КУЛЬТУРА (раздел). – С.68-85,94-95. Дмитрий Володихин . Санкт-Петербург: мечта о Европе, которая не сбылась . Ил.: Фотоработы Андрея Чежина//Фома. - – май 2012. – С.68-72. – (раздел « Культура »). Реклама : С.73. Герцен . Как вера в социализм заменила религию . Беседа с доктором философских наук, профессором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Константином Антоновым . Беседовал Юрий Пущаев . Фото ИТАР-ТАСС//Фома. - – май 2012. – С.74-76. – (раздел « Культура »). Реклама : С.77. Марианна Язева . Нюша и Самый Главный Герой [Рассказ]. Рисунки Павла Гавриченкова//Фома. - – май 2012. – С.78-81. – (раздел « Культура »). о Великой Отечественной войне (ко Дню Победы). Книга вышла в детской серии «Настя и Никита» (Вып. 47. – 2011 г.). litdeti.ru Строфы: Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир». Юрий Кублановский. Мятежный парус. Подборка стихотворений 2005-2010 гг. («Чтобы стало на душе светлее…»; «…Если даже выпадают фишки...»; «Сделалось с годами, допекая,..»; Обнова; Жаркое лето 2010 года; «В рост крапива возле развалин храма…»). Автор вступ. заметки Павел Крючков , редактор отдела поэзии журнала «Новый мир». Рисунок Анны Музыки. Фото Владимира Сычева//Фома. - – май 2012. – С.82-83. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »). Обзоры: Что читать: Дмитрий Соколов-Митрич , заместитель главного редактора журнала «Русский репортер», член Общественной палаты, из предисловия к книге «Звезды о Небе». После прочтения – жить! В издательстве «Никея» вышла книга «звездных» интервью журнала «Фома» //Фома. - – май 2012. – С.84. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Звезды о Небе. Во что верят знаменитости? 35 историй о вере известных людей. – М.: Никея: Фома, 2012. – 400 с. Представлено и отрецензировано еще два издания: Антоний , митрополит Сурожский . У веренность в вещах невидимых. Последние беседы (2001-2002) /Пер. с англ. – М.: Духовное наследие митрополита Антония: Никея, 2012. – 288 с./Представляет Ирина Лукьянова //Фома. - – май 2012. – С.85. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-109-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – май 2017 16 мин., 29.05.2017  1-я страница обложки – на белом фоне сгоревшая спичка, головка которой напоминает профиль Н. В. Гоголя (в коллаже на обложке фото Depositphotos/PhotoXPress.ru). На странице надпись: «Гоголь зажигает. Что было написано про нас во втором томе «Мертвых душ», если его пришлось отправить в печь?». См. в разделе «Культура» статью Владимира Воропаева «Небесный Помещик и другие загадки «”Мертвых душ”» (с.74-83). Пролог (на заставке фото 1945 г.)   Илья Эренбург. В мае 1945 ( «Когда она пришла в наш город … »). Стихотворение. 1945//Фома. - – май 2017. – С.2. – (рубрика «Пролог» ).   Содержание : С.3.   Числа: Даты месяца. Май //Фома. - – май 2017. – С.4-5. – (рубрика « Числа »). Представлены даты: 9 мая. Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). – С.4; 12 мая. 960 лет назад, в 1057 году в Новгороде завершена работа над Остромировым Евангелием , древнейшей из дошедших до нас русских рукописных книг. – С.4;   31 мая. 155 лет назад родился художник Михаил Нестеров (1862-1942). Ил.: Автопортрет. М. В. Нестеров. 1915. – С.5; 13 мая. 75 лет назад, 13 мая 1942 года была сделана последняя датированная запись в дневнике 12-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой . – С.5; 24 мая. Равноапостольных Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских. День славянской письменности и культуры . Ил.: Кирилл и Мефодий. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XIII в. - С.5.   Колонка главного редактора: Владимир Легойда . Пунктиром по сердцу //Фома. - – май 2017. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »).   Интервью номера: Юрий Грымов : « Можно жить без любви, но нельзя называть это нормой ». [Почему до сих пор постановки «Войны и мира» лишены диалога о Боге? Правда ли, что театры опускают один из важнейших фрагментов в тексте «Трех сестер»? Почему так сложно работать с Достоевским? Об этом и многом другом разговор с новым художественным руководителем московского драматического театра «Модерн» Юрием Грымовым]. Беседовала Дарья Баринова . Фото Светланы Маликовой, Евгения Люлюкина//Фома. - – май 2017. – С.8-14. – (рубрика « Интервью номера »). – Имеется биографическая справка « Юрий Вячеславович Грымов » (С.11).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-169-...

