Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) Ектения малая Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи. Священник возглашает: Ибо Твоя власть, и Твои — Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. Затем поем «Господи, воззвах:» (псалмы 140, 141, 129, 116) на глас стихир и сами стихиры; в это время диакон совершает полное каждение храма. «Господи, воззвах:» (псалмы 140, 141, 129, 116) Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня./Услышь меня, Господи. Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня,/внемли гласу моления моего,/когда я взываю к Тебе./Услышь меня, Господи. Да направится молитва моя,/как фимиам, пред лицо Твоё,/возношение рук моих/ — как жертва вечерняя./Услышь меня, Господи. Поставь стражу, Господи, к устам моим, и дверь ограждающую для губ моих. Не уклони сердце моё к словам порочным измышлять оправдания грехам с людьми, делающими беззаконие; и не приобщусь я к избранникам их. Наставит меня праведник милостиво и обличит меня, елей же грешника да не умастит головы моей, а ещё и молитва моя — на желания их. У скалы поглощены были судьи их; услышат слова мои, ибо они стали сладостны. Как если бы земная толща разверзлась на земле, рассыпались кости их при аде. Ибо к Тебе, Господи, Господи, очи мои, на Тебя я уповал, не отними души моей. Сохрани меня от западни, что устроили мне, и от соблазнов делающих беззаконие. Падут в сеть свою грешники; я одинок, пока её не перейду. Гласом моим я ко Господу воззвал, гласом моим ко Господу помолился. Изолью пред Ним моление моё, печаль мою пред Ним возвещу. Когда изнемогал во мне дух мой, — и тогда Ты знал стези мои; на этом пути, по которому я ходил, скрыли сеть для меня. Смотрел я направо и взирал, и никто не признавал меня; стало невозможно мне бежать, и некому вступиться за душу мою. Я воззвал к Тебе, Господи, сказал: «Ты — надежда моя, доля моя на земле живых». Внемли молению моему, ибо я унижен весьма; избавь меня от гонящих меня, ибо они укрепились более меня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Слава. Троическое сияние единого Божества благоговейно воспоём, взывая: /свят Ты, Отец безначальный, /собезначальный Сын и божественный Дух, – /просвети же нас, с верою служащих Тебе, /и избавь от вечного огня. И ныне. Радуйся, Чистая, по плоти родившая Бога для спасения всех, /через Тебя род человеческий обрёл спасение, – /через Тебя да обретём и рай, //Богородица чистая, благословенная. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже (трижды). [Малая заупокойная ектения и Молитва об усопших – см. 1-ю статию.] Тропари (седальны), глас 5 Упокой, Спаситель наш, /с праведниками чадо Твоё (или: раба/-у Твоего/-ю )/и дай ему/ей обитать во дворах Твоих, /как сказано в Писании, /пренебрегая, по Своей благости, /всеми его/её согрешеньями, /вольными и невольными, //соделанными в ведении и неведении, о человеколюбивый. Слава, и ныне. От Девы воссиял Ты миру, Христе Боже, /через Неё нас сынами Света соделав, – так помилуй нас! (3) 50-й псалом Псалом 50 Ч Помилуй меня, Боже, по милости Твоей, /и обилием благосердия Твоего /изгладь беззаконие моё; /всецело отмой меня от вины моей, /и от греха моего очисти меня! Ибо сознаюсь я в беззаконии моём, /и грех мой предо мною всегда.Пред Тобой, пред Тобой одним я согрешил, /и сотворил злое в очах Твоих; /итак, прав Ты в приговоре Твоём /и безупречен в суде Твоём! Вот, в беззакониях я зачат, /и во грехе родила меня матерь моя; /вот, верности в сокровенном желаешь Ты, /в тайне открыл Ты мне премудрость Твою. Окропи меня иссопом, и буду чист, /омый меня, и стану снега белей; /дай мне внять веселия и радости весть – /и возрадуются кости, что Ты сокрушил. /Отврати взор Твой от грехов моих, /и каждую вину мою изгладь! /Чистым, Боже, соделай сердце во мне, /и дух правый обнови в глубинах моих! /Не отвергни меня от лица Твоего, /и Духа Твоего Святого не отыми, /возврати мне радость спасения Твоего, /и Духом всещедрым утверди меня! Научу беззаконных путям Твоим, /и нечестивцы обратятся к Тебе. /Очисти меня от кровей,/Боже, Боже спасения моего! /и восславит язык мой /правду Твою. /Господи! отверзни уста мои, /и речь моя возвестит хвалу Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Славословие Бога, упование на Него, вера в запредельную, окончательную благость – это сам Бог, превращающий адский пламень в благодатную росу. «Ты не оставишь души моея во аде и не дашь Святому Твоему увидеть тление» ( Пс.15:10 ). «Упования не посрамить» ( Рим.5:5 ). Поэтому упование до конца, т.