д. Особо почитались у ингушей медведь, волк, олень, кабан, орел, удод, ласка и др. По мнению кавказоведа Е. И. Крупнова, одним из самых почитаемых животных у ингушей был олень: его рога вывешивали над домом и помещали в комнатах в качестве оберегов. Не меньшим почтением пользовался волк: встретить его означало счастливую дорогу. Похвала «Он храбр как волк» являлась высшей оценкой муж. доблести. С птицами у вайнахов были связаны различные поверья, поэтому мн. орнитонимы вошли в именослов. В фольклоре птица является воплощением чистоты и доброты. Священной птицей считали удода - с его появлением связывали начало весны, зарождение новой жизни. Среди ингушей был широко распространен культ благодатной птички - голубя (фаьра хьазилг). Анимизм у ингушей был связан с почитанием местных гор (Мят-Лоам (Столовая), Беш-Лоам (Казбек) и др.), священных рощ, пастбищ, скал, камней, рек и водопадов. В системе верований ингушей значительное место занимал культ домашнего очага. По представлениям вайнахов, домашний очаг - место священное, он неприкосновенен. Не только сам очаг, но и очажная цепь, огонь, зола и сажа на потолке считались священными. Чем больше котлов насчитывалось в тейпе (родовой общине), тем сильнее и почетнее он считался. До наст. времени одно из самых страшных проклятий звучит как: «Пусть погаснет очаг твоего отца». Название дома по-ингушски соответствует словам «огонь» и «очаг». Склеп (малх-каш) на территории Государственного природного заповедника «Эрзи». XII в. (?) Магия в системе религ. представлений ингушей, как правило, была связана с хозяйственной деятельностью. Так, напр., в засуху ингуши прибегали к обряду мистагударг, суть к-рого заключалась в вызывании дождя ряжеными в окружении детей и подростков. Их гоняли по селу, обливая водой. Магические действия применялись в животноводческой деятельности, охоте, ремесленном производстве, лечении. Местные знахари использовали обереги и амулеты из рогов и зубов диких животных, т. к. ингуши верили, что человеку можно нанести вред словом или взглядом.

http://pravenc.ru/text/389549.html

Протоиерей Иоанн Попов. В Кашин и Полтаву. Владикавказ, 1909. С. 6 ТГОМ. Каш Ф. КВФ. 141. С. 54. Кашинский филиал Тверского государственного музея. С. 56 Протоиерей Иоанн Попов. В Кашин и Полтаву. С. 7 Там же. ГТОМ. Каш Ф. КВФ. 141. Кашинский филиал Тверского государственного музея. С. 56 Тверские епархиальные ведомости. 1909. 23–24. С. 256 Московский листок. 1909. 135. С. 2 Там же. 134. С. 12. Тверские епархиальные ведомости. 1909. 23–24. С. 258. Тверские епархиальные ведомости. 1909. 25. С. 275–282 Тверские епархиальные ведомости. 1909. 20. С. 391 ТГОМ. Каш Ф. КВЖ 1481 Громов М.Н. Философская семантика образа святого Георгия//Святой Георгий Победоносец в истории и культуре. Сост. и отв. ред. И.К. Кучмаева, М.Н. Громов. М., 2000. С. 18 Смолич И.К. Русское монашество. М., 1999. С. 434 Там же. С. 434–435 Тамбовские епархиальные ведомости. 1886. 1 ноября Там же. Там же. Там же. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание чудотворных Ее икон. Ярославль, 1993. С. 222–223 Пребывание Их Императорских Высочеств Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны в пределах Ярославской губернии. 2–6 июня 1892 г. Ярославль, 1892. С. 1. Там же. С. 20 Там же. С. 25 Там же. С. 26 Там же. С. 32–33 Там же. С. 35–36 Там же. С. 70–71 Словарь исторический о русских святых. М., 1990. С. 147 Пребывание Их Императорских Высочеств Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны в пределах Ярославской губернии. 2–6 июня 1892 г. Ярославль, 1892. С. 98–99 Там же. С. 102 Там же. С. 104 Мищенко А.К. Святые Елизавета и Сергий (пребывание в Орле). Орел, 2004. С 7 Там же. С. 31 Там же. С. 33 Там же. С. 34 Там же. Там же. С. 10 Свято-Введенский женский монастырь Орловской епархии. Орел, 2004. С. 4 Там же. С. 2 Там же. С. 3–4 Там же. С. 6 Там же. С. 5–6 Сказание о чудотворных иконах Богоматери и ее милостынях роду человеческому. Коломна, 1993. Т. 1. С. 399–400; Энциклопедия православной святости Авт.-сост. А.И. Рогов, А.Г. Парменов. М., 2003. Т. I. С. 69

