Ответ на наш вопрос находим мы у Иоанна Лествичника : «Умножение страха Божия есть начало любви...» 1 Оказывается, не только в Ветхом, но и в Новом Завете нужен человеку страх Божий и нужен как раз для обретения любви. Есть разные состояния любви и разные степени страха Божия. Мы, новоначальные, боимся Бога (если только есть в нас страх Божий), ибо мы чувствуем, что мы грязные и скверные, трепещем при мысли, что предстанем вот такими перед Судом Божиим, а прежде – перед судом своей совести, которая осудит нас, обличит. И вот, имея такой страх, мы через него начинаем очищаться. Но это только первая ступень. Авва Дорофей говорит, что есть два страха: один у новоначальных и другой у совершенных. Первые исполняют волю Божию из страха наказания, и этот страх необходим, потому что он очищает нас и покоряет Богу. Вторые же творят волю Божию не из страха, а из любви, покоряются не потому, что боятся осуждения и страдания, а из страха отлучения от Бога, от того света и радости, которые они получают в уже достигнутом ими пребывании и соединении с Господом. Это и есть страх совершенных, или совершенная любовь, о которой Иоанн Богослов говорит, что она изгоняет страх ( 1Ин.4:18 ). «Есть два страха: один первоначальный, а другой совершенный, ...один свойствен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть (страх) святых совершенных, достигших в меру совершенной любви. Например, кто исполняет волю Божию... из любви к Богу, любя Его, собственно, для того, чтобы благоугодить Ему, сей знает, в чем состоит существенное добро, он познал, что значит быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь, которую святой называет совершенною. И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковой боится Бога и исполняет волю Божию уже... не для того, чтобы избегнуть мучений, но потому, что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх: посему-то апостол и говорит: «совершенна любы вон изгоняет страх» ( 1Ин.4:18 ) " 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Как известно, представление о civitas Dei блаженный Августин почерпывает в Ветхом Завете – именно в Псалтири 1 , – при том, что самлатиноязычный термин civitas обладает довольно сложным спектром смыслов: это и город как таковой, и город-государство, и государство вообще, – и Рим или даже Римская империя (по умолчанию), и понятие, включающее в себя, как правовые, так и религиозные компоненты общественной жизни, а кроме того – тесно связанное с понятием populus, народ 2 . При этом хотя на земле существует множество народов и градов или государств, всех их можно свести к двум градам: граду Божию и граду диавола (civitas diaboli) или граду небесному (civitas caelesta) и граду земному (civitas terrena). Эти два града «суть порождение двух противоположных друг другу родов любви»: любви к Богу и любви к самому себе 3 . В свою очередь, град Божий может созерцаться как пребывающий в вечности град небесный и как град, странствующий еще по земле 4 . В силу последнего обстоятельства град Божий на земле до Воплощения Христова, хотя по преимуществу и локализуется в избранном народе, однако сама принадлежность к последнему еще не означает наличие подлинной принадлежности к небесному граду. И даже в Церкви Христовой, хотя в ней в полной мере осуществляется то, что в Ветхом Завете было дано только как прообразование, – даже в ней могут в этой жизни находить себе место граждане града земного, лишь формально принадлежащие Церкви в силу Крещения, но не имеющие подлинной веры, а значит, и любви к Богу (точно так же, как и среди граждан града земного могут обретаться будущие граждане града Божия). Таким образом, град Божий живет в смешении с градом земным и в своем истинном составе преимущественно остается скрытым от людей 5 . А поскольку Церковь Христова кафолична и не ограничена никаким земным отечеством, постольку она и готова принять те или иные не противоречащие ее установлениям особенности жизни земного града 6 , ведь и тот действует не сам по себе, но подчиняясь велениям Божественного Промысла 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Характерные особенности и темы Петр пишет свое послание, чтобы поддержать гонимых христиан, убеждая их твердо стоять в вере (5,12). С этой целью он снова и снова обращает их мысли к радости и славе их вечного наследия (1,3–13; 4,13.14; 5,1.4.6.10), наставляет их в достойном христианском поведении и при несении незаслуженных страданий (4,12–19). Хотя и обращенные в первую очередь к преследуемым христианам, слова Петра актуальны во всяком страдании, независимо от его причины. На основании этого послания апостол Петр справедливо назван «апостолом надежды» (ср. 1,3.13.21; 3,5.15). Суть наставлений этого послания может быть выражена фразой: «доверься и предайся» Богу (4,19; ср. 2,23). Содержание I. Приветствие (1,1.2) II. Уверенность в спасении (1,3–12) III. Раскрытие понятия спасения (1,13 3,12) А. Личная святость (1,13–16) Б. Страх Божий (1,17–21) В. Взаимная любовь (1,22 2,3) Г. Принадлежность к духовной общности (2,4–10) Д. Христианские и общественные взаимоотношения (2,11 3,12) 1 . Мир как таковой (2,11.12) 2 . Государство (2,13–17) 3 . Семья и близкие (2,18 3,7) 4 . Итог (3,8–12) IV. Терпение