БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - ноябрь 2010 г.   Что происходит с миром, с нашей Россией, с Церковью? Европа декларирует наступление эпохи постхристианства. Вы правы, когда говорите, что гонения, которые Церковь пережила в XX веке, вследствие накопления в мире зла, несомненно откроются еще с большей силой, если не будет в народе покаяния. Кого может привлечь такая перспектива к Церкви? Есть ли будущее у христиан? В. Чернов, г. Кострома На этот вопрос ученики Христовы уже получили ответ. Наше будущее очень точно описано Самим Христом в Его заповедях блаженства, которые мы можем слышать каждый день за Божественной литургией. Все они обращены в будущее, кроме первой и последней. «Блажени кротции, яко тии наследят землю». Вот будущее христиан, если они кроткие, если они рассчитывают на силу Божию, а не на силу человеческую и насилие. Нам будет принадлежать земля. Какая земля? Земля обетованная, Царство Божие. Но чтобы жить на этой земле, мы должны уподобиться Христу, «кроткому и смиренному сердцем». Так чтобы Бог, делающий из нас кротких, явил в нашей немощи Свою силу, обезоруживающую жестоких. «Блажени плачущии, яко тии утешатся». Говорит ли здесь Господь о слезах всякого человека, слезах скорбей, несправедливости, отчаяния? Или только о слезах печали по Богу? Мы призваны прежде всего разделить слезы Господа, плачущего над святым Градом, и кровавые Его слезы накануне Крестных страданий. Он обещает нам дар мужества и неописуемую радость. Мы знаем, что многими скорбями — даже до отдачи многих верных на смерть — Церкви надлежит следовать за Христом, ради спасения мира. Но мы будем утешены Утешителем Духом Святым. «Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся». Мы живем в мире многоликой лжи и разнообразных поисков правды. В чем будущее христиан? Насытиться правдой Божией, принять полноту святости, которую Бог хочет нам сообщить. По этой причине ничем другим мы не можем никогда насытиться, и непрестанно молимся: «Да святится Имя Твое».

http://moral.ru/dom_1110.html

  БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - январь 2010 г.   < Общепринятое мнение, даже среди неверующих, что Библия, особенно Евангелие - очень полезные книги, потому что содержат в себе много не только философской, но и практической мудрости. Однако есть в них много непонятного, такого, с чем никак не может согласиться любой мыслящий человек. Возьмите, например, те же заповеди блаженства. Это заповеди, то есть условия, которые определяют, как достигнуть счастья. Получается, что счастье заключается в несчастье. Потому что как иначе можно понять слова: «Блаженны нищие, блаженны плачущие, блаженны гонимые». Невозможно не споткнуться и о заповедь, призывающую к кротости. Кому неясно, что мире, где все больше побеждает зло, насилие можно остановить только адекватными действиями. А непротивление ему естественно приводит к самым ужасным поражениям, к сдаче всех позиций. Тем не менее, для тех, кто признает в целом мудрость Евангелия, ясно, что здесь все не так просто. При всей алогичности наверняка в этих словах скрыта своя логика. Я спрашивала знакомую верующую, и она мне только ответила: «Раз написано так, значит так оно и есть». Не могли бы Вы объяснить мне, пытающейся дойти до всего умом, то, что многие верующие, не задумываясь, воспринимают как само собой разумеющееся. А. Караулова, г. Ярославль Заповеди блаженства уже не удивляют нас, потому что мы их слишком хорошо знаем. Кто регулярно ходит в храм, тот может слышать их каждый день на малом входе Божественной литургии. Но человека, впервые услышавшего эти заповеди, их парадоксальный смысл не может не сбивать с толку. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Из всей истории человечества мы знаем противоположное. У кого сила, кто употребляет ее с целью расширения своей территории, тот и достигает цели. Но наше слово сейчас даже не об этом. Обещание, которое дается кротким, само по себе неожиданно. Прежде всего мы не должны смешивать естественный дар кротости с евангельской добродетелью кротости. Мягкий от природы характер - не кротость. Также как неведение - не невинность, и робость - не смирение. Вот почему критика, с которой известные антихристиане нападают на христианские добродетели, всегда только карикатура.

