Древние хроники Мессины свидетельствуют, что Св. Павел был в сем городе; (хотя в деяниях Апостолов сказано, что Св. Павел прибыл из Мальты в Сиракузы, отплыл оттуда в Региум); но – по близости места, могло случиться, что он посетил Мессину; – и так, повествуют, что Св. Павел произнёс здесь две речи во славу Иисуса и Матери Его; тронутые Мессинезцы отправили посла в Иерусалим к Пресвятой Богородице, с просьбою принять их под Свой покров. Сие повествование, хотя и вымышленное; трогает сердце простосердечною верою народа, коему внушили сие до такой степени, что оный по сие время не сомневается в истине события; но это ещё не всё: утверждают, что в алтаре собора хранится своеручный ответ Пресвятой Девы, Мессинезцам (на Еврейском языке), при коем Она посылает им локон своих волос, Я уверен, что читатели останутся довольными прилагаемого здесь выпискою сего письма, с коего перевод на Латинском языке, вырезан на доске, позади престола. Epistola, juxta antiquam et piam traditionem, Virginis Mariae ad Messanenses. Послание Пресвятой Марии Девы к Мессинезцам, следуя древнему и набожному преданию. Maria Virgo, Ioachim filia, humilis aucilla Dei, Christi Iesu crucifixi Mater, ex trihu Iuda, stirpe David, Messanensibus omnibus salutem et Dei Patris Omnipolentis benedictionem. Мария Дева, дщерь Иоахимова, смиренная раба Божия, Матерь Иисуса Христа распятого, от колена Иудина и семени Давидова: мир вам, всем Мессинезцам и благословение Всемогущего Бога Отца! Vos omnes fide magna legatos ас nuncios per publicum documentum ad nos misisse consmam filium nostrum Dei Genitum Deum et hominem esse fatemini, et in coelum post suam resurrectionem ascendisse, Pauli Apostoli electi praedicatione mediante viam verilatis agnoscentes, ob quod vos et ipsam civitatem benedicimus, cujus perpetuam protectricem nos esse volumus. Подвигнутым силою веры, вам, общим сословием, приславшим ко Мне посла, исповедающим Моего Сына Господа и Бога-человека, восшедшего на воскресении Своём; вам, познавшим пути истины посредством благовествования избранного Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Представь себе конкретно, что это значит: записка, написанная «легкими как сон» перстами Кроткой и благословенной! Самая краткость записки как много говорит о тихой молчаливости Той, Которая в домашней жизни, в каждо–дневном общении являла ап. Петру образец и высшее воплощение нетленной красоты «кроткого и молчаливого духа», — Которая и теперь есть «молчание просящих вера», как взывает к ней верующий. Говорят, что, «быть может», эта переписка — апокрифична. Я не спорю, ничего не знаю… Но ведь только — «может быть». А, может быть, — и обратное. Ведь остается «а если», и ценность этого «а если» бесконечно умножает вес «может быть». Прошу, вникни, сколько–нибудь в то чувство, которое делает для меня это Письмо, если даже оно и впрямь мало–достоверно, бесконечно–дорогим, милым до сокровенности сердца. Ведь даже ничтожная надежда (— а никто не доказал неподлинности Письма! —) на то, что Она села за стол, оправила одежды и Своими руками написала это благоуханное письмо, заставляет почти плакать от умиления, надолго умиротворяет волнение души. Как мы счастливы, что есть у нас эти любезные сердицу строчки! — Но приведу самые письма. Вот что пишет Деве Богоносец: «Христоносице Марии Ея Игнатий. «Тебе надо было бы укрепить и утешить меня, новообращенного, ученика Твоего Иоанна. О Твоем ведь Иисуе я узнал то, что дивно сказать, и поражен слышанным. А от Тебя, — всегда бывшей близкою и связанною с Ним и сведущею в Его тайнах, — от души желаю получить извещение о слышанном. Я писал Тебе еще в другое время, и спрашивал о том же самом. Будь