Освященною водою Церковь освящает верующих, окропляя их и их жилища, и внушал им вкушать ее не только прежде всякой пищи и пития, но и прежде антидора. Великое водоосвящение совершается только однажды – в навечерие крещения Господня или в самый праздник, и сокращенно при таинстве крещения. А малое постановлено совершать всенародно в день преполовения 891 , в 1 день августа, и кроме того всегда и везде по надобности. Оно есть также древнее, как и великое водоосвящение. Об нем упоминается в сочинении Александра епископа римского, пострадавшего при Адриане (118–138) 892 . Вальсамон, патриарх антиохийский XII века, упоминает о малом водосвятии в толковании своем 65 правила 6 вселенского Собора, как об обыкновении древнем. И нет сомнения, что оно восприяло начало свое в древнейшия времена: ибо оно в новозаветной Церкви есть как бы продолжение и распространение овчей купели, бывшей некогда в одном месте и для не многих недужных. Между тем как Вифезда новозаветная может возмущаться на всяком месте, во всякое время и для всех верующих. «Ныне наста время, всех освящающее», – поет св. Церковь в тропаре малого водоосвящения. Продолжая и распространяя благодатное действие целебной Вифезды, Православно–кафолическая Церковь малое водоосвящение соединяет с молитвами об исцелении больных. Желая освятить воду «о еже быти ей целительной душ и телес и всякия сопротивныя силы отгнательней», св. Церковь Богослужением малого водосвятия внушает нам покаяние и смирение – добродетели, стяжевающия спасительную благодать Божию. Для сего произносятся 142 и 50 псалмы, поются тропари и читаются молитвы, внушающия покаяние. В сих тропарях Церковь воинствующая призывает в помощь и заступление всю Церковь торжествующую: Божию Матерь, Ангелов, Пророков, Апостолов, Мучеников, Бессребренников, Преподобных и всех Святых, а преимущественно Предстательницу миру всенепорочную. Из сих тропарей видно, что первоначально малое водоосвящение, совершаемое в честь Богоматери, вероятно началось во храме Божией Матери, живоносного источника 893 . Ибо в сих тропарях Церковь возносит: «храм твой, Богородице, показася, врачество недугов безмездное и оскорбляемых душ утешение. Кто притекаяй в храм твой, Богородице, не приемлет скоро исцеление, душевное же вкупе и телесное? Водами одождивый Христе источник исцелений, во всечестнем храме Девы днесь» и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Святая вода: церковные традиции и околоцерковные суеверия освящения воды Для чего освящают воду?Освящают ли воду, если нет крещенских морозов?Чем отличается вода Крещенская от Богоявленской?Очищает ли от грехов купание в поруби?Всю ли неделю вода Крещенская?Почему святая вода может испортиться или не помочь? 19 января, 2006 Для чего освящают воду?Освящают ли воду, если нет крещенских морозов?Чем отличается вода Крещенская от Богоявленской?Очищает ли от грехов купание в поруби?Всю ли неделю вода Крещенская?Почему святая вода может испортиться или не помочь? Освящение воды Зачем освящают воду? Каким образом это делают? Какие свойства приобретает святая вода? На все эти вопросы Вы найдёте ответы в нашей познавательной статье! Зачем освящают воду? Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании. В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…». Как освящают крещенскую воду? Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое — только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы, в самый день Богоявления (6/19 января), а также и в навечерие Богоявления (5/18 января). В самый день Богоявления водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом к источникам воды, известным под названием «хода на Иордан». Повлияют ли необычные погодные условия в России на ход праздника Крещения и освящение вод?

http://pravmir.ru/svyataya-voda-cerkovny...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 5  голосов:  4.4 из  5) Оглавление Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. Однако присутствует в народном сознании много суеверий о святой воде, о которых в этой статье говорят священнослужители. Зачем освящают воду? Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании. В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует» ; «Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…». Как освящают воду? Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое — только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы, в самый день Богоявления (6/19 января), а также и в навечерие Богоявления (5/18 января). В самый день Богоявления водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом к источникам воды, известным под названием «хода на Иордан». Повлияют ли необычные погодные условия в России на ход праздника Крещения и освящение вод?

http://sueverie.net/svyataya-voda-cerkov...

