Опустошительные нашествия и междоусобные войны кочевников на территории А. сопровождались разрушением городов, истреблением людей, бегством сумевших уцелеть армян в страны Вост. Средиземноморья и Европы. Кочевники были заинтересованы в расширении пастбищ, что неизбежно вело к сокращению земледельческих угодий. Крайне неблагоприятные условия сложились в тот период для арм. культуры, особенно зодчества. Культурные центры с трудом удавалось сохранить только в нек-рых богословских школах при мон-рях. Армения в X - XI вв. В XVI-XVII вв. А. стала объектом кровопролитной борьбы между Сефевидским Ираном и Османской империей. В 1555 г. в малоазийском г. Амасии противники заключили мир, по к-рому зап. часть А., включая Васпуракан, отошла под власть османов, а вост.- к Ирану. В 1578 г. османские войска вновь вторглись в Закавказье и завоевали большую его часть. Иран. шах Аббас I, не имея возможности сопротивляться туркам, заключил с ними мир (1590), по к-рому все Закавказье отходило к Турции. Однако в 1603 г., воспользовавшись беспорядками в Турции, Аббас вернул Тебриз, а в 1604 г. взял Ереван. Турки предприняли контрнаступление, и тогда шах начал массовую депортацию арм. населения в Иран. Отступая, Аббас проводил тактику выжженной земли: по его приказу были разрушены мн. города и села А., свыше 300 тыс. ее жителей, преимущественно ремесленников и молодых женщин, насильственно выселены в Иран. Одним из уничтоженных в нач. XVII в. городов был крупный торговый центр Джуга (Джульфа) на берегу Аракса, жители к-рого были переселены в окрестности Исфахана, где был позднее основан г. Нор-Джуга (Нов. Джульфа). Заброшенные арм. деревни занимали кочевые племена, переходившие к оседлому или полуоседлому образу жизни. Военные действия между Турцией и Ираном продолжались с перерывами до 1639 г., когда в Стамбуле был подписан мирный договор, по к-рому возобновлялись условия раздела Закавказья 1555 г., в основном сохранявшиеся до нач. XIX в. Зап. А. в составе Османской империи была поделена на области-вилайеты - Эрзерумский, Карсский, Баязетский, Себастийский, Ванский и Диярбакырский, к-рые в свою очередь делились на более мелкие адм. единицы - санджаки. В иран. Вост. А. были созданы ханства: Ереванское, Нахичеванское, Карабахское, к-рые делились на магалы. Во главе адм. единиц стояли паши (у османов) и ханы (в Иране), имевшие неограниченную власть.

http://pravenc.ru/text/76104.html

«Рома звонил по 40 раз в день и называл меня “батя”» – как стать другом подростку из детдома Они ходят на кружок кинологов и изучают этикет 28 августа, 2018 Они ходят на кружок кинологов и изучают этикет Два года назад Максим Гузанов работал в налоговой инспекции и почти ничего не знал о благотворительности – только про фонды-мошенники. Сейчас он развивает программу профориентации в фонде помощи детям-сиротам «Арифметика добра», а еще помогает повзрослеть «сложному» подростку Роме – Максим его наставник. Вместе они ходят на кружок кинологов, читают энциклопедию про насекомых и изучают этикет. В детском доме на Рому жаловались даже охранники Воскресным ноябрьским утром Максим и Рома топтались на остановке — ждали автобус, который бы отвез их на выставку собак. Было морозно и почти безлюдно, Рома взял Максима за руку, как ребенок папу — так теплее, и кажется, что ты точно нужен человеку рядом. Максим знал, что детям из детского дома очень не хватает тактильного контакта с близкими, поэтому только крепче сжал руку. И вдруг к ним подошел человек лет 18. Фото: Анна Бородина — Стал насмехаться и угрожать, обозвал, сказал, что мы… нетрадиционной ориентации. Он, конечно, по-другому выразился, я сейчас культурно пытаюсь описать. Знаете, такой тип парня с района, — вспоминает Максим. — Я завел Рому за спину — мало ли, стал объяснять, что я воспитатель, что Рома из детского дома. Но как вы можете догадаться, с такими людьми это бесполезно. А я за Рому несу уголовную ответственность. Тогда Максим стал жестким — такой тон ему часто был нужен на предыдущей работе в налоговой инспекции — но на фразе «Ты хочешь поговорить?» подъехал автобус. В пути Максим расскажет Роме, что этот случай — пример того, что не все конфликты нужно решать кулаками и оскорблениями, как часто делал Рома. В детском доме он прослыл главным задирой, и на него жаловались даже охранники. Фото: Анна Бородина На допросы Максима не брали — говорили, что «слишком добрый» Умение вести переговоры, кажется, у 25-летнего Максима — врожденное качество. Оно не раз спасало его на работе: Максим два года работал в налоговой инспекции, звонил людям и просил предоставить документы, и за это время никто не угрожал ему судом, что считается хорошим показателем.

