Стремясь спасти хотя бы духовные богатства прошлого, он ходатайствовал перед папой Агапитом о создании в Риме под эгидой церкви христианской высшей школы по образцу такой же школы в сирийской Нисибине (первый на христианском Западе проект университета!); но и эта идея в условиях всеобщей разрухи наталкивалась на непреодолимые трудности. Почва для конструктивной культурной работы оставалась только в микромире монастырей: и неутомимый Кассиодор основывает в Калабрии обитель Виварий, где вменяет братии в обязанность изучение и переписывание книг, притом не только христианских, но и языческих. Составленные самим Кассиодором сухие и сжатые руководства («Наставления в божественном чтении», «Наставления в мирском чтении», и, наконец, «Об орфографии») должны были ориентировать монахов в практике этого дела. Так возникают монастырские скриптории – специальные комнаты для переписывания рукописей. В VIII в. знаменитый ученый и поэт Алкуин будет поучать тружеников скриптория: ...Пусть берегутся они предерзко вносить добавленья, Дерзкой небрежностью пусть не погрешает рука; Верную рукопись пусть поищут себе поприлежней, Где по неложной тропе шло неизменно перо, Точкою иль запятой пусть смысл пояснят без ошибки, Знак препинанья любой ставят на месте своем, Чтобы чтецу не пришлось сбиваться иль смолкнуть нежданно... Именно так сохранялись для веков тексты классических авторов. Если бы не те, в чьи руки передал дело своей жизни Кассиодор, для нас были бы безнадежно утеряны не только торжественный Вергилий или назидательный Сенека, но и бесчинный Плавт или легкомысленный Марциал, стихи которых уже совсем необычно представить себе в монастырской обстановке. Разумеется, счастливая культурная идиллия, достигнутая в Кассиодоровом Виварии, была очень хрупкой; волны варваризации вновь и вновь смывали достигнутое; уже в начале VII в. в скрипториях ирландских монахов из Боббио порой соскабливают с листов пергамента сочинения римских классиков, чтобы вписывать на их место церковные тексты (так называемые палимпсесты).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

История англосаксонской миссии на континент слишком пространна, чтобы приводить ее здесь, но я бы хотел указать на некоторые ее черты, соответствующие тому образу раннеанглийского христианства, который я пытался начертать. Во-первых, это идея peregrinatio per Christo — странничества Христа ради, то есть добровольного оставления родных мест для проповеди; об укорененности этой идеи в ирландском монашестве говорят такие ирландские миссионерские центры на континенте, как Сент-Голл, Люксей и Боббио. Это тот мотив, который привел св. Колумбу в Айону (pro Christo peregrinari volens enavigavit); позднее ирландский поэт вложит в уста святого такие слова: Это серое око потом Обратит к Ирландии взор: Но никогда не увидит вновь Ирландских мужей и жен. Я смотрю через море Из-за прочных дубовых перил: Слезы наполняют мои ясные серые очи, Когда я оглядываюсь на Ирландию. Это серое око потом Обратит к Ирландии взор: Но никогда не увидит вновь Ирландских мужей и жен. Я смотрю через море Из-за прочных дубовых перил: Слезы наполняют мои ясные серые очи, Когда я оглядываюсь на Ирландию. Интересно, что идея германской миссии впервые пришла в голову нортумбрийцу по имени Эгберт, который странствовал Христа ради в Ирландии. Он сам хотел отправиться с этой миссией, но, получив в видении запрет, вынужден был довольствоваться тем, что посылая других миссионеров, — так же как Григорию Великому пришлось послать в Англию Августина и других миссионеров, вместо того чтобы отправиться туда самому. Таким образом, оказывается, что проповедь христианства в Северной Англии в значительной степени связана с ирландцами, тогда как просвещением языческой родины англичан впервые озаботился нортумбриец, живущий в Ирландии. Здесь прослеживается примечательная духовная преемственность. И снова мы видим верность английских миссионеров на континенте римскому престолу. Виллиброрд и Бонифаций желали получить посвящение в Риме, а последний, после своего рукоположения в 722 г., принес присягу на верность папе, как это было принято у новопосвященных итальянских провинциальных епископов, однако без обещания лояльности восточноримскому императору, которое они) обычно давали.

http://predanie.ru/book/219485-sobornost...