Лития есть краткое моление об усопшем и состоит из конца панихиды, именно: по «Благословен Бог наш», читается трисвятое, Пресв. Троице, Отче наш, и тропари: «Со духи праведных»... «В покоищи Твоем, Господи», и пр.; ектенья: «помилуй нас, Боже»... и пр., как показано на конце панихиды. При совершении панихиды или литии в память умершего ставится на особом столике кутья, или коливо, т.-е. вареные зерна пшеницы с медом, или рис с сахаром. Зерна служат символом воскресения умершего и жизни его за гробом, а мед или сахар – символ райских наслаждений. л). Водоосвящение Освящение воды совершается церковью для освящения, чрез окропление ею, нас самих, наших жилищ, кладезей, стад, полей, садов и других предметов. В освященной воде церковь указывает средство против различных зол и болезней, недугов душевных и телесных, и силу, отгоняющую силы вражия и освящающую все временные потребности. Водоосвящение бывает великое и малое: великое совершается в навечерие праздника Богоявления и в самый праздник; малое 1-го августа, в праздник Преполовения, во дни храмовых праздников, и во всех частных случаях. Чин малого водоосвящения следующий: По « Благословен Бог наш » читается 142-й псалом: Господи, услыши молитву мою... потом поются: « Бог, Господь » и тропари: к Богородице прилежно ныть притецем. Не умолчим никогда, Богородице. За ними читается псалом 50-й и поются другие тропари: Еже радуйся Ангелом приимшая... и после возгласа «яко свят еси Боже наш»: Ныне наста время, всех освещаюшее... После тропарей поется трисвятое, читается Апостол и Евангелие, произносится ектенья: « миром Господу помолимся », с приложением особых прошений об освящении воды, – читается о том же молитва , и после нее священник погружает святой крест в воду 3-жды крестообразно при пении тропаря: » Спаси, Господи, люди Твоя ». .. «Твоих даров достойны»... После сего совершается кропление св. водою, при пении тропарей в честь Богородицы и св. Бессребренников: «Источник исцелений»... «Призри на моления»... (Владычице, приими молитвы»... Далее произносится сокращенная ектенья: «Помилуй нас, Боже», на 1-е прошение которой лик отвечает 3-жды: Господи помилуй, а на 2-е – 40 раз. Оканчивается водоосвящение молитвою: «Владыко многомилостиво»... и отпустом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Происхождение Честных Древ Честного и Животворящего Креста Господня Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. Строгановская Школа. Начало XVII века Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. Строгановская Школа. Начало XVII века В этот день соединено два праздника: 1) Происхождение, то есть вынос, Честных Древ Честного и Животворящего Креста Господня и 2) празднество Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его. Праздник принадлежит к числу малых. В Константинополе, при греческих императорах, 1 августа выносили Животворящий Крест из дворца в церковь св. Софии, причем совершали водоосвящение. Этот обычай из Греции перешел и к нам в Россию. В этот день после литургии совершается малое водоосвящение на реках, прудах и озерах, для чего идут туда крестным ходом. Малое водоосвящение отличается от великого, Богоявленского, как песнопениями во время крестного хода, так и тем, что молитва об освящении воды короче и при погружении креста в воду поется: " Спаси, Господи, люди Твоя " , а не " Во Иордане крещающуся Тебе, Господи " . Тропарь Всемилостивому Спасу С вышних призирая, убогия приемля, посети нас озлобленныя грехи, Владыко всемилостиве, молитвами Богородицы, даруй душам нашим велию милость. Тропари водосвятные К Богородице прилежно ныне притецем грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши: потщися, погибаем от множества прегрешений: не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы. Потщися — поспеши. Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати недостойнии: аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? кто же бы сохранил доныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых. Еже радуйся Ангелом приимшая, и рождшая Зиждителя Твоего, Дево, спасай Тя величающия. Воспеваем Сына твоего, Богородице, и вопием: Пречистая Владычице, всякия беды избави рабы Твоя. Царем, пророком, и апостолом, и мучеником Ты еси похвала, и предстательница миру, всенепорочная. Язык всяк православных похваляет, и блажит, и славит пречистое рождество Твое, Марие богоневестная. Слава: Отца и Сына славословим, и Духа Святаго, глаголюще: Троице Святая, спаси души наша. И ныне: Неизреченно в последняя заченшая, и рождшая Создателя Твоего, Дево, спасай Тя величающия. 13 августа 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/1766.html

Великое водоосвящение совершается дважды — в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин. Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый! По верованию Церкви, агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное. Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет». Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон. Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14). Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

http://pravoslavie.ru/put/shagi/perviesh...