Святитель Серапион. архиепископ Новгородский. Март, 16 1516 Преподобный Давид Серпуховский. Октябрь, 18 1520 Преподобный Геннадий Важеозерский (Олонецкий). Февраль, 9 1520 Преподобный Иннокентий Вологодский и Комельский. Март, 19 1521 Благоверный князь Иоанн Угличский, в иночестве Игнатий, Вологодский чудотворец. Май, 19 1522 Праведная Гликерия дева, Новгородская. Май, 13 1522 Преподобный Пахомий, Кенский чудотворец. Январь, 6 1525 Преподобный Филипп Ирапский. Ноябрь, 14 1527 Мученик Иоанн Казанский. Январь, 24 1529 Преподобный Кирилл Новоезерский (По Прозванию Белый), Чудотворец. Февраль, 4 1532 Преподобный Макарий Оредежский. Август, 9 1532 Преподобный Александр Свирский. Август, 30 1533 Преподобный Иона Климецкий. Июнь, 6 1534 Преподобный Корнилий Комельский. Май, 19 1537 Преподобный Кассиан Комельский. Май, 16 1537 Преподобный Лонгин Коряжемский. Февраль, 10 1540 Преподобный Даниил Переяславский. Апрель, 7 1540 Преподобный Иродион Илозерский (Илоезерский). Сентябрь, 28 1541 Преподобный Стефан Комельский, Или Озерский. Июнь, 12 1542 Преподобная София, Суздальская чудотворица. Декабрь, 16 1542 Преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские, или Соловецкие. Июль, 3 1544 или 1561 Праведный Артемий Веркольский. Октябрь, 20 1545 Преподобный Лаврентий Комельский. Май, 16 1548 Преподобный Зосима Ворбозомский. Апрель, 4 ок.1550 января. Преподобный Афанасий Сяндемский. Январь, 18 1550 Преподобный Арсений Комельский. Август, 24 1550 Преподобный Адриан Ондрусовский. Август, 26 1550 Преподобномученик Адриан Пошехонский. Март, 5 1550 Преподобный Макарий Римлянин. Август, 15 1550 Мученики Петр и Стефан Казанские. Март, 24 1552 Праведный Василий Блаженный, Христа ради юродивый, Московский чудотворец. Август, 2 1552 Преподобный Нил Столбенский. Декабрь, 7 1554 Преподобный Герасим Болдинский. Май, 1 1554 Святитель Иоасаф, митрополит Московский. Июль, 27 1555 Преподобный Максим Грек. Январь, 21 1556 Преподобный Антоний Сийский. Декабрь, 7 1556 Преподобный Никифор Важеозерский (Олонецкий). Февраль, 9 1557

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Реклама : С.92-93. Путеводитель: 4 события мая: Круглый стол «Православные летние лагеря», организованный журналом «Фома», состоится 15 мая в рамках Всероссийской выставки-ярмарки «Пасхальный праздник» в Санкт-Петербурге//Фома. - – май 2009. – С.94. – (рубрика « Путеводитель. 4 события мая »); В День славянской письменности и культуры – 24 мая состоится Литургия в Успенском соборе Московского Кремля, по улицам Москвы пройдет Крестный ход, совершится молебен, намечено проведение театрализованных действий и фольклорных концертов на улицах и площадях города//Фома. - – май 2009. – С.94. – (рубрика « Путеводитель. 4 события мая »); Спектакль «Матренин двор» по одноименному произведению Солженицына состоится 18 мая на сцене театра имени Вахтангова. В спектакле заняты актеры Александр и Елена Михайловы //Фома. - – май 2009. – С.94. – (рубрика « Путеводитель. 4 события мая »); Пасхальный концерт Елены и Александра Михайловых состоится 13 мая в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына//Фома. - – май 2009. – С.94. – (рубрика « Путеводитель. 4 события мая »). 2 книги мая: Ученик старцев. Протоиерей Владимир Жаворонков . Составитель священник Мишин . Жизнеописание, воспоминания о батюшке и его духовниках, проповеди. – М.: Типография «Новости», 2009//Фома. - – май 2009. – С.94. – (рубрика « Путеводитель». 2 книги мая »); Книга посвящена замечательному пастырю – духовнику города Москвы протоиерею Владимиру Николаевичу Жаворонкову (1929-2004), настоятелю храма Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове. В приложении помещены справка об истории Владимирского храма, жизнеописания схиархимандрита Илариона (Удодова) и его брата протоиерея Петра, под руководством которых протоиерей Владимир начинал свой духовный путь, а также история сокрытия главы преподобного Сергия и другие материалы о времени, когда проходило служение пастыря. «Вы – мой путь ко Христу». Сборник бесед и проповедей священномученика Сергия Мечева. – М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2009/Представляет Егор Агафонов , старший редактор издательства ПСТГУ//Фома. - – май 2009. – С.94. – (рубрика « Путеводитель. 2 книги мая »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-73-m...

