Глава XIX. О таинстве св. миропомазания I. Св. Дионисий Ареопагит : «Есть и другое священнодействие, подобообразное тому (Евхаристии): начало вожди наши нарицают его таинством освящения мира... Тому, над кем совершено священнейшее священнодействие богорождения, совершительное помазание миром дарует вселение богоначального Духа» (Писан. муж. Апост., т. 1, стр. 127 и 138). II. Св. Кирилл Иерусалимский : «Сподобившись сего святого миропомазания, именуетесь вы христианами, оправдывая имя сие возрождением. Ибо прежде, нежели сподобились вы сей благодати, не были в подлинном смысле достойными и сего наименования, но приближались только к тому, чтобы вам быть христианами» (3-е тайноводст. слово, § 5, изд. 1855 г., стр. 366). III. Св. Феофил Антиохийский : «Имя Христа значит помазанника, – имя приличное, приятное... Мы потому называемся христианами, что помазываемся Божественным елеем» (Посл. к Автолику, кн. 1-я, 11, п. 12). IV. Тертуллиан : «По исшествии из купели, мы помазываемся благословенным помазанием, по древнему чину, как обыкновенно помазываемы были на священство елеем из рога,... так помазан и Христос Духом от Бога Отца... Так и в нас помазание, хотя происходит телесно, но приносит плод духовный, подобно тому, как и в крещении совершение его бывает телесно, поколику мы погружаемся, но действие духовное, поколику мы освобождаемся от грехов. За тем возлагается рука, чрез благословение призывающая и привлекающая Святого Духа» (О крещении гл. 6 и 7-я). V. Св. Киприан Карфагенский : а) «Необходимо также тому, кто крещен, быть и помазану, чтобы, приняв помазание, он мог соделаться помазанником Божиим и иметь в себе благодать Христову. Крещенные же помазываются елеем, освященным на алтаре, где совершается евхаристия; но кто не имел ни алтаря, ни церкви, тот не мог освятить и вещества елея. А если, как известно, у еретиков невозможно ни освящение елея, ни совершение евхаристии, то не может у них быть и духовного помазания» (т. I, стр. 276, пис. 57-е к Януарию). б) «Те, кои уверовали в Самарии... получили законное и церковное крещение.... но только то, чего им недоставало, сделано было Петром и Иоанном; именно: молитвою и возложением, на них рук призван был и снизошел на них Дух Святой. Это самое делается теперь и у нас: крещаемые в церкви представляются начальникам церкви и нашею молитвою и возложением рук приемлют Духа Святого и запечатлеваются Господнею печатью» (т. I, стр. 289, пос. 60-е).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

