонов: Κριε Θες μν, σσον τν λαν σο -            : и Ο τς κοινς τατας κα συμφνους -          ). После 2-го антифона всегда исполняется тропарь «Единородный Сыне» , а в конце 3-го совершается малый вход : духовенство выходит через боковые врата из алтаря и торжественно входит через царские врата обратно (при архиерейском служении литургии епископ входит в алтарь из середины храма; после входа он совершает каждение; о проч. особенностях службы во главе с епископом или патриархом см. ст. Архиерейское богослужение ). Вход предваряется соответствующей молитвой (Δσποτα Κριε, Θες μν, καταστσας -          ) и сопровождается пением входного стиха . После него исполняются тропари и кондаки , посвященные литургическим памятям текущего дня; структурно они являются завершением 3-го антифона. Предстоятель читает молитву Трисвятого (Ο Θες γιος, ν γοις ναπαυμενος -            ), и исполняется это песнопение; во время него духовенство переходит на горнее место для слушания оттуда чтений из Свящ. Писания. Чтения включают прокимен (1 или 2), от 1 до 3 отрывков («зачал») из Апостола , аллилуиарий (1 или 2; в это время или ранее, во время Апостола, диакон совершает каждение) и от 1 до 3 отрывков из Евангелия ; перед Евангелием с XIV в. тайно читается специальная молитва (Ελλαμψον ν τας καρδαις μν -        ). По окончании чтений духовенство переходит с горнего места к св. престолу и возглашается сугубая ектения со священнической молитвой (Κριε Θες μν, τν κτεν τατην κεσαν -            ). Появление сугубой ектении в чине литургии связано с традицией к-польских молитвенных процессий по городу, состоявших из 3 антифонов (они тождественны антифонам энарксиса), чтения Евангелия и возглашения сугубой ектении ( Mateos. 1971. P. 148-156). Т. о., чтение Евангелия и сугубая ектения находятся в неразрывной связи, к-рая в наст. время поставлена под угрозу распространившимся обычаем чтения проповеди сразу после Евангелия (в греч. приходской практике проповедь после Евангелия стала нормой, но при этом сугубая ектения обычно не возглашается вовсе, а читается тайно в алтаре).

http://pravenc.ru/text/2110609.html

   Со святым Стефаном вопием к Тебе: Боже отмщений, Господи, не постави греха врагом, ненавидящим и обидящим нас, но по велицей милости Твоей к покаянию обрати и помилуй их; нас же от всякаго злаго их обстояния (советы лукавыя и коварства их разорив), всесильною Твоею десницею изми и избави, молим Ти ся, Вседержавный Царю, скоро услыши и милостивно помилуй.     Зри: Сия вся прошения на молебнах: общия, покаянныя, благодарственная, о путешествующих, о недужных, о всяком добром деле, о умножении любве и о ненавидящих нас — печатаны суть в Иерейском молитвослове и Книге молебных пений.    См. «Православный церковный календарь» на 1947 г. изд. Московской Патриархии.    Священники, имеющие скуфьи и камилавки, придерживаются следующих правил относительно их употребления во время богослужения. Пред литургией для чтения входных молитв священники исходят пред царские врата в камилавках и снимают их при чтении тропаря «Пречистому Образу», — когда надо целовать иконы и читать молитву «Господи, низпосли»; также входят в алтарь и целуют престол с открытой головой. Проскомидию принято совершать без камилавки или скуфьи. Скуфьи и камилавки надеваются пред «Благословенно Царство», и в таком виде священники стоят до Евангелия, совершая и малый вход с покрытой головой по примеру архимандритов, совершающих этот вход в митрах.    На чтение Евангелия скуфьи и камилавки снимаются, а потом опять надеваются, и таким образом священники стоят до начала пения «Херувимской». Пред чтением: «Никтоже достоин» скуфьи и камилавки снимают и уже не надевают во все дальнейшее продолжение литургии до возгласа «Всегда ныне и присно» в конце литургии при последнем явлении Святых Даров народу. Поставив Дары на жертвенник, священник надевает скуфью или камилавку и в таком виде стоит до конца литургии. На вечерне и утрене камилавки снимают при чтении т. наз. светильничных и утренних молитв, при чтении Евангелия, а также при чтении акафистов, молитв на молебне. На Преждеосвященной литургии камилавки снимаются при перенесении Святых Даров с престола на жертвенник, на пение «Да исправится», и начиная с «Ныне Силы Небесныя» до «Да исполнятся уста наша» (Руков. для сельских пастырей, 1880 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