http://pravmir.ru/roma-zvonil-po-40-raz-...

к. между ними ничего нет, они образуют непрерывное тело) и «не вместе» (поскольку между ними есть пустота как незаполненное пространство, они не составляют континуума). Отсюда следует, что Бог или не может создать пустоту, и тогда Он не всемогущ, или может, и тогда аристотелевский принцип противоречия не является пределом проявления Его свободной воли. Склоняясь к последнему утверждению, Г. Г. полагает, что, в то время как вне мира наличие пустоты, т. е. промежутка между телами, в к-ром могут разместиться др. тела, невозможно по определению (там есть лишь чистое небытие), Бог в любой момент способен по Своему усмотрению разрушить ту или иную часть внутри Им же сотворенного мира (Quodlib. XIII q. 3; XV q. 4). Однако в контексте спора о том, является ли физическая реальность атомарной или непрерывной по своему строению, Г. Г. разделяет перипатетическую т. зр., замечая, что в действительности существует только континуум, а все дискретное есть лишь результат определенного способа его постижения: «Число, или дискретное количество, ничего не прибавляет к континууму, кроме отрицания»; оно «рождается» из деления континуума и соответствует обособляющимся в нем частям, а потому «уходит в бесконечность, как уходит в бесконечность и самое деление континуума» (Ibid. VII q. 1-2). В отличие от Фомы Аквинского Г. Г. не считает, что материя в ее отношении к форме является лишь чистой потенциальностью, но полагает, что материи следует приписать собственное экзистенциальное бытие, благодаря к-рому она актуально существует независимо от формы. Последняя, соединяясь с материей, не наделяет ее действительным бытием, но лишь образует определенное, конкретное действительное сущее. Следует различать, т. о., 3 уровня бытия материи: то бытие, благодаря к-рому она именуется «простым сущим» и к-рое она имеет от Бога; то, благодаря к-рому она есть некая «восприимчивость»; и то, к-рое она получает благодаря восприятию того, к чему она восприимчива, т. е. формы (Ibid. I q. 7-8). Материя, по Г. Г., не является также принципом индивидуации, предполагающей отрицание как нетождественности вещи самой себе, так и ее тождественности др.