в страданиях и служение христианина (3,13 5,11) А. Страдания за праведность благословенны (3,13–22) Б. Жизнь во славу Божию (4,1–11) В. Страдание за христианские убеждения (4,12–19) Г. Смирение в страдании (5,1–11) 1 . Верность и смирение начальствующих (5,1–4) 2 . Смирение и бодрствование (5,5–9) 3 . Благословение (5,10,11) V. Прощальные приветствия (5,12–14) Послание к христианам рассеяния. при освящении от Духа. Указание на тесную связь избирающей любви Отчей с действием Духа, сообщающим искупление избраннику ( 2Фес. 2,13 ), отделяющим грешника от греха и посвящающим его служению Богу. к послушанию. Первое дело послушания вера во Христа ( Ин. 6,28.29 ). к... окроплению Кровию Иисуса Христа. Ветхозаветный образ. В новозаветном учении распространение на избранного заслуг и очищающего действия Христовой смерти ( Чис. 19,9 ; ср. Евр. 9,13.14 ); принятие благодати нового завета и выполнение налагаемых им обязательств.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Спаситель называет мужем мудрым того, кто созидает храмину свою на камени ( Мф.7:24 ): ибо таковая храмина тверда, не падет от бурь. – Святой Апостол Петр, убеждая христиан устроять из себя храм духовен, указует как на основание его, на камень живой. Сей живой, краеугольный камень есть Господь наш Иисус Христос , то есть: вера в Него, как Сына Божия, пришедшего искупить род человеческий ( Мф.16:16 ), вера в силу и действенность искупительных заслуг Его, и основанная на сей вере любовь к Нему, и наконец проистекающее из сей веры и любви хранение Его заповедей. Вот краеугольный камень, положением которого во главу угла должно начаться и совершаться созидание нашего внутреннего духовного храма. И всякий, устрояющий таковой храм, может устроять оный твердо и безопасно только на сем основании: основания бо инаго никтоже может положити, паче лежащаго, иже есть Христос ( 1Кор.3:11 ). Посему напрасен был бы труд – устроения, если бы кто не положил в основание сего камени; тщетное усилие заменить сей камень человеческою мудростью, разумом и тому подобным. Это значило бы устроять храм на песке, или и вовсе не устроять храма для Духа Святого: ибо Дух Святой даруется людям только по силе веры в Искупителя. И Сам Искупитель только в обители, устроенной на сем камени, обещает вселение Божества: аще кто любит Мя, говорит Он, – а любить Его невозможно без веры в Него, и мера любви к Нему есть мера веры, – аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим ( Ин.14:23 ). На сем краеугольном камени храма духовного должно быть наздано, по слову Апостола Павла, основание Апостол и Пророк ( Еф.2:20 ), т. е. вера в несомненную истину их учения, как слова Божия, исполнение которого должно служить основанием всей нашей жизни. Посему, христиане, вникнем в себя, на сем ли основании созидаем мы внутренний храм наш: кийждо да блюдет, како назидает ( 1Кор.3:10 ), и твердо ли положено основание сие, и если увидим, что на сем основании, и оно твердо положено: будем продолжать строить на нем не дрова, сено и тростие, но злато, сребро, камение честное – здание храма доброй христианской духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Крадущий не посвященное еще Богу обвиняется как вор, ибо взять из храма частные вещи не есть святотатство, но кража, а крадущий посвященное Богу, хотя украдет из частного места, обвиняется как святотатец. А так как есть некоторые священные вещи, не посвященные Богу, как например, образа, частно нам принадлежащие и не посвященные храмам или монастырям, то потому закон и говорит, что местом определяется – кража или святотатство: ибо крадущий святую икону, находящуюся в нашей келии, не есть святотатец, но вор. А в противном случае мы сказали бы, что и крадущий монету, имеющую изображение Христа или Богородицы, обвиняется как святотатец, что нелепо и несправедливо. Святотатец, ночью вторгающийся в алтарь и оскверняющий или похищающий священные предметы, посвященные Богу, должен быть наказан мечом, а похитивший днем немного чего-нибудь из церкви по бедности должен быть, по телесном наказании, сослан. Глава 2-я – о том, что внутри священных оград не должно устроять так называемых «вечерей любви», ни быть корчемницам, ни предлагать что-либо на торговлю, ни вводить без нужды животное, ни оставаться кому-либо с женою Ищи в 15-й главе буквы Ε. Глава 3-я – о божественном священнодействии Ищи в 5-й главе буквы Τ. Глава 4-я – об иудеях и о том, что отнюдь не должно иметь с ними общения Ищи во 2-й главе буквы Α правило 64-е (65-е) святых Апостолов. А 70-е (прав. Апост.) постящегося с иудеями, или празднующего вместе, или приемлющего от них праздничные дары, или опресноки, или что-нибудь таковое, клирика – извергает, а мирянина отлучает. Ибо хотя таковой и не утверждается в единомыслии с ними, если поступает так, но многим дает повод к соблазну и подозрению против себя, будто отдает честь иудейским обрядам, которыми, оказывается, Бог гнушался еще прежде христоубийства, говоря: поста и праздности и праздников ваших ненавидит душа Моя ( Исайи 1, 14 ) 229 . Но правило подвергает такому наказанию не тех, которые живут по-иудейски 230 , но тех, которые, не обращая внимания, живут беспечно и не удаляются от общения с иудеями 231 .

