Согласно указанию 2-ой главы Типикона, всенощное бдение должно начинаться «по еже зайти солнцу мало», то есть вскоре после захода солнца. Хотя порядок и содержание песнопений и чтений всенощного бдения во многом приближаются к порядку и содержанию так называемой «Великой вечерни» и «Полиелейной утрени», однако Типикон строго различает «бдение» и «полиелей». Основное их различие в том, что Великая вечерня и Полиелейная утреня это два самостоятельных богослужения, совершаемых отдельно одно от другого, одно вечером, другое утром, в то время как Всенощное Бдение это одно цельное, неразрывное богослужение, совершающееся при том и с большей торжественностью. Всенощное бдение – богослужение составное, состоящее из трех неразрывно связанных, соединенных в одно последований: Вечерни, Утрени и Первого часа. В богослужебных книгах слово «бдение» иногда заменяется словом «собор» указание на то, что это богослужение, ради большей торжественности, совершается целым собором священнослужителей. Например, нередко встречается в Типиконе и в Минеях такое выражение: «совершается собор, идеже лежат мощи его и идеже храм его», то есть там, где почивают мощи данного святого, или храм посвящен его имени, следует по уставу совершать всенощное бдение. Слово «бдение» также иногда в богослужебных книгах заменяется греческим названием «агрипния» ( αγρυπνια). Малая вечерня Так как всенощное бдение начинается Великой вечерней, уже после захода солнца, то перед заходом солнца, чтобы не оставлять этого времени дня без церковной молитвы, всегда полагается совершать по уставу (см. главу 1-ую), так называемую Малую вечерню. Главной отличительной особенностью Малой вечерни является отсутствие обычных для всякой другой вечерни ектений, кроме краткой заключительной ектении, и то, что она вся совершается при закрытых царских вратах и задернутой завесе. Малая вечерня предваряется чтением Девятого часа, который с ней неразрывно связан. Устав 9-го часа изложен в Часослове. Так как 9-й час относится к уходящему дню, то тропарь и кондак читаются уходящего дня. По окончании Девятого часа, без отпуста, произносится иереем начальный возглас: «Благословен Бог наш…» и дальше малая вечерня следует таким порядком:

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

И наш современный устав, и, в особенности, древние памятники вполне ясно отличают «тропари царских часов со чтениями» 304 от самого последования часов. При этом тропари и чтения в древнейших памятниках не всегда распределяются между отдельными часами, а часто сосредоточиваются на службе одного какого-либо часа, напр. третьего, составляя как бы особое последование. Такой именно чин царских часов излагается в Евергетидском Типиконе XII в. По этому Типикону, в навечерие Рождества Христова 1-й час, как и всегда, соединяется с утреней и совершается без тропарей. Все тропари вместе с чтениями положены на 3-м часе, после обычного богородична, и подразделяются на четыре части, из которых каждая сохраняет вместе с тем наименование соответствующего часа. Состав обычный; допущена, правда, незначительная перестановка в ряду тропарей и, кроме того, во второй части, соответствующей 3-му часу, положено чтение из послания к Евреям: «Братие, имуще дерзновение» (10:19). Тропари поются по дважды со стихами, а третий тропарь каждой части поется еще и третий раз – на «Слава и ныне», для чего оба хора сходятся вместе на средине храма. После этого произносится малая ектения, и следуют чтения. При чтении пророчеств, по Уставу, полагается сидеть, а при чтении апостола – стоять. По прочтении евангелия, поются три следующих тропаря, и произносится ектения, затем идут чтения, – и так далее. После четвертого евангелия, которым заканчивается последование 12-ти тропарей, произносится ектения, «в которой, по обычаю, вспоминаем, – как говорит Типикон, – только игумена с братией, и прежде отшедших отец наших». За возгласом «Яко милостив и человеколюбец Бог еси» сряду читается: «Господь Бог благословен», Трисвятое – Отче наш, Господи помилуй 45 и обычная молитва «Иже на всякое время». Потом – три поклона, молитва 3-го часа, – и непосредственно следует 6-й час. Девятый час совершается особо, «в свое время»; «а междочасия поем в келиях наших», – замечает Устав. Это обычный порядок. – В воскресные дни и по субботам часы, по Евергетидскому Уставу, не поются в общем собрании. Однако пение тропарей не отменяется и не переносится на другой день; а все тропари часов распределяются между вечерней и утреней, – распределяются так: тропарь «Слыши небо» поется на «Господи воззвах», вместо повторения третьей стихиры; тропарь «Приидите, христоноснии людие» заменяет стихиру на «Слава и ныне»; пять тропарей с положенными для них стихами поются вместо стихир «на стиховне»; остальные четыре тропаря исполняются на утрене, в качестве хвалитных стихир; тропарь «Удивляшеся Ирод» совсем не поется на рождественской службе и переносится на день памяти святых младенцев, 29 декабря. Что же касается чтений, то некоторые из них тоже перемещались на другие службы. В частности, все паремии читались на вечерне; из евангелий одно читалось на утрене, другое на вечерне, третье на литургии 305 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Закона и пророков...». По Трисвятом – тропарь преподобномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 7-й. Отпуст 1-го часа: «Иже на горе Фаворстей...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь преподобномученика. Кондак только праздника. На Литургии блаженны праздника 1-го и 2-го канонов, песнь 1-я – 6 (1-го канона со ирмосом). На входе: «...преобразивыйся на горе...» (и до отдания, кроме воскресенья). По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника, тропарь преподобномученика. «Слава» – кондак преподобномученика, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь преподобномученика; кондак праздника. «Слава» – кондак преподобномученика, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь преподобномученика; кондак храма. «Слава» – кондак преподобномученика, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и преподобномученика. Апостол и Евангелие – дня и преподобномученика. Задостойник праздника. Отпуст: «Иже на горе Фаворстей...». Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 4-й – 3 (см. в службе прмч. Дометия), и святителя, глас 8-й – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Святителей удобрение...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Прообразуя Воскресение Твое...» (см. в службе прмч. Дометия). Вход. Прокимен великий, глас 7-й: «Бог наш на Небеси и на земли...», со стихами (по обычаю). Паримии святителя – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами; см. в службе прмч. Дометия), или стихиры святителя, глас 2-й (со своими припевами) . «Слава» – святителя, глас 5-й: «Срадуйтеся нам...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Приидите, взыдем на гору...» (см. в службе прмч. Дометия).

