А исповедь – да, была и исповедь, долгая, подробная, внимательная. Но это была просто исповедь, не более и не менее того, и тем она и была прекрасна. 6. Парадоксы нашего поста «Обед весь постный-постный! На перво жиденька овсянка с луком, грибовница с крупой, лукова похлебка . На второе : грузди жарены, брюква печеная , солоники – сочни-сгибни с солью, каша с морковью и шесть других разных каш с разным вареньем и три киселя: кисель квасной, кисель гороховой, кисель малиновой … А время идет да идет. За послеобеденным кипяточком с клюквой да с пастилой и паужне черед пришел. Вздохнула купчиха, да ничего не поделать – постничать надо! Поела гороху моченого с хреном, брусники с толокном, брюквы пареной, тюри мучной, мочеными яблоками с мелкими грушами в квасу заела . Ежели неблагочестивому человеку, то эдакого поста не выдержать – лопнет». Так писатель С. Писахов описывал пост некоей купчихи. Мы, конечно, эту карикатурную купчиху разгромно обличим: скажем, что пост заключается не только в перемене блюд, но и в сокращении их количества. И что кулинарные изыски тут неуместны. И вообще, дело не в груздях и брюкве, а надо накормить голодного и самому не есть человеков. И главное тут настрой духа, а не пища, и… И всё равно каждый год во всех православных СМИ подробнейшим образом после всех этих правильных слов обсуждается постное меню, и поминается монастырский устав, и отдельно разъясняется, что не надо всем подряд ему следовать. Разговор у посте все равно у православных сводится к бесконечному перебору «это себе позволю» и «от этого воздержусь», прежде всего в отношении пищи, хотя, конечно, речь заходит и о развлечениях, и о супружеской жизни, и о многом ином. Вообще-то это хорошее нам всем напоминание, насколько зависим мы от этой самой пищи. Какими бы духовными мы себя ни считали, а желудок определяет наше поведение и самочувствие куда сильнее, чем нам кажется – вот одна из простых истин, которым учит нас пост. Но купчиха вместе со всеми нами, похоже, забыла еще кое о чем важном. Посты существовали еще задолго до христианства, и христиане с самого начала к ним прибегали, следуя словам Спасителя «придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься» (Матфей 9:15). Тогда постившиеся просто ничего не ели, как правило, в течение одного дня. Но вот эта идея постного стола с брюквой и груздями – она как раз появилась позднее. Об этом около ста лет назад рассказал священномученик Иларион (Троицкий)

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-smysl...

О, великое смирение было у этого монаха, поэтому и бесы не могли его никак уязвить. Старуха, стуча деревянной ногой, быстро накрыла стол и поставила приготовленные ястие и питие. Батюшка прочитал молитву, благословил трапезу, и мы сели за стол. Вначале старая подала настоящий венгерский рыбный папри-каш — горячий и жгучий, как адское пекло. Чтобы есть этот суп, надо иметь железный желудок. В нем было столько перца, что мы все, открыв рот, дышали, как собаки на жаре, а батюшка ел, не поперхнувшись, и только слезы катились у него из глаз. Затем была подана обжаренная в яйце и сухарях капуста с бобами и рисовая каша с грибами. Поскольку в месяцеслове на этот день значилось разрешение на вино, мы выпили по стаканчику местного рислинга, страшно кислого — “вырви глаз”. Потом еще пили чай. Батюшка вкушал один раз в сутки, но основательно. Не успели мы закончить трапезу, как в окно постучали, и в избу зашла приятная пара лет этак по сорок пять с просьбой и за советом. Оба были вдовые, имели взрослых детей, которые переженились, и поэтому эта пара считалась между собой как сват и сватья. И вот, им тоже пришла фантазия обвенчаться вторым браком. Батюшка усадил их на лавку и полез в сундук, откуда достал старинную пудовую в кожаном переплете книгу “Кормчую” и зачитал им следующее: “Сват и сватья имеют родство не по крови, а по присвоению ко браку их чад, и Соборные Отцы их брак не разрешают и не запрещают, а полагаются на их собственную совесть. А если сойдутся в браке, то не порочен сей брак, но эпитимия им будет такая: не вкушать мяса один год”. Пара поклонилась батюшке, поблагодарила его и, довольная, вышла вон. Красивая вдова Магда стала жаловаться на своего сынка, что буен, хулиганит, и нет на него управы, и просила вуйко, чтобы выгнал из мальчишки беса. Батюшка призвал мальчика, огладил его по голове и, зажав между коленями, пристально посмотрел ему в глаза. Мальчик был спокоен и улыбался. Был он также спрошен: ходит ли на исповедь и приемлет ли Святое Причастие? Мальчик ответил утвердительно.

