Вне же Великой Четыредесятницы Блаженны читаются с тропарями из Октоиха или Минеи по уставу: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши, во Царствии Твоем. Во Царствии Твоём помяни нас, Господи, когда придешь во Царствии Твоём. Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блажени кротции, яко тии наследят землю. на 10: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Тропарь Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Тропарь на 8: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Тропарь Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Тропарь на 6: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное. Тропарь Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Тропарь на 4: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех. Тропарь Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Мф 5:3–12А И аще убо есть Четыредесятница, соединяема оба лика поют со сладкопением: Помяни нас, Господи: И поклон един на едино коеждо. Аще же ни, скоро. Слава, и ныне: Тропарь Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! Тропарь И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Тропарь Аще несть литургии читаем Апостол и Евангелие. Далее, если не служится Литургия, возглашается прокимен и следуют чтения из Св. Писания. Прокимны дневные. в понедельник, глас 4: Прокимны дневные В понедельник, глас 4 Творяй Ангелы Своя духи/и слуги Своя пламень огненный. Стих: Благослови, душе моя, Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/izobrazit...

Возвратившись из пустыни, Иисус Христос начал благовествовать о царствии Божием. Три года с половиной Он ходит по городам и селам, благовествуя людям. Покайтесь, говорил Он народу, и веруйте в Евангелие – т.е. благую весть о Царствии Божием, – время пришло: Царствие Божие приблизилось. Входите в царствие Божие тесными вратами, а широкие врата ведут в погибель! Многими скорбями подобает внити в царствие Божие. Не праведников я пришел призвать – но грешников на покаяние. «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас». Блаженны вы – смиренные, нищие духом, гонимые за правду: ваше есть царствие Божие. Блаженны плачущие, ибо они будут утешены. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Милостивые будут помилованы. Чистые сердцем узрят Бога. Миротворцы нарекутся сынами Божиими. Но трудно богатым войти в царствие Божие. Горе смеющимся ныне; они восплачутся и возрыдают. Кто гневается напрасно, подлежит суду, кто поносит брата своего, подлежит геенне огненной. Кто смотрит на человека с нечистою мыслию, тот прелюбодействует в сердце своем. Еще говорил Иисус Христос: кто ударить тебя в щеку, подставь ему другую. Просящему у тебя дай и от хотящего занять не отвращайся. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обидящих вас, да будете сынами Отца Небесного, ибо Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми – и посылает дождь на праведников и не праведников. Творите милостыню; пусть левая рука не знает, что делает правая. Непрестанно молитесь, просящий получит просимое, толкущему отверзется и прощайте людям согрешения их, чтобы и вам простил Отец Ваш Небесный. Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе. Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Ищите прежде царствия Божия, а все нужное – пища и одежда – приложатся вам. О Себе говорил Иисус Христос, что Он – Сын Божий, Единородный, пришел от Отца не судить мир, а спасти мир, что Отец всегда пребывает с Ним, что Он и Отец одно, что Он за спасение мира положит душу свою, пострадает за людей, чтобы избавить их от вечных страданий, умрет за них, чтобы избавить их от смерти, воскреснет и воскресит в последний век всех, опять взойдет к Отцу, чтобы уготовить людям обители на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Восьмая, девятая и десятая заповеди Блаженства тесно связаны между собой и потому должны быть рассмотрены в совокупности: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас ( Мф. 5:10–12 ). Все три заповеди скреплены сквозной темой гонений. Глагол δικω, трижды встречающийся в них в разных формах, означает «гнать», «преследовать». Тремя заключительными заповедями Блаженства Иисус открывает тему, которая