Одни лишь первосвященники и фарисеи отнеслись со злорадством к возгласу Иисуса. Когда воин, стоявший у креста, полагая, что Иисус просит пить, побежал к сосуду с кислым питьем, чтобы намочить в нем губку и подать ее Иисусу, то первосвященники и фарисеи хотели остановить его и сказали: «Он Илию зовет; так подожди! посмотрим, придет ли Илия спасти Его» ( Мф.27:49 ). Наконец, зная, что уже все совершилось, что все пророчества о Нем исполнились, Иисус сказал: «Жажду!» А когда воин напоил Его, Он сказал: «Совершилось! Отче! в руки Твои предаю дух Мой». И, преклонив главу, испустил дух ( Ин.19:28–30 ). И тотчас земля потряслась, и камни расселись, и гробницы многих раскрылись, и завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу ( Мф.27:51–52 ). Были ли при этом землетрясении и несчастья с людьми, неизвестно, так как повествующий о потрясении земли Евангелист Матфей ничего об этом не говорит; но мы имеем основание утверждать, что никакого несчастья ни с кем из людей и не могло случиться, ибо «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» ( Лк.9:56 ). Землетрясение это было одним из чудесных знамений, данных народу, чтобы он уверовал во Христа, Сына Божия. И это знамение произвело сильное впечатление на народ, уже потрясенный необычайным затмением солнца и задававшийся мучительным вопросом: не Мессия ли, не Царь ли Израилев распят? И возвращался народ с Голгофы, ожидая грядущих бедствий и, с отчаяния, бия себя в грудь ( Лк.23:48 ). Даже язычники, римские воины и сотник их, стоявшие на Голгофе, в страхе говорили: «Воистину Он был Сын Божий!» ( Мф.27:54 ; Мк.15:39 ). Едва ли, впрочем, сотник и воины, сказавшие это, признали в Иисусе Сына Божия так, как признают теперь христиане. Если Апостолы, ближайшие ученики Иисуса, слышавшие не раз, как Он Сам называл Себя Сыном Божиим, – если они не могли понять, как это Человек, Сын Иосифа и Марии 10 , может быть Сыном Божиим, то язычники, совсем не знавшие Иисуса, могли счесть Его только Человеком, Которому боги особенно благоволят и Который за это может почитаться как полубог. В этом убеждает нас Евангелист Лука, который в своем Евангелии, приводит возглас сотника и воинов не буквально, не так, как передали его Евангелисты Матфей и Марк, а как бы в переводе на обыкновенный язык: «Истинно Человек этот был праведник!» ( Лк.23:47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Они, затем, очень отчётливо в этих своих речах, по вопросу о значении во Христе и христианском обществе закона Моисеева отметили этот закон, как «иго неудобоносимое», как «бремя» ( Деян.15:10, 19, 28 , ср. Гал.2:16, 3:21 и пр.), которое только в силу приобретаемого им над избранною частью рода человеческого, над Иудеем, авторитета и значения, – в силу того только, что «закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу», и что «Иудеев уверовавших тысячи и все они ревнители закона» ( Деян.15:21, 21:20 ), а, наконец, и в силу того, «чтобы не делать другим того, чего себе не хотят» ( Деян.15:20–29 ), – остаётся пока в силе, и то только в тех, крайне малочисленных пунктах, которые особенно соблазняют воспитавшегося на законе Иудея: «Ибо угодно Духу Святому и нам не возлагать на вас (=христиан из язычников) никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете» ( Деян.15:29 , ср. Деян.21:25 ). Да и вообще, кроме этих вынужденных прямыми и неотложными требованиями жизни указаний о роли закона в новой христианской жизни: важности и временной нужде для привыкших к его руководству и совершенном излишестве, кроме некоторых лишь крупиц от его трапезы, для других, – Иерусалимские Апостолы, насколько свидетельствуют о том их писания, даже не считали нужным, говоря обо всём другом неотложно нужном для христиан, упоминать имени закона: закон, во всём их писании, как бы не существует; существует повсюдно в жизни и мышлении христианина вера и вытекающие из неё дела, жизнь, сообразная с верой, и только, а о законе, как бы о похороненном, нет и помину. Задача разъяснения этого пункта по всем сторонам разъяснения теоретического, принадлежала, очевидно, «сосуду особенного божественного избрания», Ап. Павлу, который, как именно назначенный на то сосуд, и написал закону с претензиями принципа для жизни отходную и похоронил его: «законом я умер для закона», «а если законом оправдание, то Христос напрасно умер» ( Гал.2:19, 21 , ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Troickij...

