Без любви – жертва несовершенна ( Мф. 5, 2224 ). Участию в литургийном благодарении предшествовало примирение и врачевание взаимных отношений членов общины. Это требование предъявляется «Учением 12 апостолов» к участвующим в Евхаристии наравне с указанием допускать к ней только возрожденных в водах крещения. Примирение запечатляется « святым лобзанием любви» ( I Kop. 16, 20 ), «лобзанием любви» ( I Nemp. 5, 14 ), » лобзанием примирения» (св.  Кирилл Иерусалимский . Пятое тайноводственное слово), «божественным лобзанием» ( Дионисий Ареопагит ), которое «соединяет взаимно души». «Когда, – пишет Тертуллиан , – больше целование с братьями уместно, как не тогда, когда возносится более угодная Богу общая молитва , после которой они, как участники в нашем молитвенном подвиге, своим целованием хотят скрепить свой братский союз с ними. Какое моление цельно без скрепы святым целованием?» 8 . " Возлюбим друг друга». Без любви невозможно единомыслие. Источник любви – Христос 9 . Соединенная в единое тело этим «священнодействием мира» ( Дионисий Ареопагит ), которым достигается «единомыслие и единодушие, и словесное тождество» (св. Максим Исповедник ), община приступает к евхаристической молитве, которая читается епископом, окруженным клиром. Молитва часто импровизируется, ибо анафора находится еще в расплавленном состоянии. Литург вслух от лица всех верующих приносит благодарение и «словесную и бескровную службу» « о всех и за вся». Он не отделен от верующих. Он – «предстоятель братии» (св.  Иустин Мученик ), «уста всех» (Феодор Мопсуэстийский и Нарсай), он – корифей хора «союзом любви связуемых» и дающих «благодарение и славу Дающему всем мир». Вся община творчески участвует в евхаристической молитве, в евхаристической жертве и благодарении, запечатлевая молитву общим торжественным « Аминь» 10 . Этим молитвенным подвигом выполнялось первое общественное дело – литургическое, одна из главнейших обязанностей не только иерархии, но и всех членов Церкви, народа «Нового Израиля», «народа избранного, царственного священства, рода святого» ( 1Петр. 2, 9 ; Анафора Св.  Василия Великого ), ибо в Церкви Христовой осуществляется идеал, которого чаял Моисей ( Исх. 19, 6 ) и пророки – всеобщее священство.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/evh...

Всем сердцем желаю вам благословений Отца небесного во всех богоугодных трудах, подвигах, занятиях и делах, видимых и духовных, пребуду всегда преданным вам слугою о Господе. P. S. Советую вам запечатлеть сии слова Божией благодати в памяти, в уме, сердце и совести. 26 марта 1846 г. 296 В Орел приехали мы по милости Божией благополучно, когда солнце уже взошло, и когда начали звонить к ранней обедне в городе. Мы исполнили уже и чтения из Нового Завета и Псалтыря. Мысли, получаемые при чтении второго псалма и второй главы Евангелия от Матфея (ибо эти места проходить сего дня случилось вам), представляются мне в гармоническом соответствии и согласии. «Царь Ирод смутился, и весь Иерусалим с ним. И собравши всех первосвященников и книжников из народа, спрашивал у них: где должно родиться Христу? ( Мф.2:3 −4). Ирод, тайно призвав волхвов, выведывал от них время явления звезды, и послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете Его, известите меня, чтобы и я пошел поклониться Ему» ( Мф.2:7 −8). «Ирод увидя, что он осмеян от волхвов, весьма разгневался, и послал избить в Вифлееме и во всех пределах его, всех детей мужеского пола от двух лет и ниже» ( Мф.2:6 ). Почто мятутся пароды, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и вельможи собираются вместе против Господа и Христа Его. «Разорвем узы их, и свергнем с себя иго их!» Живущий на небесах, осклабляется, Господь смеется им ( Пс.2:1 −4). Ты поразишь их жезлом железным; раздробишь их, как сосуд горшечника ( Пс.2:9 ). Соображая все это, можем найти ключ к разумению всех событий, составляющих историю мира и Церкви. В последнем стихе псалма словом почтите переводчик хотел выразить слово оригинала лобзайте. Лобзание Сына Божия по созерцанию духовному, бывает троякое: лобзание ног, принадлежащее собственно рабам; лобзание рук, свойственное детям, и лобзание уст, приличное только невестам Божественного Жениха ( Пс.2:11 ; 1Ин.4:18 ; Гал.4:1 −7; Рим.8:14 −17; 2Кор.11:2 ; Ин.3:29 ; Еф.5:25 −27, 29−32; Апок.19:7 −9, 22; Песн.