И смотреть должен духовник на обычную жизнь своих пасомых, как бы она ни была греховна и порочна, без озлобления и гнева, дабы не озлобить и самих пасомых, не окаменить сердец их; он должен смотреть с отеческой любовью, вразумлять и исправлять со смирением и кротостью, стараясь не показывать своего и умственного и нравственного превосходства над окружающими, ибо там, где нет смирения и кротости, и отеческой любви в пастырской деятельности священника-духовника, там широкий простор озлоблению и противлению со стороны духовных чад его. Священник, духовный отец словесного стада, служит Господу, он раб Господень, а рабу Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостию наставлять противляющихся, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю ( 2Тим.2,24–26 ). А какая великая ответственность падает на священника, по нерадению которого погибнет хотя одна овца из его словесного и духовного стада! Проклят, говорит Слово Божие, всякий, выполняющий дело Господне небрежно!– Духовник должен быть совершенно свободен от лицеприятия. Он должен одинаково отечески относиться ко всем, и к богатым, и бедным, и к знатным, и простолюдинам, он не должен делать различия между слугой и господином ( Кол.3,2 ), для него одинаковы все духовные чада, он служит Богу, а не маммоне, и в служении своем должен быть справедлив и нелицеприятен. Как бы ни высоко было положение его духовного чада на общественном поприще, как бы ни важно было его звание, он такой же его духовный сын, как и последний слуга. И если усмотрит духовник, что высокопоставленное лицо из его духовной паствы тяжко согрешает, то и таковой подлежит обличению, вразумлению, наставлению, наказанию не меньшему, чем всякий другой; даже в потребных случаях должен быть лишен святого причащения, как недостойный его, как уподобляющийся неверующему, язычнику. В Уставе духовных Консисторий имеются указания на то, каков должен быть духовник для духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obj...

Избави нас, Господи Иисусе Христе, Боже наш, от таковой погибели и такового гнева! Сподоби же нас, Господи, разумевать всегда прилежно и смотреть на правую сторону, то есть, святые Твои заповеди совершать делом и истиною, со всяким благоговением и теплым желанием! Ибо, как соблюдающим их воздаяние много от Тебя, так и попирающим их с гордостью и великим безумием, надлежат страшные угрозы, осуждение и вечная погибель. Это тебе от меня, добрейший друже, малое духовное наслаждение, так как ты доброхотно ко мне расположен и сподобляешь меня всякой любви. Приняв это, прочитывай часто и наслаждайся духовно и, если в чем согрубил я тебе, прости меня, друга твоего. Здравствуй! 2. Объяснение слов 102-го псалма: «Обновляется, подобно орлу, юность твоя» Блаженный царь и пророк Давид во 102-м псалме, побуждая душу свою к хвалении и благодарении Владыки и Создателя всех, говорит: Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его ( Пс.102:2 ). Затем, напомнив ей все благодеяния Божии, присовокупляет: обновляется, подобно орлу, юность твоя ( Пс.102:5 ). Это дарование есть совершенство всего блаженства, которого надеются праведники получить, как говорит св. апостол Павел в послании к филиппийцам: наше, говорит, жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит, то есть, обновит плохое и тлеющее разнообразными болезнями и смертью тело наше, так, что оно будет сообразно славному телу Его ( Флп.3:20–21 ), то есть, тела святых, во втором пришествии Христовом, соделаются светлыми, как и Сам Господь наш Иисус Христос извествует нас, говоря: тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф.13:43 ). И опять апостол Павел в другом месте: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное ( 1Кор. 15:41–44 ). Из этих божественных изречении явствует, что тела праведных восстанут подобообразными телу славы Христовой, сего разумного Орла, как Он называется Священным Писанием в пророчествах и в божественном Апокалипсисе, где говорится: И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню ( Апок.12:14 ). Орел великий, – это Христос, крыла его – это Новый и Ветхий Завет , которыми Церковь Христова, будучи возвышаема и вспомоществуема, летит превыше всех козней бесовских и живет в пустыне, то есть, в тишине и безмолвии, не боясь еретических шатаний и бурных наветов их.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ra...