е. без конца и есть норма достойного и благодатного отношения к неисповедимым путям Божественного смотрения. Оно содержит в себе и торжество победы. Бог не может не победить. «Бог поругаем не бывает» ( Гал.6:7 ). И отсюда победно благодарственное пение души, для которой Бог в ответ на упование превращает ее жилище посреди ада – в рай. «И мужие тии три, Седрах, Мисах и Авденаго, падоша посреди пещи огнем горящей окованы и хождиху (ходили) посреди пламени поюще Бога и благословляюще Господа» ( Дан.3:23–24 ). Здесь хор начинает припевать к каждому стиху песни благочестивых отроков: «Господа пойте и превозносите Его во веки. Заканчивается это славословие так: «Хвалим, благословляем, поклоняемся Господеви, поюще (поя) и превозносяще во вся веки». Это торжественное светлое пение окончательно уводит от гробового мрака. Далее богослужение в своих текстах, напевах и характере исполнения уже полно пасхальной радости, хотя сдержанной и серьезной. За паремиями следует малая ектения. Вместо трисвятого поется текст ап. Павла «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся». Перевод: Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись ( Гал.3:27 ) 6 . Далее следует прокимен апостола из псалма 65, ст. 4, на глас 8-й: «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе да поет же имени Твоему Вышний». К прокимну стихи: «Воскликнете Господеви вся земля, пойте же имени Его» ( Пс.65:1–2 ). Смысл этих стихов тот, что Воскресение Христово есть событие центральное не только для человека, но и всего мироздания (для «всей земли»). В последние времена раскроется тайна избавления всей твари и уже теперь она устами церкви присоединяется к радости избавленного Адама. Все мироздание призывает ныне прославить всемогущество и мудрость Христа Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Справедливо прославлять Тебя, подателя жизни, простершего руки на кресте, и уничтожившего могущество врага». (Ст. 74) «Боящиеся Тебя увидят меня и возрадуются, что я уповаю на слово Твое. Спаситель! Содрогнулась земля и солнце скрылось, когда Ты, Христос, безвечерний свет плотию зашел во гроб». (Ст. 131) «Отверзаю уста, ища прохлады, ибо заповедей Твоих жажду. Христе! все верные прославляем мы сегодня песнями Твое распятие и погребение, избавившись смерти чрез Твое погребение». (Слава-троичен). «Безначальный Боже, соприсносущное Слово и святый Душе! Укрепи державу православного императора на вооружающихся (против него), потому что Ты милостив». (И ныне). «Родившая жизнь, всенепорочная чистая Дева! Прекрати соблазны церковные и даруй мир, потому что Ты милостива». Затем повторяется первый припев (второй статьи), малая ектения и статия третья. «Все поколения воспевают погребение Твое, Христе мой!» (Ст. 134) «Избавь меня от угнетения человеческого, и буду хранить повеления Твои. Приди все созданное, надгробные песни принесем Создателю». (Ст. 142) «Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина. По Соломону, ров бездонный уста беззаконных фарисеев». (176) «Я заблудился, как овца потерянная; взыщи раба Твоего, ибо я не забыл заповедей Твоих. Даруй восстанием Твоим мир Церкви и спасение Твоему народу». Канон Великой Субботы По окончании третьей статии известные дамаскиновы тропари: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившаяся» и пр. Канон великой субботы так выходит из разряда обыкновенных церковных песнопений, что трудно найти православного, который не знал бы хотя некоторых ирмосов его. Не только мысль и дух, которыми проникнут весь этот канон, самый напев ирмосов с неодолимой силой действуют на душу. «Волною морскою скрывшего древле», – чье сердце не потрясалось до самого основания при одних звуках этой песни? Вот почему я решился выписать здесь все ирмосы, и хотя по нескольку тропарей из каждой песни. Прежде всего, нужно заметить, что в составлении его участвовали три лица. Сначала был четверопеснец (6, 7, 8 и 9 песни), написанный Косьмой Маюмским. Потом царь Лев Премудрый, для чести этого дня, поручил Марку, епископу Идрунскому, написать тропари и для первых четырех песней; ирмосы же для этих песней были еще прежде составлены одной инокиней по имени Кассией. Так и составился полный канон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Хор: Тебе, Господи. Иерей: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков, Хор: Аминь Возглас: Яко Твоя держава и Твое есть Царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу . Второй антифон Хвали, душе моя, Господа./Восхвалю Господа в животе моем,/пою Богу моему, дондеже есмь. