Пользуясь этою свободой, я и обращаюсь к Вашему Преосвященству».... Даже написать письмо к кардиналу та ким образом было возможно лишь тогда, когда в ходе подготовительного подвига дано было некоторое временное послабление. Наконец, З1-го декабря, Печчи посвящен был в сан пресвитера, при чем рукоположение совершал кардинал-викарий папы, монс. Одескальки, а 1-го января, в день нового 1838-го года, Иоаким, в сослужении своего брата Иозефа, совершил свою первую миссу в том-же иезуитском новициате, в маленькой капелле Св. Стани слава Костки. Эти исключительные обстоятельства в жизни Иоакима, сопровождавшиеся сильным религиозным возбуждением, вызвали у него одно интересное признание, имеющее существенное значение для его характеристики. На другой день после своей первой миссы Иоаким писал кардиналу Сала, между прочим: „Ваше Преосвященство сказали мне в своем последнем слове: „я хвалю вашу ревность; но не следует покидать тот путь, на который вы ступили и на котором можете оказать важные услуги церкви и святому престолу». Я должен открыть Вам, Ваше Преосвященство, тайну, которую до настоящего часа хранил в моем сердце. Давно уже я чувствую сильную наклонность покинуть мир и всецело предаться жизни духовной и внутренней. Ибо я убежден, что мир не может дать достаточно счастья, чтобы успокоить сердце и удовлетворить его вполне. Таково мое уважение и благоговение к отцам-иезуитам, которые с самого моего нежного возраста питали меня своим млеком, что я также стал-бы иезуитом, если бы, кроме моей наклонности, я мог усмотреть в себе и особенное призвание, которое должно чувствовать к жизни монашеской.... За отсутствием такого призвания, я не откажусь от того пути, по которому имею честь следовать» 25 ... Трудно, конечно, сказать, на каком решении остановился-бы в настоящем случае молодой прелат, если бы он был предоставлен только своим наклонностям; но при данных условиях он послушался совета своего покровителя и мысль о вступлении в иезуитский орден оставил навсегда. За послушанием очень скоро последовало и щедрое вознаграждение: по рекомендации того же кардинала Сала, папа Григорий, 12 февраля 1838 года, назначил Иоакима Печчи своим делегатом, т. е. правителем провинции, в Беневент и таким образом с этого времени открывалась многолетняя эпоха его самостоятельной общественной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Полунощница бывает «с поклоны ея», как в Великом посту. – На утрене, как и в Великом посту, после возгласа читается: «Слава Тебе Боже», «Царю Небесный» и проч.; вместо «Бог Господь» и тропарей, поется во глас Октоиха «Аллилуиа» 4-ды и троичны гласа; но кафизм стихословятся две, а не три, йи после 50-го псалма не положено молитвословие: «Спаси Боже люди Твоя»; кроме трипеснцев, положенных в каждый день Сырной седмицы, в среду и пяток Сырные поются полные каноны Октоиха, Минеи и Триоди; в которых песнях случится трипеснец (в среду в 3-й, 8-й и 9-й, а в пяток в 5-й, 8-й и 9-й песнях), в тех каноны Октоиха и Минеи не поются, а поется только канон Триоди с трипеснцем, при этом песни Октоиха совсем оставляются, песни же Минеи поются с другими песнями в тот же день (напр., в среду 3 песнь Минеи соединяются с 1-ю, 8 песнь – с 6-ю и т.п.); в остальном порядок утрени в среду и пяток такой же, как и в Великом посту, и на ней, после «Благо есть» (1-ды) и проч., положено (вместо тропаря дня и проч.) чтение тропаря «В храме стояще», «Господи помилуй», 40 раз, а в конце произносится молитва св. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, после которых непосредственно следует 1-й час. – Часы совершаются великопостные, с великими поклонами; 3-й, 6-й и 9-й часы совершаются вместе, но на них в кампан не ударяют, т.