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-20/

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Закона и пророков…». По Трисвятом – тропарь преподобномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 7-й. Отпуст 1-го часа: «Иже на горе Фаворстей...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь преподобномученика. Кондак только праздника. На Литургии блаженны праздника 1-го и 2-го канонов, песнь 1-я – 6 (1-го канона со ирмосом). На входе: «…преобразивыйся на горе…» (и до отдания, кроме воскресенья). По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника, тропарь преподобномученика. «Слава» – кондак преподобномученика, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь преподобномученика; кондак праздника. «Слава» – кондак преподобномученика, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь преподобномученика; кондак храма. «Слава» – кондак преподобномученика, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и преподобномученика. Апостол и Евангелие – дня и преподобномученика. Задостойник праздника. Отпуст: «Иже на горе Фаворстей...». Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 4-й – 3 (см. в службе прмч. Дометия), и святителя, глас 8-й – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Святителей удобрение…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Прообразуя Воскресение Твое…» (см. в службе прмч. Дометия). Вход. Прокимен великий, глас 7-й: «Бог наш на Небеси и на земли…», со стихами (по обычаю). Паримии святителя – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами; см. в службе прмч. Дометия), или стихиры святителя, глас 2-й (со своими припевами) . «Слава» – святителя, глас 5-й: «Срадуйтеся нам…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Приидите, взыдем на гору…» (см. в службе прмч. Дометия).

