Собеседование 13 на псалом 80 Пс.80:1 .  В конец. О точилах. Псалом Асафа 1. Почему пророк поместил этот псалом между носящими надписание: «о точилах»? В нем он не упоминает ни о точиле, ни о винограде, ни о каких начатках от плодов. Он говорит об Иосифе, который был образом и провозвестником Христа, Который истоптал за нас точило страданий, как Сам Он возвестил об этом чрез пророка Исаию: один я истоптал точило ( Ис.63:3 ). Почему же страдания называются точилом? Потому, что мы, напаяясь текущею от них кровью, как бы сладким вином, приходим в радость. " Радуйтесь Богу, помощнику нашему, восклицайте Богу Иакова!» ( Пс.80:2 ). Хорошо пророк приглашает нас радоваться о Боге, как могущественном и искреннем помощнике, а не о человеке, потому что у людей нет постоянства ни в силе, ни в искренности, но и расположение их скоропреходяще, ровно как и сила. Вместе с тем пророк повелевает нам и восклицать, как будто мы одержали уже с Божиею помощью победу. С помощью какого Бога? Бога, говорит, Иакова. Он умалчивает об Аврааме, опускает Исаака и упоми­нает об одном только Иакове, как лице подходящем в данном случае. Упоминанием восклицания пророк обозначает или победу или радостный символ. Эта победа дана нам чрез Христа, Который попрал врага. Вот почему пророк справедливо указал на Бога Иакова, так как Иаков значит запинатель. «Возьмите псалом и дайте тимпан, сладкозвучную псалтирь с гуслям и " ( Пс.80:3 ). Тимпан – сим­вол ветхого завета, потому что он издает глухой и невнятный звук; также и потому, что с тимпаном пела и ликовала пред на­родом иудейским Мария, сестра Моисея. А псалмопевец выражает новый завет, потому что поющие псалмы издают ясные и раздель­ные звуки, подобно тому, как произносится Евангелие. Так как пророк говорит к иудеям, научая их, чему они должны радо­ваться и о чем восклицать и в каких отношениях быть с церковью из язычников, то ясно убеждает их взять новое и от­дать им старое, так как от соединения происходит большая польза. Кто владеет истиной, тот делается еще более совершенным, при­нимая образ; а кто владеет образом, тот приобретает великое благо, принимая истину, ради которой он и получил образ. Потому пророк и говорит: «сладкозвучную псалтирь с гуслям и«, т.е. новое со старым. Так и Соломон говорит в Песни Песней: новое со старыми, что дала мне мать моя, »это сберегла я для тебя» ( Песн.7:14 ). Почему же пророк уподобил заветы псалтири и гуслям? Потому что эти инструменты сходны друг с другом, различаясь по расположению струн; у первой они связаны на верху, у вторых – внизу. Точно так же сродны ветхий и новый заветы, оба имеют одну цель – благочестие; но заповеди первого склоняются долу, вследствие незна­чительности законодателя, а заповеди второго высоки и стремятся горе по величию и высоте учеников Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. Ф. Комаров с семьей. Фотография. 1901 г. Василий Федорович (1838, г. Серпухов - 3.11.1901, Москва), исследователь церковного пения, регент, педагог. Сын протоиерея ц. св. Жен-мироносиц в Серпухове. В детстве пел на клиросе. Окончил Донское ДУ, затем МДС и МДА (1862; канд. богословия). В академии руководил студенческим хором. Нек-рое время преподавал математику и физику в Симбирской ДС, с 1864 г.- в Казанской ДС, одновременно слушал курсы математических и естественных наук в местном ун-те. С 1869 г. до конца жизни преподавал в МДС алгебру и тригонометрию, в 1869-1874 гг.- церковное пение. В 1875 г. в университетской типографии в Москве было издано его пособие «Практическая школа хорового пения» (переизд.: М., 1894, 1895). В нач. 80-х гг. К. стал одним из членов-учредителей и самых активных сотрудников московского Об-ва любителей церковного пения (ОЛЦП) (см., напр., его доклад в публикации: Отчет Совета ОЛЦП. М., 1885). К. входил в состав комиссии, которая проверяла записи, сделанные в 1881 г. Ю. Н. Мельгуновым для изд. «Круг церковных песнопений обычного напева Московской епархии» (М., 1881-1915. 4 ч.). В сер. 80-х гг. изложил заново литургийные московские напевы; впосл. именно эта запись легла в основу издания 4-й ч. «Круга...»; он же готовил дополненное 2-е изд. 2-й ч. (Ирмосы. 