В некоторых композициях она изображена с нимбом, чем уподоблена прп. Евфросинии. Самостоятельный цикл образуют миниатюры, на которых представлены видения, явленные др. женщинам в Кремле возле М. В. м. в дни всенародного моления (Там же. Л. 845-851). Летопись сохранила имена этих благочестивых «вдовиц»: Евдокия Коломянка (уроженка Коломны) и Иулиания, вдова воздвиженского пресв. Евсевия (она названа «маловидящей», очевидно, была близорука). Символично, что свидетелями чуда становятся слепые или слабовидящие жены; Божественный Промысл открывается наиболее слабым и социально незащищенным, лишенным зрения или сознательно отказавшимся от мира, как «нагоходец», юродивый Василий. Моление вдов рядом со святителями точно иллюстрирует сообщение летописи о том, как во время осады Кремля эти женщины оказались лишены жилья и вынуждены были скрываться («угнетахуся») под папертью ц. вмч. Георгия Победоносца. Вероятно, с памятью об этих событиях связано также почитание основательницы мон-ря прп. Евфросинии и продолжавшееся строительство 2-го каменного собора. Среди документов, свидетельствующих о повседневной жизни М. В. м., особое место занимают ладанные книги - списки выдачи ладана «ружным» церквам из государевой казны. В марте 7093 (1585) г. обитель именуется «Вознесение Христово, что в старом в Большом городе у Фроловских ворот» (ДАИ. Т. 1. Стб. 200; Павлович. 1998. С. 147). Собор уже тогда имел придел, для служения в к-ром ладан выдавали «приделному попу Федору» ( Павлович. 1998. С. 148), однако посвящение придела неизвестно. Возможно, этот единственный придел первоначально был пристроен с севера, там же существовала не менее древняя паперть, но был ли придел в паперти изначально, имел ли отдельный объем и собственную апсиду, остается неизвестным ( Баталов. 1996. С. 133-134). Согласно Чиновнику московского Успенского собора времени патриарха Московского и всея Руси Никона , из кафедрального храма в М. В. м. крестные ходы совершались неск. раз в течение церковного года: в пяток Светлой недели, на праздник Вознесения Господня, когда мон-рь посещал сам царь, а патриарх шел на всенощную службу (ДАИ.

http://pravenc.ru/text/2564202.html

Складень-реликварий с частицей Ноева Ковчега. Канакер. 1968 В другой складень помещена частица Ноева Ковчега. Сам этот реликварий датируется 1698 годом. На серебряных створках - чеканное изображение ангела, передающего святому Акопу Мцибинскому (Иакову Низибинскому) реликвию. По преданию, св. Акоп обрел частицу Ноева ковчега на горе Арарат. В 1768 году Екатерина II получила в дар фрагмент частицы Ноева ковчега, который был отломан от одного из углов реликвии. Императрица не осталась в долгу, и подарила тогда Католикосу Симеону I патриаршего двуглавого орла, украшенного драгоценными камнями и эмалями. Большое зрительское восхищение вызывают реликварии в форме длани, выполненные в технике чеканки, литья и филиграни с включением многоцветных камней и эмалей. Их на выставке два: длань св. Апостола Фаддея с мощами и длань св. Акопа Мцбинского. Перечисляя удивительные реликвии, привезенные в Москву трудно выделить что-то более значимое. Все это - творения с бесценным содержимым и продолжающейся историей. И Лучезарный крест десятого века из Ани, и ладанница века восемнадцатого из Вагаршапата в виде пятикупольного храма, и золоченый посох архимандрита 1781 года с навершием в виде змии с рубиновыми глазами, и сосуд для мира в виде голубя. Четвероевангелие. Армен-Лер, Адана, Киликия.1293 Если отмечать что-то особенно, то, наверное, книги. Киликийское Четвероевангелие написано в 1293 году в Армен-Лере лингвистом, музыковедом и каллиграфом Геворгом Скевраци. Геворг работал в крупнейшем культурном центре Киликии - Скеврском монастыре. Вместе с ним над Четвероевангелием трудился художник Симеон. Один из разворотов, на миниатюре которого изображен евангелист Лука, просто звенит от пронзительной стеклянной лазури, горячего пурпура и теплого золота. Прошло семьсот с лишним лет, а краски остались удивительно свежими, будто и не высыхали вовсе. Изысканный колорит, тонкий, узнаваемый специалистами почерк Скеврской миниатюры, и загадочный болоргир, то самое округлое письмо, которым славилась Киликия.