Во всех случаях мы видим сходную архитектурно оформленную композицию, ордерную структуру, которая служит для обрамления и выделения некоторого изображения. Данную композиционную структуру можно было бы назвать «фастигиум» по аналогии с Латеранским Фастигиумом 360 – памятником, в котором она наиболее отчетливо выражена. Кроме того, для нас существенно то, что типологически этот памятник является переходным от поздней античности к средневековью. Важно и то, что само это слово использовалось для обозначения подобной архитектурной формы. Целиком готовый образец для алтарной выгородки представляет собой гробница семьи Гатериев из Латеранского музея (I в.), где под изображениями в медальонах находятся стоящие фигуры, которые могут быть композиционно соотнесены с расположением фигур священнодействующих, участвующих в литургии. Однако в пределах нашего исследования этот аспект проблемы не может быть рассмотрен более подробно. Вернемся к вопросу об иконографии преграды Св. Софии. Следующая трудность связана с определением расположения образа Христа относительно других изображений. В тексте Павла Силенциария сказано: «ν μσον» 361 , тο есть «посреди», что может быть истолковано и как «в самом центральном диске», и как «в его центре». Эта двойственность выражения позволила К. Крайдл-Папандопулос предположить композицию, подобную изображенной на ампулах Монцы и Боббио 362 в композиции с Вознесением. Исследовательница считает, что центральнот изображение в Св. Софии было именно такой многослойной, многоярусной композицией, и на основании предложенных ею параллелей определяет как единственно возможное положение Богоматери внизу композиции. Такая гипотеза кажется неубедительной, тем более что предлагаются аналогии из принципиально иной области изображений. Не будем здесь повторять всю полноту аргументации Л. Ниса, который окончательно опроверг эту точку зрения. Достаточным аргументом против нам кажется отсутствие свидетельства о подобной композиции у Павла Силенциария, обычно очень внимательного ко всякого рода центрированным композициям, которые хорошо укладываются в его риторические фигуры: «здесь – там – в центре».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

аббата Колумбана». Вероятно, запись была добавлена в рукопись Мартиролога, переписанную в VII в. в Луксовии (MartHieron. P. 146; MartHieron. Comment. P. 615, 617). Под этой датой память К. указана в нек-рых календарях эпохи Каролингов, в Мартирологе Рабана Мавра и в миссале из Боббио, где приведен также проприй мессы святому (Ambr. D. 84 inf. Fol. 333v; X-XI вв.). Однако в большинстве средневек. календарей поминовение К. значится под 21 нояб. (иногда под 24 окт. и 13 нояб.); под этой датой память К., наставника монахов и основателя мн. мон-рей, включена в Мартиролог Флора Лионского ( Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède, de l " Anonyme lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 211). Краткое сказание Флора, приведенное в «исторических» мартирологах Адона Вьеннского и Узуарда, было включено под 21 нояб. в Римский Мартиролог; в совр. редакции Римского Мартиролога память К. указана под 23 нояб. Поминовение святого включено в календарь Римско-католической Церкви (23 нояб., факультативная память). В этот день поминовение К. совершается в Ирландии, в Италии и в архиепископстве Безансон (Франция); в еп-ствах Санкт-Галлен и Кур (Швейцария) память святого празднуется 27 нояб. Вероятно, в аббатстве Боббио почитание К. сложилось лишь в VIII в.: самое раннее упоминание о «монастыре Боббио, где почивает св. Колумбан», содержится в грамоте Карла Великого от 5 июня 774 г. (monasterium Ebobiense ubi sanctus Columbanus corpore requiescit - MGH. Dipl. Karol. T. 1. P. 114-115). Упоминание о посвящении мон-ря ап. Петру и «Христову исповеднику Колумбану» в документе 747 г. скорее всего является интерполяцией (Codice. 1918. Vol. 1. P. 126; см.: Bullough D. A. The Career of Columbanus//Columbanus. 1997. P. 27-28). Благодаря покровительству лангобардских королей аббатство Боббио стало одним из богатейших мон-рей в Италии: согласно переписи 883 г., во владении мон-ря было 11 605 га земли, на к-рых жили 3,5 тыс. чел.; обитель содержала 724 наемных работника ( Richter. 2008.

