Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике... ( Мф.5:14–15 ) Сильные духом люди промыслительно посещаемы бывают от Господа и сильными испытаниями. Тяжела была предсмертная болезнь великого Оптинского старца Макария; велико было и терпение его. Оно изумляло посещавших его врачей. Во всё время болезни он подкреплялся молитвою и частым причащением Пречистых Таин Христовых. Отец Амвросий, как ближайший и преданнейший ученик старца, почти не отходил от него и в удобное время, по его желанию, прочитывал для него некоторые статьи из писаний святых отцов. «Прочитал я однажды ему какую-то статью, – рассказывал после отец Амвросий, – а он, обратившись ко мне, сказал: вот как, брат, люди-то жили, а мы что с тобой? Живем, очертя голову» 79 . Так старец и на смертном одре смирялся и смирял. 7 сентября 1860 года последовала блаженная кончина старца Макария, но здоровье отца Амвросия настолько было изнурено болезнями, что на торжественные его похороны 10 сентября он не мог и в ризы облачиться. Между тем, приближаясь к кончине, старец Макарий прямо не назначил себе преемника по старчеству. На вопрос учеников: «Как нам быть без вас, батюшка?» – он указал им в алфавитном патерике ответ аввы Исаака Скитского на точно такой же вопрос. Там написано: «Сказывали об авве Исааке: когда он был близок к преставлению, собрались к нему старцы и вопросили: «Что мы будем делать без тебя, отче?» Он же сказал: «Вы видели, как я вел себя пред вами; если хотите подражать сему, сохраняйте и вы заповеди Божии, и Бог пошлет благодать Свою и сохранит место сие; если же не будете сохранять заповедей, не пребудете на месте сём. И мы также скорбели, когда отходили от нас к Господу отцы наши: но, соблюдая заповеди Господни и завещания старцев, жили так, как будто они были с нами. Поступайте так и вы – и спасетесь!» 80 Сам святитель Московский митрополит Филарет, как выше было замечено, лично знавший Оптинского старца иеросхимонаха Макария и с любовью относившийся к нему за его высокие душевные качества, не знал о его преемнике. А потому, сочувствуя великой потере оптинских иноков, в лице почившего старца Макария, он так писал наместнику Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию: «Оптинские лишились отца Макария. Думаю, остались от него добрые духовные наследники, но найдется ли, кто мог бы поддержать их в единстве духа и возглавить?» 81

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Потом, взяв чашу и возблагодарив Отца Небесного, подал ее ученикам со словами: «Пейте из нее все: сия есть кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов». Таким образом, на последней Своей вечери с учениками Спаситель установил таинство Причащения и завещал ученикам Своим, а чрез них и всем верующим постоянно совершать это таинство в воспоминание о Нем. 78. Предсказание Спасителя об отречении Петра ( Мф.26:31–35 ; Мк.14:27–31 ; Лк.22:31–34 ; Ин.13:33–38 ) Установив таинство причащения, Иисус Христос, зная, что наступает время Его страданий за грехи людей, сказал Своим ученикам: «Дети, недолго уже Мне быть с вами. Будете искать Меня; и, как сказал Я иудеям, куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь». «Господи, куда Ты идешь?» спросил Его Симон Петр. Спаситель повторил ему слова Свои: «Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною» (т. е. пострадаешь так же, как и Я). Петр снова спросил Иисуса: «Господи, почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу свою положу за Тебя». «Истинно, истинно говорю тебе», сказал Петру Иисус Христос: «не пропоет дважды петух, как трижды отречешься от Меня. И вы все соблазнитесь обо Мне в эту ночь», обратился Он ко всем ученикам, «ибо написано: поражу пастыря – и рассеются овцы ( Зах.13:7 ). По воскресении же Моем Я встречу вас в Галилее». Петр сказал Ему: «Если и все соблазнятся, я не соблазнюсь». Снова Иисус повторил ему Свое предсказание: «Истинно говорю тебе, что ты в эту ночь, прежде, нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня». Но Петру казалось невозможным, чтобы это предсказание исполнилось: он слишком любил своего Учителя и думал, что охотно отдаст за Него самую жизнь, поэтому он еще усерднее стал уверять Спасителя: «Хотя бы мне надлежало умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». И другие ученики повторили эти слова Симона Петра. 79. Краткое содержание прощальной беседы И. Христа с учениками ( Ин.14, 15, 16, 17 ) Ученики Иисуса Христа были в тяжелом горе, что скоро не станет с ними их дорогого Учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

