В пророчествах святой Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн часто сравнивается со святым пророком Илией. А в книге пророка Малахии Иоанн прямо назван Илией: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5, 6). О том, что Иоанн назван Илией, свидетельствует и сам Господь наш Иисус Христос: «Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели» (Мф. 17:12). Действительно, жизни, характеры, образ и форма подвига, служение святых пророка Илии и Иоанна Крестителя удивительно похожи. Святой пророк Илья фактически был первым монахом. Он являлся первым ветхозаветным девственником. Был сугубым постником. Ходил босой, в грубой милоти (плаще из верблюжьего волоса), очень жестком и неудобным, раздражающем кожу, напоминающем власяницу. Подобно православному монаху, он носил кожаный пояс на чреслах и, подобно архиерею, ходил с посохом в руке – знаком особенной духовной власти. Его имя Илия с еврейского языка переводится как «крепость Господня» или «мой Бог – Яхве». Яхве (Иегова) переводится как «Сущий (Живой). Под таким именем открылся Бог святому пророку Моисею в Неопалимой Купине. Такое имя во времена Ахава и Иезавели носить было очень опасно. Истинная вера была запрещена в их государстве. Согласно одной из исторических версий, Илие при рождении было дано другое имя. Но во время разгула язычества и гонений на истинную Церковь Божью Фесвитянин берет себе иное имя, за которое в то время в Израильском государстве, быть может, полагалась смертная казнь. «Мой Бог – это Яхве – истинный Бог евреев»: свое имя Илия несет, как знамя. Он за Яхве готов претерпеть муки и пойти на смерть. И с этим светлым знаменем он вступает во тьму языческую, дабы просветить народ, тонущий во мраке беззакония. В этом уроке из жизни святого прока Илии мы учимся здоровому воздержанию, обуздывающему тело и не дающему ему, как коню игривому и ослепленному, нестись в пропасть.

