Потом вернулись Бобынин и Прянчиков вместе, в одной машине, и, не пожелав ничего рассказать майору, ушли спать. Разочарованный, а ещё больше встревоженный, майор уехал на той же машине, чтобы не идти пешком: автобусы уже не ходили. Надзиратели, свободные от постов, обругали майора вслед и уже было легли спать, да и Наделашин метил вздремнуть вполглаза, но не тут-то было: позвонил телефон из караульного помещения конвойной охраны, несшей службу на вышках вкруг марфинского объекта. Начальник караула возбуждённо передал, что звонил часовой юго-западной угловой вышки. В густившемся тумане он ясно видел, как кто-то стоял, притаившись у угла дровяного сарая, потом пытался подползти к проволоке предзонника, но испугался окрика часового и убежал в глубину двора. Начальник караула сообщил, что сейчас будет звонить в штаб своего полка и писать рапорт об этом чрезвычайном происшествии, а пока просит дежурного по спецтюрьме устроить облаву во дворе. Хотя Наделашин был твердо уверен, что всё это померещилось часовому, что заключённые надёжно заперты новыми железными дверьми в старинных прочных стенах в четыре кирпича, но сам факт написания начкаром рапорта требовал и от него энергичных действий и соответствующего рапорта. Поэтому он поднял по тревоге отдыхающую смену и с фонарями «летучая мышь» поводил их по большому двору, окутанному туманом. После этого сам пошёл опять по всем камерам и, остерегаясь зажечь белый свет (чтобы не было лишних жалоб), а при синем свете видя недостаточно, — крепко ушиб колено об угол чьей-то кровати, прежде чем, освещая головы спящих арестантов электрическим фонариком, досчитался, что их — двести восемьдесят одна. Тогда он пошёл в канцелярию и написал почерком круглым и ясным, отражающим прозрачность его души, рапорт о происшедшем на имя начальника спецтюрьмы подполковника Климентьева. И было уже утро, пора была проверять кухню, снимать пробу и делать подъём. Так прошла ночь младшего лейтенанта Наделашина, и он имел основание сказать Нержину, что не даром ест свой хлеб.

http://azbyka.ru/fiction/v-kruge-pervom/...

Дело было даже не в тексте, который писал сценарист, а в стиле, манере, в том, что дается воспитанием. Постепенно в этой части кинематограф деградировал, причем и зритель уже не мог заметить фальшь. Усугублялось дело еще и тем, что в советской исторической науке традиционно слаба бытовая история, история повседневности. Чтобы не быть голословным: книг по истории русского военного костюма в период с 1960 по 1985 год издано две штуки, и довольно примитивные, одна из них вообще детская. Даже воспроизвести, как одевались люди, а уж тем более их поведение, стиль общения было крайне сложно. Какие-то образцы можно было взять в литературе, но писатель говорит с современниками, а потому не описывает детали, которые и так легко домыслить. И со временем становилось только хуже, видно это было во всем: в экранизациях, в опереттах. Например, «Летучая мышь»: глядя на главную героиню, понимаешь, что актриса может играть роль главного бухгалтера, но никак не жену венского банкира. А в поздних советских фильмах на такие глупости просто перестали обращать внимание. В качестве примера ужасной и абсолютной недостоверности, жертвы советской реальности, хочу привести кино «О бедном гусаре замолвите слово». Фильм снят в 1980 году режиссером Эльдаром Рязановым по сценарию Григория Горина. Действие происходит в России в первой половине XIX века. Там есть фраза о том, что прошло тридцать лет после окончания Отечественной войны, так что мы можем предположить 1842–1844 годы, но точного времени не озвучено. На мой взгляд, этот фильм – один из самых страшных примеров того, как можно насиловать историю в кино и при этом остаться безнаказанным. Начнем с того, что в России в первой половине XIX века вообще не существовало смертной казни! После пяти казненных декабристов ни одного человека не приговаривали. Нет, были военно-полевые суды во время подавления Польского восстания, но это – в условиях боевых действий, в охваченной мятежом стране. Во-вторых, приговоры о смертной казни утверждал лично император.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/09/14/ma...