http://azbyka.ru/fiction/besogon-iz-olxo...

Ибо не душа сохранила дух, но сама им сохранена, и свет объял тьму. Слово есть Божественный свет, тьма же – душа, чуждая ведения. Поэтому, если она живет одна, то уклоняется к веществу и умирает вместе с плотью, а когда она соединена с Божественным духом, то не лишена помощи, но восходит туда, куда возводит ее дух. Ибо жилище духа на небе, а душа имеет земное происхождение. Сначала дух обитал вместе с душой, но потом оставил ее, потому что она не захотела следовать ему. Хотя она удержала в себе некоторые искры его могущества, но, отделившись от него, не могла созерцать высших вещей; ища Бога, она, по заблуждению, вымыслила многих богов, последуя ухищрениям демонов. Дух Божий не во всех присутствует, но пребывает только в некоторых праведно живущих людях и, соединяясь с их душой, посредством откровений возвестил и прочим душам о сокровенных вещах. И души, повинующиеся мудрости, привлекли к себе родственного им Духа, а непокорные и отвергнувшие Служителя пострадавшего Бога показали себя более богоборцами, нежели богочтителями» (cap. 13). Поэтому для спасения человеку необходимо снова войти в обладание Духом: «Нам должно теперь искать снова то, что потеряли, соединить свою душу со Святым Духом и образовать с Ним союз согласно с волей Божией (την каш θν   συζυγαν)» (cap. 15). Человек только тогда является истинным человеком, образом и подобием Божиим, когда, став выше человечества, приближается к Богу, т. е. когда он освобождается от материи. Когда это дело очищения совершится, когда наше тело с душой, которая соединяет его, сделается подобным храму, тогда Бог вселяется в нем посредством Божественного Духа: «Совершенный Бог бесплотен, а человек есть плоть. Душа есть связь плоти, а плоть есть вместилище души. Если существо, так составленное, будет держать себя наподобие храма, то Бог благоволит обитать в нем через Духа, Им посылаемого» (ibidem). Человек, таким образом, вновь делается образом и подобием Божиим и вновь приобретает святость и нетление. Это учение о душе во многом напоминает учение стоиков, но предоставляет руководственное значение духу  – πνεμα.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