е., бывает благовест перед часами, а отдельно пред каждым часом (как в Великом посту) в колокол не ударяют; на всех часах стихословия кафизм не положено; постный тропарь: «Заутра услыши», на 1-м часе и постные тропари и на других часах не поются, а читаются. После молитвы 9-го часа: «Владыко Господи», сряду бывают изобразительные ; но они начинаются не пением «Блажен», как в дни Великого поста, а самыми изобразительными псалмами: «Благослови душе моя» и «Хвали душе моя», и затем, после: «Единородный Сыне», следуют «Блаженны», поскору (без пения): «Во царствии Твоем», «Блажени нищии», «Блажени плачущии» и проч., «Радуйтеся и веселитеся», «Слава, и ныне», «Помяни нас Господи», «Помяни нас Владыко», «Помяли нас Святый», «Лик небесный» и проч., как и в Великом посту, кончая великими поклонами. – Непосредственно после этих поклонов следует: «Придите поклонимся», 3-ды, «Благослови душе моя» (103-й пс.), и совершается вечерня обычная, вседневная, но с некоторыми особенностями великопостной вечерни. После «Свете Тихий» и прокимна, на этой вечерне полагается паремия и прокимен перед и после нее; по «Трисвятом» же и «Отче наш», не поются, как в Великом посту, тропари: «Богородице Дево радуйся» и проч., а положен тропарь: в среду – святого Минеи, в пяток – Триоди («Боже отец наших»), «Слава, и ныне», богородичен, по гласу тропаря; после следующей затем ектеньи («Помилуй нас Боже») и возгласа («Яко милостив») положены «поклоны 3 великия» (причем, произнесение молитвы св. Ефрема Сирина не указано) и молитва: «Всесвятая Троице», и далее, как на велико-постной вечерне. –

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Хотя принятый в РПЦ Типикон (Т. 1. С. 14) предписывает петь все стихи «Б. м.» (1-й антифон - на 8-й глас; др. 2 антифона (в субботу вечером) - на текущий глас), в совр. рус. певч. практике сохраняется принцип исполнения только избранных стихов (как правило, Пс 1. 1a, 6; 2. 11, 12c; 3. 8a, 9; стоящие между ними стихи иногда прочитываются) с припевом «аллилуия». Наиболее распространены напевы обиходный, Почаевской лавры, Зосимовой пустыни и др. (Свод напевов. С. 38-43). В нек-рых изложениях избраны др. стихи: в греч. распеве в гармонизации Д. Соловьёва стих Пс 1. 1 распет целиком; в напеве Зосимовой пустыни добавлен стих Пс 1. 2 и целиком распет стих Пс 2. 12, но опущены стихи Пс 1. 6; 3. 8, 9 (Всенощное бдение. С. 80-83). Иногда распет весь Пс 1 или даже Пс 1-3 (Там же. С. 78-80, 84-86, 93-167). 2-й и 3-й антифоны «Б. м.» в приходской практике, как правило, опускаются, и «Б. м.» тогда состоит из 1-го антифона; это отражено и в певч. сборниках. В нек-рых мон-рях 2-й и 3-й антифоны прочитываются. Припев «аллилуия» в поздних напевах исполняется по-разному: в греч. и валаамском распевах «аллилуия» однократное, а в обиходном и почаевском - троекратное. Следует отметить, что в совр. певч. практике «Б. м.» и непорочны (Пс 118) - единственные распетые кафизмы, обычай пения остальных кафизм утрачен. В афонской певч. практике обычно распевается 1-я ч. «Б. м.», а остальные 2 или читаются, или опускаются (Святогорский устав. С. 77). По праздникам пение «Б. м.» в афонских мон-рях может длиться до получаса (Успенский. С. 41). 1-я кафизма Псалтири используется также в среду на утрени в Великий пост в качестве рядовой кафизмы, но здесь неприменим термин «Б. м.» (Типикон. Т. 1. Л. 33). По Мессинскому Типикону, Великим постом 1-я кафизма стихословилась в среду на 1-м часе (Arranz. Typicon. P 311) на 2-й плагальный (т. е. 6-й) глас, т. к. глас кафизмы на великопостных часах по Студийскому уставу зависел от самого часа ( Пентковский. Типикон. С. 406). Кроме того, др. кафизмы на великопостных часах могли, видимо, исполняться по образцу кафизм 1, 2й или 3-й, о чем свидетельствуют надписания над первыми (напр., «На часе 9-м, глас плагальный 4-й, «Блажен муж»: Кафизма 8-я: «Помилуй мя, Боже» - Arranz. Typicon. P. 310-311).