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия,/в них же несть спасения. Изыдет дух его,/и возвратится в землю свою:/в той день погибнут. вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его,/упование его на Господа Бога своего. Сотворшаго небо и землю,/море и вся, яже в них. Хранящаго истину в век,/творящаго суд обидимым,/дающаго пищу алчущим Г осподь решит окованныя,/Господь умудряет слепцы. Господь возводит низверженныя,/Господь любит праведники. Господь хранит пришельцы,/сира и вдову приимет,/и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век,/Бог твой, Сионе, в род и род. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Песнь Господу Иисусу Христу Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый,/и изволивый спасения нашего ради/воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии,/непреложно вочеловечивыйся;/распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый,/един Сый Святыя Троицы,/спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас. Ектения малая Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся. Хор : Господи, помилуй. Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи. Иерей: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков, Хор: Аминь Иерей: Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

http://foma.ru/posledovanie-bozhestvenno...

Чтец: Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа! Хор: Господа, поём и превозносим Его вовеки. Чтец: И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Хор: Господа, пойте и превозносите Его вовеки. Чтец: Хвалим, благословляем, поклоняемся Господу. Хор: Воспевая и превознося Его вовеки.  Дан 3:1–88 Ектения малая Снова и снова в мире Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи. Диакон: Благослови, владыка, время пения Трисвятого. Священник же, осеняя его крестным знамением, произносит: Ибо свят Ты, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда. Диакон выходит из Царских врат и, сперва показывая орарем на икону Христа, возглашает: Господи, спаси благочестивых. Хор: Господи, спаси благочестивых. Диакон: И услышь нас. Хор: И услышь нас. Также диакон обводит орарем стоящих во храме, возглашая к ним громогласно: И во веки веков. Хор: Аминь. Вместо Трисвятого поем: Сколько вас во Христа ни крестилось,/во Христа вы все облеклись. Аллилуия. (3) Диакон: Будем внимать. Священник: Мир всем. И чтец отвечает: И духу твоему. Диакон: Премудрость. И чтец: Прокимен, глас 5 Вся земля да поклонится Тебе и да поёт Тебе,/да поёт же имени Твоему, Всевышний! Стих: Воскликните Господу, вся земля, воспойте же имени Его. Пс 65:4, 1–2а Диакон: Премудрость. И чтец надписание Апостола: К римлянам послания святого Апостола Павла чтение. Диакон: Будем внимать. И чтец: Послание к римлянам, зачало 91 Братья, все мы, кто были крещены во Христа Иисуса, в смерть Его были крещены. Итак мы были с Ним погребены чрез крещение в смерть, чтобы, как был воздвигнут Христос из мёртвых славою Отца, так и мы ходили бы в обновлении жизни. Ибо если мы оказались сращенными с Ним подобием смерти Его, мы, конечно, будем сращены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек был распят с Ним, дабы упразднено было тело греха, так чтобы не быть нам больше рабами греха; ибо умерший свободен от греха. Если же мы умерли со Христом, то верим, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, восстав из мёртвых, больше не умирает, смерть больше не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер раз навсегда греху, а что живет, то живет Богу. Так и вы считайте, что вы мертвы греху, но живы Богу во Христе Иисусе, Господе нашем. Рим 6:3–11

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