Часто в современной приходской жизни можно встретить пренебрежительное отношение к служению алтарника. Однако Предание Церкви свидетельствует нам о том, что алтарник, подобно прочим служителям Алтаря, являет собой и своим послушанием образ горнего мира – образ Царства Божия, прообразуя собою Ангелов, сослужит Христу Спасителю в деле спасения людей (местной церковной общины) от греха и смерти. Обязанности алтарников за литургией, при отсутствии диакона (скачать в формате Word ) 1) Затеплить лампады. Приготовить вино. Перед тем как налить вино в кувшин надо обязательно попробовать его, не скисло ли оно, нет ли каких-нибудь посторонних привкусов, идеально наливать вино с вечера. Приготовить воду для проскомидии, небольшое количество, так чтобы в корчаге было только покрыто дно, вода должна быть самая обычная, не освященная, не остатки теплоты с прошлой литургии. Принести записки в алтарь. Читать поминания по благословению священника во время проскомидии и в свободные промежутки времени до Херувимской. 2) Подать кадило в конце проскомидии по указанию священника (Сначала поднять его правой рукой, левая рука держит нижнюю чашку, так чтобы верхняя часть не мешала держать покровец над кадилом. Затем отпустить нижнюю чашку для каждения большого покровца). Нарезать антидор . 3) Когда начинается каждение — открыть завесу царских врат . (Закрыть её после Великого входа). Перед началом литургии включить паникадило. 4) Малый вход. Во время возгласа священника « Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем…” перед началом пения 3 антифона (обычно – «Блаженны») зажигается пономарская свеча на горнем месте. Алтарник становится рядом с ней. Начало Малого входа обычно происходит во время пения «Блаженни милостивии», (если поются тропари на «блаженны», то на «Славу») алтарник синхронно крестится со священником, кланяется ему, после того, как свк направится от престола к горнему месту, подойти со свечой к двери, когда священник пройдет горнее место открыть северные врата и выйти. После благословения священника на вход алтарник входит в южные врата, ставит свечу обратно на горнее место, крестится и кланяется священнику, тушит свечу.