http://moral.ru/dom_0110.html

Н.И. Державин Вероучение Православной Церкви Заповеди блаженств В ветхозаветные времена Бог дал людям через Моисея десять заповедей 34 (см. Исх. 20, 2–17 ). Десять заповедей – это система строгих запретов, направленная на то, чтобы обуздать подчас самые грубые проявления человеческой натуры. В Новом Завете Христос дает людям новое учение, которое, не отрицая ветхозаветного Закона, возводит его на новую, более высокую ступень нравственного и духовного состояния (см. Мф. 5, 3–12 ). Заповеди блаженств – это не закон строгой правды, но закон Божественной любви и благодати. Святитель Иоанн Златоуст называет их «Золотой лестницей добродетелей», в которой каждая последующая заповедь является очередной ступенью в духовном возрастании, это путь в Царствие Божие, указанный Самим Христом: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Первая заповедь В наши дни особое недоумение вызывает первая заповедь. Действительно, мы привыкли положительно оценивать духовно богатого человека. А человек нищий духом с современной точки зрения – это убогий, забитый, и, уж конечно, совершенно никому не интересный субъект. Христианство несколько иначе понимает духовную нищету. Все наши духовные и телесные блага, наша жизнь – все это принадлежит Творцу. Мы владеем этим только как Божиим даром. И в этом смысле мы не имеем ничего своего, мы – нищие. Без небесной помощи невозможно ни духовное богатство, ни материальное благополучие. Богатство материальное не может заменить богатства духовного. Господь сказал: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ( Мф. 16, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Памяти Ольги Николаевны Вышеславцевой, моей крестной матери Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 15 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 Крестили меня в 1971 г., и крестной матерью моей стала Ольга Николаевна Вышеславцева. Помню нашу первую встречу. Меня привели в ее квартиру в Кривоарбатском переулке Лида и Андрей Меньшутины, старинные друзья моего мужа. Привели и оставили с Ольгой Николаевной с глазу на глаз. Мне навстречу поднялась женщина среднего роста с прямой осанкой, вовсе не старушка, — хотя в это время ей было 73 года. Седые, слегка вьющиеся волосы, убранные назад, и большие очень светлые глаза на мраморно-бледном лице делали ее красивой. Каким-то скорбно вдумчивым выражением лица она была схожа с моей мамой и многими другими интеллигентными женщинами, родившимися на рубеже веков, перенесшими и повидавшими так много — войны, революции, потери близких. Но было в ней нечто, выделяющее ее из всех, кого я тогда знала: живой интерес к людям, — ни себя, ни своего не жалеющий, — как я потом поняла, дар Божий, развитый и умноженный. С таким вот интересом, — чем бы мне помочь, — взглянула она на меня. А помощь мне была очень нужна. Позади было 35 лет жизни, много всякой путаницы и греха, и в конце концов встал этот вечный, для всех неизбежный вопрос: зачем жить, какой смысл в моей жизни? И с разных сторон зазвучал ответ: “Тебе креститься надо!” — Тебе креститься надо, — сказал мне муж. Может быть, и вправду надо, а то заела тоска и все немило. Я услышала этот зов, но не сразу пошла на него. Решила еще раз прочесть Евангелие. Блаженны нищие духом… Блаженны кроткие… Блаженны миротворцы… Блаженны плачущие… Я очень хорошо понимала, что это — не про меня. Тогда как же быть? — Мы познакомим тебя с Ольгой Николаевной. Она тебе поможет, — решили наши друзья Лида и Андрей. Андрей был другом сына Ольги Николаевны, погибшего на фронте, а Лида долго жила в семье Ольги Николаевны еще при жизни ее мужа, художника Н. Н. Вышеславцева. Знал ее и мой муж Евгений еще по очень давним временам.