С.М. Поспелов В числе таинств, преподанных церкви Господом ее для освящения верующих, Православная Кафолическая Восточная церковь приемлет святое миропомазание. Миропомазание, по ее исповеданию есть такое таинство, в котором через видимое помазание частей тела освященным миром, во имя Святого Духа, сообщается верующему невидимая благодать Св. Духа, укрепляющая его на подвиги духовной жизни. 1 Ту же благодатную силу и Божественную важность усвояет миропомазанию и Римская церковь : но она предлагает сие таинство не совсем в том же виде, в каком предлагается оно в церкви православной.– Церковь Восточная поручает совершать таинство миропомазания Епископам и Пресвитерам, и непосредственно после крещения. Напротив церковь Римская совершение сего таинства отлагаете до нескольких лет после крещения, и предоставляя совершение сего таинства одним Епископам, грозно осуждает предоставляющих совершать миропомазание Пресвитерам 2 . Те, которые, жалуясь на злоупотребления Римской церкви, с 16-го века отделились от нее, отступили еще далее от исповедания православной церкви. Различные последователи Лютера и Кальвина с своими начальниками отвергли таинственное значение миропомазания, оставив за ним только значение священного обряда, дополнительного к таинственному крещению. Сын церкви православной, веруя в святость постановлений ее, верует и тому, что она не установляла ничего, что бы не было основано на учении откровенном; и потому, когда замечает возникающие недоумения о предметах веры, обращается к слову Божию, объясненному церковью древнею: смиренное и основательное исследование откровенного учения о предметах веры; рассеивая сомнения, утверждает в душе его спасительное убеждение в истинах веры. Так дабы умудриться во спасение, на основании слова Божия и учения церкви, – 1.) рассмотрим состав таинства миропомазания, и 2.) в следствие понятия о сем составе, определим, кем и как должно совершаться сие таинство. Состав таинства миропомазания Таинство, по самому понятию оного, заключает в себе внутреннее, таинственное действие Духа-Освятителя на душу человека. Но поскольку таинство преподается человеку, который имеет две стороны, тесно между собою соединенные, – духовную и телесную; то оно также имеет и видимую сторону. «Если бы ты, – говорит Св. Златоуст , – был бестелесен, то Бог преподавал бы тебе дары только бестелесные; – но поскольку душа твоя соединена с телом, то и преподаются тебе дары сии под чувственными видами» 3 . На сем основанья и в таинстве миропомазания надобно различать две стороны – внутреннюю, таинственную, постигаемую оком веры, и видимую, подлежащую чувствам и доступную разумению человека. Внутренняя сторона миропомазания

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ras...

55. Важнейшие действия при совершении таинств Таинством называется такое священное действие, чрез которое, невидимо сообщается верующим особенная благодать или невидимая сила Божия. Всех таинств семь: 1) крещение, 2) миропомазание, 3) причащение, 4) покаяние (исповедь), 5) священство, 6) брак (венчание) и 7) елеосвящение (соборование). Вскоре после рождения младенца, перед крещением, бывает наречение ему христианского имени. Это совершается так: священник читает молитвы, в которых просит Бога об охранении младенца и его матери от всякого, зла; при этом дает имя младенцу в честь какого-либо святого, который бывает покровителем и молитвенником пред Богом за него во Всю его жизнь. Крещение. Таинство крещения совершается над человеком только один раз. При крещении всегда бывают восприемники (крестный отец и крестная мать). Это для того, чтобы поручиться перед церковью за веру крещаемого и потом научить его правильно веровать и жить по-христиански. Совершение крещения состоит из двух частей: оглашения и самого крещения. Во время оглашения священник читает молитвы об отгнании диавола от приступающего к крещению и затем восприемники и крещаемый обращаются к западу и три раза отрицаются от сатаны, при этом в знак презрения к диаволу дуют и плюют. После этого восприемники и крещаемый обращаются к алтарю (к востоку) и три раза произносят Символ веры . После оглашения священник облачается в светлую ризу, зажигает свечи и дает их восприемникам; это означает радость всей церкви о крещаемом, который из тьмы приходит к свету – просвещается. В начале самого крещения священник молит Бога освятить воду для таинства крещения, и три раза рукою в воде совершает крестное знамение. После освящения воды, приступающие к крещению помазуются освященным маслом. После помазания священник три раза погружает крещаемого в воду с произнесением слов «крещается раб Божий (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Это самое важное действие в таинстве крещении, потому что в это время невидимо сходит на крещаемого Св. Дух. После погружения на крещеного надевают белую одежду и крест. Белая одежда означает полученную через святое крещение чистоту души, а крест указывает на то, что крещеный, как последователь Христа, должен жить по примеру Господа Иисуса Христа, распятого на кресте. Крещение не повторяется, если оно совершено правильно, т.е. при троекратном погружении с произнесением имени Св. Троицы. В крайности крещение может совершать и мирянин. После такого совершения крещения священник не повторяет его, а только произносит некоторые молитвы и совершает миропомазание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

