Между тем церковные иерархи были озабочены другим. После Октябрьской революции сами собой отпали обоснованные опасения, что Временное правительство не утвердит введение патриаршества. 28 октября Собор вынес постановление о его восстановлении. Вместо идеи укрепления веры через укрепление прихода, попытались упрочить институт церкви через наиболее зримый символ власти. Избрание на этот пост патриарха Тихона и его интронизация произошли на фоне победы большевиков 817 . На это время пришлись и основные акты Собора по закреплению церковных нововведений 1917 г., внешне противостоящие большевистскому законодательству. Большевики постарались по-своему дискредитировать церемонию вступления в должность патриарха. 21 ноября 1917 г. наблюдавшие за торжеством в Кремле милиционеры позволяли себе оскорбительные выкрики, пытались петь революционные песни и исполнять «Марсельезу» 818 . Но этим дело не ограничилось. Вскоре после захвата большевиками власти А.В. Карташев вместе с другими членами Временного правительства оказался в Петропавловской крепости, а затем в «Крестах», откуда был выпущен лишь 26 января 1918 г. «в поднадзорное состояние». Новая власть, безусловно, опасалась «политического союза» демократии и православия. Последнее, впрочем, не помешало избранию Карташова летом 1918 г. членом Высшего церковного совета при патриархии 819 . 23 января 1918 г. последовал декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви – то, что Временное правительство собиралось проводить в жизнь постепенно, было осуществлено резко и безапелляционно. Духовенство, между тем, заявляло, что как нельзя отделить тело от души, так невозможно отделить государство от церкви 820 . Возможно, декрет был поспешным ответом на анафему патриарха от 19 января в адрес «безумцев», повинных в «ужасных и зверских избиениях» невинных людей (хотя формально в этом тексте не говорилось о большевиках, никто не сомневался о ком идет речь) – тезисы декрета были впервые опубликованы 31 декабря 1917 г. 821 . Декрет вовсе не был реализацией того, чего добивались некогда сами священнослужители-реформаторы. Этот документ лишал церковь прав юридического лица, запрещал владение любым имуществом и денежными средствами, ставил вне закона открытие каких-либо учебных заведений, кроме предназначенных для подготовки священнослужителей, а также преподавание Закона Божьего во всех школах, включая воскресные. По этому декрету все имущество, включая храмы, отбирались у Церкви, передавалось в безвозмездное арендное пользование мирянам. Несомненно, при этом большевики преследовали еще одну цель: подтолкнуть снизу такое «обновленческое» движение, которое признало бы их власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Третий карфагенский собор изрек: «Святое таинство олтаря да совершается людьми не ядшими… Аще же память будет векиих в вечернее время скончавшихся, епископов, или прочих: то да совершится она молитвами токмо, когда совершающие оную окажутся обедавшими» 813 . На четвертом карфагенском соборе сказано было: «Если кающиеся, со тщанием исполняющие покаянные правила, умрут в пути, или на море; то поминовение их должно состоять из молитв и из приношений» 814 . Такое же точно постановление о кающихся сих находится и в указываемом латинами правиле собора вазенского, – с присовокуплением того, что «непозволительно отлучать от спасительных таин тех, которые стремились к ним с верою» 815 . Правилами собора бракарского запрещается поминать на литургии и провожать на кладбище с псалмопением, с одной стороны, христиан, причиняющих себе насильственную смерть мечем, или ядом, или другим каким-нибудь способом, а с другой – оглашенных, умирающих не крещенными по нерадению или небрежности 816 ; а постановлением второго собора кабиллонского требуется, чтобы на всех литургиях молились в приличном месте об усопших потому, что св. Церковь издревле имеет такой обычай 817 . Если на соборе флорентинском православные святители восточные согласились с латинами в учении о чистилище 818 ; то знаем на сей раз, что – а) согласие это последовало тогда не от всех святителей православного Востока, след. было не единодушное; – б) изъявившие оное вынуждены, были к тому тесными обстоятельствами, в которые тогда поставлены были 819 , след. оно было не искреннее; а – в) когда собор флорентинский кончился, то единодушно отвергнуть был всеми православными 820 , след. на него нечего и указывать латинам. Что же касается соборов: лamepahckoro IV 821 и тридентского 822 , на которых учение о чистилище утверждено было единодушно; то оба они, как бывшие на Западе по отпадении его от союза с Церковию вселенскою из одних западных епископов, не имеют за собою законного авторитета и потому не могут быть почитаемы за правило вероучения христианского.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