Киевские собеседования со штундистами. Ив. Смолина. Апрель, стр. 508–511. Отзыв иностранца о Льве Толстом. Апрель, стр. 511–513. Письмо старообрядца из Самарской епархии. Апрель, стр. 513–514. Присоединение к православию католического ксендза. Май, стр. 636–637. Заботы графа Н. Л. Толстого О духоборах-анархистах. Май, стр.637–638. Юбилейное чествование памяти поэта А. С. Пушкина и мнение Симферопольского Преосвященного об участии церкви в этом торжестве. Май, стр. 638–640. Епархиальный съезд в г. Симферополе. Май, стр. 640. Фанатическое самоистребление сектантской семьи в Самарском мормонстве. Май, стр. 614–642. Доклад по поводу процесса Белякевича. Май, стр. 642. Посещение Таврическими сектантами местного епископа. Свящ. П. Тихвинского. Июнь, стр. 765–770. Содержание (1899. 2 полугодие) Руководственные статьи по вопросам миссионерства Священник – миссионер, как священнодействователь и совершитель треб. Владикавказский кафедральный протоиерей Н. Коликов. Июль, август, стр. 1–15. По поводу прекращения издания журнала ”Братское Слово”, В. С. Сентябрь, стр. 159–165. О старых событиях и новых явлениях в области сектантства и миссионерского дела. В. М. Скворцов. Октябрь, стр. 295–313. Методы апологетических исследований (антропологический, философский и историко-философский). В. Покровский. Октябрь, стр.314–326. Декабрь, стр. 566–576. К пятидесятилетнему юбилею Высокопреосвященнейшего Иоанникия, Митрополита Киевского и Галицкого, с пятью портретами его. Ноябрь, стр. 1–32. Церковное и внецерковное учительное слово. Свящ. И. Фудель . Ноябрь, стр. 427–436. К вопросу о более желательной и целесообразной постановке церковно-приходской и школьной миссии среди населения инородческого среднего поволжья. С. Е. Н. Ноябрь, стр. 436–451. Декабрь, стр. 576–588. Церковно-государственное и миссионерское значение судебного процесса Ковенского ксендза Белякевича. В. М. Скворцов. Ноябрь, стр. 451–471. Декабрь, стр. 603–638. Взгляд раскольников и сектантов на Православную Церковь и задачи миссионера. Тронин. Декабрь, стр. 559–565.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

же см.//Фома. – Спецвыпуск. 2013/Москва Пасхальная. – С.42-43. - (раздел « Вера », рубрика « Толковый словарь »). Реклама : С.51. Говорят, что…: Говорят, что… Фото Владимира Ештокина//Фома. - – май 2013. - С.52. – (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что …»). Ответы на следующие суждения и вопросы: Говорят, что критику других людей в Церкви рассматривают как грех злословия и осуждения … на самом деле… Часто спрашивают: почему Бог посылает человеку страдания, почему каждый «должен нести свой крест»? отвечаем… Почему в церкви люди тоже грешат? ... потому, что… Часто спрашивают: Е сли человек живет праведно, но неверующий , он для Бога по определению хуже любого верующего? отвечаем… Вопрос священнику: Близкие хулят Церковь. Что делать? /спрашивает Максим , г. Екатеринбург. Отвечает протоиерей Игорь Фомин , настоятель храма святого Александра Невского при МГИМО. Фото Александра Гуткина//Фома. - – май 2013. – С.53. – (раздел « Вера », рубрика « Вопрос священнику »). Цифра:   18872 подарка планирует подарить на Пасху своим подопечным православная служба «Милосердие» . В акции «Дари радость на Пасху» по сбору средств для поздравлений с Пасхой тяжелобольных брошенных стариков, одиноких инвалидов, детей-сирот, бездомных, детей-инвалидов, людей, оказавшихся в больнице в эти праздничные дни, можно принять участие до 12 мая. Фото www.miloserdie.ru//Фома. - – май 2013. – С.53. – (раздел « Вера », рубрика « Цифра »). ЛЮДИ (раздел). – С.54-71. Елена Зелинская . Овсянка по-ирландски . [О поездке в Ирландию]. Фото Елены Зелинской, Владимира Ештокина//Фома. - – май 2013. – С.54-59. – (раздел « Люди »). Протоиерей Игорь Фомин . Зачем Москве новые храмы? Из опыта одного настоятеля . Подготовил Константин Мацан . