Целые ночи Господь проводил в молитве. Евангелист Лука сохранил такое свидетельство: «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк.6:12).    В Своем учении Господь также подчеркивал ценность умного безмолвия и необходимость избавления от живущих в нас страстей.    Наставляя образу истинной молитвы, Он говорил: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне...» (Мф.6:6). Объясняя это требование Господа, святитель Григорий Палама пишет: «...клеть души есть тело; двери нашего существа суть пять чувств. Душа входит в клеть свою, когда ум не бродит там и здесь среди дел мирских, но находится в нашем сердце. Чувства же наши затворены и защищены, когда мы не позволяем им прилепляться к чувственным и видимым вещам. Таким-то образом ум наш пребывает свободным от всякого мирского пристрастия и путем умной и тайной молитвы соединяется с Богом и Отцом твоим. «И Отец Твой, – говорит Он, – видящий тайное, воздаст тебе явно». Видит тайноведец Бог умную твою молитву и воздаст тебе за нее явными и великими дарами. Ибо такова истинная и совершенная молитва, и она исполняет душу божественной благодатью и духовными дарами, подобно сосуду с миром, который, чем крепче его закрываешь, тем больше благоухает. Так и молитва: чем глубже затворяешь ее в сердце, тем больше исполняет она его божественной благодатью» (Φιλοκαλα. T.E. Σ.111. Στ. 6—22).    Господь сказал Своим ученикам, найдя их спящими в Гефсиманском саду: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф.26:41).    Кроме того, Господь посоветовал нам держать свой ум и, самое главное, сердце в чистоте от страстей и различных помыслов: «Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших?» (Лк.5:22). Обвиняя же книжников и фарисеев, Он сказал: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф.23:26).    В посланиях святых апостолов также говорится о великой ценности пустыни, умного безмолвия, внутреннего очищения и трезвения. Здесь мне хотелось бы напомнить несколько общеизвестных мест.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3151...

Баптистами принимается принцип, как выше уже было сказано, " всеобщего священства " , исходя из слов Откровения: " ... соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему " (Откр. 1:6), " И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле " (Откр. 5:10); " Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет " (Откр. 20:6). Опираясь на эти стихи, баптисты самомысленно перевод делают в пользу принципа всеобщего священства. Объемлет ли такое толкование весь смысл апостольских слов? Рассмотрим это. Начиная с ветхозаветных времен, род священников и левитов в еврейском народе утвержден и освящен был Самим Богом (Исх. 28:1-43. Лев. 8:6:12. Втор. 34:9 и т.д.). В Новом Завете такая преемственность осуществляется через возложение рук. Смотрите, чего бы, казалось, не доставало Савлу, обращенному в пустыне Самим Богом; не это ли высшее благословение, что гонитель не только обратился, прозрел духовно, но и встал под знамена Христа? Но, нет. Этого оказалось мало. Господь посылает ему, как уже избранному Своему сосуду (Деян. 9:15), навстречу Анания из Дамаска, чтобы последний возложил руки на обращенного Савла (Деян. 9:17). Значение преемственности через возложение рук в книге Деяний развивается и далее: " Рукоположивши же им пресвитеров в каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу... " (14:23). Когда еще Сам Спаситель ходил по земле и исцелял прокаженных, недугующих, расслабленных, то и тогда, даже, обличая лицемерие и порок в священнослужителях, но исполняя закон Отца Своего, этих же, Им исцеленных людей, отсылал показаться священникам: " Пойдите, покажитесь священникам " (Лк. 17:14). " Вы — соль земли... Если соль потеряет силу... " (Лк. 14:34). Баптисты толкование этих слов переводят самомысленно, что эта соль и есть они, т.