— Вы удивлены? Не правда ли? — спросил мой собеседник. — Да, признаюсь, я того… Не понимаю, вампирджия, что это такое?.. Нет, не возьму в толк. Откровенно говорю! — Я уничтожаю вампиров, — серьезно глядя на меня, произнес с самым солидным видом доблестный кавалерист. — Теперь понятно? — спросил он и, бросив окурок через перила веранды, вместе с Василием покончил с остатками содержимого фляжек. — Вампиры? Это нечто экзотическое! — моему умственному взору представилась иллюстрация из труда Брэма «Жизнь животных». Спящий городок, кое-где мерцают запоздалые огоньки, и над крышами домишек, между вершинами двух пальм, летит огромная летучая мышь с торчащим на носу рогом. — Разве эти опасные летучие мыши водятся в Югославии? — вслух удивился я. — Ну, какие же еще там летучие мыши? Я уничтожаю настоящих вампиров, — с ноткой досады в голосе возразил вампирджия. — Я опять ничего не понимаю. — Ну, привидения, привидения! Вот от кого я освобождаю наших братьев сербов, подвергшихся их посещению. «А, так вот что» — наконец сообразил я. Теперь приходится сделать небольшое отступление, чтобы картина моей встречи с земляками-вампирджиями была понятна читателям. Балканские, как и восточные народы, очень суеверны. Сербы в этом отношении не составляют исключения. Среди них сильно распространено поверье в появление выходцев с того света, или, по-сербски, вампиров. Даже в двух самых больших и серьезных столичных газетах «Время» и «Политика» иногда печатались сообщения о необъяснимом появлении где-нибудь вампира и о мерах, принятых властями для выяснения деталей и причин такого загадочного события. Но, несмотря на энергию полиции и прекрасной юго-словенской жандармерии, раскрыть сущность этих феноменов никогда не удавалось. Особенно участились визиты загробных гостей именно в тридцатые годы, к которым относится мой рассказ. Помню репортажи во «Времени» о появлении в самом Белграде, в одном брошенном доме на краю города, привидения и притом весьма деятельного, склонного к шуткам самого фривольного характера. Его белую, колеблющуюся как облако кисеи тень видели и притом весьма солидные люди, ночью, в лишенных рам окнах облюбованной им развалины. Иногда он выл диким голосом, от которого, по словам слышавших, кровь не только стыла в жилах, а прямо-таки замерзала, сердце падало в бездну и ноги сами собой начинали развивать максимальную скорость в направлении от развалин.

http://pravmir.ru/kak-russkie-belogvarde...

Кто научил растения поглощать углекислый газ и выделять кислород? Кто создал целебные травы, дающие человеку здоровье? Кто научил пчел строить соты, выкладывая правильные и красивые ячейки, дал им способность собирать нектар и превращать его в мед? Кто произвел у муравьев разделение труда, научил их заранее предугадывать погоду так, что перед дождем они закрывают вход в свое жилье, а чувствуя суровую зиму, располагаются глубже в земле? Рыбе дан плавательный пузырь, изменяя объем которого, она способна погружаться в воду на разную глубину. Летучая мышь снабжена системой эхолакации, так что в полной темноте, посылая ультразвуковые колебания и принимая обратно, минует препятствия. Птица летит тысячи километров через леса, моря, горы, пустыни и не сбивается с дороги. Сама способность летать дана ей с глубоким расчетом строения скелета и мускулов, размера крыльев и перьев. Весь видимый мир своей красотой, гармонией, разумностью устроения свидетельствует о Премудром, Благом и Всесильном Творце. Помимо окружающего нас мира, причины к познанию Создателя содержатся в самом естестве человека. Ведь человек представляет собой целый космос, хотя и сосредоточенный в небольшом, ограниченном телом пространстве. Мы приобщены к удивительному дару жизни, имеем возможность думать, познавать, радоваться, общаться, быть свободными, счастливыми. Само слово «человек» (с греч. «антропос») означает «обращающий взор вверх». Такое наименование присвоено каждому из нас не случайно. В самой природе человека есть глубокая потребность обращать духовный взор к Небу, стремиться к познанию Всевышнего. Поэтому человеку так легко и свободно на сердце, когда он обращается с молитвой к Богу. Если мы обратим внимание на свою судьбу, то сможем увидеть действия Промысла Божия, то есть Его заботу о нас. Особенно это бывают те моменты жизни, на которые мы сами влиять не в силах. Случается, что планирование будущей жизни и желание осуществить свои планы, как потом оказывалось, явно вело к худшему. Но все почему-то поворачивалось вопреки нашей воле, и вдруг нам давалось лучшее. Отсюда верующий познает, что Господь хранит его, ограждает от возможных ошибок и направляет к истинному благу. Сверхъестественное богопознание