здорова; и ново–обращенные, которые со мною, от Тебя и чрез Тебя и в Тебе укрепляются. Аминь»  . Латинский перевод ответного письма Божией Матери гласит: «Ignatio dilecto condiscipulo, humilis ancilla Christi Iesu. De Iesu quae a Ioanne audisti et didicisti, vera sunt. Illa credas, illis inhaereas; et Christianitatis susceptae votum firmiter teneas, et mores et vitam voto conformes. Veniam autem una cum Ioanne, te et qui tecum sunt visere. Sta in fide, et viriliter age: nec te commoveat persecutionis austeritas; sed valeat et exsultet Spiritus tuus in Deo salutari tuo.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Важнейшие труды Порфирия Письмена Кинея Манафы на синайских утесах (СПб., 1857); Вероучение египетских христиан (коптов) (СПб., 1856); Христианский Восток (1857); Мнение о синайской Библии (1862); Путешествие в нитрийские монастыри в Ливии (Труды Киевской Академии, 1868–1869); Восток христианский. Абиссиния (Труды Киевской Академии, 1866), Богослужение абиссинцев (Труды Киевской Академии, 1869); Восток христианский. Сирия (Труды Киевской Академии, 1874–1875); История Афона (первоначально в Трудах Киевской Академии, потом отдельным изданием); Первое путешествие в афонские монастыри и скиты (Киев, 1877 и М., 1881); Стихотворные пииты (Труды Киевской Академии, 1878); Проповедники в первых четырех патриархатах восточных и их проповеди (Труды Киевской Академии, 1879); Второе путешествие в афонские монастыри (М., 1880); Дионисий Ареопагит и его творения (Чтения Московского Общества Любителей Духовного Просвещения, 1885). – Прим ред. 12 Иван Матвеевич Бобровницкий – богослов (1813–1885). Окончил курс в Киевской Духовной Академии, где занимал кафедру греческого языка. Главный труд: О происхождении и составе римско-католической литургии и отличии ее от православной (1839; 1873 4 ). – Прим. ред. 13 Филарет (в миру Димитрий Григорьевич Гумилевский, 1805–1866) – известный богослов и историк Церкви, сын священника Шацкого уезда, который по селу носил фамилию Конобеевского. В Тамбовской семинарии за мало-рослосгь и смирение прозван был Гумилевским (от humilis). Перед окончанием курса в Московской Духовной Академии принял монашество с именем Филарета, в той же академии был профессором, инспектором и ректором. Он основал академический журнал «Творения святых отцов» в русском переводе с прибавлениями духовного содержания. Архимандрит с 1835 г., в 1841 г. рукоположен во епископа Рижского, в 1848 г. переведен в Харьков, в 1857 г. возведен в сан архиепископа, в 1859 г. перемещен в Чернигов, где основал «Черниговские епархиальные ведомости» и много сделал для умножения числа женских духовно-учебных заведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

17.3. Quare non possunt animalia bruta interrogare? quia nesciunt ratiocinare; ideo non dissimiles gentiles homines animalibus, qui talia non considerantes, et ipsa amplius diligentes, usque ad eorum cultum euanuerunt. 17.4. Via Christus est. Si quis in ea non graditur, non est quomodo ueniat ad Deum. Philosophi autem mundi utique Deum cognouerunt, sed quia displicuit illis humilitas Christi, in inuio transierunt, et non in uia. Ideoque euanescentes, gloriam Dei in mendacio mutauerunt, et rectitudinem uiae relinquentes, in anfractus inciderunt errorum. 17.5. Primum unicuique est scire quod appetat, secundum uero est ut id quod appetit adprehendat. Inperfecta quippe sapientia est quo tendas scire, et nescire iter per quod expediat ire. Quid enim prodest, si quis famis tempore ubertatis regionem uideat, et uiam per quam ad illam pergat ignorat? Ecce patriam quisque quaerit, sed uiam perdidit, errando graditur, non proficiendo, quantoque plus ambulat, tanto magis ab eo quod quaerit elongat. 