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – май 2013. – С.60-61. – (раздел « Люди »). же см.//Фома. – Спецвыпуск. 2013/Москва Пасхальная. – С.62-63. - (раздел « Люди »). См. также: Андрей Анисимов , церковный архитектор. Пять вопросов о номере //Фома. - – май 2013. – С.98. – (рубрика « Эпилог »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-121-...

Отпишите к нам, когда вы примиритесь со своей матерью, и – я, по святительскому долгу, а по вашему чистому покаянию, буду молить за вас Бога. Если же станете опять гневить и оскорблять свою мать: то, делать нечего, сам боясь Бога, по святительскому долгу, пошлю за своим сыном, за вашим владыкой, и за другими многими священными лицам и вместе с ними, прочитав священные правила, поговорив и рассудив, возложим на вас духовную тягость церковную, свое и прочих священных лиц не благословение». 733 470 Ркп. житие, писан. митр. Корнилием в 1695 г. Это житие составлено при пособии записок самого пр. Мартирия. 471 Тихвинский монастырь основан фев. 11, 1560 г. архиеп. Пименом; Аврамий исцелен Богоматерью в присутствии арх. Пимена, бывшего в Тихвине по случаю устроения монастыря и Аврамий был затем первым свечным монахом в Тихвине, след. исцеление Аврамия было в 1560 или 1561 г. Сл. опис. Тихвинского монастыря, стр. 14, т. 53, 54. Спб., 1859. 472 Гостинопольский монастырь Михайловского погоста в 1582 г. стоял почти пустой. Писцовая книга у Неволина (о пятинах, суб. 1853 г.) стр. 142. 473 У Неволина, о пятинах, стр. 142. О Феодоре Сыркове ист. иер. 4, 158. В 1662 г у Зеленой пустыни – 5 дворов поселенцев. 476 Ист. иер. 4, 155–170. Собр. л. 3, 274. По ркп. святцам общ. ист. пр. Мартирий зеленецкий новый чудотворец. «Словарь святых стр. 180 говорит о м. Корнилие: его старанием дана пустыня 1642 г. грамота на вотчинные земли». В 1642 г. не было в Новгороде митр. Коринилия; Корнилий был митрополитом новгородским 1674–1695 г. 477 Житие св. Арсения, напис. иноком Феодосием, у Царского 123, со службой в Румянц муз. стр. 93, 594. Оба сочинения в Желтиковом монастыре (Опис. монастыря, стр. 37–40 Тверь 1852 г.). Служба, по послесловию, написана в 1483 г. иноком Феодосием, при игумене Геронтие. Сочинитель жития, описав чудо 1566 г. говорит: «мне смиренному иноку Феодосию, поведаша про сие великое чудо минеи тояже обители, наипаче же сам видев своими очами того бывша в мертвых человека» и пр. описание Желтикова мон. стр. 38, 39, 68. Опис. Румянц. муз. стр. 594. 478 Никон. лет 4, 284. В печатном житии св. Арсения, изд. 1764 г. сказано, что Арсений пострижен в монашество Киприаном, до возведения его на митрополию. Не было ли это разве тогда, как Киприан, по поручению патриарха, мирил князей юго-запада с митрополитом? См. сентяб. 16 чис. 479 Ркп. житие Арсения, современная записка о Евфимии у Карамзина 5, пр. 232. В печатном житии 1764 г. напрасно обвинен Евфимий в ересях. 483 Ркп. и печатное житие. И в церковной службе (минея марта, м. 1646 г.) св. Арсений именуется милостивым, незлобивым и кротким; служба как сказано, писана в 1483 г. 486 Надпись: «в л. 6906 (1398) построен собор сей архистратига Михаила великим. князем тверским Михаилом Олександровичем, при владыке Орсение». Микулни. летоп. 490 Карамз. 