Важно знать, что купание в освящённых водоёмах ( крещенские купания ) является лишь традицией, никакого очищения от грехов оно не несёт и не является заменой Таинству Покаяния (Исповеди) . В дни церковных праздников христиане стараются участвовать в богослужениях и главном Таинстве Церкви – Святом Причащении . Малое и Великое водоосвящение Водоосвящение или водосвятие, бывает малое совершаемое во всякое время на водосвятном молебне, и великое . Великое водоосвящение совершается дважды в году – в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления  (Крещенский сочельник ). В сочельник и в самый день праздника Богоявления (Крещения Господня) освящение воды совершается одинаково (по одному чину). Изначально в сочельник 18-го января воду освящали в храме, а в сам праздник 19-го – на источнике (реке или озере). Можно ли самому освятить воду? Нет, эти чины (великого и малого воддосвящения) могут совершать только священники или епископы. Крещенская вода в доме христианина Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в доме у каждого православного христианина. Святую крещенскую воду принято употреблять утром натощак вместе с просфорой после молитвенного правила с благоговением, как святыню. Каждый раз перед принятием святой воды следует совершать молитву на принятие просфоры и святой воды (если в принимаете святую воду без просфоры, то её упоминание можно опустить). Святитель Лука Крымский советовал: “ Пейте святую воду, как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Это говорю не только, как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине ”. Преподобный Серафим Вырицкий советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Болящим преп. Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Он говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, – нет. Важно помнить, что святая вода не является панацеей от болезней, потому что действие освященной воды обусловлено благодатью Божьей, а не самой водой. Неразумно отказываться о приеме жизненно важных препаратов и лечиться только святой водой и маслом, помня о предупреждении Христа: “не искушай Господа Бога твоего”. Где хранить святую воду

http://azbyka.ru/voda-svyataya

Удовлетворить всех (т.е. читать по несколько акафистов за молебном) трудно, а подчас и невозможно (был случай в Т. приехавшая из района женщина требовала прочитать три акафиста, т.к. она дала такой обет); сокращать акафисты (читать не все кондаки и икосы) – вызовет справедливое нарекание. А одним читать, а другим отказывать в чтении акафистов – будут обиды, недовольства, обвинения в человеко-угодничестве. Священнику лучше самому никому не отказывать, а дать указания свечному ящику сколько акафистов можно принимать на данный день. Чин освящения воды В современном Требнике излагается два чина освящения воды: А) последование малого освящения воды и Б) последование великого освящения воды Святых Богоявлений. Более древние Требники (например, митрополита Петра Могилы – 1646 г.) содержали еще третий чин «Последование краткое освящение воды». Оно совершалось «по нужде скорости ради» не в храме и не при народе, но «точию особне», священник в епитрахили при отсутствии Креста, воду благословлял погружением в нее «персты десныя руки». В этом чине напечатан краткий, но содержательный тропарь освящения 6-го гласа воды: «С небес посли Благодать, Жизнодавче, и воду сию освяти, и всем скверным яви ю бытии очищение». Малое освящение воды в старину назвалось «августовым», ибо совершалось обычно 1 августа, оно было более пространным и в него входили некоторые молитвословия «Великого освящения воды». Малое освящение воды Обычай освящения воды берет начало от Греческой Церкви: в Константинопольской придворной церкви воду освящали первого числа каждого месяца (исключая январь, когда освящение совершалось 6го числа, и сентябрь, когда водоосвящение было 14-го числа). В Русской Церкви до недавнего времени малое освящение воды совершалось: 1 августа в праздник Первого Спаса; в храмовые праздники (до литургии); в пяток Светлой седмицы; в среду Преполовения Пятидесятницы, В другие дни освящали воду сравнительно редко и только при необходимости получить святую воду. В последнее время малое освящение воды совершается, как заказная «треба», почти ежедневно, а во многих храмах и по два раза в день (на молебнах после ранней и поздней литургий). Такое частое водоосвящение вызвано не столь необходимостью получить святую воду (она всегда есть в храме в избытке), сколько укоренившимся мнением, что водосвятный молебен, как более продолжительный, имеет большее значение и целительную силу. Даже при изобилии крещенской воды после праздника Богоявления, в некоторых приходах все же продолжают служить водосвятные молебны.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Да восплачет же Иродиада, испросившая беззаконное убийство; ибо не закон Божий, не истинную жизнь будущего века возлюбила, но жизнь временную и скоропреходящую. Величание. Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение. Так как некогда в этот день люди среди пиршества забыли о правде и совести, то на 29е августа Церковь установила пост в напоминание, чтобы мы наблюдали за чистотой своей души среди радостей и увеселений. К особенностям Богослужения этого дня принадлежит поминовение православных воинов, за веру и отечество на брани убиенных, совершаемое после литургии. Св. великого князя Александра Невского (30 августа) Тропарь. Познай свою братию, российский Иосифе, не в Египте, но на небеси царствующий, благоверный княже Александре, и приими моления их, умножая жита людем плодоносием земли твоея, грады владычествия твоего ограждая молениием, наследником твоим благоверным императором нашым на сопротивныя споборствуя. Величание. Величаем тя, благоверный княже Александре, и чтем святую память твою: ты бо молиши о нас Христа Бога нашего. Прокимен. Вознесох избраннаго от людей Моих ( Пс.88:20 ). Происхождение честных древ честного и животворящего Креста (1 августа) В день 1го августа соединено два праздника: 1) Происхождение, т. е. вынос честных древ честного и животворящего Креста Господня, и 2) празднество Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его. Праздник принадлежит к числу малых. В Константинополе, при греческих императорах, 1го августа выносили животворящий Крест из дворца в церковь св. Софии, причем совершали водоосвящение. Этот обычай из Греции перешел и к нам, в Россию. В этот день, после литургии, совершается малое водоосвящение на реках, прудах и озерах, для чего идут туда с крестным ходом. Малое водоосвящение отличается от великого, Богоявленского, как песнопениями во время крестного хода, так и тем, что молитва об освящении воды короче, и при погружении креста в воду поется: «Спаси, Господи, люди Твоя», а не «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи».