П.1:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Важность, придаваемая этому обряду сирийскими комментаторами, отражена в современных сирийских литургиях. 1052 В западносирийской и маронитской евхаристиях остались только обряды приближения к престолу; процессия с дарами перед анафорой полностью исчезла. 1053 Армянская евхаристия более верна изначальной традиции, сохраняя надлежащий баланс между перенесением даров, которое все еще отправляется диаконами, и последующими умовением рук, литанией и молитвой приближения к престолу. Византийская литургия ушла в иную крайность, подчеркнув шествие с дарами в ущерб чину приближения к престолу. Подобное развитие отражено в византийских комментариях на божественную литургию. Они все содержат объяснения Великого входа, лобзания мира и Символа веры , но ни Максим, ни Герман, ни Псевдо-Софроний ничего не говорят о диалоге приближения к престолу или молитве. 1054 Герман просто заявляет, что после покрытия даров «священник далее приближается с дерзновением к престолу Божьей благодати». 1055 «Протеория» упоминает краткую молитву, в которой епископ молится за себя и людей, чтобы жертва была угодна Богу. 1056 Создается впечатление, что Великий вход, лобзание и символ – самые важные элементы преданафоральных чинов. Но позднейшие комментарии Николая Кавасилы (ок. 1350) и Симеона Солунского (ок. 1420), показывают, что дух обряда приближения к престолу в византийской традиции полностью не утрачен. 1057 Вот как Кавасила объясняет «молитвы, которые следуют за переносом предложений и призывом священника к молящимся»: Священник полагает дары на престоле, а сам, так как уже приступает к тайнодействию и намеревается прикасаться страшной жертве, настраивается, очищается молитвами и приготовляется к священнодействию. И не себя только приготовляет, но и предстоящий народ располагает к сей благодати молитвою, любовью друг к другу и исповеданием веры. 1058 Таким образом для Кавасилы, все, что следует за поставление даров, включая лобзание мира и Верую, является частью подготовки к анафоре. Описание Симеоном Солунским архиерейской литургии явно проецирует диалог Orate fratres на эту подготовку: после толкования покрытия даров на престоле, он вопрошает, почему епископу необходима молитва всех, и сам же объясняет:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Об участии народа в принесении Евхаристической молитвы ясно учат отцы Церкви. Например, св. Иоанн Златоуст с великою скорбью наблюдая равнодушие своих современников к Литургии, пишет в Толковании на Второе Послание к Коринфянам: «В молитвах много содействует народ. При самом совершении страшных Тайн священник молится за народ, а народ молится за священника, потому что слова “Со духом твоим” означают нечто иное, как именно это. И молитвы благодарения также общие, потому что не один священник приносит благодарение, но и весь народ». Златоустый учитель подчеркивает ответственность всех членов Церкви, продолжая: «Все же это сказано мною для того, чтобы каждый из подначальных трезвился, чтобы мы знали, что все мы едино тело, и чтобы мы не возлагали всё на одних священников, но и сами пеклись о всей Церкви, как о теле всем нам общем». Это послужит и к большему утверждению и нас побудит к большему преуспеянию в добродетели. Участие в Евхаристии врачует отношения членов Церкви, ибо «слез достойно настоящее наше состояние. Так далеко отторгнулись друг от друга, между тем как надлежало бы изображать собою одно тело». Участие верующего в Литургии выражается и особенно ярко выражалось в практике древней Церкви