Что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне назовут Меня блаженной все роды. Честью высшую Херувимов: Что сотворил Мне великое Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его. Честью высшую Херувимов: Соделал Он сильное рукою Своею, рассеял надменных в помышлениях сердца их. Честью высшую Херувимов: Низложил властителей с престолов и вознес смиренных, алчущих исполнил благ и богатых отослал ни с чем. Честью высшую Херувимов: Поддержал Израиля, отрока Своего, вспомнив о милости, — как Он сказал отцам нашим, — к Аврааму и семени его навеки Лк 1: 46–55 Честью высшую Херувимов: И 9 песнь канона. После катавасии 9–й песни, или «Достойно есть:», ектения малая. Светилен дня или праздника. В воскресенье диакон возглашает Диакон: Свят Господь Бог наш. Хор: Свят Господь Бог наш. Диакон: Ибо свят Господь Бог наш. Хор: Свят Господь Бог наш. Диакон: Над всеми людьми Бог наш. Хор: Свят Господь Бог наш. Затем Ексапостиларий воскресный и празднуемого святого. И далее начинаем петь на случившийся глас Хвалитные псалмы и стихиры «На Хвалитех»: Хвалитные псалмы (148 — 150) Хор: Всё, что дышит, да восхвалит Господа!/Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Тебе подобает песнь, Богу./Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его./Тебе подобает песнь, Богу. И далее чтец: Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звёзды и свет. Хвалите Его, небеса небес, и вода, что превыше небес. Да восхвалят имя Господне, ибо Он сказал — и возникли они, Он повелел — и были созданы. Поставил их навек и во век века, приказание отдал — и оно не прейдёт. Хвалите Господа с земли: драконы и все бездны, огонь, град, снег, лёд, ветер бурный, исполняющие слово Его, горы и все холмы, деревья плодоносные и все кедры, звери и весь скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые, цари земли и все народы, князья и все судьи земли, юноши и девы, старцы с младшими да восхвалят имя Господне, ибо вознесено имя Его одного: славословие Ему на земле и на небе. И возвысит Он рог народа Своего: песнь — всем святым Его, сынам Израилевым, народу, приближающемуся к Нему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Малая ектения – это сокращение великой ектении. Она напоминает о прошениях великой. Употребляется она в связи с антифонами, чтением Псалтири, после 3, 6, 9 песни канона. Начинается она с прошения великой ектении, к которому в самом начале присоединяются слова «Паки и паки», ετι και ετι, т. е. «еще и еще», «опять и опять», «снова и снова». Ектения с таким началом встречается в VIII книге «Апостольских постановлений». В разных местах богослужения эта ектения имеет различные возгласы. Сугубая ектения В богослужебных книгах наименование «сугубая ектения» не используется. Вместо него встречается наименование «прилежное моление», εκτενης δεησις Сугубая (усиленная) ектения посвящена молению о лицах (молению о вещах и нуждах посвящена просительная ектения). Сугубая ектения может быть посвящена как молению о живых, так и молению за усопших. Среди прошений этой ектении есть прошение иерусалимского происхождения, посвященное молитве за святогробское братство – «о всем во Христе братстве нашем». Прошение «о плодоносящих» может быть связано с древней традицией совершения агап, братских трапез (до XIV века существовали и особые молитвы о плодоносящих). Просторечное наименование этой ектении «сугубая ектения» происходит от троекратного молитвенного восклицания «Господи, помилуй» в конце каждого прошения. В некоторых древних чинах «Господи, помилуй» на этой ектении пелось только после всех прошений с 12-кратным повторением. В Московском служебнике 1658 г. такое 12-кратное пение молитвенного восклицания полагалось после прошения о царе. Сугубая ектения имеет два варианта начала. Она может начинаться с двух прошений, после которых «Господи, помилуй» поется только один раз. В таком случае первое прошение ектении – «Рцем вси, от всея души, от всего помышления нашего рцем». В Евхологии Синайской библиотеки 1040 XII века сугубая ектения начинается словами: «Рцем вси прилежно (εκτενων), от всея души…». Однако чаще всего сугубая ектения открывается прошением «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим ти ся, услыши и помилуй», после которого поется троекратное «Господи, помилуй». Конечный священнический возглас этой ектении постоянен: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу…». Просительная ектения

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