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Так установилось однократное освящение воды в навечерии Богоявления. Обычай этот держится до XI - XII века и уступает позднейшему двукратному под влиянием устава иерусалимского (Мансветов «Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской церквах», Москва, 1885 г., стр. 156 -158). Простим почтенному автору его нелогичность: крещение оглашенных никогда не совершалось на Анафоре, поэтому и водоосвящение крещальное также никак не могло быть совершаемо в это время. Краткий пересказ сказанного историком: сперва освящали воду в оный день для оглашенных, крещаемых в сие время; но потом, когда сей класс людей прекратился, Церковь установила освящать в сие время воду в воспоминание крещения Христова. Архиеп. Вениамин (Краснопевков). Новая Скрижаль, Част. IV, гл. XVI, §1. Архиепископ Иннокентий (Борисов). О великих Господских и Богородичных праздниках. Харьков, 1847. Этому факту, кстати, Матфей Властарь дает очень красивое символическое толкование, говря о примраке как символе сокровенности, непостижимости таинства (как тут не вспомнить Дионисия Ареопагита с его Божественным сумраком?): А во все вышесказанные знаменитые праздники темно и как бы на плане (чертеже) открываются и предызображаются некоторые иные таинства, сокрытые в глубине премудрости Божией, превосходящей наше познание - так впрочем, что из такого начального откровения дано нам, сколько возможно для нас, вознестись и возвыситься к божественной любви. Но как скоро явился совершенный и полный свет на земли человекам как бы в вечеру, т.е. в конце веков: тогда, как говорят, течение законного века окончилось, а восприяло свое начало сияние Нового Завета и стало разгонять мрачные тени многобожия, которые закон долженствовал терпеть (сносить) столь долгое время. (Алфавитн. Синт. Матфея Властаря. Букв. Т, гл. 5). Существует другое объяснение второго водоосвящения в день Богоявления. Это водоосвящение связывают с водосвятием в первый день каждого месяца, которое было установлено патриархом Фотием в искоренение языческого обычая прыгать в этот день через костер (оба обычая имеют своим смыслом очищение). В описании Максима Грека этот же Патриарх в январе велел перенести это месячное водосвятие на 6-ое января (Творения. Часть III. Статья 17). Максим Грек ссылается на Вальсамона. Канонист XII в. Патриарх Феодор IV Вальсамон считал малое Водоосвящение заменой языческого обычая почитать 1-й день каждого месяца (толкование на 65-е прав. Трулльского Собора), однако, никаких сведений о Богоявленских водоосвящениях у него нет. Кроме свидетельства Максима Грека, никаких других доказательств подобного распоряжения не существует. Я думаю, что это свидетельство – собственная попытка Максима Грека объяснить непонятную ему традицию.

http://bogoslov.ru/article/2365164

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010