17.6. Qui uiam regiam, hoc est Christum, deserit, etsi uideat ueritatem, a longe uidet, quia, nisi per uiam, non est quomodo ad eam propinquet. Quod si gradiens per desertum leonem incurrerit semetipsum redarguat, dum in diaboli faucibus haeserit. XVIIII. De lege. 18.1. Item uia per quam itur ad Christum lex est, per quam uadunt ad Deum hii qui[bus], ut est, intellegunt eum. 18.2. Sanctarum scripturarum altitudo quasi montes pascuae sunt, ad quos, dum quisque iustorum conscendit, pascuae indeficientis refectionem inuenisse congaudet. 18.3. In scripturis sanctis, quasi in montibus excelsis, et uiri perfecti habent sublimia intellegentiae, quibus gressus contemplationis quasi cerui erigant, et simplices quasi parua animalia inueniunt modicos intellectus, ad quos humiles ipsi refugiant. 18.4. Scriptura sacra infirmis et sensu paruulis, secundum historiam, humilis uidetur in uerbis; cum excellentioribus autem uiris altius incedit, dum eis sua mysteria pandit, ac per hoc utrisque manet communis et paruulis et perfectis.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

23 Об Исааке как прообразе Христа см.: Danié lou J. La typologie d’Isaac dans le christianisme primitif//Biblica. 1947. 28. P. 363–393. Уже в Послании к галатам ап. Павел говорит о рождении Исаака ( Гал.4:22–30 ) как сына но духу, называя христиан детьми Исаака. Жертвоприношение Исаака также прообразует искупительную жертву Сына Божия. 28 См.: Быт.24:3 и далее. Образ Ревекки у свт. Амвросия многогранен: она и душа (см. ниже 1. 2). и Церковь , которая составилась из язычников-чужеземцев (3. 7), и невеста из Песни песней. Именно Ревекка получила от Бога пророчество о сыновьях, с ее помощью Иаков получил благословение от отца, см.: Iacob 2. 2. 6–9; Cain et А. 1. 2. 5; expl. ps. 47, 5. 29 Ниже (6. 51) свт. Амвросий говорит, что только в смиренном и кротком (humilis atque mansuetus) Господь может приклонить голову. 32 Освобождение души от тела, тело как тюрьма или оковы души – распространенная тема и античной философии, начиная с пифагорейпев и Плато­на (Phaed. 62b, 67d), развиваемая также Плотином (enn. I. 6.9). Свт. Амвросий говорит об этом в трактате «О благе смерти», когда смерть становится благом, потому что освобождает душу от оков тела. Подробнее о движении души от тела к Небесному Царству свт. Амвросий говорит далее (6. 50–56). 38 Cp. parad. 15. 73: mulier symbolum sensus est nostril, uir mentis; Cain et A. 1. 10. 47; 2. 1. 4. 40 Здесь и далее свт. Амвросий развивает, наполняя христианским смыслом, платоновскую идею о теле как об оболочке души (Alcib. 1. 133a, 133d), см. далее 8. 79, а также bon. mort. 7. 27. 41 Этот отрывок сходен со следующим текстом Плотина: «Может быть, отличаясь от тела, она [душа] – какое-то свойство тела, например, гармония?» (Плотин. О бессмертии души. 2.4. 7. 8d/Пер. Ю. А. Шичалина). Далее (8е) Плотин доказывает, что душа не энтелехия. Термин «энтелехия», введенный Аристотелем («О душе») и применяемый Плотином, означает некую полноту сущности, «осуществленную сущность». 42 Перипатетик Дикеарх Мессинский говорил, что душа – гармония, стоики – воздух или огонь, Аристотель – энтелехия. Источники этих философских взглядов, скорее всего, были известны свт. Амвросию опосредованно (например: Cicero, tusc. 1. 21–22, 25, 41 etc.).