1907). Вместе с В. Н. Кашперовым и Мельгуновым записал одноголосный напев кремлевского Успенского собора с голоса сакеллария собора прот. Петра Виноградова (изд.: Собрание церковных песнопений напева Московского Большого Успенского собора. М., 1882; переизд. с измененным заглавием: Одноголосный Обиход Большого Успенского собора Моск. Кремля. М., 2003). В ОЛЦП К. также занимался организацией конкурсов по гармонизации церковных мелодий. По-видимому, ему принадлежит вступление к изд. «Опыты переложений древних церковных напевов» (М., 1887. Вып. 1). Обработки К., вошедшие в «Опыты...» (воскресные ирмосы (песни 6-8), знаменного распева, «Радуйся, Живоносный Кресте», «Единородный Сыне» напева XVII в., «Милость мира» на Литургии св. Василия Великого), выделяются среди остальных: если др. авторы остаются в пределах «строгого стиля», то К., по словам председателя ОЛЦП П. Д. Самарина, стремится к тому, «чтобы гармония переложений была согласна с гармонией русских народных напевов и чтобы сопровождающим голосам давалось движение в духе церковных и народных мелодий» (РДМДМ. Т. 3. С. 313). По воспоминаниям Самарина, К. сделал множество обработок для муж. любительского хора ОЛЦП, который в 80-90-х гг. постоянно выступал на певч. собраниях об-ва вместе с профессиональными хорами; не все из этих произведений сохранились.

http://pravenc.ru/text/1841822.html

Независимый летописный свод 80-х гг. XV в. Подготовка текста и комментарии Я. С. Лурье и Н. И. Милютенко, перевод Н. И. Милютенко Независимый церковный летописный свод 80-х гг. XV в. сохранился лишь в составе более позднего памятника – летописного свода 1518 г., лежащего в основе двух летописей XVI в. – Львовской (Льв.) и Софийской II (С II). Текст зтих двух летописей сходен с 6900 (1392) г. до 7026 (1518) г., на котором оканчивается наиболее ранний из двух списков С II – Архивский. Свод 1518 г. имел сложный состав – здесь, в частности, читаются совпадающие с великокняжеским Московским сводом обширные повествования ο Флорентийском соборе 1439 г., ο походах на Новгород в 1477–1479 гг.; начиная с 1490 г. и до конца свод 1518 г. почти полностью совпадает с великокняжеским московским летописанием. Другая группа известий свода 1518 г. сходна с Типографской летописью. Обнаруживает свод 1518 г. совпадение еще и с третьей группой летописей – с Ермолинской и Сокращенными сводами, отражающими Севернорусский летописный свод 1472 г. (см. наст. том). Но наряду со всеми этими источниками свод 1518 г. отражает еще четвертый, вполне оригинальный. Черты этого особого летописного свода обнаруживаются с начала XV в. вплоть до середины 80-х гг. XV в. Таковы житийные рассказы и сказания ο чудесах Варлаама Хутынского, Сергия Радонежского, митрополита Петра, ο ярославских чудотворцах, ο чудесах от гроба митрополита Феогноста и т. д. Не менее характерны для четвертого источника свода 1518 г. известия ο важных событиях церковной и светской жизни, отсутствующие в остальных летописях и резко отличающиеся от известий великокняжеского летописания – ο противостоянии великокняжеской и церковной власти, ο противоречиях внутри иерархии, ο столкновениях Ивана III с митрополитом Геронтием. Особое внимание уделял составитель этого свода строительству Успенского собора, повествуя об этом от первого лица («не вем же»..., «дивихся вельми»); от первого лица сообщил он и об обретении им «Хождения за три моря» Афанасия Никитина, которое помещено в его летописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иерей Валерий Буланников: «Нам всегда нужно помнить о том, что русская культура – системообразующая в России» Известный священник прокомментировал результаты переписи населения 2010 года, согласно которым в России проживает более 80% русских 17.12.2011 790 Итоги последней Всероссийской переписи населения показали, что в Российской Федерации проживает более 80% русских, что составляет более 111 млн человек. Между тем, статус русского народа в Российской Федерации до сих пор остается неопределенным, российское государство по-прежнему декларируется как многонациональное, а положение русских и их религиозные, культурные и нравственные ценности зачастую оказывается уравненными с ценностями малочисленных национальных диаспор. Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили известного московского священника, клирика храма Святителя Николая в Отрадном (г. Москва ) иерея Валерия Буланникова . Результаты в общем-то ожидаемые, потому что исторически в Российской Империи русский народ был всегда доминирующим. И колебалась численность русского народа в стране незначительно – от 75 до 80 с небольшим процентов. На самом деле, коренное население России всегда было стабильно, хотя нам сегодня кричат о вымирании русского народа и пр. Есть, конечно, некоторое снижение числа русских, но оно не катастрофично, как можно было бы подумать. Конечно, надо принимать некоторые меры для того, чтобы стимулировать рождаемость у русских, чтобы русские имели возможность достойно жить. Нужно создать производства, там, где они необходимы, нужно развивать инфраструктуру и т. д. Все эти ожидания об улучшении демографической ситуации, о возрождении русского народа совершенно оправданы. Нужно, конечно, улучшать ситуацию в этом направлении. Надо вернуться к той форме национальных отношений, которая существовала при Царе. Нужно заявлять о том, что в России должна доминировать русская нация, но при уважении прав национальных меньшинств. Власть в Российской Империи всегда старалась, чтобы национальные элиты существовали достойно, центральная власть всегда стремилась, чтобы представители национальных элит инкорпорировались в тело русского народа. В правящей элите всегда было много представителей Кавказа, Центральной Азии, не говоря уж про Украину и Белоруссию, народы которых вообще являются фактически одним народом с русскими. А попытки разделить русский народ на три составляющие, на три отдельные нации ни к чему хорошему не приводят.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/17/ie...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Александр Шаргунов: «Ничего хорошего сказать о нем я не могу» Православные священнослужители выразили свое отношение к М.Горбачеву в связи с 80-летием последнего советского лидера 02.03.2011 1322 Время на чтение 3 минуты Сегодня, 2 марта, первый и единственный президент СССР Михаил Горбачев отмечает 80-летний юбилей. «Я не думал, что я доживу. 80 лет – мне казалось, это такая дремучесть, – признался он. – Столько всего позади, столько жизней пережито – это не одна, не две, не три, а, может, пять или семь жизней таких, потрясающих. Это слишком много для человека», - сказал Горбачев в интервью «Вестям» . В связи с юбилеем последнего советского лидера сайт Regions.ru попросил православных священнослужителей выразить свое отношение к Михаилу Горбачеву. Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, считает Горбачева несчастным человеком. «Вынести однозначную оценку роли Горбачева в истории России очень непросто. Главное, как мне кажется, в том, что его деятельность определялась взаимоисключающими принципами», - сказал он. «Что представляла из себя советская власть, я прекрасно понимал. Но наша страна была замечательной сама по себе, независимо от советской власти. И первый шаг к ее разрушению сделал именно Горбачев, и от нее почти ничего не осталось», - считает отец Владислав. «И имеем мы то, что имеем, во многом благодаря деятельности Горбачева. Народ, счастливым так и не стал. Наверное, поэтому и сам Горбачев представляется мне человеком несчастным», - заключил он. Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая Чудотворца в Пыжах, полагает, что Горбачев стремился к свободе, не зная, что это такое. «Мне не очень хочется вообще говорить об этом человеке. Ничего хорошего сказать о нем я не могу. Я вижу в нем прежде всего разрушителя Российской империи, не важно, как она при нем называлась. Мне кажется, он стремился стяжать славу Герострата », - сказал он. «Не зная, что есть свобода, он пытался сделать людей свободными, и в результате явился разрушителем народной нравственности. Начатые им " реформы " довели страну до хаоса и разрухи. Ничего, кроме вреда он нашей стране не принес», - добавил отец Александр.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/03/02/pr...