http://azbyka.ru/katehizacija/znakomstvo...

Что произошло потом, нам уже известно. Когда зоологи немного пришли в себя после внезапного нападения «птеродактиля», их интересовало только одно — вернётся ли он ещё? Они решили караулить его здесь до темноты, которая уже приближалась. Странное существо появилось так внезапно, что они не успели перезарядить ружья. Услышали свист кожистых крыльев: «шисс-шисс!», увидели чёрного, похожего на дракона «вампира» , который быстро приближался, зловеще щёлкая зубами, и, потеряв самообладание, бросились бежать. «Дракон» налетел на Жоржа, тот упал ничком, прикрыв лицо руками. Животное спланировало над ним и… полетело дальше. Химерическое создание скрылось в мглистой дымке тумана, поднимавшегося над болотом. Когда возбуждённые допотопным видением зоологи вернулись в лагерь, там их ждали местные охотники с трофеями, которые они собирали для экспедиции. — Что это за летучая мышь такого размера, как размах моих рук, и совершенно чёрная? — спросил И. Сэндерсон у старшины. — Где вы видели её? — забеспокоился старый охотник. Остальные замерли, с тревогой ожидая ответа. — Там, — указал И. Сэндерсон в направлении реки. Это произвело потрясающий эффект: охотники вскочили и, побросав добытые с таким трудом трофеи, бросились наутёк. Они бежали, не разбирая дороги, напролом через джунгли. Было что-то жуткое в этом паническом бегстве храбрых воинов, которых поглотили сумерки дикого леса. На следующее утро в лагерь пришёл взволнованный старейшина деревни в сопровождении всего совета вождей и попросил «белого начальника» поскорее уйти отсюда. — Но почему? — спросил И. Сэндерсон. — Ты принёс нам ужасную весть, — ответил старый вождь. Впоследствии британский зоолог узнал, что напавшее на него животное, о котором он рассказал неграм, пользуется среди местных племён ужасной славой «призрака смерти». Кто увидит его, того ждёт неминуемая смерть. Негры не решаются даже произнести имени этого жуткого создания. Конгамато — «последний из могикан» мира птерозавров Английский писатель Фрэнк Меллэнд, когда путешествовал по Африке, много слышал всевозможных рассказов о странном животном по имени «конгамато». Говорят, что оно живёт в болотах Джиунду.

http://azbyka.ru/fiction/sledy-nevidanny...

