Лиза (5 лет): Гениально!   Тост   1 января за завтраком Лиза решила сказать тост: Лиза: Я благодарю всю нашу семью: бабушек и дедушек, за то, что они учат меня быть умненькой и спокойной, папу — за то, что он учит меня быть сильной, маму — за то, что она научила меня штопать, Ромочку — за то, что он меня любит и Анечку, хотя она иногда и портит мне настроение.   О пользе информационной работы   Аня: Папа, ты самый лучший на свете! И мама тоже! Я: Спасибо. Прям самый лучший? Аня: Во всем мире! Я: Прям самый лучший? А вдруг кто-то есть лучше. Аня: Нет, самые лучшие. Для нас. А может, и для всех. Только надо объявление повесить.   И о погоде   Я: Лиза, ты ведешь себя, как маленький ребенок! Лиза: Папа, я не маленький ребенок! Я: Ну да! А ведешь себя, как будто ты младше Ромы! Лиза: Папа, не говори так. Давай помолчим об этом. Будем лучше говорить о прекрасной погоде.   Это не наш метод   Лиза: Папа, посмотри на нашего озорника Рому! А что мы будем с ним делать, когда ему 3 года исполнится? Я: А какие предложения? Лиза: Воспитывать надо хорошо. А у тебя какие предложения? Я: Может, по попе? Лиза: Нет. Надо воспитывать… А если не слушается — по попе.   Pacta sunt servanda   Лиза: Папа, папа, включи нам мультик, ты обещал. Я: Ну, давай попозже. Лиза и Аня (хором): Пакта сунт серванда, договоры должны соблюдаться. Научил на свою голову.   Жена и дочки   Лиза (разглядывая новые наряды: пальто с муфтой): Папа, а красивые у нас муфты? Лиза: А чего ты маме такую муфту не купишь? Я (в некоторой растерянности): Мм… Аня: Лиза, жена — это не дочка!   Ночные львы   Лиза: Папа, давай, мы будем ночные львы. Лиза: Ну, мы днем будем спать, а ночью ходить. И охотиться. Я: На кого? Лиза: На зайцев и кроликов. Я: А тебе не жалко? Лиза: Ну, нет… Я: А мне жалко. Лиза: Вообще-то, мне тоже. Тогда мы их будем просто ловить и отпускать. А есть будем львиную еду…   Женихи   Лиза провела неделю у бабушки. Лиза: …А потом я встретила догадайтесь, кого? Я: Жениха? Лиза: Да. Славик. Или Владик — я уже не помню.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

С чего же должна начинаться подготовка пастыря-проповедника? Св. отцы советуют прежде всего обратиться к учению Того, Кто не учился тому, чему всех научил,- к Господу Иисусу Христу (ср.: Мф 23. 10) ( Ambros. Mediol. De offic. I 3). Источник научения Божественным истинам - слово Божие. На протяжении всей истории Церкви от кандидатов священства - буд. церковных проповедников - требовалось основательное знание Свящ. Писания. Это требование было обусловлено тем, что проповедь в своем существе есть продолжение благовестия Спасителя и Его апостолов. Слово Божие, говорит свт. Григорий I Великий (Двоеслов), придает проповеднику силы для совершения обязанностей своего звания, освежает в нем чувство благочестия, к-рое так скоро черствеет от обращения в свете, и наперекор влиянию житейской суеты, приводящей преждевременную дряхлость, окрыляет дух его изображением славы небесного отечества ( Певницкий. 1871. С. 316). Предмет, к-рому проповедники должны уделять особенное внимание,- творения св. отцов и учителей Церкви. Изучение святоотеческих творений необходимо для правильного понимания духа и смысла Свящ. Писания. Эта необходимость вытекает из того, что не все истины содержатся в нем явно: одни выражены прикровенно, другие недостаточно ясно и выразительно. Кроме познавательного творения св. отцов имеют для проповедника и нравственно-назидательное значение. Душа читающего проникается святоотеческим духом, возвышаясь и обогащаясь нравственно и духовно. В святоотеческих творениях не только много прекрасных мыслей - их отличает прекрасный способ изложения. Кроме дисциплин специальной подготовки каждому проповеднику необходимы познания в области гуманитарных и естественных наук, особенно в том случае, если проповедник имеет дело с людьми образованного круга, ибо чем выше эрудиция проповедника, тем большими средствами воздействия на слушателей он будет располагать, они необходимы и для ведения бесед полемического характера, участия в религ. диспутах. Лучшими примерами для подражания в этом являются отцы-проповедники святители Василий Великий , Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, к-рые не только в совершенстве знали учение веры, но и владели полнотой совр. им научного знания, используя его в своей учительной деятельности. Свт. Василий Великий написал по этому поводу соч. «К юношам, о том, как пользоваться языческими сочинениями». Большую помощь проповеднику может оказать знакомство с логикой и психологией: первая учит последовательности в суждениях и законам правильного мышления, к-рые необходимы при составлении проповедей, вторая служит средством изучения человеческих сердец и характеров.