иеромонах Алексий (Кузнецов) Часть II Глава I. Предварительные сведения о св. столпниках и о «столпничестве». Название столпников ( στυλται, κιονται, columnares) в церкви христианской дано не многим пустынникам, подвизавшимся на столпах. К числу их относятся: 1) Св. Симеон, сирийский пустынник (1 Сент.), о котором, как о первом столпнике, повествует блаж. Феодорит: родиною св. Симеона было селение Сисаны Киликийской области; отца его звали Сусотиан, а мать – Марфа; относительно времени стояния его на столпе историки разногласят: некоторые говорят, что св. Симеон подвизался на столпе 47 лет, другие – 40, а иные – 80 лет; первые мнения не верны. Известно, что св. Симеон жил всего 103 года; на 12 году вступил в монастырь, а на 18-м постригся в монахи, и вскоре удалился на гору близ села Таланиссы; через 3 года потом взошел он на столп, на котором оставался до конца своей жизни, следовательно 80 лет, как говорится в книге «обед душевный» в 1-м слове, в нед. 2-ю по святом Духе, на л. 123. Неверность произошла, вероятно, от того, что первые сведения основаны на свидетельстве блаж. Феодорита и др. писателей, не Доживших до кончины св. Симеона, умершего в царствование Льва Великого в 459 г. 811 В прологе помещены: «слово от Лимониса о Мине диаконе, иже иде в мир, сверг иноческий образ, и паки от св. Симеона облечен в него, и спасеся», «чудо о пресвитере» и «чудо о друзем пресвитере» 812 . О подвигах св. Симеона повествуют его ученики: Антоний и Косьма 813 . 2) Св. Даниил (11 декабря) родом из Месопотамии, но не из села Вифара, – между Тигром и Евфратом, близ города Самосаты, как говорится в Четиих Минеях, а из Марафа, как сказано в патрологии Миня 814 ; родителей его звали Илия и Марфа; подробное житие св. Даниила находится у Симеона Метафраста . Хронологические показания и подробное раскрытие различных обстоятельств жизни св. Даниила столпника в метафрастовом сказании ведут к предположению, что оно заимствовано из современного источника, а может быть, из жития святого Даниила, известного по рукописям и составленного современником и отчасти очевидцем 815 . Святой Иоанн Дамаскин в 3-м слове об иконах ссылается на житие св. Даниила, по свидетельству Барония и Еводия Ассемани. Феодор чтец говорит о св. Данииле, что он, пришедши из монастыря Симеонова (первого столпника), восшел на столп в Анапле, что он возстал против царя Василиска, отвергнувшего указом Халкидонский (IV) собор 816 . Св. Даниил жил 80 л. и 3 мес. по сказанию св. Димитрия Ростовского . Год смерти его определяется различно: Вершинский (в своем месяцеслове) показывает 489 г., а Штадлер 490 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ (XVI в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в Соборе Сийских святых), Сийский, ученик прп. Антония Сийского . И. упоминается во всех редакциях Жития прп. Антония: в Первоначальной, которая была создана в 1578 г. Ионой, иноком Антониева Сийского во имя Св. Троицы монастыря (БАН. Арханг. 250. Л. 111 об.-112, 118 об., 80-е гг. XVI в.; опубл.: Рыжова. 2000. С. 241-340); в редакции 1579 г., составленной царевичем Иоанном Иоанновичем (РНБ. ОСРК. O.I.22. Л. 150 об., 165 об.- 166, XVI в.); в Краткой редакции (РГБ. Больш. 422. Л. 418 об., 50-60-е гг. XVII в.); в Проложной редакции (Пролог на дек.-февр. М., 1659. Л. 1124-1130; Пономарёв. 1896. С. 65-67); в редакции 60-х гг. XVII в., составленной сийским игум. Феодосием (БАН. Арханг. 118. Л. 73 об., 85 об., 60-70-е гг. XVII в.; см.: Рыжова. 2000. С. 21-195). В Житии прп. Антония сообщается, что И. подвизался вместе с прп. Антонием в Кенском Преображенском мон-ре в Каргопольском крае. Мон-рь был основан прп. Пахомием Кенским, «мнихом добродетелным и благоговейным зело» (БАН. Арханг. 250. Л. 111 об.- 112). Получив благословение прп. Пахомия, св. Антоний вместе с преподобными Александром Сийским и И. ушел из обители. Монахи отправились на поиски безлюдного места, «желая уединится единому Богу». По рекам Онеге и Шелексе они достигли р. Емцы, левого притока Сев. Двины, и остановились у Тёмного порога, где поставили «хижицу» и часовню. На этом месте иноки прожили 7 лет, со временем к ним присоединились Исаия, Елисей, Александр (2-й) и Иона. В пустыни были построены ц. во имя свт. Николая Чудотворца и кельи. Мон-рь просуществовал до 80-х гг. XVI в. («и монастырь устрои, яже и доныне стоит молитвами святаго» - Там же. Л. 112 об.). Отшельники были изгнаны жителями находившегося неподалеку с. Скроботова, подозревавшими иноков в желании захватить их земли. В нач. XX в. существовало предание, объяснявшее бедность жителей Шелексы несправедливостью, к-рую их предки проявили по отношению к прп. Антонию; как только крестьяне начали чтить память святого, их дела улучшились ( Никодим (Кононов). Архангельский патерик. 1901. С. 208). В нач. XX в. на месте Никольского Шелексинского монастыря, при впадении р. Шелексы в Емцу, стояла часовня во имя прп. Антония (Житие прп. отца нашего Антония Сийского. 1907. С. 6-7. Сн. 6; Никодим (Кононов). Архангельский патерик. 1901. С. 208). Высказывалось мнение, что прп. Антоний с братией подвизался в Троицкой Шелексинской пуст. ( Ратшин. 2000. С. 8).

