В молитве Иисуса видим прошение об освобождении от чаши скорбей и вместе совершенную преданность Его воле Отца Своего. «Да мимо идет от Мене чаша сия», – так Иисус, по человеческому естеству Своему, умолял Отца Своего об избавлении от предстоящих страданий. «Обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты», – так предавал Себя воле Отца небесного, желая исполнять не Свою волю, но волю Пославшего Его. Так и мы, подвергаясь бедствиям и изнемогая среди скорбей, должны всегда с молитвой обращаться к Богу. Можем просить Его, да мимо идет от нас чаша наших скорбей и бедствий, но в то же время всегда и всецело должны предавать себя благой воле Отца небесного, заключая все наши прошения искренней преданностью Ему, по примеру Господа Спасителя, взывавшего: «обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты». VI. Молитва скорбящего Иисуса услышана была Отцом небесным, ибо «явися Ему Ангел с небесе, укрепляя Его», – как повествует Св. Лука ( Лк.22:43 ). Так вопль молитвы среди тяжких скорбей проникает облака, достигает небес и оттуда низводит силу, подкрепляющую Божественного Страдальца! Что нужнее страждущему в скорби и болезнях, как не утешение и подкрепление к перенесению страданий! И откуда более можно ожидать ему верной помощи как не с неба? И небо, верно, отверзется, если скорбящий будет из глубины души взывать к Богу о помощи! Пусть и не явится ему видимо Ангел, но то несомненно, что неотступно молящий Господа не останется без утешения и подкрепления силой невидимой благодати Божией. «Просите и дастся вам, – учит Господь Спаситель, – ищите и обрящите, толцыте и отверзется вам» ( Мф.7:7 ). Молись, скорбящая душа, Господу и не переставай молиться. Несомненно уповай на благость Всевышнего и держись за эту надежду как за крепкий якорь среди волн житейского моря. «Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их» ( Пс.33:8 ). VII. Иисус и среди величайших скорбей не забывал об избранных учениках Своих, в часы тяжких болезней Своей души поучал их, увещевал и укреплял. Каждое слово, какое изрекал Он к ученикам Своим в саду Гефсиманском, поучительно для каждого последователя Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

