435 Когда впервые появился в наших бсгослужебных книгах чин малого водоосвящения, сказать трудно. В русских памятниках этот чин дошел до нас от XIV в. (Одинцов, Богослуж в русск. церкви до XVI в., стр. 177. Правосл. Собеседн. 1882 г., дек. стр. 478. Статья проф. А. А. Дмитриевского : «Богослужение в Русск. Ц. за первые пять веков»). Как раз к этому времени относится жизнь и деятельность ростовского епископа Феодора, которому некоторые памятники приписывают перевод чинопоследования малого водоосвящения с греческого языка на славянский (Рукоп. Типогр. библ. 120). Мысль о принадлежности названного перевода еп. Феодору заслуживает вероятия, так как последний несколько раз бывал в Константинополе и, без сомнения, хорошо знал греческий и славянский языки (проф. Мансветов, М. Киприан, стр. 52). Но едва ли можно согласиться с тем, что, до указаного еп. Феодора (XIV в.), в русской церкви не было перевода столь необходимого чинопоследования. Скорее, можно полагать, что означенным Феодором был сделан новый перевод этого чина. 437 Служ. ркп.: – Синод б. 618, л. 201; 615, л. 125; рукоп.Требники: Синод библ. 898, л. 181 об; Солов. библ. 1090, л. 198, 1165, л. 269, 1091, л. 101 об. 439 Староп. Требники 1624 г. л. 111, 1625 г. л 71; 1633,1636, и 1639 г. л. 71. В одном рукоп. Служебн. XVI в. – такое надписание над чином малого водоосвящения «Последование священия вод еже освящаем месяца августа в 1 день, сие же свящаем и во иныя дни, егда есть потребно, по уставу царяграда и священных патриарх и митрополит». Служ. Синод. библ. 616, л. 104. 440 В греческих евхологионах малое водоосвящение также надписывается августовским, Εχολγια проф. Дмитриевского, стр. 165. Решение вопроса о происхождении обычая совершать малое освящение и крестный ход 1 августа см. в «Полном месяцеслове Прав. Востока» арх. Сергия, М. 1875, ч. 1, прилож. стр. 17, а также – в Христ. Чтении за 1862 г. ч. 1, стр. 506; у Дебольского. Дни Богослужения, 1, стр 100–101, СПБ. 1866, в статье г. Шлякова «Почему перв. августа бывает крестный ход на воду», (в «Извест. Отдел. русск. яз. и словесе. Импер. Акад. Наук», за 1904 г. т ΧI, к. 2. стр 24–43), в Церк. Ведомостях за 1894 г. 39. стр. 1419. См. также «De caeremonus aulae Byzantinae», lib. II, cap. 8 (Migne. Patrol. ser. graec. t. CXII, col. 1005–1009) и Codmi Curopal. de officiis Constantlnopul. cap. XIV, n. 26 (по Дебольскому, Дни богосл , I, стр. 101, примеч. I).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