http://pravenc.ru/text/1841808.html

В VII в. в лангобардской И. в основном переписывали научные, технические, грамматические и лексикографические тексты. Среди них - сочинения Плиния, медицинские трактаты, глоссарии, грамматика Доната. Главные центры переписывания книг и сохранения античного наследия - Милан, Павия, Верона, Лукка, кроме них самыми значительными были монастырские скриптории Монте-Кассино в Юж. Италии и Боббио в Сев. Италии. Сцены земной жизни Христа. Миниатюра из «Евангелия св. Августина». Кон. VI в. (Cantabr. Corp. Christ. 286. Fol. 125) Сцены земной жизни Христа. Миниатюра из «Евангелия св. Августина». Кон. VI в. (Cantabr. Corp. Christ. 286. Fol. 125) В аббатстве Монте-Кассино, основанном св. Бенедиктом в 529 г., существовал скрипторий, к-рый действовал до разрушения обители лангобардами в 577 г. Сначала там переписывали только литургические книги для нужд общины. После прихода туда Павла Диакона в 718 г. Монте-Кассино стал важнейшим центром копирования позднеантичных рукописей в основном практического назначения - грамматических текстов, медицинских трактатов, энциклопедий. Аббатство много раз подвергалось разрушению, большая часть б-ки погибла, поэтому о рукописях, созданных в Монте-Кассино до X в., сведений не сохранилось. Монастырь Боббио был основан в 613 г. ирл. мон. св. Колумбаном. В период расцвета обители в кон. VII - нач. VIII в., который был связан с активизацией интеллектуальной жизни при лангобардском дворе в Павии, там хранили и активно переписывали классические тексты. Монахов Боббио даже называли «бенедиктинскими гуманистами». Скрипторий Боббио был тесно связан с ирл. рукописной традицией, в его рукописях сохранялись островная орнаментика и инициалы. Ок. 800 г. в Риме была написана и украшена инициалами греч. рукопись «Диалоги папы Григория I Великого» (Vat. gr. 1666). В VIII - IX вв. при т. н. восточных (греческих и сирийских) мон-рях в Риме существовали скриптории, один из к-рых, вероятно, и стал местом создания рукописи. С их деятельностью связывают в нач. IX в. такие греч. иллюстрированные рукописи, как «Гомилии Григория Назианзина» (Ambros. E 49-50 inf) и «Книга Иова» (Vat. gr. 749), близкие по стилю мозаикам, выполненным в Риме при папах Льве III (795-816) и Пасхалии I (817-824).