При этом гимнографическое почитание несомненных подвижников веры, чье прославление Церковью в будущем вполне вероятно, соседствует с написанием молитвенных текстов в честь людей, святость которых не столь очевидна, а то и прямо отвергается Церковью. Так, несмотря на резкий отказ Синодальной комиссии по канонизации святых в прославлении иеросхим. Сампсона (Сиверса) 555 , акафист ему продолжает тиражироваться как в бумажных, так и в электронных публикациях 556 . Созданы акафисты Сергею Есенину (рефрен: Радуйся, мучениче Сергие, предивный песнословче) 557 и Игорю Талькову (рефрен: Радуйся, возлюбленное чадо Божие Игоре, о преславнем таинстве любви Христовой) 558 . Хрестоматийными, к сожалению, стали примеры «акафистов» в честь «святого пророка и великомученика Григория Нового» (Г. Е. Распутина) и «святого благоверного царя» Uoahha IV Грозного. Григорию Распутину написаны два акафиста, а царю Иоанну – три, причем один из этих гимнов носит название «Акафист покаянный святому благоверному царю-мученику Иоанну Грозному, за веру Православную со сродниками убиенному и оклеветанному» (рефрен: Радуйся, великий многоскорбный царю Иоанне, душу свою за веру, люди твоя и Русь Святую положивший) 559 . О невозможности канонизации их обоих – и мирянина Григория, и царя Иоанна – подробно говорил в своем докладе на Архиерейском Соборе 2004 г. 560 митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, но к прекращению действий самочинников это, к сожалению, не привело, более того – составленный уже после Архиерейского Собора второй акафист Г. Е. Распутину прославлял последнего как «пророка Божия» (рефрен: Радуйся, Григорие, пророче и предивный чудотворче) 561 . Завершая обзор акафистов в честь святых и подвижников, необходимо упомянуть о прецеденте, когда акафист был написан как полемико-публицистический, а не богослужебный текст. Всем памятен захват террористами 1 сентября 2004 г. школы в Беслане. 3 сентября школа была взята штурмом, а три дня спустя, 6 сентября, в интернете был выложен «Акафист страстотерпцам Бесланским» (рефрен: Радуйтеся, мученицы Бесланстии, за страну Российскую присно Бога молящий) 562 . В этом «акафисте» немало обвинений властей в бездействии, попустительстве и т. д., иными словами, автор, используя гимнографическую форму, сформулировал свой взгляд на текущие события в мире. В такой форме акафист перестает быть молитвенным текстом, приобретая в начале XXI в. совершенно иное бытийное качество, нежели заложенное некогда в свой гимн творцом первого из неседальных – Великого акафиста. Тенденции современной акафистографии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Потерянный в толпе необозримой, Как часть одной страдающей души, – Невольно в ней твое потонет горе, И чувствуешь, что дух твой вдруг влился Таинственно в свое родное море И заодно с ним рвется в небеса... 1857 Последние язычники Когда в челе своих дружин Увидел крест животворящий Из царской ставки Константин И пал пред Господом, молящий, – Смутились старые вожди, Столпы языческого мира... Они, с отчаяньем в груди, Встают с одра, встают от пира, Бегут к царю, вопят: «О царь! Ты губишь все – свою державу, И государство, и алтарь, И вечный Рим, и предков славу! Пред кем ты пал? Ведь то рабы! И их ты слушаешь, владыко! И утверждаешь царств судьбы На их ты проповеди дикой! Верь прозорливости отцов! Их распинать и жечь их надо! Не медли, царь, скорей оков! Безумна милость и пощада!» Но не внимал им Константин, Виденьем свыше озаренный, И поднял стяг своих дружин, Крестом Господним осененный. В негодованье цепь с орлом Трибуны с плеч своих сорвали, И шумно в груды пред царем Свое оружье побросали – И разошлися... Победил К Христу прибегший император! И пред распятым преклонил Свои колена триумфатор. И повелел по городам С сынов Христа снимать оковы, И строить стал за храмом храм, И словеса читать Христовы. Трибуны старые в домах Сидели, злобно ожидая, Как, потрясенная, во прах Падет империя родная. Они сбирались в древний храм Со всех концов на годовщину Молиться дедовским богам, Пророча гибель Константину. Но время шло. Их круг редел, И гасли старцы друг за другом... А над вселенной Крест горел, Как солнца луч над вешним лугом. Осталось двое только их. Храня обет, друг другу данный, Они во храм богов своих Сошлися, розами венчанны. Зарос и треснул старый храм; Кумир поверженный валялся; Из окон храма их очам Константинополь открывался: Синел Эвксин, блестел Босфор; Вздымались куполы цветные; Там – на Вселенский шли собор Ерархи, иноки святые; Там – колесницы, корабли... Под твердью неба голубою Сливался благовест вдали С победной воинской трубою... Смотрели молча старики На эту роскошь новой славы,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