http://pravenc.ru/text/162141.html

5-летнего Рому сбил мопед на обочине Водитель пытался объехать лежачий полицейский 3 ноября, 2023 Водитель пытался объехать лежачий полицейский Молодой человек на мопеде гнал со скоростью 70 км/час. Увидев «лежачего полицейского», не захотел сбавлять скорость. Он решил объехать препятствие по обочине — как раз там и стоял Рома. В медикаментозной коме Наталью пускали в реанимацию на несколько часов. Пятилетний Рома лежал на койке в проводах и пищащих датчиках, дышал с помощью ИВЛ. Он спал, вернее, как сказали врачи, «находился в медикаментозной коме».  Наталья подходила к сыну, вставала рядом и не отрываясь смотрела на своего мальчика.  — Только не трогайте его и вообще ничего не трогайте, — говорили реанимационные медсестры. Наталья отвечала умоляюще:  — Ну, хоть за ручку подержать можно? Хоть раз? Когда медсестры разрешали «подержать за ручку», Наталья прикасалась к сыну — и датчики вокруг Ромы начинали пищать вдвое сильнее. У мальчика в коме вдруг чаще начинало биться сердце и поднималось давление — он чувствовал прикосновения мамы. Наталья не может сдержать слез, вспоминая все это. И не может говорить спокойно, когда рассказывает, что случилось в тот злополучный день с ее сыном.  — Мы живем в Нижегородской области, в городе Лысково. И летом отправили Рому к бабушке в деревню, потому что детский садик закрылся на месяц. Все случилось 21 июня. У нашего дома есть лежачий полицейский — специально, чтобы водители сбавляли скорость, проезжая по дороге, где гуляют дети и живут люди. Рома с друзьями и с бабушкой был на улице. А тут этот 18-летний парень на мопеде… По рассказу Натальи, парень гнал со скоростью 70 км/час и, увидев лежачий полицейский, не захотел сбавлять скорость. Он решил объехать препятствие по обочине — как раз там и стоял Рома. — Ромка послушный и внимательный. Он увидел мопед, отошел в сторону и ждал, пока тот проедет. А парень, объезжая по обочине, наехал прямо на него… Малыш от такого сильного удара отлетел с травы на асфальт и ударился головой со всей силы. Потом еще на него наехал тот мопед — на правую ногу, сломал в двух местах. «Он будет жить. Точно»

http://pravmir.ru/5-letnego-romu-sbil-mo...

Несчастного, по-видимому, очень стесняла его рваная шляпа; Юджин швырнул ее по направлению к двери и усадил старика на стул. — Я думаю, надо завести мистера Швея, чтобы добиться от него хоть какого-нибудь толку. Коньяку, мистер Швей, или же?.. — На три пенса рому, — сказал мистер Швей. Микроскопическое количество спиртного было подано ему в винной рюмке, и он начал подносить рюмку ко рту, расплескивая вино по дороге. — Нервы мистера Швея сильно расстроены, — заметил Юджин Лайтвуду. — И вообще я считаю необходимым окурить мистера Швея. Он взял совок, поддел на него кучку горячих угольев, достал из коробки несколько ароматических лепешечек и положил их на уголья; затем, с величайшим спокойствием начал размахивать совком перед мистером Швеем, как бы отделяя его от остального общества. — Господи помилуй! Юджин! — воскликнул Мортимер, опять рассмеявшись. — С ума ты сошел, что ли! Зачем он к тебе притащился? — Сейчас услышим, — сказал Юджин, не переставая зорко наблюдать за лицом старика. — Ну, говорите же! Не бойтесь. Изложите ваше дело. — Мист Рейберн! — начал гость хрипло и невнятно. — Это ведь мистер Рэйберн? И он тупо уставился в пространство. — Разумеется. Смотрите на меня! Что вам нужно? Мистер Швей словно осел на своем стуле и едва слышно произнес: — На три пенса рому. — Не будешь ли ты любезен, дорогой Мортимер, еще раз завести мистера Швея? — сказал Юджин. — Я занят окуриванием. Точно такое же количество рома было снова налито в рюмку, и мистер Швей поднес ее ко рту тем же кружным путем. Выпив рому, он приступил к делу, очевидно опасаясь, что завод скоро кончится. — Мист Рэйберн. Толкнул было вас, да вы не пожелали. Вам нужен тот адрес? Хотите знать, где она живет? Хотите ведь, мист Рэйберн? Взглянув на своего друга, Юджин сурово ответил: — Хочу. — Я тот человек, — сказал мистер Швей, пытаясь ударить себя в грудь кулаком, но попадая куда-то по соседству с глазом, — который достанет. Тот, который достанет. — Что вы достанете? — все так же сурово спросил Юджин. — Тот адрес.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Аккадские источники - цилиндр Набонида из Сиппара и вавилонская хроника эпохи Набонида - содержат информацию о завоевательных походах К. В., о войне К. В. с Мидией, которая воспринималась как угроза для Нововавилонского царства (общее описание источников см. в Mallowan. 1972. P. 1-4; Dandamaev. 1993. P. 516-518; Briant. 2002. P. 31-32). Происхождение; ранние годы жизни К. В. Согласно персид. легенде, к-рую Геродот взял за основу повествования, родителями К. В. были персид. царь Камбис и Мандана, дочь могущественного мидийского царя Астиага, по отношению к к-рому Камбис занимал положение вассала (эту версию подтверждает Ксенофонт, и она в целом принимается исследователями (см. обобщающую работу по данному вопросу в Encyclopaedia Iranica - Dandamaev. 1993)). Когда дочь Астиага забеременела, царь увидел загадочный сон, к-рый был объяснен магами как предсказание о судьбе ребенка, наследника персид. трона: буд. правитель персов свергнет Астиага и завладеет его царством. Напуганный Астиаг выслал беременную дочь из Персии и приказал убить внука сразу после его рождения. Мидийский вельможа Гарпаг, к-рому Астиаг поручил исполнить это приказание, отдал новорожденного К. В. Митрадату, одному из пастухов Астиага. Митрадат растил К. В. как собственного сына. Через 10 лет Астиаг узнал правду, поводом послужила жалоба одного из вельмож, сына к-рого К. В. сурово наказал во время игры, исполняя роль царя. Увидев мальчика, Астиаг догадался, что это его внук. Узнав обстоятельства дела и получив от магов заверение в том, что предсказание уже сбылось, ибо К. В. был избран царем в детской игре, Астиаг признал К. В. и отправил его к родителям в Персию ( Herod. Hist. I 108-122). К. В. унаследовал от отца власть над персид. племенами, восстал против мидийского господства, сверг Астиага и занял его трон (Ibid. I 123-130). Согласно греч. историку Ктесию Книдскому (его версия, изложенная в «Истории Персии», была воспроизведена с существенными добавлениями Николаем Дамасским), К. В. не только не был внуком Астиага, но даже не имел отношения к клану Ахеменидов. Его отец Атрадат из пустынного племени Марди из-за бедности стал разбойником, его мать Аргоста пасла коз. Во время беременности Аргоста увидела во сне, что ее сын станет господином Азии. Юный К. В. стал слугой при дворе Астиага, царь сделал К. В. своим виночерпием, затем доверил ему ответственное задание: подавить восстание племени кадусиев. Но К. В. устроил мятеж и захватил мидийский трон. Эта версия противоречит не только сообщению Геродота, но и надписям, указывающим на царское происхождение К. В.; вероятно, версия Ктесия восходит к мидийской биографии К. В., созданной, чтобы дискредитировать его ( Dandamaev. 1993. P. 517; о недостоверности Ктесия как историка см.: Пьянков И. В. Ктесий как историк//АДСВ. 1975. Вып. 11. С. 52-59). Захват власти, создание объединенного государства мидян и персов