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Первыми учителями были: по латинскому языку Вознесенской церкви священник Василий Фёдоров; по русской грамоте Якиманской церкви священник Стефана Автономов. В том же 1768 году 20 марта открыты были и классы. На первое время собрано было 9 мальчиков, детей городского духовенства. Между тем, из отзывов благочинных оказалось, что в состав причтов Кашинского духовенства находится немало лиц малограмотных, не умеющих подписать своего имени. Священники Василий Федоров и Стефан Автономов, как лица более других заинтересованные в открытии училища, донесли об этом преосвященному. Донесение это обратило па себя серьезное внимание преосвященного и вызвало распоряжение о привлечению обучению в школе не только детей, но и малограмотных членов, причта дьяконов, дьячков и пономарей, которых в уезде оказалось 39 человек, из них 4 дьякона, 15 дьячков и 20 пономарей. Все они обязаны были подпискою явиться в школу для обучения потному пению, чтению и письму. Это распоряжение благоприятно отозвалось и относительно представления в школу детей: многие священники, дьяконы и дьячки уже без отговорок давали подписки отдавать в школу не только детей, но и родственников, находящихся на их попечении (Архив Каш. Дух. Правл. в Каш. Клобуков монаст.). 10 Вытью называется мера земли доброй 12, средней 14, худой 16 четвертей. Четверть в длину 40 сажень, поперёк 30 сажень. (Истор. Карамзина т. IX. Примеч. 816). 11 Строители Акимовы погребены в нижнем этаже Троицкой церкви и все родство их в Димитровском монастыре. 12 С особым торжеством совершается в Кашине крестный ход в неделю всех Святых из городского Собора ко всем церквами и монастырями находящимся в городе. Пред каждою церковью совершается краткая лития с прочтением Евангелия храмовому празднику посещаемой церкви и закапчивается многолетием. На пути от одной церкви к другой поются молебны разным Святым. На встречу крестному ходу выносятся из каждой церкви хоругви и особо чтимые иконы, который и сопровождают его до Воскресенского собора. На это торжество собираются не только городские жители, во много народа и из деревень.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Края лепешки заверните и плотно защипните над фаршем. Поверхность пирога украсьте элементами из теста. Подготовленную кулебяку поставьте в теплое место на 15 - 20 минут. Перед тем, как выпекать кулебяку, поверхность ее смажьте крепким чаем и проколите в нескольких местах, чтобы выходил пар во время выпекания. Выпекать кулебяку при температуре в духовке 210 - 220 С. Начинки для кулебяки могут быть разные - грибные, овощные, из каш. Можно сделать кулебяку сразу с двумя, с тремя начинками. Иногда пеклись кулебяки с двенадцатью слоями! Если вы хотите сделать такую кулебяку, то каждый вид фарша надо переложить тонкими блинчиками. Формовать кулебяку можно также по-разному. Кроме описанного способа, можно раскатать два овала: верхний и нижний. Верхний овал сделайте немного тоньше нижнего, чтобы он хорошо пропекся. На нижний овал положите начинку, накройте ее верхним овалом