…национальность у евреев сложилась только после закона Моисеева, хотя и началась еще из закона Авраамова, а национальности мусульманские явились только после Корана. — Авраам — согласно Библии, родоначальник иудеев. В Коране Авраам считается общим родоначальником евреев и арабов, одним из предшественников Мухамеда, основателя мусульманской религии — ислама (VII b.). Моисей — по библейскому рассказу принес иудеям каменные скрижали с заповедями бога Яхве и возглавил исход евреев из Египта. 816 Были бы братья «fraternite ои la mort». — «Liberte, egalite, fraternite ou la mort». Достоевский многократно пользовался этой формулой, восходящей к эпохе Французской революции XVIII b., высказывая при этом суждение, что сделать братства нельзя, потому что она само делается, дается, в природе находится. 817 …Все это «близко, при дверях». — Выражение восходит к Евангелию (см.: Евангелие от Матфея, гл. 24, ст. 33; от Марка, гл. 13, ст. 29). О сокрушительной силе четвертого сословия Достоевский писал в черновых набросках к роману «Подросток». 818 …стародавне-неестественное политическое положение европейских государств учреждения Европы, теперь совершенно языческой. — С точки зрения Достоевского, церковь в истинном высшем ее смысле — общественный союз для устранения государства, для перевоплощения в себя государства (см. «Дневник писателя» 1881 г., гл. 1, § IV «Первый корень»). В черновых набросках к Пушкинской речи Достоевский писал о западной буржуазной государственности: «Ихнее общество сложилось не по-нашему, не на Христе, а на Римской империи». 819 …за слова об неудачном служении Меттерниху — известным образом и ответил. — Меттерних Клемент-Венцель (1773–1859) — в 1821–1848 гг. глава австрийского правительства, один из организаторов «Священного союза». Политическая система Меттерниха была направлена на борьбу с революционным, либеральным и национально-освободительным движениями; он, как и Николай I, требовал вмешательства во внутренние дела других государств в целях подавления революции. 820

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

799 Святой Кирилл Иерусалимский, P.G. 33, 444; Святой Василий, P.G. 32, 129; Святой Григорий Нисский, P.G. 45, 85. 800 Дидахэ , 7 ,1, 3. Исключение допускается только ввиду отсутствия достаточного количества воды, а также в случае болезни или в случае срочной необходимости. 801 Ерм, Назидания , IV, 3. 802 Святой Иоанн Златоуст, P.G. 61, 347. 803 См.: Dom О. Rousseau, “La descente aux enfers, fondement sotériologique du baptême chrétien”, in Mélanges Jules Lebreton , II, 273. 804 Святой Игнатий Антиохийский, Послание к Ефесянам , 18, 2; Святой Амвросий, P.L. 15, 1583. 805 Климент Александрийский, Строматы , IV, 25, P.G. 8, 1369; Дидахэ , VII, 1. 806 Поучения огласительные , III, 5, P.G. 33, 432. 807 Поучения огласительные , III, 3, P.G. 33, 429. 808 Поучения огласительные , XXI, 1. 809 Святой Афанасий, P.G. 26, 1197. 810 Святой Кирилл Иерусалимский, P.G. 33, 1068; Дионисий, P.G. 3, 396. 811 Николай Кавасила, О жизни во Христе , pp. 52, 56, 53. 812 Николай Кавасила, там же. 813 Псевдо-Василий, P.G. 31, 432. 814 Иустин, Апология , 1, 61, P.G. 6, 420; Дионисий, P.G. 2, 392. 815 Святой Григорий Назианзин, Беседы . Слово XI, 46; Слово XL, 24, P.G. 36, 392. 816 Николай Кавасила. О жизни во Христе . р. 78. 817 Беседа на Евангелие от Матфея , проп. L, 3. 818 Феодор Чтец, P.G. 86, 196. 819 Беседа на Второе послание к Коринфянам , Проп. VII. 820 В связи с умершими без крещения Ерм говорит об апостолах, которые после своей смерти приходят к ним проповедовать имя Сына Божия и дают им σφραγ ς, печать крещения ( Подобия , IX, 16). Климент Александрийский воспроизводит этот отрывок из Ерма ( Строматы , II, 9, P.G. 8, 980). Этот сюжет углублен в иконописи, где святой Иоанн Креститель становится предтечей в аду. 821 Термин “конфирмация” является латинским, он используется Львом Великим, Оранским и Арльскими соборами (455 г.). 822 Святой Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры , IV, 262. 823 48-е правило Лаодикийского собора. 824 См.: Святой Кирилл Александрийский, Сокровищница и О Троице .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3795...