http://pravenc.ru/text/1840129.html

Сразу же после смерти Василия III международное положение Русского гос-ва серьезно осложнилось. Пытаясь вернуть земли, утраченные в прежних русско-литов. войнах, кор. Сигизмунд I отказался подтвердить мирный договор на имя нового рус. государя; в 1534 г. активизировались нападения литов. войск на пограничные рус. города. В кон. осени при участии митр. Даниила было принято решение о войне. Войско во главе с князьями М. В. Горбатым-Шуйским и Телепневым-Оболенским, к к-рому присоединились полки из Вел. Новгорода, повернуло назад в 40 верстах от Вильно. Особенно опасная ситуация сложилась летом 1535 г., когда на Чернигово-Северскую землю направились главные литов. силы, к к-рым присоединилось наемное польск. войско. Были заняты Гомей, Почеп, Радогощ, после 6-недельной осады штурмом был взят Стародуб. Однако в дальнейшем литовцам удалось удержать только Гомей. Уже в февр. 1536 г. виленский воевода Ю. Радзивилл обратился к Телепневу-Оболенскому с предложением начать мирные переговоры. В нач. 1537 г. был заключен мирный договор, по к-рому Великому княжеству Литовскому отошел Гомей, а Русскому гос-ву - ряд волостей на новгородской границе, где во время войны были поставлены пограничные крепости Себеж и Велиж. Под воздействием сообщений об успехах литов. войск летом 1535 г. в находившемся под рус. протекторатом Казанском ханстве 25 сент. 1535 г. произошел переворот: ставленник вел. кн. Василия III Джан-Али был убит, новым казанским ханом стал крымский царевич Сафа-Гирей. В дек. 1535 г. началась война с Казанским ханством, последовали набеги на нижегородскую округу, была разорена Балахна, в 1536 г. набегам подверглись костромские и галичские земли, в 1537 г. Сафа-Гирей во главе крымских татар и ногайцев предпринял поход на Муром. Весной 1538 г. между Москвой и Казанью начались переговоры о заключении мира. К внешним конфликтам добавились внутренние. Младший из братьев вел. кн. Василия III старицкий кн. Андрей, недовольный тем, что ему «не придали городов», поднял мятеж. Войска князя после 1534 г.