пройдет лейтмотивом через весь корпус Евангелий. В первом наставлении двенадцати после избрания Иисус будет говорить им об ожидающих их гонениях и преследованиях ( Мф. 10:17–22 ). Незадолго до Своей смерти, беседуя с учениками в храме Иерусалимском, Он вернется к этой теме ( Мф. 24:9–13 ; Лк. 21:12–18 ). Наконец, на Тайной Вечере Иисус снова предупредит учеников, что они будут гонимы ( Ин. 15:18–20 ). Особый интерес представляет сопоставление восьмой заповеди Блаженства с девятой: если в первом случае речь идет об изгнанных за правду, то во втором случае Иисус говорит о тех, кого будут гнать, поносить и неправедно злословить за Него. «Правда» и «Иисус» здесь становятся синонимами. Мы говорили о том, что все заповеди Блаженства в совокупности глубоко христоцентричны, так как они содержат в себе нравственный портрет Иисуса. Но если в первых восьми заповедях этот портрет как бы скрыт под перечисляемыми человеческими качествами, то в девятой заповеди Иисус наконец раскрывает Себя не только как источник этих заповедей, но и как главную причину, по которой Его последователи будут гонимы. Они будут гонимы не потому, что они нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, но потому, что они веруют в Него, являются Его последователями, исполняют Его заповеди. Иными словами, они будут гонимы не за те или иные качества и не за следование тем или иным нравственным установкам, а за то, что они делают все это во имя Его: будут гонимы именно как христиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Все, что приятно для одного из них, ненавистно для другого, и, напротив, что ненавистно и враждебно одному, то нравится другому. Посему, кто предотвращает других от этого постыдного порока, тот оказывает величайшее благодеяние и справедливо может называться блаженным, тот творит дело силы Божией, уничтожая в природе человеческое зло. Господь потому и называет миротворца сыном Божиим, что доставляющий такое спокойствие человеческому обществу делается подражателем Истинному Богу». Итак, блаженны смиренномудрые, плачущие о грехах, кроткие, алчущие и жаждущие правды Божией, милостивые, чистые сердцем, миротворцы. Им Христос обещал Царство Небесное. Но Он предвидел, что им не легок будет этот путь к вечной блаженной жизни, что им придется много претерпеть за правду, за их стремление исполнить волю Божию. Поэтому, не скрывая от них предстоящих им испытаний, Он утешает их повторение данного уже обещания, Он говорит, что гонения не только не лишат их истинного блаженства, Царства Небесного, но еще и вернее обеспечат его за ним. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь! Ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. «Всегда злые, развратные люди ненавидели праведных и гнали, и будут ненавидеть и гнать. Ненавидел Каин праведного Авеля, брата своего, гнал его за благочестие и наконец убил его; ненавидел зернотравный Исав кроткого брата своего Иакова и гнал его, грозя убить его; ненавидели неправедные дети патриарха Иакова брата своего Иосифа и продали его тайно в Египет, чтобы он не был у них бельмом на глазу; ненавидел несчастный Саул кроткого Давида и до смерти своей гнал, посягая на его жизнь; ненавидели иудеи Пророков Божьих, обличавших беззаконную жизнь их, и одних из них били, других убивали, третьих камнями побивали, и наконец гнали и убили Господа нашего Иисуса Христа. А по воскресении и вознесении Его, вера Христова встретила ужасные гонения в мире от иудеев и идолопоклонников: христиане были распинаемы на крестах, отдаваемы на растерзание зверям; их томили в реках, терзали железными когтями, колесовали; отсекали у них руки, или постепенно все члены тела, обливали кипящим оловом или маслом, или опускали в кипящие котлы, сжигали на сковородах.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Говорит Господь и о великой пользе того, что мы вместе, в единой церкви. Он говорит: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле; то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного. Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их». Некоторые по лукавству или по недомыслию пытаются эти слова, обращенные к Церкви, обратить против нее. Но что значит «во имя Христово»? Это значит – благоговейно помнить все, чему Он учил. А Он и пришел, чтобы не на «двойки» и не на «тройки» был расчленен мир, но чтобы было «одно стадо и один Пастырь» ( Ин.10:16 ). И еще сказано, что, чего бы мы ни попросили, – будет нам. Но также сказано, что прежде, чем просить, «испытывайте, что благоугодно Богу». «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия; и не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу». Вторник. О блаженствах Мф.4:25–5:13 Сегодня в церкви читается начало Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа, так называемые «заповеди блаженств». Увидев народ, Господь «взошел на гору; и когда сел, приступили к нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их». Но учение Его построено как-то странно. Вот на Синайской горе даны были заповеди, как прилично Богу: в огне, в дыме, в трубном звуке! А здесь Господь не повелевает. Он даже как бы и не учит. Он даже как бы и не обращается к присутствующим, а говорит о каких-то «нищих духом», о каких-то «плачущих», о каких-то «кротких», которые «блаженны». Тем самым Господь дает людям возможность самим, без насилия, разглядеть в себе тончайшее движение угодных Богу чувств и настроений, и самим потянуться к обещанному блаженству. Господь дает возможность начать с самого начала, изнутри, от самой сердцевины. И во-первых, Он говорит: «блаженны нищие духом», «блаженны плачущие», «блаженны кроткие». Блажен, кто перво-наперво ощутил, наконец, свою духовную нищету, свое отпадение от Бога, свое постыдное порабощение греху. Блажен, кто плачет об этом, и только об этом. Блажен, кто ни на кого не гневается, и только себя винит в своей беде. Блажен, кому открылась бездна собственной пустоты, и через это начала действовать как бы втягивающая сила, которая одна только способна привлечь и Божью благодать, и истинное утешение, и право владеть и управлять Божьим творением, и, наконец, стяжать Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Господь освобождает узников, Господь умудряет слепых, Господь поднимает поверженных, Господь любит праведных. Господь хранит пришельцев, сироту и вдову Он примет, а путь грешных обратит в ничто. Будет царствовать Господь вовек, Бог Твой, Сион, – в род и род. «Единородный Сыне…» Аудио: Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас. Единородный Сын и Слово Божие! Тебе, бессмертному по естеству, угодно было ради нашего спасения воплотиться от Святой Богородицы и присно (всегда) Девы Марии. Ты действительно и вочеловечился (принял на Себя естество т. е. душу и тело – человеческое); а распятый, Своею смертью Ты, Христе Боже, победил смерть. Будучи Единым из лиц Святой Троицы, так же чтимый (славимый вместе), как Отец и Святой Дух, спаси нас. Заповеди блаженства Аудио: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени кротции, яко тии наследят землю. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех. Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, когда приидешь во Царствие Твое. Блаженны (счастливы, благополучны) нищие (смиренные) духом, ибо их есть (им принадлежит) Царство Небесное. Блаженны плачущие (о грехах своих), ибо они утешатся (получат прощение грехов). Блаженны кроткие, (не злобивые, не раздражающиеся), ибо они наследуют землю (ЦарствоНебесное). Блаженны алчущие и жаждущие правды (оправдания пред Богом), ибо они насытятся (получат оправдание, достигнуть вечного спасения). Блаженны милостивые (сострадательные, помогающее бедным), ибо они помилованы будут (сами – на страшном суде. Мф. 25:34–36 ). Блаженны чистые сердцем (подавляющее в сердце худые мысли), ибо они Бога узрят (высшая степень награды). Блаженны миротворцы (примиряющие враждующих), ибо они будут наречены сынами Божиими (уподобляются Сыну Божию, примирившему человека с Богом). Блаженны изгнанные за правду (те, которые переносят гонения и притеснения за благочестивую и добродетельную жизнь), ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня (блаженны гонимые за веру во Христа – за исповедание её). Радуйтесь и веселитесь, ибо велика, ваша награда на небесах (великая награда готовится на небесах). «Иже Херувимы…»

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvennoe...