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Но да не продолжу писания, умалчиваю о прочих поведениях наших, sat sapienti. Преосвящен­ству вашему паки и паки челом бью, и молю, да и впредь милость и любовь ваша отческая к моей худости не оскудеет. На подлинном письме собственною преосвященнейшего митрополита Димитрия рукою написано: Illustrissimo Archipraesuli ас celsitudini vestrae cunctorum bonorum fautor et ad omnia obsequia promtissimus et addictissimus servus, et exorator humilis Demetrius Metropolita Roslowiensis et Idroslaviensis. Rostowiae, An. 1706 decembris 10. ____________________________________________ 2. Честному господину Феологу, любезному ми Спасет Бог любовь твою, яко вея моя желания и прошения исполняеши.– Катихизис еретический приняв посмотрел и паки послал к вам. Видел я его давно, когда еще в Литве бых, токмо гворцов его забых. Недолжно мне о нем упражняться; дал бы Бог коего иного охотника: аз изнемогаю. Вопрошаеши мя, возлюбленне, о моем здравии. По истине возвещаю ти, яко немоществую. Прежде бывало мое здравие по полам, полуздрав и полунедужен: а ныне недугование превозмогает и едва третья доля здравия остается. Обаче будто мужаюся и движуся о Господе моем, в Его же руку живот мой. Дела ныне никакого не делаю: до чего ни примусь, все из рук падает; дни мне стали темны, очи мало видят, в нощи свет свещной мало пособствует, паче же вредит, егда долго в письмо смотрюся; а недугование заставляет лежать да стонать. В таковом моем нездравом здравии не вем, что чаяти, живот или смерть? В том воля Господня да будет! На смерть не готов, обаче по воли; и по повелению Господню должен готов быти; силен же есть Владыка мой еще укрепити мою немощь. Есень сия для меня тяже­ла; воздух ростовский зело худ, а воды весьма нездоровы. Прости, возлюбленне. Не могу много писать. Тем челом бью Грешный Димитрий. Замечание переписчика: таковое писано за один день до кончины его. Читать далее Источник: Неизданные письма святителя Димитрия Ростовского//Труды Киевской духовной академии. 1860. 2. С. 282-285. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

109 Qui est ecclesiae.... adnotatum reperi. Kopitar, p. LXXI. Appendix quarta: de s. Methodio superstite inter Moravos anno adhuc 884. 110 Die Aechtheit dieses Schreibens aus inneren Gründen nicht angefochten werden kann. Ginzel, S. 89, 15. 111 Ego humilis frater M. prepositus de Raygrad vobis hanc paginam juxta mandatum vestrum et de voluntate illustris ducis Chunradi scribere propriam manum adaptavi.... Et hec habetis, reverendo in Christo pater ae domine, que secundum mandatum vestrum et de voluntate ducis illustris legendo inquerendoque percepi atque cognovi, nec non in hujus pagine ordinem redegi. 112 Anno ab incarnatione domini nostri Jesu Christi DCCCLXXXIIII consecrata est hec ecclesia in honore beatorum Petri et Pauli.... per reverendissimum in Christo patrem Methodium, archiepiscopum Moravensem, ipso eorundem festi die dicato ac prima ejus dos in Brne et Luze confirmabatur scripti tenore coram Zvatoplch duce glorioso et populo illegibili. 115 Innotescat omnibus Christi cultoribus, qualiter ego Severus Dei gratia eclesiae Pragensis episcopus, vidiquandam cartulam mihi a decano et capellanis s. Petri in Olomuc exhibitam, eamque vetustum esse agnovi et perlegi in hec verba etc. 118 Meiner Ansicht nach ist der Brief des Papstes Stephans VI an König Swatopluk im eilften Jahrhundert geschrieben; noch kommt kein kurzes s darin vor, kein Verbindungsstrich bei gebrochenen Wörtern, für et ist immer das verschlungene Zeichen gebraucht, auch in der Mitte der Wörter, dagegen für ae nur das e mit einem Häkchen. Wattenbach, S. VII. 119 Jener Brief des Papstes Stephan, an dessen Echtheit nicht zu rütteln ist u. s. w. Dümmler, Archiv XIII, 199. 120 Zu den bisher bekannten Quelleu tritt hier nun eine neue hinzu, und wie alle übrigen wird sie sich einer strengen Prüfung ihrer Echtheit zu unterwerfen haben. Wattenbach, S. 1. 