8. Неслитность крещения и миропомазания, как таинств, при их совместном совершении 245 . Не смотря на тесную связь, в какой миропомазание всегда стояло с крещением, оно однако всегда составляло особенное, отличное от крещения священнодействие, столь же необходимое для всякого верующего, как и крещение, и церковь всегда резко разграничивала эти два таинства. Такое разграничение мы находим еще 1 . У мужей апостольских, которые смотрели на акт миропомазания, как на акт отдельный от первого и весьма важный 246 . 2 . Затем Климент Александрийский также смотрит на принятие Святого Духа после крещения, как на акт совершенно отдельный от погружения и составляющий важную ступень в деле возведения человека в состояние совершенства 247 . 3 . Подобное же разграничение между миропомазанием и крещением мы находим и у Тертуллиана, когда он делает следующее замечание о действии помазания: Хотя помазание, приемлемое нами, производится на теле, но действие его простирается и на душу. Равным образом, хотя крещение бывает внешнее, потому что одно только тело погружается в воду, но действие его совершенно духовное, по тому что очищает нас от греха 248 “. 4 . По Киприану: «Крещение и миропомазание суть два отдельные акта крещения, хотя и соединенные самою тесною внутреннею связью, так что образуют одно целое неразрывное в отношении их к совершению» 249 . Приводить больше свидетельств в подобном роде нет необходимости; и из тех, на которые мы указали, достаточно видно, что помазание крещаемого миром искони составляло особое таинство, отличное от предшествующего ему крещения и, как божественное установление, считалось для каждого верующего столь же необходимым, как и последнее 250 . (См. кн.: «История чинопоследований крещения и миропомазания». А. Алмазова . Казань, 1884 г. стр. 377 – 379). 245 Примеч. В совершении таинства миропомазания римско-католическая церковь допустила следующие отступления от древней вселенской церкви: 1) право совершения этого таинства предоставлено только епископам, и в крайнем случае, священникам; причем совершенно не кстати делается ссылка на то, что диакон Филипп, крестивший самарян, не мог сообщать им даров Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Таинства. Богослужение. Устройство храма В церковных Таинствах через видимые действия передается невидимая Божественная благодать. Таинства совершаются священниками или епископами (впрочем, Таинство Крещения в исключительных случаях может совершить мирянин — так, например, бывает, когда человек, умирая, хочет креститься, а священника поблизости нет). Желающий участвовать в Таинстве должен быть православным христианином и знать, что оно означает для человека. В Православной Церкви – семь Таинств: Крещение, после которого человек становится членом Церкви. Перед Крещением желающий войти в Церковь отрекается от Сатаны и обещает сочетаться духовным союзом со Христом. В этом Таинстве Бог снимает с человека первородный грех — унаследованную от Адама вину за его падение, — а также прощает все личные грехи. Крещение состоит в троекратном погружении в воду, соединенном с призыванием имени Отца, Сына и Святого Духа. С момента Крещения христианин удостаивается права участвовать в Таинствах и богослужениях Церкви. Креститься может человек любого возраста, даже несмышленый младенец, однако в последнем случае он должен иметь восприемника (крестного отца или крестную мать), который ответствен перед Богом за христианское воспитание юного члена Церкви. Миропомазание — Таинство, совершаемое, как правило, сразу же после Крещения. По выходе из крещальной купели человек должен стать причастным Духу Святому, подобно апостолам в день Пятидесятницы. В этом Таинстве на человека налагается печать дара Духа Святого. Помазывая тело новокрещенного святым миром — особым благовонным составом, освященным Святейшим Патриархом, — священник передает верующему благодатные дары Святого Духа, освящающие мысли, чувства, слова и поступки христианина. Миропомазание, как и Крещение, совершается один раз в жизни.

http://mospat.ru/archive/86409-tainstva-...