75. И еще о страданиях Христа говорит тот же пророк: Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего; пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его; разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его. Расхищают его все проходящие путем; он сделался посмешищем у соседей своих. Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его; Ты обратил назад острие меча его и не укрепил его на брани; отнял у него блеск и престол его поверг на землю; сократил дни юности его и покрыл его стыдом (Пс. 88: 39–46). И что Он претерпел все это, и что это должно было произойти по воле Отца, об этом Он возвестил открыто; ибо Он должен был, согласно с волею Отца, переносить страдания. 76. И пророк Захария говорит так: О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых (Зах. 13: 7). И это произошло, когда Он был схвачен иудеями; ибо все ученики оставили Его из страха, чтобы не умереть. Ибо они еще не веровали в Него твердо, пока не увидели Его воскресшим из мертвых. 77. Опять Он говорит в книге двенадцати пророков: «И они связали его и привели его в дар царю». Ибо Понтий Пилат был наместником Иудеи и питал тогда вражду к Ироду, царю иудеев. Но потом, когда Христос, связанный, был приведен к нему, Пилат послал Его к Ироду, предоставляя ему допросить Его, чтобы точно узнать, чего он хотел в отношении к нему, воспользовавшись Христом как предлогом, чтобы примириться с царем (см. Лк. 23: 7). 78. И в (книге) Иеремии Он возвещает Свою смерть и Свое сошествие во ад следующим образом: «И Господь, Святый Израилев, помянул Своих мертвецов, прежде усопших на земле, и сошел к ним, чтобы возвестить им спасение Свое, чтобы спасти их». Здесь Он объясняет и причины Своей смерти, ибо Его сошествие во ад было для спасения умерших. 79. И опять о кресте Его Исаия говорит так: Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям (Ис. 65: 2). Ибо это – знамение креста. И еще яснее говорит Давид: Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои (Пс. 21: 17). И опять он говорит: Сердце сделалось, как воск, растаяло посреди моей внутренности (Пс. 21: 15). И опять он говорит: «Избавь меня от меча и пригвозди плоть мою, ибо сонмище злых выступило против меня» (см. Пс. 21: 21, 17). В этих словах он ясным образом указывает на Его распятие. Также и Моисей говорит к народу следующим образом: И жизнь твоя будет висеть перед тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей (Втор. 28: 66).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2). 5, 22 слл. Много параллелей с практической частью Кол. 6, 18 «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых». «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17). Параллелизм с Кол. Особый параллелизм, который лишь отчасти отражен в приведенной таблице, заметен с Посланием к Колоссянам, причем и в богословской, и в практической частях. Чем объясняется такой параллелизм или парность? Сам по себе подобный феномен не является чем-то совершенно неожиданным и необъяснимым для Павла, как, кстати, и для любого другого пишущего или проповедующего человека. Нельзя не вспомнить, как не просто созвучны, а во многом дублируют друг друга, при этом сильно разнясь в эмоциональном тоне и степени развернутости, два других, бесспорно аутентичных послания ап. Павла — к Галатам и к Римлянам. Парными же являются и 1 и 2 Фес., хотя их парность не всегда отмечают из-за того, что 1 и 2 Фес. «и так парны» в силу одного адресата. Парными будут, как мы увидим, и 1 Тим. и Тит. Так что, повторим еще раз, сам по себе факт параллелизма Еф. и Кол. не добавляет никаких аргументов в дискуссии об аутентичности Еф. Все же примем во внимание, что гипотеза о написании Еф. верным последователем ап. Павла после его смерти в качестве богословского итога включает в себя необходимым пунктом, что за основу взято Кол. Здесь даже заключительные пожелания по поводу подателя письма, Тихика, почти буквально повторяют Кол.: Еф. 6, 21 «А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, 22 которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши». Кол. 4, 7 «О мне все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, 8 которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши». Теперь, наконец, можно остановиться на некоторых важных идеях Еф., неизбежно отмечая при этом параллели с Кол. 79. Основные важные темы Еф. Христология Христология — этот центральный пункт, «фокус» всего богословия ап. Павла, определяющий и екклезиологию, и сотериологию, — в Еф. уточняется и углубляется еще дальше. Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его (Еф. 1, 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   1) Бог нас, врагов Своих, вечной казни до­стойных, не казнил.    2) Не только не казнил, но и в милость Свою принял.    3) Чтобы спасти нас, послал не Ангела, и не иного кого, но Единородного Сына Своего послал спасти нас и привести нас, отпадших, к Нему. Сына Своего ради нас не пощадил (Рим 8:32).     «Благословен Господь Бог Израилев, что по­сетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих» (Лк 1:68—70). Удивляй­ся и поклоняйся благости Божией!.. «Вкуси и увидишь, сколь благ Господь» (Пс 33:9)!..    Спасайся.    Спрашиваешь, прежде пришествия Христо­ва в мир было ли извещение о пришествии Его?    Ответ: было многократно. От самого нача­ла мира многократно и различно о том возве­щено было от Бога. Как царь мира сего, желая в какой город прийти, посылает вперед вест­ников туда, дабы там известили всех о скором пришествии его, так Царь Небесный, намере­ваясь прийти в мир, предвозвестил Свое при­шествие через Своих пророков, как пророк Захария, отец Предтечи, воспел: «возвестил, -» говорит, — «устами бывших от века святых пророков Своих» (Лк 1:70). Они все согласно про­поведали: грядет, грядет Господь, Царь Небес­ный. Поэтому все и ожидали Его пришествия, и желали видеть Его: «многие пророки и правед­ники желали видеть» Его (Мф 13:17), — и мо­лились Ему: «Приди спасти нас» (Пс 79:3).    Но когда пришел в мир, и устроил спасе­ние нам, и на небо, откуда и пришел, вознес­ся, проповедали об этом апостолы Его всей вселенной, Им Самим посланные, и Духом Его Святым умудренные, просвещенные и укрепленные. Они все согласно, как богогласные трубы, во всех концах земли возгре­мели: Господь наш пришел. «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим 1:15). «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и воз­вещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам(» 1 Ин 1:1—3), и прочее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Итак, владей со мной достоянием от моря до моря и от реки, разумеется, Иордана, где началось служение Христа, до концов земли. Почему не хочешь? Зачем являешься врагом этому обетованию, этому богатству твоему? Из-за чего не хочешь? Из-за Доната?! Из-за Цецилиана?! Но кто был Донат? Кто был Цецилиан? Во всяком случае, они были люди; если добрые, для себя самих добрые, не для меня; если злые, также для себя самих злые. Ты же внимай Христу и ревнующему о Христе апостолу Его. «Разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» Смотри, что заставило его сказать это. «У вас, — пишет он к Коринфянам, — говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор.1:12-13). Если не во имя Павла, то тем менее во имя Цецилиана, или во имя Доната. И, однако, после этих слов апостольских, после признания и распространения Церкви во всем мире, еще говорят мне: не хочу оставить Доната, или какого-то Гаия, Люция, Пармениана. Тысяча имен, тысяча толков, и неужели ты станешь лишать себя, следуя за тем или другим человеком, того наследства, о котором только что слышал, что оно «от моря до моря и от реки до концов земли»? Почему нет его у тебя? Потому что преклоняешься пред человеком. Но что такое человек, если не разумное животное, созданное из земли? Итак, потому ты враг себе, что чтишь землю; оставь это лучше. Не чти землю, а возлагай надежду на Того, Кто создал небо и землю. Там надежда наша. Вот и свидетельство о том: Бог богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада (Пс.49:1). Не желай оставаться на земле, но туда стремись, куда призвана земля.    4. И кто может вычитать здесь все свидетельства об этом владычестве Церкви, содержащиеся на священных страницах? Но почему же не обращаются они к Церкви, если не потому, на что указывает сама Церковь, когда говорит: «Да обратятся ко мне боящиеся Тебя и знающие откровения Твои» (Пс.118:79)? Теперь это именно и видит Церковь, о чем говорится в только что приведенных словах из псалма.