Патриарх Кирилл также ознакомился с выставкой фотографий и книг, посвященных памяти Святейшего Патриарха Алексия II, и осмотрел читальные залы. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил торжественный акт, посвященный памяти Святейшего Патриарха Алексия II и приуроченный к 80-летию со дня его рождения. Патриарх Кирилл передал в дар библиотеке новые издания, посвященные 80-летию со дня рождения приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II. Предстоятель также посетил общеобразовательную школу при Андреевском монастыре надвратный храм обители, освященный в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами святых Андрея и Феодора Стратилатов. 26 февраля в Патриарших палатах Московского Кремля состоялась встреча Президента России Дмитрия Медведева со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и лауреатами премии Международного фонда единства православных народов за 2008 год, торжественное вручение которой состоялось накануне. Во встрече также принимал участие президент МФЕПН Валерий Алексеев. Предстоятель Русской Православной Церкви представил Д.А. Медведеву лауреатов, особо отметив, что согласно решению Священного Синода премии присвоено имя приснопоминаемого Святейшего Патриарха Алексия II. 27 февраля в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке Предстоятель Русской Православной Церкви принял главу Департамента внутренних дел Швейцарской Конфедерации Паскаля Кушпена с супругой. Приветствуя гостей, Святейший Патриарх Кирилл поделился воспоминаниями о годах работы в Швейцарии в качестве представителя Московского Патриархата при Всемирном совете церквей. В ходе беседы обсуждались различные вопросы диалога Церкви и общества в России и Европе. Святейший Патриарх Кирилл также рассказал гостям о духовном окормлении чад Русской Православной Церкви, проживающих в европейских странах. Во встрече приняли участие посол Швейцарии в Российской Федерации Вальтер Б. Гигер и другие сотрудники Посольства. 1 марта, в Неделю сыропустную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Архиерей коснулся направлений деятельности представителей ВРНС: культурных, образовательных проектов, работы с молодежью, национально-культурными объединениями и другими религиозными конфессиями, поддержки спортивных клубов, издательских, просветительских, образовательных программ, историко-патриотической деятельности. Он отметил, что проведено множество мероприятий в рамках празднования 800-летия со дня рождения святого Александра Невского, выразил всем благодарность за проведенную работу. Митрополит Варсонофий вручил награды членам экспертного совета при ВРНС. Серебряной медалью святого апостола Петра награждены глава Петровской академии наук и искусств, декан факультета истории и социальных наук РГПУ Алексей Воронцов в связи с 80-летием, академик РАХ художник Андрей Блиок — в связи с 75-летием. Медалью святого апостола Петра награждены художник, писатель и кинорежиссер Виктор Тихомиров в связи с 70-летием, заведующий кафедрой истории религий и теологии РГПУ Александр Прилуцкий — в связи с 50-летием. Руководитель секретариата регионального отделения, председатель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Александр Пелин представил отчет, упомянув шестой международный фестиваль авторской патриотической песни «Великая Россия», приуроченный к 800-летию со дня рождения святого Александра Невского, мероприятия, связанные с 20-летием канонизации праведного воина Феодора Ушакова, первый форум жителей блокадного Ленинграда и их потомков «Молитва невских берегов», приуроченный к 80-летию начала Великой Отечественной войны. Создан сайт , где содержится информация о деятельности регионального отделения ВРНС. Сопредседатели и члены правления рассказали о своей деятельности. Так, гендиректор компании «КЕЛЕАНЗ Медикал» Елена Кириленко работает с воспитанниками детских домов. Она отметила, что дети хорошо обеспечены материально, но не имеют понятия об окружающей жизни. Профориентационные встречи с детьми, на которых рассказывают об учебных заведениях, где можно получить ту или иную профессию, помогут им в дальнейшем уверенно себя чувствовать в жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/5866706.ht...

