БДЕНИЕ ВСЕНОЩНОЕ (греч. παννυχις, γρυπνεα – лат. vigilia) называется более или менее торжественная ночная служба, состоящая из соединения Вечерни и Утрени с присоединением в большинстве случаев часа первого. В прежнее время, а теперь в некоторых монастырях (напр. на Афоне) служба эта продолжалась всю ночь. ВЕЧЕРНЯ (греч. σπερινν лат. vesperae) – служба, исполняемая по большей части вечером, как указывает само ее название. Она может исполняться и днем, как напр. в некоторых случаях перед литургией. Ее характерным признаком является пение псалма 140 «Господи воззвах» и гимна «Свете тихий». ВЕЛИКАЯ ЕКТЕНИЯ. (см. слово «ектения»). ВЕЛИКИЙ ВХОД (см. слово «вход»). ВХОД, особое богослужебное символическое действие, состоящее в том, что служащий иерей (один или с диаконом) выходит из алтаря северными дверьми к амвону и от амвона проходит царскими дверьми в алтарь к престолу. При сем переносятся в зависимости от службы – кадило, Евангелие или св. Дары. Вход с кадилом и Евангелием бывает на вечерне и литургии. Он называется тогда малым. Вход с Дарами бывает только на Литургии и называется тогда великим входом. Малый вход означает шествие Спасителя на проповедь. Великий всегда означает шествие Спасителя на страдание и смерть. ВОЗГЛАС (греч. νησις). Произносимое священником громогласно заключение – ектении, тайных и иных молитв. Оно, большей частью, славословит Отца, Сына и Св. Духа. См. слово «Славословие». ГЛАС (греч. χος) – церковный музыкальный лад; их всего восемь. Каждый из них связан с определенным мелодико-гармоническим типом. ДОГМАТИК См. Богородичен Догматик. ЕКТЕНИЯ (греч. τεν τενα букв. – ряд) Последование кратких молений, соединенных в одно целое. Ектении бывают: 1) Великая, состоящая из двенадцати молитвенных предложений. 2) Малая – состоящ. из трех. 3) Сугубая – число молений различно; воззвание «Господи помилуй» повторяется трижды. 4) Просительная ектения тоже состоять из различного числа прошений, из которых одни сопровождаются «Господи помилуй», другие же, оканчивающиеся словами «у Господа просим», сопровождаются воззванием «Подай Господи».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Малый вход Малый вход ; в двунадесятые Господские праздники и на Пасху заменяется входным стихом), осеняя в это время дикирием и трикирием на 4 стороны, хор отвечает: «Ες πολλ τη, δσποτα» и «Σσον μς Υ Θεο» (        ...); 5) сразу после малого входа архиерей со священниками поют в алтаре 1-й из тропарей; архиерей, имея в левой руке жезл, совершает каждение (пред архиереем предходят диаконы с дикирием и трикирием); хор поет остальные тропари («Ες πολλ τη, δσποτα» не поется); кондак праздника опять поется в алтаре; 6) Трисвятое поется 7 с половиной раз поочередно хорами и священнослужителями; архиерей прочитывает вслух всех стоящих в алтаре молитву Трисвятого, во время 3-го Трисвятого (поется в алтаре) осеняет напрестольное Евангелие дикирием, во время 5-го (опять поется в алтаре) - трикирием; последнее разделяется на 4 части (Α: λδβλθυοτεΑγιος Θες, Β: λδβλθυοτεΑγιος σχυρς, Γ: λδβλθυοτεΑγιος θνατος, Δ: Ελησον μς) и поется священниками, в то время как архиерей после каждой из первых трех частей Трисвятого, стоя в царских вратах, произносит: «Κριε, Κριε, πβλεψον ξ ορανο» (          ) и осеняет народ дикирием и трикирием (хор отвечает: «Ες πολλ τη, δσποτα»); 7) после Трисвятого епископ восходит на горнее место, а диакон, имея в руке трикирий и обратившись лицом к народу, трижды возглашает: «Κριε, σσον τος εσεβες» (      ; в 3-й раз вместо «εσεβες» (благочестивых) может произноситься «βασιλες» (царей)), первое возглашение повторяется с пением священнослужителями, др. два - хорами; наконец, диакон возглашает: «Κα πκουσον μν» (      ), что повторяют с пением священнослужители; 8) вслед за этим возглашается малая похвала (при служении всякого архиерея), архиерей благословляет народ 2 руками; 9) Апостол вручает чтецу сам архиерей, обычай подавать архиерею фимиам для вложения в кадило не наблюдается; 10) к чтению Евангелия архиерей, сняв омофор, выходит в