Глава XV. Последование малого освящения воды §1. Водоосвящение малое в начале каждого месяца Освящение воды есть двоякое: малое, которое у восточных совершается в начале каждого месяца и в некоторые другие времена, и великое, которое бывает только в праздник Богоявления Господня и при крещении оглашенных. Что великое освящение воды установлено апостолами, этого никто не отвергает; что же касается до малого освящения, то древность сего обряда, ведущего свое начало также от времен апостольских, подтвердил Александр, епископ римский, пострадавший при кесаре Адриане, как значится у Барония (в лет. 132): «древнее обыкновение освящения воды в церкви утвердил Александр в своих сочинениях, сказав, что этою водою расторгаются сети чародейства и прогоняются демоны». Первоначальное установление освящать воду Климент (в Постановлениях апостольских, кн. 3, гл. 28) приписывает собственно апостолу Матфею: «о воде и елее я, Матфей, повелеваю, да благословит», то есть, да освятит епископ воду и елей, а если епископ находится в отсутствии, да благословит пресвитер вместе с диаконом. Восточная церковь ввела в обыкновение совершать малое освящение воды при наступлении каждого месяца по следующей причине (Вальсамон на 65 правило шестого Вселенского собора): «у иудеев был некогда обычай в начале каждого месяца совершать праздник с коленопреклоненною молитвою, дабы Господь благословил счастием препровождение всего месяца, по каковому обстоятельству и сказал Господь чрез пророка: новомесячий ваших и суббот ненавидит душа Моя. Они же (иудеи) разжигали костры пред лавками своими, где покупают и продают, и пред воротами домов, в которых живут, и перескакивали чрез огонь, в надежде истребить огнем все несчастия, приключившиеся с ними пред тем временем, и получить другие блага. Сообразно с ними поступали и христиане в те времена, в которые был шестой собор в Трулле. Почему отцы, бывшие на сем соборе, повелели упразднить и совершенно прекратить это обыкновение. В 56 правиле сего собора сказано: «в новомесячия, возжигание некоторыми пред своими лавками или домами костров, чрез кои, по некоему старинному обычаю, безумно скачут, повелеваем отныне упразднить».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

XX Волжский крестный ход, посвященный 700-летию подвига Михаила Тверского, пройдет в 24 городах и районах Тверской области 1 июня 2018 г. 15:31 2 июня 2018 года на истоке Волги в Осташковском районе Тверской области начнется XX Волжский крестный ход. Шествие посвящено 700-летию подвига святого благоверного князя Михаила Тверского, 650-летию со дня преставления святой благоверной княгини Анны Кашинской и 100-летию со дня мученической кончины Царственных страстотерпцев. В преддверии события при поддержке правительства Тверской области выпущено подарочное издание Тверской митрополии «Большой Волжский крестный ход. 20 лет». В книге собраны дневники, заметки и фотографии участников шествия разных лет. Издание будет распространяться во время крестного хода. «Мы считаем, что Волжский крестный ход — очень важное событие для региона, которое способствует консолидации общества, развитию патриотизма, духовно-нравственному воспитанию молодого поколения. Это повод заявить о Тверской области на федеральном и международном уровне. Будет приглашено большое количество гостей», — отметил губернатор области Игорь Руденя.  Святынями XX Волжского крестного хода станут ковчег с частицами мощей святого благоверного князя Михаила Тверского, икона Михаила Тверского и Анны Кашинской с частицами мощей святых, икона святых Царственных страстотерпцев. 2 июня на истоке Волги в деревне Волговерховье Осташковского района пройдут Литургия, малое водоосвящение и концерт в честь торжественного открытия крестного хода.  Крестный ход проследует по территории 24 муниципальных образований Тверской области. 4 июня участники прибудут в Нило-Столобенскую пустынь, 5 июня — в Житенный монастырь в Осташкове. Маршрут также пройдёт по Селижаровскому, Пеновскому, Андреапольскому, Торопецкому, Западнодвинскому, Жарковскому, Нелидовскому, Бельскому, Оленинскому, Торжокскому, Кувшиновскому, Ржевскому, Зубцовскому, Бежецкому, Максатихинскому, Удомельскому, Калининскому, Конаковскому, Кимрскому, Кашинскому, Калязинскому районам, городам Тверь и Старица. Кроме того, участники хода побывают в Дубне Московской области. Традиционно завершающим мероприятием хода станет фестиваль светской и духовной музыки в Калязине, который в этом году пройдет 30 июня и объединит исполнителей из разных регионов. 