А в Быт.10:8 сыном того же Куша называется и Нимрод, основатель Вавилона и других сеннаарских городов. Эти сопоставления переносят нас из африканской Эфиопии в область рек Тигра и Ефрата. И действительно, греческие писатели говорят о народе, жившем в горах между Ассирией и Сузианой, которому усвояют имя Κοσσαοι. И в памятниках ассирийского клинообразного письма называется народ Кашши, с которым вынужден был воевать Сеннахерим (упоминаемый в Библии, современный пророку Исаии, ассирийский царь), ходивший в их гористую страну. В гораздо более древних памятниках клинообразного письма упоминается народ Кашшу, который очень рано имел большую силу в Вавилонии. «Цари Кашшу» упоминаются в памятниках, составленных приблизительно за 1500 лет до Р. Хр. С ними вели войны Белни-рари (около 1370–1350 г. до Р. Хр.) и его внук Раман-нирари I (около 1330–1300 г. до Р. Хр.) Ассирийские цари; а Асур-насир-пал (около 885–860 до Р. Хр.) называет Кашшу жителями Вавилонии (=Кардуниас и Калду). Библейское имя вавилонян или халдеев касдим (=калдим=καλδαοι) сделана попытка произвести от того же имени Кашшу: кашда, в клинообразных надписях встречающееся слово, может значить: «граница область Каш (=Кашшу)». Наконец, Геродот называет жителей Сузианы (=библ. Элама) Κσσιοι, а самую Сузиану γ Κισση, каковое название может указывать на родство эламитян с коссеями – жителями Вавилонии. По типу лица и по языку эти жители Элама, очевидно, родственны древнейшим жителям Вавилонии – несемитам. Элам – аккадское имя (=высокая страна), первоначально принадлежавшее, вероятно, только той горной стране, в которой жил народ Кашшу – Κοσσαοι, с течением времени распространившийся и на соседнюю южную равнину, где с ним смешались семиты – пришельцы. Цари государства, здесь образовавшегося, сами себя называли «царями Аншана»; а Эламом эту страну называли жители Аккада, вавилоняне, ассирияне и евреи (Friedrich Delitzsch, Wo lag das Paradies? 320 ff.). И востоквъ солнца – ср. Быт.11:2 , где «от восток» есть буквальный перевод еврейского выражения, правильнее значащего: «на востоке».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Протоиерей Иоанн Попов. В Кашин и Полтаву. Владикавказ, 1909. С. 6 ТГОМ. Каш Ф. КВФ. 141. С. 54. Кашинский филиал Тверского государственного музея. С. 56 Протоиерей Иоанн Попов. В Кашин и Полтаву. С. 7 Там же. ГТОМ. Каш Ф. КВФ. 141. Кашинский филиал Тверского государственного музея. С. 56 Тверские епархиальные ведомости. 1909. 23–24. С. 256 Московский листок. 1909. 135. С. 2 Там же. 134. С. 12. Тверские епархиальные ведомости. 1909. 23–24. С. 258. Тверские епархиальные ведомости. 1909. 25. С. 275–282 Тверские епархиальные ведомости. 1909. 20. С. 391 ТГОМ. Каш Ф. КВЖ 1481 Громов М.Н. Философская семантика образа святого Георгия//Святой Георгий Победоносец в истории и культуре. Сост. и отв. ред. И.К. Кучмаева, М.Н. Громов. М., 2000. С. 18 Смолич И.К. Русское монашество. М., 1999. С. 434 Там же. С. 434–435 Тамбовские епархиальные ведомости. 1886. 1 ноября Там же. Там же. Там же. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание чудотворных Ее икон. Ярославль, 1993. С. 222–223 Пребывание Их Императорских Высочеств Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны в пределах Ярославской губернии. 2–6 июня 1892 г. Ярославль, 1892. С. 1. Там же. С. 20 Там же. С. 25 Там же. С. 26 Там же. С. 32–33 Там же. С. 35–36 Там же. С. 70–71 Словарь исторический о русских святых. М., 1990. С. 147 Пребывание Их Императорских Высочеств Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны в пределах Ярославской губернии. 2–6 июня 1892 г. Ярославль, 1892. С. 98–99 Там же. С. 102 Там же. С. 104 Мищенко А.К. Святые Елизавета и Сергий (пребывание в Орле). Орел, 2004. С 7 Там же. С. 31 Там же. С. 33 Там же. С. 34 Там же. Там же. С. 10 Свято-Введенский женский монастырь Орловской епархии. Орел, 2004. С. 4 Там же. С. 2 Там же. С. 3–4 Там же. С. 6 Там же. С. 5–6 Сказание о чудотворных иконах Богоматери и ее милостынях роду человеческому. Коломна, 1993. Т. 1. С. 399–400; Энциклопедия православной святости Авт.-сост. А.И. Рогов, А.Г. Парменов. М., 2003. Т. I. С. 69