далее... " Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасемся, без исключения " , - писал преподобный Силуан Афонский, и тут же добавлял: " Не спасутся только те, которые не хотят каяться, и в этом я вижу их отчаяние, и много я плачу, жалея их " . Преподобный Силуан вслед за Святыми Отцами повторял: " Жалко тех людей, которые не знают Бога. Они не видят вечного света и по смерти идут в вечный мрак " . далее... Календарь - не только продукт науки, не только таблица математических исчислений, но также и религиозное и философское осмысление времени, переданное языком математики. Через юлианский календарь, его математико-символическую знаковую систему, время воцерковляется в ритмах богослужения, особенно в пасхалии. Воцерковленное время становится символом и образом вечности. далее... Вовсе не Бог готовит вечность ада. Ад, по мысли преподобного Макария Египетского, лежит " в глубине сердца человеческого " . Да, Бог есть любовь и любовь эта будет всё во всём, но для тех, кто стал воплощением ненависти, она станет адским огнем. Именно об этом говорят знаменитые слова преподобного Исаака Сирина: " Мучимые в геенне поражаются бичем любви " . Провозглашая же неизбежное " восстановление всяческих " в Боге, " богословы-оптимисты " , сами того не замечая, впадают в фашистское безумие " принудительного рая " . Так Небесный Иерусалим медленно превращается в концлагерь. далее... Недавно в одной из телепрограмм долго сетовали, что Русская Церковь все никак не перейдет на новый календарь, не празднует Рождество и Пасху вместе со всем остальным миром. Неужели нам так и оставаться навсегда отсталыми, со своим устаревшим календарем? далее... С самого покорения Константинополя весь огромный христианский Восток невольно и вдруг обратил свой молящий взгляд на далекую Россию, только что вышедшую тогда из своего татарского рабства, и как бы предугадал в ней будущее ее могущество, свой будущий всеединящий центр себе во спасение. Россия же немедленно и не колеблясь приняла знамя Востока и поставила царьградского двуглавого орла выше своего древнего герба и тем как бы приняла обязательство перед всем Православием: хранить его и все народы, его исповедующие, от конечной гибели.

http://pravoslavie.ru/51.html

Мы прибавляем шагу и слышим все яснее пронзительные причитания. Молодой женский голос, то исступленный, то жалобный, страдающий и молящий, разносится в воздухе, между тем как сзади, надвигаясь все ближе, растет торжественный напев тропаря. – Кличет… – сказал Андрей Иванович. – Кликуша… порченая… Под икону класть привели, – говорят кругом в толпе с живым интересом. – Пока до Митина дойдем, штук десять выведут, – прибавил равнодушно какой-то немолодой мещанин. – Баловство одно! – кидает Андрей Иванович. – Баловство и есть… Поучить бы хорошенько… – Поучи-ить? – язвительно и звонко подхватывает какая-то бабенка. – Чем она виновата? Иная от вас и закличет, от учения вашего… – Да, говори!.. Стоят этакие же вот две сороки. Одна и спрашивает у другой: “Ты ноне, Аниська, станешь выкликать, что ли?” – “Нет, мол, не стану, сыро!” – “Ну так погляди у меня калачи, я покличу маленько…” В толпе смех. – А ты это сам слыхал, что ли? – заступаются опять обиженные бабы. Между тем около кликуши степенно и грустно стоят ее однодеревенцы, а родные держат молодую женщину под руки. Толпа все приливает… Резкий крик… по временам плавное причитание, сменяющееся стонами и неистовым, надрывающийся воплем… Легкое облако пыли, пронизанное солнцем, колеблется между рядами берез… Глухой шум, будто от прорвавшегося потока, мерный топот десятитысячной толпы и волны клирного пения, объединяющего весь этот нестройный гул в одно могучее, захватывающее движение, – все это близится, вырастает, охватывает и подымает за собой, между тем как впереди, споря с общею гармонией, бьется какое-то одно жалкое, страдающее и непокорное существо с этим испуганным, надрывающимся голосом… Мне становится жутко. Андрей Иванович хмурится. Мы стоим в густой давке, на откосе тракта, а мимо нас, точно река, сжатая берегами, густо, величаво и плавно несется уже сплошная толпа, давно охватившая группу с кликушей, которая неистово вырывается из рук, мечется, кидается в стороны… Икона близко… Резкий, нечеловеческий вопль покрывает и смешивает на мгновение пение хора.