По прочтении молитвы священник трижды погружает крест в сосуд с водой при троекратном пении тропаря Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи». Погружение креста в воду отличает чин великого (и малого) водоосвящения от того чина, который входит в состав Таинства крещения, где вода освящается через погружение руки священника в нее и помазание воды освященным елеем. Затем священник кропит святой водой на четыре стороны и окропляет ею верующих. Поется стихира праздника Богоявления «Воспоим, вернии...». По окончании стихиры хор поет «Буди имя Господне», и следует отпуст Божественной литургии. Святая вода, освящаемая в праздник Богоявления, называется в церковном Уставе «великой святыней». Употреблять ее принято только натощак (что, впрочем, противоречит указанию Типикона и Минеи). Сосуд с освященной водой всегда стоит в храме; верующие хранят богоявленскую воду в домах в течение всего года. Освященная на Богоявление вода используется для питья, для помазания, для окропления людей, храма, домов, различных предметов. В соответствии со словами чинопоследования она воспринимается как «нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление». В Древней Руси существовал даже особый чин «причащения» святой воды, а в византийских дисциплинарных правилах (в частности, в Номоканоне Иоанна Постника ) принимать святую воду дозволялось тем, кто по каноническим причинам был отлучен от Таинства Евхаристии. Это, впрочем, никоим образом не означало, что святую воду воспринимали как субститут причастия. Малое водоосвящение Чин малого водоосвящения совершался в Константинополе 1 августа, в праздник Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день в столице Византии совершалась процессия с Древом Креста (ее в X в. подробно описывает император Константин VII Багрянородный), и животворящее Древо погружалось в воду. Другой традицией, которая, возможно, повлияла на становление чина малого водоосвящения, был обычай омовения в источнике константинопольского Влахернского храма Пресвятой Богородицы. К XII веку малое освящение воды совершалось в Константинополе 1-го числа каждого месяца. Наиболее ранние сохранившиеся рукописи чина малого водоосвящения датируются XI и XII веками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Водоосвящение бывает малое и Великое: малое совершается в течение года неоднократно, а Великое – лишь дважды в году: на праздник Богоявления, или Крещения Господня 18 и 19 января. Как употреблять крещенскую воду? — Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Её бережно хранят в святом углу возле икон. Святая Богоявленская вода долгие годы остаётся нетленной, приобретает свойство не зацветать плесенью и не загнивать. Из благоговения к святыне желательно принимать крещенскую воду натощак. Однако при недугах или нападении злых сил пить её можно и нужно, не колеблясь, в любое время. Святой водой можно также помазывать больные места и окроплять жилище. Что делать, если святая вода испортилась? — Испорченную святую воду выливают в ручей или реку – туда, где есть течение, в так называемую живую, нестоящую (проточную) воду. Что такое артос? Когда его раздают? — Артос (в переводе с греческого – «хлеб») – это квасной хлеб, особая просфора (как правило, больших размеров), освящаемая в Пасхальную ночь. Призывая на артос Божие благословение, в особой молитве священник просит Господа исцелить всякий не дуг и болезнь, подать всем вкушающим его здравие. Во всю Светлую седмицу артос пребывает на аналое напротив Царских врат алтаря и ежедневно износится на пасхальные крестные ходы. В Светлую субботу его с особой молитвой раздробляют и раздают верующим. Артос является символом Воскресшего Христа и напоминает о Его пребывании на земле. Что такое антидор? Когда и кому его можно принимать? — Антидор (в переводе с греческого – «вместо дара») – это частички главной просфоры, употребляемой для Таинства Евхаристии. Раздаётся она присутствовавшим на Литургии для благословения и освящения души и тела – чтобы те, кто не приобщался Святых Тайн, вкусили освящённого хлеба. Антидор – святыня, ставшая ею через молитву священника и воспоминание крестных страданий Спасителя. Поэтому установлено употреблять антидор только натощак со вниманием и осторожностью, дабы не просыпать крошки на пол. Вкушать этот священный хлеб лучше всего в храме, но можно брать и домой. Запрещается давать антидор некрещёным людям. Что такое просфора и что она символизирует?