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В праздник Крещения Господня Патриарший наместник Московской епархии совершил Литургию в Новодевичьем монастыре 23 января 2018 г. 11:31 18 января 2018 года, в день навечерия Крещения Господня, в Успенском храме Новодевичьего монастыря в сослужении клириков обители митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин великого освящения воды. По окончании богослужения архиерей обратился к духовенству и молящимся с архипастырским словом: «Дорогие и возлюбленные братья и сестры! Хотя и малое, но верное Христу стадо собралось сегодня в преддверие великого и спасительного праздника Богоявления Господня в этом святом храме. С любовью и верой мы начинаем готовиться к тому, чтобы воспринять Божию благодать, чтобы освященная вода, как говорится в молитве, послужила нам ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов. Я сердечно поздравляю причастников и причастниц с принятием Святых Христовых Таин. Рад вас видеть в этот благословенный сочельник, который является строгим днем в отношении принятия пищи. Желаю, чтобы грядущий праздник Богоявления был радостным и спасительным для всех нас». Вечером того же дня в Успенском храме Патриарший наместник Московской областной епархии совершил всенощное бдение. 19 января, в день праздника Крещения Господня, в Успенском храме Новодевичьего монастыря в сослужении клириков обители митрополит Ювеналий совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды. После водоосвящения владыка митрополит обратился к собравшимся с архипастырским приветствием: «Сердечно поздравляю всех вас, возлюбленные о Господе, с праздником Крещения Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! Хочется рассказать вам о том, что связано с этим великим праздником. Все вы подготовились, чтобы получить здесь освященную воду и принести ее домой как святыню. Если вас спросят: " А что это за вода? Какие ее свойства? Для чего вы ее храните целый год в своих домах до следующего праздника Крещения Господня? " Если сказать кратко, то эта вода — наше духовное лекарство. Вы слышали, как мы возносили молитвы, в которых говорится о ее особых свойствах. Пусть эта святая вода, хранящаяся и употребляющаяся в ваших жилищах, будет благословением Господним и послужит для вашего духовного и физического исцеления.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Притыкинская. Часовня Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты " Притыкино, иначе Берег, а в древности называлась Подгорняя, к югу, в пяти верстах. Действия промысла Божия, посещавшаго по временам приход несчастиями: неурожаями, засухой, червобоем, падежом на скот, пожарами – заставляли прихожан прибегать к молитве церкви. Отсюда основалось в приходе не малое количество крестных ходов с водоосвящением, кроплением скота и полей. В Духов день – в деревни – Яковлевскую, Притыкинскую и Чечеткино. 8 июля – в дер. Притыкинскую. Августа 6 – в дер. Притыкинскую и Кожинскую. 22 Октября - Казанской Бож. Матери в дер. Притыкинскую. Крестные ходы по полям бывают и из церкви, а другие из находящихся в селениях часовен. Восьмая (часовня) – в деревне Притыкинской, в пяти верстах от церкви, во имя Казанской ик. Божией Матери " . Книга данная Благочинным 1 округа Вельскаго уезда, Священником Константином Земляницыным к Пежемской Богоявленской церкви для написания церковной летописи. Июня 23 дня 1915 года. Благочинный Священник Константин Земляницын " Часовня Казанской Богоматери. II-я половина XIX в. Архангельская обл., Вельский р-н, Пежемский с/с, д.Берег (автобус из г. Вельска). Используется как склад сельсовета. Часовня Казанской Богоматери относится по типу к деревянным клетским культовым постройкам. Часовня рублена из бревен диаметром 25-30 см в обло и обшита тесом. Здание возводилось без подклета; срубы клетей опираются по углам на точечные фундаменты из валунов. В общей объемно-пространственной композиции сооружения доминирует куб храма с приземистым восьмериком, отступающим от граней куба и увенчанным шатром, уложенным четырьмя фронтонами, оформляющими окна второго света. С запада к храму пристроена миниатюрная трапезная с крыльцом, целиком подчиненная храму проемом, занимающим всю ее восточную часть. Своеобразен интерьер храма - окаймленный по периметру повалом потолок через тромпы переходит в барабан восьмерика, заканчивающийся плоским покрытием. Роспись стен и иконостас в интерьере отсутствуют. Основные габариты в плане: длина-10,4м; ширина-6,75м.