121 Der Brief, welcher Stephan VI zugeschrieben wird, könne von demselben nicht ausgegangen sein. Zeitschr. f. d. kathol. Theol. VII, 376 122 Wir finden schon in Johanns VIII Briefe vom 23 März 881 eine Andeutung, dass Wiching sich gegen Methodius untergeschobener päpstlicher Schreiben bedient habe. Wie wenn auch dieses einen solchen Ursprung hätte? Die Möglichkeit scheint mir nicht zu leugnen. Wattenbach, S. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Смиренный сердцем» и «нищий духом» — тоже почти синонимы. Что значит «смиренный»? Это трудное слово — наверное, не менее трудное, чем слово «нищий» в библейском понимании. Ведь мы часто толкуем слово «смиренный» как «покорный», «бессмысленно всему подчиняющийся». Но опыт Церкви показывает, что это не совсем верно. Животные часто бывают покорными, но это не значит, что они смиренные. У аввы Дорофея есть такая фраза: «Никто не может выразить словами, что такое смирение и как оно рождается в душе, если не узнает этого из опыта». Тем не менее митрополит Антоний Блум, человек, без сомнения, мудрый и глубоко укоренённый в восточно-христианской традиции, попытался выразить это словами. Он говорит, что не случайно слово «смиренный» (в латинском языке humilis) связано со словом humus — «земля, верхний плодородный её слой», потому что, действительно, земля ниже всего, её все топчут ногами, но в неё падает семя, согревается ею и даёт плод. Таким образом, humus — это не просто земля, это плодородная земля, из которой вырастает плод, а плодоношение — один из важнейших моментов в жизни христианина. Тот, кто приносит плод в терпении, говорится в притче о сеятеле из Евангелия от Луки, — тот христианин. Так вот, смирение — это что-то связанное с духовным плодоношением: смиренный — тот человек, чьё сердце готово приносить плод в кротости. Теперь становится понятнее, о каком смирении идёт Речь. «Смиренный сердцем» или «смиренный, нищий духом» — это человек, готовый к духовному плодоношению, к тому, чтобы трудиться вместе со Христом. Чтобы войти в Царство Но у стиха о нищих духом есть и вторая часть — «ибо их есть Царство Небесное». Это выражение встречается ещё раз в Евангелии от Матфея, когда Иисус говорит: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне; ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф 19:14). Царство Небесное — таких, как дети, которые закрыты ко лжи, ко злу, к злопамятности; таких, которые простодушны, как дети, и даже, может быть, глупы, как дети. Значит, «нищий духом» — как ребёнок; вот ещё один оттенок этого выражения. Не случайно во 2-й главе Евангелия от Матфея ключевое слово — «дитя», «ребёнок», «младенец». И не случайно Христос входит в жизнь человечества как Младенец на руках Своей Матери. Не менее десяти раз повторено слово «младенец» в этой главе, оно здесь действительно ключевое. Господь являет Себя как Младенца и нас зовёт попытаться стать подобными младенцам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Пустоши Смолины, по указанию Ходаковского, есть в Псковском уезде под Городищем и в Тверском под Городищем на Московской дороге. Не было ль оттуда переселений в Москву на Смолину улицу? 106 Wahrhafte Relation der Reußischen und Muscowitische Reyse und Einzug des Fürsten u. HH. Herzog Johansen den jungern in Magazin für die eine Historie u. Geographie. von A. F. Büsching. VII Th. Halle. 1773, in-4. 112 Михаил, Великий Князь Киево-Черниговский и Боярин его Феодор, соч. Н. Ивантина-Писарева, изд. Князем Оболенским. М. 1839, в 8. 120 Диана Византийская имела символом полумесяц, который изображался на зданиях Константинопольских и на монетах. На Русской монете XV века виден лик Дианы с полумесяцем. Но в Христианстве этот символ вероятно заимствован из библейских источников. В Менологии Греческом XI века, издан. 