Алисе тоже некуда деваться. Сзади ее подстерегает дракон. Алиса схватилась руками за края отверстия, повисла на пальцах — теперь до воды оставалось метра три-четыре. Ну что, рискнем? Алиса отпустила пальцы и солдатиком упала вниз. К счастью, озерцо оказалось не очень мелким — она лишь коснулась ногами дна и сразу вынырнула. В два гребка она доплыла до берега. И прежде чем выбраться на песочек, обернулась, стоя по колено в холодной воде. И правильно сделала, что обернулась. Из озера высунулась морда белого крокодила, который разинул пасть от удивления и выпучил глаза, словно хотел спросить: кто тут падает мне на голову? Алиса выскочила на берег, прежде чем крокодил сообразил что к чему и схватил ее. — Мне у вас совсем не нравится, — сказала она крокодилу. — Почему археологи не подозревают, что в пещерах водятся драконы и крокодилы? Как бы вы не загубили моего дружочка! Крокодил щелкнул зубами и пополз на берег, наверное, давно не закусывал девочками. — До свидания, — сказала ему Алиса и побежала по берегу озера, пока не отыскала выход из подземного зала, туннель, по дну которого тек небольшой ручеек. Вскоре туннель привел Алису в обширный высокий подземный зал. Стены зала переливались зелеными искорками, и их было так много, что можно было выключить фонарик — в зале было почти светло. В дальнем конце зала было возвышение, на котором расположился оркестр. Оркестр как оркестр, исполнял нежную музыку. Только вместо людей в нем играли большие, как собаки, крысы. Крысы-трубачи, крысы-скрипачи, крысы-флейтисты и медведь-барабанщик. И все белые-белые, в белых костюмах и белых тапочках. При виде Алисы оркестр прекратил играть, и оркестранты обернулись к Алисе. — Простите, — сказала Алиса, — вы здесь не видели Оромозика? Он похож на слона со щупальцами, он очень милый и добрый ребеночек. И тут раздался тихий голос: — Аааах… И с потолка упала большая белая летучая мышь. — Как тебе не стыдно, девочка, — сказал медведь-барабанщик. — Разве ты не знаешь, что у нашей любимой вампирицы такие слабые нервы! От слов «слон со щупальцами» она падает в обморок.

http://azbyka.ru/fiction/povesti-ob-alis...

Не сразу половцы сообразили, что к чему. А как только поняли, то побежали на доклад к поджидавшему их хану. Один Тупларь оставался сидеть на месте, повторяя одно и то же: — Опять оборотень! Человек-собака! Или собака-человек?.. — Эй, Глупарь! — окликнул его Славко. — А? Что?! — словно ужаленный, испуганно повернулся к нему половец. — Жить хочешь? — Да! — кивнул тот. — Тогда Белдузу обо всех этих оборотнях и о человеке собаке — тссс-ссс! А то, ей-ей, убьет ведь! Тупларь, сообразив, что ему и, правда, выгоднее молчать, благодарно кивнув Славке, со всех ног бросился к своему хану. А тот, оглядывая своих воинов, встревоженно вопрошал: — Где Мономахх? Как Мономахх?! Почему Мономахх?! Что случилось? — Да нет там никакого Мономаха! — успокаивающе заметил старый половец. — А кто же тогда ес-сть? Что тут было? — То слуга купеческого сына сбежал! — Как ссбежал? Кто дежурил? — Я хан, но это он меня заставил! — показывая пальцем на Узлюка, пролепетал насмерть перепуганный Тупларь. — Ладно. Разберемс-ся! А почему не догнали? — Так ведь ночь, хан — словно летучая мышь ускользнул! — со вздохом развел руками Куман. — Тогда почему не убили? — не успокаивался Белдуз. — Я три стрелы на него потратил да, кажется, промахнулся… — виновато ответил Узлюк. — Три сстрелы?! — возмутился хан, кладя пальцы на рукоять сабли. — И что ты за воин? Кого не надо — убиваешь, в кого надо — не попадаешь! Сторожить в свою ссмену не хочешь… Не-ет, мне больше не нужен такой воин! — Хан, я… Пытаясь оправдаться, Узлюк принялся отталкивать тоже умолявшего о пощаде Тупларя, разве что на спину тому не залез… И тут Белдуз со словами: «Охх, и надоели вы мне — оба!», неожиданно выхватив саблю, резким и сильным выпадом пронзил их обоих так, что острие показалось из спины глуповатого половца… Вытащив рывком назад саблю, Белдуз старательно отер ее об одежду Узлюка и спросил: — Понял теперь, как надо — двоих одним ударом? — Ппонял… — кивнул тот и рухнул на землю. А охнувший Тупларь только успел прошептать: — И я понял… Ччеловек — собака…

http://azbyka.ru/fiction/belyj-gonec-mon...