Глава XI. Историческое обозрение собственно крещального акта. Вопрос о веществе крещения. Заповедь Спасителя в этом случае. Свидетельства апостольских писаний и отцов церкви. Отступление некоторых еретиков в данном случае от практики церкви. Заметка касательно вещества крещения в отношении к практике русской церкви. Освящение воды для крещения. Указания на совершение этого акта во II веке. История его совершения в III, IV и V вв. Акт освящения воды, и предшествующая ему великая ектиниия в VIII-X веках. Историческое обозрение состава великой ектинии и совершения освящения воды в практике греческой церкви с XIII века. Освящение воды в практике русской церкви XII в. и историческое обозрение этого освящения в ее практике. Изложив историю приготовительной части крещального акта, мы перейдем теперь к историческому обозрению самой главной его части, – части совершительной, иначе говоря, перейдем к изложению истории крещального чинопоследования в тесном смысле слова. Хотя эта часть крещального чина и представляет из себя один цельный акт, но в то же время еще из глубокой древности и она распадается на несколько цельных составых актов; поэтому-то и при ее историческом обозрении мы считаем более удобным следовать тому же самому порядку, которому следовали и прежде, т. е. будем, излагать историю каждого из составных актов крещального чина (в собственпом смысле) в их отдельности. Согласно этому, очевидно, в данном случае первым предметом нащей речи должна быть история освящения воды для крещения, так как этот акт в чине крещения по времени его совершения занимает первое место. Но прежде, чем говорит об освящении вещества для крещения, кажется, необходимо сказать несколько слов об этом самом веществе. Веществом, или материею для таинства крещения, как говорится в Православном Исповедании, должна быть вода чистая, естественная 739 . Так должно быть и по ясной заповеди Спасителя: «Аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие» 740 ; так, действительно, всегда учила и церковь . Нам нет нужды приводить в подтверждение этого подробные свидетельства; такое отношение к делу повело бы нас к напрасной трате труда и времени; достаточно здесь обратить внимание на главные эпохи, и то лишь в общих чертах, представляя только самые важные свидетельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

О церковных Таинствах 688 О таинстве покаяния Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Вот, братья и сестры, мы беседовали с вами о таинствах крещения и миропомазания. Эти таинства совершаются над человеком только один раз в жизни и не повторяются; но есть и другие таинства, которые повторяются, которые являются постоянными спутниками жизни человеческой. Вот, например, таинство покаяния. Это таинство – действительно постоянный спутник нашей жизни и, можно сказать, что если бы это таинство было от нас отнято хотя бы на один день, то не спаслась бы никакая душа. Дары Крещения, Божественный дар Святого Духа, получаемый в таинстве миропомазания, мы скоро расточаем, отгоняем от себя Божественную благодать. Хотя эта благодать всё-таки остаётся в нашей душе, в глубине её, но она там находится под спудом множества наших грехов. И вот, когда мы совершенно отходим от этих Божественных даров благодати, когда мы впадаем во многие тяжкие грехи, когда душа наша изнемогает, и мы чувствуем себя совершенно бессильными в борьбе с тёмными силами, – тогда-то приходит к нам на помощь таинство покаяния, которое всегда внушает нашей душе надежду и проливает свет на нашу жизнь. К одному старцу пришёл его ученик и сказал ему: «Отче, я пал». «Встань», – отвечал старец. Снова приходит ученик и снова говорит: «Отче, я опять пал». «Встань», – отвечает ему старец. И опять приходит ученик и опять говорит: «Отче, я опять пал». «Встань», – отвечает старец. «До каких же пор мне вставать?» – спрашивает ученик. «До тех пор, пока не отдашь ты души своей Богу, до тех пор будешь ты вставать всякий раз, когда упадёшь», -отвечал старец. Так, каждый раз, когда мы чувствуем, что мы пали, что мы отступили от благодати, – таинство покаяния говорит нам: «встань». Это таинство, как говорит святитель Тихон Задонский , – посох христианина. Каждому оно нужно, и вся Церковь живёт этим таинством. По словам прп. Ефрема Сирина , вся Церковь есть Церковь кающихся, есть Церковь погибающих, которые «спасаются только таинством покаяния».