е. нет сугубых священников, но всякий уверовавший уже есть священник. Православное толкование Христовых слов в том, что Господь называет учителей церковных солью, дабы показать в них нужду, показать, что простые люди без них оставшись несолеными, воссмердят и породят червя (1 Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память ( 2Пет.1:14–15 ). С началом гонений, которые воздвиг император Нерон, ученики апостола Петра уговорили его покинуть Рим, чтобы не лишиться пастыря. Из любви к ним Петр согласился. Выйдя из города, на древней Аппиевой дороге апостол встретил Иисуса Христа. На вопрос «Куда идешь, Господи?» Спаситель сказал: «Иду в Рим, чтобы снова распяться». Сейчас на этом месте стоит храм («Domine, Quo Vadis?»), в котором имеется копия с камня, на котором отпечатались стопы Господа. Подлинный камень со следами Спасителя находится в церкви св. Севастиана в Риме. После возвращения в Рим св. апостол Петр был заключен в Мамертинскую темницу (Carcere Mamertino), которая находится на спуске Капитолийского холма ниже церкви св. Иосифа Обручника (San Giuseppe). Из Мамертинской темницы апостола Петра отвели на Ватиканский холм, который расположен на правом берегу реки Тибр. На холме находился цирк Нерона. Здесь св. апостол принял мученическую смерть. Здесь исполнились слова Спасителя: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною ( Ин.21:18–19 ). Как и Учитель, апостол был возведен на крест, но из смирения просил распять его вниз головой. Здесь же, на Ватиканском холме, он был погребен священномучеником Климентом Римским и другими учениками. Место это благоговейно хранила память римских христиан. Когда в 1941 г. в подклете собора св. апостола Петра проводились раскопки, именно на этом месте нашли плиту с краткой и очень выразительной надписью на греческом языке: «Петр здесь». О времени прибытия св. апостола Павла в Рим мы не знаем. Как и св. апостолу Петру, Господь открыл Своему избранному сосуду ( Деян. 9:15 ) время кончины: я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его( 2Тим.4:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В качестве примера родового понятия в оригинале рассмотрим слово μτιον, himation. В словаре Бауэра/Аланда его значение определяется как " одежда, одеяние. Это слово употребляется в родовом значении, в частности, в Мф 9:16 (а также в параллельных местах – Мк 2:21 и Лк 5:36 ): «…Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани…» и в Евр 1:11 : «… Все обветшают, как риза» В некоторых мексиканских языках, где аналогичного родового понятия нет, было использовано слово «рубашка» Другое родовое понятие – σκεος, skeuos – имеет основное значение «вещь, принадлежность, используемая с какой–либо целью и более специфичное значение »сосуд» [Bauer/Aland 1988, col. 1507]. Поэтому в Деян 10:11 Петр видит «сходящий к нему некоторый сосуд " ] а именно «как бы большое полотно, привязанное за четыре угла» В этом контексте переводчик должен подыскать максимально общее понятие. Однако, например, в Лк 8:16 («никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом»), хотя и имеется в виду скорее общее понятие, применимое к любому сосуду в домашнем хозяйстве, тем не менее в переводе, при отсутствии родового эквивалента, вполне можно использовать и слово с более узким значением. 97 Подобная же ситуация встречается в Ин 19:29 («тут стоял сосуд, полный уксуса»), где для перевода слова «сосуд» на многие языки потребуется найти соответствующее узкое видовое понятие. В то же время в Мк 11:16 («не позволял, чтобы кто пронес через храм какую–либо вещь»), где «вещь» (тот же skews) означает вообще любой сосуд, употреблявшийся для переноса товаров, ситуация совсем другая. Смысл здесь достаточно общий, и для перевода следует использовать какой–нибудь обобщающий термин. Если же такового найти не удается, можно поступить так: упомянуть какой–либо конкретный сосуд с добавлением такой, например, фразы: «и прочее, в чем носили товары». «Чудо» является родовым понятием по отношению к своим разновидностям – исцелениям, изгнаниям духов и т. п. В двух мексиканских языках, мазахуа и трике, имелись слова только для отдельных видов чудес, поэтому иногда приходилось прибегать к таким, например, конструкциям: «Он исцелял больных и делал другие подобные дела»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ne-iska...