http://pravenc.ru/text/149353.html

30 декабря 1889 года, в субботу, отец казначей Флавиан, готовясь к служению на воскресенье 31 декабря, ходил в скит на исповедь и потом, стоя на бдении, по обычаю своему, в алтаре сильно озяб. В воскресенье, 31-го, он с большим трудом отслужил литургию в больничной церкви Илариона Великого и, возвратясь в келлию, не мог кушать чай. В понедельник 1 января 1890 года он был особорован отцом архимандритом и другими иеромонахами; 2, 4, 6, и 7 января утром принимал у себя в келлии Святые Таины, а во время вечерни 7 января принял от отца архимандрита пострижение в схиму с сохранением имени Флавиан. С половины января болезнь из острой перешла в хроническую. С вечера 21 мая и без того ослабевший, по болезни, отец Флавиан уже не вставал и не принимал, не глотал пищи, кроме нескольких в день чайных ложек молока и воды со льдом. За четыре дня перед кончиной он ежедневно принимал поутру Святые Таины и в среду 30 мая, приняв в половине первого часа утра Святые Таины, батюшка в три часа утра тихо отошел в полной памяти и сознании ко Господу. Через год с небольшим по кончине отца Флавиана усердием давно его знавшей и уважавшей его высокую духовную личность Екатерины Васильевны Иловайской, бывшей духовной дочери отца Илариона, на могилке его был воздвигнут прекрасный памятник из серого мрамора. Некоторые неупомянутые выше оптинские насельники Кроме тех знаменитых подвижников, чьи жизнеописания помещены в этой главе, в Оптиной пустыни было известно множество других благочестивых насельников, о которых, к сожалению, сохранилось очень мало сведений. Приведем имена хотя бы некоторых из них: Иеромонах Алексий (Виноградов; †1919) — историк, археолог, художник, иконописец, синолог, знаток Китая. В 1881 году принял монашеский постриг. Автор множества научных работ: " Краткие сведения о деревянных старинных храмах " , " О деревянных старинных храмах Весьегонского уезда " , " Опыт сравнительного описания и объяснения некоторых символических икон древнерусского искусства " , " Родословное древо по памятникам христианской иконографии " , " Исторический опыт западных христианских миссий в Китае " , " История Библии на Востоке " , " Китайская библиотека и ученые труды членов императорской духовной и дипломатической миссии в г. Пекине " , " Миссионерские диалоги М. Риччи с китайскими учеными о христианстве и язычестве " , " История английско-американской Библии " , неизданных православного молитвослова на китайском языке, учебника грамматики китайского языка для русских и многих, многих других трудов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

Р. И. Биб. VI. 96. Сюда же относится один из вопросов Феогноста Сарайского (Р. И. Б. VI, 134) и слово из патерика о соблазнившемся брате, где рассказывается, как один монах, подвергшийся искушению от диавола, стал сомневаться в преложении даров евхаристии и уклоняться от приобщения. Когда, после молитвы за него братии, он стоял на литургии, тогда Богъ открылъ ему о святей проскур (разумеется προσφορ, проскомидия), и егда, рече, дiakohъ npieмъ проскуру, нача рзати, и видхъ два ангела, снесше младо отроча, заклали его и кровь источили въ потиръ. (Рук. М. Д. А. 77 л. 114 об.) 164 Киприан пользуется здесь выражением 18 прав. 1-го всел. собора о диаконах: Εσπισκπου πηρτοι ισ, τν δε πρεσβυτρων λττους. 