http://pravoslavie.ru/494.html

Московский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 1881 г. Московский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 1881 г. 17 авг. 1500 г. в Москве произошел большой пожар, в к-ром пострадала и обитель: «...на осьмом часу дня, загореся на Москве у Бобра на Большом посаде и погоре от Москвы реки до Ниглимны и пушечные избы и Рожественный монастырь» (Там же. Т. 8. С. 240). После пожара, в 1501-1505 гг., был возведен в традициях раннемосковского зодчества одноглавый каменный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. В 1547 г. мон-рь горел, в восстановленном после пожара соборе был устроен придел во имя свт. Николая Чудотворца. Обитель пострадала в Смутное время, но первые цари из династии Романовых Михаил Феодорович и Алексей Михайлович подтвердили прежние владения мон-ря и дали новые грамоты. В ладанных книгах 1613, 1617 и 1619 гг. зафиксирована выдача ладана для монастырского собора и его Никольского придела с указанием ряда священно- и церковнослужителей ( Павлович Г. А. Храмы средневек. Москвы по записям ладанных книг: (Опыт справ.-указателя)//Сакральная топография средневек. города. М., 1998. (Изв. Ин-та христ. культуры средневековья; Т. 1). С. 166). В XVII в. финансовую поддержку М. Р. м. оказывали князья Лобановы-Ростовские, на средства к-рых в 70-х гг. XVII в. были построены усыпальница при соборе, каменная ограда с 4 башнями и теплый трапезный храм во имя свт. Иоанна Златоуста. В XVII в. близ собора была сооружена и шатровая колокольня. В 80-х гг. XVIII в. была перестроена старая каменная ограда. Записные книги приказа Тайных дел содержат предписание от 22 февр. 1674 г. о выдаче «в Рожественской [монастырь] 71 человеку 7 осетров, пуд 31 г(ривенка) меду, масла тож, (проса) 2 чети с полуосминою» (РИБ. 1907. Т. 21. Стб. 1714), позволяющее предположительно судить о численности сестер. Известен также ряд монастырских документов XVII в., хранившихся в Музее П. И. Щукина (Сборник старинных бумаг, хранящихся в музее П. И. Щукина. М., 1897. Ч. 2. С. 3-5). Сохранилась небольшая книга записи вкладов в обитель в кон. XVII в. (ГИМ. Ф. 226. Оп. 1. Д. 14). И. А. Булыгин обратил внимание на опись монастыря 1701 г. из фонда Монастырского приказа (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Д. 38а. Л. 1 - 83 об.; Булыгин. 1977. С. 317). Некоторые монастырские документы, относящиеся к 40-80-м гг. XVIII в., гл. обр. по личному составу, хранятся в фонде Московской духовной консистории (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 245, 221 ед. хр.).