Давая своим ученикам пример смирения и покорности судьбе, Спаситель давал им обетования возвышения такого, какого никогда не удостаивались ни подданные, ни правители. Сонму, собравшемуся в назаретской синагоге, Он объявил, что, согласно с древним пророчеством, Он пришел «проповедать евангелие бедным, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение и отпустить измученных на свободу» ( Лк.4:16–21 ). Галилеянам – народу темному – Он возвещал, что «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие», что они должны «покаяться и веровать во евангелие» ( Мк.1:15 ; Мф.4:17 ). Лицам, из каких обыкновенно составляются толпы, давал такого рода обетования: «блаженны плачущие, ибо они утешатся; блаженны кроткие, ибо они наследуют землю; блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» ( Мф.5:4–7 ). «Не бойся, малое стадо , – ободрял Он, – ибо Отец наш благоволил дать вам царство» ( Лк. 12:32 ). Пред этими смиренными и простодушными последователями Он постепенно раскрывал тайны Своего пришествия и благовестия. «Взгляните на птиц небесных; они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» ( Мф.6:26 ) – внушал Он толпе народа, которую не раз Ему приходилось чудодейственно питать. Бедным и униженным дается в защитники Сам Отец небесный с Его бесконечным могуществом и с бесконечной же благостью. Итак, люди должны перестать обращать свой взор к божествам страшным или нечистым; им открыт теперь Бог совершеннейшей любви и бесконечной благости, который будет порукой за освобождение человека через Сына. Невидимый мир перестанет для него быть предметом ужаса, поддерживавшего ужасы земные. Бедственное положение человека среди суеверия и страха, не растворяемых ни одной каплей упования и истины, кончилось. Равным образом, человек перестал, по крайней мере в собственном сознании, быть всецелой жертвой угнетения общественного. Его бытие, его привязанности не зависят уже более от его собратий, по крайней мере не зависят от них одних. Все, что он имеет в себе самого благороднейшего, все лучшее, что он надеется получить, все это получено или получится от Бога. Таково было в начале освобождение человека Христом. Бог нисшел к человеку со Своей высоты, чтобы поднять его рабствующий дух из того глубокого унижения, какое приготовили ему человеческое насилие и самолюбие в течении пяти с половиной тысячелетней истории. Небо приблизилось к земле, чтобы человек заглянул в него и узнал, что землей еще не кончается ни мир Божий, ни человеческая жизнь. «Воля пославшего Меня Отца есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную… Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» ( Ин.6:40–47 ). Истинный христианин – консерватор по преимуществу, потому что небо предоставляет ему то, чего не дает ему земля, или в чем отказывает ему общество; он способен перенести всевозможные лишения, лишь бы его религиозные убеждения были искренни и глубоки.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Predtec...

– Дай мне с этой яблони три яблока. Ефросим сорвал три яблока и подал их игумену. Власий положил их в карман и тотчас пришел в себя. Он опять увидел себя в келье, а в кармане его мантии лежали три яблока. В этот момент зазвонили к утрене. По окончании богослужения игумен приказал братьям, чтобы никто из них не выходил из церкви. Позвав из трапезной Ефросима, бывшего на послушании повара, Власий спросил его: – Где ты был этой ночью? Ефросим, опустив глаза в землю, стоял и молчал. Старец не переставал его допрашивать. Тогда Ефросим отвечал: – Там, отче, где ты меня видел. – А где я видел тебя? – настаивал старец. Ефросим отвечал: – Где просил у меня три яблока, в святом Божьем раю, и я тебе их дал, а ты взял. – Вот эти три яблока, полученные мной в Божьем раю, – сказал игумен, показывая их братии. – В эту ночь Бог сподобил меня быть в раю и видеть его. Яблоки были разделены между братией. И кто из монахов был болен, после вкушения райских плодов сделался совершенно здоровым («Алфавитный патерик»). Из этого сказания видно, что Ефросим и Власий были в раю только своими душами, находившимися в полном сознании. И внешний вид души соответствовал внешности человека в его теле. Их души имели те же органы чувств, какие есть в теле, например, зрение. Закончим описание рая первого периода словами апостола Павла, бывшего там, видевшего все и слышавшего неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор.12:3,4 ). В рай идут души праведников и истинно покаявшихся грешников после частного суда Христова, в 40-й день после разлучения души с телом. По учению Самого Господа Иисуса Христа, рай наследуют только одни верные – верующие в Господа Иисуса Христа и потому крещеные, как видимым знаком засвидетельствовавшие свою веру: кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). Следовательно, другого пути к спасению нет, кроме деятельной веры. Одни только верующие в Господа Иисуса Христа делаются наследниками Небесного Царства. Однако не все верующие и крестившиеся получат спасение, а только те, кто