168 Требн. (рук. из библ. М. Д. Ак. 183 л. 1) приводит это толкование под именем 318 отецъ перваго собора иже въ Нике. 169 По уставу Ирины – ν νρηκι, по греч. рукопис. уставу XIII в., из Рум. муз. φ. 141 – τας δε λοιπας ωρας ψαλλομεν… εν τω ναρηκι κατα το συνηες и мног. др. 170 По окончании 9-го часа в посты: „και ουτως απερχομεα εις τα εαυτων στασιδια ψαλλοντες τα τυπικα χυμα (поскору, без пения) μετα των μακαρισμων, после того апостол και το ευαγγελιον του υφους“ и так далее. 173 Следуем тексту этого правила по изданию его в Историч. Актах т. I. 8, 18, а не Р. И. Б. т. VI, где это слово читается волоты. 175 Кроме цитаты из синодального требника в опис. рук. С. Б. III, 109, это замечание читается и в других напр. в евхологие из библ. нашей Акад. 79 (XV в.), л. 56 об. Допустив в отношении младенцев обливание, далее говорится: „аще ли же есть смысленъ человкъ крещаемый, погружаетъ его священникъ въ три norpyжehiя, глаголя на коеждо norpyжehiu uмehobahiя, якоже предсказахомъ“. В другом служебнике той же библиотеки 85 (XVI в.) делается следующее наставление совершителю таинства: смотри же се извстно: Первее влей воду въ купель и погружай во купели, а не обливай изъ ведра никакоже; аще ли худъ (?) младенецъ, блюдешь зaлumiя: посади его по шiю въ купель правою длahiю пои (полий?) на верхъ главы его, глаголя 3: крещается рабъ Бoжiй… держи его погружая лицемъ къ себ; помни яко Иванъ крестилъ, не съ тыла прикоснуся ко Христу, но лицемъ прямо къ лицу (л. 166–166 об.). В одном ответе Нифонта, на вопрос Илии, делается подобное же наставление: попови крестяще дтя, къ соб лицемъ обратити: аще великъ человкъ погружати его трижды (Р. И. Б. VI, 55). Следовательно, ребенка можно было и не погружать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   Семинарии (78 учеников) — 7—80.    Катихизаторской школе (27 учеников) — 5—40.    Женской школе (38 человек) — 4.    Причетнической школе (12 человек) — 1—30.    Частное — 1—10.    55—60.    Итого    Яиц 400 — не хватило. Нужно на будущее время 1000 заказать, ибо детям всем дается, ученикам и Роману, сыну о. Тита — 30 сен.    В час пополудни звал Давыдов. До этого времени заснуть не пришлось.    В один час у Давыдова освятили Пасху.    Были офицеры с «Разбойника» — хорошая молодежь. Потом приехали сюда, в три часа были у вечерни; затем день клонится к вечеру. Смеркается. Как-то Господь судит встретить Пасху будущего года — 25 марта старого стиля, а нынешняя предвиделась многим печальной, хотя самый день Пасхальный прошел не радостно!    Дай, Боже, вперед лучшее! Лучшее же одно, чтобы Япония была истинно христианскою, то есть православной! Кроме сего нет лучшего в мире — ни в сием, ни в будущем!      Пасха 1886 года      Экзамены закончены были в пятницу пред Лазаревой субботой (так и всегда нужно будет делать, ибо Лазарева суббота — праздник). Были только в Семинарии. Продолжались два дня.    На Страстной службы были, как показано в прилагаемом листке.    Ученики Семинарии почти никто не говел, а сказано было говеть. Не знают еще порядка. Нужно ясно и твердо назначать говеть — на 1-й и Страстной неделях.      Состоит ныне всех учеников:    в Катихизаторской училище:    в старшем — 6, (и старик Яков Китагава тут),    в младшем — 18,    Всего: — 24 ученика;      в Семинарии    5-го года: — 16 (и 2 больных: Иномата и М. Хориу),    3-го года: — 24 (и 5 больных).    Всего: — 40 учеников.      В Причетнической школе:    в старшем — 3,    в младшем — 5.    8    Всего:    и причетник Тоокайрин — 1.    Всего: — 9 человек.      В Женской школе всех — 38.      Итого всем на кваси нужно дать: 111 человекам по 10 сен ­­ 11 ен 10 сен.    Разговляться у меня будут:    катихизаторы о. Сато — 6,    Айайся — 9,    учителя —4.    Учеников старшего класса Катихизаторской школы, помогавших по проповеди — 5,