Впрочем, вместо водного погружения в первенствующей церкви был обычай крестить больных через кропление водой; но этот способ крещения не имел такой распространенности, как обычай погружения, так что некто Магн спрашивал Киприана: «Могут ли считаться законными христианами клиники, когда они не омыты, и только лишь облиты спасительной водой?». Киприан отвечал утвердительно: «Погружение и обливание равно важны и не уменьшают силы таинства; благодать ничем не может стесняться, если только принимается с верою. Грехи не так омываются в таинстве, как тело в бане. Потому крещение истинно, совершается ли оно через погружение, или через обливание» 817 . Если св. Киприан и защищал необходимость вторичного крещения еретиков, обращавшихся к церкви, то это, с его точки зрения, вовсе не было повторением крещения. Крещение, по учению св. отца, также едино и неповторяемо, как едина церковь , в которой только и может быть совершаемо правильное крещение; что касается до крещения вне церкви, то там его нет. Следовательно, говорит св. Киприан, «у нас не перекрещиваются, а крещаются те, которые обращаются от ереси» 818 . Замечательно учение св. Киприана о крещении кровью, которое может заменить при известных условиях крещение водой. «Пусть знают говорит он об оглашенных, замученных до крещения, что те оглашенные, во-первых, содержат чистую веру и истину церкви и на победу дьявола выходят из божественного стана с полным и искренним познанием Бога Отца, Христа и Святого Духа; а во-вторых, они не лишаются таинства крещения, как люди, крещенные славнейшим и величайшим крещением крови, о котором и Господь говорит, что Он намерен креститься иным крещением ( Лк.12:50 ). А что крестившиеся своей кровью достигают совершенства и получают благодать божественного обетования, это показывает Тот же Господь, когда говорит разбойнику, верующему и исповедующему в самом страдании, что он будет с Ним в раю ( Лк.23:43 )» 819 . В другом месте св. Киприан еще восторженнее отзывается о крещении кровью и выставляет превосходство его перед крещением водой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Если оба лица или которое-либо одно из них вступили в брак, при недостижении церковного совершеннолетия 817 или имея более 80 лет от роду, то брак считается незаконным и недействительным . 818 По исследовании дела, вступившие в брак немедленно, по сношению епархиального начальства с гражданским местным, разлучаются от дальнейшего сожительства 819 (Св. Зак. X т., 1 ч., 37–39; Уст. Д.К., 205, 212, 218). Если обвенчанные при недостатке церковного к браку совершеннолетия, по достижении полного гражданского совершеннолетия 820 , пожелают продолжать супружество, им дозволяется это, но союз их подтверждается в церкви по чиноположению 821 (Св. Зак., X т., 1 ч., 39 ст.; Уст. Д.К., 219). Священник, диакон и причетник за браковенчание таких лиц, кои не достигли ещё возраста, для вступления в брак определённого (см. 1166–1167 стр. печатного оригинала), если дознано будет, что они не употребили должных мер к дознанию об этом, наказываются без отрешения от мест своих посылкой в монастырь: священники на половину того времени, сколько недоставало брачущимся до гражданского совершеннолетия, а диакон и причетник на половину того времени, на сколько послан священник. Но если до совершеннолетия недоставало более года, то священник отрешается от места и низводится на причетническое, по вышеозначенному расчёту времени. Обличённые же в том преступлении во второй раз священнослужители, по отрешении от места, определяются в причетники на полгода и более, смотря по обстоятельствам дела, а причетники посылаются в монастыри на половину срока, не доставшего до совершеннолетия, или и совершенно исключаются из духовного ведомства и передаются в распоряжение Губернского Правления, если были судимы уже за неблагочинное поведение и подвергались взысканиям. Священнослужитель того же прихода, если и не участвовал в венчании, но знал о незаконности венчания, не старался воспрепятствовать оному и не донёс немедленно, наказывается по усмотрению епархиального начальства (Уст. Д.К., 188). Физиологическая и психическая способность к браку