http://patriarchia.ru/bu/2021-08-20/

Русская традиция с тропарем была усвоена балканскими славянами (т. е. Болгарской и Сербской Церквами), Чешской Церковью (в служебнике издания 1927 г.) и Румынской (служебник еще 1887 г.) 5 , а также в ХХ в. и Американской Православной Церковью , как имеющей начало от Русской Православной Церкви. 2.2. Выявление у греков проблемы вставки тропаря 3-го часа в состав эпиклесиса анафоры Это очень заметное и существенное различие в важнейшем моменте литургии между греческой и славянской традицией не могло остаться незамеченным в церковном сознании. Первым, кто это приметил и об этом говорил – ученый греческий монах, a впоследствии, в царствование императрицы Екатерины II, – архиепископ Евгений (в миру Елевферий Вулгарис, 1715–1806 гг.). Кроме того, очень интересную книгу написал об этом в конце XVIII в. некий неизвестный «иерокирикс» (священно-проповедник) в Миссолонгах в Греции, которая начиналась словами: «Преподобнейшему и во Христе возлюбленному брату господину Дорофею…» 6 Автор называет это нововведение «неуместным, неразумным» и даже «антихристовою дерзостью». Он протестует против этого новшества и требует, чтобы Церковь скорее исправила эту ошибку и не допускала чтения этого тропаря. Несомненно, что кто-то, недолго думая о возможных последствиях, ввел это в текст молитвы эпиклезы совершенно «из лучших побуждений», как более острое логическое ударение против латинских домыслов об освящении Даров. Греческие литургисты, после выявления проблемы вставки, увидев, что это нововведение богословски и литургически безграмотно, довольно быстро, хотя и не без борьбы, отвергли эту практику. Вот каковы были их соображения, высказанные миссолонгским «иерокириксом», и которые приводит известный русский литургист 7 : «1. Ни в одном из старых кодексов литургий святого Василия или Златоуста вплоть до XV или даже XVI в. этот тропарь не полагалось читать. 2 . В классических толкованиях литургии Германа Цареградского, Николая Кавасилы , митрополита Диррахийского, и Симеона, архиеп. Солунского, не говорится о необходимости чтения этого тропаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Для молитвы же внешней, особенно для общественного Богослужения, требовались определенные часы дня и ночи. Так было в церкви Ветхозаветной, где в скинии приносилась утренняя и вечерняя жертва. 1281 Кроме того, Царь Давид молился и повелевает молиться утром, 1282 в полдень, вечером и в полночь. Он говорит: вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой. Пророк Даниил молился в три времена дне. 1283 В Новозаветной церкви сам законоположник Иисус Христос и Его ученики – св. Апостолы молились и в полночь. 1284 Частью в подражание Иудеям, частью из желания молиться в минуты важнейших событий христианской церкви, христиане также собирались ежедневно для молитвы в определенные часы даже во времена гонений на христиан. Когда же гонители препятствовали им собираться в определенные часы дня, то они собирались для молитвы ночью. С прекращением гонений христиане распределили свои службы применительно к утвердившемуся Римскому обычаю делить день и ночь на четыре стражи. В уставе Студийском, напр., сказано: «да будет ведомо, яко по миновании второй стражи нощи или 6-го часа, в начало седьмого падает знамение водяных часов и по знаку его встает будильник и обходит спальни со свещею, возбуждая братию встать для утреннего славословия». 1285 Таким образом мало-помалу образовались ежедневно совершаемые службы церковные и с известного времени совершались церковью в три времени дня: 9-й час, вечерня и повечерие отправляются при окончании дня; полунощница, утреня и 1-й час совершаются от полуночи до рассвета; в 9-й час по нашему счислению 1286 совершается Божественная Литургия с последованием 3-го и 6-го часов. Самую же существенную часть всего повседневного Богослужения, к которой все другие части Богослужения тяготеют, как к своему центру, предшествуя ей и приготовляя тем христиан к важнейшему Богослужению, составляет совершение того священнодействия, которое Иисус Христос повелел творить в свое воспоминание. Это та вечеря Господня, 1287 которую Он установил пред временем своих страданий; на ней и теперь, как и прежде, глубочайшая тайна нашей веры, так сказать, постоянно опять воплощается; на ней воспоминается и празднуется самое высокое и искреннее соединение благодарной и молящейся церкви с её главою или сидящим одесную Бога Отца и однако невидимо и действительно – духовно присутствующим, Иисусом Христом, насколько она способна к тому.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