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Положение ещё ухудшалось тем, что наряду с элементами пластичными в монастыри вступали и насильственно в них заточаемые люди и руководящиеся не религиозными или главным образом не религиозными мотивами. Итак, успех монашеского движения уже сам по себе должен был принизить высоту и ослабить напряжённость раннего монашества. К тому же и монастыри изменяли свой облик и характер. Первым монахам приходилось тяжёлым и самоотверженным трудом отстаивать своё существование, врезаться с топором в руках в девственный лес, осушать болото, подымать новь, оберегаться от диких зверей. На окраинах христианского мира им приходилось выдерживать натиск языческих варваров и шаг за шагом нести далее колеблющийся свет христианства. Теперь сочувствие мира обогатило монастыри. Князья сумели оценить их хозяйственную, колонизаторскую роль и старались воспользоваться ими для подъёма культуры своих земель, по возможности облегчая первые шаги монахов. Теперь, даже если монастырь основывался в совершенно дикой местности, в распоряжении у него находилось достаточное количество сервов и свободных, жадно бросающихся на отдаваемые на выгодных условиях прекария или бенефиция участки земли. Поучительно посмотреть, во что превратилось детище Колумбана Боббио уже в IX веке. 2 . Громадные владения Боббио в долине Треббии – лучший пример крупного землевладельческого хозяйства эпохи. В центре находится сам монастырь с 36 строениями и значительными, находящимися в непосредственном его управлении землями (terra indominicata, Salland), полями, лугами, лесами, пашнями и виноградниками. Его пашня приносит в год до 2100 модиев пшена, лес кормит около 5500 свиней, луга дают до 1600 возов сена, оливковые плантации – до 2800 фунтов масла. И в IX веке сами монахи уже не работают, ограничиваясь надзором за барщинным трудом сидящих на остальных землях монастыря свободных и зависимых людей и за трудом сервов. Но это ещё не все владения монастыря. Другие его земли разделены на участки (манзы), тянущиеся к мелким центрам (capellae), подчинённым главному. Эти участки обрабатываются или свободными (либелларии), или зависимыми (массарии) людьми. И от 300 своих либеллариев Боббио получает в год около 2200 модиев пшеницы, 300 амфор вина; от 350 массариев – 1400 модиев пшеницы и 500 амфор вина; Кроме того, и либелларии и массарии обязаны доставлять монастырю «подарки» (xenia): овец, сыр, кур, яйца, маленькие денежные суммы и помогать своим трудом в обработке земли, находящейся в непосредственном распоряжении монастыря. Если подвести итог доходам Боббио за год, мы получим, считая и то, что потребляется населением наделов (манз), около 14 000 модиев пшеницы, 2000 амфор вина, 1000 возов сена, 3000 фунтов масла, около 900 «подарков», 220 солидов деньгами и, кроме того, ещё другие не поддающиеся учёту поступления. Для своей «господской земли» монастырь располагал в год 4000–5000 рабочими днями либеллариев и массариев, не считая труда сервов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К этому же типу относится фрагмент англосакс. Сакраментария из Регенсбурга (ркп. Berlin. Öffentl. Wissenschaftl. Bibl. fo. 877, VIII в.; известен как Сакраментарий св. Бонифация). Миссал из Боббио (Missale Bobiense - Paris. BNF. lat. 13246, 1-я пол. VIII в.) представляет собой Сакраментарий с Лекционарием (новейшее исследование: Bobbio Missal. 2004). В нем имеются чтения для рядовых дней, рим. канон мессы, формуляры месс для периодов Адвента, Рождества Христова и Богоявления, 5 месс для периода Великого поста с обрядами приготовления к Крещению, мессы от Великого четверга до Пасхи, 13 памятей святых, 4 общие мессы святым, 5 формуляров для воскресных дней, мессы для различных случаев и за усопших, чины поставления и посвящения (монаха, девы, аббатисы, вдовы), таинство Брака, чин освящения храма и сосудов, благословение соли и воды, различные монашеские чины, пенитенциалии и проч. Несмотря на рим. канон мессы, чинопоследование мессы галликанское, на что указывает наличие Трисвятого, песней прор. Захарии и вавилонских отроков, 3 чтений, диптихов, лобзания мира до анафоры и проч. (подробнее об этом памятнике см. в ст. Боббио , раздел «Миссал из Б.»). Галликанские элементы присутствуют в Миссале Стоу (Missale de Stowe) - монашеском Сакраментарии ирл. происхождения (Dublin. Library of the Royal Irish Academy. Ashburnham. D. II, 3, кон. VIII - нач. IX в.), получившем название от поместья в Бакингемшире, где он хранился после обнаружения в Германии. Особый интерес представляют литании вост. типа (Deprecatio sancti Martini), эпиклесис между Апостолом и Евангелием (Veni sanctificator), Никейский Символ веры без Filioque, коллекта Post nomina. Канон мессы носит имя папы Геласия. Имеются галликанские формулы и песнопения для обряда преломления Св. Хлеба, молитва Post eucharistiam, чин умовения ног в таинстве Крещения и др. Несмотря на множество архаичных элементов, этот памятник, как и Миссал из Боббио, свидетельствует о развитии процесса клерикализации мессы (множество апологий, молитв от 1-го лица и т. п.).