_______ Перечитайте внимательно отрывок еще два-три раза. Ответьте на вопросы Что здесь говорится о Боге? Почему в лице Христа мы познаем славу Божию? Что Павел имеет в виду под «глиняными сосудами»? Что такое «мёртвость Господа Иисуса» и как ее можно носить в теле? Что Павел имеет в виду под «непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса»? Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях Прочтите толкования Блаж. Феодорит Кирский Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Святитель Иоанн Златоуст Блаж. Феодорит Кирский 6 Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. «Яко Бог рекий из тмы свету возсияти, Иже возсия в сердцах наших, к просвещению разума славы Божия о лицы Иисус Христове», то есть Кто древле словом в бытие привел естество света и изрек: «Да будет свет» (Быт 1:3), Тот и ныне, не тем, но собственным Своим светом, осиял наши умы, чтобы нам чрез Самого Христа увидеть славу Его. А сие: «о лицы Иисус Христове» имеет такой смысл: поелику естество Божие невидимо, то делается оно, сколько возможно, видимым чрез воспринятое человечество, озаряемое Божественным светом и издающее молниеносное сияние. Но также и из сего явствует, что в неверных вложил неверие не Бог, щедро даровавший всем сияние разумного света, но сами они возлюбили неверие; Бог же не послал им «луча», света, так как сами не пожелали видеть. 7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. «Имамы же сокровище сие в скудельных сосудех, да премножество силы будет Божия, а не от нас». Поелику сказанное о проповедниках Нового Завета было важно, проповедники же сии, как всякий видел, оставались в самых трудных обстоятельствах, то Апостол по необходимости объяснил, что и это проповедует Божию силу, и дарованную благодать Духа уподобляет сокровищу, а естество тела — скудельному сосуду. Величайший же признак силы Божией, что естество сие, приемля на себя тысячи ударов, не утратило сокровища. Потом Апостол перечисляет самые искушения и показывает соразмерную им Божию помощь.

http://bible.predanie.ru/nedelya-15-aya-...

Помышляли в сердцах своих (Мк. 2, 6; Лк. 3, 15). Даруй же рабу Твоему сердце разумное (3 Цар. 3,9). Мудрость войдет в сердце твое (Притч. 2,10). Не уразумели этого сердцем (Ис. 42, 25). Вы знаете всем сердцем вашим (Нав. 23,14). Бродят помыслы в сердце (Пс. 72, 7). Мудрость почиет в сердце разумного (Притч. 14,33). Безумие в сердце их (Еккл. 9, 3). Сердце легкомысленных будет уметь рассуждать (Ис. 32,4). Сердце глупого подобно разбитому сосуду и не удержит в себе никакого знания... Речей разумного будут искать в собрании и о словах его будут размышлять в сердце (Сир. 21, 17-20). Он дал им (людям) смысл, язык и глаза, и уши и сердце для рассуждения (Сир. 17,5). Да откроются помышления многих сердец (Лк. 2,35). Для чего такие мысли входят в сердца ваши? (Лк. 24,38). Остановимся на последнем тексте. Как эти мысли входят в сердца ваши? откуда входят? Если входят в сердце, то, значит, не рождаются в нем. Конечно, Писание не противоречит несомненным физиологическим фактам и не отрицает роли мозга в мышлении, и не только мышлении, но и во всех психических процессах. В приведенных выше словах иноков Каллиста и Игнатия, святителей Василия Великого и Григория Богослова пророчества и видения объясняются благодатным воздействием Духа Святого на ум пророков, а умственные процессы происходят в мозгу. Да, конечно, но только мышление не ограничивается деятельностью коры головного мозга и в ней не заканчивается. Нам известны в мозгу двигательные и сенсорные центры, вазомоторные и дыхательные, тепловые и другие центры, но нет в нем центров чувств. Никому не известны центры радости и печали, гнева и страха, эстетического и религиозного чувства. Хотя от всех органов чувств и всех вообще органов тела направляются в мозги оканчиваются в клетках его сенсорных центров все чувствительные волокна, но они несут только ощущения зрительные и слуховые, обонятельные и вкусовые, тактильные и термические, локомоторные и многие другие. Но это только ощущения. А не делать различий между ощущениями и чувствами - значит впадать в самую глубокую психологическую ошибку.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/911/...