http://pravenc.ru/text/166109.html

Будучи изгнанным во время мора, М. унес с собой святыни египтян. Страбон в «Географии» ( Strabo. Geogr. XVI 2. 35-37; см.: Штерн. 1997. Т. 1. С. 262-317) пишет о М. как о жреце из Н. Египта, переселившемся в Иудею. Он одобряет М. за то, что тот осуждал зооморфные культы египтян и антропоморфные культы греков, учил, что культ подлинного Бога должен быть без изображений, а адепты его должны вести воздержанную и добродетельную жизнь. В отличие от др. историков Страбон ничего не написал о болезнях и об изгнании из Египта. По его мнению, М. собрал разумных людей и увел их в Иудею, где потом построили Иерусалим , создал гос-во, учредив в нем культ и законы. По мере усиления антиевр. настроений изложение истории иудеев у греко-римских, особенно александрийских, авторов становится все более негативным. Снова вспоминается миф о прокаженных и чесоточных изгнанниках из Египта, к-рых М. научил вредить окружавшим их народам, разрушать храмы (Лисимах; Штерн. 1997. Т. 1. С. 383-417), нести племенам гибель (Квинтилиан; Там же. С. 511-513). Даже те, кто пишут именно о философском учении М., критикуют его как вредное и нелепое суеверие (Цельс Философ; Там же. 2002. Т. 2(1). С. 213-385). Наиболее уважительный анализ философских идей М., таких, какими они виделись грекам, можно обнаружить у Галена (129-199 гг. по Р. Х.) (Там же. С. 286-308). Для него М.- философ, создавший философское учение о демиурге , согласно к-рому Бог, движущая первопричина, не подчинен физическим законам, как полагал Платон, но творит мир исключительно волеизъявлением. Учение это, отмечает Гален, не имеет основания, но у него много последователей. В целом все эти описания практически не связаны с предшествующей библейской традицией. Даже когда авторы обсуждают библейские сюжеты, как, напр., исход из Египта или установление закона, они создают образ М. как философа, царя-священника, понятный эллинам, но совершенно чуждый библейскому сознанию. В сочинениях Филона Александрийского Высокообразованный иудей, превосходно знакомый с греческой философией, Филон Александрийский (20-40-е гг.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

Встреча Марии и Елисаветы. Роспись аспиды в приделе праведных Иоакима и Анны собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Встреча Марии и Елисаветы. Роспись аспиды в приделе праведных Иоакима и Анны собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. В др. местах евангелисты иначе характеризуют рацион И. П. Напр., в синоптических Евангелиях говорится, что пост его учеников (к-рому он их научил) похож на пост фарисеев, т. е. согласуется с законом Моисеевым (Мф 9. 14; Мк 2. 18; Лк 5. 33). Правда, данный отрывок лишь косвенно относится к И. П. У Матфея и у Луки также встречается логия, происходящая, вероятно, из общего источника: «...пришел Иоанн, ни ест, ни пьет» (Мф 11. 18; в Лк 7. 33 с уточнением - «пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет»). Но она не уточняет рацион И. П., лишь противопоставляя его рациону Иисуса Христа, Который принимал участие в трапезах «с мытарями и грешниками» (Мф 9. 11). В Лк 1. 15 арх. Гавриил предрекает, что И. П. «не будет пить вина и сикера», что, вероятно, указывает на его назорейство (ср.: Числ 6. 2-21; Суд 13. 4-7). Хотя назорейский обет принимался на ограниченное время, в ВЗ есть примеры пожизненного обета (1 Цар 1. 11). Возможно, что отказ от вина был связан с необходимостью соблюдения ветхозаветными священниками особой ритуальной чистоты перед служением в храме (ср.: Лев 10. 9). Наибольшее число ученых связывают рацион И. П. с практикой секты ессеев ( Davies. 