http://pravoslavie.ru/105531.html

Воззвание Илии заключает в себе напоминание народу, что он молит не неведомого им Бога, а Того, который проявился им в ряде откровений и милостей. Илия взывает (3 Ц. XVIII, 37–36): «Господи Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой, и соделал все по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, (Иегова) Бог, и Ты обратишь сердце их». В молитве этой, напоминающей патриархов родоначальников народа, заключается вкратце история народа, ибо этими словами глаголал Господь Моисею, а чрез него Израилю в Египте, явясь в неопалимой купине: «Скажи сынам Израилевым: Иегова, Боготцев ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки и памятование о Мне в род и род» ( Ucx. III, 15 ). Едва вознеслась торжественная молитва Илии к небу,– «И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве (3 Ц. XVIII, 38). Таково было совершившееся чудо, которое, как все чудеса, явленные Всевышним, имело преимущественно нравственное значение: оно вносило в души человеческие свет, открывало умственные их очи, заставляло прозреть ослепших. Словеса Божии даются для душ более чистых, чудеса для душ менее развитых 789 . И здесь, «увидев чудо, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь (Иегова) есть Бог!» (id. ст. 39). В этом крике народа очевидно исповедание, что Иегова есть единый Бог мира, и что Ваал ничто. Но недостаточно было, чтобы народ принес временное покаяние в грехе идолопоклонства, сознавая величие Бога Завета. Нужно было уничтожить то пагубное растлевающее влияние, которое производили на него жрецы идолопоклоннических развращающих душу человека культов Ваала и Астарты. В данную минуту Илия был властелин этой толпы; Ахав очевидно в этот момент не имеет ни малейшей власти и не смеет произнести ни одного слова. – Илия обращается к народу (ст. 40) и говорит: «схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся». Все разумеют это место так, что под общим именем Вааловых пророков разумелись и пророки дубравные 790 , принадлежавшие к тому же культу Ваала и служившие женской форме этого божества 791 . Всех этих т. наз. пророков языческих «схватили» по приказанию пророка. «И отвел их Илия к потоку Киссону 792 и заколол их там» (id. 40). По всей вероятности берега Киссона были избраны Илией потому, что этот бурный поток должен был унести трупы в море, когда прольется сильный дождь, ожидаемый пророком по слову Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вот смотрите 33-ю главу, откройте 17-й стих: «И сказал Господь Моисею: и то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих [вот как приобрести благоволение в очах Божиих? А ведь в этом и существо религии заключается. Если мы не приобретаем благоволения в очах Божиих, и религии нет. И этого союза нет. Как вы логически не разбирайте слово «религия», всё равно суть остаётся одной: союз, живой союз между Богом и человеком. Дальше, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих. Он был прекрасен пред Богом, уже когда лежал в корзинке ( Исх. 2:6 ): и был прекрасен пред Богом (см. Деян. 7:20 ), скажет архидиакон Стефан в своей речи; это детей еврейских (см. Исх. 2:6 ), скажет дочь фараона и воспитает его. Вот как быть прекрасным пред Богом? Вот он был прекрасен пред Богом от младенчества. Дальше:] и Я знаю тебя по имени [В Апокалипсисе также есть такое (см. Откр. 2:17 ). Господь даёт верному человеку имя таинственное, имя, которое может прочитать только тот, кто его получает. Вот, Я знаю тебя по имени – это очень великие слова. Я, следовательно, знаю твоё сердце, ты для Меня открыт, и Я знаю тебя по имени. Дальше смотрите]. Моисей сказал: покажи мне славу Твою [Покажи мне славу Твою. Не Тебя – чувствуете? – а славу Твою]. И сказал Господь Моисею: Я проведу пред тобою всю славу Мою, и провозглашу имя Иеговы пред тобою [то Имя, которое было открыто именно Моисею в купине неопалимой ( Исх. 3:14 ). Так], и кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею [Но это не выбор восточного деспота прихотливый: кого хочу – жалею, кого хочу – не жалею. Это у нас так происходит. У нас так происходит, что по какому-нибудь капризу, каким-нибудь чувствам. Вот родительская любовь приводится в пример в параллель. Но и родители по-разному любят своих детей, если их много. Одних очень, других не очень. Отец любит дочь или, напротив, сына, а других меньше любит. Вот его любимое детище. И тут не прикажешь сердцу. Так, следовательно, это мы – а здесь никакого нет каприза: кого хочу помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Второе Богоявление И все-таки, несмотря на всю непостижимость виденного семьюдесятью старейшинами на Синае, они были только лишь на склоне горы и поклонились Господу издали. Далее Моисей оставляет их и восходит на гору по зову Ягве один. Он один узрит славу Ягве изнутри. И взошел Моисей на гору; и покрыло облако гору. И слава Ягве осенила гору Синай; и покрыло ее облако шесть дней, а в седьмой день (Господь) воззвал к Моисею из среды облака (также потом на горе Фавор Отец Небесный воззовет в облаке к Мессии, Сыну Своему). Вид же славы Ягве на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моисей вступил в средину облака, и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей ( Исх. 24:15–18 ). Вот теперь Моисей в средине облака славы Ягве. Там он получает две скрижали, сделанные Богом, на которых Бог Сам написал Свои десять заповедей, Божественный Декалог. Там в облаке славы Ягве Моисей проводит свой первый сорокадневный пост. Укрепляемый славой Божией, он не вкушал пищи тленной. Св. Иоанн Дамаскин : «Ибо прежде всего Моисей, в посте безотлучно пребыв с Богом в течение сорока дней и опять других сорока [второй пост Моисея. – Г.Ф.], несомненно изнурял себя постом» Точн. излож. правосл. веры, кн. 4, гл. 23]. А Тертуллиан говорит; «Моисей и Илия постились сорок дней и подкреплялись только Богом» воскресении плоти, 61]. Старейшины видели Бога, и ели и пили, а Моисей вошел в незримое Божие и не ел и не пил. Десять заповедей Божиих воссияли из славы Ягве на Синае. Данные под покровом облака, они осиявают путь странников земли. Позади Египет, впереди – Ханаан. А посреди – Синай. Дороги пустыни ведут чрез вершину горы Богоявления. Можно отметить три ступени Боговосхождения. Первая – это храм, или место стояния Божия, место, освященное присутствием Божиим. Вторая ступень – благодать Божия или слава Ягве. Это – Господь Являемый, благодать, Божественная энергия. Третья ступень – невосходимая, это Сам Бог Ягве незримый в сущности Своей. 7.6. Неполное возобновление Завета Божия после поклонения Израиля золотому тельцу и ходатайство Моисея

