Как и где читать молитвы жене-родильнице по рождении ею дитяти? Правильно ли поступают те из священников, которые не крестят прежде, чем не прочитают молитву жене-родильнице на дому у нее? Или нельзя ли крестить детей, когда случится, а молитву жене-родильнице откладывать на неопределенное время, покуда священнику не случится посетить ее на дому у нее? Обязательно ли необходимо чтение молитв жене-родильнице при всяком рождении и крещении детей безусловно, или же можно ограничиваться в этом случае только желанием родильницы и окружающих ее и обращением их к священнику с просьбой о том? И каким примерно временем должно ограничивать чтение этих молитв, когда к священнику обращаются за этим не тотчас после рождения младенца? Следует ли читать молитвы жене-родильнице иноверной или неправославной, состоявшей в замужестве с мужем православного исповедания, когда рожденного от нее младенца надобно крестить по чиноположению церкви православной? Следует ли читать молитвы жене-родильнице подкинутого младенца? О чтении молитвы жене-родильнице, когда она «извержет отроча», ж. е. родит дитя мертвое. Обязательно ли надобно исполнить наставление требника, чтобы нарекать имена новорожденным «во осьмый день»? И как и где нужно читать полагаемую для этого молитву «во еже назнаменати отроча»? Какие имена всего лучше давать новорожденным тех ли святых, коих память приходится в день рождения дитяти, или тех, когда оно крещается, – вообще, как приличнее всего в этом случае поступать священникам? Необходимая заметка об именах Спасителя Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери и об именах трудных для произношения. Можно ли православным давать имена неправославные? Как священники должны остерегаться, чтобы в одном и том же семействе не давать нескольких одинаковых имен разным детям. Как должны поступать священники в том случае, когда бы стали просить их дать имя новорожденному, а самого младенца к ним для этого не представляли? Особые замечания о некоторых народных обычаях, соблюдаемых у нас в иных местах до рождения и после рождения детей. Может ли священник разрешать пост жене-родильнице, и если может, то на каком основании.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Литургия и образование 1 В первые дни Церкви, когда «христианами не рождались, а становились» ( Тертуллиан ), оглашаемый до присоединения к Церкви должен был пройти длительный период катехизации, то есть приготовления к таинству Крещения. В начале II века в Риме, например, такой подготовительный период длился два года. В то время казалось очевидным, что человек может стать членом Церкви только тогда, когда узнает и усвоит Ее учение, вполне поймет Ее Законы и жизнь. Во времена миссионерской проповеди христианства крещение взрослых было общим правилом, но по окончании этой эпохи нормой стало крещение младенцев; тогда катехизация естественно становится формой послекрещальной подготовки членов Церкви. В Западных церквях катехизация остается необходимым условием для «конфирмации», то есть для таинства Миропомазания, совершаемого в раннем отрочестве. Православная Церковь сохранила традиционную связь между Крещением и Миропомазанием, рассматривая их как двуединое таинство, в котором верующий становится членом Церкви. Хотя различные Православные церкви не выработали обязательной формы катехизации после крещения, везде принято, что дети должны получить христианское воспитание и образование. Это всеобщее убеждение показывает, что преподавание правил христианской веры и жизни членам Церкви – органическая и существенная часть церковной традиции. Хотя необходимость христианского воспитания признана повсеместно, в отношении форм и методов христианского образования этого нельзя сказать. Мы должны откровенно признать, что здесь царит путаница. Положение тем более неясно, что трудности его не вполне осознаны и поэтому не делается усилий их преодолеть. Это относится не только к отдельным деталям, но и к основным проблемам. Хороший пример – всеобщее признание воскресных школ в Православной Церкви в Америке. Воскресные школы, конечно, пришли к нам из протестантской системы образования, и прежде чем вводить их в практику Православной Церкви, следовало бы их критически оценить в свете православной концепции христианского образования, ее целей и принципов. Тем не менее такой вопрос никогда не поднимался, и «воскресная школа», где занятия часто проходят во время Божественной литургии, стала общепринятой формой нашего церковного образования. Можно привести и другие подобные примеры. Я полагаю, что вопрос прежде всего должен быть сформулирован следующим образом: указывает ли нам наша собственная православная традиция пути и методы христианского воспитания? Мы, конечно, имеем в виду не механическое восстановление методов обучения, употреблявшихся в иную историческую эпоху, а попытку духовно чтить церковную традицию, открывая ее дух, ее вечное значение. Православный путь жизни состоит в такой творческой актуализации церковной традиции; отказываясь следовать по этому пути, мы, сознательно или бессознательно, отходим от Православия. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Отношение к исламу в богослужебных текстах Православной Церкви Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 29 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 Для определения традиционного отношения Православной Церкви к исламу помимо изучения святоотеческих творений, которые были посвящены этой религии, а также упоминаний в агиографическом материале и решений Поместных соборов (Константинопольских 1162 и 1180 гг.), стоит обратить внимание на то, как говорится об исламе и мусульманах в православных богослужебных текстах. Их можно разделить на две группы: непосредственно относящиеся к исламу — это чины отречения от ислама, и опосредованно к нему относящиеся — а именно, службы, составленные святым, пострадавшим от мусульман, полемизировавших с мусульманами, обращавших мусульман ко Христу и т. д. 1. Чины отречения от ислама “Чин, как принимать приходящих от сарацин к пречистой и истинной вере нашей христианской” является по-своему уникальным памятником отношения византийской Церкви к исламу. Он затрагивает очень специальную область христиано-мусульманских отношений и сфера применения его сугубо практическая. Текст почти полностью состоит из отречений от различных пунктов мусульманской веры и религиозной практики в форме анафем. Эти анафематизмы сопровождаются краткой инструкцией, касающейся подготовки ко крещению и исповедания христианской веры. Датировку текста с большой вероятностью можно отнести к середине IX века. Чин предполагает четыре стадии. Первая стадия состоит из двухнедельного поста как пути духовной подготовки, в течение которого готовящийся ко крещению обучается христианской вере, основным молитвам, знакомится с Евангелием. Вторая стадия: желающий обратиться свидетельствует в церкви, что принимает христианскую веру не по принуждению и не из корысти, но исключительно из любви ко Христу и Его вере. Священник присутствует в полном облачении; Сахас (Sahas) обращает внимание на эту деталь, так как согласно церковной практике священник совершает обычное крещение не в полном облачении. Изменение практики в данном случае, возможно, свидетельствует о том большом значении, которое Церковь придавала факту обращения из другой религии. Затем обращающийся отвергает по пунктам всё вероучение и обрядовую практику ислама, в том числе поимённо анафематствует особенно почитаемых в исламе лиц. При этом в чине сделано замечание, что если случится, что приходящий ко крещению не знает греческого, с ним должен быть переводчик, который фразу за фразой будет ему переводить. Третья стадия состоит в переведении человека в категорию оглашаемых и в совершении чина оглашения, который может быть совершён не ранее следующего дня после чина отречения. Крещение и миропомазание составляют четвёртую, заключительную стадию обращения и вхождения в Церковь.

