Иез. 46 :18. Но не должен брать старейшина насильственно от наследия народа, из своего (только) удела он может давать наследство сыновьям своим, чтобы никто из народа Моего не был изгоняем из владения своего. Иез. 46 :19. И ввел меня во вход южных ворот, в священную комнату священников 1277 , обращенную к северу: и вот-там отделенное место. Иез. 46 :20. И сказал мне: это-место, где священники должны варить (остатки жертвы) за (грех) неведения и за преступление 1278 , и там пекут все 1279 хлебное приношение, чтобы не выносить во внешний двор для освящения народа 1280 . Иез. 46 :21. И вывел меня во двор внешний и провел меня по четырем сторонам двора, и вот дворы по углам двора: Иез. 46 :22. На (каждом) углу двор, по четырем сторонам двора малый двор, в длину сорок локтей и в ширину тридцать локтей, одна мера у четырех (дворов). Иез. 46 :23. И комнаты вокруг них, вокруг (всех) четырех, и поварни устроены под комнатами кругом. Иез. 46 :24. И сказал мне: это помещения поваров, в коих варят служители храма народныя жертвы 1281 . Глава 47 Иез. 47 :1. И привел меня к преддверию храма, и вот вода истекала из-под непокрытого (места) храма 1282 на восток, ибо и храм лицем был обращен к востоку, и истекала вода с правой стороны, с южной стороны жертвенника. Иез. 47 :2. И вывел меня чрез северныя ворота, и обвел меня чрез ворота 1283 наружу к воротам двора, обращенного на восток. И вот вода вытекала с правой стороны, Иез. 47 :3. Как идет человек на противоположную сторону 1284 . И была мера в руке его 1285 . И намерил он тысячу мер и перешел по воде малую воду 1286 . Иез. 47 :4. И (опять) 1287 отмерил тысячу (мер) и перевел меня чрез воду, и поднялась 1288 вода до колен; и отмерил (еще) тысячу и дошла вода до чресл 1289 . Иез. 47 :5. И (еще) отмерил тысячу, но поток невозможно было и перейти, ибо кипела вода, как в шумном потоке, которого нельзя перейти. Иез. 47 :6. И сказал мне: видел-ли ты, сын человеческий? И повел, меня обратно 1290 к берегу реки. И когда я обратился, Иез. 47 :7. То вот на берегу реки весьма много деревьев по ту и другую сторону.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Паки (т.е. вновь) и паки миром Господу помолимся. Л. Господи помилуй. Д. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Л. Господи помилуй. Д. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу, и присно Деву Марию, со всеми святыми помянувшее, сами себе, и друг друга, и весь живот наш (т.е. жизнь нашу) Христу Богу предадим. Л. Тебе Господи. Диакон уходит в алтарь по окончании малой эктении, а священник возглашает: Св. Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Св. Духу, ныне и присно, и во веки веков. Л. Аминь. На клиросе начинают петь третий антифон: Л. Во царствии Твоем помяни нас Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. 1) Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. 2) Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 3) Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 4) Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 5) Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 6) Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 7) Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 8) Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное и 9) Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать всячески несправедливо злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь: ибо велика ваша награда на небесах. Во время пения третьего антифона, священник читает молитву третьего антифона: «Иже общи сии (т.е. Ты, Который эти общия) и согласныя (т.е. стройныя) даровавый нам молитвы, иже (т.е. Ты, Который) и двемя или тремя согласующимся о Имени Твоем, прошения подати обещавый (т.е. обещавый исполнить прошения, если двое или трое сойдутся во имя Твое): Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни (т.е. и на этот раз сам исполни прошения рабов Твоих), подая (т.е. даруя) им и в настоящем веце познание Твоея истины, и в будущем живот вечный (т.е. вечное блаженство) даруя». Теперь отверзаются двери для «малого входа». Священник и диакон творят три поклона пред трапезою. Священник дает диакону Евангелие и идут от правой стороны сзади престола, и, вышедши таким образом из алтаря северными дверями, с предшествующими им светильниками, совершают «малый вход».