царские врата; после преподания епископом мира перед Евангелием хор поет «Ες πολλ τη, δσποτα» (в Архиератиконе указание об этом отсутствует); во все время чтения Евангелия епископ стоит в царских вратах лицом к народу; после прочтения Евангелия архиерей осеняет народ дикирием (хор: «Ες πολλ τη, δσποτα»); когда диакон, читавший Евангелие, подаст его архиерею, епископ осеняет им народ и входит в алтарь; 11) архиерей облачается в малый омофор уже во время сугубой ектении; 12) Херувимская песнь читается архиереем единожды (остальные 2 раза ее читают 1-й и 2-й священники), затем архиерей, имея в левой руке жезл, совершает каждение (пред архиереем предходят диаконы с дикирием, трикирием и напрестольным крестом); 13) архиерей изымает частицы из просфор во время пения Херувимской только в том случае, если он облачался не в алтаре; 14) великий вход совершается в том же порядке, что и в рус.

http://pravenc.ru/text/архиерейском ...

Проскомидию одни из иереев совершают, надевая скуфьи и камилавки, а другие с непокрытой головой. Последнее вернее, так как вся проскомидия исполнена глубокого молитвенного характера. А главное, стоя у жертвенника, священник не имеет надобности в особом предстательстве, которое, в сущности, и выражается нашими скуфьями и камилавками, так как здесь его никто особенно не видит, от чего, между прочим, и сами архиереи, совершая поминовение живых и усопших и покрывая Святые Дары на Херувимской песни по чину проскомидии, тоже стоят «без шапки», то есть без митры. Тем более так подобает делать иереям. Скуфьи наши и камилавки хотя и суть подобие митры, но в низшей степени. По совершении проскомидии скуфьи и камилавки надеваются перед началом Литургии, и в таком виде священники должны стоять до чтения Евангелия, совершая и малый вход тоже с покрытою головой, по примеру архимандритов, совершающих этот вход в митрах. В таком же виде, то есть с покрытой головой, совершается малый вход, когда они служат с архиереем, а по тому обычай некоторых священников совершать означенный вход, сняв скуфью или камилавку, не имеет основания. На чтении Евангелия скуфья и камилавка снимаются, а потом опять надеваются, и таким образом священники стоят до начала пения Херувимской песни. Перед чтением молитвы «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми...» скуфьи и камилавки снимаются и уже не надеваются во все дальнейшее продолжение Литургии до возгласа «Всегда, ныне и присно...» в конце Литургии, при последнем явлении Святых Даров народу. Поставив Святые Дары на престоле, священник опять надевает скуфью или камилавку и в этом виде стоит до конца Литургии. Б) На Литургии Преждеосвященных Даров. Священники снимают скуфьи и камилавки на целование святых икон во время пения «Во Царствии Твоем…», как и перед началом обыкновенной Литургии. Потом надевают их и стоят с покрытой головой до «Господи, воззвах» или до перенесения Святых Даров с престола на жертвенник. Окадив здесь, то есть у жертвенника, Святые Дары, по обычаю следует опять покрыть голову и в таком виде находиться до пения «Да исправится…» На «Да исправится…» скуфьи и камилавки опять должны быть снимаемы в знак выражения покаянного чувства, которое остальные молящиеся в то время выражают более усиленным образом, стоя на коленях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

В связи с тем, что описание чинопоследования литургии оглашенных требует отдельного подробного рассмотрения, в данной работе мы укажем лишь на основные ее части. Литургия оглашенных начинается с главного возгласа священника: «Благословенно царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». В этом возгласе священник провозглашает вечное прославление Пресвятой Троице, т. к. именно это является самым первым необходимым действием любого христианского богослужения. За возгласом следует великая ектения (великое прошение). В данной части богослужения верующие молятся о разнообразных христианских нуждах (о свышнем мире, о спасении душ и проч.) и приносят свои прошения Господу Иисусу Христу. Одновременно с этим