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

В 14 веке Великая схизма расколола западные христианские государства, которые столкнулись с учением о первенстве власти римского первосвященника и с амбициями конкретных римских пап, которые лично для себя это первенство хотели реализовать. И, наконец, совсем недавно мы отметили 500-летие Реформации. Именно учение о первенстве власти с его непомерными налоговыми требованиями, вкупе с непосильным финансовым бременем для Европы вызвало тот раскол, который привел к появлению протестантизма. Вот оно, разделенное евхаристическое единство. И, наконец, протестантизм как таковой способствовал тому, что почти вся Европа ушла из Церкви во времена Просвещения и великих революций. Потому что европейцы протестовали вначале не столько против Христа, сколько против папы, но, начав протестовать против папы, они кончили протестом против Христа, т.к. Римско-католическая церковь не оставила им никакого выхода и никакой возможности для разрешения проблемы первенства власти римского священника, а точнее, проблемы его честолюбия. В данном случае претензии Коха понятны — именно говорить со всеми языком права. А что такое право? Это закон, который, как известно, производит гнев. Нет закона, нет и преступления — как говорит апостол Павел. Как раз это то мёртвое, что пришёл упразднить Христос, ибо Он пришёл для жизни человечества, для жизни мира, для свободы и для любви. Ватикан же хочет вновь говорить миру языком закона, т.е. языком кары, железа и крови. Но, как мы знаем, этот язык непостоянен и, в конечном счете, немощен. «Нежного слабей жестокий», как точно сказал Пушкин , и как точно сказал Тютчев: «Единство, — возвестил оракул наших дней, — Быть может спаяно железом лишь и кровью... Но мы попробуем спаять его любовью, — А там увидим, что прочней...». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 2. Я так вижу Православие, Слава Богу, не перешло в Сатанизм как Ватикан, по делам судим и не имеет к Ватикану и к папам римским никакого отношения ! Православие с Христом, а не Зверем как вы и потому вы главнюки Зверя, а мы Божьи ! Амменн

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/23/va...