http://pravenc.ru/text/468875.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ († не ранее 50-х гг. XV в., Троице-Сергиев мон-рь), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, Радонежский, ученик прп. Никона Радонежского. С И. связано одно из посмертных чудес прп. Сергия Радонежского («О видении святого Сергия в церкви»), описанное в 3-й редакции Жития прп. Сергия, к-рая была составлена Пахомием Логофетом ок. 1442 г. (датировка Б. М. Клосса). В Житии рассказывается, что «при настоятеле Никоне у гроба святого Сергия... некий мужь духовен, в добродетелех знаменит, именем Игнатии в обители его виде известно святого Сергиа, на бдении всенощнем в церкви стояще на месте своем и поющя с братьями. И тако исповеда братьям» ( Клосс. 1998. С. 421). Названного в рассказе о чуде «мужа духовна» можно отождествить с «присным учеником» и келейником прп. Никона Радонежского Игнатием, который был главным информатором Пахомия Логофета, когда тот писал Житие прп. Никона (кон. 40-х - 50-е гг. XV в.). Об Игнатии сообщается в особой редакции Жития прп. Никона: «Елма благоизволи Бог и вь последних днехь рода нашего рускых странах многим и великымь мужемь вь добродетели просияти, от нихже бысть и сый блажений отець Никонь, якоже ми поведа ученикь его присни Игнатие, веди исперва» (РГБ. Троиц. 763. Л. 407; Житие прп. Никона в данном сборнике, по мнению Клосса, является автографом Пахомия Логофета). Прп. Игнатий рассказывает братии о видении прп. Сергия. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. 80-е - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 295 об.) Прп. Игнатий рассказывает братии о видении прп. Сергия. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. 80-е - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 295 об.) Важные сведения об И. можно почерпнуть из актов Троице-Сергиева мон-ря. И. происходил из угличских землевладельцев. Между 1410 и 1427 гг. (вероятно, между летом 1423 и летом 1425) мон. Мина купил у И. для Троицкого мон-ря вотчину последнего в Городском стане Угличского у.

http://pravenc.ru/text/293419.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Е. Викторов. Гравюра. Нач. 80-х гг. XIX в. Алексей Егорович (2.02.1827, с. Студениково Мценского у. Орловской губ.- 22.07.1883, Пятигорск), археограф, историк книги, библиограф. Из семьи диакона. Учился в Орловской ДС (1841-1846), затем в МДА (1846-1850), был учеником протоиереев А. В. Горского и Ф. А. Голубинского . В 1852-1861 гг. работал в Московском главном архиве Мин-ва иностранных дел. В 1856-1861 гг. читал лекции по рус. языку и словесности в Мариинско-Ермоловском жен. уч-ще. С 1861 г. библиотекарь Московского ун-та. С 20 дек. 1862 г. до конца жизни работал в Московском публичном и Румянцевском музеях (ныне Российская государственная б-ка), где организовал Отд-ние рукописей и слав. старопечатных книг, являлся его хранителем. Одновременно состоял заведующим архивом и канцелярией московской Оружейной палаты (с 12 дек. 1868 по 1883). С 16 окт. 1853 г. действительный член Об-ва любителей российской словесности при Московском ун-те, с 1864 г. член Московского археологического об-ва, с 22 мая 1864 г. член-основатель Об-ва древнерус. искусства при Московском публичном и Румянцевском музеях, с 7 дек. 1879 г. член-корреспондент имп. АН по отд-нию рус. языка и словесности. В. является автором более 80 книг и статей. Его первая книга посвящена истории Церкви - «Великая кнг. Евдокия, во иночестве прп. Ефросинья, основательница Вознесенского девичьего мон-ря в Московском Кремле» (М., 1857, 1885, 1899). В 1858 г. В. составил алфавитный указатель к «Указателю для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) б-ки» архим. Саввы (Тихомирова) , к-рый был его близким другом. В 1859-1860 гг. ученый опубликовал ряд работ по истории Московской Синодальной типографии и ее богатой б-ки. В 1862-1865 гг. подготовил к печати 3 выпуска альбома миниатюр греч. рукописей, хранящихся в Синодальной б-ке. В 1859-1866 гг. В. издал неск. исследований, посвященных жизни и деятельности слав. просветителей равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия и происхождению слав. письма. По мнению В., создателем кириллицы был св. Кирилл. В 1865 г. В. опубликовал исследование «Кирилл и Мефодий: Новые источники и ученые труды по истории славянских апостолов», в к-ром проанализировал сочинения отечественных и зарубежных ученых на эту тему.