В древнем иерусалимском богослужении в день А. совершалось торжественное последование. В 40-й гл. «Паломничества» Эгерии (ок. 400) А. названа «октавой днем] Пасхи» («октава» в позднейшей лат. литургической терминологии соответствует визант. отданию). Согласно описанию Эгерии, в этот день кроме обычных богослужений (литургии и проч.) после 6-го часа (ок. 12.00) совершалась особая процессия (см. Стациональное богослужение ), аналогичная процессии в 1-й день Пасхи. Ее порядок: епископ вместе с народом совершал сопровождавшееся песнопениями торжественное шествие, с остановками на Елеонской горе и на Имвомоне (место Вознесения Господня), завершавшееся в храме Воскресения, где служили вечерню, после к-рой было шествие на Сион , где также пелись гимны, читался евангельский рассказ о явлении Спасителя ученикам в 8-й день по Воскресении и уверении ап. Фомы; все завершалось молитвой и благословением оглашенных и верных во 2-м часу ночи (ок. 20.00). Иерусалимский лекционарий V-VI вв. (La grande Lectionaire. P. 120) содержит следующие указания о службе А.: на литургии поется тропарь «Славное пришествие», прокимен из Пс 9, вместо чтения из ВЗ читается Деян 5. 34-42, апостол - 1 Ин 1. 1-7, евангелие - Ин 1. 1-17 (читаемое ныне на литургии 1-го дня Пасхи); в 9-м часу (ок. 15.00) совершается вечерня, на к-рой в основном повторялся чин вечерни на Пасху (отличается пением тропаря А. «Славное пришествие» и прокимна из Пс 32) и читалось Евангелие об уверении Фомы (Ин 20. 26-31). В визант. обряде (к-польском богослужении) тема уверения Фомы в службе А. уже значительно усилена по сравнению с древним иерусалимским, где служба А. во многом повторяла пасхальную. Евангельское повествование об уверении ап. Фомы в К-польской Церкви (а впосл. и во всех правосл. Поместных Церквах) по крайней мере с VIII в. читается не вечером в день А., как в Иерусалиме в древности, а утром - на литургии. В соборном богослужении К-поля, отраженном в Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. P. 108), утреня на А. совершалась такая же, как и во все воскресенья года (как и на Пасху).

http://pravenc.ru/text/115800.html

В древнем иерусалимском богослужении в день Антипасхи совершалось торжественное последование. В 40-й гл. «Паломничества» Эгерии (ок. 400) Антипасха названа «октавой днем] Пасхи» («октава» в позднейшей латинской литургической терминологии соответствует византийскому Отданию). Согласно описанию Эгерии, в этот день кроме обычных богослужений (литургии и проч.) после 6-го часа (ок. 12:00) совершалась особая процессия, аналогичная процессии в 1-й день Пасхи. Ее порядок: епископ вместе с народом совершал сопровождавшееся песнопениями торжественное шествие, с остановками на Елеонской горе и на Имвомоне (место Вознесения Господня), завершавшееся в храме Воскресения, где служили вечерню, после которой было шествие на Сион, где также пелись гимны, читался евангельский рассказ о явлении Спасителя ученикам в 8-й день по Воскресении и уверении ап. Фомы; все завершалось молитвой и благословением оглашенных и верных во 2-м часу ночи (ок. 20:00). Иерусалимский лекционарий V-VI вв. содержит следующие указания о службе Антипасхи: на литургии поется тропарь «Славное пришествие», прокимен из Пс. 9, вместо чтения из Ветхого Завета читается Деян. 5, 34–42, апостол – 1 Ин. 1, 1–7, евангелие – Ин. 1, 1–17 (читаемое ныне на литургии 1-го дня Пасхи); в 9-м часу (ок. 15:00) совершается вечерня, на которой в основном повторялся чин вечерни на Пасху (отличается пением тропаря Антипасхи. «Славное пришествие» и прокимна из Пс. 32) и читалось Евангелие об уверении Фомы (Ин. 20, 26–31). В византийском обряде (константинопольском богослужении) тема уверения Фомы в службе Антипасхи уже значительно усилена по сравнению с древним иерусалимским, где служба Антипасхи во многом повторяла пасхальную. Евангельское повествование об уверении ап. Фомы в Константинопольской Церкви (а впоследствии и во всех Православных Поместных Церквах) по крайней мере с VIII в. читается не вечером в день Антипасхи, как в Иерусалиме в древности, а утром – на литургии. В соборном богослужении Константинополя, отраженном в Типиконе Великой церкви X в., утреня на Антипасху совершалась такая же, как и во все воскресенья года (как и на Пасху).