Сердце подобно сосуду. Сосуд полный, наполненный водой или чем-то другим, ничего иного в себя не вмещает. Напротив того, сосуд пустой удобен для восприятия всего. Поэтому люди опустошают сосуд, когда что-то другое хотят в него влить или положить. Так и сердце человеческое. Когда оно пустое и не имеет в себе прихотей мирских и плотских, удобно к восприятию Божией любви, а когда наполнено любовью мира сего, плотскими прихотями и греховным пристрастиями, тогда любовь Божия в него вместиться не может. Как может сердце, исполненное сребролюбием, самолюбием, славолюбием, сластолюбием, гневом, злопамятностью, завистью, гордостью и прочими беззаконными пристрастиями, вместить в себя любовь Божию? Сердце человеческое само по себе, без благодати Божией, злое, ибо не что иное, как только суетное и злое помышляет, как написано: помышление сердца человеческого – зло от юности его ( Быт. 8, 21 ), – откуда сердце это называется в Писании каменное: ибо ни увещаниями, ни угрозами, ни милостью, ни строгостью не преклоняется и не умягчается. Потому Бог обещается верным Своим дать сердце иное. И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное ( Иез. 11, 19 ). Поэтому о человеке, благодатью Божией не возрожденном, говорится: сказал безумный в сердце своем: «Нет Бога». И Господь говорит: из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф. 15, 19 ). И хотя благодатью Божией просвещен будет человек, однако зло это, из сердца исходящее, чувствует, и должен много труда во всю жизнь прилагать и против природного того бедствия духовно сражаться, ибо непрестанная ему предлежит против того брань. Откуда читаем, что и водой и Духом возрожденные, и святые впадают в тяжкие грехи, которые из этого растленного источника проистекают. Поэтому повелено всем верным молиться и просить у Небесного Отца благодати Святого Духа, чтобы смогли противиться тому злу, от сердца происходящему, и умерщвлять его.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Так и в прочем могут быть равны внешние дела человеческие, но внутри, в сердце, не равны. Мы их, по мнению нашему, считаем равными, ибо только на внешнее смотрим; но Бог, Который видит и испытывает глубину сердца, судит иначе, как говорит Господь Самуилу, когда тот пришел в Вифлеем помазать одного из сынов Иессеевых на царство и хотел совершить это над Елиавом: «Не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» ( 1Цар. 16, 7 ). Этот пример и рассуждение учат тебя тому, чтобы твои дела, которые извне кажутся похвальными, и внутри, в сердце, были добрыми, и всякое внешнее доброе дело исходило от доброго сердца, если хочешь угождать Богу ( 104, 1677–1678 ). Сердце человеческое пусто быть не может, но непременно занято или враждой, или любовью к какой-нибудь вещи. Если враждой занято, такие и плоды приносит: ссоры, драки, убийства, обиды, злословия, проклятия, ложь, обманы, клевету, осуждение, презрение, уничижение, насмешки и прочее, тому подобное. А если любовь живет в сердце, оно являет и плоды любви, приятные как чистейшим очам Божиим, так и благоразумным людям ( 104, 1680 ). Сердце подобно сосуду. Полный сосуд, наполненный водой или чем другим, ничего иного в себе не вмещает. Напротив, сосуд пустой удобен к восприятию всего. Поэтому люди освобождают сосуд, когда что другое хотят в него влить или положить. Так и сердце человеческое: когда свободно и не имеет в себе мирских и плотских прихотей, удобно к восприятию любви Божией, а когда наполнено любовью мира сего и плотскими похотями и греховными пристрастиями, тогда любовь Божия в него вместиться не может. Сребролюбием, самолюбием, славолюбием, гневом и памятозлобием, завистью, гордостью и прочими беззаконными пристрастиями исполненное сердце как может вместить в себя любовь Божию? «Что общего у света с тьмою?» ( 2Кор. 6, 14 )? Святитель Тихон Задонский ( 104, 1673 ). «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч. 4, 23) «Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь» ( Притч. 