В связи с этим Апостол напоминает и библейское основание для такой любви к жене: " Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть " (Быт. 2:24). Этими словами Апостол желает расположить христианских супругов к крепкому супружескому союзу и показать, как противоестественны и богопротивны супружеские несогласия, а тем паче разводы. " Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви " (ст. 32) — лучше всего объясняет эти слова святой Иоанн Златоуст: " Подлинно это таинство, что человек, оставив произведшего его, родившего, воспитавшего, и ту, которая зачала его, болела им, в болезнях родила, оставивши тех, которые столько благодетельствовали, к которым он привык — сочетавается с тою, которой прежде не видал, которая ничего не имеет с ним общего, и предпочитает ее всему... Поистине это таинство великое, заключающее в себе какую-то сокровенную мудрость " . " Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви " — сим прибавлением святой Апостол желает внушить, что близость мужа к жене и взаимное их единение в благословенном христианском браке так велики и такую в себе содержат тайну, что могут быть наилучшим и нагляднейшим подобием таинственного единения Христа с Церковью, в котором они и имеют свой наивысший первообраз. " Немало таинственного и в естественном браке между мужем и женою, как бы так говорит Апостол, но я говорю о христианском браке, заключаемом во образ союза Христа с Церковью. Таковой брак есть уже величайшая тайна, есть уже таинство церковное " . Каков союз Христа с Церковью? Он есть союз теснейший, любовью проникнутый, святой и нерасторжимый. Таково же должно быть и супружеское единение в христианском браке. В заключение Апостол говорит: " так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа " — у супругов все должно быть взаимно. В начале Апостол сказал: " повинуйтесь друг другу в страхе Божием " , но тем не менее, муж — глава, а потому жена обязана ему особенным повиновением. Так как жены склонны тяготиться властью над ними мужей, а мужья склонны злоупотреблять своим первенствующим положением, то Апостол в заключение и заповедует то, что по преимуществу может быть нарушаемо в браке: мужьям заповедует любовь, а женам повиновение. Выражение: " а жена да боится своего мужа " есть, конечно, только образное выражение, а отнюдь не означает рабского страха жены перед мужем, которому нет и не может быть места в христианстве. Этот " страх " есть ничто иное, как уважение к мужу с опасением как бы не оскорбить его и не уменьшить любовь его к себе. Блаженный Иероним переводит это выражение: " жена да чтит своего мужа " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   Что ещё нам назвать?..    Так что можешь ты дать, если сама ничего доброго ниоткуда не берешь?    О таковой любви сказано: «Не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым» (1 Тим. 5:22).    Или не нужен тебе врач, душа моя? Но вспомни, как во дни оны сказал Христос ученикам: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мф. 9:12; Мк. 2:17; Лк. 5:31). Неужели осмелишься ты назвать себя здоровой — то есть совершенно безгрешной? Но ведь Господь говорит: «Я не пришел праведных призвать, потому что не нахожу их, так как все согрешили (см.: Пс. 13:1—3); ежели бы можно было найти праведных, Я не пришел бы». Неужели Христос — не для тебя пришел?    Как же тогда он помилует тебя?     Помилуй мя, Боже, помилуй мя    Новаго привожду ти Писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению: праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся и умилостиви Христа молитвами же, и пощеньми, и чистотою, и говением    «Смотри ныне, душа — говорит учитель Критский: — я привожу теперь тебе указания Нового писания, вводящие тебя на высоту умиления; итак, поревнуй праведным, грешных же отвращайся и умилостиви Христа молитвами и постом, и чистотой, и говением».    Вот сущность времени Великой четыредесятницы, в коем мы пребываем сейчас! Нас ожидает светлое Христово Воскресение. И, готовясь соприсутствовать ученикам Его, видевшим воочию Христа Распятого и узревшим великое чудо, Христа Воскресшего, — готовясь к тому, чтобы глазами Марии Магдалины увидеть отваленный от гроба камень и броситься опрометью к апостолам, чтобы уведомить их о чуде (См.: Ин. 20:1—2); к тому, чтобы явлением Его избавиться, как Магдалина, от семи бесов (См.: Мк. 16:9), досаждающих нам; к тому, чтобы вместе с Петром и Иоанном, их святыми ногами бежать к отверстому гробу Господню (См.: Ин. 20:3—8); к тому, чтобы слухом жен-мироносиц услышать ангельский глас: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (См. Мф. 28:5—7); к тому, чтобы, вместе с Лукой и Клеопой, и у нас открылись глаза для лицезрения в духе славы Воскресшего Господа (См.: Лк. 24:13—35; Мк. 16:12—13), чтоб и нам явился Он, как «явился Симону» (Лк. 24:34) и после — ученикам Своим, войдя в горницу Сионскую сквозь затворенные двери (См.: Лк. 24:36—49; Мк. 16:14—18; Ин. 20:19—23), — готовясь духом лицезреть Христа воскресшего и с Собою вся воскресившаго, мы должны крепко уразуметь, каким надлежит быть этому приуготовлению.