и защепите края в виде красивого бордюра. Рыба в манной крупе Речную рыбу (можно и морскую) разделать на куски, обвалять в манной крупе, смешанной с небольшим количеством соли и перца. Обжарить на большом огне 3 - 5 минут. На дно посуды выложить нарезанный отварной картофель (можно с пассированным луком), сверху положить рыбу, добавить несколько ложек растительного масла, воды и на 5 - 6 минут поставить в духовку. Подавая на стол, блюдо посыпать свежей зеленью. Рыба, тушенная с луком Влить в гусятницу стакан растительного масла, нашинковать кольцами шесть крупных луковиц, прожарить лук до золотистого цвета. Полкилограмма рыбного филе порезать на узкие полоски, жарить вместе с луком до готовности. Посолить, поперчить, обильно посыпать мукой, чтобы мука обволокла кусочки рыбы. Перед окончанием - за три минуты - посыпать блюдо двумя дольками растертого с солью чеснока и перемешать. Подавать рыбу с отварным или жареным картофелем. Почему Церковь освящает пасхи, куличи и яйца Пасха христианская есть Сам Христос Своим Телом и Кровию. " Пасха Христос избавитель " , как поет Церковь и говорит Апостол Павел (1 Кор. 5, 7). Поэтому особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста и в светлый день воскресения Христова, причащаются немногие, то, по совершении литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемые пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2135...

Последний, получив известие о расколе Новациана, тотчас написал к самому Новациану следующее прекрасное увещание: если, как ты сам говоришь, доведен был до этого против своей воли 14 , то докажи это чрез добровольное свое возвращение в церковь . Ты скорее должен был бы претерпеть все возможное, но только не рассекать церкви Божией. Не менее славно умереть для того, чтобы только не раздирать церкви, как и для того, чтобы не принесть жертвы идолам. По моему суждению, первое даже выше, потому что в последнем случае умирают для спасения своей души, а там для блага всей церкви. Если бы ты даже и теперь убедил и заставил братий возвратиться к единению, то твоя доблесть была бы сильнее твоего зла. Последнее тогда не вменилось бы тебе, а первая заслужила бы похвалу. Но когда уже ты не в состоянии положиться на послушание братий, то по крайней мере спасай свою душу 15 . Из этого послания мы можем видеть, каш мысли занимали Дионисия, когда он получил известие о расколе в Риме. Он ясно сознавал, что он, как предстоятель одной из главных церквей, должен заботиться не только о своей пастве, но и о всей церкви, и потому считал себя обязанным со всею решительностью противостоять каждой попытке нарушить всеобщий мир в церкви. В тоже время Дионисий писал к исповедникам и к Фабию, епископу антиохийскому, которые склонялись более на сторону Новациана, увлекаясь его строгими требованиями, и увещевал их не отделяться от церкви, стараясь противодействовать ригоризму Новациана чрез изъяснение вопроса о покаянии. К тому же времени относятся и его послания о покаянии к египтянам, к Конону еп. Гелиополиса, к александрийцам, к лаодикийцам, к армянам, к братьям в Риме о должности диакона (πιστολ διακονιν) и к «многим другим лицам, с которыми он беседовал посредством писем и сими письмами не малую доставлял пользу». Из всех этих посланий до нас дошли очень незначительные отрывки, но и из дошедших до нас посланий с достаточною ясностью можно видеть ту точку зрения, которой держался Дионисий в вопросе о покаянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