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

811. На страдание Господа, во Свитый и Великий Пяток. 1839. I. 303. 812. На святую Пасху. 1840. II. 36. 813. Из текста: В начале бы слово. 1840. II. 194. 814. На Святую Пятьдесятницу. 1834. II. 245. 815. На Преображение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. 1839. III. 162. 816. Похвальное Пресвятой Деве, Богородице Марии. 1839. IV. 27. 817. Похвальное Апостолу Павлу. 1840. II. 304. 818. Похвальное Апостолу Андрею. 1839. IV. 188. 819. Похвальное Иоанну Златоустом у. 1840. I. 65. I.       Беседы: 820. О воплощении Господа нашего Иисуса Христа. 1832. XLVIII. 265. 821. На Святую Пасху. 1835. II. 3. 822. О предании Божественной Литургии. 1839. IV. 36. 823. Послание к Армянам о Вере. 1841. I. 351. Св. Феодота, Епископа Анкирского †около 431 I. Слова: 824. В день Рождества Христова. 1825. XX. 270. 825. На Святую Богородицу и на Симеона. 1841. I. 226. II. Беседы: 826. В день Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа. 1839. IV. 303. 827. В день Иоанна Богослова, против Нестория. 1839. II. 190. 828. III. Толкование на Символ Св. Никейских трехсот осьмнадцати Отец. 1841. II. 214. Преподобного Марка Подвижника †около 450 829. Слово о посте. 1834. II. 250. 830. О тех, которые думают оправдаться делами, 226 глав. 1821. III. 267. 831. О законе духовном 200 глав. 1821. II. 237. 832. Разговор ума со своею душою. 1828. XXIX. 14. Св. Нила †450 833. Увещания к монахам. 1835. III. 139. 834. Увещания. 1827. XXV. 271. 835. Беседа о нравственных и других предметах, содержащих в себе правила для духовной жизни. 1830. XXXIX. 146. 836. Сто пятьдесят три главы о молитве. 1828. XXXII. 125. 837. Об осьми злых духах. 1826. XXIV. 125. 838. О различных порочных помыслах. 1827. XXVII. 43. 839. Духовные мнения. 1827. XXV. 271. 840. Краткие мысли. 1827. XXVII. 168. 841. Учительное письмо о Святой Троице. 1830. XL. 3. 842. Письма: Зосиме домостроителю, Филимону Схоластику, Досифею, Птоломею, Маркиану, Ксенону, Феодориану, Евфразию Епископу, Афанасию Екдику, Иппонику, Амфилохию, Декуриону, Максимиану, Аттику Чтецу, Елевферию, Мартину Диакону, Левкадию, Фортунату, Феоне, Химазию, Леониду, Гераклиту Схоластику, Феофилу Стратиону, Евсевию Диакону, Евифию, Сосфену, Зосарию, Трибуну, Помпею Диакону, Аникию, Аффонию, Самаритянину, Ему же, Вениамину Еврею, Ему же, Клеарху, Евлампию, Аглаию, Евграммию, Ему же, Ему же, Астерию Чтецу. 1828. XXXVI. 36.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

809 В хронике Марцеллина это событие записано под 434 годом, но еще в 443 году Гонория была в добрых отношениях с братом. 812 Mansi.8, 755. Вопрос о судьбах Иллирика в церковном отношении специально рассмотрен в исследовании: Лепорский П. И. История Фессалонийского экзархата до присоединения его к Константинопольскому патриархату. СПб., 1901. – Подробности этого дела, в частности, см. стр. 79 и след. 816 Cod. Theod. 16, 5, 65. – Флорентий имел репутацию «верного и испытанного в православии» человека. Во время соборного рассмотрения дела Евтихия в 448 году император прислал его на Собор для участия в обсуждении, и он принимал на себя председательство в заседаниях. 