http://pravenc.ru/text/2564212.html

Собор в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Литография. 1848 г. Собор в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Литография. 1848 г. Топоним «под Бором» использовался и по отношению к Ивановскому мон-рю на Кулишках, к-рый упоминается в источниках с кон. XVI в., со времени царствования Феодора Иоанновича . Ладанные книги сообщают о выдаче ладана «к празнику, к Ивану Предотечи под Бор, что у Володимера в Садех» 24 авг. 1585 г. (ДАИ. 1846. Т. 1. С. 210), «к Иванну Предотечи что под Бором на Кулишках» и «что под бором на Кулишках» в 1619 г. (см.: Там же). Тот же топоним присутствует и во вкладной надписи 1660/61 г. на серебряном кадиле ( Снегирёв. 1883. С. 9-10). Этот топоним по рельефу местности более соответствует расположению обители на Кулишках, чем в районе Замоскворечья. О существовании соснового леса на Ивановской горе напоминает и название ц. Илии Пророка на совр. ул. Воронцово Поле - «под сосенками». При выдаче ладана в недавно созданные мон-ри и храмы писец обычно отмечал это обстоятельство, но в записи о выдаче ладана в Ивановский мон-рь на Кулишках подобных уточнений нет, поэтому не вызывает сомнений, что обитель здесь ранее уже существовала. В нач. XV в. эта территория входила во владения вел. кн. Василия I Димитриевича, между 1407 и 1417 гг. здесь были построены великокняжеский двор и ц. во имя блгв. кн. Владимира в Ст. Садех (ДДГ. С. 58). Поэтому весьма вероятно, что великокняжеский ружной мон-рь в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи мог появиться на Кулишках задолго до возведения на территории мон-ря каменного храма в 10-х - 30-х гг. XVI в. Одинаковые посвящения престолов и топоним в названии могли стать причиной контаминации в источниках 2 разных монастырей. В пользу этого предположения говорят отсутствие археологических подтверждений летописных сообщений о строительстве А. Фрязиным каменного храма в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в 1514 г. «под Бором, за рекою Москвою», и существование в XVI в. на Кулишках каменного храма, судя по его архитектуре построенного одним из итал. мастеров, работавших в Москве при вел. кн. Василии III Иоанновиче. Это был бесстолпный одноглавый храм с 3 сильно выдвинутыми к востоку апсидами и 3 притворами с запада, юга и севера, придававшими его плану крестообразность, а стены, притворы и четверик завершали фронтоны (разобран в 1859, сохранились рисунок с юж. стороны собора, план А. А. Мартынова и описание И. М. Снегирёва; см.: Снегирёв. 1883). Поэтому нельзя исключать, что именно собор Ивановского мон-ря под Бором на Кулишках был построен Фрязиным. Этот собор упоминается в летописях в 1514 г.; строительство собора положило начало формированию новой типологии в рус. архитектуре 1-й пол. XVI в. Каменная церковь с таким же престолом в Замоскворечье появилась лишь в XVII в.

