Воздай соседям нашим семикратно в недро их (за) поношение их, коим они поносили Тебя, Господи! Мы же – народ Твой и овцы пажити Твоей, будем исповедовать Тебя, Боже, во век, в род и род возвещать хвалу Твою. 79. В конец. Об имеющих измениться. Откровение. Асафа. Псалом.    Пастырь Израиля, внемли, водящий, как овцу, Иосифа, сидящий на херувимах, явись! Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею яви силу Твою и приди спасти нас. Боже, обрати нас и просвети лице Твое, и спасемся. Господи Боже сил! Доколе будешь гневаться на молитву рабов Твоих? Будешь питать нас хлебом слезным и поить нас слезами в меру? Сделал нас предметом спора для соседей наших и враги наши дразнят нас. Господи, Боже сил! Обрати нас, просвети лице Твое, и спасемся. Виноград из Египта Ты перенес, изгнал народы и насадил его. Ты приготовил ему путь, и посадил корни его, и он наполнил землю. Тень его покрыла горы, и ветви его (закрыли) кедры Божии. Простер он отрасли свои до моря и лозы свои до рек. Для чего же Ты снял ограду его, так что обрывают его все проходящие путем? Повредил его лесной вепрь и одинокий дикий зверь поел его. Боже сил! Обратись, и посмотри с неба, и узри, и посети виноград сей, И соверши то, что насадила десница Твоя! (Посмотри) на Сына человеческого, Которого Ты укрепил Себе. Он пожжен огнем и взрыт. От гнева лица Твоего (все) погибнут. Да будет же рука Твоя над мужем десницы Твоей и над Сыном Человеческим, Которого Ты укрепил Себе. И мы не отступим от Тебя: оживи нас, и мы будем призывать имя Твое! Господи, Боже сил! Обрати нас, и просвети лице Твое, и спасемся. 80. В конец. О точилах. Псалом Асафа.    Радуйтесь Богу, помощнику нашему, восклицайте Богу Иакова! Возьмите псалом и дайте тимпан, сладкозвучную псалтирь с гуслями. Вострубите в новомесячие трубою: в торжественный день праздника вашего. Ибо таково повеление Израилю и определение у Бога Иакова. Он поставил это в закон Иосифу, когда он выходил из земли Египетской, (где) он слышал язык, которого не знал. Освободил Он от тяжестей хребет его: руки его (тогда) работали корзиною.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Евангелист Лука Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова – Если Евангелие от Матфея продолжает традицию ветхозаветной книжности, Евангелие от Марка – запись устной проповеди апостола Петра, то евангелист Лука с первых же слов заявляет о себе как об исследователе, который работает с различными источниками. Он больше всего напоминает нам современного «кабинетного» ученого. Первый же стих его Евангелия говорит, что он пользовался многочисленными письменными источниками; а второй – о том, что он опирался также на самые достоверные устные источники, потому что его информаторами были сами апостолы – очевидцы и служители Слова. Кроме того, очень вероятно, что Лука пользовался также воспоминаниями Божией Матери. Иногда он оканчивает свои повествования словами: «Мария сохраняла все слова сии в сердце» своем (ср.: Лк. 2, 19, 51 ), что в переводе на современный язык означает: все это запомнила Мария. И действительно, в Евангелии от Луки есть то, что могла рассказать только Она: Благовещение (см.: Лк. 1, 26–39 ), встреча с Симеоном Богоприимцем (Сретение; см.: Лк.2, 22–33 ); приключение с двенадцатилетним Иисусом в Иерусалиме (см.: Лк. 2, 39–49 ), наконец, история родственного Ей семейства Захарии и Елисаветы (см.: Лк. 1 ). Лука – единственный из евангелистов, кто пытается привязать евангельские события к датам светской истории («В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле» – Лк. 2, 1 ). Все это вместе он тщательным образом исследует, старается выстроить хронологическую цепь событий. И указывает цель: «чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» ( Лк. 1, 4 ); это Евангелие обращено к язычникам, непосредственно к греку Феофилу. Язык Евангелия от Луки очень неоднороден: его зачало построено по правилам греческой риторики (см.: Лк. 1, 1–4 ), так не может открываться ни одна еврейская книга. Но, поставив точку после прекрасно выстроенного, сложного греческого периода, он вдруг совершенно меняет характер повествования: уже 5-й стих и дальнейший рассказ о рождении Иоанна Предтечи демонстрирует стиль еврейских книг – «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды» Это типичный язык ветхозаветных хроник. Лука, помимо устных и письменных источников, включает в свой труд ранние церковные гимны: песнь Захарии (см.: Лк. 1, 68–79 ), песнь Богородицы (см.: Лк. 1, 46–55 ), это очень ценный для него материал. Так появляется удивительное Евангелие, объединяющее самые ранние и самые разные (и, вероятно, составленные даже на разных языках) доступные евангелисту источники: записи, воспоминания, беседы, гимнография.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