священник в алтаре произносит тайные молитвы, в которых просит Господа о милости к данному храму и молящимся в нем. После великой ектеньи поются особые псалмы – 102-й: «Благослови, душе моя, Господа…» и 145-й: «Хвали, душе моя, Господа…» В данных псалмах изображаются благодеяния Бога по отношению к человеческому роду, а также показано состояние человеческого сердца и души в момент молитвы. Между двумя этими псалмами возглашается малая ектения: «Паки и паки (еще) миром Господу помолимся», в которой повторяются многие просьбы верующих, с целью их большего утверждения пред Богом. Далее следует пение блаженств евангельских. Это именно те заповеди блаженства, которые дал людям Сам Господь Иисус Христос (Мф. 5: 3—12). В этом песнопении указывается на то, каким должен быть христианин, чтобы ходить святым перед Богом. Здесь показана необходимость совмещения в человеке самых главных свойств его души: смирения, кротости, милосердия и т. д. Одновременно с пением евангельских блаженств происходит открытие царских врат, в которые совершается малый вход после окончания пения. Малый вход – это символ выхода Господа Иисуса Христа на первую проповедь. Протоиерей Серафим Слободской описывает малый вход так: «…священник берет с престола Св. Евангелие, передает его диакону и выходит, в предшествии диакона, несущего Св. Евангелие, северными дверями на амвон» . Одновременно с малым входом верующие поют: «Приидите, поклонимся…» – особое песнопение, призывающее верующих прийти к Господу с верой и молитвой. После этого поется тропарь (праздничное песнопение), посвященный воскресению, празднику или конкретному святому, в зависимости от дня совершения литургии. Далее поется т. н. Трисвятое: «Святый Боже…», в котором прославляется Пресвятая Троица и выражается просьба о милости Бога к верующим. В зависимости от времени и дня совершения литургии Трисвятое может заменяться другими песнопениями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

До сих пор у нас Литургия начинается с псалмов, песнопений Ветхого Завета: Благослови душе моя Господа; Хвали душе моя Господа. Потом, здесь же лежало на аналое Евангелие, новозаветная книга. Священник и дьякон берут Евангелие после чтения псалмов и под пение Заповедей Блаженств, новозаветная проповедь, входят в центральную часть храма. Центральная часть храма, трапеза, это символ Нового Завета, а алтарь символ вечного будущего Царствия Божия. Значит, отсюда, так называемый, Малый вход. Термин у нас остался в литургике, а смысл потерялся. Мы называем: пора нам Малый вход совершить. На самом деле это выход. Батюшка и дьякон выходит из алтаря, делают круг и возвращаются к престолу. А во времена Ефрема Сирина все это буквально так и происходило. Это был малый вход из притвора в центральную часть. В центре храма стоял жертвенник. Сегодня это столик, который стоит слева от престола в алтаре, а раньше он стоял в центре, большой стол, похожий на канунник. Вот сегодня люди, приходя в храм, на канун, за помин столик стоит там, и приносят печенюшки, хлебушек так, сахар или еще что-то. Кстати, а в ваших краях, что кладут на канун? То же самое? Ничего более вкусного нет оригинального? Жаль. Ну ладно. И вот люди приносят в храм нечто и кладут на жертвенник. Но на жертвенник надо класть то, что нужно в богослужении. А Литургии нужен хлеб и вино. Сегодня люди покупают эти продукты где-то в магазинах, а в Сирии и в Греции в древние времена христиане сами все это делали. У каждого свое домашнее вино, как в Грузии сегодня, у каждого свой хлебушек. Вот приносят эти дары люди в храм, опять, как у нас все изменилось. Слово «просфора» знают православные люди? Слово «просфора» означает приношение. То есть просфоры люди приносили в храм из дома раньше, а сегодня мы напротив просфоры из храма забираем. Так вот люди приносят свой хлебушек и свое вино. Дальше всем понятное правило: для жертвы Богу нужно отобрать лучшее. Лучший хлебушек заметен более или менее издалека, самый пышный белый без дырочек и так далее. Взяли лучший хлебушек, с ним будем служить.