Ведь я — монах. Давал обет терпеть всякое озлобление, и укоризну, и поношение, и изгнание. И если это сбывается, если сие терплю, то радоваться подобает, как совершается чин пострижения на деле, а не унывать. Сказано: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Ср.: Иак.1, 2). Помню я, когда еще был Николаем, батюшка Варсонофий сказал надо мной молит­венно такие слова: «Господи! Спаси сего раба Твоего! Буди ему Помощник! Защити его, когда он не будет иметь ни крова, ни приюта!..» (преп. Никон). «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф. 24, 9). Слово это относится ко всем христианам, которые жили в первые века христианства и будут жить в последнее время Церкви Христовой на земле (преп. Варсонофий). Гонения и притеснения полезны нам, ибо они укрепляют веру (преп. Никон). ...Заметьте, Колизей разрушен, но не уничтожен. Колизей, вы помните, это театр, где язычники любовались на мучения христиан, где лилась рекою кровь христиан-му­чеников... Ад тоже разрушен, но не уничтожен, и придет время, когда он даст о себе знать. Так и Колизей, быть может, скоро опять загремит, его возобновят, поправят (преп. Варсонофий). ...Монастыри будут в великом притеснении и гонении... Истинные христиане будут ютиться в маленьких Церквочках... Не дай, Господи, дожить до этого времени... А вы доживете, будете в монастыре, которые вообще будут в гонении, а потом и в лишении (преп. Варсонофий). Нам... прискорбно видеть и слышать о невинно страждущих, но Бог знает больше нас, что кому нужно и сколько надобно искушений скудельному сосуду. Будьте спокойные (преп. Лев). Не удивляйся и не ужасайся. Апостол пишет: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12), если не от людей, так от бесов, и Господь глаголет: «враги человеку домашние его» (Мф.10, 36). Терпи все и смиряй­ся, тогда будет хорошо и спокойно (преп. Амвросий). Ты указываешь на два лица... которые особенно затруждают путь твой, подстрекаемые завистью. Что делать, когда так идет от начала мира и продолжается во всех временах года. Некоторые о сем затруднении выражаются очень просто: Каин родился прежде Авеля, и Исав прежде Иакова. Но держащиеся добра впоследствии получают успех, хотя и много случается им потерпеть от прилежащих злу. Не вотще Апостол говорит: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12). Теперь нет Диоклитианов и Максимианов, но враг находит удобство досаждать держащимся благочестия через слабых и нерадивых (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Веруете в воскресение мертвых, по неложным словам Святого Писания: мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышав, оживут ( Ин. 5, 15 ). Почему же тогда не веруете, что в Евхаристии истинное Тело Христа, по неложным словам Христа Сие есть Тело Мое. Все эти четыре члена веры равно утверждаются на Священном Писании, почему же не в равной мере вы им верите? В первые три члена, хотя в них и трудно поверить, однако веруете несомненно по Откровению Божию, и, понуждаясь неложным словом Божиим, пленяете разум в послушание веры. Почему же вы усомнились в четвертом члене и, имея непоколебимое основание в Слове Божием, колеблетесь умом и, отрицая наличие истинного Тела Христа в Евхаристии, омрачаете ее некоей образностью. Если здесь, как вы говорите, Тело Христово присутствует только как образ, а не поистине, то и Святую Троицу считайте только образом, а не истиной, и верьте, что воплощение Бога Слова только образное, а не истинное, и воскресение мертвых только образное, а не истинное. Если же вы отвергаете их образность, то отвергните и из Евхаристии. Ибо о всех них в равной мере свидетельствует неложное Божие Откровение. Все они в равной мере утверждаются на едином основании Слова Божия. Глава 4. Твердость камня веры от слов святого апостола Павла «Уста Христа – это уста Павла, уста Павла – это уста Христа», – говорит святой Златоуст. Но и противники очень гордятся тем, что якобы бережно хранят сказанное Павлом в его Посланиях, однако только на словах, а не на деле и истинно. Приступим же к этому избранному сосуду, чтобы насладиться истинной, а не воображаемой пищей. Послушаем же, что говорит великий Апостол об этом великом таинстве. Первое: В Послании Первом к Коринфянам в главе десятой: Чаша, – говорит, – благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? ( 1Кор. 10, 16 ). Этими словами Апостол ясно извещает, что для этого