http://pravmir.ru/otnoshenie-k-islamu-v-...

Православное чтение ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотека] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] < автор название > А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я ТЕМЫ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Библия, толкования Апологетика Богословие, догматика Основы православия Наставления, советы, проповеди Жития и жизнеописания Семья, брак, воспитание детей Православие и медицина Религии, ереси и секты Жизнь и смерть Конец света Наука и религия Культура, кино, СМИ О России Козни лукавого Православие и интернет Художественная литература Документы, справочники Разное ХРОНОЛОГИЯ КАТАЛОГ ПО НАЗВАНИЯМ - П - Вишневский А. Пагубные пристрастия статья Ко многим вредным привычкам пристрастились многие дети. Нередко с младенчества извращен ритм сна и бодрствования, разумно не упорядочено питание, развращена эмоциональная реактивность. Становится модным ленивое безделье. Многих одолевает тупая скука, дикий кураж, авантюризм, цинизм, уголовные деяния, вандализм, курение, пьянство и пр. нарко-токсикомании. Умопомрачающий азарт помолодел, усовершенствовался технологически, вооружился современной компьютерной техникой и психологическими программами развращения детей... Памяти пропресвитера Александра Киселева Война, Германия, Америка. Много испытаний выпало на долю батюшки. Его духовный опыт особенно ценен для нас, ибо немного мы знаем святых и подвижников, которые совершали свой подвиг, имея жену и детей... Памятка приходящему ко крещению Подробно объясняется таинство крещения. Обряды предшествующие крещению. Последование чина оглашения. Последование святого крещения. Миропомазание. Обряды восьмого дня. Иоанн (Снычев), митрополит Пастырь добрый [сборник трудов] Причины нынешней русской смуты, трагедия уничтожения великой некогда Державы, духовное одичание народа, отданного на откуп лжеучителям и слепым вождям, возрождение самосознания русского народа, величия и мощи Святой Руси - таковы лишь некоторые темы этого сборника… Пасха - Светлое Христово Воскресение [сборник книг, статей и проповедей]