http://pravenc.ru/text/158602.html

творче всему»; е) «Благодарим тя Господи Боже спасения нашего, яко ты еси творец всем»; ж) «Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, воздвигнувы ны от сна»; з) «Господи Боже наш отринувый от нас леность сонную и созвавый нас званием святым»; и) на «Помилуй мя Боже»: «Господи Боже наш давый человеком отпущение грехов покаянием»; и) «на хвалитех»: «Господи Боже наш сотавлей мысленыя силы волею своею»; к) «на Слава вышних»: «Благодарим поем и славим благодать воздам тобе Боже отец наших»; л) «в поклонение главы»: «Господи Святый живый в вышниих и всевидящим оком твоим призирая на всю тварь»; 6) последование в неделю Пасхи (52–56 об.); 7) последование вечерни в неделю Пятидесятницы с коленопреклонными молитвами (57–68 об.); 8) последование сентября 14 на Воздвижение честного Креста Господня (69–70 об.); 9) последованне в третью неделю поста в субботу вечер (70–71 об.); 10) октения глаголема на нефимоие и на полунощнице (71 об.–72); 11) молитва ядшим скверно мяса от поганых (72 об.): «Владыко Господи Боже наш живый на высокыих на смиренныя призирая», та же, что в 868 на 275 л.; 12) последование Просвещения Святых Богоявлений (73–80 об.); 13) последование освящения в 1 (день) августа месяца и егда кто хощет потребе призывающи (81–90); 14) како пети подобает молебен за всяко прошение (90–93 об.); 15) аще молишися, просиши ведра, глаголи октению сию (93 об.–96 об.); 16) общия службы бесплотным силам, апостолам, пророкам, мученикам, святителям, священномученикам, преподобномученикам, преподобным, мученицам, преподобным женам, о умерших, на освящение церкви, «на потрясение страха труса», «в нашествие иноплеменник ратных», «на всяко прошение», «в запаление огня» (96 об.–98 об.); 17) чин бываемый на освящение маслу (99–134); 18) прощение в субботу великую (134); 19) указ (в роде чина) како священнику глаголати князю в здравие (134 об.–135); 20) а се святителю в здравие глаголеть диякон (135 об.); 21) а се в здравие архимандриту или игумену (135 об.–136); 22) в здравие всякому православному християнину (136 об.); 23) чин последованию малаго образа иже есть мандиа (137–143); 24) чин бываемый вели ангельского образа (143– (66 об.); 25) чин пострижение черноризица вели ангельского образа (167–186 об.); 26) чин исповеданию грехом (187–189); 27) поновление миряном (189об.–192); 28) чин поновление черноризцем (192 об–194); 29) поновлевие священнонноком иереем (194–201 об.); 30) исповедание вкратце (201 об.–203); 31) поновление священническое миряном (203–204 об.); 32) последование бываемо о усопших иноких (205–227); 33) чин на погребение мирскым человеком (227–240 об.); 34) чин бываемый на разлучение души (241–251); 35) понахида (251–257 об.); 36) чин обручению и венчанию царем православным и князем и всем христианом (258– 261 об.); молитвы: 37) над всяким сосудом оскверньш(им) (262): «Владыко сердцевидче Господи сведый неизреченная и вся сведый преже бытья их, ты един взаконивый в законе твоем святем», та же, что в 849 на лл

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010