http://pravenc.ru/text/161580.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МУРАТОРИ КАНОН [Лат. Canon Muratorianus], фрагмент анонимного сочинения, содержащий, как считается, один из древнейших перечней канонических книг Свящ. Писания (CPG, N 1862; CPL, N 83a) (см. Канон библейский ). Назван в честь открывшего его в 1700 г. Л. А. Муратори († 1750). Вопрос о принадлежности М. к. к жанру канонических списков является дискуссионным, поскольку перечисление книг в нем сопровождается экскурсами исторического и легендарного характера. По этой причине нек-рые исследователи предпочитают называть памятник «Фрагментом Муратори» (Fragmentum Muratorianum). Возможно, его следует относить к жанру прологов библейских. Рукописная традиция Муратори канон. Фрагмент рукописи. VIII в. (Ambros. I 101 Sup. Fol. 31v) Муратори канон. Фрагмент рукописи. VIII в. (Ambros. I 101 Sup. Fol. 31v) Большая часть М. к. сохранилась в рукописи VIII в. Ambros. I 101 Sup. Fol. 10-11 (Lowe. CLA. Vol. 3. N 352) (всего 85 строк; начало и, вероятно, окончание сочинения утеряны). Весь кодекс состоит из 76 листов (оригинал мог быть больше на 56 листов, поскольку каждый 8-й лист последовательно отмечен буквами лат. алфавита начиная с I) и происходит из монастырской б-ки Боббио , что подтверждается пометой в кодексе - «liber scti columbani de bobbio» (Fol. 1; экслибрис Боббио также на Fol. 32v). Поскольку далее написано «Iohis grisostomi», А. Леклерк предположил, что это та самая рукопись с сочинениями свт. Иоанна Златоуста, к-рая отмечена в каталоге б-ки Боббио, составленном в 1461 г. ( Leclercq. 1935). Первая тетрадь кодекса утеряна. На Fol. 1-9v записаны главы 3-5 из соч. Евхерия Лугдунского «Образцы духовного понимания» (De Terrenis, De Animantibus, De Nominis) (CPL, N 488). Следующие 7 тетрадей также утеряны. Далее выписан М. к., после к-рого следуют соч. свт. Амвросия Медиоланского «Об Аврааме» (CPL, N 127) (Fol. 11-12) и снова Евхерия «Объяснение различных вещей» (De expositione diversarum rerum) (из 2-й книги Instructiones ad Salonium - CPL, N 489) (Fol.