В 1982 г. он был переведен в рядовые сотрудники, по существу отставлен. Владыка Филарет (Вахромеев), возглавлявший тогда ОВЦС, пригласил его в Отдел, сделав членом Отдела, и поручил издавать информационный бюллетень. И здесь, как всегда, проявился кармановский стиль работы: раздобывание исчерпывающей информации, уточнение имен со звонками в Аргентину, доставание бумаги, изготовление восковых матриц, раскладка тиража по экземплярам, — нет мелочей и частностей, которые бы не касались редактора. Однако главным делом оказался журнал “Церковь и время”, появившийся в 1991 году, как только возникла возможность для Церкви говорить в полный голос. Новейшая церковная история и угроза разъединения, использование возможностей катехизации, Православие по его существу и ответственность христианина, — журнал откликнулся на самые животрепещущие вопросы жизни Церкви в новую пору ее существования. Каково же было разочарование редактора журнала, когда его труд оказался по сути невостребованным: он не встретил того внимания, которого безусловно был достоин. Здоровье Евгения Алексеевича, и без того подорванное, сдало, разразилась тяжелая болезнь. В последние годы, со смирением неся крест болезни, Евгений Алексеевич был утешен посильным участием в редакционной работе, в жизни народившихся православных школ (был одним из учредителей первого православного колледжа), в возобновлении журнала “Церковь и время”. С 1990 г. Е. А. состоял членом Патриаршей и Синодальной Библейской комиссии. Он входил в состав редакционной коллегии юбилейного сборника “Богословских трудов”, посвященного 120-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Алексия I и 80-летию восстановления Патриаршества, и принимал участие в работе над “Право­славной энциклопедией”, выход которой приурочен к 2000-ле­тию христианства. Его консультации постоянно сопровождали работу над номерами “Альфы и Омеги”. Он был консультантом и редактором многих церковно-исторических и богословских изданий. Священноначалие Русской Православной Церкви наградило Евгения Алексеевича орденами Святого благоверного князя Владимира III степени, Святого Преподобного Сергия Радонежского II и III степени, Святого благоверного князя Даниила Московского II степени и двумя Патриаршими грамотами.

http://pravmir.ru/vechnaya-pamyat-3/

12. Мы искали солидарность, а пережили реальную соборность//Мы в России и зарубежье. 2007. 4 (47). С. 35-37 13. Ранние дневники о. Иоанна Кронштадтского и Л.Н. Толстого: поиск путей самопознания//Исповедальные тексты культуры. Материалы международной научной конференции. СПб., 2007. С.58-66 14. Миф и ритуал в романе И.А. Гончарова «Обломов»//Российская словесность: эстетика, теория, история. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 80-летию Б.Ф. Егорова. СПб-Самара, 2007. С. 197-200. 15. «Много я страдал…» Новая книга о святителе Игнатии Брянчанинове//Вода Живая (СПб Церковный вестник). 2008. 3. С.36-37 16. Пометы Н.В. Гоголя в Книге Бытия: материалы и интерпретация//Н.В.Гоголь и народная культура. Седьмые гоголевские чтения: Мат-лы докладов и сообщений междунар. конф. М., 2008. С. 302-312 17. «Желаю тебе быть мужественным и получить венец!» Св. прав. Иоанн Кронштадтский и адмирал С.О. Макаров (в соавторстве с А.Беляковым)//Родная Ладога. Культурно-просветительский и литературно-художественный журнал. 2008. 2(4). С.73-82 18. Сурский  И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. Примечания (в соавторстве с Т.Б.Ильинской). М., Отчий дом, 2008. С.583-649 19. Св. прав. Отец Иоанн Кронштадтский. Дневник. Т.5. Примечания. М., 2009. С. 442-447 20. О. Иоанн Егоров. Православная энциклопедия. Т. 18. М., 2008  ЕГОРОВ Иоанн Федорович, авторы  Ю. В. Балакшина и свящ. А. Берташ. Том 18-й, М., 2008.  С. 36-38. 21. Возвращение «блудного сына»: отношения церкви и культуры на рубеже XIX – XX веков//Вода живая. Приложение. 2009. 3 (110). С. 23-32. 22.  С.П. Шевырев, Аксаковы и история распространения «Авторской исповеди» в списках//Восьмые Гоголевские чтения. Н.В. Гоголь и его литературное окружение. М., 2009. С.92-98 23. Была ли услышана «чистосердечная повесть» Н.В.Гоголя? история распространения «Авторской исповеди» в списках (К постановке проблемы)//Н.В.Гоголь. Материалы и исследования.  Вып. 2. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 160-170 24. «Авторская исповедь»: парадоксы жанра. Тезисы//Юбилейная международная научная конференция, посвященная 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя. Тезисы. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С.28-30