прежде всего в принесении жертвы, даров для Таинства – хлеба и вина, а также елея и др. «Мы приносим Богу не как нуждающемуся, но в благодарение Его господству и в освящение твари. Слово хочет, чтобы и мы приносили дары к алтарю часто и неопустительно» (св. Ириней Лионский ). В настоящее время верующими приносятся просфоры с записками о здравии и о упокоении, и производится денежный сбор на нужды Церкви и ближних. Это не простой акт благотворительности, но жертва Богу – дар благодарения за Его милости. Без любви жертва не совершенна ( Мф.5:3–24 ). Перед Евхаристической молитвой происходит примирение и врачевание недугов взаимных отношений верующих– «Возлюбим друг друга». Без любви невозможно единомыслие, которое необходимо для пения Символа Веры и для принесения Евхаристической молитвы. Источник любви – Христос. Иерей целует покрытые дискос и потир, и край престола. В древней Церкви примирение запечатлевалось всеобщим поцелуем мира – «святым лобзанием любви» ( 1Кор.16 ), «лобзанием примирения» (св. Кирилл Иерусалимский ), «божественным лобзанием» ( Дионисий Ареопагит ), которым достигается «единомыслие, единодушие и словесное тождество» (преп. Максим Исповедник ). Все члены церковной общины, руководимые совершителем Таинства, приступают к принесению благодарения и «словесной и бескровной жертвы». «Станем добре, станем со страхом святое Возношение в мире приносити».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/sob...

«Радуемся бо, егда мы немоществуем, вы же сильни бываете:, о сем же и молимся, о вашем совершении». Апостол различно выражает одно и то же, показывая, какую имеет к ним любовь. 2Кор.13:10 .  Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению. «Сего ради не сый у вас сия пишу, да не пришед безщадно сотворю по власти, юже Господь дал ми есть в создание, а не на разорение». Апостол дал видеть, что и наказание есть созидание, ибо, когда наказываются один или двое, целое общество приобретает пользу. Так, когда Анания и Сапфира прияли наказание, " бысть, сказано, страх велик на всех слышащих» ( Деян. 5, 5 ). Здесь Апостол, положив конец строгой своей речи, преподал коринфянам полезный совет. 2Кор.13:11 .  Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира будет с вами. «Прочее же, братие, радуйтеся»; потому что преспевающим в добродетели свойственно веселие. «Совершайтеся», то есть восполняйте недостаточное. «Утешайтеся», в искушениях пользуйтесь взаимным друг от друга утешением. «Тожде мудрствуйте», теснее свяжитесь единомыслием, держитесь все одного образа мыслей. «Мир имейте» и с нами, и друг с другом, а прежде всего с спасшим вас Богом. «И Бог любве и мира будет с вами». Ибо, увидя сии преспеяния, сподобит вас всякого промышления, потому что Он законоположник сего. 2Кор.13:12 .  Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые. «Целуйте друг друга лобзанием святым», то есть нельстиво, целомудренно, как члены друг друга и тела Христова. «Целуют вы святии еси». В один с ними состав совокупил и всех уверовавших во вселенной. 2Кор.13:13 .  Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь». Не в означение раздельности выразился так Апостол и не иное уделил Христу, а иное Отцу, иное же Духу, ибо неоднократно любовь приписывал он Духу, общение Сыну, благодать Богу Отцу. Так и в Первом послании, приписав действо Отцу ( 1Кор. 12, 6 ), чрез несколько слов приписывает оное Духу ( 1Кор. 12, 11 ). В ином же порядке поставил Лица, не извращая порядок, указанный Господом ( Мф. 28, 19 ), но научая, что порядок имен не означает инаковости естества или силы или разности достоинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Икона Похвала Богородицы, пред которой читался в Царьграде акафист Богоматери, находится теперь в Афонском Дионисиотском монастыре, куда икона пожертвована императором Алексеем Комненом ктитору этой обители св. Дионисию. Икона прославилась чудесным истечением мира. Дважды (в 1592 и 1767 гг.) икону