будет жить согласно с верой, жить по закону Христову, кто оправдал свою веру делами, как об этом засвидетельствовал Сам Иисус Христос: и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения ( Ин.5:29 ). Учение Иисуса Христа о блаженстве определило тех, которые могут быть жителями рая. Это нищие духом, плачущие о грехах, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, претерпевшие за правду гонение, поругание и изгнание ( Мф.5:3–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Десять заповедей даны были ветхозаветным племенам, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, какие душевные расположения должны иметь, чтобы более и более приближаться к Богу и обретать святость. Святость же, рождаемая близостью к Богу, есть высшее блаженство, какого только может желать человек. Ветхозаветный Закон есть закон строгой правды, а новозаветный – есть закон Божественной любви и благодати. Они не противоречат, но взаимно дополняют друг друга. Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви , данных Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей – возлюби ближнего своего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.» ( Мф.22:37-40 , Мк.12:29-31 ) . И еще Господь дал нам верное руководство, как поступать: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророки» ( Мф.7:12 ) . Из Нагорной проповеди, и прежде всего из Заповедей Блаженства, следует, что человек должен очиститься от страстей, очистить свое сердце от всех помыслов, обитающих в нем, обрести смирение духа, чтобы стать достойным увидеть Бога. Слово Христа ясно: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят… ( Мф.5:3-8 ). Заповеди Блаженства показывают духовную стезю человека, путь обожения, путь, который ведет к исцелению. Сознание своей духовной нищеты, то есть осознание страстей, вселившихся в сердце, приводит человека к покаянию и блаженной скорби. В меру глубины этой скорби в его душу приходит Божественное утешение. Именно на этом пути человек обретает смирение и внутреннее спокойствие. Живя в духовном смирении, он еще сильнее жаждет Божия оправдания и стремится к соблюдению заповедей Божиих в своей повседневной жизни. Храня заповеди Божии, он сподобляется познания милости Божией и еще больше очищает свое сердце. В очищении души и заключается назначение заповедей. Одни из них относятся к очищению разумного, другие – к очищению раздражительного начала души. И когда душа очищается от страстей, человек достигает созерцания Бога.

http://azbyka.ru/zapovedi-bozhii

Древность их несомненна, и Соси и за ним Герен считают их современными первому веку христианства. Для хранения вина они, однако, слишком неудобны и открыты. По наружному виду они более походят на ступки или купели, и католики уверяют, что это именно купели из древней христианской церкви. Впрочем, католики редко верят в святость и древность предметов, принадлежащих грекам; последние платят им тою же монетой и никогда не согласятся, что на месте католиков находятся развалины древней церкви, но скажут обыкновенно: «это развалины римской царской бани». На прощанье священник угостил нас кофеем и лимонадом. Между Назаретом и Тивериадой много мест связываются с событиями жизни Христа. Около Турана, среди плодоноснейшей долины, указывают «поле колосьев», на котором ученики Христа в субботу срывали колосья и, растирая их руками, ели их зерна. Дальше – у глубокого спуска равнины к Тивериадскому озеру, древнему Генисаретскому – находится место насыщения семью хлебами четырех тысяч народа. Напротив его возвышается Курн-Гаттин, т. е. рогатая вершина. Это – евангельская гора Блаженств. Здесь, на этой вершине, высоко поднятой к небу, с которой видна почти вся Галилея, Христос говорил к толпе ищущих истины: «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня...» С вершины этой, поросшей теперь крепкой степной плетью, виден через несколько горных хребтов – город Саффет. На него, по преданию, указал во время нагорной проповеди Христос, когда говорил: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы». Действительно, Саффет отсюда представляется глазам весь целиком, как круглое белое пятно на склоне Малого Гермона. Солнце заходило, когда я стоял на вершине Курн-Гаттина, и покрывало окрестности мягкими и ясными вечерними красками. Было тихо и дивно хорошо на этой открытой высоте. Точно тихая молитва возносилась от этой залитой вечерним нежным светом земли к чистому, бесконечно высокому небу. Она звучала и реяла кругом серебряными, трогательными звуками, увлекая к молитве всякое человеческое существо... Эта дивная горная тишь перед лицом открытого океана неба так же овладевает слухом, как неумолкающий шум прибоя. Тут понимаешь Пифагора, который не мог представить себе, что миры двигаются в небесном пространстве без «гармонии сфер», без музыки сфер... Тишь воздушных высот над землею исполнена высшей мелодии, и человек теряется в ее царстве, как в шумном море, вдруг поднявшемся одною волною.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010