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Первыми учителями были: по латинскому языку Вознесенской церкви священник Василий Фёдоров; по русской грамоте Якиманской церкви священник Стефана Автономов. В том же 1768 году 20 марта открыты были и классы. На первое время собрано было 9 мальчиков, детей городского духовенства. Между тем, из отзывов благочинных оказалось, что в состав причтов Кашинского духовенства находится немало лиц малограмотных, не умеющих подписать своего имени. Священники Василий Федоров и Стефан Автономов, как лица более других заинтересованные в открытии училища, донесли об этом преосвященному. Донесение это обратило па себя серьезное внимание преосвященного и вызвало распоряжение о привлечению обучению в школе не только детей, но и малограмотных членов, причта дьяконов, дьячков и пономарей, которых в уезде оказалось 39 человек, из них 4 дьякона, 15 дьячков и 20 пономарей. Все они обязаны были подпискою явиться в школу для обучения потному пению, чтению и письму. Это распоряжение благоприятно отозвалось и относительно представления в школу детей: многие священники, дьяконы и дьячки уже без отговорок давали подписки отдавать в школу не только детей, но и родственников, находящихся на их попечении (Архив Каш. Дух. Правл. в Каш. Клобуков монаст.). 10 Вытью называется мера земли доброй 12, средней 14, худой 16 четвертей. Четверть в длину 40 сажень, поперёк 30 сажень. (Истор. Карамзина т. IX. Примеч. 816). 11 Строители Акимовы погребены в нижнем этаже Троицкой церкви и все родство их в Димитровском монастыре. 12 С особым торжеством совершается в Кашине крестный ход в неделю всех Святых из городского Собора ко всем церквами и монастырями находящимся в городе. Пред каждою церковью совершается краткая лития с прочтением Евангелия храмовому празднику посещаемой церкви и закапчивается многолетием. На пути от одной церкви к другой поются молебны разным Святым. На встречу крестному ходу выносятся из каждой церкви хоругви и особо чтимые иконы, который и сопровождают его до Воскресенского собора. На это торжество собираются не только городские жители, во много народа и из деревень.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, почитанье аульных патронов играло громадную роль в устройстве как личной, так и общественной жизни ингушей. Эти патроны сохраняют свое значение и при существовании патронов целого общества, состоявшего из нескольких аулов, но мало-помалу уступают им свое место, или же сами превращаются в общественных святых. Из аульных патронов назову следующих, известных мне из личных расспросов и по литературным источникам. Об одних из них имеются более или менее подробные сведения, а о других, кроме их названий, не сохранилось ничего. В Джераховском обществе, близ сел. Пхомат, 66 находится святилище в честь аульного патрона, носящего имя самого аула, а именно – Пхомат-ерда. В честь его празднуется один день в ноябре месяце. Возле селения Бойни Мецхальского общества находится святилище Баит-сели, которое впоследствии утратило свое значение, и стало играть подчиненную роль обще-ингушскому святому Мятцели. Недалеко от аула Ага-Кале (?) в Хамхинском обществе, на берегу р. Ассы, находится христианский храм Алби-ерда (по имени строителя), впоследствии превращенный в языческое святилище. Недалеко от Алби-ерды находится святилище Аушасел, по форме напоминающее обыкновенный чеченский могильник (каш). Это, очевидно, была приходская церковь , обращенная впоследствии в место для совершения языческих празднеств. Жители сел. Тумгой, Хамхинского общества, праздновали ежегодно три ночи и три дня празднество, в честь местного патрона умга-ерда, имеющего также свой «эльгыц», с каменной оградой вокруг, возле которого находятся два каменных памятника, поставленных предкам тумгинцев по имени Гуй и Цикма. Святилище Дзорох-дэла