По 1-м Евангелии певцы поют три антифона (1-й, 2-й и 3-й). Малая ектения (2-я). Возглас: «Яко подобает...» По возгласе седален, глас 7-й: «На вечери ученики питая...» Малое каждение (Евангелия на аналое, Царских врат, местных икон и предстоящих). Читается 2-е Евангелие – от Иоан., зач. 58-е. По 2-м Евангелии – антифоны: 4-й, 5-й и 6-й. Каждение малое. Ектения малая (3-я). Возглас: «Яко благословися и прославися...» Седален, глас 7-й: «Кий тя образ, Иудо...» Читается 3-е Евангелие–от Матф., зач. 109-е. По 3-м Евангелии – антифоны: 7-й, 8-й и 9-й. Каждение малое. Малая ектения (4-я). Возглас: «Яко Ты еси Бог наш и Тебе славу возсылаем...» Седален, глас 8-й: «О, како Иуда, иногда Твой ученик...» 4-е Евангелие – от Иоан., зач. 59-е. По 4-м Евангелии – антифоны: 10-й, 11-й и 12-й. Каждение малое. Малая ектения (5-я). Возглас: «Буди держава Царствия Твоего...» Седален, глас 8-й: «Егда предстал еси Каиафе, Боже...» 5-е Евангелие – от Матф., зач. 111-е. По 5-м Евангелии – антифоны: 13-й, 14-й и 15-й. Малое каждение. Малая ектения (6-я). Возглас: «Яко благословися всесвятое Имя Твое и прославися Царство Твое...» Седален, глас 4-й: «Искупил ны еси от клятвы законныя...» (5-м Евангелием кончаются антифоны и седальны.) 6-е Евангелие – от Марка, зач. 67-е. По 6-м Евангелии – Блаженны на 8, с тропарями (от «Блажени алчущии...»). Малое каждение. Малая ектения (7-я). Возглас: «Яко Тя хвалят вся Силы небесныя...» «Вонмем». «Премудрость». Прокимен, глас 4-й: «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий». Стих: «Боже, Боже Мой, вонми Ми, векую оставил Мя еси?» 7-е Евангелие – от Матф., зач. 113-е. По 7-м Евангелии каждения и малой ектении нет. Псалом 50-й и тотчас: 8-е Евангелие – от Луки, зач. 111-е. Трипеснец, глас 6-й, состоит из 5-й, 8-й и 9-й песней. Ирмосы – по дважды, тропари – на 12. Катавасия – тот же ирмос. По 5-й песни ектения малая. Возглас: «Ты бо еси Царь мира...» Кондак: «Нас ради Распятаго...» и икос «Честнейшую» не поем, но после «Хвалим, благословим...» сразу ирмос 9-й песни: «Честнейшую Херувим...» Заканчивается трипеснец пением на катавасию ирмоса 9-й песни: «Честнейшую Херувим...» Малая ектения. Возглас: «Яко Тя хвалят...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Ектения (от греч. κτενς (κεσα) (протяженное, сугубое (моление)) – название особой формы совместного моления на церковных богослужениях , когда диакон (или священник, если нет диакона) возглашает определенные молитвенные прошения, а хор, на каждое прошение, отвечает (поёт) «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Оканчивается ектения возгласом священника. Ектения бывает нескольких видов: великая – начинается словами «Миром Господу помолимся»; сугубая, т.е. усиленная, – начинается: «Рцем вси, от всея души…», с троекратным «Господи, помилуй» на каждое прошение (начиная с третьего); просительная – в ней прошения заканчиваются пением «Подай, Господи» и малая – состоит только из трех прошений и начинается словами «Паки и паки…» (т.е. «снова и снова»). Кроме этих видов, есть еще ектения об оглашенных, произносимая на литургии, ектения об умерших – т.н. заупокойная, и ектения с особыми прошениями, произносимые при совершении таинств и иных чинопоследований. Каждое молитвенное прошение ектении сопровождается крестным знамением и поясным поклоном. Ектения – молитва совершенно особого характера. Она рассчитана на возможно меньшее утомление внимания, на постоянное возбуждение его. Ввиду этого цельная молитва делится на ряд кратких отрывочных прошений, которые прерываются пением еще более кратких молитвенных восклицаний «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Название этой молитвы «ектения», εκτεν – напряженное, прилежное моление, в греческих богослужебных книгах, впрочем, усвояется только так называемой у нас «сугубой ектении»; ектения же вообще называется там συναπτ (подразумевается ευχ) – составная молитва. Название ектении усвоено этого рода молитвам потому, что они являются особенно усердными молитвами, возносимыми от всех верующих. С целью привлечения к участию в них всех они произносятся не священником, лицом, по первоначальному обычаю, преклонного возраста («пресвитер»), а диаконом, почему ектения в древних памятниках богослужения называлась τα διακονικ, «диаконства».

http://azbyka.ru/ekteniya

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010