http://pravmir.ru/pamyati-olgi-nikolaevn...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Статьи Заповеди блаженств: Мф. 5:1-12 1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся…. Страсти Христовы: шаг за шагом Оглавление Введение Знал ли Христос, что Его убьют? За что Иисуса ненавидели и хотели убить иудейские вожди? Иуда Искариотский Тайная Вечеря Гефсиманское моление Спящие ученики Арест Иисуса Бегство некоего юноши Суд над Иисусом Отречение Петра Ночной суд Имели ли иудеи юридическое право осудить Христа на смерть? Суд у римских властей Страх Пилата Кого помиловать: Иисуса… Покинул ли Бог-Отец Своего Сына на Кресте? С семинарской скамьи помню слова митрополита Сурожского Антония, что Бог-Отец на какое-то время покинул на Кресте Своего Сына. Митрополит Антоний говорит, что Сын пришел разделить боль и скорбь всякого человека. А, как мы знаем, высшей болью и скорбью человека является богооставленность. Опыт богооставленности переживал, наверное, каждый из нас. Кажется, что Небеса – пусты и закрыты,… Искупление. Что значит, что Христос Своей Смертью искупил людей?.. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате… Православный христианин читает эти слова каждый день (они из Символа веры); каждый день христианин слышит, что Иисус Христос взял на Себя наши грехи, искупил нас Своей Смертью и т.д. и т.п. Что все это значит? В каком смысле Иисус нас искупил? Почему мы говорим, что Он искупил нас… Отношение Православия к инославию Вниманию читателей предлагается работа, как актуальная, так и интересная. Тема ее — отношение Православной Церкви к инославию в аспекте благодатности инославных сообществ. Почему мы не перекрещиваем инославных христиан, если не считаем их сообщества частью истинной Церкви?.. А если считаем протестантские общины частями Церкви, то как это возможно при отрицании теми же протестантами Евхаристии и многих…