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Приложение. Схемы чинопоследований Таинств Чинопоследования Таинств Крещения и Миропомазания Схема чинопоследования Примечания Чинопоследование оглашения Священник дует на оглашаемого, знаменует его и возлагает на него руку Четыре «запрещения» Два заклинания сатаны Два обращения к Богу     В конце четвертой молитвы священник дует на оглашаемого Чин отречения от сатаны и сочетания со Христом Отречение Троекратное отречение     Отрицаеши ли ся… Отрицаюся. Троекратное подтверждение отречения Отреклся ли еси… Отрекохся. Дуновение и плюновение    Сочетание Троекратное сочетание Сочетаваеши ли ся… Сочетаваюся. Сочетался ли еси… Сочетахся. Веруеши ли… Верую… Повторное троекратное подтверждение сочетания Сочетался ли еси… Сочетахся. Поклонение Богу И поклонися Ему. Поклоняюся… Молитва подготовительная ко Крещению Крещение и Миропомазание (Чинопоследование Просвещения) Приготовление Крещения Литургийный возглас     Благословенно Царство… Мирная ектенья с особыми прошениями Дополнительные прошения ектеньи: о воде и крещаемом Тайная молитва священника о себе Освящение воды     три молитвы Освящение елея     Помазание воды с пением Аллилуиа    Крещение Помазание «елеем радования» Троекратное погружение      Крещальная формула: Крещается раб Божий… Во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь. Псалом 31 [трижды] Облачение в «ризу правды» с пением тропаря Ризу мне подаждь светлу… Миропомазание Молитва  Благодарение о Крещении; прошение о последующих Таинствах Помазание св. миром     Формула: Печать дара Духа Святого. Аминь. Завершение Шествие вокруг купели с пением Елицы во Христа крестистеся… Трижды Прокимен. Апостол  Послание св. ап. Павла к Римлянам, зач. 91 Аллилуиа, Евангелие     Евангелие от Матфея, зач. 116 Сугубая ектенья    [Отпуст] Чины «восьмого дня» Омовение мира Две молитвы Молитва главопреклонения Окропление и омовение мира Пострижение волос Молитва  Молитва главопреклонения   Крестообразное пострижение Сугубая ектения Отпуст Чинопоследование Таинства Покаяния

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Протоиерей Алексий Уминский: Человек в храм приходит не к прокурору, не к начальнику, не к волшебнику – а к своему Отцу Проповедь на литургии о смысле Таинства евхаристии 27 октября, 2015 Проповедь на литургии о смысле Таинства евхаристии В минувшую субботу в храме Святой Троицы в Хохлах (Москва) прошла уже третья «детская» литургия, организованная, в том числе, для подопечных детского хосписа. «Многие из вас впервые причащаются или подводят к причастию своих детей, поэтому мне важно объяснить, в чем смысл этого таинства», – сказал во время проповеди настоятель храма протоиерей Алексий Уминский. В Православной Церкви есть таинства и есть обряды, между ними определенная разница. Таинства – это непостижимое уму божественное действие на человека, которое его преображает и делает богоподобным. Действие, во время которого человек и Бог бывают очень близки друг другу. Причем все таинства установлены Богом, о них мы можем прочесть в Евангелии. Первое таинство, важнейшее для каждого из нас, без которого мы не станем христианами, – Таинство крещения . Многие воспринимают крещение как традицию, как благочестивый обряд, который дает почувствовать себя в национальной культурной среде, но крещение по своей сути не имеет отношения ни к истории отечества, ни к национальности, ни к традиции, ни к культуре, а имеет отношение только к одному: в крещении человек рождается в Боге. Если наши дети принадлежат, как нам кажется, нам – по плоти и крови, по факту их рождения, по тому, что мы их воспитываем, кормим, заботимся о них, мечтаем об их светлом будущем, – то в Таинстве крещения мы отдаем своего ребенка в купель, чтобы он стал ребенком Бога, стал Ему принадлежать. Тем самым мы даем поручительство воспитать этого ребенка в вере, в хранении заповедей Христовых, в благочестии, чистоте, в Евангельской истине. Часто этого мы, к сожалению, не выполняем, но суть крещения именно в этом. Следующее таинство – Таинство миропомазания , через которое Дух святой подается человеку, зажигает его божественным огнем, через это человек сам начинает стремиться к Богу. Ведь в мире все, что ни есть, стремится вниз: камень ли подбросишь вверх, он упадет, человек ли споткнется, – падает вниз. По законам падшего мира и мы живем. Только одно вещество стремится вверх – огонь, вот такое чудо. И человек, зажигаясь божественным огнем через Таинство миропомазания, через вхождение Духа святого, начинает все время тянуться сердцем к Богу, вверх.