http://azbyka.ru/fiction/za-ikonoj/

Оставил с радостью свой дом, Когда друзья мои сказали: «Во храм Господень мы идем». И вот стоят уж ноги наши, Ерусалим, у врат твоих, Вот он, что мне милей и краше Всех городов и стран земных! Рукою дерзкой святотатной Ты был жестоко разорен, Но вновь красою благодатной Сияешь ты, родной Сион. О Божье чудное селенье, Куда великий Царь миров Своим сынам для поклоненья Велел ходить во век веков! О, город дивный, достославный! В нем царь Давид поставил трон, И с той поры главой державной Царит над всем народом он. Привет я шлю тебе смиренно, Тебе и всем твоим сынам, Сияй во славе неизменно На радость нам, на страх врагам; Желаю мира и богатства Твоим чертогам и стенам, Цвети во век, Господне братство, И мой народ, и Божий храм! Псалом 122 В Твои небесныя вершины, В их светлый, Господи, простор, Из мрака бед и злой кручины Возводим мы молящий взор; Не так рабыня смотрит в руки Своих властительных господ, Как ожидаем в тяжкой муке Мы от Тебя святых щедрот. И не оставим мы, Владыка, Себе просить Твоих даров, Пока по милости великой Не пощадишь Своих рабов; Воззри на наше униженье, На море слез, тоску и срам, На этот гнет и оскорбленья, Что гордый враг наносит нам. Псалом 123 Когда б Всевышний не был с нами, В те дни, как враг на нас возстал, То разъяренными зубами Он нас живыми б растерзал; И как поток порой иною Все губит в яростных волнах, Так сокрушающей рукою, Нас истребил бы злобный враг. Хвала Тебе, Господь превечный, Что злым зверям не предал нас, И от вражды их безсердечной Рукою благостною спас; Они поймали нас, как птицу, Схватить рукой уж собрались, Но Ты простер Свою десницу, Сеть порвалась, и мы спаслись. Надежда наша на Того, Кто есть Творец и Царь всего. Псалом 124 Всяк уповающий на Бога Незыблем, как гора Сион, Прочь от него бежит тревога, Всегда спокоен духом он; Как окрест стен Ерусалима Стоят высоких гор ряды, Так сила Божия незримо Его хранит от злой беды. Господь не даст врагам лукавым Народ Свой мучить без конца, Всегда окажет помощь правым, Чтоб в грех не впали их сердца;

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-probato...

К Богу стремимся мы всею душой, Он нам защита и крепкий устой; Наша опора Господня десница, Ею лишь наша душа веселится. Наша надежда и вера тверда, Будь же к нам милостив, Боже, всегда! Псалом 33 Господа чту я во всякое время, Петь Ему буду всегда, Славь Его, кроткое Божие племя, Не умолкай никогда. Имя Его величайте со мною, Дружно Его вознесем; Часто к Нему прибегал я с мольбою, Он помогал мне во всем. К Вышнему взор устремляйте молящий, Божий увидите свет, Знает стенанья души Он скорбящей И избавляет от бед. Ангелов Божьих стоят ополченья Окрест Господних рабов, Благость познайте Его провиденья, Сладость небесных даров; Бойтеся Господа, люди святые, Горя не будете знать, Бедствовать будут обидчики злые, Вам же Он даст благодать. Страху Господню учу я вас, дети: Если хотите прожить В благополучии прочном дни эти, Кроткими должно вам быть. Правду любите, разстаньтесь с пороком, Дел избегайте дурных, Смотрит на честных Бог любящим оком, Но покарает Он злых; Слышит Он все воздыханья убогих, Близок Он к скорбным сердцам, В горестях им помогает Он многих, Мир подает их душам. Праведных Вышний всегда охраняет, В целости их соблюдет, Грешных иная судьба ожидает, Злая беда их убьет. Горько в разсчетах своих ошибутся Те, кто неправдой живут, Силой небесной от рук их спасутся Все, кто Превечнаго чтут. Псалом 34 В мою тяжбу с врагами вступися, В борьбе с ними меня поддержи, В всеоружии бранном явися И Свой меч для меня обнажи, И свирепыя их нападенья Прекрати всемогущей рукой, Скажи мне: «Я — твой щит и спасенье, Покровитель невидимый твой!» Разрушь, Боже, их замысл зловредный, Да отступят со срамом назад Те, кто ищут души моей бедной, Погубить меня злобно хотят. Да погонит Твой ангел небесный Их, как прах, пред собою земной, Да покроет он путь их безчестный Скользкой грязью и тьмою густой. Да увязнут в сетях своих сами, Что безвинно сплели они мне, Пусть в своей же сокроются яме И погибнут в ея глубине. И я буду Тобой веселиться, Я скажу Тебе всею душой: «Кто с Тобою, Владыка, сравнится?