находится в Хамхинском обществе. Празднество бывает раз в год, зимой. Мало-помалу, с увеличением населения аула, из него выходили отдельные семьи, и поселившись вблизи, не прекращали связи ни с родным аулом, ни с его патроном. Таким образом, круг почитателей аульного святого увеличивался, и он становился общим патроном для целого общества, и даже нескольких обществ, а иногда и всего чеченского племени. Он продолжает исполнять те же функции, как и аульный «ццу», но значение его гораздо больше и шире. Здесь уже мы встречаемся с более сложными обрядами, с более определившимися функциями божеств, с типичными формами почитания. Зарождается жречество, и появляются изображения богов в виде идолов. Многие из этих высших богов сохраняют черты предков ингушей, но рядом с ними встречаются имена христианских святых, а иногда являются боги совершенно новой категории.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В античности религиозная жизнь Л., как и всей М. Азии, определялась смешением греч. и местных божеств: последние часто отождествлялись с греческими. Большим почитанием пользовались несколько святилищ, в т. ч. Лето близ Ксанфа и Артемиды Элевтеры в Мирах. Остатки языческих культов существовали в Л. еще в VI в.: почитались Диоскуры, священные кипарисы, в жертву приносили пары быков. Со II в. до Р. Х. в Л. (в Фаселиде, Термессе, Мирах, Тлосе) присутствовали общины иудеев. Появление христианства в Л. связано с проповедью ап. Павла, к-рый ок. 57 г. посетил Патары, а в 59 г., уже под стражей по пути в Рим, побывал в Мирах. В Патарах и Мирах почитались неск. мучеников II-IV вв., в т. ч. 1-й епископ Мир Никандр (см. ст. Никандр и Ермей ). О том, что к кон. III в. в Л. было много христиан, свидетельствуют 2 надписи, из Ариканды и Колбасы, на к-рых приведен текст рескрипта имп. Максимина Дайи 312 г. против христиан. В это гонение пострадал сщмч. Мефодий Олимпийский, еп. Патар. Причащение апостолов. XI в. Роспись купола ц. свт. Николая в Демре, Турция Причащение апостолов. XI в. Роспись купола ц. свт. Николая в Демре, Турция После легализации христианства сформировавшаяся церковная организация Л. следовала гражданской. На I Вселенском Соборе 325 г. в Никее Л. и Памфилия были представлены как отдельные епархии, хотя от Л. присутствовал только еп. Патар Евдем. Согласно позднейшей легенде, в Соборе участвовал также епископ Мир свт. Николай Чудотворец, но его имя в списках епископов встречается лишь с VI в. Миры стали митрополией Л., т. к. именно они были адм. центром провинции. Согласно спискам епархий К-польской Церкви (Notitiae episcopatuum), митрополия Л. занимала обычно 19-21-е место среди митрополий Патриархата. Епископов имели города Агиодула, Адрианополь, Акалисс (ныне Асарчык), Аканда, Акарасс, Антифел (ныне Каш), Аперлы (ныне Сычакискелеси), Аракса (ныне Орен), Арнеи (близ совр. Эрнеза), Ариканда, Вальвура, Вувон, Евдокиада, Зинополь, Кандива (ныне Чаталолук), Кавн (близ совр. Дальяна), Кианеи (ныне Асар), Комва, Коридалла (ныне Хадживелилер), Ксанф, Левисс, Лимиры, Лорнея, Макра, Маркиана, Маставра (ныне Дереагзы), Милоиты, Ниса, Эноанда, Олимп (ныне Чыралы), Палеоты, Панорм, Патары, Пинары, Подалия, Родиаполь, Сидимы (ныне Юкарыдодурга), Таты, Телмесс, Тергас, Фаселида (близ совр. Текировы), Фелл, Филита, Финик и Хома. С самого начала нотиций в составе митрополии 2-е место после Мир занимала расположенная в глубине материка Маставра. Значимость этой кафедры подтверждает и огромный собор, построенный в городе в Х в. Реформа епархий в Л. произошла в нач. Х в., видимо, в связи с изменениями политической ситуации в Византии. К этому времени на побережье Восточной Л. не осталось ни одной кафедры. В 7-й нотиции К-польского Патриархата (X в.) указано только 33 из 37 прежних кафедр, причем вместо 12 старых появились 5 новых, а еще 3 были переименованы.