«Маня!» — попробовал я вскрикнуть в совершенном отчаянии и, сделав над собой последнее усилие, спрыгнул в полусне с дивана так, что старые пружины брязгнули и загудели. На этот шум из-за истоминских дверей ответил слабый, перекушенный стон. Как ошеломленный ударом в голову, выскочил я в другую комнату и прислонился лбом к темному запотевшему стеклу. В глазах у меня вертелись тонкие огненные кольца, мелькал белый лобик Мани и ее маленькая закушенная губка. Я перебежал впопыхах свою залу, схватил в передней с вешалки пальто, взял шляпу и выскочил за двери. Спускаясь с лестницы, слабо освещенной крошечною каминною лампою, я на одном повороте, нос к носу, столкнулся с какой-то маленькой фигурой, которая быстро посторонилась и, как летучая мышь, без всякого шума шмыгнула по ступеням выше. Когда эта фигурка пробегала под лампою, я узнал ее по темному шерстяному платью, клетчатому фланелевому салопу и красному капору. Спешными и неровными шагами обогнул я торопливо линию, перебежал проспект и позвонил у домика Норков. Мне отперла Ида Ивановна. Держа в одной руке свечу, она посмотрела на меня без всякого удивления, отодвинулась к стенке и с своей обыкновенной улыбкой несколько комически произнесла: — Честь и место. — Здравствуйте, Ида Ивановна! — начал я, протягивая ей руку. — Проходите, проходите, там успеем поздороваться, — отвечала девушка, поворачивая в двери довольно тугой ключ. В маленькой гостиной сидели за чаем бабушка и madame Норк. — О, хорошо ж вы нас любите! — первая заговорила навстречу мне старушка. — Да, хорошо вы с нами сделали! — поддерживала ее с относящимся ко мне упреком madame Норк. — Месяц, слышим, в Петербурге и навестить не придете. Я Иденьке уже несколько раз говорила, что бы это, говорю, Иденька, могло такое значить? — А Ида Ивановна, — спрашиваю, — что же вам отвечала? — Не помню я что-то, что она мне такое отвечала. — Кажется, ничего, мама, не отвечала, — откликнулась Ида и поставила передо мною стакан чаю. Я осведомился о Берте Ивановне, о ее муже и даже о Германе Вермане спросил и обо всех об них получил самые спокойные известия; но спросить о Мане никак не решался.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Закрыть itemscope itemtype="" > Непокоренный дух Донбасса 20.10.2014 383 Время на чтение 9 минут На фоне почти круглосуточных бомбежек обострившихся в результате так называемого перемирия, на фоне взрывов, пожаров, разрушений, смертей и горя театры и филармония Донецка и Макеевки открыли свой очередной сезон. Донецкий национальный академический музыкально-драматический театр дебютировал спектаклем по комедии Н.В. Гоголя «Женитьба», макеевский ТЮЗ показал детворе «Василису Прекрасную», а Донецкий академический областной театр кукол «Снежную королеву». При этом самыми первыми к зрителям вышли артисты Донецкой областной филармонии и Донецкого театра оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко. Артисты филармонии блеснули традиционным вечером русского романса «Гори, гори, моя звезда», а артисты театра - опереттой И.Кальмана «Летучая мышь». И те, и другие задолго до представления тревожно ждали публику, волновались, а вдруг она не придет, но людей прибыло столько, что пустых мест в зале не осталось. «Мы пришли поддержать артистов, - говорит завсегдатай филармонии Николай Лазарев, - еще и друзей своих привели, и об этом не пожалели. Концерт удался, и если в начале сказывалось волнение вокалистов и музыкантов, то потом в зале и на сцене возникла проникновенная атмосфера взаимного доверия и симпатий... Было все, и овации, и цветы, и радость прикосновения к прекрасному». Театральная труппа волновалась не меньше, артистов филармонии. Она, выходя на сцену, знала, что часть уехавших из Донецка артистов, так и не вернулась в город, оркестром, вместо дирижера, руководит солит оперы, декорации на основном складе в районе аэропорта сгорели, после бомбежки... Однако теплота зрительного зала, улыбки и цветы, развеяли это волнение... «Артисты проявляют гражданское мужество, и мы не можем этого не замечать и не приветствовать, - говорит домохозяйка Елена Сивоконь, - я пришла на концерт вместе с дочкой. С одной стороны мы прониклись благодарностью к тем, кто позволил прикоснуться к великому театральному искусству, а с другой, - вспомнили о блокадном Ленинг раде. Наверное, мы теперь испытываем чувства подобные тем, которые в годы войны испытывали его жители, бывая на концертах, когда даже волшебство звуков не позволяет забыть, что в затылок дышит война».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/1...