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-probato...

Господь Иону поглотить И трое суток невредимо Его во чреве сохранить. И стал пророк молиться Богу, Когда исполнились три дня: «Воззвал я к Господу в печали, И вот услышал Он меня. Я вспомнил Господа, и к Богу Молитва робкая дошла. Мой голос, скорбный и молящий, Проник к Господню алтарю, И освятилася, как жертва, Хвала Небесному Царю!.. Забыт Ты, Боже Милосердый, Чтут люди суетных богов, А я взываю со слезами: Мое спасенье – Саваоф!» И зарыдал пророк, и слезы Струились с бледного лица... И кит, по слову Иеговы, «Изверг на сушу беглеца. К. Львов Обычай дарить яйца при христосовании По вознесении Иисуса Христа на Небо Мария Магдалина пришла с проповедью Евангелия в Рим. Здесь она явилась к императору Тиберию, подарила ему красное яйцо и сказала: «Христос воскрес»! Христиане, узнав о таком приношении, начали подражать этому. Обычай стал мало-помалу распространяться среди верующих и скоро сделался всеобщим. В древности у евреев и язычников было обыкновение: являясь к важному лицу, особенно в первый раз, подносить ему что-либо в дар. Пример этого можно видеть, между прочим, и в поступке волхвов, пришедших поклониться рожденному Иисусу с подарками. Люди бедные приносили в подобных случаях плоды и яйца. Такой обычай особенно приличен христианам во дни Святой Пасхи. Своей простотой он выражает взаимную любовь и дружбу христиан. Красный цвет яйца напоминает кровь Спасителя, пролитую за нас, а само яйцо служит знаком победы Христа над смертью или напоминанием о Его Воскресении. Кроме того, яйцо – это знак и нашего возрождения в будущую жизнь. Из яйца рождается, разрушив скорлупу, цыпленок. Так и мы некогда возродимся и воскреснем для новой жизни. Особенности пасхального богослужения Наступает пасхальная полночь. Торжественный благовест возвещает наступление праздника. Сейчас начнется торжественное богослужение, но не в церкви, а перед ее закрытыми дверями, на паперти. Священнослужители с крестом и иконами обойдут вокруг церкви, встанут перед дверями и, возгласив несколько раз славу Воскресшего, войдут с торжеством в церковь . В этом хождении утру глубоку вне храма нетрудно узнать хождение святых жен-мироносиц и Апостолов в вертоград Иосифов. Служение начато вне церкви, потому что Господь пострадал и погребен вне града, начато перед запертыми вратами, потому что гроб Его был запечатан и Он Сам, уже воскресший, явился Апостолам дверем затворенным.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ранним утром следующего дня монах ходил по коридору и звонил, будя паломников к службе. Скоро от гостиницы потянулась к монастырю вереница богомольцев. Сегодня мы встали ранее обыкновенного; сегодня «мы» служим обедню; утро холодное, мрачно и угрюмо смотрит монастырь; с высоты колокольни несется жалобный, молящий звон колокола. Наконец мы в соборе., Обедню служило исключительно наше духовенство во главе с отцом инспектором. Пели мы сами. При этом дело, не обошлось без волнений. Н. П-чу, управлявшему хором, не хотелось сконфузить наш хор пред монахами, которые с нетерпением ждали, когда мы запоем, и в то же время трудно было, конечно, устроить порядочный хор экспромтом. Но все обошлось благополучно. Торжественность богослужение, необычайность обстановки, приподнятое настроение сделали свое дело; все как то невольно воодушевились и хор вышел, говорят, весьма стройный. Особенно стройно вышла нотная херувимская, удивившая монахов, из которых многие никогда ничего нотного не слыхали, так как в монастыре петь по нотам не полагается. Во время обедни храм был переполнен молящимися. За причастным стихом, о. Анастасий с воодушевлением произнес проповедь о значении монастырей