75.  И еще о страданиях Христа говорит тот же пророк: «Ты отринул и презрел нас, прогневался на помазанника Твоего; Ты разорил завет раба моего; Ты поверг на землю святыню его; Ты разрушил ограды его и привел в трепет крепости его. Расхищают его все проходящие путем, он сделался посмешищем для соседей своих. Ты возвысил десницу притеснителей его; Ты допустнл его врагов радоваться о нем. Ты обратил назад помощь меча его и не укрепил его на брани. Ты положил конец чистоте его и престол его поверг на землю. Ты сократил дни времени его и покрыл его стыдом» (Пс. LXXXVІІІ, 39 — 46). И что Он претерпел все это и что это должно было произойти по воле Отца, об этом Он возвестил открыто; ибо Он должен был, согласно с волею Отца, переносить страдания. 76.  И Захария говорит так: «Меч, поднимись на пастыря моего и на мужа, соучастника моего; порази пастыря, да рассеются овцы» (Зах. X, 7). И это произошло, когда Он был схвачен иудеями; ибо все ученики оставили Его из страха. чтобы не умереть. Ибо они еще не веровали в Него твердо, пока не увидели Его воскресшим из мертвых. 77.  Опять Он говорит в книге двенадцати пророков: «И они связали его и привели его в дар царю». Ибо Понтий Пилат был наместником Иудеи и питал тогда вражду к Ироду, царю иудеев. Но потом, когда Христос связанный был приведен к нему, Пилат послал его к Ироду, предоставляя ему допросить Его, чтобы точно узнать, чего он хотел в отношении к нему, воспользовавшись Христом, как предлогом, чтобы примириться с царем (ср. Лк XXIII , 7 сл.). 78.  И в (книге) Иеремии Он возвещает Свою смерть и Свое сошествие во ад следующим образом: «И Господь, Святый Израилев, помянул Своих мертвецов, прежде усопших на земле, и сошел к ним, чтобы возвестить им спасение Свое,. чтобы спасти их». Здесь Он объясняет и причины своей смерти, ибо Его сошествие во ад было для спасения умерших. 79.  И опять о кресте Его Исаия говорит так: «Целый день Я простирал руки Мои к неразумному и непокорному народу» (Иса. LXV, 2). Ибо это — знамение креста. И еще яснее говорит Давид: «Псы окружили меня, скопище злых обступило меня; пронзили мои руки и ноги» (Пс. ХХІ, 17). И опять он говорит: «Сердце мое, как воск, растаяло во внутренности моей и рассыпались кости мои» (Пс. ХХІ, 15). И опять он говорит: «Избавь меня от меча и пригвозди плоть мою, ибо сонмище злых выступило против меня» (Пс. ХХІ, 21:17). В этих словах он ясным образом указывает на Его распятие. Также и Моисей говорит тоже к народу следующим образом: «И жизнь твоя будет висеть пред твоими глазами и будешь трепетать днем и ночью и не будешь уверен в жизни твоей» (Втор XVIII, 66).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

В аналогичном духовном плане решается и проблема свободного выбора партнера по браку. Ограничения свободы выбора касаются, вопервых, естественных запретов на кровосмесительные браки ( Лев. 18:617; 20:1121 ). Вовторых, это ограничения морального порядка, приведенные уже в заповедях «не прелюбодействуй» и «не желай жены ближнего». Втретьих, ветхозаветное семейное право ограничивало выбор рамками соплеменников, относительно же иных, языческих, племен, Бог устанавливает запрет: «Не бери из дочерей их жен сынам своим (и дочерей своих не выдавай в замужество за сыновей их), дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блуждение вслед богов своих» ( Исх. 34:16 ; см. также: Втор. 7:34 ). Это диктовалось планом Господа превратить израильтян в великий народ и сделать их Своим союзником в деле обращения человечества к Богу. Однако это ограничение свободы выбора, повидимому, в отличие от первых двух, не было чересчур жестким, поскольку в Библии встречаем и фрагменты, дозволяющие подобный брак: «Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Господь Бог твой предаст их в руки твои, и возьмешь их в плен, и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь ее, и захочешь взять ее себе в жену, то [...] ты можешь войти к ней и сделаться ее мужем, и она будет твоею женою» ( Втор. 21. 