http://bogoslov.ru/person/4506664

Философская составляющая истории очевидна в статье доктора философских наук В.Н. Катасонова (Москва) « А.Ф. Лосев о жизни и о Родине. К 130-летию со дня рождения А.Ф. Лосева» и в работе поэта, литературоведа протоиерея Геннадия Рязанцева-Седогина (Липецк) « Кризис сознания». Важное значение имеет знание и понимание фактической истории. Статьи, опубликованные в новом номере журнала, посвящены разным аспектам истории России в мировом контексте и религиозном аспекте. Приоритетными можно назвать материалы, посвященные 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Это – повествования о судьбах русских людей известного писателя, журналиста, историка В.В. Малышева (Санкт-Петербург) « Знаки освобождения» – о судьбе И. Стеблин-Каменского, ученого востоковеда, работавшего в Эрмитаже, и Н.А. Бурыкиной (Санкт-Петербург), пережившей блокаду, « Воспоминания блокадницы». Важную историко-просветительскую составляющую имеют работы доктора наук В.И. Большакова (Москва) « Итоги Царствования последнего императора» – о значении правления Николая II; Б.Г. Галенина (Москва) « Социальные и геополитические катастрофы. Истоки и причины» – о духовных подоплеках исторических трагедий; князя А.А. Трубецкого (Париж. Франция) « Укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей – залог единства народа»; публициста, поэта Г.И. Блехмана (Москва) « Хрущев – мина замедленного действия под СССР и источник СВО»; академика РАН В.С. Мясникова (Москва) « Историко-культурные особенности взаимодействия России с Китаем». К категории исторических можно отнести искусствоведческие исследования известных авторов А.Г. Мосякина (Латвия) « Великий фальсификатор Хан ван Мегерен» и В.В. Байдина (Франция) « Русская культура после постмодерна». Произведения из раздела прозы также имеют исторические проекции. Рассказы С.К. Шойгу (Москва) о недавней истории нашей страны из цикла «Про вчера» интересны особым взглядом нынешнего министра обороны РФ, показавшего себя талантливым писателем. П.А. Астахов (Москва), известный правозащитник, рассказ « Ракушка» посвятил реальной истории из партизанской жизни времен Великой Отечественной войны. Войне посвящен рассказ полковника А.А. Слесарчука (Санкт-Петербург) « Стоять». Известный поэт, прозаик А.А. Шорохов (Москва), участник СВО рассказ « Жираф» создал на основе фактов современной войны. Опубликованы также в разделе «Наследие» воспоминания недавно ушедшего прозаика М.К. Зарубина (Санкт-Петербург) о последнем советском руководителе Ленинграда В.Я. Ходыреве « Государственный человек». Новелла полковника Б.А. Подопригоры (Санкт-Петербург) « Самое красивое воинское звание» посвящена памяти генерала Армии И.Е. Пузанова. Военной теме посвящен проникновенный рассказ священника Петрозаводской и Карельской епархии протоиерея Леонида Леонтюка « Исповедь священника». Батюшка восемь раз за время СВО ездил на фронт, на самый передовой его край, осуществлял духовное окормление наших солдат.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/17/na...

Кроме того, Д.Медведев подарил понтифику изданную к 80-летию со дня рождения Бориса Ельцина переписку первого Президента РФ с главами зарубежных государств и правительств. Д.Медведев отметил, что в издание вошла и переписка с Ватиканом. Еще одним подарком от Президента России стала выполненная на эмали панорама Московского Кремля. «Вы здесь живете?» - поинтересовался Бенедикт XVI, выразив восхищение красотой архитектуры Кремля. «Нет, я здесь работаю», - ответил Президент. Папа Римский со своей стороны преподнес Д.Медведеву высеченное из камня небольшое панно, на котором изображен собор Святого Петра. По окончании аудиенции у папы Римского Д.Медведев провел краткую встречу с государственным секретарем Ватикана кардиналом Тарчизио Бертоне. Президент Дмитрий Медведев и папа Римский Бенедикт XVI, сообщает ИТАР-ТАСС , выразили удовлетворение уровнем отношений между Россией и Ватиканом. Об этом говорится в распространенном коммюнике Службы печати Ватикана по итогам состоявшейся встречи главы российского государства с понтификом. «В ходе сердечной беседы Президента РФ Дмитрия Медведева с папой Римским Бенедиктом XVI, а затем госсекретарем Ватикана кардиналом Тарчизио Бертоне стороны выразили удовлетворение уровнем двусторонних отношений и выразили желание развивать их в том числе посредством дипломатических связей», - говорится в коммюнике. «Стороны подчеркнули необходимость широкого сотрудничества между Святым Престолом и Российской Федерацией и в защите и продвижении общечеловеческих ценностей, и в культурной и социальной сферах. Стороны отметили позитивную роль межрелигиозного диалога для общества», - говорится в документе. В ходе переговоров Дмитрия Медведева с Тарчизио Бертоне и секретарем по отношениям с государствами монсеньором Домеником Мамберти, на которых также присутствовал министр иностранных дел России Сергей Лавров, были «затронуты вопросы международной повестки дня, в частности, ситуация на Ближнем Востоке», уточняется в коммюнике Службы печати Ватикана. Газета «Коммерсант» со ссылкой на источники в российской делегации, «знакомые с повесткой переговоров Дмитрия Медведева и Бенедикта XVI», сообщает, что Кремль готов посодействовать организации встречи Патриарха Кирилла и понтифика. Отметив, что о передаче папе официального приглашения посетить Россию речи пока не идет, собеседник «Коммерсанта» заявил, что «сейчас встреча глав двух христианских церквей реальна как никогда». «В ходе беседы с папой Президент может обсудить эту тему», - сказал чиновник.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/02/18/va...