вообще и Соловецкого в особенности для религиозно-нравственной жизни края и предрекал монастырю славное будущее. Эта проповедь, как нельзя б(Ь лее отвечавшая общему настроению паломников, произвела на многих очень сильное впечатление. Некоторые плакали. Особенно внимательно слушали монахи Соловецкие, которым редко приходится слушать с церковной кафедры живую, прочувствованную речь; у них, обыкновенно, если и произносятся проповеди, то по книге. По окончании обедни мы опять своим собором отслужили пред мощами преп. Зосимы и Савватия торжественный молебен. После полудня в этот день отходил из Соловков пароход на Сумский Посад, в виду этого те из богомольцев, которым предстояло отправиться в морское плавание и проститься с монастырем, где они в тиши уединение, в дали от шумного мира, провели, быть может, несколько отрадных и счастливых минут и где запаслись силами для новых плаваний и по бурному житейскому морю, молились особенно горячо. На глазах многих крестьян виднелись слезы; молитва перерывалась вздохами и из глубины души почти вслух вырывались слова: преподобные, батюшки, спасите нас грешных; не оставь нас угодник Божий и т. п. Наконец, мы запели в последний раз тропарь преподобным: « На отоце океана моря»... и богомольцы, как один человек, пали ниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В это время я увидел в чудной красоте самого Архистратига Михаила, который в прекрасной ладье из Херувимов и Серафимов в сопровождении множества Ангелов, святых, пророков и мучеников, приближался к огненному озеру. Все они были облечены красотой неописано. Скоро Ангелы приблизились к грешникам, преданным на казнь. Тотчас же огонь погас, бездна перестала дымиться, омерзительные животные исчезли. Когда все утихло, Архангел Михаил погрузил свое белоснежное крыло в озеро — вывел множество человеческих душ и перенес их на берег. Потом опустил то же правое крыло во второй раз — и вывел из озера еще больше душ, чем в первый раз. Тогда Херувимы и Серафимы простерлись ниц перед ним и стали просить его погрузить крыло — в третий раз. Архистратиг Михаил устремил свой благой молящий взор ко Господу, вознес горячие сердечные молитвы о спасении страдающих за свои грехи. Потом снова погрузил в озеро белоснежное крыло и вывел безчисленное множество — новых душ. Тогда Ангелы и святые, с великой радостью приняв эти души, омыли их водою Благодати, умастили их благоуханием радости и поставили перед лицем Божиим. В тот час из завесы Господней исшел глас: “Предстательством Архангела Михаила и Матери Моей, Пресвятой Девы, и всех Моих Ангелов и избранных, исполнивших на земле волю Отца Моего — введи эти души в Рай блаженства, Вечности и покоя. Аминь”. При этом страшном и святом деянии святой Иоанн подивился состраданию Михаила Архангела. Ангел сказал: “знай Иоанне, друже Божий, что чудо, которое ты видел, повторяется ежегодно 6/19 сентября, в честь праздника его вождя Небесного воинства — за великую победу, которую он одержал над силами сатаны. Когда иудеи безжалостно пригвоздили Спасителя ко Кресту, Михаил Архангел был в такой скорби, что небо и земля поблекли, не умея перенести ее. Когда Господь наш Иисус Христос восстал из гроба, именно Михаил Архангел отвалил камень и принес благую весть женам-мироносицам. Он удержал сатану в геене и отнял все, что у него было. Бог даровал Архангелу Михаилу великую силу и власть спасать тех, кто пребывает в муках. Господь наименовал ему чины небесных сил безплотных и позволяет ему ежегодно 6/19 сентября и 9/21 ноября в сопровождении Ангелов и святых приближаться к душам, осужденным на мучения.

http://azbyka.ru/fiction/apokrif-ob-arha...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010