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По окончании пения антифонов дьякон или священник поднимает Евангелие, крестообразно благословляя им прихожан, и произносит: «Премудрость, прóсти» . Слово «премудрость» предупреждает молящихся о глубоком содержании следующего пения и чтения, а слово «прóсти» , то есть «стойте прямо», призывает к особому вниманию и благоговению. После пения «Приидите, припадем и поклонимся Христу, спаси ны, Сыне Божий…» поются церковные песнопения, называющиеся тропарями и кондаками. Они кратко повествуют о подвиге святого или выражают суть праздника, который в этот день совершается. В это время священник в алтаре от лица всех верующих молится Господу, чтобы Трисвятую песнь, от Серафимов воспеваемую, Он принял и от нас, смиренных и грешных, простил нам всякое согрешение и освятил наши помыслы, души и телеса. Трисвятое Малый вход завершается пением Трисвятого. Историю происхождения этой молитвы мы находим в Священном Писании и Священном Предании. Прежде всего, она связана с видением пророка Исаии, которому явился Ветхий Денми, то есть Бог в образе старца, сидящий на высоком Престоле. «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6: 2–3). Увидев Бога, Исаия возопил: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6: 5–7). Существует благочестивое предание: в Константинополе случилось чудо, явленное одному отроку, который во время землетрясения был восх и щен на небеса. Ему тоже довелось услышать ангельское пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный…» Когда он пришел в себя и поведал обо всем епископу, тот решил пройти по стенам города с пением Трисвятого, добавив к нему: «Помилуй нас!». После этого крестного хода землетрясение закончилось и город был спасен. Именно в этом виде Трисвятая песнь вводится в богослужение. Таково церковное предание. Документально же она впервые зафиксирована после завершения первого заседания Халкидонского Собора (451), когда отцы Церкви вышли из храма под пение Трисвятого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2345...

Почему же так быстро бежит время земной жизни? Ответ простой: потому что Бог сотворил человека не для этого мира, а для другого, не для времени, а для вечности. Наша Родина не здесь, а в другом месте. На земле мы живем лишь короткое время, как бы в командировке, постоянным же местом жительства для нас является вечность. На земле мы только странники и пришельцы, которых река времени несет к океану вечности, к тому небесному пристанищу, для которого и был сотворен человек Богом. Потому и бежит для нас быстро земное время – ибо мы являемся гражданами вечности, подданными другого государства, другой, неземной страны. Вот и этот пост пролетел как обычно быстро и незаметно… Жизнь христианина подобна Великому посту – она есть время борьбы, испытаний и трудов. Но как после Великого поста неминуемо бывает Пасха, так и в конце жизненного пути христиан, – тех, кто потрудился для Бога, – неминуемо бывает воскресение в жизнь вечную. Апостолам Христос говорит в Евангелии: «Вы пребыли со Мной в напастях Моих, и я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем…» Вот и всем тем, кто соблюдает посты, несет труды домашней и храмовой молитвы, вообще, кто подъял на себя крест церковной жизни, Господь скажет эти слова: «Вы пребыли со Мною в напастях Моих…» – то есть разделили со Мною скорби и труды, подражали Мне в этих трудах, и Я, как и апостолам, последовавшим за Мною, даю вам Мое вечное Царство. Малая скорбь ради Бога, по словам преподобного Исаака Сирского, лучше великого дела, совершаемого без скорби. Соблюдение постов, присутствие на службах в храме – как будто и не очень великое дело, но тем не менее это есть тот малый труд, та малая скорбь, которую мы несем ради Христа. И если мы несем эти простые труды с верой и смирением, то Он примет их как драгоценный дар, как свидетельство нашей любви и верности Ему, подобно тому, как принял две лепты бедной вдовицы. Аминь. 80. Вербное Воскресенье Все мы, христиане, призваны к тому, чтобы войти в грядущее Царство Бога и святых Его. Мы часто слышим в храме и читаем в Священном Писании выражения: «Царство Божие», «Царство Небесное», «Царство Христово». Каждая литургия начинается с возгласа «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа…» А понимаем ли мы, представляем ли себе, что это за Царство, какое оно? Увы, ответ чаще всего будет неутешительный: мы весьма плохо представляем себе, что такое Царство Божие. Разобраться, почему так происходит, помогает нам сегодняшний праздник – Вход Господень в Иерусалим.