Таинства необходимо благословение или освящение. Если же происходящее в Таинстве было бы лишь образом Тела и Крови Христовых, то благословение и освящение не были бы необходимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Вот где чувствуется не та трусливая, готовая на всякие компромиссы с фанатиками личность, и сама, и других вынуждающая к таким несогласным с совестью компромиссам, а именно личность с характеристически свойственною отцу любовью, полной беспокойного страха за судьбу своего детища, когда в этом детище являются некоторые симптомы, могущие показаться оскорбительными и потому и кончиться могущие недобрым путём!.. Но и вся эта любовь и того и другого Апостола к своему народу и друг к другу, и все их усилия, как даёт нам знать история, не привели к желанной ими цели, – остался в силе божественный приговор и единственно верное указанное им средство: «уйти из Иерусалима и идти к язычникам» избранному на это сосуду-Павлу, а Иакову в конце концов принять от возлюбленного им народа смерть по примеру своего Господа, Который в конце Своей земной миссии в этих трогательных и кровавыми слезами отпечатленных словах оплакивал любезный Ему народ и город: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе, сколько раз хотел я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне!» ( Мф.23:37–39 ). З) И вот Апостолы, несмотря на различие воспитания, несмотря на различие призывов, несмотря на так отчётливо очерченные индивидуальные особенности своего ума и характера, являются служителями одного дела, вестниками одного и того же Евангелия, друзьями и рабами одного и того же Христа-Господа. Они действуют во имя одного и того же принципа (веры: Деян, Гал.и гл.; 1Кор.15:11 и п) и под его неизменным и непрестанным веянием. Они ревниво оберегают его от искажений и разного рода неумелых, а часто и своекорыстных и даже злонамеренных примесей к нему. Они все непреклонно стойки в проведении этого принципа в жизнь. Они ищут единения друг с другом, но всегда на основах этого принципа, никогда не поступаясь им ни перед кем и ни перед чем, ни перед авторитетом человека, ни перед авторитетом раннейших учреждений и законов ( Гал.2:6 ) и ( Деян.15 гл.), всегда указывая им их настоящее место и значение, а в случаях неудовлетворительности и их несостоятельность и ошибочность, пред каковыми указаниями и авторитетная личность, и законы падают ниц и ничесоже противоглаголют (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Troickij...

Впрочем, не только состояние духовной самоопределённости и зрелости влияет на дату смерти. Апостол Павел задолго до своей мученической кончины желал и был готов умереть и взойти на небо ко Христу, но необходимость апостольского служения на земле отодвигала день его смерти: Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Если же жизнь во плоти [доставляет] плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас. И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере ( Флп. 1:21–25 ). Поэтому многочисленные попытки убить апостола Павла не достигали цели; избавлен он был и от других опасностей: От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской]; много раз [был] в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями ( 2Кор 11:24–26 ). Таким образом, определением Промысла земная жизнь человека может продлеваться, хотя душа его уже готова вступить в мир иной. Поэтому причина смерти каждого человека – всегда тайна. По мысли свт. Григория Нисского , после грехопадения, когда человек осквернился грехом, его физическая смерть стала необходимой для воссоздания его человеческой природы в преображенном состоянии: «Человек, подобно какому-то скудельному сосуду, разлагается в землю, чтобы по отделении воспринятой им скверны воскресением мог быть воссоздан в первоначальный вид... Предположи, что составлен из брения некий сосуд и по какому то умышлению наполнен растопленным свинцом. Влитый же в него свинец отвердел и остаётся таким, что не может быть вылит, но хозяин сосуда хочет сделать его годным для себя; зная же скудельное искусство, отбивает со свинца черепки, а потом опять для собственного употребления делает сосуд в прежнем виде, не наполненный примешанным веществом. Так и Создатель нашего сосуда, поскольку к чувственной части, разумею тело, примешался порок, разложив всё вещество, принявшее в себя зло, и снова воссоздав в воскресении без примеси противного, восстанавливает сосуд в первобытную красоту» 730 . Именно разложение тела на стихии мира и воссоздание его обновлённым, в соответствии с состоянием души, позволит человеку в будущей жизни пребывать вечно с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Глава 3 Змий искуситель. Быт.3:1 . Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. Природа этого змия довольно загадочна: по некоторым своим признакам, напр., по самому своему имени, по принадлежности к животному виду, по отличающей его хитрости ( Мф. 10:16 ) и по наложенному на него наказанию – ползания по земле ( Быт. 3:14 ) – он, несомненно, представляется в Библии обыкновенным, естественным змием, но целый ряд других признаков, как-то: дар речи, осведомленность в существовании заповеди, необыкновенная хитрость и коварство, а также утверждение необычайной для естественного змия продолжительности его существования – все это говорит нам о каком-то высшем сознательно разумном существе. Посему, правильным пониманием этого змия будет то, которое объединит все эти вышеуказанные черты, как, напр., это и делает святой Иоанн Златоуст , говоря: «следуя Писанию, надобно рассуждать так, что слова принадлежали диаволу, который возбужден был к этому обману завистью ( Прем. 2:24 ), а этим животным (т. е. обыкновенным змием) воспользовался как удобным орудием» ( Иоанн Златоуст ). Присутствие в этом змие диавола-искусителя согласно утверждается и многими другими местами Священного Писания, в которых диавол называется «человекоубийца от начала» ( Ин. 8:44 ), первовиновником на земле зла ( 1Ин. 3:8 ; Прем. 2:24 ) и даже прямо «древним змием» ( Откр. 12:9–10 ). И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: Коварный змий обращается к жене, как слабейшему сосуду ( 1Тим. 2:14 ; 1Пет. 3:7 ), в справедливом расчете легче через нее достигнуть цели; к тому же жена, вероятно, не сама лично слышала заповедь от Бога, а получила ее уже от мужа и потому знала ее менее устойчиво и твердо. не ешьте ни от какого дерева в раю? Соблазнитель намеренно преувеличивает тяжесть заповеди, чтобы тем самым сбить жену с толку и поселить в ней нерасположение как к самой заповеди, так и к ее Основоположнику. Быт.3:2–3 . И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Если мы, – говорит он, – получили от Него силу творить знамения, и другие дарования, которыми превосходим многих, то чего не должны будем претерпеть, если мы оставим Его в то время, когда Его поведут на смерть, – Того, кто возвел нас в такую славу, что мы можем и горы переставлять и большее сего творить? Итак, последуем за Ним, чтобы и жить и умереть с Ним». Язык смелый! Намерение отважное! Пойдем и мы умрем с Ним! [Скажу я Фоме: ] Что ты говоришь? Еще не видишь предающего, а возвещаешь смерть? Ищу вечери. Где умывальница? Где же стража, с которой идет изменник, дабы предать своего Благодетеля под лицемерным знаком любви – [целованием]? А народ где? Светильники, дреколья, мечи, с которыми вышли, как на разбойника? Еще не видно лобзания, взятия, приведения к Анне, осуждения у Каиафы, предстояния у судилища Пилатова, посмеяний, червленой ризы, тернового венца, трости, заушений, заплеваний, биений, ударов. Еще Пилат не умывает водою рук своих, и не обагряется кровью. Еще нет Креста, нет гвоздей. А ты говоришь: Пойдем и мы умрем с Ним! «Так, – говорит он, – я предвижу будущее, как настоящее. Ибо знаю, что Он воскресит Лазаря, разжет зависть в иудеях, и тогда сбудется это. Идем и мы, да умрем с Ним». Не о себе только говорит, но возбуждает дух и в других. Так это происходило. Между тем Лазарь был уже мертв и истлевал, тогда как предстает Иисус, Христос и Бог, и жизни Дарователь. Прежде надлежало сокрушиться сосуду и потом уже прийти Горшечнику. Прежде надлежало разрушиться дому и тогда уже явиться Строителю. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома ( Ин. 11: 20 ). Мария не знала, что Иисус идет. Иначе не сидела бы дома. Впрочем, если б и знала, то по благоприличию должна была оставаться дома, чтобы принимать утешения от посетителей. Но Марфа была живее по характеру и проще, и по сердцу откровенней. Почему и побежала к Нему навстречу, чтобы показать важность Его присутствия и известить о смерти друга. Объявляет Ему то, как незнающему [о случившемся], хотя и признается, что мог бы Лазарь и не умереть, если бы Он был при нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010