5, пр. 254. Никон. л. 4, 254, 307. В прологе 2 мар. ошибочно сказано, что Арсений еще до поставления в епископа основал монастырь на р. Тмаке.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Разбор сочинения Ренана – «Жизнь Иисуса». «За веру и против неверия». «Подол. Еп. Вед.» Киев, 1899.· «Речь при пострижении в монашество инспектора Могилевской духовной семинарии о. Аркадия Константиновича». «Приб. к «ЦВ» 1893, 17, стр.680–681. Переводы: «Земная жизнь Господа Спасителя» (перевод с немецкого). Киев, 1874–1882 гг. и др. «Толковая Псалтирь Загабена» (перевод с греческого). «Мученики Колизея” (перевод с английского). «Пастырские послания Св. Ап. Павла” (перевод с французского и многие другие). Литература: «Церк. Вед.» 1890, 31, стр.351. -«- 1893, 31, стр.253. -»- 1896, 19–20, стр.163. -«- 1896, 45, стр.397. -»- 1900, 17, стр.131. -«- 1902, 14, стр.71. «Приб. к «ЦВ” 1899, 13, стр.535, 537. -»- 1901, 45, стр.1671. -«- 1904, 16, стр.586–589. «Русск. Паломн.» 1888, 16, стр.195. -»- 1904, 18, стр.311, 312. «Церк. Вестн.» 1891, I, cmp.II. -«- 1891, 33, стр.523. -»- 1891, 41, стр.651. -«- 1891, 51–52, стр.817. «Изв. Каз. Еп.» 1883, 22, стр.710. -»- 1884, 22, стр.после 722, 14–15. -«- 188 , 8, стр.188. «Воскресн. день» 1900, 28, стр.333. «Моск. Ведом.» 1902, 139–140. -»- 1904, 100, Некролог. «Новое время» 1904, 100, Некролог. «Труды Киев. Д. А.» 1888, сентяб., стр.13, 14. «Мисс. Обозрение» 1901, декабрь, стр.877. -«- 1904, август, стр.312. «Прав. Собес.» 1899, ноябрь, стр.180. -»- 1904, май, стр.839–841. «Подол. Еп. Вед.» 1896, 50. «Екатеринб. Еп. Вед.» 1900, 7–9. «Историч. Вестн.» 1904, июль. - " - 1904, май, стр.760 (некролог). «Состав Св.Прав.Всер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1904 год», стр.104–105. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 511, стр.77 Булгаков, стр.1400, 1403, 1405, 1408, 1415.· БЭС т.1, стб.850. БЭС m.II, стб.1582, 1709, 1824, 2195. БЭЛ m.V, стб.348–349. БЭЛ т. Х, стб.622. НЭС т. XIX, стб.625, дополн. т.1 а , стр.837.· О religioznom nevestve, in: Prav. izn’ 1984,5,1–4. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

2) Форма ведения дел на соборе была двояка – или речью, или письменная. Так, на соборах 1613, 1618, 1621 годов предметы для рассуждения предлагались речью; напротив того, на соборах 1566 и 1642 годов членам собора даны были особо составленные записки, подробно излагающие предмет рассуждения. Ответы или мнения членов собора иногда подавались изустно на самом соборе, как это было на соборах 1613, 1616, 1618, 1621 и 1634 годов; а иногда письменно, как это было на соборах 1566 и 1642 годов. Иногда царь сам присутствовал на соборе и говорил к собору речь, а иногда не присутствовал. Иногда к выборным по статьям или чинам приставлялись государевы дьяки; так на соборе 1642 года к стольникам был приставлен дьяк Спиридов, к дворянам Московским, стрелецким головам и жильцам – дьяк Лукин, к дворянам и детям боярским, городовым – дьяк Атарский. Места для заседаний собора были различны – так собор 1548 года был на площади подле лобного места, собор 1613 года, избравший на царство Михаила Федоровича в Успенской соборной церкви в Кремле, собор 1621 года в золотой большой, грановитой палате, собор 1634 года – в столовой избе. Время или число заседаний собора условливалось предметом занятий, так соборы 1612 и 1642 годов имели по нескольку заседаний, а соборы 1618 и 1621 годов по одному заседанию. 