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

«Странно (чудным образом, необыкновенно) Бога вочеловечшася видяще, устранимся суетнаго мира и ум на божественная возложим: сего бо ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет, вопиющих Ему: аллилуия» (кондак 8-й; см. также акафист Пресвятой Богородице – икос 7-й и кондак 8-й; см. «Воскресное чтение» за 1856 г., 27). Беседа 8. О чине водоосвящения (малого) I. При крещении Господнем совершилось освящение воды в первый раз после того, как со всею тварию подверглась и она суете за грех человека. Однако же и после торжественного освящения вод крещением Сына Божия они вновь и неоднократно освящаются, потому что падшие, хотя и обмовляемые благодатию Божиею, люди всегда до смерти носят в себе семя древней нечистоты греховной, вследствие чего всегда могут грешить, а тем самым снова вносить нечистоту и тление в окружающую природу. Поэтому совершаемое Православною Христовою Церковию освящение воды есть как бы продолжение, или распространение, освятительных действий, бывших при крещении Спасителя во Иордане, – есть возвращение водной стихии первобытной чистоты и святости, низведение на нее силою молитвы, благословения Господня и благодати Пресвятого и Животворящего Духа Божия, дарование ей силы к освящению душ и телес всех пользующихся ею. Если ради Божественного Искупителя Дух Святый нисходит на воду и соделывает ее способною очищать прирожденную душе скверну греховную, возрождает мертвого прегрешениями ( Еф.2:5 ) человека в жизнь новую, святую ( Ин.3:5 ), то ради того же Искупителя этот Божественный Дух при молитвах Святой Церкви всегда может низойти на воду, дабы сообщить ей благодатную силу, благопотребную для возрожденных чад Церкви. Вот где кроется и причина того, почему в воде, освященной Церковию Христовою, являются дивные свойства, коих мы не видим в водах обыкновенных: она не растлевается, подобно обыкновенной воде, хотя бы хранилась весьма долгое время: она в Таинстве Святого Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе; она, приемлемая с верою, служит к уврачеванию немощей человеческих, к погашению страстей, ко отгнанию злых духов, всего нечистого, тлетворного и ко всякой душевной и телесной пользе верующих. II. Дабы имеющую обширное употребление в жизни человеческой водную стихию соделать водою благословения небесного, Святая Церковь Христова совершает над нею один из величественнейших, глубоко трогательных и умилительных обрядов своих – так называемое последование малого освящения воды. Малое водоосвящение (именуемое так в отличие от великого, совершаемого в праздник Крещения Господня и накануне этого дня) не усвоено исключительно никакому дню, но может быть совершаемо во всякое время – по принятому обыкновению или по благочестивому усердию и желанию верующих, и притом не в определенном каком-либо, а во всяком приличном месте – везде, где признается нужным: в храме, в домах, под открытым небом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Нужно поэтому сказать, что только Православие является Церковью в полной мере литургической. Разумеется, литургия существенна для католичества, ею дорожат и в протестантизме, хотя за отсутствием рукоположенного священства здесь и не могут уже иметь истинной литургии, но лишь в православии она имеет господствующее и определяющее значение. О православии можно оказать, что все оно есть литургия, храмовая и внехрамовая, как непрестанно переживаемое боговоплощение. Православие есть не только литургия, непрестанный опыт переживаемого боговоплощения, но оно есть и Пятидесятница, Сионская горница, в которую сходит дух Святый. Низведение Св. Духа, освящение всей человеческой жизни от колыбели до могилы, освящение даже стихий и вещей этого мира существенно в Православии. Православие знает, также как и католичество, только семь таинств в собственном смысле. Однако, кроме этого, оно имеет, можно сказать, практически неопределенное число тайнодействий, которые, хотя догматически и отличаются от таинств, однако же, практически неопределенно приближаются к ним. Что можно сказать, напр., о чине православного погребения, представляющего собой торжественное предание земле человеческого тела до воскресения, или о чине пострижения в монашество, при котором, подобно как при крещении, дается новое имя? Что сказать об освящении вод (в Крещение, а также и в другие дни, – так наз. малое водоосвящение), где воды освящаются «силою и действом и наитием Св. Духа», или об освящении пасхального артоса? Что можно сказать об освящении св. храма и св. престола, Св. антиминса, священных сосудов, колоколов и других храмовых принадлежностей? Но далее идут и иные, частные освящения – зелия, плодов и овощей, брашн и гроздий, новых домов и всякой вещи и т. д. Живущие в Церкви испытывают этот непрерывно струящийся поток освящающей благодати и, в свою очередь, стремятся к святости и освящению. Отсюда проистекает глубокая и неискоренимая черта православного благочестия, та, что оно тянется ко всякой святыне, любит святость, где бы и в чем бы она ни проявлялась.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Благодатное коленопреклонение. Троицкие молитвы будем читать, с зажженными свечами будем стоять. Свечи зажигать на вход, я скажу, когда зажигать свечи, раньше времени не зажигайте. Прочитали молитву – тушите свечи, и потом опять, когда «паки и паки, колена приклоньше…», тихонечко можно зажигать свечи. И свеча – символ огненного языка, Духа Святаго в день святой  Пятидесятницы. Помолимся, тогда я благословлю и отпущу вас домой во славу Божию. Неделя святой Пятидесятницы идет эта. Празднуем всю неделю праздник Святой Троицы. Совершать будем завтра второй день Святой Троицы – день Святаго Духа.  Вам что я сказал, антракт уже или что, что вы ходите там? Что я отпустил вас или в голове закружилось у вас? Странно. Как в Пятидесятницу – странное поведение, там были странные глаголы, а тут странное поведение. Вам же здесь не клуб – ходить взад-вперед, а храм Божий. Стой, не упадешь. Второй день Святой Троицы завтра. День Святаго Духа. Праздник. Сегодня в четыре часа совершаем малое повечерие, поем канон Святому Духу на повечерии, и совершаем утреню. Вечерню уже мы отслужим после святой литургии, в сегодняшний вечер. Завтра читаем акафист Святому Духу: «Приди, Утешителю, Душе Святый, и вселися в ны», совершаем литургию. После святой литургии совершаем крестный ход вокруг храма и молебен с водоосвящением на кладезе и поем торжественно «Царю Небесный» и освящаем храм Божий, нас и всех вас святой водой в день праздника Святаго Духа. Во вторник совершаем богослужение третьего дня Святой Троицы и память благоверного князя Димитрия Донскаго. И сегодняшний день, супруги его благоверной княгини Евдокии, во инокинях Евфросинии. На третий день и ей память совершим, супругу и супруге – благоверным князьям Московским. В среду продолжаем праздновать праздник Святой Троицы, святителя Алексия,  митрополита Московского и всея Руси чудотворца. Совершать будем святую службу Божию. В четверг продолжаем праздновать Святую Троицу. Икону Божией Матери Владимирскую, древнейшую икону нашей земли Русской, и благоверных князей равноапостолов Константина и Елены. Именинники будут исповедываться и причащаться Святых Христовых Таин в этот святой день. В пятницу что там? Отдыхаем? В пятницу отдохнем немножко. В субботу отдание, проводы праздника Святой Троицы, и что там у нас, а? Клирос: " Княгини Евфросинии Полоцкой " . Вот, и Евфросинии Полоцкой будет, и ростовских святых, по-моему, праздник будем совершать в субботу. И в будущее воскресенье праздник Всех святых от века Богу угодивших, и иконы Божией Матери Семистрельной – умягчение злых сердец человеческих.