IV. Елеосвящение Последование святого елея, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви или на дому Можно ли совершать елеосвящение над дряхлым стариком, ничем не больным, но удручаемым бременем старости? Таинство елеосвящения совершается над больными, имея целью уврачевание их болезней. Поэтому, над стариками, удрученными одной только старостью, елеосвящения совершать не следует (Рук. д. с. п. 1898, т. I, стр. 352–359). Над одними ли тяжко больными и лежащими на одре болезни должно совершать елеосвящение, или и всякий больной имеет возможность пользоваться этим благодатным врачевством? К разрешению данного вопроса может послужить ответ покойного митрополита московского Филарета в письме к наместнику Чудова монастыря, архимандриту Иоанникию по поводу мучивших того болезненных припадков, которым он не находил исцеления у представителей врачебной науки. Архимандрит Иоанникий просит владыку митрополита высказать свой взгляд на некоторые новые медицинские советы, предложенные ему врачами. От 13 дек. 1841 г. м. Филарет пишет наместнику, между прочим, следующее: «Чтобы не вмешиваться в чужое дело, — в подавании врачебных советов, для которых есть особая наука, — я обращу внимание ваше на врачевство, которого употребление всегда благовременно и едва ли когда может быть погрешительно. Я говорю о елеосвящении. Обыкновенно ныне употребляется оно в тяжких болезнях и в приметной близости к смерти. Но сего ограничения нет в Христовом и Апостольском учреждении. А мне кажется, для тяжкой болезни особенно прилично врачевство, от духа и молитвы приемлющее свою силу. И сие говорю не без известности опытов» (Письма Филарета, митр. М. и К., к Высочайшим Особам и разным другим лицам. Собраны и изданы Саввою, архиеп. Тверск. и Каш. Тверь 1888, ч. I, с. 165–166). В течение одной и той же болезни можно ли совершить елеосвящение над больным дважды, если больной просит повторить над ним таинство? В требнике, митр. Петра Могилы на этот счет сказано следующее: «в едином и том же недузе тайна сия да не повторится», но в дальнейших словах такое категорически выраженное положение ограничивается: «разве аще долзе болезновать и к здравию пришел, паки в беду смертную впадет» (Требн. изд. 1616 г., л. 447–448). Отсюда видно, что таинство елеосвящения может быть повторено над больным в том случае, если после первого раза он почувствует освобождение от болезни, а затем болезнь снова, чрез некоторое время, возвратится к нему. Прот. К. Никольский идет дальше. Он не видит препятствий повторить таинство елеосвящения даже и тогда, когда не было бы заметно временного перерыва в болезненном состоянии страждущего, и считает возможным повторить таинство на том же основании, на каком повторяются, при одной и той же болезни, таинства покаяния и св. причастия (Пособие к изуч. уст., изд. 1894 г., с. 718, примеч.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Таким образом, Евсевий знал восемь произведений Иустина, и при этом он сообщает, что в то время были в обращении и другие произведения апологета. Иероним дополнил сообщения Евсевия только ошибочным указанием, что Иустин изъяснял Апокалипсис (De vir. ill. 23). Руфин заимствовал из апологии Иустина латинский оригинал письма Адриана, которое в «Церковной истории» Евсевия помещено в греческом переводе (IV, 9). CIV в. на Западе, по–видимому, ни один писатель не знает более произведений Иустина; на Востоке же продолжали читать его произведения и пользоваться ими. Как жива была память о св. Иустине в греческой Церкви, об этом, помимо указаний у Феодорита, в Chronicon paschale (ad an. 165 390 ), у Анастасия Синаита , Леонтия, Максима Исповедника , свидетельствуют многочисленные цитаты у Иоанна Дамаскина (в Sacra Parallela) и сообщения об Иустине у Фотия (Biblioth. 