3) Приглашение на земский собор делалось правительством из Москвы которое посылало грамоты по всем городам, чтобы высылали выборных людей, которых излюбят местные земщины, причем определялось, сколько выборных людей прислать из какого города; число это по разным соборам было неодинаково, а иногда даже вовсе неопределялось число выборных. Так, например, на соборе 1613 года тогдашнее Московское правительство посылало грамоты по городам, чтобы изо всех городов, изо всяких чинов послали к Москве для земского собора и государского обиранья лучших и разумных людей, не определяя по скольку человек, которые выборные и были членами земского собора в Москве до 1616 года. При перемене же выборных людей в 1616 году царь Михаил Федорович писал по городам, чтобы выслали для царского и земского дела на совет по три человека с города, лучших и середних людей, добрых, разумных и постоятельных, которым, приехавши в Москву, явиться в посольском приказе к дьяку Петру Третьякову. Судя по приглашеньям на сии два собора выборные люди избирались всем местным обществом без различия сословий, выбор падал на того, кому верило целое общество, не обращая внимания на то, к какому бы сословию ни принадлежал выборный.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/z...

Ок. 1638 г. свт. Петр (Могила) замыслил написать новый, сравнимый с «Изложением православной веры» прп. Иоанна Дамаскина компендиум правосл. вероучения, чтобы избавить правосл. Церковь от упрека в ереси и ответить на вызов католиков и протестантов, поскольку сомнения в православности Кирилла Лукариса было невозможно подавить. У митр. Петра была также личная причина для составления подобного катехизиса против Кирилла Лукариса, поскольку после получения им Киевской кафедры именно Кирилл Лукарис утвердил его патриаршим экзархом, в связи с чем свт. Петра (Могилу) постоянно порицали католики. С целью придать «Православному исповеданию» митр. Петра (Могилы) офиц. статус оно было рассмотрено на поместном Ясском Соборе 1642 г., который был созван по инициативе свт. Петра господарем Молдавии и Валахии Василе Лупу. Работа Ясского Собора началась еще в дек. 1641 г. Василе Лупу обратился к К-польскому патриарху Парфению I с вопросом о соответствии православию «Православного исповедания» Кирилла Лукариса. В связи с этим в мае 1642 г. патриарх Парфений созвал Собор, Деяния к-рого содержат 45 подписей епископов и клириков, в т. ч. митр. Петра (Могилы). Собор, рассмотрев «Исповедание» Кирилла Лукариса по главам, отверг его как исполненное ересей и чуждое правосл. вере и предал анафеме всех, кто почитают его за истинное и благочестивое (текст см.: Καρμρης. 1968. Τ. 2. Σ. 658-661). Деяния К. С. 1642 г. были доставлены в Яссы двумя патриаршими экзархами - Мелетием Сиригом, вероятным автором постановлений Соборов 1638 и 1642 гг., и митр. Никейским Порфирием. На Соборе присутствовали многочисленные епископы и клирики Молдавии и Валахии и три представителя К-польского патриарха от Киевской митрополии. Силами Мелетия Сирига в «Православное исповедание» были внесены изменения и дополнения с целью удаления следов католич. влияния, противоречащих учению Церкви, и сделан его перевод на новогреч. язык. Собор принял исправленную версию и направил на утверждение вост. патриархам, к-рое состоялось 11 марта 1643 г. на К. С. под председательством патриарха Парфения I. Соборную грамоту подписали также патриархи Александрийский Иоанникий, Антиохийский Макарий, Иерусалимский Паисий, 9 архиереев и 13 чинов Великой церкви (подробнее о К-польском и Ясском Соборах, а также о «Православном исповедании» см.: Legrand. Bibl. hell. XVIIe. T. 4. P. 113-117; Malvy, Viller. 1927; Καρμρης. 1968. Τ. 2. Σ. 655-672).

http://pravenc.ru/text/2057126.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010