817 Socrat.7,31. – Следует заметить, что дошедшие до нас церковные историки относятся недоброжелательно к Несторию. 818 Таково свидетельство письма друзей Нестория (в том числе Кандидиана) от второй половины 30-х годов, сохранившегося в сирийском подлиннике (Zeitsch. d. М. Ges. 54 (1900), 378–395). 823 Свидетелем тревог и волнений того времени в столице был благочестивый иверский царевич – знаменитый впоследствии столп монофизитства в Сирии, оставшийся в истории с именем Петра Ивера. С его слов сообщает об этом автор сочинения Плирофорий – Rev. de I’Orient Chretien. 1898. С. 237. 833 Ib. 4, 1109–1110. (5, 527). Император грозил Кириллу и требовал прекратить агитацию: κα τν παρ μν σχσιν μ λλως νακτσασϑαι προρδοκν, ε μ πν λυπηρν κα ταραχδες πασειας. 836 Mansi.4, 1117–1120; указ о назначении Кандидиана с определением круга его обязанностей относительно Собора. 842 Речь Далматия – Mansi. 5, 565. Этот эпизод подробно рассказан Несторием с изложением речи императора: Nau. Nestorius, Le livre d’Heraclide, 241–246. 849 То был монастырь св. Евпрепия, в двух стадиях от Антиохии. Evagr . 1, 7 – О мотивах своей просьбы Несторий дает разъяснение в своей апологии. Nau . Nestorius, c. 249. 856 Текст этого письма сохранился в библиотеке Монтекассинского монастыря. Он издан в Bibliotheca Casinensis (1873, с. 46–47) и воспроизведен в издании аббата Но: Nestorius etc. с. 368–369. Сведения об этом пополняет письмо Акакия, епископа Верой – Mansi. 5,819. Dum omnia piissimus imperator cum orientalibus sentiret et diceret, multa pecunia, quam dedit Cyrillus, pro peccatis nostris obruit veritatem. Nam postquam mortuus est scholasticus eunuchus, piissimus imperator res eius inquirere et aurum, quod reliquerat infinitum, invenit hypomnysticum continens, quia multas auri, libras acceperit a Cyrillo. Et vero aurum tradebatur a Paulo quodam filio fratris Cyrilli Alexandrini, qui illic comes erat consistorianorum; praeter alia innumera, quae in variis speciebus sunt diversis oblata personis. Detensio vero Cyrilli et Memnonis fuerat confirmata, et ut praedicaretur quoquo convenerat. Et sic tempus inveniens, dum custodiretur in Epheso fuga est usus... Videns enim multam turbam monachorum piissimus imperator valefecit episcopis, satisfaciens eis.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Божественный апостол Павел глаголет 784 : един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех, иже надо всеми, и о всех, и во всех нас; едина церковь , един крест Христов 785 . Есть-же вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых и прочее 786 . Вера православная християнска есть, понеже правый истинный закон от святых апостол и святых отец преданный, в словеси Божии утверженный, кровию мученической и исповеданием святых богоносных отец свидетельствованный 787 . Веру православную, святое крещение, епископы, иереи, иноки, книги и весь чин церковный в Россию от Царя Града приять князь Владимер, (Книга о Вере, лист 36) и оттоле одержали в России 7-сот лет 788 , яко солнце сияла посреде круга небеснаго. Евангелие толковое 789 . Вси убо таки веруем, тако мудрствуем. Сия вера есть святых апостол, сия вера есть святых отец, таковая вера есть православных всех, сия вера вселенную укрепи. Сице мы веруем и исповедуем со святыми отцы и вся церковныя догматы соблюдаем. Елицы же тако не мудрствуют, прокляты да будут, далече святая церкви да отвержутся (об.). Мы убо древнему законоположению церковному последуем 790 . Мы заповедания святыя отец соблюдаем. Мы прилагающих что или отъемлющих от святей церкви проклинаем. Мы вводимое новозаконение християнохульник еретик проклинаем. Мы немудрствующих тако