http://azbyka.ru/parkhomenko/1/stati

Сентябрь месяц 1-е число Начало Нового года (индикта). Читать о тон под 1 января. Преподобный Симеон называется Столпником, потому что подвизался на особо устроенном столпе. Будучи еще отроком, он любил посещать храм Божий, где внимательно слушал чтение и пение. Однажды он остановил свое внимание на словах Евангелия, в которых назывались блаженными нищие, плачущие, кроткие и чистые сердцем, и попросил одного старца объяснить ему эти слова. Старец объяснил, и юноша решился оставить все и удалиться в монастырь. Так и сделал, 18-ти лет был пострижен. В обители он превзошел всех постом, так что по нескольку дней не принимал пищи. Слава о его подвигах быстро распространилась, и начало стекаться к нему множество народа, кто для исцелений, кто для благословения и утешения. Чтобы удалиться от молвы человеческой, он придумал устроить столп и на нем тесную хижину, взошел туда и там проводил время в посте и молитве. Св. Симеон первый изобрел такой способ подвижничества; впоследствии времени явились подражатели ему. Святой стоял на столпе под открытым небом, перенося дождь, жар и мороз. Большую часть дня и всю ночь проводил в молитве, затем поучал посетителей, исцелял молитвой больных и мирил ссорившихся. Дьявол погубил было и такого подвижника, каким был Симеон. Явившись ему в виде ангела на огненной колеснице, сказал, что Господь прислал к нему, чтобы взять его на небо, подобно Илии. Святой поверил было и уже начал садиться на колесницу, как сделал крестное знамение, и диавол исчез. Св. Симеон сотворил много чудес и дал много предсказаний. Он обратил многих к вере, боролся с иудейскими и еретическими заблуждениями, чрез свои послания учил царей и князей страху Божию, милосердию и любви. Умер св. Симеон, имея более 100 лет. Стоял на столпе 80 лет. Скончался в 459 г. При столпе св. Симеона скончалась в 428 г. и погребена мать его, св. Марфа. Мученик Аифал был диаконом и пострадал в Персии от царя Сапора в 380 году. После разных истязаний его убили. Мученик Аммун диакон и с ним 40 учениц его девственниц пострадали в начале ΙV века, при Ликинии. Замучил их начальник Вавда в Ираклии. Десять из них были сожжены, восемь с диаконом Аммуном усечены мечом, шесть изрезаны ножами, десять поражены мечом в сердце и шесть скончались от раскаленного железа, вложенного в уста их. В числе сих сорока мучениц, полагают, находилась св. Маргарита.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Скачать epub pdf Если мы любим Церковь , если дорожим ею, то чем может каждый из нас служить ей? И если спросить у вас: чем вы послужили ей, – то какими действиями вы можете похвалиться? Когда такой вопрос предстал св. апостолу Павлу, и ему нужно было защищать свой авторитет перед Коринфскими христианами, он на него ответил так: «Буду хвалиться немощами моими» ( 2Кор.12, 9 ). Хвалиться немощами? Бесспорно, каждому из нас полезно смиренное сознание своих немощей. Но как этим способом можно служить Церкви? Между тем, св. апостол настаивает на своем ответе и поясняет: «егда бо немощствую, тогда силен есмь» – «когда я немощен, тогда я силен» ( 2Кор. 12, 10 ). Значит, это не парадокс, и не игра слов, и не противоречивое суждение. Да у апостола нет и намека показать оригинальность или остроумие. Он пишет от полноты сердца, из глубокого убеждения. Его мысль прямая. Он говорит о христианском принципе жизни. Христианство перевернуло обычные, господствующие в мире понятия, в частности, понятие о силе. В христианстве сила есть то, что миру «кажется» бессилием, что его короткому взору представляется презрительной слабостью. Христианская сила есть «кротость». Кротость – закон новой жизни и деятельности, под знаменем которого Евангелие объявило войну миру: «блажени нищии духом», «блажени плачущии», «блажени кротцыи, яко тии наследят землю». «Нищие духом, плачущие, кроткие» – разве это не немощь по обычному человеческому понятию? Да, «в мире», без Христа, без веры, вне Церкви, вне христианства, не устоять кротости и нищете духовной против сильных, против всего, что властвует и правит в мире: перед гордой силой воли – часто жестокой, закаленной и жесткой; перед силой физической, силой насилия; также перед силой тонкого и острого ума; и, наконец, перед силой простого большинства. Как можно, казалось бы, выступать против всего этого арсенала средств мира с оружием «кротости и воздержания, чистоты и целомудрия, братолюбия и нищелюбия, терпения и бдения», как это слышим, например, в молитве преп. Иову, одному из борцов за жизнь, права и достоинства Русской – Западнорусской – Церкви?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Скачать epub pdf Псалом 1 Первым словам псалма сего предшествует надпись: Псалом Давиду . Эта надпись означает, что составление сего первого псалма приписывалось Давиду, царю еврейскому и пророку Божию. К этой надписи в «Учебной Псалтири» сделано прибавление: не надписан у еврей . Эти последние слова означают, что в еврейской Библии псалом этот не имеет надписания. В первом псалме изображается блаженное состояние праведника в противоположность гибельному состоянию нечестивых, – в этом и заключается, по мнению св. отцов, причина того, что этот псалом помещен первым, как бы во главе всех прочих псалмов, потому что блаженство есть основание и начало учения о нравственной жизни людей, и оно сообщается только людям праведным, то есть охотно исполняющим закон Господень. Пс.1:1 Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе. Составитель псалма, говоря о блаженстве мужа, как бы забывает или умалчивает о жене, или женщине. Но это выражение псалмопевца не нужно понимать так, что в нем говорится только об одной половине человеческого рода, о мужской; а нужно слово «муж» принимать за слово «человек», потому что блаженство праведных, равно как и погибель нечестивых, в Слове Божием одинаково усвояется и той и другой половине человеческого рода. И Господь наш Иисус Христос , преподавая Свое Божественное учение о блаженствах, не относил его к одной половине человечества, а усвоял его всем вообще, говоря: блажени нищии духом, блажени плачущии, блажени кроткие и проч. И псалмопевцы в других псалмах подобным же образом выражают свои мысли и чувства, когда говорят: «Блажени непорочнии в пути, ходящии в законе Господни» ( Пс. 118 и др.). Советом нечестивых, по учению св. Афанасия, «можно назвать собрание, или сходбище, людей лукавых» с. 40]; а по словам св. Василия Великого , совет нечестивых – нечестивые помыслы, от которых начинается нечестивое дело с. 13–14]. Не иде, не ста, не седе, – эти слова выражают одинаково и настоящее, и прошедшее время, и значат: кто не пошел, не ходит и не останавливается. Итак, блажен тот, кто не разделяет мыслей и чувств людей нечестивых и соблюдает чистоту помыслов; а если и увлечен в зло, то не стоит в нем, не закосневает; блажен – кто не участвует в собраниях губителей веры и нравственности, кто удаляется от согласия и соучастия с нечестивыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Анатомия счастья Кто такие «нищие духом»? 18 августа, 2014 Кто такие «нищие духом»? Чему нас учат заповеди блаженства? В начале Своего служения Иисус Христос произнес очень важную проповедь, которая именуется «нагорной».Христос произнес ее, взойдя на гору (Мф. 5, 1) — то есть обратился к людям с вершины холма. Центральной частью «нагорной проповеди» стали заповеди блаженства. В ближайших номерах наш постоянный автор, священник Василий Куценко будет размышлять о том, что же означают эти загадочные заповеди, как «расшифровываются» и какими путями реализуются – все в целом и каждая в отдельности. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. (Мф. 5, 3-11). Такой странный «тренинг» Когда говорят о заповедях Христовых, то обычно подразумевают именно заповеди блаженства. Но вот вопрос: ведь задолго до проповеди Христа были даны десять заповедей, зачем же понадобились новые? Дело в том, что заповеди блаженства не отменяют и не заменяют собой десять заповедей, данные через пророка Моисея на горе Синай. Сам Господь Иисус Христос говорит: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я,но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 17-18). Но зачем все таки понадобились еще заповеди? Интересно, что заповеди блаженства очень сильно отличаются от заповедей Моисеевых. Я Господь Бог твой…, Не сотвори себе кумира…, Не кради…, Не убивай… — с одной стороны; и Блаженны нищие…, плачущие…, алчущие — с другой.Заповеди Моисеевы в большей степени говорят о том, что нельзя делать. Заповеди блаженства — о том, каким нужно быть. Поэтому можно сказать о том, что заповеди блаженства дополняют заповеди Моисея. Христос изображает нового человека и его состояние. Человека, который верует в Бога, не убивает, не крадет, не прелюбодействует. Заповеди блаженства — это откровение внутреннего, духовного состояния христианина.