http://zavet.ru/bn-p.htm

Разделы портала «Азбука веры» Присоединение к Православной Церкви совершается в соответствии с решениями 1го ( 8е и 19е правила ) и II-ro ( 7е прав .) Вселенских Соборов, которые установили общие правила принятия в Церковь иноверных. В VII веке Шестой Вселенский Собор, подтвердив прежние церковные постановления, окончательно определил принципы присоединения к Православию ( 95е правило ). Различают три способа присоединения к Православной Церкви: Различие чиноприемов обусловлено степенью «сохранности веры и строя Церкви и норм духовной христианской жизни» ( Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию . I, 17). Существуют формальные условия признания действительности Таинств , исходя из которых, выбирается тот или иной способ присоединения к Церкви. Через Покаяние принимаются представители тех христианских сообществ, которые сохранили апостольское преемство и приняли действительные Таинства Крещения и Миропомазания. Через Миропомазание принимаются представители тех христианских сообществ, которые сохранили веру в основные христианские догматы, но не имеют законного апостольского преемства и, соответственно, права освящать и преподавать святое миро . Церковь признает Крещение, совершенное во имя Святой Троицы (если крестящий православно верует в единого Триипостасного Бога)  с троекратным погружением (окроплением) в воду, даже если оно совершается лицом, не имеющим священного сана. По мнению некоторых богословов, дополнительным важным критерием признания Крещения должно служить правильное учение о нем (о том, что оно совершается во оставление грехов). Через Крещение принимаются представители тех христианских сообществ, в которых кардинально искажены  догматы христианской веры (прежде всего, православное учение о Святой Троице и о двух природах во Христе). Схемы чинопоследований присоединения к Православию Чин присоединения через Таинство Крещения (1й чин) Чин присоединения через Таинство Миропомазания (2й чин) Чин присоединения через Таинство Покаяния (3й чин) Какими церковными определениями надлежит руководствоваться при присоединении к Церкви римо-католиков, армян-нехалкидонитов, протестантов и старообрядцев?

http://azbyka.ru/prisoedinenie-k-pravosl...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Родиться от воды и Духа Таинства духовного рождения: Крещение и Миропомазание Когда меня спрашивают, что такое Таинство Крещения, я отвечаю кратко: это Таинство духовного рождения! Все мы когда-то родились от земных родителей, прошли родовыми путями матери для жизни на земле. Но Христос говорит: надлежит вам родиться свыше . Свыше – значит от Неба , от Бога . Перед нами, если мы крестимся во взрослом возрасте, и перед малышом, которого держим на руках и собираемся крестить, стоит наполненная водой купель. Это “утроба” Церкви, рождающая человека в новую, небесную жизнь. Как это объяснить? Каждый раз (уже в тысячный) обращаюсь к людям, пришедшим креститься, – и робею, оттого что боюсь не найти слов, выражающих тайну Крещения. Потому что это – Таинство. А само это слово – таинство указывает на тайну. Это то, что доступно нашему пониманию лишь в самой малой мере. В мире много тайны, много того, что несводимо к материальному функционированию мира, к законам физики, химии, обмена веществ… Любовь людей… Можно измерить давление любящих, пульс, попытаться определить что за химические реакции происходят у них в мозгу. Но приблизиться к пониманию того, что такое любовь , все эти анализы не помогут. Зачатие, беременность, рождение ребенка… это что-то большее, чем физиологические процессы организма, здесь мы встречаемся с тайной зарождения и развития новой жизни. Вот также и Крещение. Человек любит Господа, и он хочет связать свою жизнь, жизнь своего малыша, с Ним и приходит для этого в храм. И совершается Таинство, внешне очень земное, с несовременными обрядами, над которыми можно улыбнуться: мажут из пузырька маслом, дуют на воду, окунают… …Но в минуты Крещения, происходит нечто таинственное, невыразимое: человек вступает в общение с Богом – при-общается Богу . Момент Крещения – момент духовного рождения. (Заметьте, что в случае, когда мы говорим о Крещении, о жизни в вере, – “работают” аналогии с нашим миром, вернее, с темой семьи, родителей, воспитания и проч. На то, что такие сопоставления можно проводить, думаю, указал и Сам Спаситель, заповедав относиться к Богу как к Отцу.)

http://azbyka.ru/parkhomenko/roditsya-ot...