1013 ). Любопытно, что «либерализация» запрета относится к победившему и свободному. В другой же ситуации, когда израильтянин сам в плену, имеет место ужесточение запрета. Так, строжайше разбираются все случаи браков с иноплеменными женами, заключенных израильтянами во время вавилонского плена: «Вы сделали беззаконие и живете с иноплеменными женами. Итак, воздайте теперь исповедание и славу Господу Богу отцов наших и сотворите волю Его, и отделитесь от народов земли и от жен иноплеменных!» (2 Ездры 9:79). Как случаи «либерализации», так и случаи «ужесточения» этого закона оказываются, всё же, обоснованы соображениями об их целесообразности и согласованности с глобальными замыслами Господа. Впрочем, независимо от статуса богоизбранного народа (в плену ли, в свободе ли), эти соображения оказываются решающими. Так, в период пленения израильтян филистимлянами, в определенном конкретном случае видим не ужесточение, как следовало бы ожидать, а либерализацию. Возражение родителей Самсона на намерение сына «взять жену из Филистимлян необрезанных» ( Суд. 14:3 ) комментируется так: «Отец и мать его не знали, что это от Господа» ( Суд. 14:4 ), ибо Господь так готовил освобождение от чужеземного ига. Как видим, в Библии всё подчиняется основополагающему принципу свободы: «Всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristia...

Давид говорит: “С небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне”(Пс. 101, 20–22.). Сам Господь — какого Господа имя возвещает на Сионе? Кого другого? — Никого, кроме Господа нашего Иисуса Христа. Он смилостивился над землей и освободил нас, умерщвленных детей Адама и Евы, скованных и связанных цепями грехов; и возвестил на Сионе Имя Господне, ибо стоя в церкви учил об Отце Своем и говорил: “Я открыл имя Твое человекам…”(Ин. 17, 6.) И еще сказано: “Господи! Приклони небеса… и сойди…”(Пс. 143, 5.); и: “Восседающий на херувимах, яви Себя… и приди спасти нас”(Пс. 79, 2–3.). И еще говорит Давид: “Бог — Господь, и явил Себя нам. Благословен грядущий во имя Господне!”(См. Пс. 117, 27–26.). Ни о ком ином возвещает Давид, но о Боге и Господе нашем Иисусе Христе, грядущем во Имя Господне, Который говорит: “Я пришел во имя Отца Моего…”(Ин. 5, 43.) И если бы Христос был Сыном Божиим не по Существу, но как Давид и Соломон, то Кого в таком случае Давид назвал Богом и Господом, грядущим во Имя Господне? И еще говорит Давид: “Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю; во дни Его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна… И будет имя Его благословенно вовек; прежде солнца пребывает имя Его”(Пс. 71, 6–7, 17.). Иудеи утверждают, будто это сказано о Соломоне. Нет, не о Соломоне это изречение. Соломон не сошел, как дождь на скошенный луг, но отец его Давид говорит: “Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя”(Пс. 50, 7.). Если Давид зачат в беззаконии, насколько же более беззаконно зачатие Соломона, родившегося от женщины-прелюбодейки! Нет, не о Соломоне сказано, что благословенно имя его вовек, что пребывает имя его прежде солнца и не отнимется вместе с луной, что поклонятся ему все цари земные, что покорятся все народы ему, — ибо он согрешил перед Господом, и отступил от Него, и поклонился моавскому идолу и Астарте, идолу сидонскому, и умер в грехах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Как и в случае с первой цитатой, поднимаем глаза выше: «Изумляйтесь и дивитесь: они ослепили других, и сами ослепли; они пьяны, но не от вина, – шатаются, но не от сикеры; ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы. И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана». И передают книгу тому, кто читать не умеет, и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «я не умею читать» 76 . Парадоксально, но здесь нет и тени пророчества о пришествии какого бы то ни было пророка. Это – изобличение духовной слепоты народа Израилева, которая сравнивается с неграмотностью бедняка и нежеланием, упрямством грамотного ученого. То есть, если считать этот отрывок описанием видения Мухаммада, то он выставляет его миссию в совершенно невыгодном для ислама свете. 