http://pravenc.ru/text/2564216.html

Так, напр., 6 сентября 1679 года приходил к патриарху Иоакиму с именинным пирогом ключарь Благовещенского собора Михаил и патриарх благословил его образом богородичным на золоте; а 15 декабря того же года – приходил дьякон Благовещенского же собора Иван, который получил в благословение икону на золоте; 8 марта 1684 г. ключарь Благовещенского собора Феофилакт, получивший в благословение икону Владимирской Божией Матери на золоте 2022 . Приходили по тому же случаю к патриарху и сами последние царские духовники, как то: в 1692 г. 24 ноября протопоп Меркурий, получивший в благословение икону с изображениями св. Николая Чудотворца и св. Алексия митрополита – в окладе басемном, мелкотравном, с резными венцами, а в 1695, 1696 и 1700 гг. – духовник Феофан 11 октября, которого патриарх благословлял иконами Владимирской Божией Матери в окладах басемных с венцами гладкими, басемными 2023 . Приходили также к патриарху с именинными пирогами духовные лица и из других дворцовых церквей, которых всех патриарх благословлял иконами разной ценности. 2024 К похвальной же черте из жизни дворцового духовенства следует отнести и то, что некоторые из его членов употребляли свой досуг на такое занятие, как списывание и переплет книг. Таковы были, напр., придельный священник Благовещенского собора Григорий, который в 1647 г. писал патриарху келейную книгу апокалипсис – в лицах 2025 ; Ризположенский священник Стефан и дьячек Похвальской церкви Петр Борисов, которые переплетали приходо-расходные книги в дворцовые приказы и печатные книги в церкви, из коих первый получил в 1691 г. за переплет расходной книги 8 алт. 2026 ; а второй в 1690 г. за переплет окладной суконной и ладанной книги, да четырех расходных книг связных, без корешка, по 3 алт. по 2 деньги за книгу, всего 23 алт. 2 деньги 2027 . И нет сомнения, что кроме удовольствия, которое эти лица находили в самой работе, они имели от нее и лишний источник содержания для своей семьи. 1. Тихвинская икона Богоматери 2. Икона Благовещения Пр. Богородицы 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Николая Чудотворца. Факт проведения подобного диспута мог бы не попасть в летописи, если бы во время соборных заседаний не произошло чудо - исцеление «сына боярского, разслаблена руками и ногами, тулянина Григорья Сухотина», молившегося иконе, «и в то время Никола Гостуньский чюдотворец в храме своем у своего образа простил... на молебне во един час здрав стал якоже ничим вредим» (Никоновская летопись//ПСРЛ. Т. 13. С. 233). Протопоп Амос и исцеленный Григорий были приведены к митрополиту на Собор и стали «живым аргументом» в богословском споре. В 1554 г. храм свт. Николая Гостунского в Кремле был расписан и повторно освящен 7 окт. того же года. Не исключено, что на подобный шаг царя сподвигли личные обстоятельства и события гос. масштаба. Во внимании к храму было проявлено уважение святителю, икона к-рого несла исцеления недужным и победу в войне с неверными, подражание отцу, в свое время отстроившему это здание и украсившему чтимую икону; не исключено влияние принесения в том же 1554 г. в Москву известий о Великорецкой-Вятской иконе святителя. После этих событий церковь в Кремле упоминается в летописи уже как «церковь великого чюдотворца Николы Гостунского». Ее освящение было проведено свт. митр. Макарием в присутствии царя и его брата, кн. Юрия Васильевича, бояр и народа (ПСРЛ. Т. 20. Ч. 2. Л. 791об.- 792; Т. 13. С. 252; Т. 29. С. 235). Сохранившиеся документы, напр. Книги выдачи ладана (Ладанные книги) кон. XVI - 1-й трети XVII в. показывают, что Гостунская ц. в Кремле получала из казны ладан на храмовые праздники: к 6 дек. «Николе зимнему» с 1585 г. по 1620 г., с конца правления царя Иоанна Грозного, уже при новой династии; в церкви были другие престолы - прежде всего в честь Введения Пресв. Богородицы во храм, перенесенного со двора кн. Юрия Васильевича, брата царя Иоанна Грозного, на этот престольный праздник духовенство также получало ладан. Храм именовался собором и располагался на площади. Не был забыт и Никольский храм на месте явления иконы. Он получал достаточное содержание из казны, что позволило местному причту, «иерею Афанасию и Филимону с диаконом», заказать в 1562 г.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

Дискуссионным остается посвящение четвертого придела и соответственно местоположение престола свт. Василия Кесарийского. Из летописи известно, что между 1547 и 1564 гг. он был перенесен в вост. паперть на стороне Казенного двора. Не исключено, что в связи с переносом престола в юж. паперть последняя подверглась частичной перестройке, при к-рой появилось юж. крыльцо. Полагают, что в 1564 г. престол свт. Василия Кесарийского был внесен обратно в дьяконник, а в юго-вост. приделе был помещен престол вмч. Георгия, к-рый там находился в XVII в. Но это маловероятно, поскольку в ладанных книгах с кон. XVI в. придел свт. Василия Кесарийского снова указывается «в паперти» или «на паперти». Скорее всего он, согласно предположению Маркиной, был внесен в верхний юго-вост. придел. Престол свт. Василия Кесарийского находился в юго-вост. приделе еще в 30-х гг. XVII в. Качалова полагает, что придел свт. Василия Кесарийского находился в дьяконнике вплоть до его упразднения, но, возможно, был неск. расширен и занимал часть юж. паперти. Придел вмч. Георгия, упоминающийся в ладанных книгах как находившийся также «на паперти», вероятно, изначально был размещен в самой галерее. То обстоятельство, что он не упомянут в Никоновской летописи, говорит о его появлении в соборе после 60-х гг. XVI в. Первое известие о нем относится к 1584 г., к кон. XVII в. престол вмч. Георгия переносят в юго-вост. придел, где он остается до упразднения в сер. XVIII в. В 1822 г. юго-вост. придел освятили во имя св. блгв. вел. кн. Александра Невского, соименного святого имп. Александра I. До кон. XVI в. был, видимо, упразднен престол в честь Собора арх. Михаила, т. к. в 1584 г. фигурирует уже придел в честь Собора арх. Гавриила. После воцарения Михаила Феодоровича в соборе освящают придел во имя его ангела - св. Михаила Малеина. Ладанные книги впервые отмечают выдачу ладана для него 21 сент. 1613 г. Скорее всего он помещался в юж. или вост. паперти. В 1836 г. в помещении юж. паперти по указу имп. Николая I был устроен придел во имя его святого - свт. Николая, архиеп. Мирликийского. Собор в ХХ - нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/149295.html