1983). Об их аскетическом образе жизни и питании сообщают источники, напр. Филон Александрийский (см.: Euseb. Praep. evang. VIII 11. 8//PG. 21. Col. 641-644). В «Дамасском документе» и Храмовом свитке прямо говорится, что акриды дозволено употреблять в пищу членам общины (CD 12. 12-15; 11Q19 48. 3-5). Однако практика ессеев в этом отношении не выходит за рамки галахических норм обычных иудеев (их отношение к елею и тканям для одежды указывает на то, что священнические правила ритуальной чистоты распространялись и на членов общины). Содержание проповеди Согласно Евангелиям, И. П. проповедовал «крещение покаяния для прощения грехов» (Мк 1. 4; Лк 3. 3). О «крещении покаяния» как об основном содержании проповеди И. П. говорится и в Деяниях св. апостолов (Деян 13. 24; 19. 4). Евангелист Матфей уточняет, что И. П. проповедовал покаяние ввиду приближения Царства Небесного (Мф 3. 2; по сути то же, что говорил потом и Сам Христос - Мф 4. 17).

http://pravenc.ru/text/471450.html

Но апостолы сделали это возможным и словом Божиим насадили в сердцах идолопоклонников, обветшалых и застарелых, святую веру и утвердили ее. И сердца их, напоенные любовью к миру и обычаям предков, как деревья водою, воспламенили к любви Божией, и желанию, и исканию вечных благ, которых не видел глаз, не слышало ухо, которые не приходили на сердце человеку (1 Кор, 2, 9). Воистину, через них говорил Сам Бог, ими проповедуемый, и слову Своему силу и действенность подавал, как написано: «Он дает гласу Своему глас силы» ( Пс. 67, 34 ). Святитель Тихон Задонский ( 104, 855–856 ). «Я ... на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» Когда открылась Истина Небесная, когда Посланник Божий в нашей плоти явился на земле, тогда весь греховный мрак исчез: пали идолы, постыдилось язычество, скрылось суеверие, вострепетала совесть, повинная греху, возрадовалась склонная к добродетели душа, узрев прямой путь спасения; нравы преобразились, святыня воцарилась, восторжествовала правда, Дух Святой покрыл всех своим осенением... Действие Истины через апостольскую ревность разогнало ложные и ввело прямые понятия о спасительных вещах. Мир думал, что довольно заботиться об одной здешней жизни, а далее не простирать размышления своего. Дух Истины научил, что эта жизнь есть путь к будущей, и тогда она счастлива, когда ведет к Вечной. Мир думал, что счастье состоит в одних телесных увеселениях и в чувственных удовольствиях. А Дух Истины научил, что прямое удовольствие состоит в непорочной совести и что его не нарушают ни слезы, исторгаемые терпением за правду, ни гонения, которые еще более укрепляют в твердости добродетельного подвига, ни страдания, которыми тем более обновляется дух, чем более разрушается тело. Мир думал, что для богопочитания довольно соблюдать одни внешние обряды, и тем мнил удовлетворить Божеству. Дух Истины научил, что угодная Богу жертва есть сердце сокрушенное и смиренное и что истинное благочестие требует добродетельной жизни. Мир думал, что все подвержено случаю, хитростям и проискам человеческим. Но Дух Истины научил, что всем управляет Отеческий Божий Промысл и что все тщетно, если не подкрепляет Его рука. Мир думал, что довольно для оправдания перед Богом своих так называемых добрых дел. Дух Истины научил, что и все наши добрые дела недостаточны и смешаны со страстями, что они тогда действительны, когда им содействует Евангельская благодать. Мир думал, что божеством могут быть вещественные, суетою человеческою изобретенные идолы, но Дух Истины научил, что «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин. 4, 24 ). Так мир думал. И может ли быть простительным теперь, при познании Духа Истины, после осияния нас евангельским светом, если мы будем замечены в подобных мнениях?..