2. «Ахмад, или Мухаммад, что означает «восхваляемый», есть приблизительный перевод греческого слова Периклитос. В существующем сегодня Евангелии от Иоанна 14:16, 15:26, 16:7  слово «Утешитель» соответствует греческому слову Параклетос, означающему, скорее, «защитник», «призванный на помощь другому, доброму другу», нежели «Утешитель». Наши ученые утверждают, что слово Параклетос – это искаженный вариант слова Периклитос, которое в подлинных словах Иисуса было пророчеством об имени нашего святого пророка Ахмада» 77 . Как мы видим, отчаявшись найти в мессианских библейских пророчествах даже отдаленные черты Мухаммада, апологеты ислама пытаются отыскать в словах Самого Христа что-либо, якобы пророчествующее о приходе пророка. Потерпев неудачу, они пытаются подменить слова Священного Писания своими. Однако греческий оригинал, как и подстрочник – во всех без исключения академических переводах и симфониях – ставит в тексте именно слово «Параклитос» 78 : d¢ parãklhtow, tÚ pneËma Утешитель Дух tÚ ëgion Святой Которого p°mcei Пошлет patØr Даже если допустить, что переписчики ошиблись (что само по себе маловероятно из-за орфографического и грамматического различия двух слов), смысл не изменится: в других отрывках говорится о том, что Утешитель только Дух, который придет именно к апостолам и их последователям, и будет пребывать в них: «Утешитель же, Дух Святый 79 … И Я умолю Отца, и даст вам иного Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» 80 . Потому, чтобы принять образ Утешителя как образ Мухаммада, исламу придется многое поменять в основах своего вероучения. Пока же этого не происходит, и вряд ли произойдет когда-либо.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует ( ντυγχνει) за святых по воле Божией ( Рим 8,26–27 ). Дух ходатайствует и вступает за нас, а мы молимся ( ντυγχνει). И молитва Иисуса (Навина) при Гаваоне об остановке солнца, мне представляется, ходатайственной же была, потому что о сем говорится: И воззвал Иисус к Господу в тот день, в который Господь предал Аморрея в руки Израилю, и сказал он, когда при Гаваоне истреблял аморреев и они перед глазами сынов Израиля были уничтожены: Да станет солнце над Гаваоном и луна над долиною Элом ( Нав 10,12 ) 78 . И в книге Судей, по моему мнению, Самсон ходатайственно же ( ντυγχνων) говорил: Умри душа моя с иноплеменниками (т.е. филистимлянами), при чем он со всей силой потряс столбы и обрушил дом на владельцев и на весь бывший в нем народ ( Суд 16,30 ). И хотя и не говорится, что Иисус и Самсон предпринимали ходатайство, а просто только то, что они говорили, но все же их речи были ходатайственной молитвой ( ντευξις) 79 ; и эту, полагаю я, различаем мы от молитвы хвалебной, когда в иных случаях мы употребляем наименования тех молитв в их собственном значении. Примером благодарственной молитвы, наконец, служит воззвание нашего Господа, когда Он говорил: Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцами ( Лк 10,21 ), потому что это славлю то же что благодарю. Молитвы, ходатайства и благодарения можно с несомненностью обращать и к святым; два рода их, а именно ходатайства и благодарения не только к святым, но к людям и обыкновенным 80 ; молитву же ( τν δησιν) только к святым 81 , например, если Павла или Петра ищут и находят, чтобы они нам помогли и нас достойными сделали участниками быть им сообщенного полномочия оставлять грехи, за исключением того случая, когда мы обидели бы и несвятого: тогда, как скоро мы замечаем свою провинность перед ним, дозволяется нам и такого человека молить ( δεηθναι), чтобы он простил нам обиду 82 . А если упомянутые роды молитвы находят себе приложение уже ро отношению к святым, то не тем ли более мы благодарность должны воздавать Христу, Который по смотрению Отца оказал нам столь великие благодеяния? Но и с ходатайственными молитвами должны мы к Нему обращаться подобно Стефану, говорившему: Господи, не вмени им греха сего ( Деян 7,60 ) и подражая отцу лунатика говорит: Господи, помилуй сына моего ( Мф 17,14 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-molit...