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

Сей носильный одр Соломона можно еще отождествить с «колесницей Иезекиилевой» ( Иез. 1 ). Там тоже Господь-Вседержитель на колеснице. А четыре херувима-животных, на которых движется колесница, суть образы четырех евангелистов-апостолов. Благая Весть о Христе обходит вселенную, все концы земли. Вновь вспомним малый вход Божественной литургии, когда священнослужители – служители Слова, износят и вносят святое Евангелие. Далее описывается детальное устроение одра Соломона. Носильный одр создал себе Соломон от древес Ливанских. Этим указано, каковы святые Христовы и в особенности Его апостолы. Об этом пел еще псалмопевец: «Праведник... возвышается подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего, они и в старости плодовиты, сочны, свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь» ( Пс. 91:13–16 ). Величие и нетленность кедра ливанского указывают на духовное величие, нетленность и приобщенность к вечной жизни святых и апостолов. Крепкие, нетленные древеса Ливанские избрал себе одром Божественный Соломон – Христос. Они всегда, не устаревая, благоухают, возвещая о славе Его. Столпы его (одра) сотвори сребряны. Различно положение христиан в Церкви. Одни всегда ищут в ней помощи и поддержки, нуждаются в церковном укреплении, другие сами являются в ней столпами, через которые первым приходит утверждение и укрепление 32 . Господь говорит в Апокалипсисе: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего» (3:12). Св. Григорий Нисский : «А потому под столпами разуметь должно столпов Церкви, у которых слово в точности сребро чисто и «разжжено». Таковые источают от уст своих: «Слова Господни – слова чистые, серебро очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» ( Пс. 11:7 ). В особенности такими столпами являлись святые апостолы, на их вере зиждется вся святая Церковь . Бл. Феодорит: «Столпами также святые нарицаются апостолы, ибо богодухновенный Павел в послании к Галатам говорит: «И познавше благодать данную ми, Иаков и Кифа и Иоанн мнимии столпи быти, десницы «даша мне и Варнаве, да мы во языки, они же во обрезание» ( Гал. 2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Упоминаются и сами врата св. алтаря, называемые «нижними дверями» (α κτω θραι), и завеса, которая хотя иногда и называется обычным словом «καταπτασμα», но чаще всего обозначается термином «верхние двери» (α πνω θραι) 608 . Правила, приводимые в «Послании» относительно врат и завесы, в основном совпадают с одиннадцатой главой Стоглавого Собора (где также упоминаются и врата, и завеса), но более точны и детальны. Предписывается 1) в начале литургии держать завесу убранной, но врата затворёнными, 2) отверзать врата на малый вход, 3) закрывать их с началом молитв (то есть ектении) об оглашенных, 4) закрывать и врата, и завесу по Великом входе, и 5) убирать завесу при возгласе «Двери, двери...» 609 . Отверзение врат на Великий вход и перед возгласом «Со страхом Божиим...» очевидно подразумевается. Можно без преувеличения сказать, что «Послание» патриарха Паисия определило русскую практику относительно царских врат и завесы. Чтобы получить таблицу XIX современного русского чина, нужно добавить (кроме двух вышеупомянутых правил, которые подразумеваются) лишь указание о задёргивании завесы на возглас «Святая святым». А оно уже наличествовало в одиннадцатой главе Стоглава 610 . Неудивительно поэтому, что в С 1656, первом Служебнике, вышедшем после получения «Послания» Паисия, появились новые указания относительно врат св. алтаря. Были добавлены указания об отверзении царских врат на малый вход (пункт 2 в таблице XIX ), о затворении их после чтения Евангелия (пункт 3) и о об открытии их вновь на Великий вход (пункт 4). Пункт 3 не соответствует правилам в «Послании» патриарха Паисия, согласно которым врата затворяются с началом ектении об оглашенных, так что нельзя сказать, что эти правила были приняты полностью и безоговорочно. Указание о затворении царских врат и завесы по Великом входе (пункт 5) было удалено, возможно, потому, что считалось само собой разумеющимся, а указания для начала Божественной литургии были заменены одним кратким