веретённый (СГУЯК) веретённое (масло) (О.К.) веретёнце и веретенце веретёнщик веретьё (А. Прел.) веретьём и вере’тье, вере’тьем вернёт(ся) [вернуть(ся)] вернёхонько вертёж вертикально-подъёмный вертолёт вертолёт (СРСЮЮ) вертолёт-кран вертолётный вертолётовылет вертолётоносец вертолётоносный вертолётостроение вертолётостроитель вертолётостроительный вертолётчик вертолётчица верхолёт (СГУЯК) верша и вёрша веселёхонький веселёхонько веселёшенький веселёшенько весельный и вёсельный весёленький весёлка 1. лопатка для размешивания растворов, 2. гриб) весёлка (БСРЖ) весёлко (СГУЯК) весёловец (СГЖСССР) весёловцы (СГЖСССР) весёлость весёлочка (СГУЯК) весёлый весьёгонский ветёлка (СГУЯК) ветрожёлклый (РСЯР) ветролёт (НВМ) ветролётка (РСЯР) вечерёнка (СГУЯК) вечёрка (СГУЯК) вечёрка (веч. смена, занятие) «Вечёрка» (вечерняя газета) Вечёрки Федорины вечёрница (журналистка «Вечёрки») вечёрница рыжая (летучая мышь) вечёроньки (СГУЯК) вечёрочка (СГУЯК) вечнозелёный вечномёрзлый вешённый вёдра, вёдер и т. д. [ведро] вёдро (о погоде) (Даль) вёдрышко вёз [везти] вёзший вёл [вести] в ём (в нём) вёрджинел вёрзни (лапти) вёрстанный, -ан, -ана вёрстка вёрстный вёрсты вёрстывать (РСЯР) вёрст (мн. ч. от верста) вёрстный (РСЯР) вёртки (БСРЖ) вёрткий вёрткость ввертываться (СГУЯК) вёсла, вёсел и т. д. [весло] вёсла нА воду! (СРВЖ) вёслить (грести) Мы вёслились вёслышко (СГУЯК) вёснусь (СГУЯК) вёсны, вёсен и т. д. [весна] вёсный (СГУЯК) вётлы, вётел и т. д. [ветла] вёшенец (СГЖСССР) вёшенка (гриб) вёшенцы (СГЖСССР) вёшка, -и (палка, воткнутая в дно) (О.К.) вёшник (СГУЯК) вёшный (СГУЯК) вёшня (СГУЯК) вживлённый взаём и взаймы взаимозачёт взаиморасчёты взапотёмок (рубка взапотёмок – плотницкий термин) взастёжку (СГУЯК) взахлёбушки (СГУЯК) взахлёст (СГУЯК) взачёт взахлёб взахлёст взберётся [взобраться] взбешённость взбешённый, -ён, -ена взбодрённость взбодрённый, -ён, -ена взборождённый, -ён, -ена взбредёт [взбрести] взбредший взбрёл [взбрести] взбугрённый, -ён, -ена взбурлённый, -ён, -ена взвАленный и взвалённый, -ён, -ена

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010