http://sobory.ru/article/?object=16257

Семёновская. Часовня Зосимы и Савватия. Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Зосимы и Савватия Соловецких Год постройки:приблизительно 1750 - 1800. Адрес: Архангельская область, Вельский район, Пежемское с/п, д. Семеновская (Середняя) Координаты: 60.951145, 41.755656 Проезд:от трассы М-8 недоезжая Вельска (при движении из Москвы) поворот налево на Коношу. Повернуть налево в Пежме, далее до д. Притыкинская (Берег), далее на запад по грунтовке. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты " Яковлевская, иначе Середняя, в 5 же верстах; Действия промысла Божия, посещавшаго по временам приход несчастиями: неурожаями, засухой, червобоем, падежом на скот, пожарами – заставляли прихожан прибегать к молитве церкви. Отсюда основалось в приходе не малое количество крестных ходов с водоосвящением, кроплением скота и полей. В Духов день – в деревни – Яковлевскую, Притыкинскую и Чечеткино. 16 июня – в память Св. Тихона, Еп. Амафун. и свящ.-муч. Тигрия – в дер. Яковлевской, Семеновской и Веретии-путичной по случаю градобою. Сентября 27 – Св. Зосимы и Савватия Соловецких Чудот. в дер. Семеновскую и Яковлевскую. Часовни Зосимо-Савватиевская и Никольская утверждены в существе своем Св. Синодом, на что имеют указ от 23 марта 1834 г. Первая находится в деревне Яковлевской, отстоящей от церкви в 5 вер. к юго-западу, иначе называется Середнею " . Книга данная Благочинным 1 округа Вельскаго уезда, Священником Константином Земляницыным к Пежемской Богоявленской церкви для написания церковной летописи. Июня 23 дня 1915 года. Благочинный Священник Константин Земляницын. " Часовня Зосимы и Савватия. Конец XVIII – начало XIX в. Архангельская обл., Вельский р-н, Пежемский с/с, д. Середняя (автобус из г. Вельска). Используется как склад сельсовета. Часовня Зосимы и Савватия принадлежит по типу к деревянным клетским культовым постройкам. Часовня рублена в обло и обшита тесом. Все сооружение базируется на высоком подклете, стоящем на фундаменте из валунов.