Ист.: ПСЗ. Т. 9, 6544. С. 263-277; ПСРЛ. Т. 8. С. 165, 181; Т. 12. С. 214; Т. 14. C. 96; Т. 18. С. 269; Т. 28. С. 69, 71, 89, 337, 338, 341; Т. 34. С. 241; Обзор документальных материалов ЦГАДА СССР по истории г. Москвы с древнейших времен до XIX в. М., 1949 [по указ.]; Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. М.; Л., 1950; Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Отдел рукописных, печатных и графических фондов//Архивы России: Москва и С.-Петербург. М., 1997. С. 648-649; Грамоты из архива московского Архангельского собора/Подгот. С. М. Каштанов, О. И. Хоруженко//АЕ за 1997 г. М., 1997. С. 390-438; Маштафаров А. В. Жалованные грамоты кремлевского Архангельского собора//Русский дипломатарий. М., 1997. Вып. 2. С. 23-51; Акты Российского государства. Архивы московских монастырей и соборов: XV - начало XVII в. М., 1998. С. 33-88, 435-440; Павлович Г. А. Храмы средневековой Москвы по записям ладанных книг: [Ладанные книги 1584/85, 1613/14, 1617/18, 1618/19 гг.]//Сакральная топография средневекового города. М., 1998. С. 150. (Изв. Ин-та христианской культуры средневековья; Т. 1). Лит.: Хавский П. Московский Архангельский собор, или Историческое исследование о родословиях святого мученика князя Черниговского и Российских великих князей, опочивших в Московском Архангельском соборе. М., 1862; Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880; Извеков Н. Д. Московский Архангельский придворный собор. Серг. П.; М., 1916. [Библиогр.]; Власюк А. А. Новые исследования архитектуры Архангельского собора в Московском Кремле//Архитектурное наследство. М., 1952. Вып. 2. С. 105-132; Воробьев А. В. , Смыслова В. А. О галерее Архангельского собора: (Новые мат-лы по Архангельскому собору Моск. Кремля)//Там же. 1963. Вып. 15. С. 178-181; Сизов Е. С. Новые мат-лы по Архангельскому собору Московского Кремля: Когда был построен Архангельский собор?//Там же. С. 176-177; Дмитриев Ю. Н. Стенопись Архангельского собора Московского Кремля: (Мат-лы и исслед.)//ДРИ: XVII век.