Скачать epub pdf Введение Настоящий очерк является опытом исследования вопроса о том, как следует принимать в лоно православной церкви лиц, приходящих к ней из других христианских вероисповеданий. Вопрос преимущественно состоит в том: принимать ли крещение инославных, совершенное в их церквях, когда это крещение совершается в том же духе и понимании, как оно совершается в православной церкви, т.е. тремя погруженьями во имя Отца и Сына и Святого Духа? Принимать ли таковых лиц в православную церковь путем отречения их от всякой ереси и исповедания ими православной веры и последующим за тем миропомазанием, в восполнение того недостатка, который они имели прежде своего обращения в православную веру, а в некоторых случаях – на основании самого отречения их от ереси, покаяния и исповедания православной веры? Или же, отвергая действительность таинства крещения, совершаемого во всех неправославных церквях, как не имеющих благодати, принимать лиц, переходящих в православную веру, исключительно путем их крещения при последующем затем миропомазании? Вопрос этот имел всегда большое значение в истории Церкви: был предметом суждений в древней церкви (См. Апостольские Правила: 46-е, 47-е, 49-е и 50-е) святых отцов, древних канонов поместных, а затем и Вселенских Соборов, дальнейших постановлений соборов и синодов отдельных православных церквей, а в отдельных случаях и государственных постановлений православных держав. Для нас же, живущих за границей среди инославных, этот вопрос уже не столько академический, сколько практический, приходской, пастырский. Мы постоянно имеем в наших церквях, в большей или меньшей мере, приток инославных, из которых некоторые затем вливаются в православную церковь и как клирики, и как миряне. Смешанные браки теперь являются обыденным явлением в наших приходах, и опять же предоставляют возможность обогащения нашей церкви новыми обращенцами в православную веру. И представляется весьма необходимым, чтобы современное законодательство церкви мудро руководило и помогало приходскому священнику в его миссионерской работе.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Скачать epub pdf Запрещение общей молитвы с еретиками под угрозой отлучения от церковного общения или извержения из сана содержится в 45 Апост. правиле: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви – да будет извержен». 46 Апост. правило гласит: «Епископа, или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христови с велиаром, или кая часть часть верному с неверными». Отцы Лаодикийского Собора в 6 правиле повелевают: «Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий». Авторитетный православный канонист епископ Никодим (Милаш) в своем толковании на 45 Апостольское правило относительно самого понятия «еретик» делает ссылку на 1 правило Василия Великого . По терминологии св. Василия Великого еретики – это те, кто расходятся с Православным вероучением в основных догматах; св. Василий Великий называет еретиками манихеев, валентиниан, маркионитов и подобных им – кого он предписывает принимать в Церковь чрез крещение; тем самым признается недействительным крещение, полученное ими в их еретических обществах. Принадлежащих к иным сообществам, отделившимся от Православной Церкви, св. Василий Великий обозначает как раскольников или самочинников, предусматривая в качестве чиноприема для первых миропомазание, а для вторых (самочинников) – покаяние. Если сопоставить терминологию 1 правила Василия Великого с содержанием 95 правила Трулльского Собора, который суммировал правотворчество Древней Церкви по вопросу о приеме еретиков и раскольников, то окажется, что несториане и монофизиты (первые по буквальному смыслу правила, а вторые по контексту), принимаемые в Православную Церковь через покаяние, по третьему чину, в том смысле слова «еретик», в каком его использует св. Василий Великий в своем 1 правиле, еретиками не являются. Хотя нельзя не отметить и то, что понятия «еретик» и «ересь» как в авторитетных древних текстах, так и в позднейшей христианской литературе употребляются в разных смыслах, обозначая в одной терминологической системе лишь фундаментальное искажение веры и приверженцев учений, искажающих веру в самых ее основах, а в другой – всякое догматическое заблуждение. В том же 95 правиле Трулльского Собора говорится, что несториан следует принимать по 3 чину, так, как предписывал св. Василий принимать самочинников, и в то же время условием их приема ставится «предание анафеме ереси своей, и Нестория, и Евтихия, и Диоскора, и Севира».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

ТАИНСТВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Введение Церковь на земле – средоточие истинной духовной жизни, святыни, правды Божией, премудрости, силы, мира, свободы. Церковь – общество спасаемых, святое и таинственное соединение душ праведных, отошедших к Богу и уже царствующих на небесах, и людей православно верующих, смиренно и радостно несущих крест свой в земной жизни. Они соединены воедино Главою Церкви – Господом нашим Иисусом Христом, а Дух Святой одушевляет, освящает и укрепляет этот союз. Установления, обряды и обычаи Православной Церкви существуют изволением Главы ее – Господа Иисуса Христа и ее Кормчего – Духа Святого. Спаситель, раскрыв в евангельском учении тайну Своих Страстей и Воскресения, даровал возможность созерцать духовные сокровища Церкви, положив в основание ее семь Таинств. По словам Священного Писания, «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь» ( Притч. 9, 1 ). Святой Симеон, архиепископ Солунский († 1429), так говорит о семи Таинствах Церкви Христовой: «Семь даров Святого Духа, – говорит Исаия; семь и Таинств церковных, совершаемых Духом Святым; Таинства сии суть: Крещение, Миропомáзание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение ». Церковь принимает человека уже от лона матери, и два Таинства приближаются к самой колыбели – одно возрождающее, другое утверждающее – Крещение и Миропомазание. Они, приняв младенца, возвещают, что новорожденному нужны еще иные родители, иные воспитатели, не только по плоти, но и по духу, не только для мира, но и для Христа. Третье Божественное Таинство – Причащение духовно питает и напояет человека, ибо сказал Господь: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6, 55, 56 ). Но младенец растет, и вместе с годами развиваются страсти от злоупотребления свободой воли, дарованной ему Господом, и козней лукавого. Тогда Церковь призывает опять человека на путь добродетели, предлагая ему четвертое Таинство – Покаяние. Оно, подобно Крещению, омывшему его от греха Адамова, очищает человека перед Богом от грехов, соделанных им в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

У блж. Иеронима не много сочинений догматических. Но сочинения превосходного толкователя Писания драгоценны для догматики. В споре православного с люциферианином объясняет он значение истинной христианской Церкви, «Надобно, говорит, пребывать в той Церкви, которая основана апостолами и доселе пребывает. Если услышишь, что иные называются не по имени Господа Иисуса Христа, а по какому-либо другому имени, наприм. маркионитами, валентинианами, знай, что это – не Церковь Христова, а синагога антихриста. Тем самым, что явились они после, показывают, что они предсказанные апостолом будущие». Здесь же учит: «столько же не нужно вновь освящать тех, которые поставлены еретиками, сколько и перекрещивать тех, которые крещены ими». В подтверждение того указывая на предание, так пишет о значении предания: «если бы для чего-либо недоставало подтверждения в Писании, согласие вселенское имело бы важность заповеди» 1394 . В письме к Марцелле обличает заблуждения монтанистов 1395 . Против Пелагиан, писал он два сочинения 1396 . Вопреки им он учил, что «нет человека без греха, все мы испорчены в Адаме, и без благодати Божией, не можем творить ничего вполне доброго» 1397 . Желать и идти в моей воле, но это мое, без постоянной помощи Божией, не будет моим» 1398 . «Но от меня никогда не услышишь, чтобы назвал я природу злою» 1399 , Душа находится между землею и огнем, между плотию и духом, если предается плоти, называется плотию, если духу, духом 1400 . Блж. Иероним, ясно учил об искупительном значении смерти Христовой 1401 , о единой личности Бого-человека 1402 , о благодатной силе Крещения 1403 , Миропомазания 1404 , Евхаристии 1405 , исповеди 1406 , и брака 1407 . В нескольких письмах обличал он заблуждение ариан о Сыне Божием и объяснял слово ποστασις 1408 . Известны на греческом языке с именем пресвитера Иеронима: «разговор христианина с иудеем о Св. Троице» и, «разговор о действии Крещения» 1409 . Из первого разговора одно место о Кресте приводил св. Дамаскин, называя сочинителя Иеронимом пресвитером Иерусалимским. Блж. Иероним сам писал, что небольшие сочинения его еще при его жизни переведены были на греческий язык 1410 . По содержанию разговоры вполне приличны блж. Иерониму, долго жившему в Иерусалиме между иудеями. Наконец он писал несколько сочинений против оригенизма. Между прочим в письме к Авиту, основательно показал опасные заблуждения в Оригеновом сочинении о началах 1411 . За то в письме к Феофилу, против Иоанна Иерусалимского, суждения его в воскресении отзываются резким антропоморфизмом 1412 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010