http://pravoslavie.ru/2340.html

Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый! По верованию Церкви агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное. Вот почему Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет». Многие ошибочно считают, что вода, освященная в Крещенский сочельник и вода, освященная в самый день Богоявления,- различны, но на самом деле и в сочельник и в самый день Богоявления при освящении воды употребляется один и тот же чин великого водосвятия. Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон. Как освящают воду на молебне, заказанном верующими? Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах. Молебное пение, или молебен, — это особое богослужение, при котором просят Господа, Божию Матерь и святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. Молебны совершаются в храме или частных домах. В храме молебны совершаются после литургии и совершаются по просьбам и нуждам верующих. К таким молебным пениям относятся молитвенные чины, совершаемые при благословении различных предметов, об исцелении больного, о направляющихся в далекое путешествие, о воинах и т.д. На молебнах обычно происходит чин малого освящения воды. Малое водоосвящение совершается Церковью также в день Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине:«кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4,14).

http://pravmir.ru/chto-nuzhno-znat-o-svy...

Семёновская. Часовня Зосимы и Савватия. Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Зосимы и Савватия Соловецких Год постройки:приблизительно 1750 - 1800. Адрес: Архангельская область, Вельский район, Пежемское с/п, д. Семеновская (Середняя) Координаты: 60.951145, 41.755656 Проезд:от трассы М-8 недоезжая Вельска (при движении из Москвы) поворот налево на Коношу. Повернуть налево в Пежме, далее до д. Притыкинская (Берег), далее на запад по грунтовке. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты " Яковлевская, иначе Середняя, в 5 же верстах; Действия промысла Божия, посещавшаго по временам приход несчастиями: неурожаями, засухой, червобоем, падежом на скот, пожарами – заставляли прихожан прибегать к молитве церкви. Отсюда основалось в приходе не малое количество крестных ходов с водоосвящением, кроплением скота и полей. В Духов день – в деревни – Яковлевскую, Притыкинскую и Чечеткино. 16 июня – в память Св. Тихона, Еп. Амафун. и свящ.-муч. Тигрия – в дер. Яковлевской, Семеновской и Веретии-путичной по случаю градобою. Сентября 27 – Св. Зосимы и Савватия Соловецких Чудот. в дер. Семеновскую и Яковлевскую. Часовни Зосимо-Савватиевская и Никольская утверждены в существе своем Св. Синодом, на что имеют указ от 23 марта 1834 г. Первая находится в деревне Яковлевской, отстоящей от церкви в 5 вер. к юго-западу, иначе называется Середнею " . Книга данная Благочинным 1 округа Вельскаго уезда, Священником Константином Земляницыным к Пежемской Богоявленской церкви для написания церковной летописи. Июня 23 дня 1915 года. Благочинный Священник Константин Земляницын. " Часовня Зосимы и Савватия. Конец XVIII – начало XIX в. Архангельская обл., Вельский р-н, Пежемский с/с, д. Середняя (автобус из г. Вельска). Используется как склад сельсовета. Часовня Зосимы и Савватия принадлежит по типу к деревянным клетским культовым постройкам. Часовня рублена в обло и обшита тесом. Все сооружение базируется на высоком подклете, стоящем на фундаменте из валунов.