125) 391 . В своем довольно обстоятельном сообщении об Иустине (Biblioth. 125) Фотий сначала говорит о таких произведениях его, о которых не упоминает Евсевий, затем на основании их характеризует апологета как писателя, далее называет произведения его, поименованные у Евсевия, и заканчивает краткими указаниями относительно происхождения, жизни и мученичества св. Иустина. Фотий называет следующие новые произведения Иустина: 1) «Апология за христиан и против эллинов и против иудеев» (Απολογα περ Χριστιανν кос! каш Ελλνων κα ката Ιουδαων). Впрочем, возможно, что это заглавие объединяет апологии и «Диалог с Трифоном», так как Фотий не называет этих произведений в том списке, который дается им далее согласно с Евсевием. 2) «Против двух первых книг аристотелевской физики» (Κατ του πρτου κα δευτρου της φυσικς ακροσεως, т. е. против первой и второй книги «Чтений о природе»), или «против формы, материи и [лишенности] 392 » (κατα Εδους κα υλης κα στερσεως), по Фотию также против «пятого тела» и «вечного движения» (κατ του πμπτου σματος [ομοως] κα κατ τς δου κινσεως) Аристотеля; и 3) «Краткое разрешение 393  направленных против веры недоумений» (αποριν κατ τς εσεβεας κεφαλαιδεις επιλσεις).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

– А что потом? – Потом птенчики, научившись летать и добывать пищу (мух, комаров, червяков, разные лесные ягоды или орешки), покидают родное гнездо. К тому времени, когда становится холодно и все птицы обычно улетают в теплые края, и эти молодые птички уже могут лететь далеко, вместе со всеми. Ты, конечно, хочешь спросить, как складываются их отношения с родителями? Да никак. Никаких отношений нет. Чужие друг другу птицы – и все тут. – Папа, а про курочек расскажи! – Что про них рассказывать? Это те же птицы, только гнездо у них не на дереве, а на земле, и супружеских пар – отдельных «семей» – обычно нет, а один отец-петух на целый курятник. – А про кошек? Но папа решил, что на сегодня, пожалуй, хватит: дай Бог, чтобы ребенок усвоил уже услышанное. Поэтому он сказал: – О кошках и других подобных им животных поговорим в другой раз. Пойдем-ка к дому, а то мама начнет волноваться. Теперь ты мне что-нибудь расскажи. Расскажи, как ты жил, чем занимался эти четыре дня, пока мы не виделись. Беседа 4 …Воскресный завтрак. – Чем похожи и не похожи люди и животные. – Холоднокровные и теплокровные животные. – Из какого яйца появляются млекопитающие. – Детеныш животного не сразу становится самостоятельным. – Чем сложнее организм, тем дольше он развивается и зависит от родителей.  – Расскажи теперь про животных, – просил Андрюша, держась за папину руку, когда они всей семьей возвращались с ранней Литургии. (Церковь находилась в десяти минутах ходьбы от дома.) – Нет-нет, – запротестовала мама. – Вот придем домой, позавтракаем, а потом говорите хоть до обеда. Папа поддержал ее: – Это же наши с тобой мужские разговоры. Маме может быть неинтересно… Расскажи-ка нам лучше, перед какими иконами ты сегодня свечки поставил?.. …Андрюша любил воскресные завтраки. Во-первых, потому, что все были дома и никто никуда не торопился. Во-вторых, за столом не было никаких прозаических каш, запеканок, омлетов – были пироги с разной начинкой. Обычно мама пекла их накануне. И наконец, за этими особенными, праздничными завтраками папа всегда рассказывал что-нибудь интересное и поучительное. Вот и сегодня, похваливая пирожки, он озадачил маму странным вопросом:

http://azbyka.ru/deti/chto-neobhodimo-zn...