http://pravoslavie.ru/37420.html

Препятствием к совершению Литургии Божественной может служить и вкушение пищи после двенадцатого часа ночи. Об этом свидетельствуют канонические правила: 50-е и 58-е – Карфагенского собора; 29-е Шестого Вселенского собора. Кроме воздержания в пище, священнослужитель обязан воздерживаться и в супружеской жизни несколько дней перед Литургией и после, как об этом свидетельствуют правила Карфагенского собора (3-е, 4-е, 34-е, 81-е). Немалым препятствием к совершению Литургии может служить и внешний вид пастыря или диакона, то есть его телесная нечистота и неопрятный вид. По мысли св. Амвросия Медиоланского , внешний вид священнослужителя отражает внутреннее состояние его души. При совершении величайшего Таинства, одежды служащего священника или диакона должны быть чистыми и нерваными, иначе он может уничижать Христа Бога, Который пребывает в пречистых Тайнах. Лицо и руки должны быть вымыты, волосы причёсаны, ногти обрезаны, усы подстрижены, чтобы во время причащения Святых Тайн не оставалось на них ни одной капли Божественной Крови, зубы вычищены, уста вымыты ещё с вечера. Кроме всего вышесказанного, от священнослужителя требуется и то, чтобы он настроил свою душу к благоговейному совершению Божественной Литургии посредством церковных служб, т. е. со вниманием выслушал вечерню, утреню и часы. Затем, необходимо служащему священнику и диакону вычитать вечернее правило, состоящее из определённых Церковью на каждый день канонов. Так, в воскресенье вечером следует читать каноны: Иисусу Сладчайшему, Божией Матери (начало 1-го тропаря: «Многими содержимь напастьми»), Ангелу Хранителю (а кто имеет усердие, то и Архангелам); вечером в понедельник: Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, св. Иоанну Предтече и Ангелу Хранителю; во вторник вечером: Иисусу Сладчайшему, Богородице Одигитрии и Ангелу Хранителю; в среду вечером: Иисусу Сладчайшему, Богородице, Ангелу Хранителю, св. Апостолам и св. Николаю (по желанию можно читать и акафист св. Николаю); в четверг вечером: Животворящему Кресту, Богородице и Ангелу Хранителю; в пятницу вечером: Иисусу Сладчайшему, Божией Матери с акафистом и всем святым; и в субботу вечером: Иисусу Сладчайшему, Богородице и Ангелу Хранителю 5 . Кроме указанных канонов, священнослужители обязаны прочитывать ещё молитвы вечерние и утренние, а также и молитвы ко святому Причащению. Всё правило должно вычитываться перед каждой литургией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/b...

Положение литургии свт. Василия перед литургией свт. Иоанна Златоуста указывает на принадлежность рукописи к архаичной визант. традиции, когда литургия свт. Василия еще была основной для воскресных и праздничных дней (см.: Jacob. Formulaire), хотя из текста рукописи ясно видно, что в эпоху ее написания основной уже стала литургия свт. Иоанна Златоуста (в чине литургии свт. Василия служащий неоднократно отсылается к литургии Златоуста). В формуляр литургии свт. Василия кроме обычных для всех визант. рукописей молитв входит особая заамвонная молитва , характерная для греч. Евхологиев периферийного (палестинского и южноитал.) происхождения. В анафоре литургии свт. Василия Великого нет вставки тропаря 3-го часа («Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа»); в эпиклезе произносится не 2 однократных и троекратное «Аминь» при благословении Даров, а 2 однократных - на 1-е и 3-е (т. е. «Изльяную живота ради...», т. к. фраза из анафоры свт. Иоанна Златоуста («Преложив Духом Твоим Святым») в эпиклезу анафоры свт. Василия не вставлена) осенение дискоса («блюда») и потира. Молитвы священника о себе перед службой («Владыко Господи Вседержителю, не хотяй смерти гршникомь», «Владыко Господи Боже нашъ, нын хотяще приступити», «Молю Тя, Господи, отыми от мене безакония моя» - Л. 10, 19 об.) обычны для рус. Служебников древнейшего периода (старше XV в.). Начало литургии Иоанна Златоуста. Служебник Варлаама Хутынского. Кон. XII — нач. XIII в. (ГИМ. Син. 604. Л. 10 об.— 11) Начало литургии Иоанна Златоуста. Служебник Варлаама Хутынского. Кон. XII — нач. XIII в. (ГИМ. Син. 604. Л. 10 об.— 11) Чин протесиса (проскомидии), согласно В. Х. С., совершается диаконом, что соответствует первоначальной традиции (диакон же осеняет народ свечами во время возгласа «Свет Христов...» на литургии Преждеосвященных Даров). Упоминается только одна просфора; Дары покрываются только покровцами; нет молитвы над кадилом (само каждение указано). Формуляр литургии свт. Иоанна Златоуста в целом соответствует греч. формуляру 1-й послеиконоборческой к-польской редакции, в основном использовавшемуся на Руси до XIV в.

http://pravenc.ru/text/Варлаама ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010