замечанием, которое с тех пор печатается во всех московских Служебниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так вот, совершался такой торжественный вход в храм, и этот вход к началу литургии являет, я бы сказал, замечательную историческую сохранность в архиерейском служении. Те из вас, кто бывает на архиерейской службе, знают, что архиерей, приходя на службу, не входит сразу в алтарь, но сначала входит на кафедру, которая располагается на середине храма, и там облачается во время пения антифонов, а затем совершается торжественный вход в алтарь с пением «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу», наподобие того, как в древности Патриарх или епископ входил в храм. Надо сказать, что здесь присоединяется и другое очень важное историческое вхождение. Дело в том, что в древности, когда не было книгопечатания, Евангелие рукописное являлось, естественно, совершенно особенной и чрезвычайной святыней общины. Не только потому, что вся община христианская почитала Слово Божие, но еще и потому, что такое Евангелие возобновить, восстановить было очень трудно. И поэтому список Евангелия община хранила как зеницу ока, тем более что во время гонений гонители всегда старались Евангелие найти и уничтожить. Евангелий, конечно, было мало, они были рукописными. Хранились Евангелия обычно не на престоле, как теперь у нас Евангелие лежит постоянно на престоле. Они прятались в специальные хранилища секретные, где их не так легко было найти. И вот к тому моменту, когда епископ приходил в храм, специально присоединялось изнесение Евангелия, или принесение Евангелия. Евангелие доставалось из хранилища, и его приносили для служения литургии. Таким образом, вход архиерейский как бы совпадал с принесением Евангелия, поэтому вход совершался с Евангелием. То, что мы имеем теперь, в обычной нашей священнической службе, есть некая трансформация, которая имеет целью сохранить какие-то главные моменты, символизировать их. То есть, наш малый вход просто символизирует все то, что было раньше, хотя большинство из нас уже не помнят, как это раньше было, и не понимают, для чего все обстоит именно так, а не иначе.

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

Когда певцы, поющие третий антифон (или, в воскресенье, блаженны ), доходят до слов “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:”, священник с диаконом трижды кланяются пред святым престолом. Затем, священник, взяв св. Евангелие, дает его диакону и оба идут от престола направо, обходя его сзади. И так, выйдя северными вратами, предшествуемые свещеносцами со светильниками, совершают малый вход. И, став на обычном месте, преклоняют оба главы; диакон произносит: Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Глаголет священник молитву входа тайно. [Диакон:] Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Священник же молитву входа: Молитва входа Владыко Господи Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства Ангел и Архангел в служение Твоея славы, сотвори со входом нашим входу святых Ангелов быти, сослужащих нам, и сославословящих Твою благость. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Владыка, Господи Боже наш, установивший на небесах полки и воинства Ангелов и Архангелов для служения Твоей Славе! Сделай, чтобы со входом нашим совершился вход святых Ангелов, с нами служащих и славословящих Твою благость. Ибо Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Молитве же скончавшейся, глаголет диакон ко священнику, показуяй к востоку десницею, держа вкупе и орарь треми персты: По окончании же молитвы, диакон, указывая к востоку правой рукой с орарем, говорит обращаясь к священнику: Благослови, владыко, святый вход. Благослови, владыка, святой вход! Священник благословляя, глаголет: Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Священник, благословляя, произносит: Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков. Посем диакон подает Евангелие священнику, и целует священник Евангелие. Исполньшуся же конечному тропарю, входит диакон посреде, и став пред иереем, возвышает мало руце и показуя святое Евангелие, глаголет велегласно:

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/liturgiya...