1727 года в Урбино, на гравир. картинах заметны храмы с крестом на полумесяце, так как и на миниатюрах, украшающих харат. рукопись Георгия Амарто а, XI или XII в., хранящуюся в Библиотеке Московской духовной Академии. Все сие служит доказательством, что этот символ принят был Восточною Греко-Российскою церковию прежде нашествия Татарского и вместе опровержением мнения Болтина – будто это «вошло в обычай от некоего кузнеца, приделавшего к нижней части креста рогатую луну для прикрасы и без всякого иного намерения». 123 Schmidt-Phiseldeck, Materiale zur russischen Geschichte seit dem Tode Peters des großen, Riga. 1777, in-8. 128 В Theologisk Bibliothek, udgivef af Jens Moller, 1816, Koppeng. 10 Lind., p. 326 – 31. King Christian III soger at indføre Bogtrykkerrunst og Bibellæsning i Rusland 130 Фиорилло опыт истории искусств в России: в Художественной. газете, изд. Н. Кукольника, 1858 г. 16. 131 см. в Wichmanns. Sammlung kleiner Schriften, Riga. 1820 г. Labores et iter humilis Elassonis Archiepiscopi Arsenii. 135 Журнал Министерства народного просвещения, 1838 г. Сентябрь; о пушечном литейном искусстве в России, Г. Мурзакевича. 137 Иерусалимским столбом называется в Риме каменный витый столб, к коему, по преданию, привязан был И.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Итак, истинный христианин без смирения немыслим. Сущность его не во внешности, а в том, чтобы человек считали себя за ничто во всем, в духовных ли, в природных ли дарах, так чтобы он подлинно внутренне быль нищим духом. (Мо. 5, 3) и чтобы не было ничего в мире, богатства ли, чести ли, тела или души, радости или покоя, чего бы он охотно и с радостью не оставил из любви к Богу. Такой человек считает себя достойным претерпеть адскую муку, все оставить и все претерпеть по воле Божией, как поступил сам Христос 98 . Престолом Соломона с 6 ступенями изображены степени смирения, взойдя по которым человек находит небесного царя мира, Соломона на престоле и истинный мир сердца. 1-я ступень состоит в том, чтобы в сердце своем считать себя хуже других и любить быть незначительным. 2-я – никого не презирать и не судить, но всегда смотреть на самого себя. Qnidquid ajant aliisis memor ipse tui. 3-я – избегать предлагаемой чести и когда уже нельзя не принять ее, скорбеть о том. 4-я – терпеливо сносить презрение и радоваться ему. 5-я – милостиво обращаться с незначительными и незнаменитыми людьми и не считать себя лучше их, а напротив – несчастнейшим человеком и величайшим грешником. 6-я – охотно и с радостью повиноваться не только великим, но и самым малым. Этими ступенями восходим мы на седьмую – к престолу Соломонову и к истинному миру. Est humilis via, – говорит бл. Августин, – sed excelsa patria. Si patriam desideras, viam hanc ambules. 99 Без смирения никакие дела не имеют значения. Бог судит о всех делах по расположению и намерению, по внутреннему настроению. 100 Истинному христианину, по примеру Христа, должно быть присуще терпение. «Терпение – такая добродетель, которая с кротким, тихим, смиренным, послушным сердцем подвергается возлюбленному кресту и принимает на себя всякие бедствия, скорби и гонения, духовные ли то, или телесные, как крест Христов и иго Христово, и последует Христу, не ропщет на Бога, но познает в вере, что мы имеем во Христе милостивого Бога, которая также посредством надежды избавления облегает тяжесть креста и состоит в кротости к оскорбляющим и гонящим нас; она поручает Богу отмщение и происходит не из разума, или плоти и крови, но особый дар Св. Духа и плод истинной веры».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010