http://pravenc.ru/text/76446.html

О мон-рях, освященных во имя М. Е., сведений не сохранилось. Данные о посвящении этой святой храмов (даже придельных) в южнославянском регионе отсутствуют, на Руси они очень редки: напр., церковь на месте Сретенского мон-ря, 1385; придел при престоле во имя ап. Андроника собора Покрова Пресв. Богородицы на Рву (Василия Блаженного) в Москве, не позднее 1618 г. ( Павлович Г. А. Храмы средневек. Москвы по записям ладанных книг: [Ладанные книги 1584/85, 1613/14, 1617/18, 1618/19 гг.]//Сакральная топография средневек. города. М., 1998. С. 159-160). В авг. 1700 г. чрезвычайный посланник Петра I думный дьяк Е. И. Украинцев, ездивший в К-поль для заключения мирного договора России с Турцией, получил в дар от Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары часть мощей М. Е. (кость правой ноги). 18 февр. 1707 г. Украинцев передал серебряный ковчег с этой святыней в Сретенский мон-рь. В народных верованиях балканских и вост. славян (в частности, в заговорах) М. Е. обычно не фигурирует. Лит.: Начов Н. А. Тиквешки ръкопис//СбНУНК. 1894. Кн. 10. С. 191; Петканова Д. Дамаскините в българската литература. София, 1965; Демина Е. И. Тихонравовский дамаскин: Болг. памятник XVII в.: Исследование и текст. София, 1968. Т. 1; СККДР. 1987. Вып. 1. С. 161-162; Шnaдujep И. Жumuje Mapuje у pahobuзahmujckoм ucmopuja. Београд, 1992. 24. 87. С. 177-192; она же. Жumuje Mapuje у cpnckocлobehckoj pykonuchoj mpaдuцuju//АрхПр. 1994. Бр. 16. С. 15-90; она же. Жumuje Mapuje у cpnckocлobehckoj (bpujeмe и южные славяне: Сб. ст. к 100-летию со дня рожд. В. А. Мошина (1894-1987). СПб., 1998. С. 284-288; Dimitrova M. Mary of Egypt in Medieval Slavic Literacy//Bsl. 1995. Vol. 56. N 3. P. 617-624; eadem. The «Vita Mariae Aegyptiacae» in Medieval and Early Modern Bulgarian Literature//Annual of Medieval Studies at Central European University: 1993-1994. Bdpst, 1995. P. 108-125; Велчева Б. Ранният славянски превод на Житието на св. Мария Египетска в един ръкопис от XV век//Palaeobulgarica. 1996. 3. С. 30-54; Иванова К. Bibliotheca hagiographica Balcano-slavica. София, 2008; Творогов О. В. Переводные жития в рус. книжности XI-XV вв.: Кат. М.; СПб., 2008.

http://pravenc.ru/text/2562136.html

Таким образом, очевидно, о. Извеков не все документы бывших Дворцовых приказов просмотрел (различные книги и в том числе Ладанные, очевидно, изучены им очень плохо) и историю дворцовых церквей он излагает недостаточно полно... Как известно, наши хранилища документов горели и в 1626, и в 1737, и др. годах, страдали от разных причин и дошли до нашего времени далеко не в полном виде. Между тем о. Извеков держится противоположного мнения и на основании упоминания или не упоминания в сохранившихся до нашего времени документах строит те или другие предположения... В Смутное время Московского государства все Кремлевские дворцовые здания настолько сильно пострадали, что в них нельзя было жить новому царю; не пощажены были и дворцовые церкви: поляки «затворишася... во святых Божиих церквах каменных, тех оскверниша и в тех жилища себе поделаху... На царском же дворе, во святых Божиих церквах, и в полатях и по погребом – все стояху Литва и Немцы и все свое скаредие творяху... Егда внидоша во град Кремль и Китай и видяху, како бысть Божиим церквам порушение и поругание... Толико бысть на Москве осквернение градовом тем, и святым церквам, или царскому дому и святительскому, во всех многое скаредение бысть» 4 ... Очевидно дворцовые церкви сильно пострадали за это время. A о. Извеков о судьбе их судит только на основании упоминаний о ремонтах их после 1613 г.!... Так, о Благовещенском соборе он утверждает, что «Польское разорение Москвы в начале XVII в., мало коснулось его, о чем можно заключать на том основании, что при царе Михаиле Федоровиче не производилось никакой капитальной работы по возобновлению собора» (стр. 9, точнее надобно бы было сказать: «не встретилось о. Извекову документов о сем», или: «не сохранилось никаких известий»...; предшественник его, почтенный И.М. Снегирев пишет о Благовещенском соборе: «разграбленный и обезображенный в нашествие Литовско-польское»...) А между тем о другой дворцовой церкви Рождества пресв. Богородицы о. Извеков пишет, что «Московское разорение..., надо полагать, не пощадило отчасти и Рождественской церкви»; так он думает потому, что в 1613 г. потребовалась покупка в эту церковь половины сукна на обивку дверей и окон, а в следующем году 10 аршин холста на срачицы в придел Лазарева воскрешения...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010