Итак, брат Иоанн, из этих свидетельств святого и божественного отца Ефрема Сирина, заслуживающих всяческого доверия, мы можем узнать во всех подробностях, каковы отличительные черты имеющего истинное смирение. И блажен тот, кого Бог удостоит в жизни сей этого блаженного духовного состояния, потому что таковой уже теперь перешел от смерти к жизни. Ср.: Там же. Слово 53. С. 369. Ср.: Св. Ефрем Сирин. Слово 125. О смиренномудрии//Св. Ефрем Сирин. Творения: В 8 т. М., 1994. Т. 3. С. 397. Рейтинг: 9.6 Голосов: 198 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Наталья Тимофеева 9 июня 2023, 09:31 Как можно быть смиренным, видя противное Богу, если ты - воин Христов? Наталья 29 ноября 2019, 17:57 Спасибо за пользу моей душе валерий 1 декабря 2017, 10:30 Спасибо за статью. Тяжело осознавать себя порочным человеком. Гордыня очень сильна. Вся жизнь проходит, только для удовлетворения потребности этой гордыни. Как научится жить легче, со смирением в сердце и для Бога? Галина Бучковская 22 августа 2017, 13:49 Если все будут смиряться, то кто тогда будет обличать зло в этом мире, а когда обличаешь, то как-бы уже теряешь смирение, теряешь душевный мир парадокс, как его разрешить? Олег 28 февраля 2014, 10:03 Смирение от Бога,вообще- все от Бога,нашего ничего нет.А дабы не впасть в гордыню, что уже чуть чуть смиренней стал, надо вменять себя ни во что, причем до последнего издыхания искренне считать себя ничтожеством.Без Бога, мы ничто и есть! Ал 16 февраля 2014, 00:16 Самое сттрашное что каешься, хочешь не совершать, а все как то поповорачиывается так что снова нарушаешь и появлются мысли как так можно, зачем лгать что не повторишь, если уже видел что срываешься... Георгий 14 марта 2013, 16:09 Продолжение... Однажды я прочитал слова одного батюшки: поиск Христа. Эти два слова точно выражают стремление человека соединиться с Богом, потому что однажды вкусивши благодать, человек без нее уже не может жить, потому что чувствует, что без этой благодати он мертвый. В этом поиске Христа человек буквально цепляется каждой мыслью и каждым чувством за Христа, только бы угодить ему, только бы умолить его прийти и утешить страдальца благодатью Своей Любви. Человек в этот момент рассматривает и оценивает внутреннее состояние своей души и старается отсеять то, что может быть противно дорогому Гостю, которого жаждет его душа.

http://pravoslavie.ru/45488.html

9: 5. Итак, приготовьте благословение (подаяние), которое вы обещали с прошлого года, не как лихоимство (побор), говорю, чтобы вам увеличивать (сборы), но как благословение. Впрочем, не уменьшайте их ради того, что я сказал вам не умножать. 9: 6. Ибо кто скупо сеет это самое семя, тому не дано будет обильно пожать в будущей жизни. А кто сеет с благословением и изобилием, тот от благословения Божия пожнет жизнь при кончине мира. 9: 7. Итак, пусть никто не дает как бы из необходимости стыда с огорчением. Таковой потеряет награду свою и отвержен будет: ибо дающему доброхотно и добровольно обещаны дары, – такого любит и Бог. 9: 12–13. Далее: исполнение сего служения не только восполняет лишения святых, находящихся в Иерусалиме, но и вас преумножает многими благодаре- —137— ниями пред Богом. Чрез испытание служения сего, ради даров ваших, славим Бога, поскольку в этой скорби вашей вы с покорностью печетесь о бедных, ради высокого исповедания вашего (веры вашей) в Евангелие (во имя Евангелия) Христа. И общение ваше со святыми является (по сравнению с этим) как бы чем-то неважным и малым. 9: 14. Но общение молитвы их за вас состоит во многой любви, то есть в великом усердии. При каковом условии, за телесные блага вы получите духовные ради преизбыточествующей благодати Божией на вас. 9: 15. Благодарение же 1379 Богу за дары Его: или за воздаяние Его, или поскольку дал Сына Своего за нас. Велик первый тот дар, но последний несравненен и неизъясним. X поскольку же были некоторые, кои торговали дарами Божиими и так как злословили по поводу производившихся Павлом сборов, говоря, что под именем святых он собирает для себя: то начинает писать и против таковых (хулителей), представляя доказательства и удостоверения Коринфянам, дабы те, кои сохранились от нападений (отступничества) преследователей, не потерпели вреда от хулений лжеапостолов. 10: 1–2. Умоляю вас, говорит, милосердием Божиим и кротостью Христовою, которую до настоящего времени видите во мне, который в 1380 лице-то, то есть хотя телом далек я от вас, однако прошу вас, чтобы не ложно на вас полагался я. Ибо если