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Вопрос 43. Как должно относиться к тому, кто будит на молитву? Ответ. Если кто знает тот вред сна, что душа во время оного не сознает сама себя, а также пользу бодрствования, и особенно ту преимущественную славу, когда человек предстает Богу в молитве, то, как к благодетелю, который делает великое и все пожелания превосходящее добро, будет относиться к тому, кто будит на молитву, или на исполнение какой бы то ни было заповеди. Вопрос 44. А если тот, кого разбудили, огорчится, или разгневается, то чего он достоин? Ответ. На первый раз отлучения и лишения пищи, если способен, пришедши в сокрушение, познать, скольких и каких благ лишает себя по своему неразумию, и таким образом обратившись, возрадуется с благодарностью сказавшего: «помянух Бога и возвеселится» (Псал. 76, 4). Если же останется бесчувственным, то да отсечется, как загнивший и поврежденный член от тела. Ибо написано: «ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Матф.5, 30). Вопрос 65. Каким образом иной содержит истину в неправде (Римл.1, 18)? Ответ. Когда дарованный от Бога блага употребляет во зло по собственным своим хотениям, от чего отрекся Апостол, сказав: «мы не повреждаем слова Божия, как многие» (2 Кор. 2,17); и еще: «никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других» (1 Сол. 2, 5—6). Вопрос 158. С каким расположением должно принимать наказание? Ответ. С таким, какое прилично больному и находящемуся в опасности жизни, врачуемому отцем и врачом; сколько ни горек и ни мучителен способ врачевания, — с полным доверием к любви и опытности наказующего, и с желанием уврачевания. Вопрос 159. Каков тот, кто огорчается против подвергнувшего его наказанию? Ответ. Он не познал ни опасности греха, особливо—со стороны Бога, ни выгоды покаяния, и не поверил сказавшему: «Искренни укоризны от любящего» (Притч. 27,6), и сам себя лишил пользы, какую имел сказавший: «Пусть наказывает меня праведник: это милость» (Пс.140,5). Таковой вредит братству своим сожительством, развлекая подвизающихся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Вопросы о согрешающих и принимающих наказание Вопрос 43. Как должно относиться к тому, кто будит на молитву? Ответ. Если кто знает тот вред сна, что душа во время оного не сознает сама себя, а также пользу бодрствования, и особенно ту преимущественную славу, когда человек предстает Богу в молитве, то, как к благодетелю, который делает великое и все пожелания превосходящее добро, будет относиться к тому, кто будит на молитву, или на исполнение какой бы то ни было заповеди. Вопрос 44. А если тот, кого разбудили, огорчится, или разгневается, то чего он достоин? Ответ. На первый раз отлучения и лишения пищи, если способен, пришедши в сокрушение, познать, скольких и каких благ лишает себя по своему неразумию, и таким образом обратившись, возрадуется с благодарностью сказавшего: «помянух Бога и возвеселится» (Псал. 76, 4). Если же останется бесчувственным, то да отсечется, как загнивший и поврежденный член от тела. Ибо написано: «ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Матф.5, 30). Вопрос 65. Каким образом иной содержит истину в неправде (Римл.1, 18)? Ответ. Когда дарованный от Бога блага употребляет во зло по собственным своим хотениям, от чего отрекся Апостол, сказав: «мы не повреждаем слова Божия, как многие» (2 Кор. 2,17); и еще: «никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других» (1 Сол. 2, 5—6). Вопрос 158. С каким расположением должно принимать наказание? Ответ. С таким, какое прилично больному и находящемуся в опасности жизни, врачуемому отцем и врачом; сколько ни горек и ни мучителен способ врачевания, — с полным доверием к любви и опытности наказующего, и с желанием уврачевания. Вопрос 159. Каков тот, кто огорчается против подвергнувшего его наказанию? Ответ. Он не познал ни опасности греха, особливо—со стороны Бога, ни выгоды покаяния, и не поверил сказавшему: «Искренни укоризны от любящего» (Притч. 27,6), и сам себя лишил пользы, какую имел сказавший: «Пусть наказывает меня праведник: это милость» (Пс.140,5). Таковой вредит братству своим сожительством, развлекая подвизающихся.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