похищали, но оба раза она защитила сама себя, и грабители возвращали ее. Так, в 1592 г. морские разбойники, захватив икону, отплыли с ней в море. В первую же ночь плавания Богоматерь трижды являлась атаману шайки и говорила ему: «Зачем ты посадил Меня, лукавый человек, в темницу? Верни Меня в Мое жилище, где Я мирно пребывала...» Но разбойник не внял этим словам. Тогда разразилась страшная буря, и корабль погибал. Разбойник бросился к иконе и увидел ковчег ее разбитым на мелкие части, а икону увлажненной благовонным миром, омочившим и покровы иконы. Разбойник принял икону на руки, и буря вдруг утихла. Разбойники погнали корабль к монастырю и вернули ему икону. Многие разбойники бросили тогда свое злое ремесло. В Москве есть две чудотворные иконы Похвалы Богородицы. Одна в Кремлевской церкви Спаса на Бору, другая в храме, посвященном этой иконе, у Каменного моста. В Нижнем Новгороде в Похвалинском храме также есть чудотворная икона Похвала Богородицы. Киево-Братская икона. Сведения о ней помещены под 6 сентября. В понедельник Светлой седмицы Икона «Сладкое лобзание» Икона «Сладкое лобзание» (по-гречески Гликофилусса) прославилась в царствование Греческого императора-иконоборца Феофила (829—842). Один из приближенных императора, Симеон, подражал своему повелителю в ненависти к иконам. Жена же его Виктория втайне чтила иконы и имела у себя во внутренних покоях икону Богоматери, которой и поклонялась. Муж с негодованием смотрел на это и, наконец, потребовал от жены икону, чтобы ее сжечь. Верующая женщина решилась расстаться с заветной святыней, но не предавать ее в руки мужа. Она пустила ее в море. Через неизвестное число лет эта самая икона явилась на берегу моря пред афонским Филофеевским монастырем. Игумен и братия с радостью и честью приняли ее и внесли в соборный храм монастыря. Место явления иконы названо «Агиасмою». В Светлый понедельник ежегодно сюда из обители совершается крестный ход.

http://sedmitza.ru/lib/text/440284/

Там, где служатся и ранняя и поздняя Божественные литургии, обе совершаются по тому же чину, в зависимости от предписаний Церковного устава на данный день. Глава 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛИТУРГИИ Литургия – таинство таинств Христовой Церкви, святейшая и таинственнейшая из церковных служб, песнь песней любви христианской. Литургия – истинное осуществление молитвы Господа Иисуса Христа к Небесному Отцу: «Да вси едино будут... да будут едино, якоже и Мы» ( Ин. 17, 21, 11 ). Здесь, около Чаши Христовой, и соединяются верующие в душу едину. В древней Церкви литургия сопровождалась общим лобзанием,лобзанием мира, и носила название таинство собрания, или общение. Мысль о всеобщем единении людей между собой через литургию раскрывается в святоотеческих писаниях. «Преподание одного и того же хлеба и общей чаши для всех, – говорит святой Дионисий Ареопагит (I в.), – внушает причащающимся, как питающимся единою пищею, единение духа». Без литургии нет христианства. Божественная литургия получила свое начало в установлении Господом Иисусом Христом таинства Евхаристии и в Его заповеди о ее совершении ( Мф. 26, 26–29 ; Мк. 14, 22–25 ; Лк. 22, 17–20 ; Ин. 6, 54–59 ; 1Кор. 11, 23–25 ). Начало литургии – Тайная вечеря Господа Иисуса Христа. Ее повторение в воспоминание Господа было основой и корнем литургии. Внешне Тайная вечеря – это еврейская пасхальная вечеря, по обрядам которой можно составить представление о первоначальном порядке и чине литургии. Ритуал еврейской пасхальной вечери, являющийся несколько расширенным ритуалом будничной и субботней вечери, начинается благословением праздника и чаши вина (Мишна). Затем едят немного горьких трав. Тотчас за этим наполняется вторая чаша; сын спрашивает отца о происхождении праздника. Отец произносит кагаду – историческое повествование о Пасхе. Поется первая четверть галлела ( Пс. 112–117 ) и испивается вторая чаша. Далее вечеря идет обычным порядком. Вторично умывают руки, благословляют и вкушают опресноки, горькие травы и остальные блюда. Одну часть опреснока отлагают. По окончании собственно трапезы отец семейства берет отложенную часть опреснока, съедает от нее частицу и дает сотрапезникам. Так символизируется пасхальный агнец, которого можно вкушать лишь в Обетованной земле. Снова умывают руки, следует третья, обычная «чаша благословения» и благодарение за пищу. После нее становится четвертая, специально пасхальная чаша, за которой оканчивается галлел.