30 мая 1971 г. открылся Поместный Собор. 2 июня, в заключительный день работы Собора, открытым голосованием митрополит Пимен был единогласно избран Патриархом Московским и всея Руси. Интронизация сосотоялась на следующий день, 3 июня, в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы. Патриарх Пимен проявлял неустанную заботу о духовных школах, церковной издательской деятельности. Благоустраивались и открывались храмы и монастыри. Служение Первоиерарха было посвящено защите Церкви Христовой, древних традиций монашеской жизни, расширению влияния православной культуры в России и в мире. Одной из важнейших сторон деятельности Патриарха Пимена, начатой с первых же дней Патриаршества, было укрепление отношений между Православными Церквами разных стран. Многочисленные визиты Святейшего Патриарха Пимена и его братские встречи как за рубежом, так и на родине с Предстоятелями Православных и других христианских Церквей, а также с видными государственными и общественными деятелями различных стран послужили на благо Святого Православия. В годы Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Пимена Россия переживала серьезные исторические перемены. В июне 1988 г. Святейший Патриарх Пимен возглавил торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси, и Поместный Собор Русской Православной Церкви. Стало возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества, и в 1989 г. Патриарх Пимен был избран народным депутатом. Предстоятель участвовал в праздновании 400-летия установления Патриаршества на Руси, посетив осенью 1989 г. Успенский собор Московского Кремля и совершив панихиду у гробниц Российских Патриархов и молебен новопрославленным святителям Иову и Тихону. После длительного перерыва верующие могли открыто совершить молитву в главном соборе Русской Церкви и приложиться к мощам святителей. Скончался 3 мая 1990 г. на 80-м году жизни, похоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры возле могилы его предшественника, Патриарха Алексия I. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен: к столетию со дня его рождения и двадцатилетию со дня блаженной кончины

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198641...

21. Кученкова В. Войно-Ясенецкий. Тамбов, 1944. – Новая тамбовская газета. 05.05.1995. 22.Митрополит Мануил (Лемешевский) . Русские православные епископы, 1893–1965. Биобиблиографический словарь. Т. 1–6. Erlangen, 1979–1989. 23. Никитин Н. Несгибаемый страстотерпец. – Слово. 1990, 5. 24. Письма и диалоги времен «хрущевской оттепели» (Десять лет из жизни патриарха Алексия. 1955–1964 гг.). – Отечественные архивы. 1994, 2. 25. Поляков В.А. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (К 80-летию со дня рождения). – Хирургия. 1957, 8. 26. Поповский М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. Париж, 1979. 27. Пузин И.П. Несколько писем В.Ф. Войно-Ясенецкого (Л.Н. Толстому, Н.П.Пузину). – Слово. 1991, 3 28. Солженицын А.И. Архипелаг Гулаг. Т. 2. М., 1989. 29. Федосеев С. М. Ленинградское дело, 1949–1950. – Совершенно секретно. 1996, 2. 30. Шаповалова А. Архиепископ Симферопольский и Крымский Лука . – Журнал Московской Патриархии. 1946, 5. 31. Шаповалова А. 25 лет архиерейского служения Высокопреосвященного Луки, архиепископа Крымского и Симферопольского. – Журнал Московской Патриархии. 1948, 6. 32. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. 12. Рождественские послания Рождественское послание архиепископа Луки к Богом данной ему пастве Крымской «Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися». Величайший и Святейший Небесный Гость сходит с небес и воплощается от Духа Свята и Марии Девы. Славьте, славьте Его всем сердцем, с великой радостью и трепетом встречайте, спешите, спешите навстречу. Но как будете встречать? О, как хотел бы я, чтобы встретили вы Его не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины, как хочет этого от нас святой апостол Павел ( 1Кор.5:8 ). Не со старой закваской порока и нечистоты, не в зловонном рубище, запятнанном нечистотой греха, лжи и лукавства, а в светлом одеянии праведных надлежит встречать Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