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Второе орудие спасения – Имя Господне. В день обрезания Дева Мария назвала Его – Иешуа. Так велел Ангел, явившийся Ей, и так велел Ангел, явившийся Иосифу. Имя это древнее, и во времена Иисуса было широко распространено. Точное его произношение – «Иегошуа», что означает «Яхве спасает». Оно произведено от не произносимого иудеями имени Божия, открытого Господом Моисею в неопалимой купине. Это люди называли Бога Творцом, Создателем, Господом и Всевышним. Во всех этих словах отражены человеческие представления о Его предвечности, всемогуществе. Имя же Божие, скрытое в священном тетраграмматоне 101 , означает: «Я есть Тот, кто Я есть» или «Я есть Тот, кто Я буду». Впервые имя «Иисус» получил предводитель еврейского народа, преемник Моисея Иисус Навин, которого изначально звали Осией: И назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом ( Чис.13:17 ). С тех пор и существует это имя, произведенное от неизреченного Имени Божия. Только раз в году первосвященник, входя в Святая Святых, произносил его. И вот теперь оно начертано на нимбе, венчающем Лик Господень. Христос говорит: Кто напоит вас чашею воды во Имя Мое… ( Мк.9:41 ); Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись ( Деян.4:12 ). Имя Иисуса Христа – залог нашего спасения. Все теперь освящается им. Например, Иисусова молитва состоит лишь из семи слов. В принципе, ее можно сокращать до тех пор, пока в ней останется имя Господне. Если же убрать его, она перестанет быть Иисусовой молитвой. «Господи, помилуй» может сказать любой иудей или мусульманин. Это скажет любой разумный человек. По слову псалмопевца, «сказал безумец в сердце своем: нет Бога» ( Пс.13:1 ). Все остальные говорят о Боге. Центральным, несокращаемым словом этой молитвы является Имя Иисусово. Случается, что человек просто повторяет это Имя, потому что ни о чем ином говорить и думать больше не может, и через это избавляется от погибели. Однако и здесь, так же как и в случае с крестом, можно дойти до фетишизации Имени. Начало XX века ознаменовалось известным «имяславным» спором: Имя стали боготворить, и Синод Русской Церкви объявил такое отношение еретическим. В конце столетия к этому вопросу вернулись, и митрополит

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

— Давай откроем Ветхий Завет. Там, где рассказано, как Бог явился Моисею в терновом кусте, горящем, но не сгорающем, — в неопалимой купине. Смотри: явившись, Он говорит Моисею: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» . Но Моисей знает, что соплеменники его, живя в Египте, привыкли к тому, что богов — множество, и каждый поэтому имеет свое имя. И оттого Моисей и просит Бога сказать ему — для евреев — Его имя. И Господь Бог, как бы снисходя к слабости человеческой, говорит тогда: «Я есмь Сущий» (по-древнееврейски — Иегова), — то есть Тот Бог, Который, в отличие от ложных богов, существует вечно. Но читай дальше: «…и сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род» . То есть явно, что последнее слово Его, а вернее, повторение того, что было сказано в начале, не менее значимо, чем первое. И знаешь, почему? Давай попробуем посмотреть поглубже. Что такое вообще имя? Оно дается, к примеру, человеку, чтобы отличить его от других людей, или богу, лжебогу, чтобы отличить его от других богов. И ни за чем иным. Но разве Господь Бог нуждается в каком бы то ни было имени? Он — Один воистину существующий, все мироздание создано Им, держится Им, Он Один всегда был, есть и будет. По сути, именно это Он и сказал Моисею. Кстати, в Ветхом Завете Бог чаще именуется Господом Саваофом, то есть Господом сил бесплотных… А вот что, наверное, важнее для тебя: в Евангелии от Иоанна Иисус Христос несколько раз назван Сущим. То же слово, та же суть: вечно существующий! Послушай, — и она, не раскрывая Евангелия, по памяти, с непередаваемо бережной интонацией заговорила: — «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил» ; «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, Сущий на небесах» ; «Тогда сказали Ему: кто же ты? Иисус сказал им: от начала Сущий…» . И вот это, потрясающее, когда Он говорит иудеям: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» . Поистине: «Кто имеет уши слышать, да слышит» . Так что мысль иеговистов об имени Бога, вообще говоря, — мысль очень узкая, тесная и отдает как будто фетишизмом… Святой Иустин Философ когда-то давным-давно очень хорошо сказал на эту тему: «Бог не есть имя, но мысль, всаженная в природу человеческую, о чем-то неизъяснимом». Ты чувствуешь разницу в масштабе мышления?

http://azbyka.ru/fiction/darovannyj-put/...