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Исполняя просьбу ученика, Иисус произнес ту же молитву, которой учил Апостолов в Нагорной проповеди (см. выше, с. 349), а затем и то же самое учение о неотступности в молитве. Некоторые толкователи полагают, что Евангелист Матфей соединил в одну Нагорную проповедь много поучений Иисуса Христа, сказанных им в разное время. Если считать это мнение основательным, то придется признать, что Иисус не во время произнесения Им Нагорной проповеди, а только теперь впервые научил Своих учеников молиться; но такое заключение более чем неправдоподобно: трудно допустить предположение, что Христос лишь в конце Своего служения научил Своих Апостолов молиться; в то время, к которому относится повествование Евангелиста Луки, Иисус изложил уже перед Апостолами все Свое учение, и Ему оставалось лишь убедить их, что Ему, по воле Отца Его, надлежит пострадать, быть убиту и воскреснуть в третий день; следовательно, силе неотступной молитвы и самой молитве Он научил их значительно раньше. Молитва Господня, записанная Евангелистом Лукой, не вполне тождественна с молитвой, записанной Евангелистом Матфеем, в отношении просьбы о хлебе насущном. Матфей 6. 11: Лука 11. 3: Хлеб наш насущный дай нам на сей день. Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день . Думаю, что тут нет никакого противоречия. Во-первых, Евангелист Лука записал не ту молитву, которую Господь преподал в Нагорной проповеди, а другую, которою Он значительно позже научил молиться постоянно ходивших за Ним слушателей (учеников), а Господь мог несколько изменить прежде данную молитву. Во-вторых, в молении о хлебе насущном главная мысль выражена словом насущный , а не словами сей или каждый . Христос научил нас просить у Бога только того, без чего мы не можем существовать, что составляет существенный, насущный предмет наших потребностей, но не более; поэтому просим ли мы хлеба насущного на сей или на каждый день, это нисколько не изменяет главной мысли. К тому же, молясь каждый день о даровании нам хлеба насущного на сей день, мы невольно привыкаем к мысли о том, что молим о даровании нам его на каждый день моления, или на сей день, что одно и то же. И ученики Господни могли, таким образом, невольно изменить это слово молитвы, а с их слов, вероятно, и записал эту молитву Евангелист Лука.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

О, за что же нам твоя злоба, сатана, ненавидящий добро, диавол вселукавый, злых помощник и защитник, Божий отметник, поглотивший весь мир и не насытившийся, возненавидевший небо и землю и вечной тьмой взалкавший?! Зри же, что творится и каково злокозьнствуется! Итак, явился в те времена жидовин по имени Схария 5 – этот диаволов сосуд, обученный всяческим злодейственным изобретениям: чародейству и чернокнижию, звездозаконию и астрологам. 6 Живя в городе, нарицаемом Киев, близок он был к тамошнему князю Михаилу, христианину и христианских истин знатоку, сыну Александра, внуку Владимира и правнуку Ольгерда. 7 Этот князь Михаил в лето 6979 (1470). 8 во дни княжения великого князя Ивана Васильевича, 9 прибыл в Великий Новгород. Вместе с ним в Великий Новгород прибыл и жидовин Схария, который прежде всех обольстил попа Дениса 10 и в жидовство его обратил. Денис же привел к нему протопопа Алексея, 11 тогда еще бывшего попом на Михайловской улице, 12 и тот также отступником соделался непорочной и истинной христианской веры. Потом же приехали из Литвы 13 другие иудеи, а имена им – Иосиф Шмоилов Скарабей да Моисей Хануш. 