http://pravmir.ru/protoierey-aleksiy-umi...

Содержание Человек свободный и радостный. О протоиерее Александре Шмемане Беседы «Я верю в Бога…» Предельно личная религия Каково мое истинное «я»? «Я верю» – что это значит? В какого Бога? Всечеловеческое достояние Опыт веры – мой ли он? Единственное имя Непрекращающийся спор Время сравнить Необъяснимое неверие На последней глубине Исконное содержание Высшая разумность Растворяя ставни Беспомощная трактовка Познается по плодам Новая «религиозная война» «Религия» против религии Две веры Спор о Боге и богах Начало всего Главная тема Универсальное знание Доказательство от света Доказательство от полноты Возможность невозможного Историческое лицо, Господь, Учитель Заново поверить в непобедимость добра Почему замалчивается Рождество? Блаженны не видевшие и уверовавшие Враги одухотворения Во имя чего? Контрабандный идеал Объект ненависти Поразительное мировоззрение Парадокс нашей веры Слепота и зрячесть Псевдонаучность Одно из главных обвинений Догматизированная пропаганда Смешение понятий «Борьба» с наукой? Порабощенное знание Объективно и честно Подлинно научный подход Скучная помеха Обывательщина Сверху или снизу? Единство веры и разума Полярные объяснения Цена отказа «Како веруеши?» Общее – поиск Нужда в безмерно большем За пределами науки Радость или сытость? В едином мире Разоблаченный «гуманизм» Мнимый антагонизм Основополагающее различие Неоправданное разделение Отказ от подлинного знания Путь к соединению Метафизический «уклон» Сближение исходных позиций Современная наука о начале и конце Ложная предпосылка Два пережитка Встреча смирения и мудрости За жизнь мира Предисловие Глава первая. Жизнь мира Глава вторая Глава третья. Время Глава четвертая. Водою и Духом Глава пятая. Таинство любви Глава шестая. «Смертию смерть поправ» Заключение. «Вы же свидетели сему...» Литургия и жизнь. Христианское образование через литургический опыт Предисловие Литургия и образование 1 2 Пост: время наставления 3 Церковь: новая жизнь во Христе Обучение: «вкусите и видите» Возрождение концепции церкви 4 Опыт церкви Домашняя атмосфера Школа: ее значение Библия и Литургия Память о Христе Значение таинств Евхаристия как центр Православное богослужение Введение Основные элементы литургического богослужения Язык богослужения: язык библии Основные обряды Литургические формулы Богослужебные тексты Святой Храм Священник и приход Божественная литургия Проскомидия Литургия оглашенных Благословенно Царство Великая Ектения Антифоны и вход Литургия Слова Сугубая Ектения Молитва об оглашенных Литургия верных Приношение Исповедание веры и любви Благодарение Освящение Ходатайственные молитвы Причащение Освящение времени Праздник Воскресения Пятидесятница и Пасха Пришествие Христа Преображение Память Божией Матери Празднование: приготовление и исполнение Освящение жизни Дух и материя Крещение и миропомазание Приготовление Крещение Миропомазание Покаяние и исцеление Таинство покаяния Таинство Елеосвящения Брак Обручение Венчание Рукоположение Статьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010