http://sobory.ru/article/?object=16258

Федьково. Часовня Кирика и Иулитты. Карта и ближайшие объекты Часовня Кирика и Иулитты. Ширканда (Федьково) " Федькова, иначе Ширканда, от церкви в 5 вер. на юго-восток;в деревне Федькове во имя Св. муч.-Кирика и Иулитты, в 4 вер. от церкви, на правом берегу по течению реки Пежмы. В 1848 году, с разрешения Епарх. Начальства, выстроена новая на место ветхой, а в 1869 году обнесена каменной оградой старанием и усердием жителей означенной деревни " . " Федькова, иначе Ширканда, от церкви в 5 вер. на юго-восток; Действия промысла Божия, посещавшаго по временам приход несчастиями: неурожаями, засухой, червобоем, падежом на скот, пожарами – заставляли прихожан прибегать к молитве церкви. Отсюда основалось в приходе не малое количество крестных ходов с водоосвящением, кроплением скота и полей. 15 июля – Св. муч. Кирика и Иулитты, в дер. Федькову. Четвертая – в деревне Федькове во имя Св. муч.-Кирика и Иулитты, в 4 вер. от церкви, на правом берегу по течению реки Пежмы. В 1848 году, с разрешения Епарх. Начальства, выстроена новая на место ветхой, а в 1869 году обнесена каменной оградой старанием и усердием жителей означенной деревни " . /Книга данная Благочинным 1 округа Вельскаго уезда, Священником Константином Земляницыным к Пежемской Богоявленской церкви для написания церковной летописи. Июня 23 дня 1915 года. Благочинный Священник Константин Земляницын./ " Часовня Кирика и Иулитты. II-я половина XIX в. Архангельская обл., Вельский р-н, Пежемский с/с, д. Федьково (автобус из г. Вельска). Используется как склад сельсовета. Часовня относится по типу к деревянным клетским культовым постройкам. Часовня рублена в обло из бревен диаметром 25-30 см с чистым углом и обшита тесом. Здание выполнено на сильном рельефе и имеет подклет, в значительной степени ушедший в культурный слой в восточной части и покоящийся на фундаменте из валунов. Основой объемно-пространственной композиции сооружения является храм, обозначенный в плане непрерывным восьмигранником, развивающимся в двух ярусах и покрытом куполом с утраченным в настоящее время венчанием.

http://sobory.ru/article/?object=16256

Водоосвящение ЧИН ВЕЛИКОГО И МАЛОГО ВОДООСВЯЩЕНИЯ. ИСТОРИЯ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ Святая Церковь словом Божиим, молитвой и священнодействиями освящает не только самого человека, но и все то, чем человек пользуется на земле: воду, воздух и саму землю, различные предметы и вещи, необходимые для нашего существования и благополучия; она освящает и благословляет их благословением небесным — для сообщения чрез них благодати и благословения человеку. Одно из величественнейших и умилительнейших священнодействий над стихиями есть освящение воды — стихии, столь необходимой для поддержания нашей жизни и для освящения разных предметов. Церковь освящает воду для того, чтобы возвратить ей первобытную чистоту, низвести на нее благодать Святого Духа и благословение небесное, к освящению душ и телес всех, пользующихся ею, к отгнанию наветов всех видимых и невидимых врагов и ко всякой пользе для верующих. Два евангельских события главным образом освятили воду: крещение Господа в струях Иорданских и возмущение воды от Ангела в Силоамской купели. В воспоминание этих событий в Православной Церкви соответственно установлено два водоосвящения: великое и малое водоосвящение. Фото сайта Седмица.Ru Великое водоосвящение совершается исключительно в навечерие и в самый день праздника Богоявления. Водоосвящение называется великим по особой торжественности обряда и воспоминания крещения Господня. Великое водоосвящение совершается в конце богослужения в навечерие праздника и в самый день праздника и в основном состоит из: пения стихир «Глас Господень на водах», чтения трех паремий, прокимна, Апостола и Евангелия, мирной ектении и освятительной молитвы с прошениями об освящении воды. И, наконец, — самого освящения воды с троекратным погружением святого креста и троекратным пением тропаря Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи». Малое водоосвящение положено совершать в начале каждого месяца. На этом основании оно совершается 1-го августа и поэтому иногда называется «августовским водоосвящением». Затем малое водоосвящение совершается в преполовение Пятидесятницы в воспоминание того, что Иисус Христос учил народ о воде живой, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 10). Оно совершается также пред литургией в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и кроплением святой воды. Наконец, оно может быть совершено по желанию каждого верующего во всякое время (на дому или в храме) в соединении с молебным пением.