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В 1-й год Во 2-й год Высшее отделение Низшее отделение Катехизическое учение Св. Писание (истор. Книги) Риторика О богослужебных книгах Всеобщ ист. древняя Риторика и поэзия Алгебра и геометрия Всеобщая история Греческий язык Геометрия и пасхалия Латинский язык Греческий язык Латинский язык Среднее отделение Среднее отделение Св. Писание (учит. Книги) Св. Писание (пророки) Библейская история Герменевтика Логика Библейская история Русская гражд. история Естеств. ист. и сельское хоз. Физика и естеств. ист. Логика и психология Чтение греч. писателей Греческий язык Чтение лат. писателей Латинский Высшее отделение Высшее отделение Новый Завет Толкование Св. Писания Догматика Богословие нравственное Учение о вероисповеданиях О должностях пресвитеров Гомилетика Гомилетика Церковная история Основание церк. законов и канонического права Церк. древности и обряды Патристика История росс. церкви Чтение отцев греч. и лат. Чтение св. отц. греч. Медицина Медицина Сельское хозяйство В неделю всех уроков полагалось 16; в день – 3, по 2 часа каждый: до обеда два, от 8 часов до 12 и один после обеда, от 2 до 4-х. Уроки по языкам: еврейскому, финскому, (французскому и немецкому, для желающих, положены были по окончании ординарных уроков и не входили в расписание. В октябре 1844 г. семин. правление сделало представление митр. Антонию 202 о необходимости «сократить число классических часов», т. е. продолжение каждого урока. Ученики семинарии кроме изучения уроков, задаваемых наставниками, постоянно должны бывают заниматься упражнениями в сочинениях и сверх того почти по всем предметам писать лекции за недостатком учебников, почему и требуется для домашних занятий их весьма не мало времени». Также введенное около этого времени иконописание, иностранные языки в увеличенном числе уроков, отнимали достаточно времени. В виду этого и постановлено было ходатайствовать пред высшим начальством: «не сокращая числа классов, сократить число классических часов, назначив для каждого класса не 2, а 1 часа». До обеда предположено назначить вместо 2-х 3 урока: от 8 час. до 1 часу, и после обеда один – с 3-х час. до 5-го. Митрополит написал на представлении: «согласен». Св. Синод разрешил сделать, как представлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. сорокоуст начинают совершать от фоминого воскресения и до того дня, как исполнятся, кончатся сорок дней (Типикон, послед. вечера сырной Недели)]. Из такого указания как бы выходит, что в число 40-а дней входят и воскресные дни. Употребленное выражение Типикона «приношение и памяти» об усопшем указывает: во 1-х, на чин кутии, приносимой в память усопших, совершаемый, по указанию Служебника, на литургии, после заамвонной молитвы – и по отпусте вечерни (Служ., Чин над кутией). Во 2-х, на ектению за упокой на литургии, после Евангелия. В Служебнике, после сугубой ектении, читаем: «аще ли будет о усопших приношение, диакон или священник глаголет ектению за упокой. Несмотря на вышеизложенные отмены поминовения об усопших в указанные дни, бывает поминовение