Это потому, что физические законы большей частью дают непосредственно и немедленно чувствовать себя. Но неужели тот же Законодатель позволит безнаказанно преступать еще более важные и высшие законы порядка нравственного? Бывает, что мы в своей жизни по собственной ли воле, или по нужде, ради порока и легкомыслия, или во имя высокого самопожертвования нарушаем законы правильного питания, физического роста и развития; часто на первых порах мы не замечаем особого вреда, живем беспечно, обманываясь первыми ощущениями: но придет время, с неумолимой строгостью заговорят нарушенные законы, и чем дольше и систематичнее мы их нарушали, тем труднее бороться с неизбежными и роковыми последствиями, и после бессилия и немощей преждевременная смерть тела торжествует победу физических законов, как бы отомстивших за свое нарушение. То же или нечто подобное случится, по единству плана творения, и с законами нравственными. По долгом времени, которое дается существу разумно-свободному в полное распоряжение добровольно избрать себе тот или другой путь жизни; по долгом времени, которое дается на труд, на исправление и покаяние; по долгом времени придет Господин рабов и потребует у них отчета... Отчет... Страшен всякий, даже малый отчет на земле, где можно многое скрыть, многому придать привлекательную маску, благовидные цели и побуждения; но и на земле в несовершенном земном суде часто маску срывают, и правда торжествует. Но есть правосудие высшее: оно неукоснительно в мире, оно во власти Того, Кто читает в мыслях и сердцах, видит все, самое сокровенное, как говорит евангелие: «нет ничего тайного, что не открылось бы» ( Мф. 10:26 ). Отчет пред этим правосудием поистине страшен! Так и природа, и здравый разум наш согласно говорит нам о неизбежности этого отчета. Нужно ли приводить учение Священного Писания ? Оно не оставляет в этом никакого сомнения и говорит о будущем отчете с величайшей ясностью и определенностью. Основные мысли учения Священного Писания об этом вы слышали сегодня в прочитанных словах послания апостола Павла к Коринфянам 79 : всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор. 5:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Что же такое недро их? Геенна. Это место назначено им изначала, как свидетельствует Христос, когда говорит: « идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его » (Мф. 15:41). « Мы же — народ Твой и овцы пажити Твоей, будем исповедовать Тебя, Боже, во век, в род и род возвещать хвалу Твою » (ст. 13). Пророк разумеет все человечество. Противопоставляя нас демонам, низверженным с неба, он называет человека народом Божиим и овцами пажити Его. Почему же овцами пажити Его? Потому, что мы — верные — питаемся Им чрез участие в таинствах. « Будем исповедовать Тебя, Боже, во век, в род и род возвещать хвалу Твою ». Это исповедание означает, что раньше было уже некоторое другое исповедание. Наперед Христос исповедал нас овцами Своими, сказав: « овцы Мои слушаются голоса Моего » (Ин. 10:27); затем, так как Он хотел принять и язычников, присовокупил: « есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести » (ст. 16). Ему приносим исповедание и мы, называя Его пастырем в следующем псалме. И делаем это не на короткое время, а на веки, т. е. непрестанно; и возвещаем хвалу Его в род и род, принося Ему благодарственную хвалу во все роды; или восхваляем Его от обоих родов — не только от пребывающих в плоти, но и от тех, которые уже отошли из плоти, когда в своих молитвах к Нему призываем патриархов, апостолов, пророков или мучеников. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 79   « В конец. Об имеющих измениться. Откровение. Асафа » (ст. 1).   1. Под изменяющимися пророк разумеет обновляемых чрез покаяние. Справедливо он присовокупил: « в конец », так как покаяние служит для нас последним якорем; кроме же того и возвещено оно было в самом конце веков с пришествием Христовым. В свидетельство этого Асаф и составил настоящий псалом, изложив в нем то, что потерпел народ иудейский за свои многочисленные грехи. « Пастырь Израиля, внемли, водящий, как овцу, Иосифа, сидящий на херувимах, явись!» (ст. 2). Видишь, как с этим согласуются слова Господа, который сказал Он в евангелии: « Я есмь пастырь добрый » (Ин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010