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По окончании славословия, вышел из царских врат о. ректор, с архимандричим посохом, и остановился на амвоне лицом к народу, окруженный священниками и диаконами. Певчие запели умилительную и по содержанию, и по напеву стихиру: Объятия отча отверзти мне потщися. На притворе началось движение. Через несколько минут в храм вошел собор монахов, которые прикрывали своими мантиями приступавших к постригу, одетых в одни срачицы. Оба «брата», приближаясь к амвону, несколько раз повергались ниц. Наконец они стали пред о. ректором. «Что пришли есте, братия?» – спрашивает он их. «Желая жития постническаго», – тихо, но твердо отвечают они. Продолжительный и глубокосодержательный чин пострижения происходил при благоговейном внимании присутствовавших. До конца всенощной новопостриженные иноки стояли, каждый с крестом и свечею в руке, один по правую сторону царских врат, пред местною иконою Спасителя, а другой, и именно о. Григорий, по левую – пред храмовою иконою Покрова Божией Матери. По окончании всенощного бдения, о. ректор сказал новопостриженным назидательную речь. «Итак совершилось, – говорил он, – произнесен священный обет, отринуть мир с его преходящею похотью, отринуть духовный Египет плотской жизни, пройдено Чермное море решимостью умереть для мира; пред вами теперь только Господь, ведущий вас Своим законом в обетованную землю спасения. Однако же нельзя скрыть, что как от Чермнаго моря еще далеко до земли Обетованной, так велик и труден путь от обещания до полнаго осуществления правил духовной жизни. О, братие, и вас не минуют искушения мира! Что же вы противопоставите им? Указывать ли вам на спасительное врачевство молитвы, на силу поста, на пристань богомыслия и безмолвия, на меч слова Божия и отеческих писаний? Да, без всего этого невозможно спастись монаху. Но исполнение сих подвигов будет ли в вашей власти настолько, насколько потребуется? По особому роду послушания, вам придется жить и действовать среди мира. И есть одна сила, которая, усваиваясь нами при обращении в мире, в то же время возносит нас к Богу: эта сила – любовь христианская. Пребывая в любви, вы тем самым пребудете в Боге; сохраняя любовь, вы среди мира будете далеки от всего мирского. Встречая порок, любовь проникается состраданием и учительною ревностью, а входя в общение со святыней, веселится и торжествует. С любовью не страшны искушения, ее паче всего трепещет диавол, ее выше всего восхваляет Христос. Любовию довел Моисей народ до земли Обетованной; любовию и вы пройдете земное поприще среди мира невредимыми от мира, как Израиль прошел Иордан не омочив ног своих!» После речи все монашествующие подходили к своим новым собратиям и приветствовали их лобзаниями мира и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

380 г.) [следует при этом отметить, что в более раннем литургико-каноническом памятнике, известном как «Апостольское предание», о восседании не упоминается — рукоположение завершается лишь преподанием новорукоположенному лобзания мира]; в Псевдо-Климентинах в связи с поставлением епископа также упоминается восседание  (Ep. Petr. ad Jac. 5; Hom. 3. 