об них почти повседневное – именно: в молитвословиях, относящихся к службам круга суточного (сн. выше). Всегда оно бывает: А. На литургии: а) на проскомидии, б) по освящении даров. Тогда диакон, сказано в Служебнике, а обыкновенно и иерей, поминает диптиха, сиречь помяник усопших. В. В большую часть дней года совершается после вечерни и после утрени лития за упокой. В седмичные дни, кроме субботы, бывает, после отпуста вечерни, обычное исхождение в притвор и лития об усопших (Тип., гл. 9). Также и после утрени и первого часа (Тип., гл. 9). И в субботы, егда поем «Бог Господь» (а не аллилуиа), по окончании утрени обычная лития в притворе (Тип., гл. 12). Положено совершать литию за упокой в притворе и в дни Великого поста. В последовании понедельника первой седмицы Великого поста читаем: «по отпусте (вечерни) исхождение в приговоре поем, яко же обычай, стихиру храма святаго. Глаголются же от иерея обычные молитвы и поминает усопшия». С четверга же Страстной седмицы лития за упокой в притворе не бывает до Недели фомины (Тип., послед. Нед. 1-й седм. Вел. поста). С утрени же Недели (воскресения) ап. Фомы литии в притворе прежде 1-го часа бывают и оглашения Студитова (Тип., послед. Нед. ап. Фомы). И в последовании утрени в Неделю (воскресение) мытаря и фарисея читаем: «Ведомо буди, яко от сея Недели начинаем чести в притворе, по отпусте литии, оглашения Федора Студита » (Тип., послед. Нед. мытаря и фарисея). Лития об усопших Лития об усопших короче панихиды. На литии, после начального возгласа священника, читается: «Трисвятое», «Отче наш» и поются тропари: «Со духи праведных скончавшихся», произносится краткая ектения об усопших: «Помилуй нас, Боже», молитва иерея: «Боже духов» – и бывает отпуст, после коего провозглашается: «Вечная память», как праведнику, ибо, по слову апостола, «В память вечную будет праведник» ( Пс.111:6 ). В Чине литии по усопшим читаем: «Вся братия рекут гласом: Вечная ваша память, достоблаженнии отцы и братия наша присно поминаемые», трижды (Тип., гл. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

5 апреля ученики училищ, вместе с заведующим и преподавателями, присутствовали на всенощном бдении, а 6-го при совершении Божественной литургии и служении на городской площади молебна Святым Кириллу и Мефодию; затем к 12 1 / 2 часам все три училища собрались в помещении уездного училища, где пред молебном, отслуженным соборне всем здешним духовенством, законоучителем священником Казанским была сказана речь, которая была начата так: „ныне повсеместный радостный гул колокольного звона возвещает нам, жителям сего города и всей обширной нашей стране России, о радостном событии: ныне все славянские народы, без различия вероисповеданий, торжественно празднуют исполнившееся тысячелетие со времени блаженной кончины Св. Мефодия и признательно воспоминают и совместно, прославляют труды и подвиги родного брата его Св. Кирилла”· Представивши далее очерк жизни чествуемых Святых, о. законоучитель в конце речи сказал: „как не быть нам признательными Свв. Мефодию и Кириллу, когда мы, во все главнейшие моменты нашей жизни, бываем напутствуемы чтением слова Божия на славянском языке, как-то: при рождении, крещении, браке и наконец при переходе в загробную жизнь!» Затем учитель русского языка прочитал жизнеописание Свв. Кирилла и Мефодия, оканчивающееся словами: „Да будет-же вечная слава Св. Мефодию, вечная слава братьям