http://pravmir.ru/v-chem-provinilis-adam...

Во время пения третьего антифона или Блаженны: совершается малый вход. Малый вход Иподиаконы берут трикирий и дикирий, пономари – рипиды, диаконы – кадильницы; старший священник, сотворив пред Престолом поклон и поклонившись вместе с протодиаконом архирею, берет Евангелие и отдает его протодиакону, который становится с ним за Престолом лицом на запад. В это время старший и прочие иереи, совершив положенные поклоны, целуют Престол, кланяются архиерею и за протодиаконом, по одному, выходят из алтаря северной дверью в таком порядке: свещеносец, посошник, два диакона с кадильницами, иподиаконы с трикирием и дикирием, рипидчики, протодиакон с Евангелием и иереи, по старшинству, обходят кругом архиерейскую кафедру, иереи становятся по обе стороны кафедры в направлении к алтарю. Свещеносец и посошник становятся на своих местах у Царских врат. Протодиакон с Евангелием – ниже амвона, посредине, против архиерея; по сторонам Евангелия – рипидчики, лицом друг к другу. Возле них, ближе к кафедре, диаконы и иподиаконы. Помолившись, все кланяются архиерею. Протодиакон: Господу помолимся. Архиерей и иереи читают тайно молитву: Владыко Господи, Боже наш: Протодиакон: Благослови, Преосвященнейший Владыко, святый вход. Архиерей: Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно и во веки веков. Протодиакон: Аминь. Вместе с иподиаконами подходит к архиерею, который целует Евангелие; протодиакон целует правую руку архиерея придерживающую Евангелие и отходит с Евангелием к рипидчикам. Иподиаконы передают архиерею трикирий и дикирий. Протодиакон: Премудрость прости. Совершает Евангелием крест и, обратившись лицом на запад, поет со всеми: Придите поклонимся: Диаконы кадят Евангелие, затем архиерея, когда он поклоняется пред Евангелием. Затем архиерей осеняет трикирием и дикирием кланяющихся ему священнослужителей и народ на запад, юг и север. Протодиакон в предшествии диаконов вносит Евангелие в алтарь чрез Царские врата и полагает его на Престоле; все остальные священнослужители входят в алтарь чрез северную и южную двери, а священники остаются внизу солеи. Архиерей сходит с кафедры и восходит на амвон, где осеняет народ при пении певчими Спаси ны, Сыне Божий: трикирием и дикирием на две стороны и идет в алтарь. У Царских врат его встречает протодиакон, принимает от него трикирий. Архиерей, поцеловав иконы на столпах Царских врат, Престол и приняв кадило от диакона, начинает кадить. Вслед за архиереем входят в алтарь иереи, целуя каждый икону Царских врат на своей стороне. Архиерей при медленном пении священнослужителей: Спаси ны, Сыне Божий: в предшествии протодиакона с трикирием, кадит Престол, жертвенник, горнее место, иереев на правой и левой сторонах, священнослужителей и исходит на солею. Свещеносец и посошник сходят с солеи и становятся ниже амвона против Царских врат.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По «Чину» патр. Филофея, после каждения на «Господи воззвах» «диакон, возвратившись, отлагает кадильницу и остается там; когда же поют Слава и ныне, входит иерей и надевает епитрахиль и фелонь и бывает вход: диакон, взяв кадильницу, положив фимиам и испросив благословение, как мы сказали (т. е. как пред каждением на Господи воззвах), входит вместе с иереем чрез северные двери, при открытых св. дверях, в предшествии чтецов двух со светильниками ( λαμπδων); за ними сзади диакон с кадильницей, исходит и иерей, имея опущенный ( κεχαλασμνον) фелонь, и отходят на обычное место; здесь чтецы ставят подсвечники ( μανουλια) посреди храма по обеим сторонам; иерей же становится прямо против ( καταντικρ) св. дверей; становится же и диакон направо от иерея немного наискось ( κπλαγου) и наклонившись ( κψας) немного, держа и орарь свой тремя пальцами правой руки, говорит тайно, только бы слышать иерею: Господу