Для получения вторых скрижалей Моисей должен подняться на гору и там предстать пред Богом. Ягве Бог говорит пророку: взойди утром на гору Синай, и предстань предо Мною там на вершине горы ( Исх. 34:2 ). Прп. Максим Исповедник извлекает из этого мысль о необходимости стояния пред Богом для того, чтобы иметь ведение от Него и о Нем. Но и предстоящие пред Богом в разной степени сподобляются этого ведения, что зависит от степени их совершенства. Прп. Максим Исповедник : «Посвящающий себя ведению да утвердит стопы души своей пред Господом неподвижно, как сказал Бог Моисею: ты же здесь стань со мною ( Исх. 34:2 ). Ведать однакож подобает, что и между стоящими пред Господом есть различие, если не мимоходом читается любомудрыми следующее: суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, Дóндеже видят царствие Божие, пришедшее в силе ( Мк. 9:1 ). Ибо Господь стоящим пред Ним не всем всегда является во славе; но к тем, которые только вводятся на путь к Нему (новоначальным) приходит Он в виде раба, а тем, кои сильны следовать за Ним в восхождении на высокую гору Его Преображения, является в образе Божием, в коем Он был прежде бытия мира» св. Максим Исп., Умозрит. и деят. главы, 37]. Православное богослужение является сугубым стоянием пред Богом – духовным и телесным. И дух, и тело должны замереть пред Богом, течение реки жизни, суетная спешка – все должно остановиться. Народ вместе со священником предстоят престолу Божию, сам священник – предстоятель. Но никто не должен восходить с тобою... – Моисей должен был один предстать пред Богом, а Христос и из предстоящих только некоторых взял на гору преображения. Господь явился Моисею в облаке... и провозгласил имя Ягве. И прошел Ягве пред лицем его, и возгласил: Ягве, Ягве, Бог человеколюбивый... ( Исх. 34:5–6 ). Или, если вместе с LXX перейти на слово Господь, то получится: Господь... провозгласил имя Господа. И прошел Господь... и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый... В провозглашении Господом имени Господа и в явлении Его в облаке святые отцы усматривали указание на тайну Святой Троицы. Следует отметить, что при употреблении имени собственного Ягве () этот оттенок мысли ускользает. Тогда речь идет о том, что Ягве провозглашает Свое имя и возвещает о том, что Он, Ягве, есть Бог человеколюбивый и т.д. Если же перейти к слову Господь (κριος), то мысль о двух лицах появляется, или, будучи ранее сокрытой, проявляется. Какому из этих двух вариантов (появление или проявление) следует отдать предпочтение – судить трудно. Святые же отцы в Господе возглашающем имя Господа и являющемся в облаке явно усматривают тайну Св. Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И вот прорицатели Мелькарта начали свой священный танец. Они скакали и кружились вокруг жертвенника много часов подряд, неустанно выкликая: «Ваале, Ваале, услышь нас!» Но по-прежнему неподвижное небо оставалось безоблачным, по-прежнему неумолимо жгло солнце… «Кричите громче, — иронически заметил Илия, наблюдавший их заклинания, — может быть, он задумался и занят чем-нибудь, или в дороге, а может быть, он спит, так он проснется». Но жрецам было не до шуток. Нестерпимый жар палил их головы, они еле передвигали ногами от усталости, чувствуя на себе насмешливые и недоверчивые взгляды толпы. Наконец в исступлении они стали прыгать вокруг жертвенника, с громким криком поражая себя ножами. Их кровь стекала на горячие камни. «Они бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения, но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха». И тогда пророк Илия приступил к жертвеннику. Это был решающий момент. Он должен был показать народу силу своего Бога, Его торжество над Ваалом. Он знал, какая участь ждет его, если Господь не услышит его молитвы. Народ был беспощаден к лжепророкам, считая, что в них вселился демон. Но подобно св. Стефану Пермскому, бесстрашно привлекшему зырянского шамана в пылавший сруб, Илия готов был отдать жизнь для торжества истины. «Господи Боже Авраамов, Исааков и Израилев! — воскликнул пророк. — Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне. Да познают ныне эти люди, что Ты один Бог в Израиле и что я, раб Твой, сделал все по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня. Да познает народ сей, что Ты, Ягве — Бог, и Ты обратишь сердца их». Он призывал Бога «в огне», ибо огонь был той стихией, через которую чаще всего проявлялось присутствие Ягве. Он явился Моисею в неопалимой купине, Он шел перед станом Своего народа в виде Столпа огненного. Он давал людям Своим заповеди на святой горе «из среды огня». И теперь Он должен явить перед заблудшими силу и славу Свою, и явить через знамение огня. Сам служитель Его подобен огненному пламени, глаза его сверкают, как молнии, голос гремит, как гром. Седые волосы как дым развеваются вокруг головы. Народ со страхом ждет исхода. Явит ли Огненный Бог силу свою?..