http://pravenc.ru/text/189751.html

Сигизмунда III также привлекла возможность использовать рус. ресурсы для своего возвращения на трон в Швеции, откуда его изгнали швед. протестанты. 5(15) марта 1604 г. Сигизмунд III дал Л. аудиенцию в краковском замке на Вавеле. Тогда же были составлены «кондиции», предъявленные Л. от имени короля. Во-первых, Л. обязался передать Речи Посполитой часть Смоленщины и Северской земли, во-вторых, он должен был соединить Россию и Речь Посполиту «вечной унией». Речь шла о проведении в жизнь предлагавшегося в 1600 г. Борису Годунову проекта соглашения, по к-рому Россия превратилась бы в неполноправный придаток Польско-Литовского гос-ва. Уже проект 1600 г. предусматривал разрешение строить в России католич. храмы, при к-рых могли организовываться учебные заведения. В «кондициях» на Л. налагалось более конкретное обязательство: допустить в Москву иезуитов для пропаганды католич. вероучения. Т. о., с самого момента выступления Л. с претензиями на рус. трон рассматривалась возможность использовать самозванца в интересах католич. Церкви. В этом плане стремился воздействовать на Л. и влиятельный вельможа, сандомирский воевода Ю. Мнишек, к к-рому кн. Адам Вишневецкий привез Л. еще до его прибытия в Краков. Здесь была достигнута договоренность о браке Л. с дочерью воеводы Мариной; для осуществления брака Л. должен был принять католичество. Папский нунций К. Рангони участвовал в банкете, устроенном Мнишеком после приезда Л. в Краков. 19 марта состоялась встреча Л. с нунцием. Самозванец просил помощи от папы, обещая после своего воцарения соединить рус. военные силы с войсками др. противников османов. Однако этого важного результата для польск. католиков было недостаточно. С Л. встретился двоюродный брат Мнишека кард. Б. Мацеёвский, один из организаторов Брестской унии 1596 г. , и вручил ему книгу о необходимости соединения Церквей. 31 марта начались беседы Л. с польскими иезуитами - Станиславом Гродзицким и Каспером Савицким, которые в сер. апр. при участии Петра Скарги завершились заявлением Л.