помолимся. Иерей же говорит тайно молитву сию: Вечер и заутра и полудне. И по молитве становятся прямо ( νστανται) и говорит диакон ко иерею, показывая вместе к востоку орарем, держа его тремя пальцами правой руки: Благослови, владыко, св. вход. И иерей благословляет к востоку, говоря: Благословен вход святых Твоих, Господи. Затем диакон отходит и кадит св. икону на стасидии предстоятеля и самого предстоятеля и опять становится на месте, где стоял ранее, ожидая окончания стиха; по окончании же его входит диакон на середину и, начертав крест кадильницею, возглашает: Премудрость прости… Чтецы, взяв опять светильники, идут вперед до св. дверей; диакон же, войдя внутрь св. алтаря, кадит св. трапезу: иерей, поклонившись пред св. дверями и целовав их, входит, и затворяются двери» 2207 . В ερατικνе, ныне действующем в Греческой Церкви, вход указывается делать так: «бывает малый вход в предшествии свещеносцев, за которыми идут диакон с кадилом и иерей; когда придут на середину храма против престола, наклоняют главы свои, и когда диакон скажет: Господу помолимся, если архиерей стоит в хоре, говорит тот тайно молитву входа; если же его нет, говорит иерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Зачем было делать такой обход, если бы существовало прямое внутреннее сообщение между алтарем и настоящим приалтарным отделением? Древние русские храмы сохранили следы такого устройства алтаря и его боковых отделений. – Обратим далее внимание на содержание молитв, произносимых священником во время самого входа и по вступлении в алтарь, пред пением трисвятого. В первой молитве священник просит Бога, чтобы Он со входом священнослужащего сотворил быти входу святых ангелов. Очевидно, дело идет о входе в алтарь. Но что за особенное побуждение было у составителя этой молитвы сосредоточивать всю суть её содержания на «входе», если бы этот вход не был первым к престолу, и если бы с ним не соединялось особенного значения для священника, приступающего к алтарю? Молитва трисвятого, непосредственно следующая за малым входом, своим содержанием дополняет путь, пройденный священником и представляет его уже стоящим лицом к лицу к престолу, потому что в этой молитве священник благодарит Бога за то, что сподобил его стать в тот час пред славою Своего святого жертвенника, пред которым как будто является в первый раз во время пения трисвятого. Вообще вся обстановка этого обряда рассчитана на самом действии входа, а не на предносимом евангелии. Диакон говорит: благослови, владыко, святый вход, и священник отвечает: благословен вход святых Твоих. Сопоставим теперь с этими данными порядок архиерейского служения – и мы увидим замечательную аналогию с фактами, сейчас отмеченными. Служебник архиерейский удержал воспоминание об этом обряде еще яснее. Известно, что архиерей сам не начинает литургии, но остается среди церкви до малого входа и только с этою процессией вступает в алтарь. У Максима Исповедника , в толковании на литургию, малый вход представляется первым появлением архиерея пред собранием для совершения литургии, затем следует вход в алтарь и на горнее место. С архиереем входит и народ, после чего начинается чтение божественных писаний. 2 Так как у названного толкователя служба архиерейская не отличается ничем от обыкновенной священнической, то сказанное им относительно архиерея имеет полную силу и для литургии, отправляемой священником.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