http://pravenc.ru/text/2110501.html

Н.А.» Обе книги – ее и моя – были очень важны для нее. Своеобразный мостик между Россией и Грузией. Весной 2015 года она узнала о своей болезни, которая быстро прогрессировала, и восприняла это со смирением: «Значит, Господь таким путем ведет меня ко спасению!» И при этом находила в себе силы писать мне бодрые письма. «Машенька, поздравляю с выходом книги! У меня всё по-прежнему. К сожалению, так и не смогла дочитать тексты Сережи. Он хороший человек, но наивный, в интернете сейчас много сообщений, как исцелится от рака. Например, если есть гречневую кашу, то через семь дней можно выздороветь, ну и так далее… Вот в чем я убедилась: в случае неисцелимых болезней враг крепко цепляет за душу и старается погубить ее с помощью таких вот гречневых каш. Но я такая же, как Сережа, и в случае неисцелимых домашних тяжелых ситуаций стараюсь сбежать от них в якобы помощь другим людям. Мы беглецы от реальных проблем. Ваша Н.П.» Вот ее последнее письмо: «24 сентября 2015 года. 12:30 На днях получила по почте книгу “Однажды в Грузии” и буквально пришла в восторг! Книга так великолепно издана, что я залпом перечитала ее заново. Что же касается Павлика, то Эйнштейн в школе был дебилом. Но цыплят по осени считают. Н.А.» 19 октября я сообщила ей, что «Открытые небеса» получили специальный приз на конкурсе «Золотой витязь» . Это был по праву ее триумф. И получила в ответ уведомление о прочтении. Она, всегда внимательная и пунктуальная, набирать ответ уже не могла. Нет ничего случайного. Она отошла к Господу 25 октября. За день до того был Собор Оптинских святых, которых она воспела своим творчеством. 26-го – праздник Иверской иконы Божией Матери. Нина Александровна потратила столько сил, чтоб на деле показать: во Христе наши народы едины. Рейтинг: 10 Голосов: 618 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 От редакции портала  Православие.Ru Издательство Сретенского монастыря собирает воспоминания о Нине Александровне Павловой с тем, чтобы впоследствии издать их отдельной книгой вместе с её письмами. Свои истории, воспоминания и переписку с Ниной Александровной присылайте на адрес Марии Сараджишвили:  masha1969@mail.ru

http://pravoslavie.ru/87346.html

Вдоль всего побережья залива располагались в больших количествах богатые селенья, много здесь было для человека промыслов — рыбная ловля, охота, грибы и ягоды, а главное — место сие лежало на торговом пути из Пскова и Новгорода в Юрьев, который вот уже скоро двадцать лет оставался под владычеством Тевтонского ордена. Доблестный князь Вячко тогда не сумел отстоять город и сам погиб честной смертью в битве с жадными до наших земель иноплеменниками. Но ничего, дай только срок, одолеем Андрияша, наберемся еще сил и пойдем отвоевывать славный град Ярослава Мудрого. Не век же ему носить позорное иноземное наименование Дарбете. Однако после глупого Переяскина рассказа до чего же круто в животе взыграло! Так и ворочается все там, будто в неводе, переполненном уловленной рыбой. Кстати, о рыбе — архиепископ Спиридон сказал, что готов благословить перед битвой вкушение рыбы, но никто не выразил по сему поводу восторга. От ведь какие — понимают, что перед священным сражением лучше всего будет соблюсти Божий пост. А вот каши — другое дело! Сельский староста Кобыльего Городища Пересвет обещал после полудня устроить всему воинству пышный великопостный пир — наварить каш, каких только хочешь. Гороховых с морковью и луком, ячменных с грибами и репой, пшеничных с кореньями и сушеными ягодами, из сарацинского пшена с шепталами и провесным виноградом, из ошастанного проса с маком и медом . — Эх! — воскликнул Александр. — Хорошо, что Мавридон за нас каши не съедает! Глава девятая. Говорящая грамота Вночь с пятницы на субботу княгиня Феодосия Игоревна получила у игумена новгородского Юрьевского монастыря благословение помолиться у гроба своего сына Феодора. Вечером она поручила десятилетней дочери Дуне уложить спать остальных детей, которые находились в сей Великий пост при ней в Новгороде, — годовалого Василько, двухлетнюю Машу, пятилетнюю Ульяшу. Старшие же ее сыновья были теперь кто где: восьмилетний Ярослав и двенадцатилетний Михаил — при отце во Владимире, пятнадцатилетний Данила — в Переяславле, семнадцатилетний Афанасий — в Полоцке. А Костя, коему в это лето исполнялось девятнадцать, вчера отсюда отправился на Чудское озеро, где Андрей и Александр, может быть, уже побились с немцем, а может, еще только намереваются сражаться.

http://azbyka.ru/fiction/nevskaya-bitva-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010