Вопрос 37. Ленивый к исполнению заповедей каким образом может приобрести тщательность? Ответ. Несомненно уверившись в присутствии всевидящего Владыки–Бога, в угрозах, какие изречены на ленивых, и в надежде великого от Господа мздовоздаяния, обещанного чрез Апостола Павла, что «каждый получит свою награду по своему труду» (1 Кор. 3, 8), и во всем том, что написано подобного сему к возбуждению в каждом собственного его тщания, или терпения во славу Божью. Вопрос 60. Если кто предварительно решится сделать что либо неугодное Богу; что для него лучше, отстать ли от худого намерения, или совершить грех, из опасения стать лжецом? Ответ. Поелику Апостол говорит: «не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя» (2 Кор. 3, 5); и сам Господь исповедует: «Я ничего не могу творить Сам от Себя» (Иоан.5, 30), и еще: «Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя» (Иоан.14, 10), и в другом месте говорит: «ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Иоан.6, 38); то таковой должен покаяться, во–первых, в том, что осмеливается сам собою решаться на что бы то ни было, потому что и самого хорошего не надобно делать самовольно, а потом принести еще большее покаяние в том, что не убоялся решиться на неугодное Богу. А что надобно оставить дело противное заповеди Господней, на которое предварительно решился, это ясно показывается в примере Апостола Петра, который предварительно решил: «не умоешь ног моих вовек»; а когда услышал приговор Господа: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною», тотчас переменил намерение, и сказал: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Иоан.13, 8. 9). Вопрос 62. Что сделавший осуждается, как скрывший талант? Ответ. Кто какой бы то ни было дар Божий бережет только для собственного наслаждения, а не делает другим благодеяния, тот осуждается как скрывший талант. Вопрос 157. С каким расположением должен всякий служить Богу, и вообще, что это за расположение? Ответ. Добрым расположением почитаю желание угождать Богу, сильное, ненасытимое, твердое и непреложное. Совершенствуется же оно разумным и постоянным рассматриванием величия славы Божией, благодарственными размышлениями и непрестанным памятованием о благах, ниспосланных нам от Бога. Сим производится в душе сказанное: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Марк. 12, 30), как было и с тем, кто говорил: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Псал.41, 2). С таким–то расположением надобно служить Богу, исполняя сказанное Апостолом: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» и прочее (Рим. 8, 35).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

И всего этого виновником (апостол) называет Христа, почему и прибавил: " если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем " (аще же и разумехом по плоти Христа, но ныне ктому не разумеем) . 2.  Что же, скажи мне, разве сложил Он с Себя плоть, и теперь без тела? Нет, Он и теперь находится во плоти, потому что сказано: " Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом " (сей Иисус вознесыйся от вас на небо, такожде приидет) (Деян. 1: 11). Как " таким же образом " (такожде) ? Во плоти, с телом. Как же он говорит: " если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем " ? В приложении к нам, " по плоти " значит то же, что быть во грехах, а " не по плоти " – то же, что не быть во грехах. В приложении же ко Христу, " по плоти " не другое что означает, как быть причастным немощей человеческого естества, как-то: жажды, алкания, утомления, сна; потому что Он " не сделал греха, и не было лжи в устах Его " (греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его) (Ис. 53: 9; 1 Петр. 2: 22), почему и говорил: " Кто из вас обличит Меня в неправде? " (кто от вас обличает Мя о гресе?) (Иоан. 8: 46); и еще: " идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего " (грядет сего мира князь, и во Мне не имать ничесоже) (Иоан. 14: 30);  а " не по плоти " означает то,  что Он освободился уже и от этих немощей, а не то, чтобы Он находился теперь без плоти. Именно с плотию, только уже непричастною страданиям и бессмертною, Он придет судить вселенную. В такое состояние придем и мы, когда тело наше будет " сообразно телу славы Его " (Филип. 