http://pravmir.ru/anatomiya-schastya/

Закрыть itemscope itemtype="" > Война против России Памяти жертв октября 1993 года 01.10.2010 2664 Время на чтение 5 минут Замечательные осенние дни... Золотой листопад, нежнейшие переливы красок перекликаются с пастелевой гаммой неба или чередуются с контрастным солнечным днем. Москва облачилась в прощальную красу, как и 17 лет назад, в дни кровавой октябрьской революции 1993 года. Кровавая банда Ельцина завершила геополитический переворот, начатый Горбачевым. Россия с ножом в спине, вся в ранах истекает кровью. Масштабы духовных потерь и духовной крови проходят точку невозврата. Репетируется отключение всех жизненно необходимых ресурсов, ратифицируются антигосударственные законы, происходит деградация и исчезновение национальной идентичности, с трансформацией в управляемую плебейскую сервильную массу. Отставка московского градоначальника совпадает с 17-летием жестокой бойни защитников законной Конституции, в расстреле которой активнейшее участие принял столичный мэр. Лучшие сыны и дочери России люто, изощренно уничтожены, изнасилованы, сожжены, закопаны в безымянных карьерах. - «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Да, так смиренно предали себя на смерть защитники Белого дома, без оглядки, как ординарные, простые Граждане Отечества, и теперь их есть Отечество Небесное! - «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Они наследники Святой Руси мученическими слезами и кровью омылись, и теперь утешены Самим Христом! - «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». - «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Воины Правды, они кротко принесли себя в жертву, мужественно заслоняя своими телами нас, нашу страну от лжи, от врагов видимых и невидимых. - «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». - «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». - «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Заступники чести, целомудрия, верности, их милостивое приношение подобно чистым голубкам с масличными ветвями, они несут мир, побеждая вражду сынов дьявола.

http://ruskline.ru/analitika/2010/10/02/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010