Святым». После чего певчие, отправлявшие и молебен, пропели „вечная память»; ими кроме того были пропеты: тропарь „Христос воскресе», тропарь и кондак Свв. Кириллу и Мефодию, некоторые песни пасхального канона, „С нами Бог, разумейте языцы, и покоряйтеся», пасхальные стихиры и народный гимн; в пении последнего и тропаря „Христос воскресе» принимали участие все училища. На молебне в уездном училище присутствовали по приглашениям, заранее разосланным, представители государственной и общественной службы и некоторые родители учащихся. У. Торжество в училищах города Свияжска. 5 апреля ученики, совместно с преподавателями, присутствовали на всенощном бдении в соборном храме, были в гимназической зале и выслушали краткий очерк жизни и деятельности свв. Кирилла и Мефодия, прочитанный преподавателем словесности в гимназии. После чтения ученицы исполнили гимн свв. Кириллу и Мефодию, соч. Старорусского. Гимн этот, по требованию начальствующих, был повторен ученицами. Торжество закончилось пением „Ангел вопияше...» и „Светися, светися»... После этого каждой ученице было роздано по экземпляру жизнеописания свв. Братьев, составленного Ректором местной Духовной Семинарии, Протоиереем Каменским. В половине 11-го часа ученицы были отпущены по домам. К. Торжество в Казанском Реальном Училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В частности, деление времени у китайцев таково; кроме обыкновенного деления – ночь (е), утро (цзао-ци), полдень (шан-ву), вечер (вань-шан), существуют и другие; китайский час – ши-чэнь равный двум часам обыкновенного нашего часа, первая часть его называется чу, вторая – чжэн; час этот имеет 8 четвертей, па-кэ. Из 60 секунд (мяо) слагается одна минута (фын), леу-ши мяо вэй и фын, из 60 минут состоит час (ся-чжун), леу-ши фын вэй и тянь-чжун; из 15 минут составляется одна четверть (кэ), ши сы фын вэй и-кэ; из 24 часов слагается один день (жи-цза), эрр-ши-сы тянь-чжун вэй и-жи; из 7-ми дней состоит неделя (ци-тянь), ци-жи вэй и ли-бай; из 12 месяцев состоит один год простой (нянь), ши-эрр-го юэ вэй и нянь; год високосный имеет 13 месяцев т. е. к 12 мес. присоединяется вставочный (жунь-юэ), жунь-нянь ши-сань-го юэ; полный месяц (юэ-да) имеет 30 дней (жи), юэ-да сань-ши жи; малый месяц – 29 дней, юэ-сяо эрр-ши-цзюэ-жи; год обыкновенный (нянь) состоит из 360 дней, и-нянь сань-бай леу ши-жи; шестьдесят годов составляют цикл (цзя-цзы), леу-ши нянь вэй и чжу цзя-цзи; год лунный (нянь-юэ) имеет 12 лун, из коих одни имеют 29 дней (ся-юэ), другие 30 дней (да-юэ), этот же год состоит из 354 дней, и для уравнения с солнечным годом в 365 дней, чрез 19 лет имеет вставочную луну жунь-юэ. Вечернее и ночное время измеряется китайцами на пять страж (ву-цзин): 1-я тоу-цзин-тянь (день) с сумерек по IX ч. вечера; 2-я эрр-цзин-тянь до XI ч. ночи; 3-я сань-цзин-тянь до I ч. пополуночи; 4-я сы-цзин-тянь, по III ч. утра; 5-я ву-цзин-тянь, по V-й ч. утра. Часовое иди градусное деление – чэнь, в небесной сфере, берется по направлению хвоста северной медведицы и определяется в XII циклических знаках, называемых чжи, – ветви, ши-эрр-чжи (XII ветвей). Соответствие между европейскими и китайскими часами, с означением названий их знаков зодиака, стражи-компаса предлагаем в особой таблице II) с прочими. Не можем не приложить здесь чертежа находящ. В IV-й кн. Юэ-лин из Ли-цзицзин, (изд. М. Мюллера, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010