14 И такую Алексей и Денис надежду возложили на жидовскую веру, что стали всегда с ними трапезничать и обучаться у них жидовству, и не только сами, но и жен своих и детей склонили к жидовству, и даже захотели обрезаться ради жидовской веры. Но не разрешили им жиды, говоря так: «Если, мол, узнают об этом христиане и захотят убедиться в том воочию, то будете обличены, поэтому храните в тайне свое жидовство, явно же держитесь христианства». И переменили имя Алексею, нарекли его именем Абрам, жену же его нарекли Сарой. После этого Алексей научил многих жидовству, в том числе зятя своего Ивашку Максимова и отца его попа Максима, 15 а также множество попов и диаконов, и простых людей. Денис же поп тоже многих научил жидовствовать, затем и протопопа Гаврилу Софийского 16 жидовствовать научил и, кроме того, научил Гридю Клоча. А Гридя Клоч научил Григория Тучина жидовству, отец которого обладал в Новгороде великой властью. 17 И таким образом многих научили. И вот имена их: попа Григория и сына его Самсона; Гридю – дьяка Борисоглебского, 18 Давреша, Мишука Собаку, Васюка Сухого, Денисова зятя; да попа Федора, да попа Василия Покровского, 19 да попа Якова Апостольского, 20 да Юрку Семенова сына Долгова; да Авдея, да Степана – крылошан; 21 да попа Ивана Воскресенского, 22 да Евдокима Лелюша, да диакона Макара, да дьяка Самоху, да попа Наума, 23 и других многих. И столько сотворили они беззаконий, сколько не было и от древних еретиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Хочешь ли слышать о «возлежаниях» и «скаканиях» пророка Давида? Слушай, что говорит: плача и сетуя хождах (Пс. 34:14); покрых постом душу мою… и положих одеяние мое вретище (Пс. 68:11–12); быша слезы моя мне хлеб день и нощь (Пс. 41:4); пепел, яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях (Пс. 101:10). И ещё говорит: измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Пс. 6:7). И ещё: Очи мои выну ко Господу (Пс. 24:15); и ещё: От всякаго пути лукава возбраних ногам моим (Пс. 118:101). Слышал ты, как «ликовал» Давид? Так ликуй и ты, христианин. Хочешь ли слышать о «празднествах», «отдыхе», «забаве» и «скакаяних» блаженного Павла? Послушаем, братия, что советует блаженный Павел. Послушайте, как убеждает и умоляет, говоря: Подражатели мне бывайте, братия (1 Кор. 11:1). Что же такое сделал Павел, в чем и мы должны подражать ему, чтобы сподобиться одной с ним части? Ибо многие, слышу, говорят: «Слушаюсь апостола, и как он научил, так и делаю». Смотри, что говоришь, — не лги, не изменяй своего слова! Если устоишь в истине, то будешь блажен и в нынешнем, и в будущем веке. Но подозреваю и боюсь, чтобы тебе не оказаться лжецом: яко умалишася истины от сынов человеческих (Пс. 11:2). — Вси уклонишася (Пс. 13:3). Однако же блаженный Павел убеждает, говоря: Подражатели мне бывайте. Подражай Павлу, христианин. Кто говорит: «Принимаю и делаю все, что сказано апостолом», — кто хочет стать подражателем Павловым, тот не ликует, не веселится, не забавляется на земле. Подражатели мне бывайте, братия. Ужели ликовал Павел? Играл ли на гуслях? Пел ли бесовские песни? Да не будет сего! Откуда же заняли (где же нашли) ликования утверждающие о себе, что соблюдают они учение апостола? Кто научил этому христиан? Не учили этому ни Павел, ни Петр, ни Иоанн, ни кто другой из богоносных. Но научил же древний змий, враг истинных христиан, учитель всякой нечистоты. Научивший любодействовать — научил и плясать, научивший служить идолам — научил и играть. Потому апостол играющих назвал идолослужителями, говоря: Ни идолослужители бывайте, якоже нецыи от них, якоже есть писано: седоша людие ясти и пити, и восташа играти (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Он, между прочими спасительными наставлениями и Божественными заповедями, коими руководил Своих последователей ко спасению, преподал нам образец молитвы, научил и наставил нас, о чем мы должны молиться. Так, Тот же, кто даровал нам жизнь, научил нас и молиться, по той же самой благости, по которой Он благоволил даровать и сообщить нам все прочее; дабы мы скорее и удобнее могли быть услышаны Отцом, воссылая к Нему ту молитву, которой научил нас Сын. Он предсказывал, что приидет время, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине ( Ин.4:23 ), и на самом деле исполнил то, что обещал, прежде, дабы мы, получив духа и истину через Его освящение, по Его же наставлению могли поклоняться Ему истинно и духовно. Ибо, какая другая молитва может быть духовнее преподанной нам Иисусом Христом, Который ниспослал нам и Духа Святого? Какая молитва к Отцу может быть и истиннее произнесенной устами Сына, который и Сам есть Истина ( Ин.14:6 )? Молиться иначе, нежели, как научил Он, будет не только невежеством, но и преступлением, как Он Сам определительно сказал: оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого ( Мк.7:8 ). Итак, будем молиться, братия возлюбленные так, как научил нас Сам Бог. Угодна и приятна Богу молитва , когда молятся Ему собственными Его устами, касаются слуха Его молитвою Христовою; – Отец внемлет словам Своего Сына. Когда совершаем молитву, то, живущий во внутренности нашего сердца, Сам да будет и на устах наших; и, поскольку Он есть Ходатай о наших грехах пред Отцом; то, когда мы – грешники – молимся о грехах своих, да произносим слова нашего Ходатая. Ибо, если Он говорит: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам ( Ин.16:23 ); то сколько успешнее мы получим во имя Христово, ежели будем просить Его же молитвою? Сие самое соблюдала и хранила упоминаемая в первой книге Царств Анна, образовавшая собою Церковь . Она молилась Господу не громогласно, но молча и скромно, внутри своего сердца; говорила молитвою сокровенною, но верою явною; говорила не голосом, но сердцем; ибо знала, что Бог так услышит ее; и, действительно, получила то, о чем молилась, потому что молилась с верою.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Университетская иезуитская церковь. Фотография. 1973 г. Лютеране и кальвинисты предпочитали посылать своих детей учиться в Германию и Швейцарию. Еп. Фабри, стремясь привлечь в Венский ун-т молодежь, воспитанную в «истинной вере», организовал в В. неск. школ. Но до появления в В. иезуитов особых успехов в области образования властям добиться не удалось. В 1552 г. иезуиты открыли колледж и начали проповедовать в университетской церкви. В 1554 г. П. Канизий инспирировал подписание Фердинандом I Декрета о Венском ун-те, по к-рому каждый новый преподаватель должен был держать экзамен по «силе вере» перед епископом. Студентам предписывалось участие во всех церковных городских и университетских праздниках, прослушивание месс и литургий «для усиления веры». Ректор и декан теологического фак-та контролировали чтение студентами лит-ры. На теологическом фак-те сократилось число лекторов. Наиболее успешных студентов ун-та иезуиты направляли на продолжение обучения в Рим, в Collegium Germanicum. Постепенно иезуитам удалось установить полный контроль над Венским ун-том. В 1564 г. новый имп. Максимилиан II, симпатизировавший протестантам, издал декрет, согласно к-рому обучаться в Венском ун-те и получить любую степень могли как католики, так и протестанты. Религ. толерантность в Венском ун-те просуществовала недолго. При имп. Рудольфе II из ун-та были вытеснены все протестанты и введен запрет принимать профессоров-некатоликов, обострился конфликт между иезуитами и студентами. В 1623 г. удалось неск. сгладить противоречия между иезуитами и студентами: кард. М. Клесль издал документ под названием «Sanctio Pragmatica», согласно к-рому в подчинение иезуитам передавали только 2 фак-та - теологический и философский, на остальных иезуиты не имели никакой власти. Однако на практике избежать их вмешательства в университетские дела и жизнь студентов оказалось трудно. Благодаря иезуитам в Венском ун-те появились новый учебный корпус и церковь, где они проповедовали. Посещение церкви являлось обязательным для всех студентов и преподавателей. Упадок Венского ун-та связывают с засильем контрреформации и тур. завоеваниями.

http://pravenc.ru/text/150177.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010