http://pravenc.ru/text/2463625.html

веры. Опираясь на своеобразно истолкованные положения трактата Боэция «О Троице», он полагал, что теология может и должна быть выстроена посредством дедуктивного метода из предварительно определенных терминов и аксиом. Методологические принципы Алана получили наиболее полное выражение в трактате «Искусство католической веры» ( Alanus de Insulis. De arte seu articulis catholicae fidei//PL. 210. Col. 593-618), к-рый по своей структуре подобен трактату по геометрии и содержит термины, постулаты, аксиомы, доказательства. Цель трактата - продемонстрировать неверующим, что доводы разума со всей мощью свидетельствуют об истинности христианства. Алан учил, что душе по природе врождены богословские максимы - непосредственно очевидные положения. Первая богословская максима определяет Монаду, т. е. Бога: «Монада есть то, через что всякая вещь едина» ( Idem. Regula theologiae//Ibid. Col. 623). Исходя из этого, Алан развивал богословие Единого, разворачивая его как учение о 3 уровнях бытия: «занебесный», которому соответствует Бог как абсолютное Единство; «небесный», к-рому соответствуют ангелы, на этом уровне появляется инаковость и изменчивость; «поднебесный», к-рому соответствует мир тел и множественности. Будучи началом и одновременно концом всего, божественная Монада уподобляется кругу. Чтобы дать представление об этой парадоксальной божественной реальности, Алан использовал известную формулу: «Бог есть бесконечная сфера, центр которой - везде, а окружность - нигде» (Ibid. Col. 627). Один из самых видных представителей школы аббатства Сен-Виктор, Гуго Сен-Викторский , предложил разделение теологии на 2 части: мистическую и философскую. В трактате «Дидаскаликон» ( Hugo Vict. Didascalicon//PL. 176. Col. 739-838) он рассуждал о философской теологии (theologia, philosophia intellictibilis, philosophia divinalis) как об одной из теоретических философских дисциплин; в этот высший разряд философского знания она входит наряду с математикой и физикой. Целью философской теологии, как и прочих теоретических дисциплин, является поиск и обретение истины, а путем, ведущим к этой цели, служат естественный свет разума и систематическое обучение, в основе к-рого лежат традиц.

http://pravenc.ru/text/190259.html

После заключения Лондонского договора выявившиеся еще при его подписании противоречия между союзниками по вопросу о разделе бывш. тур. владений продолжали обостряться. Премьер-министр Сербии Н. Пашич предъявил претензии на земли Македонии, занятые серб. войсками во время боевых действий, что вызвало противодействие болг. правительства и общественности. 29 июня по приказу Фердинанда I болг. войска атаковали греч. и серб. позиции в Македонии, начав т. н. Межсоюзническую (2-ю Балканскую) войну. Однако болг. наступление было вскоре остановлено, а действия Б. против ее прежних союзников были восприняты в мире как вероломство. Б. оказалась в международной изоляции: кроме Сербии и Греции против нее выступили Черногория, Румыния, а вскоре и Турция. 23 июля 1913 г. войну Б. объявила Россия, однако это осталось лишь формальным политическим актом, поскольку война быстро завершилась. Зажатая с 4 сторон, Б. потерпела поражение и капитулировала. 10 авг. 1913 г. в Бухаресте был заключен мирный договор, согласно к-рому к Румынии отошла Юж. Добруджа; Македония была разделена между Грецией (побережье Эгейского м.), Сербией (Вардарская Македония) и Б. (Пиринский край). Согласно подписанному 29 сент. 1913 г. в Стамбуле мирному договору между Б. и Турцией, к последней отходила почти вся Вост. Фракия с Адрианополем (Эдирне); за Б. была оставлена часть Зап. Фракии с единственным портом на Эгейском м.- г. Дедеагач (совр. Александруполис). Результаты 2-й Балканской войны были восприняты болг. общественностью как национальная катастрофа. Начало первой мировой войны в авг. 1914 г. породило в политических кругах Б. надежды на скорый реванш и установление гегемонии Б. на Балканах. В обстановке открытой враждебности к соседним правосл. гос-вам Б. заключила союзнический договор с коалицией Германии, Австро-Венгрии и Турции, по к-рому к ней должны были перейти вся Македония и Добруджа. 14 окт. 1915 г. Б. вступила в мировую войну, начав вторжение на серб. территорию, что стало основной причиной быстрой военной катастрофы Сербии, чьи войска были скованы противостоянием с австро-венг. армией под Белградом. В дальнейшем болг. армия совместно с австро-венг. и герм. соединениями участвовала в сражениях на Салоникском фронте, во взятии Бухареста и оккупации Зап. Румынии, заняв Добруджу, и в боевых действиях против России в этом районе. Тем не менее достигнутые успехи Б. оказались непрочными. Затянувшаяся война истощила ресурсы страны; сельское хозяйство страдало от реквизиций и мобилизации работоспособных мужчин, закрылись мн. предприятия. Под влиянием антивоенной пропаганды, ведшейся представителями демократических партий, в войсках стали возникать солдатские комитеты, организовавшие ряд мятежей.

http://pravenc.ru/text/149669.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010