60-72). При этом в «Апостольских постановлениях» впервые фиксируется и особый литургический термин для описания обряда усаживания епископа на его место: интронизировать (греч. enthronizein ). Интересно также, что в «Апостольских постановлениях» интронизацию вместе с обрядом лобзания мира предписано совершать не сразу после хиротонии (согласно другим аналогичным памятникам лобзание мира преподается новому епископу непосредственно после рукоположения), но на следующий день — это свидетельствует о понимании интронизации как самостоятельного чина и, следовательно, о росте значения этой церемонии (Const. Ap. VIII. 5. 10//SC. 336. P. 148). Употребление в памятнике IV в. глагола enthronizein применительно к описанию поставления епископа характеризует общее изменение отношения к епископской власти в то столетие: место восседания архиерея начинает обозначаться уже не только как кафедра , но и как престол (греч. thronos ). Последним словом обычно обозначалось уже не просто кресло учителя или судьи, но трон императора. Также и в Новом Завете thronos — не то же, что kathedra: в частности, в Евангелии говорится о престоле славы (thronos doxês), на котором воссядет Сын Человеческий, а также о двенадцати престолах (dôdeka thronous), сидя на которых, апостолы будут «судить сынов Израиля» (Мф 19. 28). Появление термина enthronizein в IV веке засвидетельствовано не только в «Апостольских постановлениях». Святитель Григорий Богослов в поэме «О жизни своей» называет епископов, признавших его право занять кафедру Константинополя, «энтронистами» ( enthronistai — Greg. Theol. De vita sua. 1814, 1933). Речь здесь идет об участниках Второго Вселенского Собора; вступление же свт.

http://bogoslov.ru/article/377301

Настоящая книга не есть исследование. Это — компилятивный труд, как и всякий курс лекций. Целью его было удовлетворить разные слои православных читателей. Хотелось бы верить, что и священник, и мирянин, равно как и начинающий студент, и специалист в литургике найдут в ней для себя что-нибудь полезное.» Профессор Архимандрит Киприан (Керн) Евхаристия Оглавление .   От автора. Божественная Литургия. История литургии. Предвечный смысл Евхаристии. Установление Евхаристии на тайной вечере. Вечеря. Евхаристия Апостольского времени. Евхаристия послеапостольского времени. Название. I. Преанафоральная часть. II. Анафора. Евхаристия и агапы. III век. век. Литургия оглашенных святого Кирилла Иерусалимского. Литургия верных святого Кирилла Иерусалимского. Литургия святого Иоанна Златоуста. Литургия оглашенных. Литургия верных. Лобзание мира. Приношение. Анафора. Призывание. Ходатайство. Причащение. века. Сирийская литургия по произведениям писателей веков. Литургия оглашенных. Литургия верных. Схема евхаристического богослужения по «Corpus Areopagiticum». Литургия оглашенных. Литургия верных. Типы Литургий. Схема протоиерея Мальцева. Схема проф. А. Катанского. Схема Л. Дюшена. Схема Каброля. Схема Баумштарка. Схема Рахмани. Схема Брайтмана. А. Литургия Сирийская. Б. Литургии Египетские. В. Литургии Персидские. Г. Литургии Византийские. Общий обзор. Литургии Александрийского типа. Литургии Месопотамского типа. Литургия Иерусалимского и Византийского типа. Иерусалимская группа. 1. Литургия в «Апостольских постановлениях» (СА). А. Литургия оглашенных. В. Литургия верных. Анафора. (Praefatio). (Anamnesis). (Epiclesis). (Intercessio). 2. Литургия святого апостола Иакова. А. Литургия оглашенных. Б. Литургия верных. (Praefatio). (Anamnesis). (Epiclesis). (Intercessio). Б. Византийская группа. 1. Литургии святых Василия Великого и Иоанна Златоуста. 2. Армянская литургия святого Григория.   Отдел второй. Объяснение Литургии. Предварительные замечания. Составные части Литургии. Входные молитвы. Облачение. Проскомидия. Литургия оглашенных. Малый вход. «Входное». Тропари и кондаки. Молитва Трисвятого пения. Восхождение на горнее место. Чтение Священного Писания. Ектении после Евангелия. Сугубая ектения. Ектении об оглашенных. Литургия верных. Херувимская песнь. Великий вход. Просительная ектения. Целование мира. Символ веры. Анафора. πκλησις. (Молитва призывания Святого Духа). Происхождение молитвы эпиклезы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010