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Многие соотечественники русского царя Петра 1-го, и не только из простого народа, называли его «антихристом» в том числе, а может быть, и в большей степени, за то, что тот легко и вероломно попирал вековые устои традиционного целомудрия русского народа. Он не окно в Европу прорубил, а подвел европейскую «канализацию» к исторической судьбе русского народа. С церковной точки зрения его второй брак с литовской блудницей Мартой Скавронской является в высшей степени прелюбодеянием, и даже его официальное оформление никак не влияет на его беззаконную суть. Увы, пример главы государства, тем более навязываемый насильно обществу, стал заразительным на столетия вперед для многих представителей, прежде всего, высших сословий российского общества. Но даже ни это тяжелое историческое наследие, ни лозунги о «свободной любви» в начале становления советской власти не до конца, все-таки, уничтожили целомудрие в русском народе. Сохранились свидетельства того, как еще в годы Великой Отечественной войны немецких солдат поражала чистота и строгость русских женщин в отношениях с мужчинами; у себя на родине они нечасто подобное встречали. Что же все-таки породило так называемый «гражданский брак»? Почему же большинство россиян устраивает это пребывание в блуде, и даже авторитет Православной Церкви им не указ? Часто встречается устойчивое мнение, что «гражданский брак», как сожительство мужчины и женщины без законного его оформления, появился в годы советской власти. Думают так часто потому, что у многих людей существует поверхностное и идеализированное отношение к нравам дореволюционной эпохи. Ведь и, как явление, и как термин, таковой «гражданский брак» получил свое распространение, именно, во времена расцвета нигилизма, во второй половине 19-го века, с наступлением определенных свобод в царствование императора Александра 2-го. Многие представители революционной и либеральной интеллигенции, оппозиционно настроенные не только к существующей царской власти, но и по отношению к Православной Церкви, чуждые церковной жизни, тяготились христианскими нормами повседневной жизни русского человека, которые регулировались церковными канонами. В том числе, их не устраивала власть Церкви над отношениями мужчины и женщины. Со временем, для этих людей стало привычным считать себя свободными от обязательств перед церковным браком.

http://radonezh.ru/analytics/groznoe-zna...

Это обещание, непостижимое во всей полноте своей слабому человеческому уму, отчасти только становится нам понятно из слов святого апостола Павла: “Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его” ( 1Кор.2:9 ). Не будем же затруднять себе пути к радости вечной, не отойдем с печалию. как богатый юноша, но отбросим от себя все земное и бежим от суеты мира, как серна от тенет. Избавившись от тенет, серна стремится на источники водные, и душа, освободившаяся от земных попечений и возжаждавшая Бога крепкого живого, стремится неудержимо к познанию Бога, на сей источник воды живой, текущий в жизнь вечную. Познание же Бога и исполнение святой воли Его есть совершенство жизни во Христе, когда душа ни о чем земном не помышляет, как учит нас святой апостол Павел: “Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом, и мир Божий, который превыше ума, соблюдет сердце ваше и помышления ваши во Христе Иисусе”. Мы должны любить Бога всем сердцем, всею душою и всем помышлением, нераздельно, а все остальное любить только о Боге и через Бога, чтобы ничто не умоляло нашей любви к Нему. И потому-то говорит Господь: “Упразднитеся и уразумейте, яко Аз есмь Бог”. Отвратив ум свой от всех земных попечений, мы уразумеем, сколь благ Господь, тогда не будем уже помышлять о земном, ни говорить, ни слушать того, что человеческое, но только то, что Божие, будем вспоминать Бога, призывать Его милость и взирать на Его благость. И будем тогда подобны Ангелам, всегда видящим лицо Отца Небесного, и говорить как Матерь Божия: “Возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем”. Людям, исполненным таковой благодати и радости духовной, апостол Павел говорит: “Непрестанно молитеся, всегда радуйтеся, за все благодарите” ( 1Сол. 5:17-18 ). Молитва Иисуса — непрестанное повторение имени Иисусова в сердце — это и есть исполнение завета апостола Павла. Но непрестанная молитва, т. е. непрерывная беседа души с Богом, возможна только “чистым сердцем”, очистившим сердце свое от всяких других помыслов, прилепившихся Богу и возлюбивших Его паче всего.

http://azbyka.ru/zavety-o-molitvennom-de...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010