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Святой Аполлон выбрал трех мужей, сильных словом и делом, знающих греческий, латинский и египетский языки. Авва наказал им не оставлять нас, пока мы не решим, что достаточно повидали отцов, хотя, если кто-нибудь захочет увидеть всех их, и целой жизни не хватило бы для этого. Благословив нас, он отослал нас со словами: «Да благословит вас Господь с Сиона, и вы увидите благоденствие Иерусалима во все дни жизни вашей» ( Пс.127:5 ). IX. Об Амуне 77 Идя по пустыне в полдень, мы неожиданно увидели на земле извилистый след от огромного змея – словно по песку протащили бревно. И, увидев его, были объяты страхом, однако братья, которые показывали нам путь, стали убеждать нас не бояться, но набраться смелости и пойти по следу чудовища. «Вы увидите нашу веру, ибо мы хотим умертвить его. Уже много драконов 78 , аспидов 79 и рогатых гадюк мы убили руками, и исполнилось на них Писание: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию ( Лк.10:19 )». Но мы, обуреваемые неверием и еще больше испугавшись, просили их не преследовать змея, а идти прямым путем. Но один из братьев, оставив нас [в том месте], от великого рвения устремился за чудовищем по следу в пустыню. Найдя неподалеку нору, он крикнул, что змей в пещере, и позвал нас к себе, чтобы мы увидели то, что произойдет, да и другие братья убеждали нас не бояться. Когда мы с великим страхом пошли, чтобы увидеть чудовище, неожиданно встретился нам другой брат, который за руку повел нас к своему жилищу, утверждая, что мы не сможем вынести натиска зверя, поскольку никогда не видели ничего подобного. Он сказал, что сам много раз видел огромную змею, длиной более 15 локтей 80 . Попросив нас подождать там, он вернулся к тому брату, убеждая его отойти от норы. Но тот не хотел уходить, пока не сразит змея. Однако брат убедил его и привел к нам, порицающего наше маловерие. Мы отдохнули у этого брата, жилище которого находилось примерно в миле от того места, и многое от него получили: ибо он нам рассказал, что как раз в том месте, где он поселился, жил святой человек по имени Амун, учеником которого он был и который совершал там множество чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И в новолуние четвертого месяца Адам и его жена вышли из рая Еден, и жили в земле Елдад, в той земле, где они были созданы. И Адам дал имя жене своей Ева . И у них не было ни одного сына до первого юбилейного года 74 . И после сего он познал ее. Он же обрабатывал свою землю, как был научен в саду Еден. Глава IV И в третью седмину во второй юбилей родила она Каина, и в четвертую родила Авеля, и в пятую родила дочь свою Аван 75 . И в первую седмину третьего юбилея Каин убил Авеля, ибо Он (Бог) принял дар от руки его милостиво, а от руки Каина жертву плодов не милостиво. И он убил его на поле, и его кровь вопиет от земли к небу, восклицая, что он убит. И Бог наказал Каина за Авеля, которого он убил, и сделал его проклятием на земле за кровь его брата, и проклял его на земле, ради чего на небесных скрижалях написано так: «да будет проклят, кто убивает своего ближнего по злобе, и все видящие это должны говорить: да будет так 76 ! И человек, который видит и не объявит сего, да будет проклят, как он!» Ради сего мы являемся к Господу, Богу нашему, возвещать все грехи, которые совершаются на небе и на земле, во свете и во тьме, и всюду. И Адам и его жена скорбели об Авеле четыре седмины. И в четвертый год пятой седмины он утешился, и опять познал жену свою, и она родила ему сына, и он нарек ему имя – Сиф; ибо он сказал: «Господь восставил нам другое семя на земле вместо Авеля, ибо Каин убил его». В шестую седмину он родил свою дочь Азуру 77 . И Каин взял себе свою сестру Аван в жену, и она родила ему Еноха в конце четвертого юбилея. И в первый год первой седмины пятого юбилея были построены дома на земле, и Каин построил город и назвал его по имени сына своего Енох. И Адам познал свою жену Еву, и Она родила еще девять сыновей. И в пятую седмину сего юбилея Сиф взял себе в жену свою сестру Азуру, и она родила ему в четвертый год Эноса. И он первый начал призывать имя Господне на земле. И в седьмой юбилей в третью седмину Энос взял свою сестру Ноаму (Noamha) 78 в жену, и она родила ему сына в третий год пятой седмины, и он нарек ему имя Каинан. И в восьмой юбилей в конце его Каинан