http://azbyka.ru/altarnik

Таже, Свете тихий: Прокимен, и чтение Триоди, дне. На стиховне дне Триоди. По Ныне отпущаеши: и по Отче наш: Тропарь, Богородице Дево, радуйся: и прочее по постному. По Честнейшую: и по поклонех глаголем трисвятое. Господи, помилуй, 12. Всесвятая Троице: Таже, Буди Имя Господне: и 3 поклоны. И Благословлю Господа: Достойно есть: И отпуст. На отпусте же поминает наставшаго святаго. По отпусте же входим в трапезу, и ядим два варения с елеем, и пием вино. В среду же и пяток ядим два варения без елея и пием вино. Аще ли случится 40 мучеников во един от дней постных, поем службу их сице: На часех по Ослаби, остави: и по Отче наш: кондаки по уставу. Таже, Господи, помилуй, 40. Слава, и ныне, Честнейшую Херувим: И по поклонех глаголем трисвятое. Господи, помилуй, 12, и Всесвятая Троице: и абие начинаем вечерню и обычную кафизму, глаголются же ектении малыя по коемждо антифоне. На Господи, воззвах: стихиры на 10, самогласен дне, дважды, и мученичен, и подобен Триоди, 3, и мучеников, 4. Слава, мучеников. И ныне: Прейде сень законная: Вход. Таже прокимен, и чтения дне, и мучеников чтения 3. Таже поем: Да исправится молитва моя: и 3 поклоны, и поряду Литургия преждесвященная. А идеже не будет преждесвященныя, по Ослаби, остави: и по поклонех великих, чтец глаголет: Приидите, поклонимся: трижды, и поклоны 3. Таже псалом: Благослови, душе моя, Господа: И поем вечерню без поклонов. По обычной кафизме стихиры на 6, Триоди подобны, 3, и мучеников, 3. Слава, мучеников, И ныне, Богородичен воскресен. Вход и Свете тихий: Прокимен, и чтения дне, и мучеников; и абие, Сподоби, Господи: Таже, Исполним вечернюю молитву: На стиховне Триоди. Слава, мучеников. И ныне, Богородичен по гласу. Ныне отпущаеши: По трисвятом тропарь мучеников. Слава, и ныне: Гавриилу вещавшу: ектения: Помилуй нас, Боже: Посем 3 поклоны великия и молитва: Всесвятая Троице: и Благословлю Господа: Достойно есть: и отпуст. Повечерие поем великое без поклонов. По 1-м трисвятом тропарь мучеников. Слава, и ныне, Богородичен воскресен, по гласу. По 2-м трисвятом тропари обычныя: Помилуй нас. Господи: По Достойно: и по трисвятом кондак мучеников. Господи сил, с нами буди: не поем. По Честнейшую: 3 поклоны великия. Трисвятаго же не глаголем, а отпуст малый. Полунощницу же поем по обычаю с кафизмою, якоже предписася в понедельник 2-я недели поста. Такожде и утреню, и всю службу мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Арка прорезана почти по всей ширине здания, сверху проходит 2-ступенчатый угловой простой валик. Перекрытие 1-го этажа сводчатое. Второй этаж представляет собой беседку, с 4 сторон открытую спаренными окнами, между которыми находятся небольшие колонны с простой базой и капителью. Этажи связаны внешней лестницей, к-рая расположена в юго-зап. углу, около ограды. Лестничные клетки устроены открытыми нишами в виде стрельчатых арок, над одной из арок на красном камне помещен рельефный равноконечный крест. Интересно перекрытие колокольни, не имеющее аналога в груз. архитектуре: все фасады увенчаны наклонными фронтонами, плоскости к-рых, ромбовидной формы, создают купол в виде конуса. У всех 4 фронтонов простые профилированные карнизы, на ребрах помещены рельефные изображения овец. Фасады колокольни вместе с плоскостями перекрытия отделаны тесаным камнем серого цвета. На зап. фасаде, на верхушке фронтона, вставлена плита светло-песочного цвета, на к-рой изображен рельефный крест. На этом же фасаде, над арочным входом, помещены 3 креста, 2 из них болнисские, 3-й находится между ними - это относительно большое изображение, высеченное широкой бороздой. Во фронтоне вост. фасада также помещен рельефный крест. Архиерейский дворец Архиерейский дворец (внутренние размеры 11,2×21 м) расположен у ограды (зап. стена дворца включена в ограду), с вост. стороны территории мон-ря, на склоне; юж. и сев. части фундамента находятся на разных уровнях ( Уварова. 1894. С. 180-181; Меписашвили, Цинцадзе. 1975. С. 11-13, 70-74; Описание памятников истории. 1990. С. 69; Рчеулишвили. 1994. С. 90-103). Его датируют X-XI вв. (Описание памятников истории. 1990. С. 69). Это прямоугольное в плане 2-этажное здание, главный вход расположен с сев. стороны (арочный, украшен кирпичным порталом; над ним на уровне 2-го этажа кирпичом выведена 5-зубчатая арка, опирающаяся на кирпичные колонны), малый вход - в вост. части юж. стены. Дворец построен булыжным камнем, конструктивные детали - точеным камнем, наличники окон и дверей выведены кирпичом.

http://pravenc.ru/text/2565610.html

" В собственной стране мы находимся в положении временщиков " Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас itemscope itemtype="" > " В собственной стране мы находимся в положении временщиков " По словам гендиректора ООО " Первый корпус Апраксина двора " Ирины Ивановой, местные власти проводят антигосударственную политику в сфере малого и среднего бизнеса Ирина Иванова   22.05.2009 277 Время на чтение 7 минут " Федеральные власти понимают, что развитие любого общества и страны невозможно без развития малого и среднего бизнеса. Председатель Правительства Путин достаточно много уделяет внимания развитию малого и среднего бизнеса . Недавно Правительством были приняты решения о необязательном использовании кассовых аппаратов, о прекращении проверок в малом бизнесе, о финансовой поддержке для открытия своего бизнеса. Все это правильные и очень необходимые меры. Хотя на мой взгляд, 59 тысяч рублей для того, чтобы открыть малый бизнес, недостаточно. Начинать необходимо с предоставления арендных площадей, а зачастую арендные платежи составляют значительную часть затрат, и указанной суммы в 59 тыс. рублей может хватить ненадолго. А ведь для начала бизнеса необходимо закупить оборудования, материалы, товары и прочее " , – заявила в интервью " Русской линии " генеральный директор ООО " Первый корпус Апраксина двора " Ирина Иванова , анализируя последние инициативы премьер-министра России Владимира Путина в сфере малого и среднего бизнеса. 20 мая председатель Правительства России Владимир Путин провел совещание по вопросу финансового обеспечения пенсионной реформы, здравоохранения и демографической политики, сообщает интернет-портал Правительства России. В.Путин сообщил о том, что " принято решение увеличить размер финансовой поддержки тем гражданам, которые временно утратили работу и которые хотят открыть собственное дело. Эта поддержка вырастет почти в два раза - с 30 тысяч до 59 тысяч рублей. Это совокупный объем самого большого пособия по безработице на год вперед " .

http://ruskline.ru/news_rl/2009/05/22/v_...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010