http://sobory.ru/article/?object=16258

   Накануне дня освящения, пред всенощным бдением, у местной иконы Спасителя священник ставит на столе дискос с освященным антиминсом, над которым поставляет звездицу, и все покрывает воздухом. Пред святым антиминсом возжигается лампада, которая должна гореть всю ночь.    В алтаре на особом столе у горнего места полагают кропило и камни для прибивания гвоздей и др. предметы, необходимые для освящения храма.    На середине храма поставляется стол, и на нем помещают священные предметы алтаря: одежды престола и жертвенника, священные сосуды, Евангелие, крест, святое Миро и стручец и др. (см. подробнее в Приложении).    Пред этим столом на двух аналоях кладут три освященные иконы: Спасителя, Божией Матери и храмовую.    Всенощное бдение совершается пред этими иконами на середине храма, а не в алтаре. (Царские врата и завеса закрыты.) Вся служба совершается обновлению и храму.    В самый день освящения храма совершается малое водоосвящение, после которого священники вносят святую воду и стол со свящ. предметами в алтарь через царские врата и ставят по правую сторону престола.    Участвующие в освящении храма священники должны быть одеты в полное священническое облачение, поверх которого надевают защитные запоны.    Внеся стол, закрывают царские врата, после чего приступают к освящению престола и храма.    Подобно архиерейскому освящению храма, чин освящения храма священником заключает в себе:   устройство престола (трапезы);   омовение его и помазание святым Миром;   облачение престола и жертвенника в одежды;   освящение всего храма;   перенесение антиминса и положение его на престол;   заключительная молитва и краткая лития.    Устройство престола. После того как будет внесен в алтарь стол со свят, предметами, царские врата и завеса закрываются. Священники берут верхнюю доску будущего престола, предстоятель кропит ее святой водою с обеих сторон, ничего при этом не произнося. Певцы начинают петь 144-й псалом. Доска устанавливается на столпах так, чтобы совпадали засверленные в ней и в столпах отверстия под гвозди.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

Селиваново. Часовня иконы Божией Матери " Неопалимая Купина " . Карта и ближайшие объекты " Мокрая Дуброва, иначе Селиваново,- в 3 верстах; основалось в приходе не малое количество крестных ходов с водоосвящением, кроплением скота и полей. Августа 15 в дер. Мокрую Дуброву. Девятая в Мокрой Дуброве – во имя Успения Бож. Мат. " /Книга данная Благочинным 1 округа Вельскаго уезда, Священником Константином Земляницыным к Пежемской Богоявленской церкви для написания церковной летописи. Июня 23 дня 1915 года.Благочинный Священник Константин Земляницын./ " Часовня Неопалимой Купины. II-я половина XIX в. Архангельская обл., Вельский р-н, Пежемский с/с, д. Селиваново (автобус из г. Вельска). Часовня Неопалимой Купины по типу относится к деревянным клетским культовым постройкам. Часовня рублена в обло с чистым углом и не имеет подклета - срубы клетей покоятся по углам на точечных фундаментах из валунов, сильно занесенных в настоящее время культурным слоем. В объемно-пространственной композиции часовни преобладает кубических пропорций объем храма, разрешающийся стройным восьмериком, обеспечивающим второй свет и покрытый куполом, средоточие которого венчает четырехгранный украшенный волютами барабан с миниатюрной главкой. С запада к храму примыкает просторная трапезная, широким проемом сливающая свое пространство с помещением храма, в котором окруженный по периметру повалом барабан несет восьмигранный купол потолка, завершенного небольшой розеткой. Роспись стен и иконостас в интерьере отсутствуют. Основные габариты в плане: длина - 11,5 м; ширина - 6,55 м. Часовня, благодаря своим пропорциям, декору и своеобразию интерьера храма, представляет интерес для изучения деревянной архитектуры Архангельской области " ./ Госинспекция по охране памятников Министерства культуры РСФСР. 1975г/ Источник: сайт «Pezhma.ru. Восстановим Храм Вместе» http://www.pezhma.ru/issue.shtml/hram/124.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=16255

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010