взял свою сестру Муалелиту (Mualelith) 79 в жену, и она родила ему сына в девятый юбилей, в первую седмину, в третий год той седмины, и он нарек ему имя Малалел. И во вторую седмину десятого юбилея Малалел взял себе в жену Дину, дочь Боракиэла (Borakihel), дочь сестры его отца, – себе в жену, – и она родила ему сына в третью седмину в шестой год, и он нарек ему имя Иаред; ибо в его дни сошли на землю 80 ангелы Господни, которые назывались стражами, чтобы научить сынов человеческих совершать на земле правду и справедливость 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Каких сих? Рыбарей и мытарей; Петр, Андрей, Иаков и Иоанн были рыболовы, а Матфей и Иаков Алфеев – мытари. Лука ( Лк.6:12–13 ) указал и место, на котором Он отделил их для апостольства. Он сказал: «изыде в гору помолитися: и бе об нощь в молитве Божии. И егда бысть день, призва ученики Своя и избра от них дванадесяте, ихже и Апостолы нарече» взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами и т. д. Но не тогда Он послал их. А Марк ( Мк.6:7 ) говорит о способе, что «начат их посылати два два», Начал посылать их по два – два, конечно, ради взаимного утешения. Мф.10:5–6 .  Глаголя: на путь язык не идите, и во град Самарянский не внидите: идите же паче ко овцам погибшым дому Израилева... ...говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева... Сначала посылает учеников в иудейские города и села, как учителей и врачей, показывая этим Свою преимущественную любовь к иудеям и чрезмерное попечение о них; претерпевая от них обиды, Он не помнит этого, но старается всяким способом исправлять и врачевать их. Поэтому запрещает посланным касаться пути, ведущего к язычникам, и повелевает не идти в город Самарянский, лежащий между иудейскими городами, так как самаряне, наполовину сохраняя иудейство, враждебно относились к иудеям. И со всех сторон затыкает уста неблагодарных, хотя они, предпочтенные Им пред всеми, больше всех обесчестили Его. По справедливости назвал их погибшими овцами дома Израилева, – овцами, как пасомых некогда Богом: " Пасый, – говорит, – Израиля, вонми» ( Пс.79:2 ). Пастырь Израиля! внемли, – погибшими, как изнуренных и рассеянных, как выше было сказано, – а овцами дома Израилева, как Израильтян. Назвав так иудеев, Он смирял гордость учеников и внушал им заботу о чистоте души. Мф.10:7 .  Ходяще же проповедуйте, глаголюще, яко приближися Царствие Небесное. Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

76 Слова «без форменной Исповеди» нехороши. Лучше бы так: без Таинства Исповеди, или без словесного исповедания грехов своих пред священником в Таинстве Покаяния. Без этого одно внутреннее раскаяние не только не полно, но и бесплодно; оно – пустоцвет. Благодать потеряна чрез грех; кающийся ищет возвращения ее. Когда священник произносит разрешение от всех грехов, то снова отверзается в нас дверь для входа благодати, которая тут же и исходит, и во многих случаях очень ощутительно. У многих тут же зарождается и настоящая внутренняя жизнь, и внутрь-пребывание пред лицем Господа, зачавшись в этот момент, уже потом не прекращается (10, с. 106, сноска 1). 77 Надобно приразумевать: пока мы не впадаем в смертные грехи и не болим беспечностью и нерадением о богоугождении и спасении. Ибо в этом случае Господь отходит и стоит уже вне и толцет, чтоб опять войти (10, с. 106, сноска 2). 78 Этого мало. Господь Сам говорит об этом сильнее: Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. ( Ин. 6, 53, 56 ). (Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.) 79 Слова «без специального сочетания» нехороши. Лучше так: без этого сочетания чрез богоучрежденное Таинство Тела и Крови. Равно не точно и «символическое общение»: тут не символ общения. Лучше бы и здесь сказать: общение чрез Таинство Тела и Крови Господних. Отказываться от Причащения, ссылаясь на присущее уже общение с Господом, могут только теоретики, а не практики. Кто самым делом достиг непрерывного общения с Господом и ощущает Его, тот сильнее еще, чем прежде, стремится к Таинству Причащения – и причащается, как только есть возможность. И это не потому только, что Причащение полезно или сладостно, а потому, что оно есть условие, без которого нет духовной жизни, ибо Господь Сам сказал: иначе живота не имате в себе (10, с. 107–108, сноска 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010