   По «Чину» патр. Филофея, после каждения на «Господи воззвах»    «диакон, возвратившись, отлагает кадильницу и остается там; когда же поют Слава и ныне, входит иерей и надевает епитрахиль и фелонь и бывает вход: диакон, взяв кадильницу, положив фимиам и испросив благословение, как мы сказали (т. е. как пред каждением на Господи воззвах), входит вместе с иереем чрез северные двери, при открытых св. дверях, в предшествии чтецов двух со светильниками (λαμπαδων); за ними сзади диакон с кадильницей, исходит и иерей, имея опущенный (κεχαλασμνον) фелонь, и отходят на обычное место; здесь чтецы ставят подсвечники (μανουαλια) посреди храма по обеим сторонам; иерей же становится прямо против (καταντικρ) св. дверей; становится же и диакон направо от иерея немного наискось (κπλαγου) и наклонившись (κψας) немного, держа и орарь свой тремя пальцами правой руки, говорит тайно, только бы слышать иерею: Господу помолимся. Иерей же говорит тайно молитву сию: Вечер и заутра и полудне. И по молитве становятся прямо (ανστανται) и говорит диакон ко иерею, показывая вместе к востоку орарем, держа его тремя пальцами правой руки: Благослови, владыко, св. вход. И иерей благословляет к востоку, говоря: Благословен вход святых Твоих, Господи. Затем диакон отходит и кадит св. икону на стасидии предстоятеля и самого предстоятеля и опять становится на месте, где стоял ранее, ожидая окончания стиха; по окончании же его входит диакон на середину и, начертав крест кадильницею, возглашает: Премудрость прости… Чтецы, взяв опять светильники, идут вперед до св. дверей; диакон же, войдя внутрь св. алтаря, кадит св. трапезу: иерей, поклонившись пред св. дверями и целовав их, входит, и затворяются двери».    В ερατικνе, ныне действующем в Греческой Церкви, вход указывается делать так:    «бывает малый вход в предшествии свещеносцев, за которыми идут диакон с кадилом и иерей; когда придут на середину храма против престола, наклоняют главы свои, и когда диакон скажет: Господу помолимся, если архиерей стоит в хоре, говорит тот тайно молитву входа; если же его нет, говорит иерей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И поэтому список Евангелия община хранила как зеницу ока, тем более что во время гонений гонители всегда старались Евангелие найти и уничтожить. Хранились Евангелия обычно не на престоле, как теперь у нас. Они хранились в специальных хранилищах, где их не так легко было найти. И к тому моменту, когда епископ приходил в храм, специально присоединялось принесение Евангелия. Евангелие доставалось из хранилища, и его приносили для служения литургии. Таким образом, вход архиерейский как бы совпадал с принесением Евангелия, поэтому вход совершался с Евангелием. То, что мы имеем теперь, в обычной нашей священнической службе, есть некая трансформация, которая имеет целью сохранить главные моменты, символизировать их. То есть, наш малый вход символизирует все то, что было раньше, хотя большинство из нас уже не помнят, как это раньше было, и не понимают, для чего все обстоит именно так, а не иначе. И наше аллегорическое, символическое толкование дает картину совершенно противоположную тому, что было в истории. Потому что тогда это был действительно вход с Евангелием для служения литургии вход архиерея с Евангелием. А теперь это выход с Евангелием, который как бы изображает, символизирует выход Христа на проповедь . В древности так не понимали этот момент, это уже более позднее и как бы сочиненное символическое толкование, конечно, довольно искусственное. Мы не видим, чтобы такие аллегорические толкования, довольно далекие и поздние и имеющие характер благочестивых измышлений, содействовали росту благочестия в народе, чтобы они облегчали вам совершение литургии. Напротив, когда мы представляем себе литургию более близкой к исторической реальности, когда мы понимаем, как это совершалось в древности нашими древними святыми, мучениками, мы лучше можем совершать Божественную литургию. Но нам нужно научиться и тот и другой подход ценить – не отбрасывать, не осуждать, но уметь и в том и в другом подходе увидеть хорошее, доброе и объединить их должным образом. Тогда наше понимание, наше толкование литургии будет наиболее полным.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010