http://pravenc.ru/text/2564356.html

P. 134-135). В связи с имущественными спорами относительно «земель св. Колумбана» в Боббио было составлено сказание о чудесах К. (BHL, N 1904-1905). В сказании сообщается об открытии мощей К. 19 июля 929 г. по указанию аббата Герлана, архиканцлера Италии при кор. Гуго (926-947). В 1456-1522 гг. в Боббио была построена монастырская церковь (ныне базилика Сан-Коломбано). В крипте храма установили мраморную гробницу святого с рельефами на темы Жития К., выполненную в 1480 г. миланским скульптором Джованни де Патриаркис; у боковых стен крипты находятся алтари с гробницами св. аббатов Атталы и Бертульфа. В музее базилики хранятся серебряный бюст-реликварий с черепом К. (1514), нож, деревянная чаша и колокольчик, по преданию принадлежавшие святому, а также алебастровая гидрия, к-рую, согласно легенде, подарил К. свт. Григорий Великий. Почитание К. получило распространение в Лигурии, Ломбардии, Пьемонте, Тоскане и Эмилии; среди церквей, названных в честь святого,- собор святых Петра, Лаврентия и К. в Бруньято (обл. Лигурия). В средние века почитание К. как наставника св. Галла существовало в аббатстве Санкт-Галлен ( Duft J. St. Columban in der St. Galler Handschriften//Zschr. f. schweizersche Kirchengeschichte. 1965. Bd. 59. S. 285-296), а также в Бретани, где святому посвящен ряд церквей и часовен. В XIX в. почитание К. получило распространение в Ирландии, затем в США и Канаде. В честь святого названо Об-во миссионеров св. Колумбана, основанное в 1918 г. в Ирландии (его члены трудились гл. обр. в Китае), а также аффилированное с ним Об-во сестер св. Колумбана (с 1924). Соч.: CPL, N 1107-1119; Opera/Ed. G. S. M. Walker. Dublin, 19702; Epistolae//MGH. Epp. T. 3. P. 156-177; Carmina//Ibid. P. 182-188; PL. 80; Le Lettere e la Preghiera di S. Colombano/Ed. F. G. Nuvolone, P. Todde//Archivum Bobiense. 2000. Vol. 22. P. 82-290. Ист.: BHL, N 1898-1905; Ionas. Vita Columbani// Ionae Vitae Sanctorum Columbani, Vedastis, Iohannis/Ed. B. Krusch. Hannover; Lpz., 1905. P. 144-294. (MGH.

http://pravenc.ru/text/1841808.html

B. Krusch. Hannover; Lpz., 1905. P. 169. (MGH. Scr. Germ.; 37)). В Житии св. Германа упоминается, что обитель Колумбана находилась в древних зданиях (antiquorum opere constructum - Vita Germani abbatis Grandivallensis//MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 35). Иона из Боббио описывал местность как пустынную, а старинные постройки - как обиталища диких зверей, однако, по данным совр. археологических исследований, ко времени прибытия Колумбана этот регион оставался довольно населенным. Иона упоминал о находившемся поблизости от Анаграт монастыре, который возглавлял аббат Каранток. Позднеантичное поселение продолжало существовать, а в базилике на кладбище, построенной до основания обители, не прекращались богослужения (впосл. была включена в монастырский комплекс - Bully et al. 2014). Раскопки на месте монастыря в Анагратах также поставили под сомнение достоверность житийных сведений, в т. ч. о причинах, побудивших монахов искать новое место (см.: Marron E. «In his silvis silere»: The Monastic Site of Annegray: Studies in a Columbanian Landscape: Diss. Galway, 2012). Согласно Житию св. Садальберги, составленному, возможно, в кон. VII в., Л. был построен на средства кор. Хильдеберта II, правившего в Австразии (575-596), а затем и в Бургундии (с 592) (BHL, N 7463; Vita Sadalbergae. 1//MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 51), хотя Иона из Боббио об этом умалчивает. Среди монастырских зданий в Житии Колумбана упоминаются церковь с прилегающим двором, рефекторий, амбар (horreum) и дом для гостей. Монастырскую церковь или переносной алтарь, к-рый использовали монахи, освятил еп. Аэд, скорее всего прибывший из Ирландии ( Columban. Ep. 4. 4). Во внутренние помещения обители, где жили монахи (septa secretiora), доступ мирянам был закрыт. Когда количество насельников увеличилось, Колумбан основал близ Л. др. мон-рь - Фонтаны (ныне Фонтен-ле-Люксёй), где, по свидетельству Ионы, было 60 монахов. Обоими мон-рями управляли препозиты (praepositi). Благодаря строгому уставу, введенному св. Колумбаном, и аскетическому образу жизни монахов Л.

http://pravenc.ru/text/2561082.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010