3: 21). " Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь " (Темже аще кто во Христе, нова тварь) (ст. 17). Доселе (апостол) заимствовал от любви побуждения к добродетели, теперь возводит к ней из рассмотрения самых дел. Потому присовокупил: " кто во Христе, [тот] новая тварь " . " Кто, – говорит, – уверовал в него, тот соделался другим созданием, потому что таковой родился свыше чрез Духа. И по этой, следовательно, причине мы должны, – говорит, – жить для Него, – не потому только, что мы не свои (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Любовь и является мистическим вхождением в жизнь Святой Троицы. Этой ступени спасения соответствует уже не “социальное”, а приближенное, “семейное”, родственное отношение человека к Богу – сын» 103 . Итак, спасение – это восхождение в благодати по ступеням: раб, наемник, сын – через добродетели веры, надежды, любви. Ни один православный человек не может сказать о себе: «я спасен». Спасение – это дело всей его жизни. «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» ( Флп.2:12 ). «Православные не понимали спасение так, как этому учат на протестантском (рационалистическом) или католическом (схоластическом) уровнях. Спасение – это не только отказ от пьянства, наркотиков, внешнее участие в жизни прихода, молитвы, соблюдение постов. Спасение – это нечто значительно большее. Мы слышали, каким был первый человек до грехопадения, к каким высотам призвал его Господь, и видим, как низко он пал. Но мы знаем также, что есть второй Адам ( 1Кор.15:45, 47–49 ) – Господь Иисус Христос; знаем, зачем пришел Сын Божий в этот мир. Он пришел, чтобы возродить человечество, явить начало новой жизни, даровать нам новую природу. Он пришел, чтобы нас возвести на Небеса. Все мы в той или иной степени знаем, что нуждаемся в благодатном спасении. Каждый из нас чувствует и осознает необходимость изменения. Каждый ощущает, что он нуждается в переменах. Нынешнее наше состояние не устраивает никого! А если бы кто и сказал, что “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”, то дело Церкви – показать, что таковой “несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг” ( Откр.3:17 ). Слово Божие учит нас:“Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили” ( Рим.5:12 ). Да, мы действительно все умерли в Адаме, но нам, по милости Божией, надлежит воскреснуть во Христе» 104 . Как уже неоднократно было замечено, в работе множество противоречий. В самом начале говорится, что церковь не нужна, впоследствии читаем, что «церковь без тебя может жить, а ты без церкви никогда не проживешь» 105 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

Но христианство , которое высоко ценит брак, в то же время освобождает человека и от необходимости брачной жизни. В христианстве существует и альтернативный путь в Царство Божие – девство, представляющее собой отказ от естественного самоотречения в любви, каковым является брак, и выбор более радикального пути через послушание и аскезу, на котором обращенный к человеку призыв Божий становится для него единственным источником существования 450 . «Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить оное» 451 . Однако путь девства доступен не для всех, ибо требует особого избранничества: «не все вмещают слово сие, но кому дано... Кто может вместить, да вместит» ( Мф. 19:11–12 ). При этом девство и брак в христианстве нравственно не противопоставляются. Девство выше брака не потому, что брак как таковой заключает в себе нечто греховное, а в силу того, что в существующих условиях жизни человека путь девства открывает большие возможности для всецелой отдачи себя Богу: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» ( 1Кор. 7:32–33 ). Церковные каноны (правила 1, 4, 13 Гангрского Собора, IV в.) предполагают строгие прещения по отношению к тем, кто гнушается браком, то есть отказывается от брачной жизни не ради подвига, а потому, что считает брак недостойным христианина 452 . В христианстве и девство, и брак равно признаются и почитаются как два пути, ведущие к одной цели. 2.7. Елеосвящение «Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» 453 . Это таинство ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6:13 ). Ап. Иаков свидетельствует, что это таинство совершалось в Церкви уже в апостольский период ее истории: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010