88 Димитрий Солунский (?–306 г.), святой великомученик. Жил в городе Солуни (ныне Салоники), Греция. За исповедание веры Христовой был заключен в темницу и убит копьями. 92 Речь идет о второй жене князя Юрия Даниловича – сестре хана Узбека, в замужестве принявшей христианство и получившей имя Агафья. В Никоновской и некоторых других летописях упоминается под именем Кончаки. Борзаковский цитирует Воскресенскую, Никоновскую и некоторые другие летописи, где о жене князя Юрия говорится, что она «в Твери была зельем уморена». – Борзаковский, с. 327. Этот же вариант по Троицкой летописи цитирует Карамзин, который, однако, тут же оговаривается: «Кн. Щербатов благоразумно замечает, что Михаил не мог ожидать никакой пользы от такого злодейства, и что оно совсем невероятно». – Карамзин, т. IV, прим. 229. Смерть жены князя Юрия (сестры хана Узбека) наряду с сопротивлением послу хана Кавгадыю была одной из главных причин гибели Михаила Тверского. Это подтверждается тем, что тело Михаила долго не отдавали его семье и отдали только в обмен на тело жены князя Юрия (Софийская I, Троицкая, Воскресенская и другие летописи). 103 По мнению современного исследователя В.Б. Виноградова, «Михаил Тверской был убит в татарском кочевище, располагавшемся на участке левобережья Сунжи в окрестностях современных селений Плиево и Карабулак, недалеко от мавзолея Борга-каш, у дороги к Ачалукам...» «Славный город Ясский Дедяков» – ближайший к кочевищу крупный город – может быть, скорее всего, отождествлен с Верхним Джулатом (Татартупом)». – Виноградов В. «Ещё раз о месте убийства Михаила Тверского, речке «Горесть» и «Славном граде ясском Дедякове». – Тверская старина, 1996, 14–15, с. 21. Другой исследователь, В.А. Кузнецов, пишет, что в 14 км северо-восточнее развалин Татартупа, у осетинского селения Заманкул, на развилке дорог стоит древний каменный крест, который, как можно полагать, был поставлен на месте гибели Михаила Тверского. – Кузнецов В.А. Путешествие в древний Иристон. –М., 1974, с. 60. 114

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но пора и мне за послушание обратиться к вопросам Вашим в рассуждении здешнего края. Он отнюдь не так скуден, как у Вас думают, может быть. Искусству и трудолюбию дает и наша земля, как в Малороссии, рожь, ярицу, просо, пшеницу, ячмень, овес, коноплю, лен. По местам сеют и гречку, но, во-первых, таких мест немного, где она созревать успевает, во-вторых, мне случилось однажды получить от г. исправника здешней гречки на несколько каш, но сколько мы ни добивались до крутой и рассыпной вашей каши, одна размазня выходила. В исследование причин углубляться не время. И что же? Неужели Ваша гречневая каша такая прелесть, по которой тужить надлежало бы? Я ем по большей части ячную и овсяную, а просяною мысленно поминаю незабвенную Вашу Александру Федоровну, 108 которая при отъезде моем в Кострому, на прощанье угощала меня просяной кашей из небольшого горшочка в чистой салфетке. Добрая барыня и раба Христова! Воспоминание о ней не дает ни мне, ни Вам, милостивые государи, обращать внимание на какой-нибудь картофель, о котором мне хотелось сказать, что он водится и в Сибири. Но, чтоб заняться какой-нибудь картофелью, надобно Вам на картофель променять мысль об Александре Федоровне, о Вашей общей с нею Отчизне, которой нам не найти ни в Сибири, ни в Малороссии, и в которой она, без сомнения, ныне блаженствует, Вас поминает, Вас ожидает к себе и умоляет о том Царя небесного. Ах! Она достигла цели; а нам гроб предлежит, нам еще смерть предстоит, и страшный суд по смерти. Благополучно ли мы пройдем эти станции, и цель ли паспорт у нас, дорогое свидетельство очищенной от всех грехов кровью Христовой совести, в котором кровью Сына Божия утверждено сие торжественное объявление. Бог оправдал, кто осуждать дерзнет? Христос Иисус умер, но и воскрес, и ныне одесную Бога о нас ходатайствует. Простите, приснопамятные благодетели и Господние мои, Дмитрий Тимофеевич с детками, и Вы, Григорий Тимофеевич. Я поспешаю послать к вам благодарственное письмо, для доставления Его Превосходительству Степану Дмитриевичу. 109

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010