23, 19 ). Из сердца непрестанно исходят помышления – иногда добрые, а больше злые. Злым совсем не нужно следовать. Но и добрые не всегда должно исполнять: бывает, что и добрые сами по себе помышления неуместны на деле по обстоятельствам. Вот почему и предписывается внимать себе, смотреть за всем исходящим из сердца – и злое отвергать, и доброе обсуждать, и исполнять только то, что окажется истинно добрым. Но лучше бы всего совсем заключить сердце, чтобы из него не выходило и в него не входило ничего без разрешения ума, чтобы ум во всем предшествовал, определяя движения сердца. Но таким бывает ум только тогда, когда он есть ум Христов. Стало быть, умно-сердечно сочетайся со Христом – и будет внутри тебя все исправно. Святитель Феофан Затворник ( 107, 90–91 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Так некогда и святые жены украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Также и вы мужья обращайтесь с своими женами по разуму, воздающе им честь, яко немощнейшему женскому сосуду, как сонаследницам благодатной жизни. Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры. Не воздавайте злом за зло, или досаждением за досаждение» (не так, как в толстовском супружестве, где «ненависть и грызня” между супругами была нормальным их состоянием, где они «злоумышляли друг против друга, как два ненавидящие друг друга, связанные одною цепью, колодника»); «напротив”, – поучает св. первоверховный апостол, – «благословляйте друг друга, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла” (не как злостный герой Толстого «и уста свои от злых лукавых речей. Уклоняйся от зла, и делай добро; ищи мира и стремись к нему. Потому что очи Господни обращены к праведным и уши Его к молитве их; но лице Господне против делающих зло, чтоб истребить их от земли”. А что сказать Толстому? То, что сказано Господом Иисусом, что поставлено нами в начале: внемлите от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы. От плод их познаете их. Еда объемлют от терния грозди, или от рения смоквы? Тако всяко древо добро плоды добры творит: а злое древо плоды злы творит. Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити. Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекают е, и во огнь вметают. Темже убо от плод их познаете их (Мат. 5: 15–19). В учении веры и нравственности какого добра ждать от Толстого безбожника, который идет до Геркулесовых столбов абсурда в выводах из своих гибельных начал, дальше всех безбожников, – от такого лицемера, какого свет еще не родил?! Горе вам, книжницы, фарисее, лицемеры, яко одесятствуете тмин и мяту (лепите печи, тачаете сапоги), и оставите вящшая закона, суд и веру (Мат.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Также и вы мужья обращайтесь со своими женами по разуму, воздающие им честь, яко немощнейшему женскому сосуду, как сонаследницам благодатной жизни. Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры. Не воздавайте злом за зло, или досаждением за досаждение» (не так, как в толстовском супружестве, где «ненависть и грызня между супругами была нормальным их состоянием, где они «злоумышляли друг против друга, как два ненавидящие друг друга, связанные одною цепью, колодника », «напротив», – поучает св. первоверховный апостол, – «благословляйте друг друга, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла» (не как злостный герой Толстого) «и уста, свои от злых лукавых речей. Уклоняйся от зла, и делай добро; ищи мира и стремись к нему. Потому что очи Господни обращены к праведным и уши Его к молитве их; но лице Господне против делающих зло, чтоб истребить их от земли. А что сказать Толстому? То, что сказано Господом Иисусом, что поставлено нами в начале: внемлите от лживых пророк, иже приходит к вам во одеждах овечьих, внутри же суть волки хищники. От плод их познаете их. Еда объемлют от терны гроздья, или от репья смоквы? Так всяко древо добро плоды добры творить: а злое древо плоды злы творить. Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити. Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекают е, и во огнь вметают. Темже убо от плод их познаете их ( Мф.5:15–19 ). В учении веры и нравственности какого добра ждать от Толстого безбожника, который идет до Геркулесовых столбов абсурда в выводах из своих гибельных начал, дальше всех безбожников, – от такого лицемера, какого свет еще не родил?! Горе вам, книжники, фарисеи, лицемеры, яко одесятствуете тмин и мяту (лепите печи, тачаете сапоги), и остависте вящшая закона, суд и веру ( Мф.23:23 ). Аминь. Беседа VIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Федор Студит писал об иконоборцах следующее: «Нет ни одной ереси, из зарождавшихся в Церкви, хуже этой иконоборческой ереси. Она отвергает Христа, ударяет Его в лицо». О священстве Следующим ключевым пунктом баптистского вероучения является пункт об отсутствии преемственности в священнослужении. Баптистами принимается принцип, как выше уже было сказано, «всеобщего священства», исходя из слов Откровения: «...соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» ( Откр. 1:6 ); «И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» ( Откр. 5:10 ); «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» ( Откр. 20:6 ). Опираясь на эти стихи, баптисты утверждают принцип всеобщего священства. Объемлет ли такое толкование весь смысл апостольских слов? Рассмотрим это. Начиная с ветхозаветных времен, род священников и левитов в еврейском народе утвержден и освящен был Самим Богом ( Исх. 28:1, 43 ; Лев. 8:6, 12 ; Втор. 34:9 и т.д.). В Новом Завете такая преемственность осуществляется через возложение рук. Смотрите, чего бы, казалось, не доставало Савлу, обращенному в пустыне Самим Богом; не это ли высшее благословение, что гонитель не только обратился, прозрел духовно, но и встал под знамена Христа? Но нет. Этого оказалось мало. Господь посылает ему, как уже избранному Своему сосуду ( Деян. 9:15 ), навстречу Ананию из Дамаска, чтобы последний возложил руки на обращенного Савла ( Деян. 9:17 ). Значение преемственности через возложение рук в книге Деяний развивается и далее: «Рукоположив же им пресвитеров в каждой Церкви, они помолились с постом и предали их Господу...» ( Деян. 14:23 ). Когда еще Сам Спаситель ходил по земле и исцелял прокаженных, недугующих, расслабленных, то и тогда даже, обличая лицемерие и порок в священнослужителях, но исполняя Закон Отца Своего, этих же, Им исцеленных, людей отсылал показаться священникам: «Пойдите, покажитесь священникам» ( Лк. 17:14 ). «Вы – соль земли... Если соль потеряет силу...» ( Лк. 14:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Христианин Пощадим самих себя и уразумеем, что имя наше однозвучно с именем Христовым. Ему имя Христос, а мы называемся христианами. Бог есть дух ( Ин. 4, 24 ); станем и мы духовными. А где Дух Господень, там свобода ( 2Кор. 3, 17 ). Постараемся приобрести эту свободу. Размыслим, какого жития удостоил Он нас; вразумимся, что на брак Свой призвал Он нас; возлюбим сами себя, как Он возлюбил нас; возлюбим Его, чтобы прославил Он нас; будем внимательны к себе. Кто помнит Слово Божие и не исправляется? – только человек неискусный и жалкий. Но таковой вовсе ничего не помнит. Напротив, забывает и то, что представляет себя памятующим. Такому человеку говорит Бог: зачем ты проповедуешь уставы Мои и держишь завет Мой в устах своих? ( Пс. 49, 16 ). Потому повелевает отнять у него и то, что, как он думает, имеет у себя. Таковой думает, что имеет веру, потому что именует себя христианином, но делами отрицается этого, и он хуже неверного. Потому Бог повелевает отъять у него Духа Святого, Которого принял он в день избавления и, как думает, имеет в себе. И такой человек делается подобным глиняному сосуду с вином, давшему трещину и через нее утратившему вино. Всякий, кто видит его и не знает случившегося, думает, что он полон, но когда дойдет до него дело, всем сделается явно, что он был пуст. Так и человек этот по исследовании в день Суда окажется пустым. И тогда всем будет явно, каков он. Такие люди будут говорить Царю в день тот: Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали?.. и не Твоим ли именем многие чудеса творили?( Мф. 7, 22 ). И скажет им Царь в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас ( Мф. 25, 12 ). Всякий христианин обязан соблюдать себя, и хранить, и чтить в себе образ Божий, и святить делами добрыми. Неверные и язычники, смотря на христиан и видя, что и они, подобно язычникам и неверным, проводят время в объедении и пьянстве, играя и скача с гуслями и тимпанами, и свирелями, и ликами, не рассуждают тогда, что это – несмысленные христиане, преступающие закон и заповеди Христовы, а в хулу христианству говорят: «Что предал и заповедал им Христос, то они и сохраняют, ибо не могут преступить слова и заповеди своего Учителя».

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010