Отходя к избравшим его епископам, он целует и их руки, – в знак того, что он вступает в их чин и в залог любви и мира с ними во Христе. Итак, избранный уже возымел залог церкви и с настоящего времени есть ее обручник, принявший, вместо перстня, печать церковного благословения». Стоит в диаконике До времени посвящения избранный стоит в диаконике или в приделе, на южной стороне алтаря, и на малый вход не исходит. Симеон Солунский (в гл. 203) говорит: «избранный же стоит в диаконике, одеянный и украшенный набедренником; на малый вход он не выходит вместе с другими, как лицо, имеющее уневеститься Христу; и потому вводится в алтарь с особенною честию и с препровождением от других: это и есть вход его». §6. К посвящению приводится от протопресвитера и протодиакона И по трисвятом пении приводится от протопресвитера и протодиакона пред царские двери. Симеон Солунский (в той же главе) говорит: «из диаконика выводят его – предваряющий его несколько диакон и придерживающий его пресвитер, и таким образом идет он по правой стороне храма кругом амвона до алтаря. Ибо хотя он и совершенный обручник епископства, хотя и принял печать обручения и целование епископов: но еще не жених епископства, не принял еще дщери царевы, которую обручит себе; не соединен еще с нею союзом таинства, не сделался еще ею мужем, не вверился ей, не один еще дух с нею. Посему прежде уневещения он и называется еще пресвитером до тех пор, пока в посвящении примет звание мужа церкви и епископа». По трисвятом он один посвящается В прежних рукоположениях показано, что диакон хиротонисуется по Достойно, пресвитер – после херувимской песни, пред освящением даров; но епископ посвящается здесь – по трисвятом пении, после малого входа, пред восхождением на горний престол. Причину сего епископского посвящения, совершаемого после трисвятой песни, объясняет Симеон Солунский (в той же главе) так: «итак, вот когда, – после входа, – совершается сей брак духовный, именуемый хиротониею. Потому что так было и в начале: первый (малый) вход знаменует воплотившегося и пострадавшего за нас Владыку, воскресшего и вознесшегося на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

12 «Капитонами» в XVII веке назывались раскольники, по имени некоего старца Капитона, одного из «первых за веру стоятелей» против патриарха Никона См. «Внутренние вопросы в расколе в XVII векк» СПб. 1898г., стр. XXXII–XXXV, примеч.43, а также стр. 0104, под словом Капитон. (прим. электронной редакции). 13 «Повсть учинилъ, чесо ради у насъ римляне прокляти» очевидно, для того, чтобы показать, что «римляне прокляти» православными совсмъ не за noчumahie четвероконечнаго креста. На поле: М. нв. 15 Этот евангельский тексъ Игнатий применяет к самосожженцам и в первом своем послании к сибирской пастве, впрочем без примечания об «овинах» и «ямах». «Православный Собеседник». 1855г., кн.1, послание 1, стр.14. На поле: М. а. 16 Этот евангельский текст Игнатий применяет к самосожженцам в третьем своем послании к сибирской пастве, но там говорится уже о «ямах» под «избами», или о «погребах» (подвалах) «Православный Собеседник», 1855г., кн.2, послание 3, стр. 126. 17 О церковных кругохождениях не было речи ни в «Жезле правления», ни в «Увете духовном», изданном по повелению патриарха Иоакима. Но в «Деяниях» собора 1667 года относительно этого предмета было определено особое правило. Оно находится во 2 главе, в ряду правил, которые были «предложены» восточными патриархами-александрийским Паисием и антиохийским Макарием. «Проуведехом и сие, – сказано здесь, – яко в великую субботу, на утрени егда вход бывает, со святою плащаницею окрест церкве, подобне и во освящении церкве, вход со святыми мощами, около же церкве: не ходят по обычаю святые восточные церкве направо к востоку, но ходят налево к западу, мудрствующе, яко по солнцу подобает ходити. И то несмыслено мудрствуют: зане не согласно есть с прочими чины церковными. Ибо егда хиротонисается диакон, или священник, или архиерей, во хиротонии обхождение святыя трапезы с хиротонисаемым бывает не налево по солнцу: но надесно противосолнца. Такожде и со святым евангелием малый вход, и великий вход со святыми дарми, направо противо солнца, а не по солнцу. И чин каждения во святом алтаре окрест святыя трапезы, и в церкви подобне бывает. Чесо убо ради творят разнство, вход со святою плащаницею в великую субботу, и вход со святыми мощами, на освящении церкве: и во святом крещении и венчании. Каковое особное таинство в сих показуют; ей никакова: токмо суемудрие, и мятеж, и раскол. Лепо бо есть во святой церкви согласию быти, нежели расколу. Подобает убо якоже есть чин входу со святым евангелием, и со святыми дарми, и во хиротонии диаконства, иерейства и архиерейства. Такожде и входу со святою плащаницею, и во освящении церкве со святыми мощми, и во святом крещении, и венчании быти. Да престанет суемудреных, и расколников бесчинное предание, и да будет согласие со святою восточною церковию: и со самыми прочими церковными чины, вышеописанными».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010