http://pravoslavie.ru/2319.html

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 5  голосов:  4.4 из  5) Оглавление Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. Однако присутствует в народном сознании много суеверий о святой воде, о которых в этой статье говорят священнослужители. Зачем освящают воду? Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании. В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: “Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” ( Ин.3:5 ). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь “очищение водою роду человеческому дарует” ; “Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…”. Как освящают воду? Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое — только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы, в самый день Богоявления (6/19 января), а также и в навечерие Богоявления (5/18 января). В самый день Богоявления водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом к источникам воды, известным под названием “хода на Иордан”. Повлияют ли необычные погодные условия в России на ход праздника Крещения и освящение вод?

http://sueverie.net/svyataya-voda-cerkov...

Святая вода: церковные традиции и околоцерковные суеверия освящения воды Для чего освящают воду?Освящают ли воду, если нет крещенских морозов?Чем отличается вода Крещенская от Богоявленской?Очищает ли от грехов купание в поруби?Всю ли неделю вода Крещенская?Почему святая вода может испортиться или не помочь? 19 января, 2006 Для чего освящают воду?Освящают ли воду, если нет крещенских морозов?Чем отличается вода Крещенская от Богоявленской?Очищает ли от грехов купание в поруби?Всю ли неделю вода Крещенская?Почему святая вода может испортиться или не помочь? Освящение воды Зачем освящают воду? Каким образом это делают? Какие свойства приобретает святая вода? На все эти вопросы Вы найдёте ответы в нашей познавательной статье! Зачем освящают воду? Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании. В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…». Как освящают крещенскую воду? Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое — только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы, в самый день Богоявления (6/19 января), а также и в навечерие Богоявления (5/18 января). В самый день Богоявления водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом к источникам воды, известным под названием «хода на Иордан». Повлияют ли необычные погодные условия в России на ход праздника Крещения и освящение вод?

http://pravmir.ru/svyataya-voda-cerkovny...

XX Большой Волжский крестный ход от истока Волги проходит в Тверской области 7 июня 2018 г. 10:17 XX Большой Волжский крестный ход начался с торжественного богослужением 2 июня 2018 года на истоке реки Волги. Божественную литургию в соборе Преображения Господня Ольгина женского монастыря в селе Волговерховье (Осташковский район Тверской области) совершили  митрополит Новгородский и Старорусский Лев , митрополит Тверской и Кашинский Виктор , митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан , епископ Ржевский и Торопецкий Адриан , епископ Канский и Богучанский Филарет , епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет , духовенство Тверской митрополии . По окончании Литургии архиереи и духовенство в сопровождении прибывших на праздник представителей светской власти, настоятельниц женских монастырей митрополии, многочисленных паломников под звон колоколов прошли из храма к истоку Волги, где состоялось малое водоосвящение. Участников торжественного события приветствовали архипастыри Православной Церкви, губернатор Тверской области Игорь Руденя, представители общественности. Для гостей была организована концертная программа, работали интерактивные творческие площадки, полевая кухня. В этом году Волжский крестный ход посвящен трем памятным датам: 700-летию подвига святого благоверного князя Михаила Тверского, 650-летию со дня преставления святой благоверной княгини Анны Кашинской и 100-летию со дня мученической кончины Царственных страстотерпцев. Маршрут XX Волжского крестного хода проходит по территории 24 муниципальных образований Тверской области. Участники посетят Нило-Столобенскую пустынь, Житенный монастырь в Осташкове, храмы Селижаровского, Пеновского, Андреапольского, Торопецкого, Западнодвинского, Жарковского, Нелидовского, Бельского, Оленинского, Торжокского, Кувшиновского, Ржевского, Зубцовского, Бежецкого, Максатихинского, Удомельского, Калининского, Конаковского, Кимрского, Кашинского, Калязинского районов, Твери, Старицы. Кроме того, шествие сделает остановку в Дубне Московской области.

http://patriarchia.ru/db/text/5215744.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010