проклятию, анафеме предаем 791 . Аще кто в той 7 вселенскими соборы утверженной правде пребудет, спасен будет, якоже пишет: а кто отступит или в чем порушит, погибнет во-веки. Книга Кормчий 7-й собор 792 . Вся кроме церковнаго предания, и учения и изображения святых и приснопамятных отец обновляемая или по сем соделанная анафема трижды. (об.). О пречистых тайнах Часть первая. Глаголют 815 нецыи ныне безумнии самогубительнии человецы, яко несть на земли пречистыя тайны тела и крове Господа нашего Исуса Христа и священства. И на те их безверныя и безумныя глаголы наш християнский ответ от святых божественных писаний сице. Господь наш Исус Христос Спас миру: ходяй по Мне не имать ходить во тьме, но имети имать свет животный 816 . Аз есмь хлеб животный: грядый ко Мне не имать взалкатись, и веруяй в Мя не имать вжадатись никогдаже 817 . Аз есмь хлеб животный 818 ; ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный 819 . Аз есмь лоза, вы же рождие, пребываяй во Мне и Аз в нем, и той сотворит плод мног 820 . Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

В этих словах: «спасение», «спасти», «Спаситель» и заключается основа для понимания догмата Искупления. Эти термины многократно встречаются в Священном Писании . 814 Когда выясним значение этих слов, для нас будет легче приблизиться к смыслу понятия Искупления. Сами уже эти слова «спасение», «спасти», «Спаситель» показывают, что дело идет об избавлении человека от беды и опасности, а тот факт, что спасти человека мог только воплотившийся Бог, принявший распятие для его спасения, указывает на то, что человек был спасен и избавлен от огромной, безмерно большой и тягостной беды. 2 Теперь мы должны выяснить, от чего спасти человека пришел Сын Божий. Если мы скажем: «От гнева Божиего», ссылаясь на Рим.5:9, и удовлетворимся этим, то в толковании сего отдельного места из Послания к Римлянам апостола Павла мы рискуем снова прийти к сатисфакционному толкованию в том или ином его виде. Кроме того, если гнев Божий справедливо можно отнести к нераскаянным грешникам, то на праведниках Божиих был не гнев, а милость Божия, 815 следовательно, последние не нуждались бы в спасении, поскольку на них не лежал гнев Божий, а также это обозначало бы, что человек мог бы спастись сам своею праведностью, так что не нуждался бы в Искуплении, совершенном Сыном Божиим. Однако это не так; Господь искал спасения грешников в их покаянии, но и праведники не могли быть спасенными до Пришествия Христова и не могли быть выведенными из ада до Крестной Смерти Спасителя и сошествия Его в ад. 816 Так, например, патриарх Иаков, узнав ложную весть о гибели праведного своего сына – Иосифа Прекрасного, так говорит: «С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю». 817 В спасении нуждались все люди – как грешники, так и праведники. О последних так говорится у пророка Аввакума: «Спасти помазанныя Твоя пришел еси». 818 Конечно, грех как проявление антибожественное, демоническое, враждебное Богу вызывает гнев Божий на грешника. Спасти грешника, приведя его к покаянию, 819 входит в Домостроительство Искупления, но состояние покаяния является только условием для его спасения. Но не только покаявшийся грешник, но и праведник, угодный Богу, нуждались быть спасенными в общем домостроительстве спасения, ибо в спасении нуждался весь человеческий род. Если в индивидуальном смысле грешник своим покаянием способствует своему спасению, то в этом общем спасении человеческого рода (как раскаявшихся грешников, так и праведников) все является Домостроительством только Богочеловека, делом исключительно Божественным.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010