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

«И дал залог Духа в сердца наши». Залог, как известно, есть первый взнос для подтверждения выплаты всей суммы. Нам Бог дает как залог Духа Своего Святого, тем самым обещая подарить полноту богообщения в жизни будущей. И это есть повод для нас никогда не унывать, братья и сестры. Все то, что мы уже сегодня получаем в Церкви, есть обещание гораздо большего. Если нам сейчас хорошо в Церкви, то насколько лучше будет в Царстве Небесном! Если нам дарят радость Пасха, Преображение, Рождество и другие церковные праздники, то насколько более радости мы получим, когда своими глазами увидим Того, Кому они посвящены! Если в этой жизни нам так сладко читать слово Божие, насколько же слаще будет слышать слова из уст Самого Христа! Залог обещает все остальное, и верен Бог, Который обязательно даст все обещанное, и даже сверх того. Этой радостной мыслью давайте и закончим. Наша вера начинается здесь и устремляется в будущее. «Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15:19), – писал Павел. Наш Бог – это Бог, ведущий нас вперед. «Эхъе ашер эхъе» («Я буду Который буду»), – сказал Бог Моисею при Неопалимой купине в ответ на его вопрос о имени Божьем (см. Исх. 3:14). Славянский перевод с греческого текста звучит по-другому: «Я есмь Сущий». Но в еврейском оригинале буквально так: «Я буду Который буду». Бог зовет нас в будущее, где нам откроется полнота богообщения, где высохнет всякая слеза и исчезнет скорбь и болезнь. «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32), – свидетельствовал Христос. И сколько бы лет ни было каждому из нас, братья и сестры – 15, 30, 50, 60 или больше – знайте: у нас все только начинается. Начинается то, что уже не закончится никогда – жизнь с Богом, ведущим нас вперед. Рейтинг: 9.9 Голосов: 132 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/115452.html

И остались дети Израилевы в бескрайней пустыне по дороге в Ханаан пусть с великим пророком, но без Божественного Педагога. Да и что был теперь сам Моисей? – Сойди отсюда! – сказал Господь. – Сойди с высоты славы своей. Я дал тебе эту славу только ради народа Моего. Теперь, когда совратился народ, для чего надобен ты Господу? с. 71, Агада, Берешит-Раба, 32,]. Теперь и сам великий Моисей мог остаться чем-то не больше арабских халифов. И все от того, что отымалась слава Ягве, отымался огонь Божественной любви от жены-изменницы, от поклонившегося золотому тельцу народа. И не было уже никакой радости от того, что и хананейские племена будут изгнаны, и земля, где течет молоко и мед, будет им дана. Ведь не осталось Жениха! Очень своеобразную и глубокую мысль излагает в связи с происшедшим под Синайской горой св. Ириней Лионский . Согласно св. Иринею, любовь Божия дала возлюбленному народу только естественный закон – десятословие и более ничего. Любовь сама научает всему. Но вот – измена. Народ поклоняется богу чужому, золотому тельцу. Народ с вожделением оглядывается на землю своего рабства. И тогда ему дается Богом закон рабов. Теперь вы будете жить не по любви, а по рабским 613-ти предписаниям закона Торы, да по еще большим предписаниям преданий старцев. Вместо любви вы явили жестокосердие и жестоковыйность. Вот вам и ярмо закона, данного уже не по любви Божией, а по вашей рабской жестокости! А могло быть все иначе! Ведь Моисей был недалеко от Мессии. А теперь. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко ( Чис. 24:17 ). И не только во времени, а и в той отдаленности, что легла между предписаниями закона и Евангелием. А могло бы быть все иначе... У св. Иринея Лионского об этом говорится так: «Ибо Бог сперва наставлял их [иудеев. – Г.Ф.] через естественные заповеди, изначала насажденныя в людях, т.е. через Десятословие – неисполняющий котораго не имеет спасения – и ничего более от них не требовал. Так Моисей говорит во Второзаконии: эти слова Господь изрек ко всему собранию сынов Израилевых на горе, и ничего не прибавил, и написал это на двух досках, и дал мне ( Втор. 5:22 ), дабы желающие следовать Ему соблюдали заповеди. Но когда они решились сделать тельца и обратились сердцами своими опять к Египту, желая быть рабами вместо свободных; то получили прочее служение, сообразное с их пожеланием, хотя не отделявшее их от Бога, но державшее их под игом рабства... не другим Богом, а тем же самым дан им такой Закон, приспособленный к их рабскому состоянию. Посему и в книге Исход Он говорит Моисею: Я пошлю пред тобою Ангела (Моего); ибо Я не пойду с тобою, потому что вы народ жестоковыйный ( Исх. 33:2–3 ). И не только это, но Господь показал, что некоторыя заповеди им даны Моисеем по грубости их и непокорности. Когда они спросили Его: почему же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с женою, то Он сказал: он по жестокосердию вашему позволил вам это; а сначала не было так ( Мф. 19, 7.8 )» Против ересей, кн. 4, гл. 15, пп. 1–2].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010