25 февраля, в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, и день тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор совершили Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе в Москве. В богослужении также принимали участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, архиепископы Костромской и Галичский Александр, Истринский Арсений, Верейский Евгений, епископы Красногорский Савва, Липецкий и Елецкий Никон, Видновский Тихон, Сергиево-Посадский Феогност, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк, Гатчинский Амвросий, Троицкий Панкратий, Серпуховской Роман, Петергофский Маркелл, Бронницкий Феофилакт, Уссурийский Сергий, Орловский и Ливенский Иероним, а также находящиеся на покое епископы Илиан (Востриков), Серафим (Зализницкий), Никон (Миронов). За богослужением молились архиереи Поместных Православных Церквей, в частности, митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл (Болгарская Православная Церковь), настоятель Подворья Болгарской Церкви в Москве епископ Проватский Игнатий, епископ Диоклийский Иоанн (Сербская Православная Церковь), а также Президент Черногории Ф.Вуянович с супругой и губернатор Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко. По окончании литургии Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Митрополит Христофор совершили литию перед гробницей приснопоминаемого Патриарха Алексия II. Затем духовенство совершило славление святителю Алексию Московскому перед ракой с его святыми мощами. Также в этот день по благословению Святейшего Патриарха Кирилла была открыта в выставочном зале музея Храма Христа Спасителя подготовленная Управлением делами Московской Патриархии и Издательским советом Русской Православной Церкви совместно с Музейным объединением «Музеи Москвы» выставка «Патриарх Алексий II. К 80-летию со дня рождения».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

5. Не возжелали бы ведь [мы] быть тиранизируемыми лукавым, получив столько свободы. Кто же, призванный получить в дар средства, чтобы уплатить свой долг, отклонил бы призыв и отвратился от дарующего милость? Люди так не делают. Творящий же это, объемлется безумием и подвергается осуждению. Как [же] и мы спасительным деяниям и за нас страданиям Спасителя не поревнуем и не [станем] подражать? Посему, давайте, постараемся понести их на наших телах, применяя как припарки и возлагая на члены и чувства тела. И если мы это делаем, исцеляются (θεραπεονται) помыслы наших душ, размышлениями и познанием страданий Владыки удерживается душа, и не падает среди злых борений плоти. Служа же Господу добрыми делами, [душа] от рабства страстям освобождается, во Христе Господе нашем, которому слава во веки веков, аминь. Перевод с древнегреческого – священника Альвиана Тхелидзе   См.: Пржегорлинский А.А., священник. Византийская Церковь на рубеже XIII – XIV вв. Деятельность и наследие св. Феолипта, митрополита Филадельфийского. СПб., 2011; Он же. Антиарсенитские трактаты св. Феолипта Филадельфийского//Мир Православия. Вып. 5. Волгоград, 2004. С. 124—134; Он же. Арсенитская схизма в изображении св. Феолипта Филадельфийского и личность Феолипта в свете его противостояния арсенитам//Мир Православия: Сборник статей. — Вып. 4. — Волгоград, 2002. — С. 51-76; Он же. Митрополит Филадельфии Феолипт и византийская Церковь его времени//ΣΤΡΑΤΗΓΟΣ. Сборник статей в честь Владимира Васильевича Кучмы/отв. редактор С. Н. Малахов; сост. Н. Д. Барабанов. Армавир, 2008. С.126-159; Он же. Исихия как «призвание каждого христианина» в писаниях св. Феолипта и в традиции поздневизантийского исихазма//Мир Православия: Сборник статей. — Вып. 6. — Волгоград, 2006. С. 187—203; Он же. Особенности интерпретации св. Феолиптом Филадельфийским библейского повествования о грехопадении//Проблемы теологии: Вып. 3: Материалы Третьей международной богословской научно-практической конференции, посвящённой 80-летию со дня рождения протопресвитера Иоанна Мейендорфа (2-3 марта 2006 г.): В 2 ч. Екатеринбург, 2006. — Ч. 2. С. 98-103; Святые Афанасий I Константинопольский и Феолипт Филадельфийский: или беспристрастное единомыслие?//Мир Православия: Сборник статей. — Вып. 7. — Волгоград, 2008. — С. 99-106; Он же. Реалии ремесленного труда и трудовая дидактика в поздневизантийской проповеди (на примере гомилий Феолипта Филадельфийского)//Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: общественные науки. Ростов-на-Дону. 2007.

http://bogoslov.ru/article/4254619

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010